Что должны дети уметь в 1 год? Все о развитии ребенка. Что уметь должны дети в 1 год


Что должен уметь ребенок в 1.5 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в полтора года

Главные достижения полуторагодовалых детей – самостоятельное хождение и заметное улучшение речевой функции. Этот период характеризуется возрастанием двигательной активности и самостоятельности малышей. Когда педиатры и психологи начинают разговор о том, что должен уметь ребенок в 1,5 года, родители невольно сравнивают усреднённые показатели с навыками собственного сына или дочери. Но, пожалуй, только отсутствие основных, перечисленных умений может стать поводом к беспокойству.

Возрастные изменения в организме ребёнка 1, 5 лет

Полтора года – это возраст, когда ребёнок растёт как никогда быстро, по сравнению с годовыми показателями он набирает 1,3 килограмма и существенно прибавляет в росте (до 6-7 сантиметров). Почти на 2 сантиметра увеличивается его грудная клетка, и на 1,5 сантиметра – окружность головки. Помимо этого, активно развиваются все необходимые функции мозга.

Прямохождение – результат физической деятельности малыша за прошлые месяцы. Это ползание, специальная гимнастика и массаж, которые позволили окрепнуть его мышцам. Повышение моторики, координации привели к тому, что дитя может ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, благодаря улучшенной функции вестибулярного аппарата.

Совершенствование всех жизненных систем продолжается, кроме того, в полтора года карапуз уже осознаёт себя, как личность и требует уважения к своим приоритетам. Он всё быстрее вливается в социальную жизнь, обзаводясь новыми знакомствами среди ровесников и взрослых.

Основной для малыша становится предметная деятельность, и здесь важно, чтобы родители помогли ему изучить характеристики и свойства многих незнакомых объектов. Такого рода познание ускоряет развитие разговорной речи ребёнка и даёт возможность полноценного общения с другими людьми, каждый из которых может внести свою лепту в формирование новых полезных привычек и умений. Дальнейший быстро пополняющийся словарный запас и речевая активность связаны с тем, что ребёнок стремится найти свою модель поведения, а также пытается установить, в определённой степени, управление окружающими людьми.

Благодаря активному контактированию и игровому процессу у детей в этом периоде интенсивно совершенствуются такие мозговые процессы, как внимание, память, пространственное и логическое мышление.

Учёными уже давно доказано, что высокий или низкий уровень продуктивности мозга ни в какой мере не зависит от наследственности, и все его основные функции способны развиваться лишь при взаимодействии с окружающей реальностью, так что на интеллект ребёнка и его умственную деятельность, во многом, влияет окружение. Об этом не стоит забывать папам и мамам, если они хотят вырастить умного и талантливого во всех отношениях человека.

Успешное развитие ребенка в 1,5 года предусматривает для родителей следующую программу действий:

  • они должны обеспечить карапузу максимально комфортные условия для физического развития, включающие полноценное питание, сон и посильную двигательную нагрузку на организм;
  • важно грамотно организовать предметную деятельность, посредством разнообразных игровых процессов;
  • чтобы малыш говорил много и правильно, а его словарный запас постоянно пополнялся, занятия с ним должны проходить непрерывно, в течение всего дня, а не только в отведённое для этого время.

Зная, что должен уметь ребенок в полтора года, необходимо составить оптимальный режим дня, заранее прописав все пункты с учётом его потребностей. Это позволит разумно распределить время, и регулярно проводить обучающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года

Все достижения мальчиков и девочек в 1, 5 года связаны с развитием базовых движений, которые осваивались с середины первого года.

Моторные двигательные навыки включают целый перечень действий, которые стали результатом физической практики в течение двенадцати месяцев:

  • полуторагодовалый малыш умеет ходить без опоры не только по прямой линии, но также, по круговой траектории и, обходя препятствия;
  • ребёнок может подпрыгивать, приземляясь на две ножки;
  • при ходьбе не спотыкается, так как внимательно смотрит себе под ноги;
  • карапуз присаживается на корточки, легко встаёт и нагибается, если хочет поднять игрушку;
  • поднимается и опускается по ступеням, используя приставной шаг;
  • залезает на диван и спускается с него;
  • может тянуть за собой каталку, машинку за шнурок;
  • бросает мяч в разных направлениях, может толкать его ногами;
  • умеет открывать межкомнатные двери;
  • некоторые малыши начинают довольно быстро бегать.

Умственное развитие помогает ребёнку выполнять ряд более сложных задач:

  • он прекрасно отличает разные формы предметов и уже не перепутает мячик с кубиком или колечком;
  • умеет сортировать одинаковые детали;
  • находит похожие на заданный предмет игрушки и вещи;
  • отличает габариты и основные цвета;
  • выстраивает пирамиду из четырёх и более колец;
  • показывает знакомые вещи по просьбе родителей;
  • может нарисовать прямые, волнообразные линии и зигзаги на бумаге с помощью фломастера, карандаша;
  • успешно собирает сортер и несложную мозаику;
  • самостоятельно листает книги, узнавая и показывая уже увиденные в них иллюстрации;
  • знает названия и может показать части тела на кукле и на себе.

Среди обретённых детьми бытовых навыков:

  • освоение горшка;
  • самостоятельный приём пищи с помощью ложки, вилки, чашки, которые малыш уже умеет держать и правильно применять;
  • если ребёнок испачкает себя или одежду, он может выражать по этому поводу недовольство и даже огорчение;
  • многие детки уже знают, как снимать обувь, шапочку и пальто.

Игровой процесс в этом возрасте тоже усложняется – теперь дети способны копировать действия взрослых и своих сверстников, они могут использовать различные предметы, чтобы добраться до нужной вещи, в сюжетных играх легко заменяют реальные атрибуты подручными материалами. Детишки даже могут имитировать чтение книги, подражая папе и маме.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, и обучая его разным навыкам, нельзя забывать о безопасности малыша. Родители всегда должны быть в курсе его маршрутов и, по возможности, расчистить пространство от мебели и потенциально опасных предметов, которыми часто оказываются не только острые углы и бьющиеся детали, но и обыкновенные швабры, вёдра ковры.

Мальчики и девочки в год и 6 месяцев

Использовать нормативы развития, как ориентир, довольно, практично, но некоторых родителей интересует, что, конкретно, надо уметь в 1,5 года девочке. Главное отличие их от малышей мужского пола в поведенческой модели, которую они используют в соответствии со своим темпераментом. Делая всё то же, что и мальчишки, девочки требуют к себе повышенного внимания, что означает для них родительскую любовь и заботу. По причине такого восприятия действительности, они всегда готовы принять помощь взрослого, поэтому обучение их проходит более быстро и успешно.

Совсем по другому ведёт себя мальчик, уметь 1,5 года он может многое, но опека и тревога за его здоровье представляется ребёнку чем-то вроде недоверия и сомнения в его способностях. Поэтому часто карапуз отвергает поддержку старших, и им приходится балансировать, чтобы оберечь малыша и, в то же время, дать ему почувствовать свободу действий.

Правильно оценить, что должен уметь в полтора года собственный малыш, бывает довольно сложно, но даже если ребёнок не совершает каких-то важных действий, или делает этого иначе, не стоит показывать ему своё разочарование. Вполне возможно, его время ещё не пришло, и стоит просто подождать, продолжая ежедневные занятия. Но в некоторых случаях можно столкнуться и с настоящими проблемами.

Если в полтора месяца ребёнок не отзывается на своё имя, у него отсутствуют первые слова, и он не понимает простых обращений в бытовом плане, то это довольно критичные пробелы в развитии, и с ними придётся разбираться вместе со специалистом.

Обучающие занятия с детьми в полтора года

Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.

Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:

Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:

  1. Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
  2. Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
  3. Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
  4. Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
  5. Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.

Занятия для интеллекта могут включать:

  • любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
  • пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
  • складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
  • выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
  • рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
  • использование раскрасок;
  • лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
  • изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.

Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:

  • конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
  • сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
  • игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
  • детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
  • обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
  • книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.

В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.

Полезные рекомендации

Чтобы малыш развивался качественно, прежде всего, родителями должен быть продуман максимально комфортный режим дня для ребёнка:

  • для того чтобы карапуз полноценно высыпался, ему необходимо около 14 часов отдыха в сутки;
  • питание может оставаться пятиразовым, или быть сокращено до 4 раз, главное чтобы приёмы пищи происходили в одно и то же время, тогда дитя будет нормально себя чувствовать и прибавлять в весе;
  • две прогулки в день – это норма, и длительность их может составлять от 2 до 5-6 часов, в морозы ниже 10 градусов лучше остаться дома.

Развитие ребенка в полтора года: видео

Заниматься с малышом обучением лучше всего в первой половине дня. Использовать для этого нужно только безопасные игрушки. Никогда не стоит срываться, тем более кричать на кроху, если он чего-то не понимает. Зная, что должен уметь ребенок в 1,5 года, даже при отсутствии результата, надо оставаться любящими и понимающими родителями, для которых важен, в первую очередь, сам маленький человек, а не его выдающиеся дарования – таланты, безусловно, проявятся, но чуть позже, если набраться терпения.

7ya-mama.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 1 год (12 месяцев)

Свой первый юбилей ребёнок встречает подросшим, окрепшим и более сознательным. Он обладает присущими только ему личными чертами характера, имеет своё собственное мнение, предпочтения в играх и еде. Кроха стремится активно исследовать новые территории, и удержать его, практически, невозможно, ведь начинают проявляться такие качества, как настойчивость, и даже упрямство. Теперь родителям придётся считаться с мнением маленького человека, а зная, что должен уметь ребенок в 1 год, постараться направлять его в нужное русло.

Физиология годовалого малыша

Ребёнок в один год весит около 10 килограммов, и рост его составляет примерно 76-78 сантиметров, по сравнению с первыми месяцами жизни, он вырос втрое. Теперь, по причине активного времяпровождения, малыш будет расти медленнее, зато станет совершенствовать свои способности и приобретать новые умения.

Особенности изменений:

  1. К году у многих детей уже около 8-12 зубов, четыре из которых – коренные. Если даже появились ещё не все, это должно произойти в ближайшее время.
  2. Характерной особенностью детишек в это время являются их стопы, пока абсолютно плоские, так как в наличие остаётся подушечка из жира, исчезающая со временем. Несмотря на это, дети уже свободно встают из любых положений и могут ходить без опоры и помощи взрослых. В целом, большинство детей осваивает ходьбу к полутора годам.
  3. Малыши хорошо знают всех своих родственников, называют их по имени, откликаются на своё имя, бурно проявляя радость или огорчение, если предстоит расставание.
  4. Теперь день ото дня ребёнок будет становиться всё более самостоятельным, а копируя поведение старших, он вырабатывает и собственные манеры, поэтому родителям следует следить за своими действиями и не самыми лучшими привычками, чтобы потом не увидеть их повторение в поступках малыша.

Важное значение в этот период имеет правильное воспитание – если дети живут по определённому режиму, они быстро приучаются к дисциплине. В этом случае им проще объяснить смысл требований и табу на некоторые вещи. К сожалению, без запретов обойтись нельзя, к тому же, ребёнок и сам чувствует себя более защищённым, когда они существуют. В конце концов, установленные правила облегчают жизнь всей семьи, и оберегают здоровье и психику детей.

Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год достигло определённых высот, но родителям расслабляться рано, впереди ещё предстоит много работы над тем, чтобы маленький человек вырос не только сильным и умным, но и обладал такими важными человеческими чертами характера, как доброта, чуткость, сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 1 год

В физическом плане годовалый ребёнок шагнул далеко вперёд, причём в буквальном смысле. Некоторые ранние малыши, хотя это и редкость, сразу выбирают такой метод передвижения, как ходьба и, фактически, пропускают ползание.

Но рассматривая усреднённый вариант, следует перечислить следующие навыки, которые касаются большинства деток:

  • годовалые малыши очень подвижны – они много ползают, хорошо сидят, умеют вставать и садиться, делая это довольно ловко;
  • ходят дети, держась на руку папы и мамы, или опираясь на диван;
  • у многих получается сидеть на корточках и самостоятельно подниматься;
  • карапузы неплохо освоили подъём по лестнице и могут осторожно спускаться вниз, в том числе, слезать с возвышений;
  • речевые навыки ребёнка в 1 год значительно улучшаются – лексикон его составляет около 15-20 слов, правда иногда он путает слоги;
  • речь родителей малыши понимают безупречно и стараются повторять за ними все незнакомые слова;
  • годовалый карапуз уже вполне может ответить на обращённый к нему вопрос «Где» и «Кто», назвав имя или, показав пальчиком;
  • ребёнку можно доверить и некоторые дела, например, вытереть пыль, помочь маме накрыть на стол или помыть фрукты;
  • из нескольких кубиков ребёнок очень быстро построит башню, а рукой он уже может брать два мелких предмета, для манипулирования используя два пальца;
  • в год дети любят отыскивать и прятать игрушки, бросать их, разбирать на части;
  • детки в этом возрасте знают названия и внешний вид многих животных, деревьев, бытовых предметов;
  • они запоминают события, происшедшие 4-5 дней назад;
  • самостоятельно пользуются столовыми приборами, чашкой, зубной щёткой и расчёской.

Возрастает и социальная активность детей, они становятся более коммуникабельными и тянутся к общению со сверстниками. Взрослые бывают, по-настоящему, счастливы, наблюдая, какими проявлениями пополняется их эмоциональность – теперь они способны улыбаться, смеяться, научились обнимать и целовать папу и маму. При переизбытке чувств они целуют даже свои игрушки – любимых мишек и кукол. Чувства годовалых детей порою видны по их жестам и мимике, и родные, обычно, хорошо понимают этот язык.

Однако детки могут выражать не только довольство и положительные эмоции – они могут злиться и негодовать по поводу запретов, выглядеть расстроенными, когда папа уходит на работу, выказывать обиду, если их укладывают спать раньше времени. Малыши и сами неплохо разбираются в эмоциональном состояние отца и матери, определяя его по тону голоса и выражению лица, а из-за стремительного формирования у них долговременной памяти, часто демонстративно показывают обиду, запомнив недавние неприятные события.

Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 1 год, добавим, что он может танцевать и петь, с интересом изучать в зеркале своё отражение, знать предназначение многих домашних устройств, выполнять несложные просьбы и задания взрослых. Остаётся только подавать им хороший пример, чтобы чадо быстро впитало полезную информацию и претворило её в жизнь.

Как развиваются мальчики и девочки в 12 месяцев

Различия между способностями детей обоих полов, фактически, не различимы, но начинают сильно отличаться модели поведения. Когда встаёт вопрос, что должен уметь годовалый мальчик, логично ответить «всё», с той разницей, что он менее чувствителен, более самостоятелен, часто протестует, когда ему предлагают помощь. Ребёнок начинает чувствовать себя не просто личностью, но немного – мужчиной, который, собственно, и занят, по большей части, мужскими делами. Он много играет сам, любит машинки, конструктор, подвижные игры с мячом.

Надо ли это уметь в 12 месяцев девочке – разумеется, да, но малышка предпочтёт более спокойное времяпровождение за кормлением и переодеванием куклы, лечением зверей и подобными занятиями.

А вот естественный эгоизм развит у детишек обоих полов – они не понимают, почему надо отдать свою игрушку кому-то другому. И заставлять их это делать психологи не советуют, чтобы избежать скандала и истерики, лучше отвлечь ребёнка чем-то более интересным.

К одному году у детей также прочно входят в привычку навыки самообслуживания. Помимо использования ложки и чашки, они уже пользуются вилкой, откусывают и прожёвывают твёрдые кусочки, моют ручки, вытирая их полотенцем, осваивают горшок. Малыши уже вполне могут снимать с себя шапочку, верхнюю одежду, носочки и обувь на липучках. А чтобы быстрее одеваться, им нужна тренировка.

Что должен уметь делать ребёнок в год? Конечно, то чему его научат собственные родители, найдя для этого подходящее время и заинтересовав малыша. В основном, от них зависят достижения и неудачи годовалых детей

Совместные игры и занятия

У годовасиков следует развивать разные навыки и способности, уделяя внимания каждому пункту. В этом возрасте важно всё – физическое и творческое совершенствование малыша, формирование у него логического мышления, тренировка памяти и внимания.

Занятия и игры с малышом могут преследовать разные цели, но все они необходимы:

  1. Развитие двигательной функции, наверное, является одной из главных целей. Чтобы помочь малышу в этом непростом для него деле можно посоветовать родителям приобрести для малыша каталку в виде большой красивой машины или игрушечной коляски, которая будет стимулировать желание ходить, в то же время, являясь опорой для малыша.
  2. Среди игр, развивающих мелкую моторику, а также логику и память, можно выделить крупные мозаики и пазлы, конструкторы, игры-шнуровки, стаканчики, баночки и мелкие детали для складывания и пересыпания.
  3. Годовалым деткам уже подходят более сложные обучающие игрушки – фигурки-вкладыши, лабиринты, простые аппликации.
  4. Чтобы развить координацию и ловкость ручек и пальчиков крохи, используйте солёное тесто или пластилин. Конечно, ребёнок ещё не сможет слепить фигурку из этого материала, зато с удовольствием украсит раскатанную лепёшку мелкими элементами – ракушками, пуговками, цветными бусинками.
  5. Чтение – необходимый элемент не только развития, но и воспитания, поэтому читать ребёнку нужно ежедневно. Во-первых, он может запоминать новые слова, во-вторых, усвоит правильное произношение. Кроме того, изучение интересной и нужной информации повысит его интеллект и расширит кругозор.
  6. Дети с удовольствием займутся «игрой» на музыкальных инструментах, если подарить им барабан, детское пианино, ксилофон, маракасы, игрушечный бубен или гусли.
  7. Рисование маленькие дети очень любят, и это очень полезное для них занятие. В процессе создания своих необыкновенных шедевров, дети улучшают зрительную функцию, тренируют пальчики, учатся правильно воспринимать сочетание цветов, развивают воображение, память и мышление. К тому же, краски и карандаши – это отличные инструменты для детских экспериментов, главное, чтобы мама с папой были неподалёку.
  8. Хорошей тренировкой и, одновременно, игрой, станет и пальчиковый театр. В этом случае у ребёнка есть возможность самостоятельно создать героев из бумаги, картона или других материалов, а затем устроить настоящее представление. Такая игра задействует сразу несколько аспектов развития ребёнка.

Не стоит буквально понимать нормативные показатели того, что должен уметь 12 месячный карапуз, ведь многое зависит от желания и настоящей заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка. И здесь следует напомнить, что поможет выкроить время для совместных уроков и игр – правильно составленное расписание дня маленького человека.

Распорядок дня годовалого малыша

При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.

Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.

Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.

Развитие ребенка в двенадцать месяцев: видео

Представляя, что должен уметь ребенок в 1 год, и зная правила воспитания и обучения, родители, конечно, должны постоянно поощрять ребёнка к познавательной деятельности и стремлению делать всё самостоятельно. Но при этом нельзя забывать, что перед вами маленький ребёнок, который, по-прежнему, нуждается в родительской любви и ласке, и их не сможет заменить сухой, учительский тон.

7ya-mama.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год? Развитие ребенка

Вот и прошел целый год с момента нашей первой встречи… 

Ребеночек 12 месяцев

 

Поздравляем, у Вас и Вашего малыша серьезная и важная дата, знаменующая новый этап – ему исполняется 1 год! Многое за этот год пройдено: были и  трудные моменты, и радостные мгновения.

 

Сейчас Вы стали еще ближе друг другу, и многое понимаете уже без слов. Безусловно, Вам есть чем гордится: за прошедшие 12 месяцев из малюсенького кричащего комочка вырос веселый жизнерадостный Настоящий Человек! Он уже очень много умеет, и еще большему научится в будущем. В его и Вашей жизни начинается новый серьезный этап: этап воспитания полноценной развивающейся личности.

 

Если на первом году жизни ребенку требовался в большей степени уход в физическом плане, а также мамина ласка, то теперь очень важно правильно и четко расставлять акценты в психологии поведения. Родителям предстоит терпеливо и твердо объяснять малышу, что можно и что нельзя, потихоньку знакомить его с социумом и учится жить в нем.

Физиологическое развитие ребенка в 1 год

Ребенок 12 месяца жизни, как правило, имеет от 6 до 12 зубов и уже может самостоятельно пережевывать твердую пищу. Позади остались многие трудные этапы его развития: становления пищеварительной системы, болезненного прорезывания первых зубиков.Вес малыша составляет от 9 до 11 кг, а рост в среднем от 74 до 80 см – мальчики, как правило, чуть крупнее девочек в этом возрасте. 

 

К возрасту 1 года происходят важные изменения в строении тела и органов малыша: происходит закрытие родничка, а также, если она не была закрыта ранее при рождении и первых месяцах жизни, сердечной перегородки – овального окна.

 

Ножки малыша могут быть не совсем ровными – годовалые детки часто напоминают походкой маленьких медвежат – они ходят неровно, как бы подгибая ножки вовнутрь и слегка косолапя. К 12 месяцам жизни малыша обязательно еще раз осмотрит хирург, который осуществляет контроль за развитием скелета и конечностей, и в случае необходимости обязательно направит Вас на лечебную гимнастику или массаж.

Питание 

Наличие уже достаточно приличного количества зубов и сформировавшаяся пищеварительная система позволяют переводить ребенка 12го месяца жизни полностью на взрослое меню. Конечно, жареные, жирные, острые продукты, а также газированные напитки, конфеты и чипсы в рационе малыша исключены – для переработки таких видов пищи необходимо завершение формирования печени, которая пока не в состоянии справится с подобной нагрузкой.

 

Тем не менее, 12 месяцев - оптимальное время для отказа от грудного вскармливания – сейчас малыш вполне может обойтись другими методами успокоения для того чтобы заснуть или почувствовать себя защищенным. Продолжение же кормления грудью может привести к проблемам с отлучением от груди в будущем – малышу сложнее будет избавиться от привычки обращаться за утешением к маминой тите. Не рекомендуется прекращать кормление грудью в период болезни малыша, а также в летнее время года – высока вероятность заражения кишечными инфекциями и нарушений пищеварения.

Режим малыша

Дневной сон к 1 году как правило устанавливается на более продолжительный период – от 1 до 3 часов, но происходит 1 раз в течение дня. Если малыш устает, часто капризничает, раздражителен - возможно, его организм еще не настолько окреп, чтобы выдерживать столь большие перерывы между отдыхом, и Вам стоит продолжать укладывать его спать два раза в день.

 

Проводите больше времени на прогулке, помогайте малышу в познании окружающего мира на улице: понюхайте с ним цветок, соберите опавшие листочки от разных деревьев и покажите ему, что они отличаются, поиграйте в снежки иди догонялки, позвольте разок весело пробежать по неглубокой луже.

 

Первый день рождения – событие радостное и важное. Многие родители стремятся отпраздновать его с размахом, но приглашать огромное количество народу и устраивать шикарный банкет с участием именинника не стоит. Кроха быстро устает, и общение с большим количеством людей в течение долгого времени ему вынести тяжело. Лучше испеките именинный пирог, который можно будет дать попробовать ребенку, украсьте комнату воздушными шарами, зажгите свечку в торте и попытайтесь задуть вместе с ним. Прививать традиции праздников и обозначать, что существуют особенные дни, когда все вокруг дарят подарки и угощают вкусностями нужно, но в соответствии с возрастом малыша. 

Я могу

Что должен уметь ребенок в 1 год? Ребенок 12-го месяца жизни уже многому научился и вероятно пытается проявить самостоятельность в выполнении некоторых ежедневных действий. Так, во время кормления, он может попытаться кушать самостоятельно, и теперь это удается ему вполне успешно, правда займет гораздо больше времени, чем у мамы и генеральной уборки на кухне все равно не удастся избежать.

 

Если Вы учили малыша пить из чашки, то к году этот навык он в состоянии также демонстрировать виртуозно.В случае необходимости сходить в туалет, малыш осознанно попросит помощи мамы, конечно, при условии, что она познакомила его с таким предметом как горшок ранее.Первые осмысленные слова: простые названия хорошо знакомых предметов, обращение к маме и папе, - у малыша 12-го месяца жизни сформировался небольшой словарный запас.

 

В игре кроха старается копировать производить все более осознанные действия, а иногда копировать взрослых: он изображает, как кушать ложкой, с удовольствием собирает пирамидку или перекладывает предметы из чашки в чашку. Неудачи в освоении какого-либо действия могут привести к большому расстройству: ребенок начинает плакать, бросать игрушки. Задача родителей спокойно и терпеливо утешить малыша и помочь ему завершить начатое.

 

Наказания за шалость или истерику сейчас производить не нужно – малыш его еще не поймет, и Вы лишь усугубите ситуацию. Тем не менее, если ребенок совершает что-то совершенно немыслимое, например, бьет кошку или пытается коснуться горячей кастрюли, запрет должен быть непреклонным. Умение сказать твердое «нет» в некоторых случаях для любящих родителей не всегда просто, но от Вашей реакции на запретные действия ребенка во многом зависят успехи в воспитании в будущем. Если Вы запрещаете что-либо, обязательно объясняйте малышу, почему Вы это делаете. Не забывайте о том, что злоупотреблять запретами нельзя, так как слишком частое «нельзя» приведет в итоге к развитию неуравновешенной забитой личности, которая будет относиться к окружающему миру с опаской и недоверием.

 

luckymummy.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев Чем отличается развитие девочки и мальчика

В 1 год и 6 месяцев года развитие ребенка делает очередной «скачок», теперь малыш не просто усваивает и повторяет информацию, после полутора лет дети начинают анализировать услышанное и увиденное и делают первые выводы. Большинство родителей, не зная, что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, обращают больше внимания на его физические способности и навыки, хотя в таком возрасте гораздо важнее его нервно-психическое развитие и эмоциональная сфера. Точно оценить развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев нельзя, так как дети после года развиваются по своим, индивидуальным, срокам и у разных детей разные навыки и умения появляются с разницей в несколько месяцев, что считается совершенно нормальным.

Физическое развитие ребенка в полтора года

К полутора годам ребенок уже должен уметь ходить самостоятельно, не придерживаясь за опору или руки родителей, обычно к этому возрасту большинство детей уже уверенно ходят, умеют подниматься и спускаться по лестнице, наклоняться, поворачиваться и приседать на корточки. К 1 году и 6 месяцам малыши еще сохраняют некоторую неуклюжесть, часто падают, еще не могут прыгать и долго держать равновесие в одной позе, но при этом у них еще плохо развито чувство самосохранения и совершенно нет понимая того, какие предметы или ситуации могут представлять для них опасность. Активного и любознательного полуторагодовасика нельзя ни на минуту оставлять одного даже в самой «безопасной» комнате – дети в этом возрасте умудряются залезать на полки шкафов, на подоконники, столы и другие высокие предметы. А любопытство и интерес ко всему новому и увлекательному заставляет их стаскивать со стола скатерть с горячими стаканами, открывать дверцу духовки и дергать за шнуры бытовую технику.

Причем, чтобы осознать опасность такому малышу может быть недостаточно одного падения или другой неприятности, психологи советуют не запрещать малышу исследовать понравившиеся ему предметы, а либо полностью исключать возможность добраться до них либо постоянно, раз за разом, объяснять и демонстрировать, почему нельзя трогать горячий чайник, плиту или прыгать на стуле.

Игры малыша в этом возрасте становятся все активнее, на детской площадке он стремится покататься на каруселях, качелях, забраться по наклонной поверхности, скатиться с горки и залезть на вертикальную лестницу. Конечно, во время выполнения всех этих «акробатических» трюков родители должны быть постоянно начеку, ведь малыш просто не понимает пределы своих возможностей или может отвлечься на что-то более интересное и выпустить из рук перекладину лестницы или веревку качелей.

К полутора годам большинство детей уже умеют самостоятельно есть полужидкую пищу, держать в руке ложку, пить из кружки и откусывать небольшие кусочки хлеба, фруктов и другой твердой пищи.

Расширяются и бытовые познания ребенка – он умеет не только умываться, но и узнает свою одежду, складывает игрушки в коробку, «читает» книги и даже чистит зубы.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

К полутора годам ребенок не только осваивает основные слова и понятия, но и уже активно общается со своими родителями и окружающими взрослыми. Даже если малыш еще не начал говорить, он уже может объяснить маме, что ему нужно, что он хочет или почему плачет. В зависимости от темпов развития к 18 месяцам ребенок произносит от 10 до 40 слов, пытается выстаивать простейшие предложения из 2-3-х слов, отвечает на вопросы взрослого, показывая на предметы или картинки. Речь ребенка сопровождается эмоциональным жестикулированием, движениями, а если его не понимают, малыш может начать плакать от огорчения.

В этом возрасте большинству детей очень нравятся музыка, пение и стихи, услышав знакомую ли красивую мелодию, дети начинают танцевать и «подпевать», а любимые стихи и потешки помогают справиться с капризами непоседы во время еды, переодеваний или других процедур. Детские врачи советуют родителям слушать при детях только хорошую и спокойную музыку, лучше всего – классическую или звуки природы, это успокаивает детей, стабилизирует их психику и ускоряет речевое воздействие.

Проведенные зарубежные учеными исследования доказали, что детям категорически противопоказан тяжелый рок, «металл» или другие подобные направления в современной музыке, а наши психологи добавляют – от прослушивания песен современных исполнителей тоже лучше воздержаться, так как чаще всего смысл текстов и музыкальное сопровождение таких песен далеко от идеала.

В полтора года дети охотно разглядывают книжки с яркими картинками, причем, если раньше они просто смотрели на изображения и слушали текст, теперь их интересуют детали. Родителям стоит выбирать большие, красочные книги с понятным и легко воспринимающимся текстом, который иллюстрируют изображения, так ребенку будет легче связывать написанное и произнесенное с тем, что он видит на картинке.

Игры ребенка после полутора лет тоже усложняются, теперь он играет не одной, а несколькими игрушками сразу – грузит и катает кубики на грузовике, укрывает куклу одеялом или кормит ее из соски, раскладывает игрушечную еду на тарелках и так далее. Малышей в 1 год и 6 месяцев по-прежнему очень интересуют мячики, всевозможные каталки и развивающие игрушки в виде крупных деревянных паззлов, вкладышей, пирамидок и других, где можно что-то крутить, складывать или соединять.

Изменяется и эмоциональное состояние ребенка, теперь для хорошего настроения ему мало быть сытым, чистым и рядом с мамой, в возрасте полутора лет малышей начинают интересовать собственные навыки и достижения. Если раньше карапуз просто играл с игрушкой, то теперь он пытается добиться какого-то результата и очень огорчается, если не может получить желаемого. Начинает изменяться поведение ребенка с разными людьми и в разных ситуациях, например, дома с мамой малыши ведут себя гораздо увереннее и капризнее, чем в большой компании или, наоборот, играя с бабушкой и дедушкой, непоседы позволяют себе гораздо больше, чем под присмотром строгих родителей.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев

К полутора годам ребенок должен уметь:

  • самостоятельно ходить, вставать, поворачиваться, наклоняться;
  • держать в руках ложку, пить из чашки;
  • сообщать о своих физиологических потребностях – просить есть, пить, беспокоиться, если хочет в туалет, испачкался и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослых, показывать на картинках предметы обихода, части тела, животных;
  • понимать и выполнять простейшие просьбы взрослых, знать, как и где умываться, кушать, одеваться и так далее;
  • произносить несколько слов и звукосочетаний;
  • по-разному относится к маме, родственникам, знакомым, незнакомым людям;
  • в игре повторять 2-3 несложных действия – катать машинку, укладывать куклу спать и так далее.

Мальчики и девочки в полтора года

В полтора года разница в характере и темпераменте детей разного пола становится все заметнее. Причем психологи советуют родителям обратить внимание на такое обстоятельство: для маленьких мальчиков очень важно доверие со стороны родителей, которое будет выражаться в том, что ребенку дадут возможность что-то делать самостоятельно. Чрезмерная опека со стороны родителей может восприниматься мальчиками именно как недоверие, сомнение в его силах и способностях, так что родителям полуторагодовалых мальчиков придется находить золотую середину между свободой и безопасностью маленького непоседы.

Мамы маленьких девочек, наоборот, после полутора лет могут столкнуться с обратной проблемой, малышки требуют постоянного внимания и заботы. Это связано с психологическими особенностями девочек, которые воспринимают помощь родителей, как заботу и любовь к себе.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Что должны дети уметь в 1 год? Все о развитии ребенка :: SYL.ru

Когда крохе исполняется 1 год, он становится уже практически самостоятельным. Он уверено ходит, начинает говорить, и, конечно, его интересует совершенно все, что происходит вокруг. Теперь от мамы требуется не только простой уход, обеспечение базовых потребностей малыша, но и его интенсивное развитие. Известно, что именно в возрасте от года до трех происходит закладка всех мыслительных процессов, поэтому терять время даром не стоит, будущее крохи закладывается прямо у вас на глазах. Но чтобы планировать и корректировать процесс обучения, маме нужно обязательно знать, что должны дети уметь в 1 год. Это позволяет отслеживать динамику развития и сравнивать ее с нормативами. В случае серьезного отставания вы сможете обратиться к специалистам за своевременной помощью.

Самое важное – это безусловное принятие

Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.

Второй момент, про который должна помнить знать мама, - что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж. А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год.

Физическое развитие

Его оценить проще, поэтому мы с вами начнем именно с наблюдаемых показателей. Малыш должен уверенно стоять без поддержки. Обычно к этому времени все дети могут спокойно ходить за одну или обе руки, а некоторые уже и полностью без поддержки. Если навык прямохождения не освоен, маме обычно рекомендуют пройти курс парафиновых сапожек и массажа. Не стоит сильно переживать, если кроха пока стоит только у опоры, а передвигаться по открытому пространству не рискует. Ему нужно лишь разок попробовать. А что должны дети уметь в 1 год? Уверенно стоять на ногах, опираясь на подошву, а не на носочки. В противном случае нужно обращаться к невропатологу, чтобы он назначил лечение.

Осваиваем двигательные навыки

В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.

Социальные навыки

А мы продолжаем говорить о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Пока еще его мир заключен внутри семьи, малыш застенчив в общении с другими взрослыми, а если его оставить с незнакомым человеком наедине, то он может испугаться и расплакаться. Это нормальное явление, пока он всему миру предпочитает маму и папу. Сейчас кроха активно учится издавать различные звуки, повторять за взрослыми, подражать старшим во время игры. Стоит ли добавлять, что чем больше вы проводите времени, играя вместе с малышом, тем лучше идеть его развитие, тем больше он узнает.

А вот ровесники на детской площадке его начинают интересовать намного сильнее, чем раньше. Ведь оказывается, они такие же, как он, маленькие и не слишком умелые. Однако нужно знать, что, даже играя рядом, они не делают этого вместе. И тем более не стоит просить кроху поделится своими игрушками. Пока что он сам, его вещи и мама - это все одно большое "я". Не стоит упрекать его в жадности, ведь соседский ребенок забирает не просто лопатку, а кусочек его самого.

Ключ к ответам

Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.

Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.

Речь малыша

Первые слова – это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.

На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, – это ограничивать активность малыша.

Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».

Растем не по дням

В этом возрасте развитие навыков идет столь бурно, что малыш меняется каждый месяц. Вообще первые три года жизни – это волшебный период, когда у вас на глазах проходит целая эволюция. Давайте теперь посмотрим, что должен уметь ребенок 1,2 года. Вроде между этими цифрами - совсем небольшой промежуток времени, однако человечек меняется просто на глазах. Недавно он не мог держать в руках кубик, а сегодня выстраивает из них башню. Именно в этом возрасте малыш начинает осознанно манипулировать предметами. Пирамиды и вкладыши становятся на недолгое время его любимыми забавами.

Сложно перечислить все навыки, которые должен освоить кроха. Педиатры отмечают, что он должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить, залезать на различные поверхности и уверенно сидеть на стуле. Важнейшим критерием развития речи продолжает быть понимание речи взрослого, умение выполнять простейшие поручения. Кроха должен активно подражать действиям родителя в игре, укачивать куклу, кормить и пеленать, пылесосить, катать машину. Если все это сопровождается звуками, то развитие идет своим чередом.

Что должен уметь ребенок 1,3 года

Прошел еще один месяц, и вашего кроху почти невозможно унять. Он постоянно в движении, бегает и прыгает, причем максимальное время, на которое он может сосредоточиться на одном занятии, – это 10-15 минут. Сейчас он уже осознанно учится строить отношения и изучает окружающий мир. Сейчас формируется важное нововведение: ребенок начинает играть не рядом со взрослым, а вместе с ним. Это крайне важно, поскольку мы не живем вне социума.

Сейчас кроха осваивает режим, понимает разницу между «хочу» и «надо». Его можно приучать собирать игрушки и умываться перед сном, ложиться в одно время. В лексиконе насчитывается уже 15-20 слов, однако есть дети, которые пока только начинают проговаривать первые звуки. Ничего страшного в этом нет, главное, что ребенок понимает обращенную к нему речь.

Прогресс не стоит на месте

Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.

Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.

Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.

Возраст 17 месяцев – новая веха

Говорить о развитии малыша можно бесконечно, однако мы сегодня ограничимся возрастным отрезком до полутора лет. Время не прошло даром, кроха получил бесценные знания и уже сильно отличается от годовалого карапуза. Что должен уметь ребенок 1,5 года? В первую очередь хорошо бегать, огибать препятствия, забираться на предметы, бросать и догонять мячик.

Однако большинство родителей больше интересует интеллектуальное развитие. Сегодня открывается временной отрезок, когда малыш начинает буквально впитывать новые знания. Он уже многое умеет. Ребенок спокойно может найти в комнате предмет, подобный показанному ему, отличает кубик от шарика и кирпичика, подбирает фигурки для отверстий сортера, ориентируется в понятиях цвета, формы и размера, собирает пирамидку и довольно неплохо рисует.

Радуют и бытовые навыки. Ребенок почти не проливает еду и питье, следит за своим туалетом, начинает осваивать горшок. Активно развивается речь. Сегодня в словаре малыша уже более 40 слов, и этот запас продолжает расти.

www.syl.ru

Что должны дети уметь в 1 год? Режим дня, развитие, игрушки

С появлением в семье малыша время для родителей летит очень быстро. Казалось бы, совсем недавно кроха был маленьким и беззащитным, большую часть времени проводил во сне. А сейчас ему исполнился год. Он уже многое понимает, пытается ходить, произносить элементарные слова. Что должны дети уметь в 1 год? Об этом мы поговорим в статье.

Годовалый ребенок. Его физическая форма

В парках и на площадках мамы часто обсуждают тему, что должны дети уметь в 1 год. Каждая из них пытается выявить какие-то отклонения от нормы у своего чада. Этого делать не стоит. Достаточно обратиться к участковому педиатру и пройти необходимую консультацию.

Когда малышу исполняется 1 год, он должен уметь выполнять следующие физические нагрузки и упражнения:

  • Уверенно стоять без поддержки родителей и посторонних предметов.

  • Пытаться ходить. Возможно, он делает это при помощи маминой поддержки. Не торопите кроху, он обязательно пойдет сам, как только наступит время. Кричать, пугать ребенка, специально отпускать руку не стоит, тем самым вы только усугубите ситуацию.

  • Активно ползти к игрушкам или другим предметам, которые его интересуют.

  • Приседать и выпрямляться.

  • Залезать на стулья, диван, кровать. И также аккуратно спускаться.

Если какой-то пункт из вышеперечисленных дается вашему чаду тяжело, не расстраивайтесь, все приходит с возрастом. Возможно, ему нужно чуть больше времени, чем другим деткам.

Врачи рекомендуют пройти тест

Педиатры предлагают провести с ребенком тест, с помощью него узнать, что должны дети уметь в 1 год. Для этого крохе предлагают выполнить следующие действия:

  1. Собрать или разобрать пирамидку из 5 крупных деталей.

  2. Поставить несколько кубиков друг на друга.

  3. В банку или коробку положить игрушки разного размера.

  4. Для девочки: расчесать, одеть куклу, уложить спать. Для мальчиков: открыть дверцы машины, поставить ее в гараж.

  5. Пересыпать песок или крупу (манку) из одной посуды в другую.

  6. Собрать крупную мозаику.

  7. Карандашом нарисовать круг.

Если ребенок выполнил все действия, значит, он развивается согласно нормам. Если что-то получилось с трудом, стоит обратить внимание на развитие мелкой моторики.

Эмоциональное развитие немаловажно

Кроме физического развития, родителям особое внимание нужно уделять эмоциональному состоянию малыша. Ведь начало такого заболевания, как аутизм, можно заметить, лишь основываясь на психологических особенностях крохи. Эмоциональная норма ребенка в 1 год:

  1. Малыш должен уметь проявлять свои чувства.

  2. Узнавать близких и друзей.

  3. Мимически выражать радость, восторг, обиду, удивление.

  4. Легко идти на контакт со своими сверстниками.

  5. Реагировать на музыку (танцевать, приседать, подпевать на своем языке).

  6. Смотреть в зеркало, реагировать на свое изображение.

  7. Подражать, копировать манеру поведения взрослого человека.

Запомните: в это время ребенок впитывает в себя информацию, как губка. Очень важно правильно научить малыша выражать свои чувства и эмоции. Станьте для него примером, которому он будет подражать.

Изучаем окружающий мир в игровой форме

Занятия с ребенком в 1 год должны проходить только в игровой форме. Так, малыш сможет уловить и запомнить необходимую информацию. В этом возрасте ребенка может заинтересовать кукольный театр. Приобретите игрушки, которые надеваются на руку. Дайте малышу их рассмотреть, а потом называйте четко и громко части тела (нос, глаза, ушки, рот), если это животные, произносите соответствующие звуки, просите кроху, чтобы он повторял за вами.

Если у ребенка есть любимая кукла, начинайте играть в ролевые игры. Расчесывайте, одевайте, купайте, кладите спать игрушку. Тем самым вы будете не только развивать ребенка, но и приучать его к режиму дня.

Обязательно приобретите карточки с яркими изображениями знакомых предметов, фруктов, овощей, животных. Каждый день выделяйте по 10-15 минут на просмотр карточек.

Начинайте читать книги. В этом возрасте подойдут легкие четверостишия, они хорошо воспринимаются детьми. Потешки, загадки, прибаутки очень нравятся малышам.

Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Зайка серенький» и другие. Не забывайте акцентировать внимание на гимнастике. Небольшие физические разминки не помешают.

Горшок: друг или враг

Многие родители спрашивают педиатров: «Что должны дети уметь в 1 год? Могут ли они самостоятельно ходить на горшок?» Врачи утверждают, что это лучшее время отучить малыша от памперсов. В этом возрасте дети уже умеют контролировать мочеиспускания. Теперь дело за родителями. От них требуется правильно и доступно объяснить ребенку, что от него требуется.

Главное правило - не делать из этого процесса игру. Не позволяйте малышу долго сидеть на горшке и баловаться. Он должен понимать, что это не игрушка.

Родителям необходимо составить «туалетный график» - время, когда ребенок просится на горшок. Как правило, это происходит сразу после сна. В это время малыш должен быть без памперса, почувствовать тем самым легкость и свободу.

Если прозевали момент, и малыш написал в трусики, не стоит сразу же их снимать. Подождите пару минут, пусть кроха поймет, что ему некомфортно в мокрой одежде. Ни в коем случае малыша нельзя ругать и бить. Иначе процесс приучения к горшку затянется надолго.

После успешного посещения туалета хвалите кроху, поощряйте, говорите ему, какой он уже взрослый.

Режим ребенка. Сколько раз укладывать спать малыша

Режим ребенка в 1 год должен быть хорошо и тщательно спланирован. От этого зависит его здоровье и состояние нервной системы.

Утро должно начинаться с зарядки, водных процедур. Завтрак обязателен. После этого есть время на игры, чтение книг. Если погода благоприятствует, прогулка на свежем воздухе обязательна. Дневной сон должен занимать около 4 часов и проходить в 2 этапа.

Помните: резко менять или нарушать режим ребенка в 1 год нельзя, иначе это закончится плачем и плохим настроением малыша. Даже если график сна необходимо сместить по каким-либо причинам, делать это нужно аккуратно и постепенно. Не ставьте эксперименты над ребенком, лучше скорректируйте время мероприятий.

Тема еды для родителей маленьких детей очень важна. Не так просто накормить малыша полезными продуктами, обходясь без конфет, чипсов, шоколада. Рост и вес ребенка в 1 год должны соответствовать нормам, которые были выведены ВОЗ. Поэтому, если по приезде бабушка с дедушкой уверяют, что малыш исхудал, тощенький, не поленитесь проконсультироваться с врачом, прежде чем увеличивать порции еды. Ведь лишние калории не нужны детям. Средний рост и вес ребенка в 1 год должны быть:

  1. Для девочки – масса тела от 10 до 11 кг. Рост – 75-77 см.

  2. Для мальчика оптимальный вес - от 10,5 до 11,5 кг. Рост – 75,5–78,5 см.

Продумывая питание ребенка в 1 год, меню нужно составлять заблаговременно. Оно должно быть сбалансированным и разнообразным. Обязательно присутствие: молочных продуктов, каш, мяса, овощей, фруктов, хлеба. Обратите внимание на рыбные блюда и творог. Кальций, который находится в этих продуктах, особенно необходим ребенку в этом возрасте.

К этому времени у детей наблюдается уже 8-10 зубов. Поэтому консистенция предложенных блюд может быть разнообразной, начиная с пюре и заканчивая нарезкой мелкими кубиками.

Детей нужно садить в специальный стол для кормления. Предлагать ложку, вилку (с тупыми концами), чашку. Кроха должен привыкать к столовым приборам. Не забудьте о слюнявчике, иначе ежедневная стирка вам гарантирована.

Выбираем игрушки

Игрушки – элемент развития для детей. Выбирать их нужно с умом, основываясь на знаниях необходимых норм развития малышей. В годовалом возрасте у крох должны быть в обязательном порядке: пирамидки, кубики, развивающие плакаты, ведро, совок, крупная мозаика, конструктор, кукла, машинка. Для творчества можно купить пальчиковые краски, тесто для лепки, фломастеры.

Обращайте внимание на качество игрушек. Не должно быть мелких деталей, которые малыш смог бы положить в рот.

Нужна ли развивающая школа

Занятия с ребенком в 1 год должны быть ненавязчивыми, чтобы ему нравилось и было интересно. Если сами не можете справиться, доверьтесь профессионалам и отведите малыша в развивающую школу. Группы в подобных заведениях не больше 5 человек. Все дети одной возрастной категории. Опытные педагоги найдут подход к ребенку, используя и применяя несколько методик.

Групповые занятия благоприятно влияют на малышей. Дети стараются выполнять все лучше других, показывая свое лидерство.

Внимательно изучив статью, посмотрите, что делает ребенок в 1 год. Все ли он может выполнить? Увидели какие-либо незначительные отклонения? Волноваться не стоит. Но если малыш не выполняет и половины вышеописанных действий и норм, нужно обратиться к врачу за консультацией.

fb.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год

Автор: Владимир Мананников

Каждая мама, как только ее малыш достигает определенного возраста, начинает задаваться вопросом: «Что должен уметь ребенок в 1 год (в 2, в 3 и так далее)».

Казалось бы, все в курсе, что у разных малышей – различные нормы и схемы развития. Но не так-то легко переубедить встревоженных мам, которые опасаются, что их чада – не как все.

Так что же действительно должен уметь ребенок к 1 году, а что – совершенно не обязательно.

Врачебные нормы

Проходя в 1 год специалистов в поликлинике, несколько моих знакомых, в конце концов, оказались на приеме у психолога. Детского. Оказывается, даже таким крохам положен осмотр.

Из кабинета психолога молодые мамы выходили одинаково удрученными и пессимистично настроенными.

Все они решали одну и ту же головоломку: «То ли мы – слишком плохие воспитатели, то ли наши дети какие-то не такие».

Что же такого наговорил им врач? Оказывается, в 1 год ребенок должен произносить 10 слов! А, кроме того, называть по именам всех членов семьи (да-да, даже троюродную тетю).

Он обязан опознавать собственные и чужие глазки/носик/ротик, и по первому требованию их показывать. Уметь виртуозно пользоваться ложкой и чашкой, собирать пирамидку по порядку и даже ходить на горшок!

Надо ли говорить, что ни один из осмотренных карапузов ничего не говорил и не демонстрировал – во всяком случае, незнакомой тете.

«Не такие» дети умели только раскидывать пирамидку, разбрасывать еду ложкой, мыть руки в чашке и призывно мычать, желая выразить нужду.

Кажется, раз таких «не таких» много, значит, нормы не для всех? Однако, сомнение в собственной профнепригодности уже заразило всех присутствовавших.

ВАЖНО:

Данные нормы – скорее рекомендации.

Уже с 10 месяцев с ребенком стоит заниматься по этим направлениям: рассказывать, как зовут маму и папу, выдавать ложку и не бояться за чистоту, поощрять самостоятельность, купить пирамидку, рассматривать глазки и ротик у кукол и мишек.

Если ребенок не освоил это до года, нет ничего ужасного в том, чтобы это случилось чуть позже.

Что касается отказа от памперсов: мы уже рассказывали, что приучить чадо к горшку в годик – невозможно.

Нервная система, ответственная за сознательные походы в туалет, созревает лишь к двум годам (плюс – минус).

Обязательные умения в год

К 1 году ребенок должен жаждать движения. Он осваивает новые просторы квартиры: встает, шагает, ползает, садится, ходит с опорой и без, взбирается по лесенке, задом спускается с дивана.

Если он уже ходит (или даже бегает) – отлично, он большой молодец! Если еще нет – помогайте, выпускайте, страхуйте.

Главное, чтобы было стремление. Большинство годовалых детей ходит без поддержки, но – не быстро и часто плюхаясь вниз.

В его арсенале должно быть довольно много звуков на «г», «к», «д»… Он общается слогами «да-да-да», «ня-ня», «гу-гу». Не так важно услышать в этом возрасте первые слова, как тренировать речевой аппарат как таковой.

Общайтесь с ребенком, поддакивайте, спрашивайте, реагируйте на его реплики, интонируйте свои, играйте мимикой.

Ребенок в год знает назначение многих предметов: щелкает пультом, направляя тот на телевизор, подносит телефон к уху, калякает карандашиком, пытается надевать мамины очки.

Если вы попросите показать его мячик или мишку, он сообразит, о чем вы.

Его логика и мышление уже достаточно развиты, чтобы помогать собирать игрушки в коробку, засовывать ручку в рукав и подавать ножку во время надевания ботинок. Он реагирует на свое имя и понимает ваши запреты.

Ему нравится открывать дверцы шкафов и выгребать содержимое наружу. Не ждите – собирать обратно он это не станет.

Самое время поставить блокировку на ящики с папиными инструментами и мамиными швейными принадлежностями.

На самом деле, ваш малыш – удивительное существо. Он умеет все то, чем вы с ним активно занимаетесь, и не умеет всего остального. Игра и общение с мамой – единственные средства познания для него.

Если хотите, чтобы кроха показывал в книгах котика и петуха, нужно эти самые книги с ним читать, обсуждая картинки.

Желаете, чтобы он сам взбирался по лестнице на горку? Так отпустите хоть раз его руку, поддерживая лишь морально.

Желаете, чтобы малыш научился кидать и пинать мячик? Покажите ему, играйте вместе с ним!

dobro.pw


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность