О чем следует побеспокоиться в первый месяц жизни новорожденного. Грудные дети особенно в первые месяцы жизни


Первый месяц жизни новорожденного. Особенности развития ребенка в этот период

Первый месяц в жизни новорожденного. Что следует знать родителям?

Первый месяц жизни новорожденного – это самый волнительный и сложный период, как для родителей, так и для самого малыша. В это время идет «притирка» друг к другу: устанавливается режим, мамы и папы начинают осознанно принимать новую для себя роль родителей, учатся заботиться о крохе и развивать его, а малыш привыкает к ним и к окружающему миру.

Физическое развитие в первый месяц жизни новорожденного

В этот период развитие ребенка идет очень быстро, у него активно совершенствуются системы кровообращения, а также органы дыхания и пищеварения. Изменения происходят и в строении тела. Постепенно голова малыша становится пропорциональной туловищу, с тела исчезает пушок, а ногти на ручках и ножках обретают крепость.

В первую неделю жизни новорожденный обычно теряет примерно 10 % от общей массы. Связано это с тем, что организм в быстром темпе начинает перестраиваться, адаптируясь к новым условиям. Также у ребенка сходят отеки, полученные в процессе родов, и выходит первородный кал – меконий. Но не стоит переживать по поводу уменьшения веса. Очень скоро малыш наберет необходимые граммы. За первый месяц жизни новорожденного, он в норме должен набрать от 500 до 1200 грамм.

Что касается роста, то в среднем за четыре недели грудничок прибавляет по 3-6 см. Но не стоит пугаться, если по каким-то параметрам ваш малыш отстает или наоборот превышает норму. Ведь все детки индивидуальны и развиваются они по-разному.

В первый месяц своей жизни ребенок учится совершать осознанные движения руками. Он может целенаправленно схватить маму за халат или потянуть за палец.

Также, если чаще выкладывать кроху на животик, то можно наблюдать, как малыш делает первые попытки самостоятельно держать головку. Кроме того, лежа на животе, ребенок  тренирует мышцы брюшного пресса, что позволяет разгрузить мышцы спины.

Зрение и слух в первый месяц жизни новорожденного еще не до конца развиты, но начинать тренировать зрительные и слуховые навыки можно уже сейчас.

Рекомендуется показывать малышу яркие предметы или повесить над кроваткой мобиль с пестрыми игрушками. Ребенок будет наблюдать за их движением и, тем самым, научится фокусировать взгляд на интересном.

Кроме того, младенец в первые четыре недели жизни учится реагировать в ответ на звуки, голос мамы. Также в это время можно увидеть первую улыбку малыша. И хотя многие специалисты утверждают, что это всего лишь непроизвольная гримаса, родителям хочется верить, что эта улыбка посвящена именно им.

Психологическое состояние в первый месяц жизни после появления на свет новорожденного также очень важно для полноценного развития крохи.

Большую часть времени (до 20 часов в сутки) в период новорожденности кроха проводит во сне. Бодрствует он только в моменты приема пищи. Наиболее удобная для малыша и полезная для его здоровья поза для сна – это поза лягушки, при которой ножки младенца согнуты в коленях и разведены в стороны, а ручки расположены рядом или над головой. Но если малыш активный, то количество часов для сна может быть несколько меньше.

В этом возрасте новорожденный еще не различает лица людей и их голоса, но маму он узнает на инстинктивном уровне, иногда ощущает ее по запаху.

Многие новоиспеченные родители не знают как правильно вести себя с новорожденным, боятся взять его на руки, пугаются его плача. Очень скоро все страхи пройдут, мамы и папы, набравшись опыта, станут лучше и быстрее управляться со всеми делами, которые связаны с грудничком. Главное, довериться своей интуиции и материнскому инстинкту, который обязательно подскажет вам правильное решение.

 

sayt-o-beremennosti.ru

1-ый месяц жизни малыша | Метки: первый, день, ребенок, видео

Утро начинается

Ежедневный утренний туалет малыша начинается с умывания .

Для глазок. Понадобится хлопчатобумажная вата, смоченная, теплой кипяченой водой, причем для каждого глаза берется отдельный тампон.

Для носика. Понадобится ватный жгутик, смоченными в детском креме или масле. При насморке, из носа буквально течет, придется задействовать назальный аспиратор(спринцовка № 1). Необходимо сжать «грушу» (следите, чтобы в этот момент она не была направлена на лицо малыша), наконечник аспиратора вставить в ноздрю ребенка (другую ноздрю при этом следует закрыть) и, плавно разжимая «грушу», откачать слизь. После применения аспиратор (спринцовку) промывают горячей водой с мылом и просушивают. Проводить данную процедуру необходимо несколько раз в день: перед кормлениями и перед сном.

Для волосиков -нужна щетка/расческа с натуральной или нейлоновой щетиной.

Пупочек. Пластиковый зажим с культи пуповины мед.сестра удаляет через 24 часа после рождения. В первые дни она обычно отекает и становится голубоватого цвета. Потом она начинает подсыхать, по-тихоньку сморщивается(мумификацируется) и через 1-2 недели после родов отпадает, остает­ся только пупочная ранка, которая требует особого внимания. Чтобы предотвратить инфицирование и ускорить засыхание культи пуповины, смазывайте ее спиртом или другим антисептиком(зеленкой), рекомендованным вашим врачом, 3 раза в день(вечером после купания). Когда культя пуповины отпадет, можно увидеть на ее месте несколько капель крови — это нормально. Продолжайте смазывать пупочную ранку еще несколько дней. Не бойтесь раздвинуть края ранки и капнуть в нее из пипетки раствор перекиси водорода, пусть попенится — таким об­разом она очищается. Затем помажьте ее зеленкой. Если заметите, что края ранки покраснели и выделяется гной, появился гнилостный запах, немедленно обращайтесь к врачу. Он обработает раневую поверхность ксероформом, а может даже использует ляписный карандаш (ляписом называют азотнокислое серебро).

Причины плача

— ребенок «сходил» в пеленки (надо перепеленать), — ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки), — ребенок голоден или его мучает жажда(дать поесть или попить-кипяченой водички из чайной ложечки или сладкого чая).

С 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот — сначала на 3-5 минут, затем — на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая «тренировка» ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка.

Опрелости:

— стремиться перепеленать ребенка вовремя; — обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

При перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Каждый день осматривайте кожные складки. Если заметите скопление в них маленьких водянистых бугорков, значит, пора заняться приготовлением настоя череды, который добавлять в воду для купания ребенка.

Потница. Возникает от чрезмерного укутывания ребенка. Для профилактики купать ребенка раз в день, вечером. Но летом лучше купать деток почаще, но только без мыла. Можно использовать при купании различные отвары трав. Также воздушные ванны (при температуре воздуха выше 18 градусов). Малыша раздевают и оставляют на 5-10 минут голеньким, одновременно делая легкий массаж, чтобы малыш не переохлождался. Не забывайте проветривать помещение. Идеальная температура помещения для нахождения в нем новорожденного ребенка — это 20-22 градуса.

Для лечения потницы в воду для купания можно добавляют слабый раствор марганцовки или отвар ромашки. Также протирать кожу в проблемных местах салфеткой смоченной в слабом содовом растворе (чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды). На ночь одевать а/царапки и не укутыват ребенка в 100 одёжек.

Струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Удаляются струпики после купания распаренную и смазанную растительным/детским маслом корочку осторожно вычесывают гребешком(предварительно, начесав на него вату) или удаляют ватным тампоном.

Купание. До заживления пупочной ранки, ребенка следует купать толь­ко в слабом растворе марганцовки и только в кипяченой воде! Потом воду можно не кипятить, да и подсушивающую марганцов­ку смените на отвар ромашки или череды. Здорового ребенка купать нужно ежедневно, и лучше всего перед сном. Температура воды в ванночке должна быть +'37° С, проверьте с помощью термометра. 2-3 минуты купания вполне дос­таточны для новорожденного. После купания заверните его в пеленку и промокните. Не обтирайте его махровым полотенцем — ведь кожа у новорожденного еще очень нежная! С мылом, даже детским, младенцев не стоит мыть чаще, чем один раз в неделю. И после купания одеваем чепчик.

Слух. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука.

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком.

Снижение или отсутствие слуха у малыша проверяют по его реакции на громкий звук. Если хлопнуть возле уха ( с каждой стороны в отдельности ), слышащий ребенок должен моргнуть в ответ.

Зрение. В первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. И видит на одном расстоянии, 25-30 см. Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки.

Пеленание. педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов. Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца — 100-130 мл. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Например, в 6 и 9 утра, в 12 и в 3 часа дня, в 6 и в 9 часов вечера, в 12 и в 3 часа ночи. Постепенно, по мере возможности, исключите кормление в 3 часа ночи. Если ребенок ночью к очередному кормлению не проснулся — не бу­дите его, пусть график кормлений сдвигается.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Обычно срыгивание не представляет никакой угрозы (кроме как для одежды и мебели)(держите под рукой небольшую пластиковую бутылочку с водой, смешанной с содой, для очистки пятен. Потерев ткань, смоченную такой смесью, вы не дадите пятнам зафиксироваться и избавитесь от неприятного запаха).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду — 100-150 мл в сутки, летом можно и больше.

Для избежания диатеза на весь период грудного вскармлива­ния маме исключить: крас­ных яблок, клубники, красной рыбы, свеклы, кетчупов и помидо­ров, красного перца, апельсинов, винограда, кофе, меда, шо­колада и орехов, консервы, острое, жареное, лук, чеснок.

Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание — в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира — лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов — наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю — нежирная рыба.

Для стимуляции локтации используют травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, точечный массаж на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день.

Также повышающие приток молока — это рыба (судак, треска), мед, грецкие орехи. Попробовать не мешает, но только если у ребенка нет проявлений диатеза, да и сама мама — не аллергик. Полезен препарат маточного пчелиного молочка — апилак, его принимают по две таблетки в день (не глотать, а сосать). На некоторых женщин хорошо действует настой сухой крапивы (столовую ложку крапивы залить стаканом кипятка, дать настояться и пить по одной столовой ложке три раза в день).

Если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые, нужноготовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться слишком тугой для вашей крохи, надо сцедив первые капли молока.

Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Ленивый ребенок, пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Есть детки, которые боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка

Искусствен. вкармливание

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N — день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее — второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Организация снаНоворожденные спят почти все время, просыпаясь через рав­ные промежутки для того, чтобы поесть. После еды они пример­но часик «гуляют» — таращат свои глазенки и беспорядочно ма­шут ручками и ножками. В первый месяц жизни, пока ребенок не научился самостоятельно переворачиваться, его можно выкла­дывать «погулять» на родительскую кровать.

Проветривание комнаты. Чистый воздух необходим для нормальной функции легких, что служит профилактикой многих заболеваний. Комнату следует проветривать не менее трех раз в день: утром, днем и на ночь. В сильные морозы проветривание производится через форточку (фрамугу) по 10 — 15 минут, весной и летом окно можно оставлять открытым почти на весь день. Нужно помнить о том, чтобы температура воздуха в комнате оставалась равномерной (не ниже 20 °С). Снижение температуры в комнате после проветривания на 3 — 4 °С служит одним из методов закаливания детей.

Стул ребенка.

Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз. Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру.

В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий — в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи.

Прогулка. Летом и в теплое время малыша можно выгуливать уже на второй день после выписки из роддома (через неделю после рождения), а в зимнее — через пять. Положив его в коляску, под­нимите на коляске капюшон — он защитит ребенка от ветра, хо­лода или солнца. В холодное время длительность первой про­гулки должна составлять 10 минут, и с каждым днем увеличивать­ся на 5-10 минут. Учтите, что в это время температура воздуха не должна быть ниже -10 °С. В теплое время гулять можно по­дольше — при температуре воздуха +20°С первая прогулка мо­жет быть около 20 минут, и т. д.

Прививки. В первые 12 часов ребенка привива­ют от вирусного гепатита В. Затем, на 3-7-й день ребенок полу­чает вакцинацию от туберкулеза (БЦЖ). На месте прививки появится маленький прыщик или язвочка, которые без­вредны. Однако пока они не заживут, их нужно беречь от грязи, которую туда могут занести пальчики новорожденного. Когда ребенку исполняется месяц, делается повторная при­вивка от гепатита В.

Обследование.В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография — НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего — органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму — ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

    набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса.

дети прибавляют 4 сантиметра.

Вздрагивает и мигает при резком звуке. Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению. К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд. Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.

В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь. Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!

Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд. Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.

Движения еще не координированы. Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Видео. обследование новорожденных в 1 месяц

www.baby.ru

физиологическое и психологическое состояние, развивающие игры

Рождение ребенка – это всегда праздник для молодых родителей и родственников, однако это и дополнительная ответственность, и бессонные ночи, и множество новых навыков.

Именно первый месяц по праву считается самым сложным, ведь неопытная мама еще не пришла в форму после родов, нервничает и многого не умеет.

Однако справившись с первым месяцем, дальнейшее воспитание и уход за малышом будут намного проще.

Физиологические изменения ребенка в первый месяц

Основной показатель первого месяца жизни, на который педиатры обращают внимание в первую очередь, считается прибавка в весе.

За первый месяц она должна быть в пределах от 400 до 600 грамм.

Если ребенок набрал меньше веса, то, скорее всего, у матери не хватает молока, поэтому врач может порекомендовать дополнительный прикорм в виде смешанного питания.

Это значит, что придется 1-2 раза в день докармливать ребенка искусственными смесями.

Главное в этот период не бросить грудное вскармливание, поскольку многие детки, получая легкодоступное питание из бутылочки, могут попросту отказаться от груди, где для добычи молочка нужно прикладывать усилия

.

Обязательные прогулки на свежем воздухе позволят предотвратить недостаток витамина Д3. Начиная уже с первого дня, можно выносить ребенка на улицу, естественно, когда позволяет погода (если на улице лютая стужа или проливной дождь, стоит повременить с прогулками).

Однако в хорошую погоду и малышу, и маме пребывание на улице никоим образом не повредит. Солнечные лучи способствуют вырабатыванию в кожных покровах витамина Д, что положительно сказывается на развитии костной, нервной и прочих систем организма, к тому же предотвращает развитие рахита.

Для маленького человечка очень важен правильный режим, это позволит полноценно питаться, хорошо отдыхать и радоваться общению с окружающим миром, как малышу, так и маме. Идеальным вариантом будет просыпаться каждый день в одно и то же время, разумеется, у малыша может быть свой индивидуальный режим, но ежедневно понемногу сдвигая время пробуждения, вы добьетесь нужного результата.

Купаться, гулять и спать нужно в одно и то же время, а вот кушать лучше по требованию, поскольку в случае недокорма ребеночек будет плохо набирать вес, это же чревато застоями молока и сильным наливанием груди, что само по себе очень больно и дискомфортно.

Психологическое состояние малышей в первый месяц

С самого рождения в подсознании у маленького человечка заложены основные рефлексы, наличие которых свидетельствует о его психической полноценности. Именно поэтому их обязательно нужно проверять и корректировать.

Основные рефлекторные действия:

сосательный рефлекс – увидев грудь или бутылочку, ребенок начинает производить сосательные движения, также он может сосать кулачок или край пеленки. Данный навык очень важен, а его отсутствие свидетельствует о незрелости организма — чаще всего наблюдается у малышей, рожденный раньше срока;

хватательный рефлекс проявляется в том, что любой предмет, который вы вложите в ладошку малыша, он непременно цепко сожмет. Это неосознанное сжатие, специально что-либо брать ребенок станет примерно с 4-5 месяцев;

опорный рефлекс виден при вертикальной постановке ребенка. Если поднять малыша и удерживать его так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он их выпрямит, а при небольшом наклоне вперед, станет перебирать ножками;

защитный рефлекс проявляется в самостоятельном повороте головки набок при укладывании новорожденного на живот. Отсутствие данного рефлекса обязывает родителей максимально внимательно наблюдать за спящим ребенком.

  • В первый и последующие месяцы жизни необходимо оберегать родничек у малыша, а к какому возрасту он зарастет узнаете тут.
  • Необходимо бережно относиться и к пупку, обрабатывать ежедневно, если вы заметили что он слишком выпуклый, то это может сигнализировать о грыже, о первых симптомах рассказано в нашей теме.
  • Тщательно следите за гигиеной своего малыша, соски нужно мыть, дабы избежать молочницу, а как она проявляется узнаете здесь.

Есть и прочие обязательные рефлексы, однако они проявляются у всех деток по-разному. Общая картина психологического состояния ребенка формируется на сравнительной характеристике основных базовых рефлекторных проявлений.

Если же имеются какие-либо отклонения от нормы, восстановить идеальную картину помогут специальные методики психологического воспитания, выбрать оптимальную для конкретного случая поможет опытный педиатр.

Развивающие игры для грудничков

С самого первого дня малыш успешно воспринимает информацию об окружающем мире, он многого не понимает, однако уже способен реагировать на родной голос, различать знакомые лица и откликаться на ласку. Многие считают, что развивающие игры – занятие для детей старшего возраста, и поэтому не занимаются с грудничками.

Однако на практике доказано, что раннее развитие малышей способствует быстрому закреплению новых навыков, и как следствие, именно такие дети способны стать лидерами, они успешно воспринимают новые знания и прекрасно учатся без особых усилий.

Самые простые, но действенные игры с грудничками:

процесс пеленания можно перевести в игровую форму, тогда малыш будет радоваться данному ритуалу, и станет меньше капризничать.

во время переодевания разместите около пеленального столика несколько ярких игрушек или погремушек, и периодически показывайте их малышу. Многие детки уже с первых дней обращают внимание на яркие предметы, так что стоит разнообразить круг его интересов;

массаж – это очень приятно, и к тому же полезно. С помощью массажа можно успокоить ребенка, это неплохой вариант для утреннего пробуждения, проводить массаж можно, как на кровати, так и в воде при купании. Такая процедура позволит вам укрепить мышцы малыша, предотвратить застои конечностей и подарит немало приятных мгновений от тесного общения с самым близким человечком;

звуковое сопровождение – совершая самые обычные домашние дела, старайтесь максимально общаться с ребенком. Независимо от того, сколько ему лет или дней от роду, он в любом случае вас слышит и почти все понимает. Рассказывайте ему, какая погода за окном, как готовить обед, почему нельзя брать острые предметы и пр. Такая звуковая игра поможет малышу адаптироваться в новом мире, после он удивит вас своими познаниями, которые впитывал с первых дней жизни;

игра в «прятки» — играя с малышом или делая ему массаж, можно поиграть в прятки. Закрываясь полотенцем или пеленочкой, произносите «ку-ку», и сразу же показывайтесь обратно. Многие детки с радостью воспринимают такую забаву и одобрительно улыбаются и агукают.

Обязательных дел для первого месяца жизни немало, однако, главное, что нужно новорожденному малышу – это забота и материнская любовь, все остальное можно восполнить, но только не это.

puzikkarapuzik.com

Первые месяцы жизни новорожденных

Первые месяцы жизни ребенка самые сложные и для малыша и для родителей. Всем нужно адаптироваться и привыкнуть к новым ролям. Чтобы родителям было проще наладить уход за ребенком и помочь ему привыкнуть к новому миру, им стоит знать об особенностях и проблемах новорожденных.

ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННЫХ

В первые три месяца дети не различают день и ночь. Они видят, что свет и темнота сменяются, но не понимают, что это означает. Поэтому ребенок может бодрствовать в основном ночью, а днем больше спать. Со временем ребенок поймет, что днем все активничают, а по ночам вокруг тихо и все спят. Тогда уже родителям будет проще наладить режим сна и сделать так, чтобы ребенок спал всю ночь. 

Читай также: Новорожденный в доме: уход за малышом в первую неделю

Ребенок выражает желания только криком. Кроха часто кричит и плачет? Не переживайте. Это вполне нормально, пока у него нет других способов привлечь ваше внимание. Плачь – не всегда признак болезненных ощущений. Ребенок, малыш голоден, ему холодно или он просто хочет на руки.

Малыши плохо регулируют температуру. Пока в его организм не умеет выражать холод или перегрев так, как взрослый – дрожью или выделением пота. Это тоже может быть причиной плача. Так что тщательнее контролируйте температуру в помещении. Желудочно-кишечному тракту ребенка нужно время на адаптацию. Пока малыш развивался в утробе мамы, он получал все необходимое. Теперь организму самому приходится переваривать пищу, выделять из нее полезные микроэлементы. Адаптация к новым функциям проходит на протяжении трех месяцев.

Читай также: 15 фактов о молочнице у новорожденных и грудничков

ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

В период адаптации ребенок может столкнуться с «детскими» проблемами. Они подпортят жизнь и малышу, и вам. Поэтому, по возможности, предотвратите все «побочные эффекты» первых месяцев жизни.

Колики у ребенка. Они бывают практически у всех младенцев. Причина колик у малыша – особенности ЖКТ. Круговые мышцы кишечника у крох развиты больше, нежели продольные. Из-за этого появляются спазмы. Если младенец находится на грудном вскармливании, колики могут появиться из-за несбалансированного питания кормящей мамы. 

Молочница у ребенка. В первые месяцы жизни у деток почти нет слюны. Ротовая полость пересыхает и дает прекрасную почву для размножения бактерий. Чтобы предотвратить появление молочницы у малыша, давайте ему после каждого приема пищи несколько ложек кипяченой воды. Так остатки молока смоются и у бактерий будет меньше шансов для размножения.

Читай также: Опрелости и как их избежать

Опрелости. Часто родители винят в появлении опрелостей у ребенка подгузники. Но это не всегда так. Виной всему неправильный уход за крохой. Во-первых, определитесь, когда и как использовать кремы под подгузник и присыпку. Во-вторых, подмывайте малыша после каждого испражнения и обязательно на время оставляйте его без подгузников, чтобы кожа дышала. 

Проблемы со стулом. Стул новорожденного в первые месяцы жизни может быть проблемным. Он должен происходить 2-3 раза в день. Но бывает так, что у ребенка запор или стул слишком водянистый. Если это длится всего день, повода для переживаний нет. В ином случае нужно обратиться к врачу, чтобы он выявил причину нарушения. Иногда это может быть связано с питанием мамы.

Справиться со всеми особенностями и проблемами можно с помощью правильного ухода за малышом. Создайте благоприятную атмосферу в помещении: отрегулируйте температуру и влажность воздуха, следите, чтобы кроха был чистеньким, сухим и накормленным.

Читай также: Уход за малышом: купаемся и развиваемся

Читай также: Эфирные масла для детей: какие и когда использовать

Читай также: Как чистить ушки, глазки и носик новорожденного

 

Загрузка...

www.uaua.info

Новорождённый в семье: первые 3 месяца жизни

Содержание статьи:

  1. Первый месяц
  2. Второй месяц
  3. Третий месяц
  4. Пора поиграть

Первый месяц

По совету врача вы регулярно выкладываете малыша на животик. И кроха старательно пытается удерживать свою ещё пока тяжеловатую для тоненькой шейки головёнку. Не забывайте поглаживать напрягающиеся мышцы, это поможет им укрепиться и стимулирует малыша на новые подвиги.

Периоды бодрствования у него постепенно увеличиваются. Кроха с очевидным интересом наблюдает из кроватки или маминых рук за окружающим миром, прислушивается к звукам, сосредоточенно пытается различать интонации. Во время кормления малыш проявляет интерес к мимике маминого лица и потихоньку пытаться повторять за ней. Он трогательно и неумело высовывает язычок, шевелит губами, поднимает бровки. Развитие мимических мышц в будущем поможет ему при произношении звуков, так что не стесняйтесь показать ребёнку, как ими можно управлять.

Успешно идёт процесс овладения движениями ручек и ножек:

  • — малыш уже может двигать ими плавно и ритмично,
  • — ускорять или замедлять темп.

Развиваются зрение и слух, и значит, пришла недолгая, но очень важная пора ярких мобилей и погремушек. Вы уже освоились с ролью мамы и по интонации плача можете определять, что же беспокоит кроху:

  • — резкий требовательный крик — он голоден,
  • — ноющее раздраженное похныкивание — устал и хочет спать,
  • — резкий обиженный протест — болит животик или просто без мамы стало очень одиноко.

Второй месяц

Малыш явно окреп, подрос и уже приподнимает головку, пусть и на непродолжительное время. Наступает время «рукомашества» и «дрыгоножества»: не отказывайте детке в возможности в волю подвигаться во время воздушных ванн, но уже не рискуйте оставлять одного. До ползанья ещё есть время, а вот «полёты» кроха освоит гораздо раньше.

Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, и малыш раскрывает ладошки, с удовольствием приобретает навык овладения пальчиками. Не откажите этим пальчикам и ладошкам в дополнительном аккуратном массаже, приласкайте, разгладьте, пощекочите розовую ладошку. Начало развития мелкой моторики положено, а значит, и интеллектуальные возможности и речевые центры приобрели возможности дополнительной стимуляции. В это время кроха приобретает тактильный навык определения твёрдого и мягкого.

Продолжает увеличиваться и время бодрствования, и малыш использует его с толком. Он уже может следить за погремушкой не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, явно поджидает вас, заметив, что вы оказались поблизости.

Третий месяц

В общении с вами у крохи возникают новые звуки. Кроме плача в его репертуаре появится так называемое гуление. Вы пропоёте малышу «агуу» — и в ответ услышите «гуу».

Малыш уже по-разному реагирует на голос мамы и папы. Не забывайте, что кроме ласковых словечек у этого маленького человека есть и данное вами имя которое уже записано в его первых документах. И очень скоро он начнёт поворачивать голову и искать вас глазами, реагируя на интонацию и привычное сочетание звуков.

Его очевидно забавляют ласковые прикосновения к носику пальчикам, ручкам, ножкам, лобику и прочим частям тела.

Малыш обращает внимание на различные звуки. Уже идут в ход записи классической музыки — для спокойного времяпровождения, шума дождя — для лучшего засыпания, пения птиц — для пробуждения, и других звуков природы. Подбирайте первую фонотеку детки, опираясь не только на свой, но и на его вкус. Малышу понравятся ваши упражнения в звукоподражании (что может быть забавнее мяукающего басом папы?).

Не забудьте познакомить его с привычными звуками дома. К примеру, слово «фен» он, пожалуй, ещё не поймёт, но спокойная мамина реакция на это звук сохранится в памяти и поможет избежать слёз.

Пора поиграть

Даже такой кроха уже обожает играть. Наибольшей популярностью начинают пользоваться прятки. Для игры потребуется платочек, край одеяльца или просто ваши ладони. Закройте своё лицо, а потом выгляните справа, опять спрячьтесь — выгляните слева, сверху, снизу. Ваша сияющая улыбка и умильное «ку-ку» укрепят его в уверенности: «Если маму сейчас не видно, это значит, что она скоро появится». И забава, и польза, как и в любой древней детской игре.

В игре приятно развивать координацию движений и чувство равновесия. Освоим повороты.

Возьмите кроху на ручки сначала спиной к себе и покачайте из стороны в сторону, напевая при этом весёлые песенки. Потом поверните лицом и, придерживая слегка головку крохи, сделайте то же самое. Поменяйте положение малыша несколько раз, пока вам не наскучит, и переходите к новым за6авам.

  • — «Качаем мышцы». За повседневными хлопотами и уходом не забываем укреплять мышечный корсет ребёнка. Положите малыша на твёрдую поверхность на спинку, возьмите его ножки в свои руки и нежно сгибайте их попеременно, имитируя езду на велосипеде, напевая при этом ритмичную песенку (например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…»). Выпрямите ножки, слегка похлопайте по ступням, и кроха сожмет пальчики и подтянет ножки к себе. Так же поиграйте с ручками и закончите мягкими успокаивающими поглаживаниями.
  • — «Побеседуем». Чередуя активные упражнения с отдыхом, немного побеседуем с малышом, продолжая помогать ему развивать мимические мышцы и артикуляционный аппарат. Высовываем свой язык и произносим различные звуки, а теперь прячем язык — и произносим их снова. Кроха непременно попытается «прогудеть» что-нибудь в ответ.
  • — «Колобок». Малыш пытается переворачиваться с животика на спинку и обратно. Помогите малышу справиться с этим сложным пока для него делом. Положим кроху на спинку на твёрдую поверхность, поддержим за лодыжку и бедро и положим одну ножку на другую. Не прилагайте, пожалуйста, никаких усилий — кроха постарается сам перевернуться самостоятельно. Верните малыша в изначальное положение. Повторите, перекрещивая ножки в другую сторону. И не забывайте хвалить ребёнка и рассказывать, как хорошо у него всё получается!
  • — «Такие тонкости». Полезно и приятно развивать и тактильные ощущения крохи. Шершавые поверхности игрушек, ласковое прикосновение шёлка или пушистая нега кусочка натурального меха приведут его в восторг. Только после игры не забудьте стереть шерстинки с цепких ладошек.

Малыш тонко чувствует ваши эмоции. Обеспечьте его игрушками в свободном доступе и спокойно присядьте поодаль. Поверьте, отдых от общения нужен не только вам.

Ваше внимание, ласка и вера в себя и в вашего ребёнка — вот всё, что нужно крохе в это время, а терпение поможет справиться с трудностями первых месяцев и насладиться их радостями.

love-mother.ru

Первый месяц жизни ребенка. Особенности развития новорожденного.

Первый месяц жизни ребенка самый тревожный и волнительный для молодых родителей, ведь ребенок еще такой маленький и беззащитный. Кроме того, мамы и папы переживают, правильно ли развивается их новорожденный малыш.

Все дети даже в этом возрасте разные, поэтому не стоит придавать большого значения сравнению вашего малыша со сверстниками. Если вам кажется, что развитие новорожденного происходит с какими-либо отклонениями – проконсультируйтесь с педиатром. Только врач может объективно оценить, правильно ли развивается ребенок.

 

Первый месяц жизни ребенка – что необходимо учесть?

 

Развитие ребенка в первый месяц жизни зависит от множества факторов, например, родился он в срок, в полные 40 недель беременности, или преждевременно. Кроме того, уровень активности у детей различен, а это оказывает непосредственное влияние на развитие новорожденного, на то, насколько быстро малыш приобретает новые навыки и умения.

 

Развитие новорожденного – временные рамки

 

Во время планового обследования ребенка первого месяца жизни педиатр обязательно задаст вам вопросы, касающиеся самых важных этапов развития. Не забывайте, что некоторые дети могут достичь уровня, типичного для большинства месячных малышей, несколько раньше, другие же, наоборот, через неделю-другую после того, как им исполнится месяц.

 

Первый месяц жизни ребенка – физическое развитие

 

Многие молодые родители озабочены вопросом, когда начинает держать голову ребенок – не пора ли уже? Большинство детей в возрасте 1 месяца уже могут поднимать головку в положении лежа на животе, а также недолгое время держать голову, находясь в вертикальном положении. В это же время они учатся поворачивать голову в разные стороны лежа на спине и несколько секунд следить глазами за движущимися предметами. Но, как уже было сказано – все дети разные, это касается и ответа на вопрос – «Когда начинает держать голову ребенок?»

Согласно данным специалистов, в первый месяц жизни ребенок набирает 150 – 200 грамм в неделю.

 

Первый месяц жизни ребенка - социальное развитие

 

Многие думают, что первый месяц жизни ребенка – это время, когда новорожденные способны выражать только одну эмоцию – недовольство, и делают они это через плачь. Но это не так. Ребенок первого месяца жизни уже способен по-настоящему улыбаться, а некоторые даже смеются, кода им что-то особенно нравится. Большинство младенцев уже интересуются лицами других людей, особенно тех, кто проводит с ними много времени, и затихают, прислушиваясь, когда слышат знакомый голос.

 

Первый месяц жизни ребенка – речевое развитие

 

Первый месяц жизни ребенка характеризуется и первыми, пока робкими и несмелыми, попытками пообщаться. Около 50% детишек к месяцу уже начитают издавать звуки, кроме плача. Как правило, это гласные звуки, в основном протяжные «у» и «а».

 

www.rastut-goda.ru

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

(24.33 килобайт)

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка — знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца — интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше — пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки — в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания — ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он — нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность — малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов — надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120—140 за раз, а за шесть кормлений — около 800!

Природой это предусмотрено — на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать — сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании — именно при грудном! — необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет — сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время — перед вечерним кормлением — его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, — не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа — это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» — говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это — домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Из медикаментозных средств врачи рекомендуют эспумизан.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом — не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе — при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены — трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова — левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И — срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника — рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека — трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы — защита на всю жизнь!

malina-mix.com


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность