Общеразвивающие упражнения с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий. Для чего нужны подводящие и общеразвивающие упражнения


Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре

Статья посвящена проблеме необходимости занятий физической культурой, показывается роль и необходимость общеразвивающих физических упражнений в системе физической культуры. Также рассмотрен комплекс, состоящий из различных общеразвивающих упражнений, в целях развития и укрепления организма человека.

В настоящее время, когда для человека стал наиболее привычным сидячий образ жизни, необходимость занятий спортом и физической культурой во многом возросла. Физическая культура — сложное явление, которое представляет собой совокупность знаний и ценностей, необходимых для интеллектуального и физического развития человека, позволяет ему вести здоровый образ жизни. Важной составной частью физической культуры, как процесса физического развития и подготовки, является комплекс общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения — упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, а также в целом способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием туловища, рук, ног, а также других различных частей тела. Существует множество комплексов таких упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, данные упражнения являются относительно несложными, именно поэтому их могут использовать люди без особой физической подготовки, в том числе старики и дети. При систематическом использовании комплекса общеразвивающих упражнений укрепляются и растут не только мышечные волокна, но также укрепляется сердечно-сосудистая система организма, развиваются зоны мозга ответственные за моторику.

На начальном этапе использования общеразвивающих упражнений существует необходимость в их правильной подборке, это связано в основном с различиями физического и умственного развития, а также возрастными особенностями индивида и другими немаловажными факторами. Рекомендуется начинать с относительно несложных упражнений, затем по мере возможностей, увеличивая их сложность, а также количество повторений. Немаловажным является также момент подготовки к проведению упражнений и непосредственно сам процесс активности. Во–первых, важным атрибутом послужит спортивная одежда, которая гарантированно не будет стеснять движения, в отличие от повседневной одежды, а музыка позволит отвлечься от повседневных забот, стать более сосредоточенным и ощутить эмоциональный подъем. Также необходимо правильно подобрать место для выполнения упражнений, лучше если это будет достаточно просторное помещение, в котором будет комфортно и ничто не будет мешать сосредоточиться. Во-вторых, выполняя упражнения, нужно следить за правильностью техники, за дыханием и частотой сердцебиения. В процессе выполнения возможно использование специальных предметов: мяча, гимнастической палки, флажков, обруча и многих других.

Рассмотрим комплекс базовых общеразвивающих упражнений, который способны выполнить люди без особой физической подготовки. Для удобства комплекс был разбит на блоки, каждый из которых позволяет постепенно и систематично задействовать различные группы мышц.

1. Упражнения для разогрева.

Выполнение этих упражнений является важной составляющей комплекса, позволяет улучшить эластичность мышц, расширяет кровеносные сосуды, а также снижает риск травм и растяжений. Время выполнения от 1 до 5 минут, в начале занятия. Ниже представлены упражнения для данного блока:

  • Бег в медленном темпе с высоким подниманием бедер;
  • Бег с захлестом голени назад;
  • Олений бег;
  • Бег в медленном или среднем темпе.

2. Упражнения для шеи. Данные упражнения стоит выполнять с особой осторожностью, т.к. велика вероятность травмы при неправильном исполнении, делать без рывков и резких движений головой.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

  • Наклоны головы в стороны;
  • Вращательные движения головой;
  • Повороты головы вправо и влево.

3. Упражнения для рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч.

  • Вращение руками в плечевых суставах;
  • Вращение руками в плечевых суставах;
  • Вращение кистями рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с поднятыми локтями перед собой.

  • Симметричные движения руками в разные стороны, с разведением и сведением лопаток;

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед собой.

  • Рывки руками вниз и вверх поочередно.

4 .Упражнения для туловища.

Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища в стороны;
  • Наклоны туловища назад и вперед, с касанием кистями ступней;
  • Вращательные движения туловищем;

Исходное положение: руки в стороны, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища, с поочередным касанием правой и левой ступни руками.

5. Упражнения для ног. Также следует выполнять осторожно, без рывков и резких движений.

Исходное положение: руки на коленях, ноги на ширине плеч.

  • Вращения коленными суставами в разные стороны;

Исходное положение: стоя на одной ноге.

  • Поднести колено не опорной ноги к плечу, задержаться на несколько секунд, затем сменить опорную ногу.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.

  • Приседания с нагрузкой на всю стопу.

Исходное положение: стоя на одной ноге, рука на опоре.

  • Поочередные махи ногами со сменой опорной руки и ноги.

Исходное положение: руки на поясе.

  • Выпады ногами поочередно вперед с пружинистыми покачиваниями;
  • Прыжки на двух ногах.

При овладении всеми блоками данного комплекса целесообразно включения еще одного, в котором содержатся упражнения, которые задействуют сразу несколько групп мышц, а также развивают координацию и внимательность человека. Ниже представлены упражнения данного блока:

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

  • Присед, затем подъем, далее резкое принятие положения упора лежа на руках, затем выход из него с прыжком и хлопком руками в высшей точке.
  • Прыжок с одновременным поднятием рук вверх, затем принятие исходного положения;

Исходное положение: положение упор лежа, стоя на руках:

  • Отжимания от пола.

Исходное положение: лежа на спине, поясница плотно прижата к полу, ноги согнуты в коленях.

  • Скручивания туловища, с нагрузкой на мышцы брюшного пресса.

Исходное положение: в висе на перекладине, расстояние между руками равно ширине плеч.

  • Подтягивания к перекладине, с сведением и разведением лопаток.

При выполнении всех упражнений комплекса необходимо следить за правильностью дыхания и техникой выполнения упражнений. Это позволит правильно распределить нагрузку и не допустить возникновения травм, а также других негативных последствий. При систематичном и правильном выполнении всего комплекса упражнений гарантированно будет получен положительный эффект, заключающийся в повышении тонуса мышц, улучшения общего настроения, улучшения осанки и т.д.

novainfo.ru

5.2.1. Классификация общеразвивающих упражнений

В педагогической практике общеразвивающие упражнения группируют по разным признакам (использование предметов, формы строя, развитие соответствующих физических качеств, совершенствование общедвигательных возможностей – координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве и т.п.).

В методических целях, облегчая правильный подбор упражнений для воздействия на соответствующие мышечные группы, применяется классификация упражнений по анатомическому признаку, включающая такие группы упражнений:

  1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

  2. Упражнения для мышц туловища и шеи;

  3. Упражнения для мышц ног и тазового пояса;

  4. Упражнения комплексного воздействия (или, условно говоря, для мышц всего тела).

При выполнении любого упражнения наряду с основными мышцами, обеспечивающими главное действие, в работу вовлекаются более мелкие, менее значимые по своему вкладу. Поэтому при оценке направленности упражнения следует иметь в виду преимущественное воздействие, ориентируясь на основную мышцу или мышечную группу.

В этой связи уместно привести перечень наиболее значимых (основных) мышц, указав их функциональное назначение:

  • Двуглавая мышца плеча (бицепс). Сгибает предплечье.

  • Трехглавая мышца плеча (трицепс). Разгибает предплечье, участвует в разгибании и приведении плеча.

  • Дельтовидная мышца. Состоит из трех пучков, окружающих плечевую кость с разных сторон. Функция – сгибание, разгибание, отведение плеча.

  • Широчайшая мышца спины. Функции многообразны. Главные – приведение, разгибание плеча и разгибание туловища.

  • Трапециевидная мышца – поднимает плечо вверх– назад, тянет лопатку вверх и прижимает к позвоночнику.

  • Большая грудная мышца – обеспечивает движение пояса верхних конечностей вверх и вниз. Под мышцей расположена малая грудная.

  • Прямая мышца живота. Сгибает туловище, при фиксации таза и наоборот – сгибает бедра при фиксированном туловище.

  • Наружная косая мышца живота. Обеспечивает наклон туловища вправо (влево). Участвует в сгибании туловища, вращениях туловища.

  • Большая ягодичная мышца. Разгибает бедро, участвует в разгибании туловища. Под нею средняя и малые ягодичные мышцы.

  • Четырехглавая мышца бедра. Разгибает голень. Самая мощная ее головка (прямая мышца бедра) обеспечивает сгибание бедра.

  • Двуглавая мышца бедра. Сгибает голень. Участвует в разгибании бедра.

  • Икроножная мышца. Обеспечивает подошвенное сгибание стопы.

При проведении общеразвивающих упражнений в группах, подгруппах могут использоваться различные формы построения занимающихся. Наиболее распространенной, традиционной формой является разомкнутый строй с интервалом и дистанцией между партнерами в 2 шага. Такое построение позволяет выполнять практически все упражнения. Исключением, пожалуй, могут быть упражнения в упоре лежа или лежа, требующие увеличения дистанции между партнерами, что может быть достигнуто предварительным поворотом всего строя на 450.

Наряду с традиционным построением в уроке практикуются другие организационные формы: разомкнутый строй уступами, шахматный строй. С большим интересом проходят упражнения в детских группах при построении в круг, когда партнеры могут взяться за руки и помогая друг другу выдерживать заданный преподавателем ритм. Это относится к хорошо знакомой детям двигательной программе. Разучивать новые движения при построении в круг или концентрические круги не всегда удобно, поскольку стоящие напротив занимающиеся видят исполнение друг друга в «зеркальном отражении», что может вносить сбои в исполнения, нарушать координацию движений.

При решении отдельных двигательных задач в уроке, например, связанных с выработкой коллективного чувства ритма и темпа в упражнениях можно успешно использовать сомкнутый строй (шеренга, колонна). Особенно удачен этот вариант при выполнении упражнений со скамейкой.

Разнообразие вариантов построения занимающихся повышает интерес к работе, а это всегда служит предпосылкой к успеху.

Использование предметов для усиления целенаправленности воздействия общеразвивающих упражнений.

Правильный обоснованный выбор предмета облегчает решение педагогической задачи. И наоборот – формальный подход к этому вопросу может не только не принести пользу, а в ряде случаев создать дополнительные проблемы. Широко используются в уроке т.н. снаряды массового использования – гимнастическая стенка, скамейка и предметы– набивные или теннисные мячи, скакалки, гантели, амортизаторы, гимнастические палки.

В индивидуальных формах занятий с пожилыми людьми наряду с перечисленными могут использоваться подручные предметы – стул, полотенце, а в детских садах даже игрушки – кубики, куклы, флажки, мячи и т.п. предметы.

Гимнастическая стенка – в силу своих конструктивных особенностей позволяет приблизить общеразвивающие упражнения к условиям работы на спортивных снарядах. В этом смысле выполнение в подготовительной части урока упражнений в простых и смешанных висах, в смешанных упорах является необходимой промежуточной ступенью в укреплении мышц плечевого пояса и овладении правильной динамической осанкой, целого ряда программных упражнений силового или махового характера в основной части урока.

Гимнастическая скамейка – как и гимнастическая стенка, это снаряд массового назначения при соответствующем подборе общеразвивающих упражнений помогает быстро понять и сформировать необходимые двигательные представления о правильной динамической осанке в упорах.

Незаменима скамейка при формировании навыков динамического равновесия и часто используется в уроках как упрощенный вариант бревна. Кроме того, скамейка может использоваться в качестве дополнительной опоры, как препятствие при прыжках, или как отягощение в групповых упражнениях (например, в сомкнутой колонне).

Гимнастическая палка. Это предмет многоцелевого назначения. Однако с его помощью общеразвивающие упражнения успешнее всего применяются для устранения изъянов в осанке – как фиксирующий положение туловища предмет (примеры – палка на лопатках или вертикально за спиной фиксирует лопатки и туловище, принуждая мышцы туловища работать в коррегирующем режиме). Незаменима палка как предмет ручного балансирования, а также в упражнениях, используемых для развития и самоконтроля подвижности в плечевых и тазобедренных суставах (выкруты в плечевых суставах при удержании палки за концы с постепенным сужением хвата, последовательные перемахи прямой ногой (вперед, назад).

Скакалка сугубо гимнастическое средство. Удобна и проста в эксплуатации. Прыжковые упражнения и серии различных заданий позволяют эффективно «проработать» сердечно–сосудистую и дыхательную системы.

Изменяя характер прыжков, высоту подскока, темп и продолжительность работы, интенсивность нагрузки (регулированием интервалов отдыха между сериями) можно существенно поднять уровень функциональных возможностей.

Вместе с тем этот предмет хорошо «вписывается» в урок при использовании игровых и состязательных приемов. Например: в эстафетах, используемых в подготовительной части урока. Прыжки через скакалку с одинарным или двойным вращением (вперед, назад), через удлиненную скакалку всегда приносят ожидаемый эмоциональный подъем у занимающихся. В случае необходимости, сложенная вдвое или вчетверо скакалка, может заменить отсутствующую гимнастическую палку при выполнении выкрутов, перемахов с целью улучшения гибкости.

Набивные мячи. Упражнения с этим предметом – одно из лучших средств, чтобы пробудить «темное» мышечное чувство – выработать умение дифференцировать состояния значительного напряжения (бросок, толчок мяча) и мгновенного расслабления мускулатуры после завершения задания. Упражнения с набивными мячами развивают мышечную силу, быстроту, всегда проходят на высоком эмоциональном подъеме. Но именно поэтому требуют осторожности, дисциплины и организованности со стороны занимающихся.

Гантели предназначены для силовых упражнений и различаются по весу. В занятиях с детьми рекомендуются малые веса (1–1,5 кг), с молодыми, здоровыми людьми – 2–3 кг. Поскольку одна из задач развития силовых и объемных показателей мышц – изменение «топографии» мускулатуры, гантели являются одним из основных средств в атлетической гимнастике, шейпинга, основной гимнастике. Применяя небольшие веса, с помощью упражнений с гантелями можно добиваться растягивания мышц, повышения их эластичности и лабильности (круговые движения рук в плечевых суставах). В ряде случаев с помощью специальных упражнений достигают хорошей суставной подвижности при одновременном укреплении соответствующих мышц. Гантели малого веса могут принести пользу в упражнениях скоростно–силового характера.

      1. Способы обучения общеразвивающим упражнениям

Обучают общеразвивающим упражнениям двумя основными способами: по показу с объяснением и по распоряжению.

По показу и объяснению. Начать лучше с мобилизации внимания занимающихся: «Посмотрите очередное упражнение». При необходимости предварительно можно лаконично пояснить его направленность, связь с ранее изученными упражнениями.

Стоя лицом к группе, преподаватель показывает упражнения, соблюдая правило «зеркальности». Показ ведется в заведомо медленном темпе и сопровождается терминами движений. После фразы «Посмотрите упражнение в целом» желательно повторить показ еще раз, но уже без объяснения, в нужном темпе. Далее подается команда для и.п. с указанием способа его принятия «Прыжком стойку ноги врозь, руки в стороны – ставь!» или «Шагом вправо стойку ноги врозь – принять!».

Выполнение: Если упражнение асимметрично, нужно указать с какой ноги (руки) или в какую сторону оно должно начинаться. Например, «Наклоны или махи с правой ноги начи–най!». Если необходимо, преподаватель может 2–3 раза выполнить упражнение вместе с группой, одновременно ведя подсчет, подсказывая действия и исправляя ошибки.

Делая замечания, преподаватель не должен быть многословен. Следует научиться обходиться одним – двумя словами произнося их между счетами или пропуская отдельные счеты. Например, «Раз–два–ниже наклон – четыре!». Заменяющие счет слова следует произносить акцентированно, что облегчает занимающимся сохранение темпа выполнения.

Характер подсчета, его интонация должны соответствовать выполненному упражнению. Если выполняются быстрые, резкие движения, то и подсчет должен быть таким же. Если движение должно выполняться плавно на 2 или более счета, соответственно нужно растягивать подсчет.

Основные варианты описанного способа проведения упражнений – «по показу» и «по объяснению». При проведении знакомых упражнений с целью экономии времени уместно воспользоваться показом. Если педагогической задачей предусматривается углубление двигательных представлений или развитие двигательной памяти более подобает второй вариант.

По распоряжению. Этот способ предусматривает выполнение упражнения по разделениям (счетам). Вместо строго регламентированных команд, используются распоряжения. Например, «примите упор присев – это счет раз!», «повернитесь направо – два!» и т.д. Вместо команды «Стой!» по окончании выполнения могут использоваться вместо последнего счета распоряжение: «Закончить». Преимущество этого способа обучения проявляется в возможности исправлять ошибки по ходу упражнения, задерживаясь на каждом счете. Используя вариант этого способа «распоряжения с показом», удается значительно повысить моторную сложность занятия.

В подготовительной части урока общеразвивающие движения хорошо «вписываются» в подвижные игры, которые по характеру и замыслу опираются на те или иные физические способности детей. В третьих, четвертых классах с большим успехом применяются такие игры как «Удочка», «Бой петухов», «Пятнашки», «День и ночь», перепрыгивание через гимнастическую палку (при движении в колонне), которую удерживает один из учеников на высоте 10–20 см от пола, совершая движение навстречу колонне.

      1. Способы разучивания комплексов упражнений

При составлении комплекса упражнений должны быть учтены его назначение (разминка, развитие физических качеств, разучивание конкретных элементов, исправление осанки и т.п.) и контингент (возраст, пол, уровень подготовленности).

Требования к составлению комплекса:

  1. Разносторонность воздействия на занимающихся.

  2. Последовательное (поочередное) включение в работу различных частей тела.

  3. Постепенное нарастание нагрузки.

В уроках гимнастки реализуется несколько схем упражнений:

  1. Последовательность воздействия упражнений «сверху–вниз», при котором вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, затем для туловища, шеи и для тазового пояса и ног.

  2. Последовательность воздействия в обратном порядке – «снизу–вверх».

  3. Упражнения чередуются сериями – «руки – ноги – туловище» или «руки – туловище – ноги». Таких серий в комплексе несколько (3–5) и в каждой из них упражнения меняются по направленности воздействия. Например, если в первой серии участвовали мышцы брюшного пресса, то во второй – мышцы спины. Если в первой серии выполнялись упражнения на силу –приседания, то во второй на растягивание – махи ногами.

  4. Упражнения чередуются, исходя из принципа от мелких суставов к крупным (кисти – стопы, локти – колени, плечи – таз, позвоночник).

Выделяют три способа обучения комплексам общеразвивающих упражнений – раздельный, поточный и проходной.

При раздельном способе комплекс выполняется с паузами между упражнениями, во время которых преподаватель знакомит занимающихся с очередным упражнением.

При поточном способе весь комплекс выполняется слитно, без пауз. При этом способе преподаватель использует главным образом показ, называя лишь основные движения. Ведя подсчет преподаватель обращает внимание группы на окончание упражнения словами « последний раз», а сам, не прекращая подсчет, принимает исходное положение для следующего упражнения. Занимающиеся, закончив предыдущее упражнение, быстро принимают новое исходное положение и сразу же вместе с преподавателем начинают следующее упражнение. Поточный способ очень экономичен по времени, очень нагрузочен, но требует хорошей подготовки от преподавателя, знания широкого круга упражнений и быстрого их выбора. Поточный способ используют главным образом при проведении знакомых занимающимся, несложных упражнений. Возможности для обучения новым движениям здесь ограничены.

Разновидностью поточного способа является серийный, при котором поточно проводится не весь комплекс, а только серия из нескольких упражнений. После паузы выполняется следующая серия и т.д. При проведении этим способом можно построить серию, состоящую из одного упражнения, выполняя несколько вариантов его с изменением амплитуды, направления, вводя дополнительные движения с целью более качественной проработки мышечно–связочного аппарата.

Проходной способ заключается в выполнении упражнений в движении при последовательном (через 2–4–8 счетов) прохождении через зал разомкнутых шеренг, выполняющих упражнения. Каждая шеренга, достигнув противоположной стороны, самостоятельно прекращает упражнение и, разделившись пополам, двигаясь налево и направо в обход, быстро возвращается обратно в исходное положение. Когда все шеренги закончат прохождение и вернутся в исходное положение, преподаватель показывает новое упражнение. Высоко эффективен вариант проходного способа обучения комплексам упражнений при движении колонны в обход с дистанцией в 2–3 шага.

Примерные упражнения:

1. И.п. – о.с. 1–4 – три шага вперед и приставить ногу, 5– упор присев, 6 – упор лежа, 7 – упор присев, 8 – о.с.

Вступление в упражнение каждой шеренги – через 8 счетов.

2. И.п. – о.с. руки в стороны. 1 – мах правой с хлопком в ладони под ногой, 2 – шаг правой вперед, руки в стороны. 3 – мах левой вперед с хлопком в ладони под ногой. 4 – шаг левой вперед, руки в стороны.

Вступление каждой шеренги через 4 счета.

3. И.п. – о.с. 1–3 – три шага вперед. 4 – шагом правой в сторону стойка ноги врозь, руки в стороны. 5–7 – 3 пружинящих наклона вперед, касаясь ладонями пола. 8– приставляя правую, о.с.

Вступление каждой шеренги через 8 счетов.

4. И.п. – о.с. руки на пояс. 1–прыжок вперед ноги врозь. 2–прыжок вперед ноги вместе.

Вступление каждой шеренги через 2 счета.

Регулирование нагрузки. Величина нагрузки прежде всего зависит от количества упражнений в комплексе и их содержания. Нагрузка может регулироваться за счет изменения исходных упражнений, количества повторений каждого упражнения, интервалов отдыха между упражнениями.

В зависимости от вида занятий количество упражнений может колебаться от 8–12 (комплекс гигиенической гимнастики) до 50 и более (комплекс ритмической гимнастики).

Упражнения с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп. Это необходимо учитывать при определении дозировки.

Величина нагрузки в значительной мере обуславливается исходным положением. Так, сгибание рук в упоре лежа с опорой руками о скамейку значительно легче, чем при опоре о нее ногами. Переход в сед из положения лежа на спине с закрепленными ногами значительно труднее, если руки подняты вверх и легче, если они фиксированы на поясе.

Количество повторений должно быть таким, чтобы упражнение оставило «след». Если у занимающихся не возросла частота сердечных сокращений, не началось потоотделение, пользы от него будет мало.

Чтобы активизировать внимание, повысив интерес занимающихся к упражнениям, можно рекомендовать следующие методические приемы:

  1. Выполнение упражнения в изменяющемся темпе, с ускорением или замедлением темпа.

  2. Выполнение упражнения в разном ритме. Например, 1–2 – присед, 3–4 – встать; 1 – присед, 2–4 – встать; 1–3 – присед, 4 – встать.

  3. Чередование выполнения упражнения с подсчетом и без подсчета.

  4. Смена мест занимающихся в колоннах или шеренгах на заданный счет в процессе выполнения упражнения. Например, и.п. – о.с.; 1– присед, руки в стороны; 2– и.п. 3–6 – повторить дважды счет 1–2. 7–8 – бегом поменяться местами: 1-я колонна со 2-й, 3-я колонна с 4-й.

  5. Выполнение упражнения лицом в разные стороны или с закрытыми глазами.

  6. При выполнении упражнений с предметами передавать их другому занимающемуся на заданный счет. Например: и.п. – стоя в кругу, палка внизу. 1– присед, палку вперед. 2 – и.п. 3–4 – передать палку партнеру справа.

      1. Частные педагогические задачи, решаемые с помощью

studfiles.net

Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ на месте).

И.п. – исходное положение

И.п. – исходное положение

И.п. – исходное положение

И.п. – исходное положение

И.п. – исходное положение

Исходное положение

Содержание

Дозировка

Ому

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1- наклон головы вправо.

2- и.п.

3 - наклон головы влево.

4- и.п.

4-8 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки за спину.

1- наклон головы вперед.

2- и.п.

3 - наклон головы назад.

4- и.п.

4-8 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-4 круговые движения головой по часовой стрелке.

5-8 - круговые движения головой против часовой стрелке

4 - 6 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки к плечам.

1-4–круговые движения руками вперед

5-8 -круговые движения руками назад

4-8 раз

Выполнять с большой амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

1- поворот туловища влево, руки в стороны

2- и.п.

3- поворот туловища вправо, руки в стороны

4- и.п.

4-8 раз

Руки прямые.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

1- наклон туловища влево, правую руку вверх

2- и.п.

3- наклон туловища вправо, левую руку вверх

4-8 раз

Рука прямая.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

круговые движения в тазобедренном суставе

1-4 по часовой стрелке

5-8 против часовой стрелке

4-8 раз

Выполнять с амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

1-3-наклон вперед, коснуться руками пола

4- и.п.

4-8 раз

Руками достать пол, колени не сгибать.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на коленях

1-4- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внутрь

5-8- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внешнюю сторону

4-8 раз

Колени максимально отводить в сторону.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – выпад правой, руки вперед

2 – и.п.

3 – выпад левой, руки вверх

4 – и.п.

4-8 раз

Опорная нога перпендикулярно полу.

И.п. - выпад вправо, руки на коленях

1-4 – пружинистые покачивания

5-8 – то же в другую сторону

4-8 раз

Опускать таз ниже.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вперед.

1 – мах правой вперед, коснуться левой руки

2 - и.п.

3 – мах левой вперед, коснуться правой руки

4 – и.п.

4-8 раз

Мах как можно выше, нога прямая.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1-полуприсед, руки вперед

2-и.п.

10-12 раз

Спина прямая, колени на уровне носков.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1- прыжок вперед

2 – прыжок назад

3 – прыжок вправо

4 – прыжок влево

4-8 раз

Прыгать выше.

Исходное положение

Содержание

Дозировка

Ому

И.п. - Стойка ноги врозь, руки за спину.

1- наклон головы вперед

2- и.п.

3 - наклон головы назад.

4- и.п.

5- наклон головы вправо.

6- и.п.

7 - наклон головы влево.

8- и.п.

4-8 раз

Выполнять медленно, без резких движений. Дыхание свободное.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-4 круговые движения головой по часовой стрелке.

5-8 - круговые движения головой против часовой стрелке

4 - 6 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки перед грудью

1-2 - рывки руками перед грудью

3-4 - рывки прямыми руками в стороны

4 - 8 раз

Смотреть вперед.

Рывок резче.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вверх

1-4–круговые движения руками вперед

5-8 -круговые движения руками назад

4-8 раз

Выполнять с большой амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

1- наклон туловища вперед, руки в стороны

2- и.п.

3- наклон туловища назад

4- и.п.

5- наклон туловища влево, правую руку вверх

6- и.п.

7- наклон туловища вправо, левую руку вверх

8-и.п.

4-8 раз

Рука прямая.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

круговые движения в тазобедренном суставе

1-4 по часовой стрелке

5-8 против часовой стрелке

4-8 раз

Выполнять с амплитудой.

И.п. – широкая стойка, руки перед собой

1-3-пружинистые наклоны вперед, коснуться локтями пола

4- и.п.

4-8 раз

Наклон ниже. Локтями достать пол, колени не сгибать.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на коленях

1-4- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внутрь

5-8- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внешнюю сторону

4-8 раз

Колени максимально отводить в сторону.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – выпад правой, руки в стороны

2 – смена положения (ног) прыжком

4-8 раз

Опорная нога перпендикулярно полу.

И.п. - выпад вправо, руки на коленях

1-4 – пружинистые покачивания

5-8 – то же в другую сторону

4-8 раз

Опускать таз ниже.

И.п. – глубокий выпад вправо

1-4 - пружинистые покачивания

5-6 - то же в другую сторону

4-8 раз

Нога на полной стопе.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вперед.

1 – мах правой вперед, коснуться левой руки

2 - и.п.

3 – мах левой вперед, коснуться правой руки

4 – и.п.

4-8 раз

Мах как можно выше, нога прямая.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1-полуприсед, руки вперед

2-и.п.

10-12 раз

Спина прямая, колени на уровне носков.

И.п. – узкая стойка, руки на пояс.

Прыжки вверх с подтягиванием колен к груди

8-10 раз

Прыгать выше.

Бедро выше.

Исходное положение

Содержание

Дозировка

Ому

И.п. – о.с.. руки внизу

1 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести правую ногу назад на носок и слегка прогнуться.

2 –и.п.

2 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести левую ногу назад на носок и слегка прогнуться

4 - 8 раз

Руки прямые.

И.п. – о.с., руки на пояс.

1- поворот головы вправо

2 – и.п.

3 - поворот головы влево

4 - и.п.

4 - 8 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. - Стойка ноги врозь, правая вверх, левая вниз

1-2 - рывки прямыми руками назад

3-4 – смена рук

4 - 8 раз

Смотреть вперед.

Рывок резче.

Рука прямая

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вверх

1-4–круговые движения руками вперед

5-8 -круговые движения руками назад

4-8 раз

Выполнять с большой амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, согнутые руки вперед

1- Поднять согнутую правую ногу и коснуться коленом левый локоть

2-и.п.

3- Поднять согнутую левую ногу и коснуться коленом правый локоть

4- и.п.

4-8 раз

Осанка прямая.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки за голову

1- наклон туловища вперед

2- и.п.

3- наклон туловища назад

4- и.п.

5- наклон туловища влево

6- и.п.

7- наклон туловища вправо

8-и.п.

4-8 раз

Наклон ниже.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

круговые движения в тазобедренном суставе

1-4 по часовой стрелке

5-8 против часовой стрелке

4-8 раз

Выполнять с амплитудой.

И.п. – широкая стойка, наклон туловища вперед руки в стороны

1-поворот туловища вправо

2- и.п.

3- поворот туловища влево

4-и.п.

4-8 раз

Наклон ниже., Колени не сгибать.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на коленях

1-4- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внутрь

5-8- круговые движения в тазобедренном суставе согнутой ногой во внешнюю сторону

4-8 раз

Колени максимально отводить в сторону.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – выпад правой, руки в стороны

2 – смена положения (ног) прыжком

4-8 раз

Опорная нога перпендикулярно полу.

И.п. – глубокий выпад вправо

1-4 - пружинистые покачивания

5-6 - то же в другую сторону

4-8 раз

Нога на полной стопе.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вперед.

1 – мах правой ногой, хлопок под ней

2 - и.п.

3 – мах левой вперед, хлопок под ней

4 – и.п.

4-8 раз

Мах как можно выше, нога прямая.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1-полуприсед, руки вперед

2-и.п.

10-12 раз

Спина прямая, колени на уровне носков.

И.п. – узкая стойка, руки на пояс.

Прыжки вверх с подтягиванием колен к груди

8-10 раз

Прыгать выше.

Бедро выше.

Исходное положение

Содержание

Дозировка

Ому

И.п. – о.с.. руки внизу

1 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести правую ногу назад на носок и слегка прогнуться.

2 –и.п.

2 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть внутрь, отвести левую ногу назад на носок и слегка прогнуться

4 - 8 раз

Руки прямые.

И.п. – о.с.. руки внизу

1- правую ногу в сторону на носок, руки в стороны.

2- и.п.

3- левую ногу в сторону на носок, руки в стороны.

4-8 раз

Нога и рука прямая.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки за голову.

1- наклон головы вперед

2- и.п.

3 - наклон головы назад.

4- и.п.

5- наклон головы вправо.

6- и.п.

7 - наклон головы влево.

8- и.п.

4-8 раз

Выполнять медленно, без резких движений. Дыхание свободное.

И.п. – о.с., руки на пояс.

1- поворот головы вправо

2 – и.п.

3 - поворот головы влево

4 - и.п.

4 - 8 раз

Выполнять медленно, без резких движений.

И.п. – стойка ноги врозь, руки в замок за спиной

1- подняться на носки,

2-3 два пружинистых рывка назад

4- и.п.

4 – 8 раз

Подняться выше.

Рывок резче.

Смотреть вперед

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вверх

1-4–круговые движения руками вперед

5-8 -круговые движения руками назад

4-8 раз

Выполнять с большой амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, согнутые руки вперед

1- Поднять согнутую правую ногу и коснуться коленом левый локоть

2-и.п.

3- Поднять согнутую левую ногу и коснуться коленом правый локоть

4- и.п.

4-8 раз

Осанка прямая.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки за голову

1- наклон туловища вперед

2- и.п.

3- наклон туловища назад

4- и.п.

5- наклон туловища влево

6- и.п.

7- наклон туловища вправо

8-и.п.

4-8 раз

Наклон ниже.

И.п. – о.с., руки внизу

1-4 наклон вправо, руки скользят вдоль туловища

5-8 – приходим и.п.

9-12 наклон влево, руки скользят вдоль туловища

13-16 - приходим и.п.

4-8 раз

Наклон ниже.

Слушать счет

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

круговые движения в тазобедренном суставе

1-4 по часовой стрелке

5-8 против часовой стрелке

4-8 раз

Выполнять с амплитудой.

И.п. – Стойка ноги врозь, руки на пояс

1- наклон туловища вперед, коснуться руками правую ногу

2- коснуться пола (середина между правой и левой ногой)

3- коснуться левую ногу.

4 - и.п.

4-8 раз

Наклон ниже.

Колени не сгибать.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – выпад правой, руки в стороны

2 – смена положения (ног) прыжком

4-8 раз

Опорная нога перпендикулярно полу.

И.п. – глубокий выпад вправо

1-4 - пружинистые покачивания

5-6 - то же в другую сторону

4-8 раз

Нога на полной стопе.

И.п. - Стойка ноги врозь, руки вперед.

1 – мах правой ногой, хлопок под ней

2 - и.п.

3 – мах левой вперед, хлопок под ней

4 – и.п.

4-8 раз

Мах как можно выше, нога прямая.

И.п. – основная стойка, руки на пояс.

1-полуприсед, руки вперед

2-и.п.

10-12 раз

Спина прямая, колени на уровне носков.

И.п. – узкая стойка, руки на пояс.

Прыжки вверх с подтягиванием колен к груди

8-10 раз

Прыгать выше.

Бедро выше.

multiurok.ru

Билет №9 Общеразвивающие упражнения. Характеристика. Влияние на организм детей. Классификация. Правила записи общеразвивающих упражнений.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма.

При записи отдельного упражнения надо указывать:

 

• Исходное положение (И. п.) из которого начинается движение.

 

• Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т. п.).

 

• Направление движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз и промежуточные направления)

 

• Если необходимо, указывается конечное положение.

Примеры общеразвивающих упражнений:

 

Упр. № 1. И. п. – стойка ноги врозь; 1 – наклон к левой ноге, ладонями достать пол; 2 – И. п.; 3 – наклон к правой ноге; 4 – И. п.

 

Упр. № 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На четыре счёта круговые вращения туловищем по часовой стрелке, на четыре счёта в обратную сторону.

 

Упр. № 3. И. п. – основная стойка; 1 – упор присев; 2 – упор лёжа; 3 – упор присев;4 – И. п.

Билет №10

Строй-удобное и целесообразное размещение занимающихся для совместных действий.

Строевые упр.- совместное действия занимающихся в том или ином строю. (построения, перестроения, повороты, смыкания и размыкания, передвижения строем). Значение строевых упр.- исп. для наиболее целесообразного расположения занимающихся перед выполнением упражнений; способствует формированию навыка правильной осанки; развитию глазомера, чувства ритма; быстроты реакции, ловкости; ориентировки в пространстве; обогащению словаря детей.

Построения-это действия занимающихся для размещения в том или игом строю. (в колонну по одному, парами, в шеренгу, в круг, в несколько кругов, полукругом, врассыпную).

Колонна- строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг другу на расстоянии одного шага (вытянутой руки).

Расстояние между детьми, стоящими в колонне, называется ДИСТАНЦИЯ.ПЕРВЫЙ-НАПРАВЛЯЮЩИЙ-В КОНЦЕ-ЗАМЫКАЮЩИЙ

Шеренга- строй, в котором занимающиеся стоят на одной линии, плечом к плечу, лицом в одну сторону на расстоянии ширины ладони, приставленной к бедру. Расстояния между детьми, стоящими в шеренге (от локтя до локтя), называется ИНТЕРВАЛ.

Правофланговый, левофланговый, тыл, фронт. Построение в колонну и шеренгу- вдоль длинной границы зала; в правом верхнем или в левом нижнем углу; Шеренга всегда размещается спиной к источнику света, чтобы дети видели педагога.

Врассыпную- размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Ребенок, вытянувший руки вперед и в сторону, не должен никому мешать. ПОВОРОТЫ ВЫПОЛН. - направо, налево, вполоборота направо, вполоборота налево, кругом, как на месте так и в движении. СПОСОБЫ-переступанием, прыжком, по разделениям.

Билет№11

Перестроения. Это переходы из одного строя в дру­гой. Практическая необходимость перестроения возни­кает на физкультурных занятиях и на утренней гимнас­тике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход на торцевой стороне зала подается команда "В колонну по два (три, четыре и т.д.) налево - МАРШ!" После поворота первой двойки (тройки, четверки) следующие делают поворот под команду своего занимающегося ("Марш!") на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально. Для обратного перестроения подают команды: "Напра-ВО!«. «В колонну по одному (налево) в обход направо шагом - МАРШ!"

В младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то пере­строение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг ко­торого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предло­жив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голо­ву" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки.

В средней группе дети перестраиваются на общеразвивающие упражнения из одной общей колонны в несколько колонн, которые принято называть звень­ями. Звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Звенья выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. К моменту по­дачи команды или распоряжения о перестроении вос­питатель должен занять соответствующее место, что дает возможность корректировать перестроение. Вос­питатель является ориентиром для детей, они выхо­дят "на него".

В старшей группе дети должны уметь перестраиваться в звенья через середину по три. Они также «выходят на воспитателя» от противоположной короткой стены. Дети первой тройки разводят руки в стороны, обозначая тем самым интервал. Остальные равняются на них. Такой способ перестроения активно формирует навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции, ее сообразительность, самостоятельность в отличие от перестроения с помощью звеньевых, когда большинство детей перемещаются бездумно.

 

Во всех группах используется перестроение на ходу из колонны по два в колонну по одному и наоборот. Выполнять это задание дети должны быстро и умело, не меняя темпа движения. Планируя такое перестроение целесообразно предложить ребятам сразу построиться колонну парами, чтобы каждому было изначально ясно; к кому он должен подстроиться в нужный момент.

Билет №12

Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Она зависит от анатомического строения опорно-двигательного аппарата, эластичности и упругости мышц и связок, функционального состояния организма. Внешне она определяется по предельной амплитуде движений, которая оценивается в угловых величинах (градусах) или линейных мерах (сантиметрах).

Согласно исследованиям Н.А. Бернштейна, гибкость рассматривается как составная часть проблемы управления движениями.

Мышцы людей, не обладающих гибкостью в достаточной степени, не способны к растягиванию, вследствие чего их движения становятся недостаточно координированными, энергозатратными, быстро вызывают утомление.

Исследования В.С. Фарфеля показали, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять упражнения с большой амплитудой. Пассивная гибкость отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой воздействием внешних сил: пособий, усилий партнера и др. Амплитуда движений при проявлении пассивной гибкости всегда выше, чем активной. Разницу между показателями пассивной и активной гибкости называется «резервной растяжимостью» или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость. Общую гибкость характеризует подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата и возможность выполнять движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – это предельная подвижность в отдельных суставах, которая определяет эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Для воспитания гибкости используются:

• разнообразные физические упражнения,

жать их вместе («стрела»), 5- вернуться ви.п.

3. Стойка на упорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено упорной

 

megapredmet.ru

Общеразвивающие упражнения с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий

В данной статье представлено описание общеразвивающих упражнений с предметами как средство повышения эффективности учебных занятий.

Общее физическое развитие и подготовка обучающихся к освоению технически сложных двигательных действий — есть главная цель общеразвивающих упражнений (ОРУ). Под этим термином понимаются общедоступные и незатейливые в техническом плане движения телом и конечностями тела, выполняющиеся с целью поддержания здоровья, воспитания физических качеств и умений, а также для проведения спортивной разминки, которая является необходимым атрибутом на занятии физической культурой. ОРУ являются фундаментом практических занятий и их подготовительной части.

С помощью них можно выборочно оказывать влияние на различные (единичные и сборные) группы мышц занимающихся, что способствует правильному и верному развитию и становлению двигательного аппарата, и подготовки к решению задач основной части учебного занятия.

Основные задачи ОРУ:

  1. Развить умение выполнять двигательные действия с различными установленными параметрами.
  2. Развитие коренных умений и навыков.
  3. Развитие умения совмещать движения различными частями тела.
  4. Функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности
  5. Совершенствование телосложения.
  6. Обучение технике дыхания.
  7. Умение правильно напрягать и расслаблять отдельные мышцы и группы мышц.
  8. Формирование гибкости тела и подвижности суставов занимающихся.
  9. Воспитание силы.

Благодаря ОРУ можно корректировать физическую нагрузку, на которую, в свою очередь, сильно влияет количество упражнений в одном занятии. Степень сложности, обуславливается прилагаемыми усилиями и напряжением задействованных в работе мышц.

Каждое упражнение по-своему нагружает мышцы тела и его конечности, и именно этим и объясняется многообразие упражнений. Перемена быстроты, размаха и направления движений — все это прямо влияет на мышечную нагрузку занимающегося. Равным образом расширяются границы применения упражнений благодаря смене исходного и конечного положений, применения различных отягчений, предметов и снарядов. Легкость и возможность поэтапного усложнения упражнений делают их понятными и доступными для занимающихся любого возраста и любого уровня физподготовки.

Выделяют ОРУ для мышц рук и мышц плечевого пояса, мышц корпуса, мышц ног и тазового пояса, мышц шеи и для мышц всего тела. Помимо этого, в каждом блоке принято выделять упражнения более местного характера. В частности, в упражнениях для рук можно выделить упражнения для кистей и пальцев, а упражнениях для ног упражнения для стоп (вращения стопой, ходьба на внешней и на внутренней стороне стоп, перекатывание с пяток на носки).

Для каждого из блока характерно большое количество разных движений.

Рывки, круговые движения (вращения), упражнения для кистей и пальцев, предплечий и плеча характерны для первого блока.

Наклоны, повороты, круговые движения, упоры лежа (отжимания) характерны для второго блока.

Для третьего применяются приседы, выпады ногами, махи ногами, упоры присев.

Наклоны головы, повороты, круговые движения используются для четвертого блока.

А выпады с наклонами, упоры лежа и прыжки относят к упражнениям для пятого.

На занятиях в общеразвивающих упражнениях используются такие предметы как: скакалка, разнообразные мячи (набивные, резиновые, теннисные), гантели, гимнастические палки, а так же могут использоваться стандартные гимнастические снаряды (скамейка, стенка, шест, длинная планка).

Все вышеперечисленные предметы могут применяться со всевозможными целями: отягощение, воспитание точности движения (метание мячей), а так же и как средство привлечения внимания к учебному процессу и повышения интереса к занятиям у занимающихся.

Скакалка используется для перескакивания на двух и на одной ноге, также ее можно сложить несколько раз и использовать как палку. Большая скакалка может использоваться в групповых играх и занятиях.

Мячи применяются для совершения бросков и ловли, для оттачивания их точности, используются в индивидуальных, парных, а также в групповых занятиях.

Гимнастическую палку можно использовать в качестве опоры для упражнений в упорах и висах при занятиях в паре с партнером.

Разновесные гантели применяются для отягощения, и направлены на усиление эффекта при различных динамических упражнениях силового и скоростно-силового характера.

Уместно проведение ОРУ в паре, что расширяет возможности их использования и повышает настроение занимающихся.

Классическая схема проведения упражнений для первой серии занятий:

  1. Для мышц шеи.
  2. Для мышц рук и плечевого пояса.
  3. Для мышц туловища.
  4. Для мышц ног.

Последующие серии занятия идут в том же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок выполнения упражнений объясняется необходимостью чередования нагрузки на различные части тела, что в свою очередь увеличивает эффективность проводимых занятий и повышает эффективность прилагаемых мышечных усилий для активного отдыха работающих мышц.

Так же необходимо включить в серию пару упражнений, наиболее интенсивных и сложных для всех частей тела. И в завершении занятия выполняются упражнения умеренной интенсивности. В занятие можно включать по 10-30 упражнений, целесообразно повторять каждое упражнение от 4-х до восьми раз. С количеством упражнений возрастает нагрузка на мышцы занимающихся.

Требования, предъявляемые к проведению общеразвивающих упражнений:

  1. Одновременный показ и объяснение ОРУ.
  2. Использование правильной гимнастической терминологии.
  3. Зеркальный показ упражнения.
  4. Идеальный показ упражнения.
  5. Наличие замечаний и указаний по ходу выполнения упражнения.
  6. Налаженный контакт с занимающимися.

Существует 4 способа проведения ОРУ:

  1. Раздельный способ.
  2. Поточный способ.
  3. Игровой способ.
  4. Комбинированный способ.

В первом способе упражнение выполняется раздельно, при этом начало и конец упражнения идентичны.

Сущность второго способа заключается в последовательном и непрерывном выполнении блока упражнений.

В третьем способе во время выполнения ОРУ присутствует момент игры.

Четвертый же представляет собой сочетание вышеперечисленных способов в одном занятии.

Таким образом, систематическое выполнение общеразвивающих упражнений содействует усилению и развитию отдельных мышц, а так же мышечных групп костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, что крайне положительно отражается на улучшении физического развития, выносливости организма и здоровье занимающихся, а также повышает мотивацию к занятиям физической культурой.

novainfo.ru

Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения

9.1. Строевые упражнения

Строевые упражнения применяются на уроках физической куль­туры, при проведении спортивно-показательных выступлений, марш-парадов, смотров строя и песни и других организованных массовых мероприятий. Они являются средством воспитания у за­нимающихся дисциплинированности, организованности, форми­рования правильной и красивой осанки, походки, навыков кол­лективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.

Для удобства использования строевых упражнений в гимнас­тическом зале устанавливаются условные точки: центр, середи­на и углы. Они определяются по первоначальному расположе­нию строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся пе­ред началом урока, называется правой стороной, правофланго­вый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу,

левофланговый — к правому ниж­нему углу. Половина зала, соединя­ющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и поло­вины зала имеют свои середины (рис. 128). Для пользования строе­выми упражнениями введены ос­новные понятия о строе.

Строй — установленное размеще­ние учащихся для совместных дей­ствий.

Фланг — правая и левая оконеч­ности строя. При поворотах строя на­звание флангов не меняется.

Фронт — сторона строя, в кото­рую учащиеся обращены лицом.

195

Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сом­кнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним. Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

Строевые приемы выполняются по следующим командам. «Становись!» — команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка — термин, принятый в физическом вос­питании, является синонимом строевой стойки и подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развер­нуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согну­тыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову на­право (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую

стойку.

«Вольно!» — встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не раз­говаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.

«Отставить!» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

«Разойдись!» — команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.

Расчет группы учащихся может производиться по следующим командам. По команде «По порядку — рассчитайсь!» каждый уче­ник поворачивает голову налево и называет свой порядковый но­мер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!» Другие команды для расчета: «На

196

первый —второй — рассчитайсь!», «По три (четыре и т.д.) — рас­считайсь!», «На шесть, три, на месте — рассчитайсь!» Расчет ко­лонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении — с постановкой левой ноги.

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповоро­та нале-во!», «Кру-гом!» В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо — под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подается ко­манда «Кругом (предварительная, подается под любую ногу) — марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, повора­чиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в проти­воположном направлении.

Для удобства размещения занимающихся в зале на площадке установлены следующие виды построения и перестроения.

Построение — действия учащихся по команде или распоряже­нию учителя для принятия определенного строя.

Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, в одну (две, три и т.д.) шеренгу — становись!» Подавая команду, учи­тель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него.

Построение в колонну осуществляется по команде: «В колонну по одному (два, три и т.д.) — становись!» Учащиеся выстраива­ются за учителем.

Перестроение — действия учащихся по команде или распоря­жению учителя, связанные с переменой вида строя.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по ко­манде: «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия вы­полняются в обратном порядке.

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после пред­варительного расчета по три. Для этого подается команда: «В три Шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, при­ставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую — на шаг в сторону (счет «два») и, пристав­ляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров.

197

Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», все действия выполняются в обрат­ной последовательности.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два произво­дится по команде: «В колонну по два (по три) стройся!» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две (три).

Перестроение уступами из шеренги выполняется после предва­рительного расчета: «Шесть, три, на месте!» или «Девять, шесть, три, на месте!» Для этого подается команда: «По расчету шагом — марш!» Учащиеся выполняют соответствующее расчету число ша­гов и приставляют ногу. Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом — марш!» Учащиеся поворачива­ются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом.

Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. Возможны такие же варианты расчета, как при перестроении ус­тупами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае использу­ется команда: «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом — марш!» При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами шагом — марш!»

Перестроение из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре и т.д.) по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом — марш!» Учащиеся про­двигаются по радиусу круга до очередной команды. В момент, ког­да учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении, мо­гут подаваться следующие команды: «Класс — стой!», «На месте!»

Для перестроения из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.) одновременными поворотами налево (направо) по­дается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д.) — марш!» (рис. 129). Исполнительная команда «марш!» пода­ется под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (чет­верки и т.д.) последующие выполняют его на том же месте; ко­манду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестро­ении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс пово­рачивается налево (направо) и подается команда: «Слева в обход налево (направо) в колонну по одному шагом — марш!» («марш!» — в движении) (рис. 130).

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней сере­дине зала подается команда: «В колонну по одному направо (нале­во) в обход — марш!» (дробление) (рис. 131). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (све-

198

дение) (рис. 132). Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить учащихся в колонну по четыре, восемь и т.д. (рис. 133, 134). Обратное перестроение разведением и слиянием произво­дится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход — марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Че­рез центр в колонну по два — марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить учащихся в колонну по одному.

Для передвижения занимающихся в ходе занятий могут быть использованы следующие способы ходьбы.

Строевой шаг — шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на 15 — 20 см от пола, а ставится твердо на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, назад — до отказа в плечевом сус­таве. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище дер­жать прямо, смотреть перед собой.

Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения око­ло тела.

В процессе проведения урока учителю приходится применять Различные способы ходьбы — на носках, на пятках, приставными шагами, в полуприседе и приседе, выпадами, а также упражнения типа задания. Для перемены способа ходьбы или для выполнения Упражнений в движении подается команда: «На носках — марш!»

199

или «С выполнением задания — марш!» и т.д. Исполнительная команда подается под левую ногу, правой делается шаг вперед. Под левую ногу начинается новое упражнение, для прекращения выполнения упражнения в движении подается команда: «Без за­дания — марш!» или «Закончить упражнение» (если не требуется согласованного выполнения).

Остановка строя осуществляется по команде: «Класс — стой!» Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) — марш!» Для остановки строя в определенном месте:

«Направляющий — на месте!» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в 1 шаг. Для того чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю, подается команда: «Дистанция 2 — 3 — 4 шага. Класс — на месте!» Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда: «Прямо!» Для достижения большей согласованности движений может быть использована предвари­тельная команда: «Класс — прямо!» Исполнительная команда подается под левую ногу, после чего делается шаг правой на мес­те и с левой начинается движение вперед.

Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения исполь­зуются команды: «Шире — шаг!», «Короче — шаг!», «Чаще — шаг!», «Ре-же!», «Полный — шаг!» Исполнительная команда по­дается под левую ногу. Для обеспечения большей согласованности в действиях учащихся учитель подсчетом задает темп и ритм вы­полнения.

Захождение плечом выполняется по команде: «Правое плечо вперед шагом — марш!» (в движении слово «шагом» опускается). При выполнении захождения плечом вперед до необходимого учи­телю положения могут быть использованы команды: «На месте!», «Прямо!»

На учебных занятиях по гимнастике, во время массовых спортив­но-показательных выступлений, праздников применяются различ­ные виды фигурной маршировки.

Обход — передвижение вдоль границ зала, выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом — марш!» (в движе­нии «шагом» опускается). Исполнительная команда подается в момент, когда направляющий подходит к границе в любой точ­ке зала.

Диагональ — передвижение по диагонали зала, площадки вы­полняется по команде: «По диагонали — марш!» Исполнительная команда подается на одном из углов зала (рис. 135).

Противоход — движение колонны за направляющим в проти­воположном направлении, выполняется по команде: «Противо-ходом налево (направо) — марш!» (рис. 136).

200

Змейка — ряд противоходов, соответствующих первому проти-воходу. По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой команды учителя (рис. 137).

Круг — движение занимающихся по кругу выполняется по ко­манде: «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кру­гу — марш!» В процессе продвижения учитель может дополни­тельно указывать дистанцию между занимающимися.

Скрещение — фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении уча­щиеся проходят поочередно определенную точку зала, не нару­шая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скре­щения подается команда: «Через центр (или другую точку зала) со скрещением — марш!»

Петля по форме может быть открытой (рис. 138) и закрытой (рис. 139). Она выполняется в любом направлении (поперечном, продольном, косом). Для выполнения подаются команды: «Нале­во (направо) открытой петлей — марш!», «По диагонали откры­той петлей — марш!» (рис. 140), «Налево (направо) по диагонали закрытой петлей — марш!» (рис. 141).

Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя.

Размыкание — действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.

201

Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: «Класс, от середины на два (три) шага

приставными шагами разом-кнись!» После исполнительной ко­манды «-кнись!» учитель начинает подсчет до четырех при размы­кании на 2 шага, до шести — при размыкании на 3 шага.

Из колонны по четыре размыкание осуществляется по команде: «От середины на два (три) шага приставными шагами разом­кнись!» Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные и размыкаются так, чтобы между ко­лоннами был указанный в предварительной команде интервал в шагах. Размыкание из колонны по три (четыре) в одну сторону выполняется по команде: «Влево (вправо) приставными шагами на два (три) шага разом-кнись!» Действия учащихся аналогичны тем, которые описаны выше.

Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К се­редине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!» Дей­ствия выполняются одновременно всеми занимающимися.

Размыкание из колонны по три {четыре) от середины или в одну сторону с поворотами выполняется по команде: «От середины (или влево, вправо) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!» Учителю необходимо производить подсчет с учетом количества колонн и интервала между учащимися в шагах. Например, для размыкания из колонны по три на два шага подсчет идет до семи: первые два счета — поворот, затем два шага вперед — счет «три», «четыре», на «пять» приставить ногу и на «шесть», «семь» — по­ворот лицом в первоначальное положение.

Различные виды размыкания могут проводиться не по коман­де, а по распоряжению учителя: «Разомкнитесь от середины на вытянутые в стороны руки», «Разомкнитесь по ориентирам» (для этого необходимо заранее расставить ориентиры — флажки, ку­бики, мячи и т.д.).

Размыкания могут выполняться с применением акробатичес­ких упражнений, переворотов боком, кувырков, движений рука­ми, подскоков.

Методические указания. При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения.

Выполнение строевых упражнений по команде требует от уча­щихся строго регламентированных двигательных действий. Напри­мер, по команде «Равняйсь!» учащиеся в соответствии с требова­ниями строевого устава Вооруженных Сил РФ должны выполнить комплекс двигательных действий: выровняться по носкам ног, встать в строевую стойку, повернуть голову направо, чтобы ви­деть грудь четвертого человека, считая себя первым.

Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом воз­растных особенностей учащихся. В младших классах их показ соче­тается с обучением «по разделениям», например: повороты на ме­сте изучаются «переступанием»; при изучении ходьбы сначала от-

рабатываются движения руками (при ходьбе на месте), затем по­становка ног (с фиксированным положением рук). При разучива­нии и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способы постановки ног, положение головы, туловища. Перед уча­щимися ставятся конкретные посильные двигательные задачи. Так, при изучении ходьбы можно на двух-трех уроках учить сохранению заданной дистанции, применяя при этом различные виды ходьбы: на носках, в полуприседе, на пятках и т.д., после выполнения этой задачи изучаются другие компоненты ходьбы.

Эти методические приемы обучения позволяют как бы нани­зывать более сложные двигательные умения на простые, облегча­ют управление движениями, их координирование.

Обучение строевым упражнениям начинается с самых доступ­ных упражнений. Сначала ученики обучаются построению, где от них требуется быстро и безошибочно находить свое место в строю. Для этого применяется игровой метод: изменение места построе­ния, построение в круг, перестроение по ориентирам, размыка­ние по точкам и др. Учителю не следует увлекаться частой сменой способов размыкания, так как это может привести к небрежности и как следствие — к утрате организующей и дисциплинирующей роли строевых упражнений.

Опыт свидетельствует, что к успеху в обучении приводит соче­тание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действий. Учи­тель при этом имеет возможность конкретизировать действия уча­щихся, исправлять их.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. На­пример: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!» и т.д. Уча­щиеся выполняют распоряжение под свой внутренний счет. Исхо­дя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке как ко­манды, так и распоряжения. Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений — к утрате навыка в выполнении строевых при­емов.

- Структурно команда подразделяется на три части: предвари­тельную, исполнительную и паузу между ними. Каждая часть вы­полняет свою специфическую, присущую только ей функцию или несет определенную смысловую нагрузку.

Предварительная часть команды указывает на предстоя­щее действие, она организует внимание учащихся и поэтому про­износится громко, отчетливо, несколько нараспев. При выполне­нии строевых приемов она заменяет команду «смирно».

Затем следует пауза (1,5 —2 с), которая позволяет сосредо­точить внимание на предстоящем действии. Паузу учитель может Удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагоги-

202

203

ческой ситуации. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй еще не готов к выполнению действия, и заста­вит их без специальных замечаний исправить свое поведение.

Исполнительная часть команды подается отрывисто, энер­гично-повелительным тоном. От умения учителя модулировать го­лосом при подаче команд во многом зависит успех в обучении. Учителю не следует применять однословные команды, такие как «равняйсь», «смирно», «прямо» и др. Целесообразнее перед их по­дачей употреблять как предварительную часть команды слова «класс», «колонна», «внимание» и т.п. Это позволит учащимся более четко выполнить требуемые действия.

Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнени­ем отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. Учитель при этом может корректи­ровать ошибки учащихся, а они, в свою очередь, должны осозна­вать и запоминать правильность выполнения требуемых действий. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «де­лай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» пристав­ляют левую к правой. При перестроении из двухшереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной по­следовательности. После нескольких повторений, когда вторые"но-мера заучат движения, учащиеся меняются местами.

При выполнении фигурной маршировки важна роль направля­ющего, так как все изменения в направлении движения выполня­ются в первую очередь им. С воспитательной целью учителю целе­сообразно чаще менять направляющего, с тем чтобы каждый по­чувствовал себя ответственным за успех всего класса.

Для выполнения упражнений в движении подается команда: «С выполнением задания шагом — марш!» (если в движении — «марш!»), для прекращения выполнения задания подается коман­да: «Без задания — марш!»

При выполнении общеразвивающих или вольных упражнений команда «стой!» подается вместо того счета, на котором требуется остановка, или вместо счета «четыре» — при окончании выпол­нения упражнения, или в любом месте для проверки и исправле­ния неточности отдельных движений (как стоп-пауза).

studfiles.net

Термины общеразвивающих упражнений | opace.ru

Строевые упражнения - применяются в целях организации занимающихся, воспитания дисциплины, правильной осанки, целесообразного размещения занимающихся в процессе занятий.

Общеразвивающие упражнения - направлены на всестороннее физическое развитие занимающихся, могут выполняться без предметов и с предметами: с мячами, набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, с небольшими отягощениями и т. п.

Для рук. Движения руками в различных плоскостях и направлениях, в различном темпе и в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, маховые и круговые движения).

Для туловища. В различных стойках - наклоны вперёд, в стороны, назад с различными положениями и движениями руками. В положении лёжа на спине - поднимание и опускание туловища или ног. В положении лёжа лицом вниз - прогибания с различными положениям и движениями руками и ногами. Из упора лёжа - переходы в упор лёжа боком, в различные упоры присев.

Для ног. Из основной стойки - различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на двух и на одной ноге. Маховые движения, выпады, поднимания на носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в движении а одной и на двух ногах. Прыжки со скакалкой и через гимнастическую скамейку с правой ноги на левую, одновременно на обеих ногах.

Исходное положение (И. П.) – указываются только в начале упражнения.

Стойки – основная стойка (О. С.), стойка ноги врозь, стойка ноги на ширине плеч и др.

Седы – положения на полу. Сед, сед ноги врозь, сед углом и т. п.

Присед – положение занимающихся на согнутых ногах. Полуприсед, присед, присед на правой ноге (пистолетик).

Хват – способ держания на снаряде. Хваты: сверху, снизу, разный, широкий, узкий, скрестный

Вис – положение занимающегося, на гимнастическом снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.

Упор – положение занимающегося, в котором плечи находятся выше точек опоры. Упор лёжа спереди, упор лёжа сзади, упор лёжа боком.

opace.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность