График развивающегося ребенка: что должен уметь мальчик в 4 года. Что должен уметь мальчик в 4 года


Что должен уметь ребенок в 4 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 4 года

Четырёхлетний малыш – уже не младенец, а дошкольник, отличающийся осмысленным поведением и зачатками культурного воспитания. Новое качество личности маленького человека – умение договариваться, понимать определённые правила, и даже законы социального общества. Многообразие мира он познаёт с подачи родителей, которым как никогда важно знать, что должен уметь ребенок в 4 года. Если все предыдущие годы с ребёнком занимались и прививали ему любовь к обучению и познавательной деятельности, то самое время пожинать плоды этого труда, ведь карапуз становится личностью и уже может проявлять самые лучшие черты своего характера и явные признаки настоящего таланта.

Детская физиология и психология в возрасте 4 лет

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием. У них достаточно развито образное мышление, и это помогает им предвидеть будущие события, являющиеся следствием определённых поступков и слов.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Читайте также:

Что подарить ребенку в 4 года: идеи для девочек и мальчиков

Как быстро научить ребенка вытирать попу

Чем занять ребенка в 4 года дома

Как легко и быстро выучить буквы с ребенком играя

Иногда четырехлетние дети выглядят грустными и даже расстроенными – это говорит в пользу осмысленности их поведения и способности к самооценке. Анализируя свои и чужие поступки, малыши могут испытывать обиду, злость, разочарование и стыд, и эти чувства далеки от обычных инстинктов.

Поскольку детки говорят более грамотно и бойко, им чрезвычайно нравится подбирать рифмы к словам, читать и запоминать стихотворения, некоторые малыши в этом возрасте и сами могут сочинить свои первые стихи – очень искренние и эмоционально окрашенные. Правда, некоторые из них подвержены заиканию, и этой проблеме следует уделить особое внимание. Такая патология может быть вызвана излишней стеснительностью, связанной с недостаточным общением, сильным стрессом, дистрофией, рахитом, травмами мозга и другими причинами, в которых надо разбираться.

Всестороннее развитие ребенка в 4 года предусматривает приобретение им большого опыта в разных направлениях и овладение многими умениями, и если при отсутствии серьёзных нарушений, малыш отстаёт в основных навыках, винить в этом нужно не его, а родителей, не уделяющих этому вопросу должного внимания.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

Разница в поведении и отношении к окружающим людям, вещам у детей обоих полов увеличивается. Своеобразной, более развитой логикой начинает выделяться мальчик, уметь в 4 года находить связь между разными действиями, поступками и явлениями для него является вполне естественным, ведь основные его вопросы касаются сути вещей, более глубинного познания реалий окружающего мира.

Несмотря на то, что мальчишки говорят меньше, хуже и, подчас, произношение их далеко за пределами грамотности, они способны оценивать людей более объективно.

То, что надо уметь в 4 года девочке, лежит совсем в другой плоскости – малышки более эгоистичны и, прежде всего, решают, стоит ли уделять внимание вещам, которые не нравятся, а то и вовсе бесполезны. В этом отношении, маленькие представительницы слабого пола прозаичны и практичны, а благодаря развитой разговорной речи, приспособляемы к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Невзирая на такую разницу во взглядах, девочки и мальчики положительно развиваются в плане эмоциональности, начинают понимать, как построены человеческие отношения, проявляют такие чувства, как доброта и сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 4 года

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.

У младшего дошкольника должно быть чёткое представление обо всех членах семьи, не говоря уже об их именах, к четырём годам ребёнок должен знать, свой адрес и страну, в которой проживает. Если даже некоторые пункты отсутствуют в развитии вашего сына или дочери, это ещё не повод для паники – значит, при обучении придётся сделать акцент именно на этом аспекте, возможно, ему не было уделено достаточного внимания.

Социальные и бытовые навыки ребёнка также важны. Малыша нужно приучать не только помогать родителям по дому, но и научить его обходить конфликтные ситуации – умение идти на компромисс очень поможет ему в будущем.

Впрочем, кроха уже многое умеет и понимает в четыре года:

  • он знает, что следует попросить прощения, если кого-то обидел;
  • при обращённой к ровесникам и взрослым просьбе говорит «пожалуйста»;
  • знает, как выразить свою благодарность;
  • понимает, что нужно уметь делиться своими игрушками и другими вещами;
  • малыш уже знаком в тем, что существуют определённые правила поведения дома и в общественных местах;
  • умеет контактировать и самостоятельно знакомиться;
  • способен сопереживать, если с человеком, даже малознакомым, случилась неприятность;
  • умеет словами выразить своё отношение, желания и чувства при разговоре.

Перечень бытовых умений также увеличился – теперь он активно оказывает посильную помощь родителям, вытирая пыль, подметая, накрывая стол, кроме того, большей частью, обслуживает себя сам – это касается приёма пищи, гигиенических процедур, туалета, умения одеться и раздеться.

Всестороннее развитие неразделимо с умением говорить, поэтому речь имеет первостепенное значение. На данный момент она уже должна усложняться – это предусматривает появление длинных предложений, использование в ней различных словесных оборотов, сравнений, эпитетов и поговорок.

Развивающие игры для детей в 4 года: видео

Необходимость дальнейшего совершенствования

Чтобы воспитать гармоничную личность, ребёнку необходимо внимание близких людей, и занятия, проходящие в спокойной доброжелательной обстановке – это лучшая поддержка его начинаний.

Полезные рекомендации врачей и психологом состоят в следующем:

  1. Начиная с 4 лет, следует периодически измерять вес ребёнка и не допускать сильного похудения и избыточной массы тела – эти показатели не должны превосходить средние данные роста. Если нежелательная разница всё же наблюдается, имеет смысл давать малышу менее калорийную пищу и заставлять его чаще играть в подвижные игры, делать физическую зарядку. Однако, для мускулатуры стоп, кистей и других мелких мышц нагрузка на них должна быть посильной и регулярной.
  2. Совершенствовать речь можно, лишь посредством постоянного общения и чтения книг. Для грамотного произношения можно посоветовать артикуляционные упражнения, пение, сочинение малышом собственных стишков и песен. Если кроха не выговаривает некоторые буквы и коверкает слова, это может быть связано с нарушениями слуховой функции, которую нужно обязательно проверить.
  3. Занятия для развития психического восприятия, логики мышления, памяти обязательно должны включать игры с конструктором, определением одинаковых и различных предметов, запоминанием последовательности действий. Мозаики и пазлы помогут не только повышать моторику рук, но и будут прививать эстетический вкус и любовь к изобразительному искусству.
  4. Для развития творческого подхода и воображения, малышам необходимо лепить и рисовать, использовать наборы для экспериментирования и создания личных шедевров.
  5. Для прививания любви к музыке, а также для совершенствования слуха и ритма, стоит поощрять детей к игре на музыкальных инструментах, танцам под музыку, пению с сопровождением и без него.

На фоне того, что существенные перемены произошли в психоэмоциональном состоянии ребёнка, отношение к нему взрослых тоже требует изменений – с четырёхлетними дошкольниками уже нельзя обращаться как с маленькими, иначе можно вырастить безвольного инфантильного человека.

Развитие ребенка в 4 года: видео

Четырёхлетки уже полностью сформированы для изучения более серьёзной информации и, по сути, готовы к обучению азов арифметики и грамматики. Поэтому взрослым, желательно, хорошо представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться использовать любую возможность, чтобы помочь ему совершенствоваться во всех направлениях.

7ya-mama.ru

от 4 до 5 лет

Оцените статью:

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

sputnikdetstva.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года: мальчик и девочка

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Развитие речи

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Практические советы

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

pups.su

Что должен уметь ребенок в 4 года мальчик: схема развития

Вот вы и пришли к своеобразному переходному возрасту вашего мальчика. 4 года – этот тот возраст, когда, еще казалось бы, маленький ребенок становится другим. Он становится взрослым. Маленьким, но взрослым. Ярче всего меняется характер мальчика. В возрасте 4-х лет нужно максимально аккуратно и внимательно отнестись к изменениям в восприятии мира вашего ребенка. От этого зависит дальнейшее развитие мальчика.

Но обо всем по порядку. Что же именно меняется в мальчике в 4 года, и что он должен уметь?

О характере и психологии

Часто в этом возрасте родители ведут своих детей к психологу. В ребенке многое резко изменилось, а что с этим делать – не известно. Все просто, это переходный период в осознании мира мальчиком. Из состояния совсем незрелого детского отношения к происходящему вокруг ребенка в 4 года все переходит в более осознанное русло. Взгляд на мир становится серьезнее. Бывает так, что на этом фоне настроение у мальчика становится пессимистичным, появляется ощущение бесполезности, ненужности, он говорит, будто никто его не любит.

Часто катализатором таких мыслей и есть сами родители. Важно понимать, что психика ребенка в 4 года, а особенно в таком возрасте, достаточно хрупкая. Он начинает осязать эмоции и чувства, пробует их, применяет к разным ситуациям и смотрит, что из этого получается. Грусть, обида, стыд, разочарование – все это очень нестабильно в 4 года.

Поход с ребенком к психологу это, конечно, хорошо, но стоит начать все-таки с себя. Для этого стоит самостоятельно обратить внимание на свое поведение. Достаточно ли вы уделяете время мальчику? Хвалите ли вы его искренне за его победы или так, дежурная фраза о том, что он молодец? А должен ли родитель это делать?

Читайте также: Умения девочки в 4 года

А ведь он уже должен к 4-м годам уметь чувствовать, замечать, делать собственные выводы. А главное, мальчик должен уметь брать пример с родителей.

Нельзя позволять все, хвалить просто так и разрешать халтурить. Но родителям крайне важно уметь выстроить систему наказаний и поощрений для мальчика. Это не так просто, но они должны этому научиться. Так ребенок станет понимать, что делать хорошо, а что – плохо. Это базовое воспитание ценностей, которое будет с вашим мальчиком на протяжении всей жизни.

Навыки: что должен уметь ребенок в 4 года.

Все очень просто. Помимо базовых этапов развития, к 4-м годам у мальчика есть все те навыки, которыми вы их научили. Одним словом, он к этому времени должен уметь все, что вы в него вкладывали.

В таком возрасте хорошо начать прививать культурные ценности. Он на этапе формирования эмоций, и такая полезная способность, как должен уметь, видеть и чувствовать прекрасное, должен уметь различать хорошее от плохого, вкус от безвкусицы, очень хорошо ляжет на этот период развития.

Водите мальчика в театры, спектакли, концерты. Все, что ему может понравиться. Но не переусердствуйте, если ребенку совсем не хочется посещать подобные мероприятия, и он идет туда из-под палки, по принуждению, потому что мама с папой сказали «надо» – толку от этого мало. Нет, вы, конечно, добьетесь результатов, но только обратных – мальчик еще долго будет относиться к культурной жизни и выходам в свет с осторожностью и пренебрежением. Ищите во всем меру.

В этом же возрасте дети начинают интересоваться профессиями. Открывают для себя огромный мир, в котором взрослые люди что-то делают. Прицениваются, присматриваются к тому, чем бы занялись они – от художников и до космонавтов, от машинистов поездов до ученых.

Такой ранний выбор профессии – хороший и важный воспитательный момент. Ребенок в 4 года уже начинает чувствовать себя частью мира, воспитывает в себе взгляды на отношения между людьми, в том числе и деловые. От выбора профессии в детстве порой зависит выбор его специальности в ВУЗе, а возможно, и в дальнейшей жизни, причем не столь важно, какая профессия привлекает ваше дитя. Это может быть автослесарь в таком возрасте, что потом, спустя 10-20 лет, окажется началом карьеры большого инженера или желание стать учителем закончится карьерой ученого, писателя и множеством других ответвлений. Главное, положенное начало, точка входа. Для многих она действительно лежит где-то в возрасте 4-х лет.

На выбор профессии оказывает влияние детский сад, родители друзей ребенка и ваших знакомых, с которым пересекается ваш сын или слышат о них в разговорах. В этом возрасте дети уже научены слушать, воспринимать и оценивать, сравнивать, делать какие-то свои выводы на основе информации из окружающей среды.

Но самую большую роль в выборе «ранней специальности» играют сами родители. Они – пример во всем. И от того, как ваша работа будет влиять на сына, зависит его мнение о трудоустройстве.

Чему еще научить ребенка в 4 года

Самое время изучать буквы. Начните с самых простых – гласных. Они легче всего усваиваются у малышей. Завершать стоит на самых сложных буквах, шипящих. Для таких занятий можно купить буквы на магнитах, развесить их на холодильник и вместе двигать их, составляя слова. Можно также выкладывать сами буквы из кубиков, палочек, лепить из пластилина, пластика или любых других безопасных материалов, которые вам доступны.

Также в этом возрасте стоит обратиться к логопеду на консультацию. Если есть хоть малейшие намеки на дефекты произношения – специалист их заметит и подскажет, в каком направлении двигаться, и какие упражнения выполнять, дабы в дальнейшем эта проблема не укоренилась и не стала трудноисправимой. Многим нравится, например, картавость или другие небольшие дефекты речи, но в юношеском возрасте мальчик может начать комплексовать из-за них.

Читайте также: Как развиваются мальчики в три года

Займитесь с вашим ребенком изучением стихов. Это прекрасно влияет на развитие памяти, помогает развиться хорошему произношению, навыкам правильно и интересно себя подать, понимать, о чем он говорит. Не заставляйте просто заучивать стихи, помогите найти ему в стихах то, что ему понравится, пусть ваш сын понимает, о чем идет речь в строках, что он читает. Для начала неплохо просто запомнить строки, после же помогайте ему добавить эмоций в свой рассказ.

Итоги

4 года – очень хрупкое время в становлении ребенка. Он уже умеет чувствовать, учится использовать эмоции, активно впитывает сторонние навыки. Берегите его от лишнего стресса и помогите ему научиться новому.

malyshuhod.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года: моторика, мышление и речь

В этом возрасте совершенствуется система восприятия мира. Уже можно определить, какой информационный канал у ребенка развит сильнее: аудиальный, визуальный или кинестетический. Одни четырехлетние дети днями могут слушать музыку, аудиосказки, бабушкины истории. Другие подолгу могут созерцать, как работает какое-то устройство, рассматривать картинки, рисовать. Третьи любят вертеть, щупать, гладить, крутить, разбирать игрушки на детали, лепить из пластилина. Дети этого возраста различают часть и целое, хорошо выполняют задания по образцу. Но им трудно дается отбор информации, они пока не вычленяют главное и второстепенное, теряют логическую цепочку событий. Алогичность мышления и поступков в этом возрасте говорит о том, что у детей сильно развито воображение, они по-своему мыслят мир.

Моторные навыки ребенка 4 лет

  • Что должен уметь ребенок в четыре года, осваивая крупную моторику?
  • Быстро бегает, ловко меняет направление движения, может резко останавливаться.
  • Ездит на двухколесном велосипеде с поддерживающими боковыми колесами, некоторые дети могут ездить без поддержки.
  • Ходит задом наперед, боком, на пятках, на цыпочках, при этом хорошо держит равновесие.
  • Чередует бег с прыжками, хорошо подпрыгивает, преодолевает препятствия.
  • Прыгает с места и разбега, на одной и двух ногах.
  • Может простоять на одной ноге от 5 до 10 секунд.
  • Ловко поднимается, спускается по ступеням, взбирается по висячей лестнице.
  • Пробует самостоятельно раскачиваться на качелях.
  • Умеет делать кувырок вперед.

Интеллектуальное развитие

Малыш в 4 года должен уметь:

  • складывать пазлы из 4-6 частей;
  • различает предметы по признакам;
  • умеет считать до 10 в правильной последовательности;
  • узнает в тексте цифры и буквы;
  • пробует писать цифры и буквы;
  • знает основные геометрические фигуры, пробует их рисовать;
  • может определить положение объекта в пространстве: спереди, сзади, сбоку, сверху, снизу, над, под, посредине;
  • может путать правую и левую сторону;
  • сравнивает предметы, разграничивает их по признаку: большой/маленький, узкий/широкий, короткий/длинный, легкий/тяжелый, мягкий/твердый;
  • рисует, лепит, строит из конструктора по схеме;
  • хорошо видит недостающие детали, элементы в предметах;
  • обобщает слова, называет группы предметов;
  • находит лишнее среди однородных предметов;
  • видит путаницу в картинках, исправляет ошибки;
  • определяет времена года по рисунку и описывает погоду;
  • запоминает логические пары слов;
  • умеет подобрать антонимы, иногда с подсказкой взрослых;
  • запоминает текст на слух;
  • знает названия домашних и диких животных;
  • называет овощи и фрукты;
  • знает названия распространенных цветов и деревьев.

В этом возрасте дети любят пазлы, мозаику, конструктор. Также в игровой форме можно использовать различные пособия для занятий: карточки с предметами, словами, цифрами, геометрическими фигурами, игры-ассоциации. Они развивают память, внимание, воображение, логику.

Особенности детского мышления

  • Образное мышление. В этом возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление постепенно переходит в образное. Это значит, что ему уже не обязательно видеть и держать предмет в руках, чтобы думать о нем. В 4 года малыш умеет использовать зрительные образы, которые заложены в памяти. Так зарождается абстрактное мышление.
  • Память и эмоции. Дети намного лучше запоминают то, что их впечатляет. Чем больше позитивных эмоций, тем больше откладывается образов и впечатлений. Эмоциональная память играет важную роль в психическом, интеллектуальном развитии ребенка.
  • Концентрация внимания. Дети этого возраста пока что не способны длительно воспринимать информацию. Интеллектуальную деятельность нужно чередовать с активными, подвижными играми. В этом возрасте еще возникают трудности с письмом и чтением, потому что малышу не хватает усидчивости, концентрации внимания на одном объекте длительное время. Также его внимание избирательно, то есть он будет увлечен тем, что ему интересно. Уже в этом возрасте можно наблюдать таланты и врожденные способности детей.

В четыре года четко сформировано предпочтение правой руки, гораздо реже — левой. Нужно стараться развивать обе руки. Ведь мелкая моторика способствует интеллектуальному развитию. Левое полушарие — это логика, анализ, речь. Правое — воображение, символы, пространственная ориентация, творческое мышление. Если ребенок левша, не рекомендуется корректировать и приучать его писать правой рукой. В редких случаях моторные навыки обеих рук развиты одинаково хорошо.

Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек

Девочка в этом возрасте обычно (но далеко не всегда!) говорит лучше, у нее четкая артикуляция, богатый словарный запас, меньше дефектов речи. Мальчик лучше ориентируется в пространстве, у него хорошая зрительная память, он ловко и быстро двигается. Есть мнение, что эта разница объясняется более ранним развитием левого полушария у девочек, а правого — у мальчиков. Также заметны отличия в весе и росте. У мальчиков больше мышечной массы, более крупная костная система. Средний вес мальчиков: от 15 до 18 кг, средний вес девочек: от 14,5 до 17,5 кг. Средний рост мальчиков: от 98,5 до 105,5 см, девочек: от 98 до 104 см.

Речевое развитие

Какие навыки ребенка в 4 года уже сформированы? Как происходит процесс усвоения родной речи?

  • Совершенствуется фразовая речь. Ребенок уже свободно владеет навыком построения простых синтаксических конструкций. В его предложении может насчитываться от 3 до 8 слов. Повседневное общение, игра со сверстниками стимулирует развитие устной речи. Малыш пока не умеет строить сложноподчиненные конструкции с союзами «потому что», «когда», «если». Старается разбивать конструкции на два простых предложения. Активно использует вопросительные слова: что? зачем? почему? кто? когда? как?
  • Диалоговая речь. Малыш уже умеет произносить монологи и рассказывать о своих впечатлениях. Но лучше речь ребенка развивается в диалоге, когда есть коммуникативная потребность что-то донести или что-то понять. Особенно это важно во время игр со сверстниками. Если у ребенка выраженные дефекты речи, это будет мешать ему в общении, поскольку понимать его смогут только близкие люди. В этом возрасте малыш называет свое имя, фамилию, возраст, имена и профессии родителей, место проживания. Он уже может ответить на вопросы такого типа: куда ты идешь? что ты ел утром? какой у тебя любимый мультфильм?
  • Освоение частей речи и лексики. В 4 года малыш знает около тысячи слов. Он активно использует в речи имена существительные, которые составляют половину всей активной лексики. Также ребенок запоминает новые глаголы и прилагательные, знаком с числительными до десяти, правильно употребляет предлоги. В 4 года дети умеют согласовывать существительные и прилагательные по числу, роду, правильно ставят падежные окончания. Для успешного пополнения активного и пассивного словаря нужно читать с ребенком, общаться, играть в сюжетно-ролевые игры. В 4 года малыш должен узнавать предмет по словесному описанию, также он сам уже может описывать предмет, выражать свое отношение к нему.
  • Интонация, жесты, мимика. В большинстве случаев ребенок верно ставит ударение в словах. Его интонации становятся более выраженными, речь наполнена эмоциями. Также развивается мимика и жесты малыша. В этом возрасте он хорошо копирует взрослых, но также на темп речи и силу голоса влияет врожденный темперамент. Некоторые дети говорят чисто и хорошо, но мало. Другие, наоборот, произносят сто слов в минуту, много жестикулируют, но понять их трудно.

В четырехлетнем возрасте чаще всего начинают обращаться к логопеду, если у малыша ярко выражены дефекты речи и нет положительных изменений. Логопед сначала ставит шипящие, свистящие, затем сонорные — «р» и «л». Также учит ребенка артикуляционной гимнастике, дает упражнения на развитие мелкой моторики.

Что может ребенок в 4 года? Малыш хорошо владеет собственным телом. Моторные навыки расширяют познавательные возможности. У малыша формируется образное мышление, интенсивно развивается память, воображение, концентрация внимания, устная речь, способность к письму и чтению. Также в этом возрасте появляется личная мотивация, увлеченность любимым делом, проявляются способности и таланты.

Распечатать

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

kids365.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года

Кажется, совсем недавно счастливые родители принесли домой маленький теплый сверток, и наперебой старались уловить первую улыбку на безмятежном младенческом личике. И вот - уже четыре года, и карапуз решительно отталкивает мамины руки, гордо провозглашая: - "Я сам!"

И действительно, он уже многое умеет и с наслаждением осваивает непознанные до сих пор действия. Вот только приоритеты слегка сместились - крайне подвижный совсем недавно, сейчас он отдает предпочтение занятиям, требующим внимания и усидчивости. Хорошо ли это, и что должен уметь ребенок в 4 года - попробуем разобраться вместе.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:

- спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;

- уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;

- твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;

- перепрыгивает через доступные препятствия;

- кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;

- с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;

- играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию - регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер. С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта. Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома - оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения - приседания, наклоны, прыжки - доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день.

Язык и общение - что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом - сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

- логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;

- выражает эмоции и чувства;

- сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;

- использует в своей речи более длинные и сложные предложения;

- знает несколько цветов и три основные формы предметов;

- проявляет интерес к буквам и их написанию;

- определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

- выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи. В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету. Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки - как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно. Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка. Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики. Но самое главное - не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи. Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Отношения с окружающими - что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом. Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных. Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения - все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми - ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

- здороваться и выражать благодарность за подарок;

- уметь управлять своими эмоциями;

- выражать сочувствие и поддержку;

- не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

- делиться игрушками;

- подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Поводы для беспокойства - на что следует обратить внимание

Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом - а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:

- отказывается от игр со сверстниками;

- не желает общения с другими людьми;

- не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;

- не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;

- никак не может запомнить свои фамилию и имя;

- провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков - непосильная задача для малыша;

- категорически отказывается выполнять действия, которые год назад не вызывали протеста и затруднений.

Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.

Развитие каждого малыша - индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.

zhenskoe-mnenie.ru

развитие физическое и психическое, что должен уметь, развитие речи

Содержание статьи:

Каждый возраст имеет свои критерии сформированности навыков, на которые следует ориентироваться при оценке общего развития малыша. Если до 3 лет специалисты говорят о разных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Если ребёнок не соответствует многим из них, то этом может указывать на проблемы в развитии. Родителям важно вовремя заметить отклонения и подкорректировать воспитание и обучение, чтобы избежать отставания.

Развитие ребенка в 4 года

Дети 4 лет становятся более послушными, покладистыми, они всё больше нуждаются в друзьях, интересуются всем, что происходит в окружающем мире.

Особенности развития ребенка 4 лет

• Малыш всё больше хочет быть самостоятельным, доказать родителям, что он может выполнять многие действия без их помощи. Он заявляет о своих правах и потребностях, а поэтому родителям нужно быть внимательными к нему.

• У ребёнка формируются этические представления. Спектр его эмоций расширяется, он начинает понимать, что чувствуют другие люди, сопереживает им.

• 4 года – это прекрасное время для развития творческих способностей. Его воображение становится очень активным, он живёт в мире сказок, фантазий.

• У малыша появляется всё больше страхов, а всё из-за его бурной фантазии.

• Ребёнок очень интересуется сверстниками, он заводит всё больше друзей, нуждается в их признании и уважении. Их общение становится всё более сложным, но не менее интересным.

• Дети в 4 года очень любознательны, они постоянно задают вопросы о том, что они видят. Однако они не любят заниматься тем, что им не интересно.

Ребёнок в 4 года невероятно энергичный, достаточно самостоятельный, однако часто не может сосредоточиться на каком-то одном деле. Родителям важно мягко, но настойчиво подтолкнуть малыша в нужном направлении.

Развитие внимания и памяти в 4 года

Нередко у молодых родителей возникает вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Список навыков детей с возрастом увеличивается:

• У крохи проявляется способность концентрировать внимание на протяжении 7 – 10 минут, удерживая в поле зрения около 5 предметов. • Он запоминает события с давностью в 7 дней и воспроизводит те моменты, которые ему больше всего запомнились в правильной последовательности. • Ребёнок может выучить небольшой стих, запомнить текст песни, пересказать сказку. • Малыш узнает недавно прочитанное произведение по первым абзацам или иллюстрациям. • Повторяет движения в определённой последовательности во время игры или танца. • Находит признаки отличия или сходства на картинках и объясняет, в чём они заключаются. • Он способен группировать предметы по признакам. • Кроха собирает пазл, который состоит из 6 – 10 частей. • Он способен назвать предметы по порядку и выявить, какой из них исчез. • Запоминает фразу, которую произнесли взрослые и может её повторить. • После просмотра сюжетных картинок пересказывает увиденное.

Чтобы ваш ребёнок обладал полным набором этих навыков, необходимо ежедневно с ним заниматься.

Умственное развитие в 4 года

Как упоминалось ранее, ребёнок становится очень любознательным, именно поэтому родители в этот период начинают их подготавливать к школе. Специалисты рекомендуют проводить раннее обучение с учётом советов методистов, которые определяют, что должен знать и уметь малыш в этом возрасте.

Умственное развитие ребенка в 4 года стремительно двигается вперёд:

• В учебную программу крохи можно включить иностранный язык. Он способен легко всё запомнить и отличить родные слова от иноязычных. • Запоминает многие буквы, считает до 10 и более, умеет распознать графическое изображение буквы и цифры. Некоторые дети могут даже написать в тетради нужный символ. • Легко находят пару определённому предмету, убирают из заданного ряда лишний предмет.

• Сравнивает предметы по форме, размерам, расставляет их от меньшего к большему и наоборот. • Способен подобрать слово антоним к заявленному (например, днём светло – ночью (?) темно). Может справиться с простыми головоломками, загадками, логическими задачами. • Легко различает простые геометрические фигуры и некоторые сложные. • Может определить правую руку от левой и наоборот. • Ориентируется в схеме сборки конструктора, может соорудить несложные конструкции.

Так выглядит программа развития мальчика и девочки в 4 года. Для того, чтобы обучить кроху этим умениям достаточно 30 минут в день, главное, правильно распределить своё время.

Речевое развитие ребенка в 4 года

Запас слов ребёнка в 4 года стремительно увеличивается. Он узнаёт новые слова и их значения, умеет их использовать при создании синтаксических конструкций.

Развитие речи ребёнка 4 лет

• Чётко произносит гласные и согласные звуки. • Отвечает на вопросы, с удовольствием участвует в диалоге. • Может составить связный текст, который состоит из 6 предложений. • Легко описывает то, что он увидел на картинке, может полностью описать игрушку, увиденное и услышанное. • Знает своё полное имя с учётом фамилии и отчества. Запоминает имена своих друзей и знакомых в детском саду, помнит имя и отчество воспитателя. • Может назвать свой возраст и домашний адрес. • Прекрасно различает интонацию, сам может воспроизвести любую. • Применяет в речи единственное и множественное число. • Правильно употребляет слова в мужском и женском роде, числе, падеже. Правильно употребляет предлоги. • Во время разговора применяет все части речи (в том числе междометия, вводные и звукоподражательные слова).

Нередко четырёхлетние дети путают понятия «сегодня», «завтра», «вчера» и названия приёмов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Не страшно, если у ребёнка западают шипящие звуки и буква «р». В остальном его речь понятна взрослым.

Иногда случается так, что ребенок в 4 года не говорит. Таким образом могут проявляться определённые психологические или неврологические расстройства (сильный стресс, задержка психомоторного и психического развития, травмы головы и т. д.). В любом случае, при возникновении подобных проблем необходимо обратится к специалистам (невролог, логопед, отоларинголог, психолог).

Развитие мелкой моторики в 4 года

Специалисты связывают мелкую моторику с речью и мышлением ребёнка. Во время развития моторики малыш готовиться к письму.

Мелкая моторика в 4 года должна быть достаточно развитой:

• Ребёнок с лёгкостью показывает указательный, большой палец или несколько пальцев вместе. • Он способен надеть бусинки среднего размера на нить. • Малыш в состоянии развязать, завязать узел на толстом шнурке, застегнуть и расстегнуть молнию, пуговицу, крючок. • Кроха умеет правильно держать ручку, карандаш, кисть. • Он способен провести линию по точкам без отрыва руки от бумаги, разукрасить картинки, не выходя за контуры. • У него получается обвести фигурки по трафарету, сложить из нескольких одну, например, из квадрата и треугольника – дом. • Из пластилина лепит шарики, колбаски, собирает их в полноценную конструкцию (снеговик, цветок и т. д.).

Кроме того, кроха должен уметь вырезать фигуры по контуру. Так что рекомендуется вместе вырезать аппликации, снежинки и т.д.

Именно так выглядит программа развития ребенка в 4 года, главное регулярно с ним заниматься.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Четырёхлетний малыш очень развит физически, он невероятно энергичен и хочет проверить возможности своего тела.

Физическое развитие ребёнка в 4 года на высоком уровне:

• Малыш быстро бегает. • Он с лёгкостью поднимается на вертикальную лестницу и спускается с неё. • Он отлично прыгает в высоту и длину. • Малыш способен бросить мяч в определённом направлении далеко и точно. • Ребёнок способен подтянуться на перекладине или кольцах, но с помощью взрослых. • Он способен пройти небольшую полосу препятствий.

4 года – это отличное время, для того чтобы отдать кроху в спортивную секцию. Занятия пойдут ребёнку только на пользу. Сделают его более уверенным, коммуникабельным, а мышцы крепкими.

Психическое и эмоциональное развитие в 4 года

Психологическое развитие ребенка в 4 года тоже не стоит на месте. Головной мозг малыша практически равен объёму серого вещества у взрослого человека. Однако левое и правое полушарие развиты не одинаково: правая половина мозга, которая отвечает за эмоции и чувства преобладает. Именно поэтому дети в этом возрасте очень эмоциональные, часто не слушаются, закатывают истерики. Важно проявлять терпение к малышам, уважать их мнение.

Четырёхлетний ребёнок пытается помогать маме: сложить вещи в шкаф, протереть пыль, помочь нести пакеты и т. д. Очень важно хвалить кроху и всячески поощрять словами. Так у малыша повысится самооценка, да и словарный запас у него пополнится.

Так как психическое развитие ребенка в 4 года интенсивное, то родители должны направить его энергию во благо. Например, можно начать учить иностранный язык. Лучше всего, если обучение будет проходить в форме игры, тогда кроха будет демонстрировать хороший результат. Однако перегружать мозг малыша и ругать его за неудачи тоже не стоит. Если у него что-то не получилось, просто подбодрите его, объяснив, что в следующий раз у него всё получится.

Если ребёнок сделал что-то плохое, то его следует наказать, однако делать это нужно не силовыми методами. Ругать кроху тоже не стоит, просто нужно спокойно, но строго поговорить с ним. Важно объяснять ему, что плохого в его действиях и почему они вызывают недовольство у других людей. При этом расскажите, какие меры наказания его ждут, если в будущем ситуация повториться (например, отказ от сладкого или мультфильмов на несколько дней).

Иногда случается так, что ребенок слишком привязан к маме. Он боится без неё оставаться, ищет внимания, причём неважно, ласка это, окрик или шлепок. Он не может находиться в детском коллективе без неё, постоянно плачет и впадает в истерику. В таком случае необходимо кроху показать психологу. Чем раньше родители проведут лечение, тем быстрее малыш сможет адаптироваться в социуме.

Бытовые навыки детей четырех лет

Четырёхлетние дети с лёгкостью выполняют гигиенические процедуры: чистят зубы, моют руки перед приёмом пищи и после прогулки на улице, контролируют физиологические потребности даже ночью. Некоторые малыши отказываются от горшка в пользу унитаза. Ребёнок кушает самостоятельно, пользуется столовыми приборами и салфеткой.

Перед прогулкой кроха может поучаствовать в выборе вещей, сам одевает их, и снимает по возвращению домой. Многие из них отличают переднюю сторону одежды от задней, различают правую ногу от левой, правильно надевают обувь.

Но иногда случается так, что ребенок в 4 года ночью мочится, при этом крепко спит и не чувствует позывов в туалет. Так обычно проявляется энурез у детей. В таком случае нет смысла ругать ребёнка или будить его, так как у него нарушены механизмы нервной регуляции мочеиспускания, а значит он нуждается в серьёзном комплексном лечении.

Игры для развития детей 4 лет

Программа развития девочки и мальчика в 4 года предполагает совместные увлекательные занятия с родителями. Можно заняться с крохой лепкой или рисованием. Покажите ему, как правильно держать в руке кисть или карандаш, как рисовать геометрические фигуры. Можно обводить фигуры по контуру или использовать трафарет. Обязательно купите малышу «разукрашки», чтобы он заполнял их цветом на своё усмотрение. Так развивается фантазия и мелкая моторика.

Из пластилина или специальной глины можно слепить целую композицию, например, подводное царство, лесная полянка и т. д. Украсить такую композицию можно шишками, каштанами, сухоцветами, бусинками, стразами и т. д.

Также вместе можно сделать аппликацию, но если ранее для этого использовались готовые детали, то сейчас их можно вырезать вместе. Только фигуры, которые вырезает ребёнок должны быть простыми (круг, квадрат, треугольник).

Если кроха ещё не умеет считать, то наверстайте упущенное во время прогулки по улице. Считайте птиц, деревья, людей, ступеньки и т. д. Математические действия – сложение и вычитание объясните, используя пальцы, спички, зубочистки.

Исходя из всего вышеизложенного, дети 4 лет стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, признанию и уважению. Кроме того, кроха нуждается в поддержке родителей. Степень его развития напрямую зависит от вас, чем больше времени вы проведёте вместе, осваивая новые знания и умения, тем больше ваш ребёнок будет уметь.

birth-info.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность