Старица. Церковь Рождества Богородицы (Пятницкая). Церковь в старице в тверской области


Старица. Церковь Рождества Богородицы (Параскевы Пятницы)

Старица. Церковь Рождества Богородицы (Пятницкая) (Россия, Тверская область, г. Старица, пл. Ленина)

На склоне древнего старицкого городища, будто бы прислонившись к горе, стоит интересный памятник — Пятницкая церковь. Постройка «отличается сложной, но строго упорядоченной композицией, хорошо связанной с окружающей гористой местностью. Раньше Пятницкая церковь была связана с классическим храмом и колокольней широкой чугунной лестницей, которая спускалась сверху к базарной площади. Недаром и церковь была поставлена также на площади и посвящена Параскеве Пятнице — покровительнице торговли. Основная часть храма, построенная в 1750 году, имеет кубическое основание и несет типичный для того времени восьмерик, увенчанный небольшой главкой. Декоративные элементы убранства свидетельствуют о еще не изжитых формах русского зодчества конца XVII столетия. По сторонам основного храма стоят самостоятельные приделы-ротонды, построенные в 1825 году. Дорическая белокаменная колоннада, хорошо найденная по форме, связала храм с приделами в одну живописную группу. 

Описание Рождественской церкви (Праскевы Пятницы)

В результате образовался редкий по построению и достаточно эффектный архитектурный ансамбль, чем-то напоминающий своим видом своеобразный миниатюрный монастырь. В облике этого здания есть что-то удивительно уютное, камерное и располагающее» — писала О.Д. Балдина в своей книге «От Валдая до Старицы», «Искусство», Москва, 1968, с. 111-112. Храм был отреставрирован в 1975-79 гг., но по неизвестным мне причинам оказался в запустении, бесхозным. Сегодня любой желающий по торжественной лестнице может подняться на внутренний церковный двор, также выстланный белокаменными плитами, в швах между которыми густо колосятся сорные травы… 

железные кованные, почерневшие от времени врата, не преградят вам дорогу, и вы окажетесь под раскрытым ввысь граненым куполом Пятницкой церкви, в леденящей прохладе и приятном сумраке (если это летний жаркий день). Внутреннее пространство весьма внушительное по размерам, не сохранило других элементов убранства, кроме фрагментов росписей, выполненных в академической манере, на недосягаемой высоте… Для самых любознательных приятным сюрпризом окажется возможность забраться на колокольню, однако, верхний ярус звона недоступен, по причине отсутствия лестницы.

Литература:О.Д. Балдина «От Валдая до Старицы», «Искусство», М., 1968

Схема проезда

Старица. Церковь Рождества Богородицы (Пятницкая)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация

Старица. Церковь Рождества Богородицы (Пятницкая) 56.509478, 34.929636

nataturka.ru

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Старица)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города. 

История храма

Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города. 

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным. 

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.). 

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы. 

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации. 

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки. 

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.

www.bankgorodov.ru

Старицкий район Тверской области: церковь в деревне Красное, источник в Маслово и усадьба в Берново

Зима скоро сдаст свои позиции, а значит, самое время порадовать вас еще одной порцией красивых зимних пейзажей. Сегодня закончу обзор поездки в Тверскую область, которую мы предприняли на позапрошлой неделе. В первой части речь шла о том, как добраться до живописного городка Старица. Затем – об Успенском монастыре в этом же населенном пункте, ради которого, собственно, все и стремятся сюда.

И так, путь наш из Старицы лежит на Красное Старицкого района. Ехать сюда - всего 25 км по вполне приличной асфальтовой дороге.

По пути останавливаемся в Братково, и фоткаем церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1804 году была построена на средства помещицы Анны Николаевны Ермолаевой. Здесь же была расположена усадьба Ивановское-Ермолаевых.

Сворачиваем направо на Красное. На подступах к деревне наблюдаем необычное розовое строение. Ничего подобного я еще не видел.

Минут через 15 после нашего приезда на парковке появилось еще несколько авто с такими же как мы стихийными экскурсантами.

Наверное, только в России могут такой роскошный архитектурный ансамбль обезобразить забором из профлиста. Просто нет слов...

Видимо, соседняя территория является частной собственностью. Вот фото сверху с sobory.ru

Еще несколько лет назад здание церкви было в плачевном состоянии. Фото - travelask.ru.

Сейчас и фасад, и внутренне убранство привели в соответствие с историческим обликом.

Из открытых источников: Храм Преображения Господня является репликой знаменитой петербургской Чесменской церкви. Построен в 1790 году по заказу оперного певца, дворянина М. Ф. Полторацкого, у которого было имение в Красном. Храм построили в модном тогда псевдоготическом стиле. Во время строительства мастера допустили ряд вольностей, что и отличает этот храм от оригинала в Санкт-Петербурге. Например, над главным входом установлены фигуры ангелочков, а «стрельчатые» формы снабдили витиеватыми дополнениями. Примечательно, что в декоре использовали не гипс, а белый камень, добываемый в окрестностях Старицы. С виду храм напоминает сказочный домик, выкрашенный в бело-красную полоску. Однако внутреннее убранство храма после закрытия в 1930-е годы оказалось полностью утрачено. Приходская жизнь возобновлена в 1999 году, с этого времени храм реставрируют собственными силами. Кстати, у Чесменской церкви был и еще один двойник, которую построили еще раньше, чем в Тверской губернии. Это Никольская церковь в селе Посадникове Новоржевского уезда Псковской губернии. Ее возвели по заказу фаворита Екатерины II А.Д. Ланского в 1781-1784 гг.. Однако церковь была утрачена в 1920-е годы. Немногочисленные фотографии можно найти на просторах Интернета. Вот одна из них.

Вот так выглядит Чесменская церковь в Питере. Без забора из профлиста. Фото - kudago.com.

Нас попросили не фотографировать иконы. Так что вот несколько изображений сводов церкви.

В церкви отличная акустика.

Ну а мы следуем на Святой источник живой и мертвой воды, что расположен в деревне Маслово Старицкого района. Расстояние от села Красное, где находится Храм Преображения Господня, составляет 4 километра.

Источник с живой водой. Считается, что ежедневные умывания «мертвой водой» восстанавливают зрение подобно оперативному вмешательству, но пить эту воду не рекомендуется. А вода из источника с живой водой решает проблемы пищеварения.

Купели для братьев и сестер.

Мороз был крепким.

Источник с мертвой водой и его убранство.

Ну и финальной точкой нашего маршрута, откуда нам предстояло ехать домой почти 400 км, стала усадьба Вульфов в Берново, где неоднократно гостил Пушкин и писал свои выдающиеся произведения – в частности, «Евгения Онегина».

Берново когда-то был одним из пограничных пунктов между владениями Твери и Новгорода и принадлежал он боярам Берновым (отсюда название). Через деревню пролегал торговый путь. Населенный пункт в разные годы менял хозяев. Так, в 1537 году здесь стоял с войском перед походом на Новгород князь Андрей Старицкий. После 1569 года Берново поступило в опричнину, в начале XVII века отдано стольнику Калитину, а затем перешло бригадиру П. Г. Вульфу.

Именно с его потомком, Иваном Ивановичем Вульфов и связан пушкинский период усадьбы. Поэт часто бывал здесь и писал свои произведения. В 1971 году в бывшем усадебном доме Вульфов открыт музей Пушкина и в том же году в Берново проведен первый областной праздник поэзии, ставший традиционным.

Мы немного прогулялись по парку и зашли внутрь дома-музея.

В Бернове, в имении своего деда Ивана Петровича, воспитывалась до 12 лет Анечка Полторацкая – будущая Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Александр Сергеевич Пушкин впервые приехал на Старицкую землю по приглашению хозяйки усадьбы Малинники П.А. Осиповой-Вульф. Во время всех трех приездов – в 1828, 1829 и 1833 годах – он бывал в Бернове, хотя и недолго. Анне Ивановне Вульф, дочери хозяина, поэт посвятил шутливое четверостишие.

По преданию, именно в Бернове Пушкин услышал сюжет для своей драмы в стихах «Русалка». Здесь ему рассказали историю любви дочери мельника и барского камердинера, отданного барином в солдаты. Девушка от безысходности утопилась в омуте за мельничной плотиной. Пушкину показывали омут, где произошла трагедия. Это же место запечатлено на картине «У омута» И.И. Левитаном, жившим в конце XIX века на соседнем хуторе Затишье. (источник)

Заключительный пункт нашей поездки - церковь Успения Пресвятой Богородицы в Берново.

Вечерний вид на реку Тьму. Умиротворенное, красивое место, особенно, в лучах закатного солнца.

Ну а набегавшись по морозцу, самое время устроить легкий перекус в дружной компании! Ваше здоровье!

m-zaxaroff.livejournal.com

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старице.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (также церковь Параскевы Пятницы на Торгу) – храмовый ансамбль в городе Старице, построенный в 1740–1825 гг. и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.

Комплекс храма Рождества Богородицы, более известный как церковь Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей торговли, находится на левом берегу реки Волги рядом с древним старицким городищем. Когда-то он располагался на Торговой площади Старицы и вместе с множеством торговых рядов Гостиного двора перекликался с ансамблем Успенского монастыря, расположенного на другом берегу Волги. Горожане часто называют комплекс женским монастырем. Однако это не монастырь, это великолепный ансамбль храма, построенный в XVIII–XIX вв. И даже в наши дни, несмотря на плачевное состояние, церковь Рождества Богородицы является одной из достопримечательностей и визитных карточек города.

В 1728 г. по указу архиепископа Тверского Феофилакта вместо деревянного храма Параскевы Пятницы началось возведение каменной церкви Рождества Богородицы с приделом, посвященным древнему храму. Пятницкий придел был освящен в 1740 г., а освящение главного престола состоялось только спустя 10 лет, в 1750 г., при священнике Василии Алексееве. Позднее к белокаменной барочной церкви с невысокой колокольней с северной и южной сторон были пристроены два придела в виде ротонд в стиле позднего классицизма. Придел во имя Нила Столбенского построен в 1806 г., святой Мученицы Параскевы Пятницы – в 1825 г.

Сложную, но строго упорядоченную композицию ансамбля Богородицкой церкви с востока дополнила белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Множество куполов – разных по форме и расположенных на разных уровнях – делают живописный облик храма очень камерным и уютным.

В Клировых ведомостях Старицкого уезда 1828 года указано, что каменная Рождественская церковь с приделами Великомученицы Параскевы (еще не освященным) и преподобного Нила чудотворца (освященным) построена в 1784 г. Земли пахотной и сенокосной при церкви не имелось, в 115 приходских дворах (в Старице и деревнях Федурнове и Коньковской слободе) числилось 315 душ мужского пола и 385 женского. В храме в это время служили: священник Космин Василий (32 года, священником с 1821 г.), диакон Иванов Илия (55 лет, диаконом с 1793 г.), дьячок Феодоров Петр (25 лет, дьячком в Старицкой Богородице-Рождественской церкви с 1825 г.), пономарь Кириллов Михаил (68 лет, пономарем с 1784 г.).

Согласно данным за 1901 г., Богородице-Рождественская церковь в Старице, построенная в 1784 г., имела три престола: Рождества Пресвятой Богородицы и Нила Столобенского (в теплой), мученицы Параскевы Пятницы (в холодной). В храме служили: священник Казанский Михаил Антонович (41 год, священником с 1883 г.), псаломщик Борисоглебский Петр Иванович (28 лет, псаломщиком с 1899 г.). Прихожан в Старице и в деревнях: Ново-Старкове, Коньковской слободе, Федурнове – 159 дворов (1 006 человек – 457 мужчин и 549 женщин). Под алтарем церкви в 1791 г. была устроена каменная часовня в честь Рождества Богородицы.

В 1914 г. служили: священник Казанский Михаил (53 года), псаломщик Смирнов Иоанн (46 лет). Прихожан в городе Старице и деревнях Старково, Федурково, Коньково – 998 человек (481 мужчина, 517 женщин).

В 1970-х гг. храм Рождества Богородицы был отреставрирован, но к началу 2000-х гг. он снова уже нуждался в реставрации.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к характерному для XVIII столетия типу храма «восьмерик на четверике». Храм одноглавый с примыкающей к нему с востока грузной полукруглой апсидой. Углы четверика декорированы лопатками, окна – барочными наличниками с кокошниками. Колокольня, примыкающая к храму с запада, завершена высоким шпилем. Словно венком храм окружен кольцом построек разного времени. Особенно интересен придельный храм, выстроенный в 1825 г. в стиле позднего классицизма и представляющий собой ротонду, с фасадов украшенную фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. Купол, венчающий храм, окружен пологими куполочками.

Из других сооружений храмового комплекса до нашего времени сохранились часовня, две нарядные башни, увенчанные куполом со шпилем, дом причта и торжественная колоннада, представляющая собой галерею со спаренными колоннами тосканского ордера, объединяющую все постройки в единый ансамбль. Башни-ротонды когда-то использовались как лавки.

Постройки, в убранстве которых широко использован местный белый камень, образуют очень живописную группу. Авторы комплекса на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.Источник:http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-rojdestva-presvyatoi-bogorodici-starica

arch-heritage.livejournal.com

ЗАБРОШЕННЫЕ ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - nata_kisa

Сейчас покажу вам то, от чего волосы встанут дыбом. Среди бесконечно унылых и однообразных русских деревень стоят никому не нужные памятники истории. Драгоценности валяются под ногами, но их не замечают, топчут, а то и просто гадят, используя как туалет.

Этим летом я проехал по богом забытым местам и ужаснулся масштабу катастрофы.

В Тверской области около 1000 церквей. Больше половины из них заброшены. Посмотрите карту, здесь лишь несколько районов от Ржева до Калязина. Все точки - недействующие храмы. Фиолетовым отмечены те, где я планировал побывать.

В этом репортаже много галерей. Чтобы увидеть все фотографии, нажимайте на стрелки.

Старица. Город заброшенных церквей

1 Крохотная и всеми забытая Старица могла бы стать вторым Суздалем. А по исторической ценности и переплюнуть его. На площади города уместились девять разных церквей, в ближайших сёлах ещё больше. Но все эти храмы забыты и давно заброшены.

Старица – один из самых древних тверских городов. Ещё в 14 веке, здесь началось каменное строительство, а в 16 веке, в дни расцвета города, над Волгой уже возвышалась мощная крепость, частично из камня, с двумя каменными же соборами. В начале 16 века великий князь Иван III выделил Старицу в удел сыну Андрею Ивановичу. Так началась короткая история последнего удельного княжества на Руси. В борьбе с Москвой князь Андрей Иванович Старицкий потерпел поражение и умер в заточении.

В годы Ливонской войны (1558-1583) Старица особо полюбилась Ивану IV Грозному. Город был избран местом переговоров с послом папы римского А. Поссевино, итогом которых явилось перемирие, заключённое между Русью и Польшей в 1582 году. В ответ же на предложения сближения Руси с католическим миром Иван IV ответил: "Венецианам в наше государство приезжать вольно с попами и со всякими товарами, а церквам римским в наше государство быть непригоже, потому что до нас этого обычая здесь не бывало, и мы хотим по старине держать”. // Из книги. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России”.

Со временем, город измельчал, в 1708 году вошёл в состав Смоленской губернии, переходил от Санкт-Петербургской к Новгородской губернии, а к концу 18 века вернулся во вновь созданную Тверскую, став в ней уездным городом. Старица была торговой пристанью на водном пути в Петербург, в окрестностях велась добыча “старицкого мрамора” (известняка), имелась 21 фабрика и завод и 124 торговых предприятия. Население при этом оставалось небольшим - 5 тысяч человек.

История Старицы в 20 веке уместится в одном предложении: в 30-е все церкви закрыли, в 41-м город оккупировали немецкие войска, в 42-м - освободили, в 63-м открыли мост через Волгу. Вот и вся история, с тех пор ничего не происходило.

2 С высокого берега Волги (здесь она такая маленькая, что и на Волгу не похожа) открывается пасторальный вид на Свято-Успенский монастырь. Единственный действующий в округе.

3 Но за моей спиной, на другом берегу, всё словно вымерло. 260-летняя церковь Параскевы Пятницы стоит в центре бывшей рыночной площади. От базара уж ничего не осталось, только в кустах возле реки сохранились заросшие высокой травой стены старых торговых рядов.

Внутри храма уцелели росписи, но посмотреть на них не получится: недавно кто-то обновил решётки на окнах и повесил замки на вход.

Стоящий на пригорке Борисоглебский собор (последнее фото в галерее) тоже заброшен. Первый храм был построен в честь славных побед московского войска в Казани и Астрахани, и внешне чем-то напоминал собор Василия Блаженного в Москве. Простояв сто лет, собор был разграблен в “смутное” время, стоял заброшенным 150 лет, после чего был разобран.

Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня, возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы». // sobory.ru

4 А вот как выглядела Старица сто лет назад. Русский фотограф Прокудин-Горский запечатлел город на своих снимках.

5 Сегодня время в городе практически остановилось. Словно для того, чтобы замедлить умирание и дать нам шанс, хотя бы увидеть (раз не удалось сохранить) эту красоту. На фотографиях - Никольский храм, по другую сторону моста. Тоже заброшен.

Старица могла стать вторым Суздалем. Но уже не станет. Если сюда и едут туристы, то “одиночки” и любители заброшенностей. За пределами города их ещё больше.

Церковь, полная сокровищ

6 В нескольких километрах к югу, в селе Бойково, стоит руина Толгской церкви. Правда и легенды здесь прочно сплелись в одну историю.

7 Про само село и рассказать нечего, оно выглядит совершенно обыденно в своей разрухе, с дырявыми дорогами, буйнорастущей зеленью летом и глубокими сугробами зимой. Таких сёл по всей стране - тысячи, и во многих стоят такие заброшенные храмы, давно ставшие частью сельского ландшафта.

8 Но у этой церкви особая история появления. Жил-был в 18 веке помещик Андрей Иванович Змиев. Сам-то по большей части обитал в Ярославле, но в Тверской губернии была у того, не много не мало, тысяча крепостных крестьян. Приезжал он сюда не часто. Но случилась беда, в 1769 Змиев ослеп. Деньги у человека были, возможности тоже, а вот зрение пропало. Объездил он столичных врачей - не смогли помочь. Говорят, даже за границей искал лекарей, всё без толку, те лишь разводили руками. Вот и “ударился” помещик в религию, решил отмолить свои грехи. В Толгском монастыре, под Ярославлем, пришло к нему видение, и было обещано. Если он выстроит церковь, зрение вернётся.

Змиев приехал в свои тверские владения и заложил храм, на самом высоком холме в селе Бойково. Из того самого “старицкого мрамора”. Ровно год Андрей Иванович ничего не видел, а только начал строить храм - снова прозрел. И с еще большим усердием приступил к строительству, лично помогая в работах: рыл траншеи, тесал камни, носил воду и кирпичи. Вот такая история, хотите верьте, хотите нет.

Напротив церкви Змиев выстроил себе большой дом и переехал сюда со всей семьей. Здесь же он и похоронен, у юго-западной стороны церкви. Позже усадьба была продана другому помещику по фамилии Долганов, который и владел селом до 1917 года.

После революции, большевики превратили храм в ремонтную мастерскую, а бывший барский дом - в сельскую школу. Ходит легенда, что в церкви спрятан клад: всю дорогую утварь, золото и иконы, спрятали от советской власти. Да так, что никто не может найти до сих пор. Хотя регулярно ищут, разрушая и без того ветхое здание.

Аист ждёт потомства

9 В соседнем селе Мелтучи жизнь ещё тише. Несколько деревянный домов и каменная церковь Константина и Елены, построенная во второй половине 18 века. На её крыше успел вырасти целый лес.

10 В Мелтучах сохранилось всего несколько домов, но все они - шедевры деревянного зодчества. Местные краеведы назовут их прекрасными образцами старицкого стиля и расскажут о его особенностях. Но затащить краеведа в такую глушь - дело не быстрое.

До недавнего времени работало сельхозпредприятие, в наследство от советского колхоза ему досталась груда ржавого металла, когда-то бывшее автобусами, комбайнами и тракторами.

11 Сегодня в селе осталось четыре жителя, да летом ещё в пару домов приезжают дачники.

12 Как и предыдущий храм, этот был построен на деньги местных помещиков. Один из них также похоронен у церковной стены. Внутри здания совершенно пусто, можно посмотреть только на каменную кладку. Рядом сохранилось ещё несколько могил, вперемешку с поленницей и куском кузова старых “Жигулей”.

13 А на дырявой крыше бывшей колокольни свил своё гнездо аист. Будет потомство.

Никольский погост

Из Старицкого района Тверской области мы едем в Ржевский. Навигатор вежливо просит повернуть налево, в лес. Асфальт сменяется грунтовкой, но хорошо заметный след от колёс успокаивает. В итоге, мы застреваем, садимся на брюхо. Назад до трассы - три километра пешком. Вперёд, до ближайшей деревни - полтора. Прежде чем принять решение, куда идти, проверяю интернет. Работает! Ищу ближайшее крупное село. Яковлевское как раз через трассу, напротив. В селе живёт 397 человек, но у него есть свой сайт (и неплохой для села!).Нахожу контакт администрации, звоню им и говорю, что застрял. Прошу прислать трактор. Через полчаса приезжает тракторист вместе с главой администрации, Владимиром Алексеевичем Громовым.

Вытащили меня, а потом и вопросы стали задавать. Вот что ты туда, молодой человек, попёрся? Мне на Никольский погост, говорю. В заброшенный храм. Навигатор повёл этой дорогой. Оказалось, нужно было просто ехать по трассе через город Ржев. А эта дорога не ведёт никуда: во время войны там были две деревни, но ничего не осталось. К Никольскому погосту, как оказалось, ведёт вполне годная дорога через Ржев: только последние несколько сотен метров будут трудными для легковой машины из-за брода, который нужно преодолеть.

14 Этот разрушенный храм на старом кладбище стал самым сильным впечатлением от всей поездки. Не зря именно его фотография оказалась на “обложке” репортажа. Зачем вообще эта “экспедиция”, ведь я далёкий от религии человек, а в путешествиях, наоборот, стараюсь избегать места культа именно из-за их “попсовости” (церкви, монастыри, мечети и.т.д всегда возглавляют рейтинги путеводителей и туда обычно прутся все туристы).

Каждая заброшенная церковь в глубинке России - нерасказанная история и нераскрытая тайна. В таких местах я всегда испытываю сильнейший азарт вперемешку с мурашками.

15 У меня есть старая фотография, как храм выглядел в 1941 году. Теперь на километры вокруг не осталось ни одного дома.

16 А раньше в большую пятиглавую Скорбященскую церковь съезжали со всех окрестных сёл. В 1914 году значилось 2500 прихожан. Во время войны, в июле-августе 1942, церковь подверглась артиллерийскому обстрелу во время наступления советских войск. За сам храм тоже велись бои, здесь засели немцы. Когда они уходили, оставили солдата-финна прикрывать отступление. Приковали того цепями к стене, чтобы не убежал. Так тот взорвал себя гранатой, но прежде успел положить немало красноармейцев.

Историю про перестрелку рассказал один из встреченных местных жителей. Характер разрушений и многочисленные следы от пуль, как внутри так и снаружи церкви, её подтверждают.

17 Уничтоженные войной деревни не стали восстанавливать, за 75 лет раны земли успели затянуться, хотя через проплешины среди леса ещё можно догадаться, где жили люди. А забытая церковь так и стоит в одиночестве.

Забытый монастырь

18 На пути из Осташкова в Торжок, в половине версты от дороги - ещё одна церковная руина. Собственно, церкви здесь даже две, одна стоит крепко, другая совсем обрушилась и почти вросла в землю. Ещё один двухэтажный дом стоит с целыми окнами и закрыт на замок. А ведь это всё, что осталось от знаменитого монастыря Могилёвской пустыни. Было время, он успешно конкурировал с Ниловой пустынью на Селигере.

19 Так монастырь выглядел чуть большее ста лет назад.Фотография с сайта nikola-malica.ru

20

Малоизученный и очень интересный монастырский ансамбль, имеющий высокую степень сохранности исторических зданий. Основан как мужская пустынь около 1634 года монахом Иовом. Каменные постройки - собор, теплая церковь, колокольня, отдельные кельи - появились в конце XVII - начале XVIII вв., часть их сохранилась. В 1860-1880-х гг. комплекс подвергся значительной реконструкции, сооружен каменный настоятельский корпус и ограда (утрачена). В 1902 году монастырь обращен в женский, но значительных изменений в облике не произошло. // tversvod.ru

21 “Тёплая” (отапливаемая зимой) церковь почти не сохранилась. Внутри бардак, часть стен обрушилась, в здании валяются ряды откидных кресел советской эпохи. Но несмотря на ужасное состояние, сохранились отдельные детали. На меня произвел впечатление нехитро вырезанный дверной наличник, которому больше 300 лет.

22 Второй храм сохранился намного лучше: говорят, внутри уцелели почти все росписи, хоть в советские годы здесь был традиционный амбар или мастерская. Монастырь пытаются восстановить, и хотя дело не очень спорится, здесь уже появился свой приходящий священник, иногда проводят службы. Даже смастерили самодельный колокол из ржавого диска от грузовика, в который нужно бить молотком.

23 А ведь эти места нельзя назвать глухими! Три-четыре часа езды до Москвы, самый центр Тверской области. Но деревни словно затеряны в прошлом.

24 Это сюда приезжают дважды в неделю автолавки, где местные жители покупают овощи и молоко: то, что всегда было в деревнях в изобилии.

25 Тверская область это путешествие в прошлое.

26 Иногда кажется, что здесь изобрели машину времени. Но что-то перепутали, не смогли закрыть временной портал, всё смешалось и исказилось.

27 В своём маршруте по региону я наметил полтора десятка церквей на пути из Старицы в Калязин. Можно было и больше, вы же видели карту в начале поста — тут в каждой деревне по закрытому храму. Но иногда встречались такие, что даже не были отмечены на карте. То есть, забытых церквей ещё больше.

Хочу, как в Петербурге!

28 Ещё одно умирающее село, ещё один мёртвый храм. Этот величественный собор кажется абсолютно здесь неуместным. Ему бы стоять на площади в центре Петербурга, а не у разбитой дороги в селе Кунино.

29 На самом деле, так оно и есть — это почти полная копия известного петербургского собора, построенная по “щучьему велению” главы известного дворянского рода Полторацких. Основатель семейства, Марк Фёдорович, имел страсть к копированию столичных проектов, и что не менее важно, имел на это средства. Его потомки продолжат смелые эксперименты в других имениях, но сейчас не о них.

30 Русский певец, сын украинского казака и священника, Марк Фёдорович имел блестящую карьеру, позволившую ему из неизвестного певца церковного хора где-нибудь на Украине стать регентом придворной певческой капеллы и даже первым среди славян быть зачисленным в итальянскую оперную труппу. Так что деньги у мужчины водились, и в своих имениях он отрывался по полной. Так он построил точную копию Чесменской церкви в селе Красное, а по образу Спасо-Преображенского собора выстроил Троицкую церковь на погосте Баранья гора, по размерам даже превосходящую свой прообраз! В советские годы Баранья гора вошла в состав Кунина, и теперь два села тихо умирают вместе. “Пустые дома - через один”

31 Сегодня от всех имений Полторацких остались одни руины. Известные заброшки есть в селе Авчурино Калужской области, в деревне Грузины Тверской области, а об усадьбе Велёможье, что по соседству с Бараньей горой, напоминает один полуразрушенный сарай.

32 Монументальная церковь разрушается на глазах. Недавно обвалилась крыша центрального свода, снаружи и внутри всё зарастает кустарником. Где-то в углах здания ещё видны остатки храмовой росписи и наскальной живописи советских детей. Сохранились надписи начала пятидесятых.

33 Может, потому и умерла русская деревня как явление, что у неё забрали главное? Стержень, сердце, или если хотите, душу. Привыкшие за столетия к патриархальному, завязанному на религию укладу, от него же и устали. И с удовольствием бросились строить новую жизнь, сжигая мосты к старой. Но оказалось, не так-то просто жить с ежедневным напоминанием о прошлом. Когда идея меняется, а образ жизни нет, и самым богатым домом в округе остаётся сарай, когда-то бывший храмом…

Подвиг священника

34 Дороги становятся уже, деревни всё менее жилыми. Мы пробираемся “огородами” из одного района области в другой. Давно построили объезд по трассе, а этот даже забыли отметить. Так бывает, составители карт навигатора не проверяют каждую дорожку.

35 Но и здесь живут люди.

36 Перекрёсток дорог, и снова церковь, которой не было в маршруте. Это село Осипово, Торжокский район.

37 Если путешествовать в середине лета, легко проскочить мимо. Церковь почти полностью утонула в густой зелени, и чтобы добраться до входа, пришлось прорубать путь палкой через крапиву, будто пробираясь с мачете сквозь джунгли.

Внутри - ожидаемая разруха и запустение. Храм был закрыт и разграблен в тридцатые, столетние росписи закрашены. Но через годы верхний слой краски облупился, и из под него вновь появились детали первоначальных интерьеров.

38 В осиповском храме служил священник Иван Васильев. Будучи родом из крестьян, он смог поступить в духовную семинарию, которую окончил в 1898 году. В 1901-м “принял” эту самую церковь, где и оставался до 1928 года. Ни революция, ни гражданская война, ни НЭП не изменили уклада жизни в небольшом тверском селе. Но в 29-м началась борьба против религии. Единственный в этих местах член коммунистической партии на сельском сходе поставил вопрос об отмене церковных праздников. Многие крестьяне выступили против, но власти записали, будто все согласились.

На следующий день староста храма собрал прихожан, которые постановили: продолжать празднование. Из сельсовета о. Иоанну было послано распоряжение, чтобы он в эти праздники отмени службы, но священник проигнорировал запрет.

В 1930 году власти сделали попытку закрыть храм за ненадобностью, будто он мало посещаем и население в нем не нуждается. Но не таков был этот приход, прихожане любили храм и почитали своего священника. Ту же было собрано множество подписей, и храм удалось отстоять. // days.pravoslavie.ru

Дальше церковный приход и советская власть бодались в течение года. Был поднят налог на пользование зданием, чтобы жившие в Осипове бедные крестьяне не могли его потянуть, но они неожиданно смогли собрать нужную сумму, жертвуя последние деньги.

Наступил 1931 год, и правила игры изменились. Отца Ивана вместе с пятерыми наиболее активными крестьянами арестовали, позже они были сосланы в Казахстан. Спустя пять лет ссылки, священник вернулся на родину, в Тверскую область. Он продолжил службу в соседнем селе Яконово (тот храм сегодня также заброшен). Спустя год, с приходом знаменитого 37-го, Иван Васильев был арестован НКВД по доносу председателя сельсовета и был расстрелян. Спустя годы, РПЦ причислила его к числу мучеников.

Дачники спасли крышу

39 Это село - приятное исключение. Во-первых, нечастый в Тверской области случай, когда заброшенный сельский храм берутся восстанавливать. Не реставрировать, это слишком дорого, но хотя бы что-то делать. Прохудившуюся крышу накрыли синим профнастилом, но пока стройку остановили: деньги кончились.

40 Во-вторых, сельская улица настолько хорошо сохранилась, что если убрать пару машин и брезентовые теплицы, можно представить, что на дворе начало 20 века. Спасли деревню дачники: ехать сюда 30 минут от Торжка и чуть больше часа от Твери. Думаю, местные жители и скинулись на новую крышу для церкви.

41 Сам же храм тоже своего рода жемчужина. Редко где так уцелела внутренняя роспись, да ещё и историческое обрамление иконостаса.

Маяк вдали от моря

42 В соседней деревне, чуть дальше в глушь от трассы, стоит маяк. Хотя ближайшее морское побережье в сотнях километров отсюда. Что он здесь делает?

43

Новоторжский маяк привлекает путника своим светом. Только вот путника сюда сложно затащить, от Торжка, по ужасной дребежащей дороге, вы попадаете в родовую усадьбу Львовых. Известный архитектор дворянских усадеб, Николай Александрович, и про себя не забывал. Построил здесь Казанский храм и колокольню, называемую просто - "маяк христианства". Проект очень похожей колокольни есть итальянской Швейцарии. В наше время церковь недавно отремонтировали, а колокольня с каждым годом склоняется все ближе и ближе к земле, как Пизанская башня. Главный дом, стоявший напротив храма исчез, как и некрополь семьи Львовых, который был варварски растащен после революции. // babs71

Труд и молитва

44 Ещё один разорённый монастырь на пути. Ещё одна никому не нужная история. В начале 20 века, незадолго до прихода к власти большевиков, была основана религиозная коммуна “Труд и молитва”. Землю купил на свои средства священник Былинкин, построил церковь и два длинных деревянных дома под кельи.

45

В монастыре был свой устав. Монахини держали много скота, огород, сад, пруд с карасями; выгон для скота был обсажен по периметру ельником. В период раскулачивания монастырь закрыли. Монашки "делись кто куда" Священник Былинкин переехал в Тверь, о дальнейшей его судьбе неизвестно. // hram-tver.ru

46 Такая же судьба постигла построенный на месте коммуны колхоз. Жители разбежались в города, всё развалилось. Судя по заброшенному домику почты России и фотоателье Кодак, случилось это относительно недавно.

47 На церкви обнаружились позолоченные бронзовые кресты. Уже покосившиеся, но явно новые: скорее всего, кто-то вернул их в начале 90-х, на заре возрождения интереса к религии.

48 А может, советским крестьянам было лениво или жалко полностью уничтожать напоминание прошлых временах, кресты сохранились и на церковных дверях.

49 Интерьеры утрачены, пол прогнил, церковь в плохом состоянии. Но сохранился каркас иконостаса.

50 Когда работал колхоз, здесь располагалась авторемонтная мастерская. На полу валяются цепи, подшипники и инструменты. И даже такой артефакт, как решётка радиатора от ЗиЛа.

51 Наверняка каждый, кто прочитал мой пост, знает заброшенную церковь, а то и несколько. И вспомнит личные истории, с ними связанные. Как лазали в детстве, как рассказывали бабушки про свою молодость. Руины кажутся ветхими, но ещё нас переживут: храмы в России всегда строили на совесть, в отличие от жилых домов.

52 Вряд ли кто-то задумывался, сколько их всего. Если только в Тверской области больше пяти сотен. Тысячи их. Последние годы в России наблюдается церковный ренессанс, ранее неверующие люди обращаются к религии, церковь получает всё больше средств и власти, повсюду строятся новые храмы. Но эти, старые, вряд ли когда-то будут восстановлены. Они слишком далеко от центров притяжения.

53 Одиноко стоящая среди большой воды колокольня — известна на всю Россию. Она стала одним из символов Золотого кольца, популярного туристического маршрута. Круизные теплоходы проплывают мимо города, но редко делают в нём остановку. Туристы любуются очаровательной башенкой, искусно построенной на крошечном острове.

54 Но не многие знают: никакой это не остров, а всё, что осталось от большей части Калязина. Две трети города затопили в 1939-40 годы при строительстве Угличского водохранилища, а сама колокольня - всё, что осталось от большой церкви Николы на Жабне.

55 На этом снимке хорошо видно, как раньше шла улица вниз под горку. И колокольня стояла у самого края дороги. Весной, если зима была малоснежной, уровень воды сильно падает, и по затопленным улицам можно погулять, даже дойти до колокольни пешком.

56 Что делать с этим забытым наследием? Качественная реставрация потребует денег, соизмеримых с бюджетом районов и областей. Да и для кого восстанавливать, когда во многих местах уже и люди почти не живут. Оставлять, как есть? Рано или поздно церкви окончательно разрушатся, и наши потомки не увидят ничего, кроме заросших груд кирпичей. Ситуация безвыходная, тупик. А вы как считаете?

nata-kisa.livejournal.com

Старица: cr2

Городок Старица в Тверской области из таких, куда приезжать никогда не надоедает. Давно сбился со счёту, сколько раз я здесь бывал. Все туристические места Старицы давно выучены наизусть, но приехать погулять сюда тянет и тянет.

1. Ильинская церковь начала 19-го века при въезде со стороны Москвы

2. Памятник Старице. Говорят, что на месте Старицы находился город Любим, который разорили татары в 1292 году. При заложении нынешнего города в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем на месте основания жила старуха, укрывшаяся в пещерах от врага. Якобы от неё город и получил название. Кто знает, было ли это на самом деле. Документальных подтверждений Любиму тоже нет

3. В Старице много построек из белого камня, который добывался неподалёку

4. Стрит-арт)

5. Улица Володарского

6. Городище на другом берегу Волги. Туда ещё сходим

7. Успенский монастырь в Старице - самый лучший монастырь, где мне удалось когда-либо побывать. Территория благоустроена, рядом с памятниками их фото и описания

8. То самое объявление, про которое был отдельный пост

9. В Успенский монастырь хочется вернуться. Рассказывать подробно о нём не буду. Место довольно известное, здесь многие были. Кому что интересно - спрашивайте

10.

11. Недавно поставленный памятник патриарху Иову. Первый патриарх родился и умер в Старице. Похоронен здесь, в Успенском монастыре. В 2012 года канонизирован старообрядцами

12. Детали

13. Живность)

14. За монастырём частично сохранилась Воскресенская церковь 1784 года. Построена из белого камня.Честно говоря, раньше я до неё никогда не доходил, так что она стала тем небольшим новым, что довелось увидеть в городе, где был уже много раз

15. Сооружения из белого камня есть и на другом берегу Волги

16. Церковь Рождества Богородицы (1750-1825) находится там, где раньше было городское торжище

17. Идём на городище. Спасская церковь (1827) и Борисоглебский собор на территории бывшего кремля

18. Мост через Волгу появился в 1963 году. Ранее была понтонная переправа у стен Успенского монастыря

19. Волга с городища. Вспоминаются фото Прокудина-Горского

20. По сравнению с фото первого инстаграмера известного фотографа, изменилось в Старице за 100 лет мало что. Лишь Волга чуть шире. Может, разлилась от постройки плотин, построенных ниже по течению

21. Успенским монастрём отсюда можно любоваться бесконечно. Вбегать бы сюда каждые утро и вечер при красивом свете)

22. Шикарно!

23. Пройдёмся по всем валам)

24. Городская застройка

25. У Никольской церкви я тоже впервые. Строилась она в 1784-1814 годах на средства прихожан вместо прежних двух. Колокольня - 1843-го. До войны с колокольни прыгали во время учений парашютисты. Позже здесь была пекарня

26. Рядом с церковью какой-то заброшенный комплекс. Кто знает, что здесь было?

27. Здесь Старица смотрится настоящим городом-призраком. Можно снимать соответствующие фильмы)

28. Остатки Вознесенской церкви. Не скажу, что пользуется самым большим спросом у приезжающих в город.Когда-то здесь располагался женский Вознесенский монастырь, основанный по легенде Иваном Грозным. Белокаменный храм построен в 1761 году

29. Спустя 2 года монастырь упразднили, оставив только приходскую церковь. Она просуществовала до 1935 года, когда была закрыта. Пострадала во время войны

30.

31. Позже здесь пытались построить клуб, но проект так и не был реализован. Сегодня один из древнейших храмов Старицы почти разрушен. В 2002 года здесь обнаружили останки первой настоятельницы - Пелагии. Говорят, это мать или сестра первого патриарха Иова

32. В 1982 году здесь снимались некоторые сцены фильма "Чучело"

33. Рядом якорь-памятник в память волжских бурлаков

34. Закончим примерно на том же месте, откуда начали прогулку. Отдельно напишу про окрестности Старицы, они очень интересны)

cr2.livejournal.com

Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область

Так получилось, что Старицу мы проезжали много-много раз, спеша в какой-то другой пункт назначения. Старица - милый старинный городок, в котором и вокруг которого масса интереснейших достопримечательностей. Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще в 12 веке, просто жемчужина Старицы. И вот в эту-то жемчужину мы ни разу не заехали: все время спешили куда-то дальше, или наоборот, обратно домой, всякий раз думая - в следующий раз, будет еще время... тем более, что в Тверскую область мы наезжаем частенько - недалеко, а места богатейшие! И как же я рада, что наконец-то пришло это самое время, и внезапное решение изменить маршрут, вычтя из него пару пунктов, подарило нам почти целый день в Успенском монастыре.

Пару лет назад, в очередной раз проезжая мимо, мы сделали снимок со старого городища - все еще было в лесах. 

Прошлым летом, по дороге в Зубцов, снова проскочили мимо, отметив, что вид у монастыря уже совсем другой

Сейчас монастырь выглядит, наверное, даже лучше, чем был когда-то, во времена своей "молодости". Какие-то работы явно еще ведутся, но по всей видимости, это незначительные доделки.

Первое, что встречаем у входа... нет, первый, кто встречает нас у входа - упитанный кот. Смотрит строго - наверное, нагружен ответственностью за вверенную ему территорию :)

День был выходной, и все три храма обители были открыты. Порадовало, что в монастыре разрешена бесплатная фотосъемка на всей территории, включая и внутреннее храмовое пространство. Разумеется, мы этим с радостью воспользовались. 

Пройдя мимо строгого кота, мы направились в Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого. 

Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве, и это было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, которое и закончилось гибелью князя. Однако московский собор кирпичный, а старицкий - белокаменный. Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня. Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь - по морозоустойчивости. Увы - месторождения давно истощены. В Старицком районе сохранилось множество входов в бывшие каменоломни, которые стоит исследовать любопытному путешественнику, если, конечно, вы не боитесь летучих мышей :)

Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь. 

Это иконостас собора.

Чтобы сделать этот снимок, нам пришлось изрядно задрать головы.

В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой - преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси. 

Рака, в которой лежат мощи, как и все убранство в соборе, украшена прекрасной резьбой. Контраст теплого резного дерева иконостаса, окладов икон с холодными белокаменными стенами придает особую атмосферу собору. 

Справа от Царских врат стоит посох. Оказалось, это символ власти настоятеля монастыря.

Красивый символ. И провинившихся удобно наказывать :)

Выйдя из собора, мы обратили внимание на трехярусную шатровую колокольню. Это тоже памятник старины, о чем нам красноречиво сообщает привинченная к стене табличка, а так же еще и о том, что колокольня находится под охраной министерства культуры СССР :)

Внизу колокольни есть крылечко - это вход в усыпальницу святителя Иова. Значение этого человека для истории Старицы трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха. Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, а мы сегодня можем видеть только саму гробницу.

Местные рассказали нам о том, что существует поверие о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогает стремящимся к знаниям учащимся. Алгоритм такой: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть - на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены. Пятерка обеспечена! Мы посмеялись, на всякий случай посыпали головы детям и отправились дальше. 

На паперти Успенского собора расположена часовня-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, построенная в конце 18 века. Внутри часовни - надгробие в виде белокаменного саркофага. Позади часовни виднеется монастырское кладбище. 

На кладбище тоже можно зайти. Видно, что за ним ухаживают, стараясь сберечь в благопристойном виде то, что осталось от прежнего. 

На заднем плане виден еще один монастырский храм - Введенский, белокаменный красавец шатровой постройки. Туда мы сейчас и отправимся. 

Введенский храм был построен в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее "любим-город" и частенько наведывался в Успенский монастырь. Введенский храм - единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухярусным, с просторными трапезными палатами, а в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба. Замаливание грехов - дело богоугодное, но не без удобств же государю оставаться, в самом-то деле?! :) Теперь в нижнем ярусе храма расположен конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр "Образ", и прочие публичные мероприятия.

В храме просторно, внутреннее убранство строгое: резное дерево и ковка. 

Дерево кажется теплым даже на вид

Место для хора в центре храма. Жаль, нам не пришлось услышать, как поют

Прогуляемся по территории. День, напоминаю, выходной, поэтому гуляем далеко не мы одни. 

Здания на этом фото - настоятельский и братский корпуса. Здесь, собственно, и живут монахи. За дальним зданием виднеется монастырская теплица, мы было хотели сунуть и туда свои любопытные носы, но вход на территорию корпусов запрещен посетителям. 

Продолжаем прогулку. Чистота и ухоженность приятно удивляет жителей мегаполиса. 

Обратите внимание на церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Была построена в 17 веке на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. Сейчас она не действует.

Надвратные церкви ставились над воротами (что очевидно из названия), тем самым отдавая в руки Бога охрану места и людей, в нем живущих. И действительно, эта прекрасная церковь была надвратной, но в 19 веке случился особенно высокий разлив волжских вод, и монастырь затопило. После этого эти ворота заложили кирпичом, а центральный вход в монастырь перенесли на более высокую западную сторону, где он и поныне находится.

Посмотрим на Иоанно-Богословскую церковь и бывшие главные ворота с другой стороны

Справа от ворот - здание монастырской трапезной и гостиница для паломников. Не могу на этом месте удержаться, отвлекусь от духовного на радости плоти :) В монастыре пекут восхитительные пирожки и сумасшедше вкусный хлеб, разный - ржаной, пшеничный, нам достался с какими-то семечками-зернышками. Можно купить и взять с собой, но это если повезет- выражение "разлетаются, как горячие пирожки" здесь следует понимать в буквальном смысле :) 

Еще в трапезной можно пообедать, будет просто, вкусно и сытно, нам потом до дома ничего не хотелось.

Ладно, хватит об этом, все-таки про монастырь взялась писать, возвращаемся к духовным ценностям :) Собственно, вот вид, снятый с крыльца трапезной 

Успенский собор вы уже узнаете, а вот слева от него находится желтое здание третьего храма обители - Троицкого. Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей. Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой. Впрочем, эта загадка знакома каждому, кто пытается получить разрешение на перепланировку чего-либо в наше с вами время :) 

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже - усыпальница, наверху - собственно храм с алтарем, в центре второго этажа - отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части. Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее). 

Внизу служат панихиды в дни поминовения усопших - например, 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной.

Троицкий храм вплотную примыкает к Успенскому собору, ему принадлежит белокаменная часть стены, которую вы видите на следующем снимке. Полагаю, эта стена в храме имеет отдельную ценность как памятник старины 16 века, иначе отчего бы ей так выделяться-выпадать из общего храмового убранства?

Храм расписан в академической манере, рассматривать его можно часами. Нечасто можно встретить православный храм, расписанный в таком стиле. 

В некоторых местах сохранены исторические образцы росписи 19 века, о чем заботливо сообщают таблички. 

Под куполом - Лик.

Пора двигаться дальше, время поджимает, двигаемся к выходу.

Желающие ставят свечки. Они тут, кстати, просто так лежат.

Следующий снимок сделан "с черного хода" - вот такой небольшой монастырь, видите - на заднем плане главные ворота. Кстати, на этом фото особенно заметно, что монастырь построен на склоне горы, спускающейся к Волге. Попросту говоря, ровного места на территории не найти.

На переднем плане водосвятная часовня Георгия Победоносца. Чистый новодел, построена уже во времена реставрации, но ее это не портит :) В часовне источник, в котором можно набрать воды и даже искупаться. Поэтому внутрь мы не попали - слишком много было желающих, а когда их поток схлынул, монастырю пора было закрываться. 

Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда. 

Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом.

В лучах склоняющегося майского солнца золотилась волжская вода и разрушающаяся Никольская церковь.

Мы дождались последних отблесков на водной глади

и покатили по ночной дороге на Москву.

venividi.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность