Как перестать стесняться? 8 советов от актрисы. Как на сцене чувствовать себя уверенно


Как вести себя на сцене

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Кто из нас не мечтал выступать перед многотысячной толпой зрителей, на большой и шикарной сцене, и чтобы при этом все были в полном восторге. Но на деле все оказывается гораздо сложнее. Во-первых, что бы собрать хоть сотню человек, нужно очень сильно постараться, а во-вторых, если даже вам удастся собрать публику, то вы не сразу почувствуете себя уверенно.

В этой статье я хочу дать вам пару советов о том, как вести себя на сцене, как сделать так, чтобы ваш зритель не скучал. И приступить к этому я предлагаю вам прямо сейчас.

1. Когда вы находитесь на сцене, вы не на секунду не должны забывать что выступаете перед людьми, и собственно говоря, выступаете только для них. Вы должны играть не для себя, а для них.

2. При подготовке концертной программы, старайтесь доводить все до автоматизма. Вы же не хотите забыть слова, ноты или важные движения.

3. Ваш внешний вид должен соответствовать настроению концерта.

4. Помните, что вы должны дать зрителю максимум энергии и чувств. Вы же не захотите платить деньги за сухое и черствое выступление. Всегда ставьте себя на место зрителя.

5. Прочувствуйте настроение зрителя. Вы должны контролировать публику. Если ей стало скучно, вы должны развеселить, если ей весело, вы должны поддержать это веселье.

6. Присматривайтесь к зрителю. Если вы видите, что кто-то скучает, что все ходят не пойми куда, значит вам нужно что-то менять. На репетициях вы должны придумать и “План Б”, и “План В”.

7. Старайтесь выбирать те мероприятия для выступления, где вы будете подходить по формату.

8. Тщательно следите за вашим внешним видом. Вы должны выглядеть на 200%.

9. Старайтесь не зацикливаться на одних и тех же песнях, музыке и прочем. На каждый концерт придумывайте что-то новое. Это поможет избежать того, что публика быстро устанет от вас.

10. И последний совет, которым бы я хотел с вами поделиться. Перед выступлением выбросите из головы все посторонние вещи и наполните её позитивными мыслями об удачном выступлении.

Помните, что зритель все чувствует, и вы ни в коем случае не должны выступать с плохим настроением. Этим вы передадите его всей публике, и сами догадываетесь, к какому результату это приведет.

Похожие уроки:

gitarshkola.ru

Страх сцены | Опера и вокал

Страх петь на сцене

Почему сцена вызывает такое волнение, а зачастую и непреодолимый страх у певца, особенно начинающего? Наверное, у 90% выступающих певцов, танцоров, ораторов и др. есть страх сцены. И это нормально, потому что это чрезвычайная ситуация для нервной системы. У любого выходящего на сцену человека в кровь выделяется адреналин, руки холодеют, у кого-то сохнет во рту, у кого-то потеют ладони, у некоторых просто ноги подкашиваются. Все это относится к простой боязни сцены, то есть страху публичного выступления. В этом случае на помощь придет ее величество практика и знание, как подготовиться к выступлению. Чем чаще вы будете выходить на сцену, тем лучше. Со временем вы заметите, что научились владеть собой в условиях концерта и начнете получать удовольствие от своего выступления, и даже не придет в голову мысль «боюсь петь на сцене». Есть более сложные  случаи, когда человек совершенно не может владеть собой и находится в полуобморочном состоянии перед выходом на публику. Совет здесь — обратиться к специалистам, начиная с врачей и заканчивая курсами сценического движения и тренингами для ораторов.

Теперь о том, что касается именно вокалистов. Из-за чего возникает боязнь выступлений? Прежде всего, надо сказать, что это действительно проблема, ведь мы учимся петь, чтобы ПЕТЬ, извините за тавтологию. Если у вас серьезные намерения в отношении вокала, то без сцены никуда. Иначе обучение не имеет смысла. Итак, начинающий вокалист может бояться следующего:

— сфальшивить на сцене;

— не взять верхнюю ноту, пустить петуха;

— забыть слова;

— снять с дыхания, посадить звук на горло и других технических ошибок.

Это самые распространенные случаи. И прежде, чем их разобрать, поговорим о двух наиважнейших обстоятельствах. Первое. Студент-вокалист обычно занимается в определенном помещении, к которому он уже привык. Он знает все узоры на стене перед ним, его уши не напрягаются, ловя резонанс звука, он не ищет, где лучше слышно. Так вот первая сложность участия в концерте — это место проведения концерта. Далеко не все залы приспособлены для академического вокала, то есть для пения своими природными средствами без микрофона и усилителей. Залы могут быть очень большими, например, актовые залы дворцов культуры, домов офицеров и т. д. Стулья в зале обычно обиты мягкой тканью, над сценой висит большой многослойный занавес, проще говоря, вас будут окружать предметы, поглощающие звук. Но это конечно не причина отказываться от выступления. Однако вам следует настоять на проведении репетиции в зале, чтобы хоть немного привыкнуть и осмотреться. Со временем и опытом вам будет достаточно пары минут, чтобы найти резонансную точку в любом зале, то есть точку, из которой вас будет лучше слышно.

И второе обстоятельство. НИКОГДА НЕ ВЫНОСИТЕ НА ПУБЛИКУ «СЫРЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Вы и так перед выступлением будете волноваться, так зачем же уменьшать свои шансы на успешное выступление, беря не впетые, не выученные как следует, сложные для вас вещи? Пусть романс и ария будут легкими, недлинными, но если вы будете на 200% в них уверены, то можно считать, что половина дела сделана!

А теперь о разных страхах. Сфальшивить иногда может любой вокалист. Если у вас хороший слух, и вы иногда смотрите телевизор, то можете наблюдать, как на первых каналах страны известные певцы иногда промахиваются, исполняя песню вживую. И это видят и слышат миллионы зрителей. Так чего вам переживать? Конечно, сейчас речь идет не о явном пении мимо нот, а о немного неточном интонировании. Оно случается. Просто старайтесь проработать все сложные для вас моменты в произведении на этапе его подготовки.

Боязнь не взять верхнюю ноту из того же разряда: не уверены — не берите. Тем более, что часто в ариях верхние ноты вставные, то есть композитор их не предполагал. Но есть случаи, например, конкурсы, в которых слушатели или жюри будут ждать верхнюю ноту, потому что такова традиция. В этом случае опять же хорошо отрепетируйте арию. Если у вас на каждом уроке по несколько раз получается спеть верхнюю ноту, то это просто пустые страхи, вы споете ее и на выступлении. Главное — не суетитесь перед ответственным моментом. Вдохните, расслабьтесь и спойте. Убедите себя, что споете, ведь на уроке получалось.

Страх забыть слова это забавная навязчивая мысль. Забавная потому, что когда вы учите вокальное произведение, у вас в мозгу формируется неразрывная связь музыки с текстом. Они как бы склеены между собой. Вы помните мелодию — слова САМИ приходят на ум. Вот почему певцы, которые не пели какую-то из своих партий лет 20, легко могут ее вспомнить. И связь эта разрывается только тогда, когда вас что-то сильно поразило или отвлекло во время выступления. Елена Образцова в одном интервью рассказывала, что на одном спектакле «Кармен» ей достался такой красивый Эскамильо, что она в 4 акте забыла слова и пела какую-то абракадабру. Так что никогда не бойтесь забыть слова, потому что вы всегда можете их СОЧИНИТЬ. Это совсем не трудно. А на иностранном языке тем более просто: мало кто поймет.

И, наконец, страхи, связанные с техникой. Чтобы не снимать с дыхания и не сажать на горло просто делайте все как на уроке, учитесь владеть собой на сцене. В любом случае это придет с опытом. Выйдя на сцену, начните с малого — встаньте ровно, на обе ноги, выпрямите спину. Возьмите дыхание… К вам придет уверенность, и вы сделаете все как надо.

Пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

LiveJournal

vocal-noty.ru

Как вести себя на сцене. Борьба со страхом на сцене

Страх сцены

Сегодня я затрону тему, волнующую всех артистов без исключения - страх сцены. Каждый, абсолютно каждый музыкант или артист - пусть даже профессиональный и активно концертирующий - волнуется перед выходом на сцену. Это вполне естественное явление - все люди подвержены эмоциям в той или иной степени. Вопрос в том, как справляться с этими эмоциями и как направлять их в нужное русло. Как не дать захлестнуть вас и не позволить перерости в страх, панику?

Всем известно, что с практиктикой выступлений приходит опыт, и многие люди прибегают к проверенным годами уловкам , ухищрениям, приёмам, спасающим их в трудный момент. Несомненно, необходима некоторая доля артистизма и сноровки, чтобы выглядеть на сцене непринуждённо и раскованно, но таков уж этот бизнес, и если вы чувствуете, что это слишком сложно - просто не беритесь. Для тех, кто уверен в успехе, нет преград.

Представьте себе следующую картину - вы стоите перед сценой и через пять минут ваш выход. В зале много людей и все будут пристально разглядывать вас в течении по крайней мере первых двух песен. Какие эмоции разрывают вас в этот момент? Многим достаточно только представить такую картину, как кровь начинает кипеть от выброса адреналина. В груди щемит, в ногах наступает ощущение слабости, а в горле всё пересыхает так, что трудно даже говорить, не то что петь. Знакомо? Дальше - хуже. В момент вашего выхода наступает паника. Вы с трудом переставляете ноги, начинает подташнивать, из рук чуть не вываливается гитара (ну или бубен) , вы ничего не видите и спотыкаяссь об ударную установку или шнур от микрофона, падаете. Публика, естественно, начинает смеяться, а вы с позором убегаете вешаться в ближайшем туалете. Ну это я так, шучу, конечно же.

Чаще всего всё заканчивается банальным стоянием "как столб", вцепившись в микрофон до белизны в костяшках и мычанием чего-то невразумительного в тональности, которую затруднится определить сам Бетховен.

Как человек, прошедший через нечто подобное, скажу так - ощущение не из приятных. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, как много было сделано для того, чтобы избавиться от сценического страха. Вместе с тем, полностью мне это не удалось и не удастся никогда... и слава Богу! Почему?

Дело в том, что волнение, которое мы испытываем перед выходом - это проявление энергии, которая переполняет нас. Стоит направить её в нужное русло, и вы на коне, стоит поддаться ей и пустить всё на самотёк - и вы в беде. Только тогда, когда я понял это, и начался настоящий прогресс, чего и вам, кстати, желаю.

Сейчас я по прежнему волнуюсь на выступлениях, но этот страх позволяет мне использовать выброс адреналина, чтобы вытворять вещи, на которые я не способен в нормальном, спокойном состоянии. Теперь, например, чтобы сделать качественную запись дома, мне приходится раскачивать себя эмоционально, представлять, что я на выступлении, чтобы получить необходимый импульс.

Три вещи, необходимые для успешного выступления

Первая и самая важная составляющая успешного выступления - это удачный контакт с публикой .

Если вы напуганы тем, что на вас будут смотреть и слушать, или тем, что вас будут оценивать и критиковать, то вы непременно будете выглядеть неестественно и неуклюже, публика от вас отвернётся, а это значит, что вы просто не готовы к выходу.

Вы должны быть напуганы совсем другими вещами, а именно - тем, что вы сделаете нечто такое, что настроит публику против вас. Кстати говоря, это обязательно произойдёт, если она почувствует ваш негативный настрой или страх.

Представьте, что перед вами младшая группа детсада, а вы - Дед Мороз, на которого они смотрят с обожанием и восторгом. Что бы почувствовали малыши, если бы Дед Мороз мямлил под нос, переминался с ноги на ногу и постоянно ронял из рук мешок с подарками, наступая снегурочке на подол? Они бы разочаровались в своём кумире и потеряли к нему всякое уважение! Но стоит Деду Морозу сказать "У меня есть кое-что для вас", весело подмигнуть детям, и он их бог на целый вечер.

Именно подобный настрой обеспечит вам необходимую отдачу. Вы должны почувствовать контакт с публикой, тёплую атмосферу дружеской компании, (и тут.. внимание! пабааааам!) хотя бы с несколькими людьми из всей толпы. То есть это необходимое и достаточное условие, выражаясь языком математики.

Как установить контакт с публикой

Выберите глазами нескольких человек из толпы, пусть это будут ваши знакомые или люди, которые вам показались симпатичными и пойте для них. Пусть это выступление будет посвящено им. Найдите человека, который смотрит на вас, и улыбнитесь ему, либо просто кивните, в общем - установите контакт. Как только вы это сделаете, вы почувствуете некоторый подъём - ведь вы уже не одни на этой сцене, с вами они - те, с кем вы в контакте. Пойте, глядя в глаза отдельным людям, пробегитесь взглядом чуть выше голов зрителей, кивните в толпу, пусть каждый думает, что это было сделано для него.

Публика - не дура

Кстати, ни в коем случае не выходите на сцену с надменной миной и с мыслью, что публика - дура. Публика намного умнее нас, даже если она изрядно пьяная. Именно публике виднее, что вы делаете правильно, а что нет, и ваше отношение к ней должно быть дружественным, потому что вы вышли, чтобы покорить их средца, а не вызвать зависть к тому факту, что вы стоите на сцене с гитарой или микрофоном в зубах... ой, простите - в руках.

Очень многое зависит от музыки и от того, что она несёт

Если музыка несёт агрессию, жёсткие эмоции, то улыбаться и подмигивать девушке из толпы, завывая во второй октаве про то, как трупы встают из могил, не стоит. В лучшем случае девушке вызовут скорую, в худшем - вас порвёт её бойфренд.

Устанавливая контакт, знайте меру. Если вы поёте попсовую лирику - это одно, если вы поёте тяжёлый рок - это совсем другое. В каждом случае необходим свой подход к слушателю, какой - определитесь сами.

Сперва нужно понять, зачем вы вышли на сцену с той или иной музыкой. Если вы вышли просто так, потому что это круто, то удачи вам не видать, если же вы действительно переживаете и чувствуете то, о чём собираетесь петь, то успех вам практически обеспечен.

Думайте и чувствуйте то, о чём вы поёте

Вы просто обязаны проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю, а не проигрывателем, который воспроизводит пластинку с математической точностью. Если вы будете думать об этом, то страх сцены отступит, уступив место эмоциям, которые несёт текст.

Некоторые артисты, исполняя грустные баллады, плачут - настолько сильно их раскачивает поток эмоций, другие, исполняя агрессивный рок, сами становятся агрессивными, и если к ним подойти в этот момент и дать повод, то можно схлопотать по полной программе.

Всё это эмоции, они не могут быть искусственными, потому что они индуцируются страхом сцены, а страх это самая сильная эмоциональная составляющая всей нашей жизни. Страх сцены во всех этих случаях был направлен на генерацию эмоций в ходе вживания в образ. Таким артистам публика верит, и если при этом артист в контакте с ней, то всё в порядке.

Будьте готовы

В смысле - будьте готовы к выступлению заранее. Вы должны быть уверены в материале, который вы исполняете. Выучите текст так, чтобы вас разбудили ночью, и вы могли рассказать или напеть его без запинки. Выучите мелодию, если чувствуете, что у вас проблемы с точным интонированием. Вызубрите её так, чтоб она была вбита в мышечную память. Конечно же, за счёт харизмы можно вылезти, и не особо попадая в ноты, но если при этом вы не попадаете хронически в 99.9 % случаях, то общее впечатление будет, мягко говоря испорчено. Простят вам это только, если вы уже являетесь звездой кино или театра.

Всё это звучит очень легко, но некоторые люди, даже при соблюдении всех правил испытывают неконтролируемый страх сцены. Это сильнее их и даже изрядная доля валидола не помогает снять дрожь. Таким людям я посоветую одно - вам надо один раз переступить через себя. Не пытайтесь это сделать на сцене, иначе уедете оттуда на скорой с левой ногой за головой

На самом деле я имею в виду то, что нужно создать себе условия, при которых вы сможете повторно переступать через свой страх.

Скажу честно, я был именно таким. Никакая йога и глубокие копания в психике не помогли, единственное, что меня спасло - это случай.

Мне посчастливилось познакомиться с одним великолепным академическим тенором из таллиннской консерватории. Разговорившись, он предложил пойти послушать его исполнение на улице. Как выяснилось, каждый вечер он выходил на главную улицу старого города с гитарой, устраивался поудобнее, открывал футляр и пел классические произведения.

Когда я об этом узнал, я впал в ступор. Мне страшно было даже представить, каково это петь на улице, ведь люди засмеют!

Однако всё оказалось совсем иначе. Через минут десять пения вокруг моего знакомого собралась приличная толпа туристов и горожан. После каждого произведения стоял оглушительный шум аплодисментов и свиста, а футляр гитары быстро наполнился иностранной валютой. Через час приятель встал, поклонился публике, и мы ушли.

Я спросил, как ему удаётся сохранять спокойствие перед толпой, а он сказал - попробуй сам, и всё поймёшь.

Надо признаться, я испугался и долго не мог решиться на этот поступок.

Однако однажды я позвонил и предложил вечером собраться на улице - поиграть вместе. Он согласился.

Можете представить мой страх, когда я пытался заставить себя сесть и достать гитару из футляра. Я говорил себе "Это же так просто! Сядь и пой, просто для себя!" Ничего подобного, я не мог заставить себя сделать это. Пришлось отложить до лучших времён.

В следующий раз мы пошли вместе опять. Я решил, что должен заставить себя преодолеть этот нерациональный и глупый страх. Я достал гитару, сел на тихой улочке в старом городе и начал петь. Вскоре появились первые прохожие. Я

постарался сделать вид, что играю сам для себя. Помню, как покрылся испариной и был красный как рак.

Однако тут произошла удивительная вещь. Я услышал звон монет.

Даже слова песни забыл от удивления.

Открыл глаза - никого; вдалеке женщина с ребёнком помахали мне рукой. Рядом на камнях лежали деньги. Страх улетучился сам собой. Откуда ни возьмись появилась толпа туристов, и вскоре у моих ног лежала груда монет и банкнот.

Я пел и не боялся.

Больше не боялся ничего.

Получив отдачу от публики, пусть и в виде денег я понял, что бояться нечего, люди ценят то что ты делаешь, им нравится, а значит всё не напрасно. С тех пор я всегда волнуюсь перед выступлениями, но на сцене получаю только удовольствие.

Что делать и чего не делать на сцене

Как вести себя на сцене?

Куда деть руки?

Как поставить ноги?

Куда повернуться

Как наклониться?

Столько вопросов - и ни одного ответа!

Если вы испытываете острую нехватку сил оторвать руку от микрофонной стойки или сдвинуть свою задницу на пол-метра влево или вправо, то прочитайте это.

Есть два варианта. Первый - вы поёте в гордом одиночестве под минусовку (пение под плюс не считается пением вообще), либо аккомпанируете себе сами. Второй - вы поёте с группой. Есть ещё и третий - когда вы подпеваете кому-то, но это мы рассматривать не будем. Соответсвенно, если вы выступаете с группой, вы должны учитывать те факторы, которые отсутствуют в случае, если вы поёте один, и наоборот.

Рассмотрим вариант с группой

Не вдаваясь в подробности, следует отметить важность сотрудничества музыкантов на сцене. Группа - это один организм, и каждый должен слушать другого, взаимодействовать и учавствовать в шоу.

Кстати - о шоу. Как это не обидно звучит, но большинству (не всем) людей не особо интересны подробности вашего мастерства как вокалиста или инструменталиста. Прежде всего толпа жаждет ШОУ, для чего она, в общем-то, и приходит на концерт. Есть и такие, кто хочет получить чисто эстетическое удовольствие от профессионального исполнения, но таких слушателей меньшинство, рассчитывать на них - по меньшей мере глупо.

Поэтому, если вы выйдете на сцену и зарубите офигенный рок, вытягивая сверхвысокие ноты и поражая воображение своими мелизмами, но при этом будете стоять, как столб с каменным лицом, пытаясь рукой продавить металл микрофонной стойки... Публика заснёт на третьей песне. Вам не будет веры, потому что ваш образ не будет соответствовать тому, о чём вы поёте.

Посмотрите концерты великих рок-звёзд

Обратите внимание на то, что они вытворяют на сцене. Мало того, что они активно двигаются - они взаимодействуют друг с другом, они общаются во время песни, даже не произнося при этом слов.

Вы когда-нибудь задумывались о барабанщике, к которому вы весь концерт стоите своим неповторимым задом?

Может, стоит повернуться и встретиться с нима взглядом, одобрительно кивнуть на какую-нибудь офигенную сбивку? Он ведь не только для себя старается.

А басист? Что бы было без баса? Да ничего не было бы. Бас это основа музыки, от него вся гармония отталкивается.

А гитарист? Музыка стала бы пустой, если бы он замолчал.

К чему вся эта вода? Да к тому, что вокалист, хоть и важный перец, но уважение к своим музыкантам должен проявлять. Отношение типа "Да вы вообще мне только фоном нужны" можете засунуть себе куда подальше. Это эгоизм, и публика его не оценит, потому что вы на сцене, как на ладони.

Теперь о том, куда девать руки

У многих - наболевшая проблема. Не дай Бог в руках не окажется гитары или микрофона - теряются и забывают обо всём на свете.

Кто-то крутит в руках микрофонный кабель, пока тот не завяжется узлом, другой держит гитару, как трофей, изредка изображая, что играет баррэ.

Купите себе большое зеркало. Дома каждый день пойте перед ним, представляя, что вы на сцене. Продумайте, что вы будете делать с руками, на каких эмоциях.

Например, в кульминационных местах вы прижимыете локти к бокам и сжимаете кулаки подняв руки вверх, либо ещё как нибудь, тут уже всё

зависит от вашей фантазии.

Одновременно работайте над мимикой, чтобы маска безразличия не присутствовала на вашем лице.

Не позволяйте рукам безвольно болтаться, как сосиски, пусть будет хоть какое-то осмысленное движение. Если фантазии не хватает, то понаблюдайте за известными исполнителями, проанализируйте их движения и возьмите что-то на вооружение (ради бога, не копируйте один к одному).

В общем, если у вас есть проблема с тем, куда деть руки - репетируйте перед зеркалом и продумайте всё заранее.

Когда вы почувствуете, что можете обходиться без зеркала, то пробуйте сделать то же самое перед сторонним слушателем, это совсем другое дело.

Если слушатель (ваш друг или родня) не найдёт ваши движения неуклюжими и неуместными, значит всё в порядке.

Если скажет, что вы выглядите как клоун - смело режьте вены. Шутка. Просто спросите совета у кого-нибудь более компетентного.

А может быть, есть смысл обратиться к хореографу?

Движение на сцене - это ещё один важный вопрос

В зависимости от стиля музыки движение может очень сильно отличаться. Недостатком многих вокалистов является неумение хорошо и пластично двигаться. Если в роке достаточно прыгать и трясти хаером, то в какой-нибудь современной R`N`B песне такой номер не пройдёт. Тут уже не обойтись без постановки хореографии.

Конкретных советов по тому, как вы будете строить своё шоу, я вам не дам, и никто не даст. Тут многое зависит от музыки, от текста, от того, что вы пытаетесь донести, да и от имиджа, в конце концов.

Только один совет - постарайтесь не копировать кого-то очень известного - это может сойти за плохую пародию.

Например, был случай - мы выступали с группой на дне города, и перед нами на сцену вышел парень, который изображал Верку Сердючку. Это была пародия на пародию. Хотелось просто плеваться.

Так что будьте оригинальны. Если вы поёте что-то известное, например, делаете кавер популярной песни, которая у всех на слуху, то ни в коем случае не копируйте голос, манеру и стиль оригинала. Вы всё равно не споёте точно так же, а только докажете, что вы неоригинальны - даже если вы снимете голос один в один. Подражание и копирование важны и полезны на этапе обучения, но не на сцене

cjcity.fdstar.ru

Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз — они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, — и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

Когда дело касается публичных выступлений, вся моя уверенность — это результат колоссальной работы, разочарований, холодного пота и неловких ситуаций. Но я рад такому опыту, потому что благодаря ему я здесь — и могу поделиться некоторыми уроками, как из перепуганного неуклюжего идиота превратиться в спокойного, уверенного оратора.

Это, возможно, самая важная часть статьи для вас — просто знать, что можно научиться выступать перед аудиторией. Вы не обязаны были родиться с таким умением.

Как поделиться своей идеей не только с маленькой компанией друзей, а рассказать о ней с большой сцены тысячам незнакомых людей — существует несколько уроков (многие из них от спикеров куда лучше меня, я должен добавить). Эти уроки изменили меня, превратили из застенчивого, заикающегося докладчика в уверенного и респектабельного. Я надеюсь, они помогут и вам донести до других свои собственные идеи.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны — вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка — содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится — вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

И не забывайте: вы не всегда получаете больше, если говорите «да». Если вы хотите быть всемирно известным экспертом по скрепкам, то вперёд. Но если у вас есть сообщение, которым хотите поделиться с миром, придерживайтесь его. Вы можете адаптировать своё сообщение, чтобы привлекать новую аудиторию, но никогда не отступайте от него.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», — на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При подготовке презентации люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше — последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ — и это чистая правда — был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая — я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова — это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом — то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход — думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги — и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», — и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», — и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый — следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, — это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути — напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» — спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса — кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто — я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», — но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение — это нормально. А нервозность — плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, — привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

lifehacker.ru

Как преодолеть боязнь публичных выступлений

Одним стеснительность мешает жить, другим – наоборот, помогает выглядеть скромно и достойно. Но как ни крути, довольно часто мы оказываемся в ситуации, когда приходится выступать публично – сказать тост или поздравить кого-то, сделать объявление на весь офис хотя бы. Анастасия Радул, главный режиссер театрального пространства «Люди-Игры» и актриса Моложедного театра, объясняет, как в таких случаях сохранять спокойствие.

«Актеры, например, должны быть разными – и смелыми, и стеснительными. Тем не менее застенчивость всегда что-то скрывает: вслушайтесь – «за-стен-чивость», человек как бы «за стенкой». Это состояние мешает раскрыться. Огораживая себя, человек лишает себя возможности чему-то научиться. Где-то вовремя ты не откроешься и можешь упустить любовь всей жизни, шанс получить работу своей мечты – упустишь свою жизнь, настоящую, которая приготовлена именно для тебя», – считает Анастасия.

1. Разберитесь в причине – чего вы стесняетесь?

Когда находишь корень проблемы, это уже половина решения. Человек может стесняться мата, произнесенного в его присутствии, внимания к себе других людей (даже доброжелательного!) или, наоборот, невнимания. У каждого свой страх, и его нужно найти.

Для меня стеснительность – это замкнутость человека в определенный момент, как реакция на что-то. Она может быть получена в какой-то момент жизни, либо выработаться самим человеком за определенный промежуток времени. Поскольку стеснительность – внутреннее состояние, то, естественно, только сам человек и может его регулировать.

От чего зависит? От воспитания – если человек вырос в среде, где можно вести себя как угодно, то вряд ли он знает вообще такое слово – «стеснительность». Под воспитанием я имею в виду не только людей, оказывающих влияние, но и среду жизни и развития.

2. Застенчивость в помощь – используйте это чувство в своих целях

Например, чтобы в определенный момент вас не трогали. Застенчивый человек кажется более ранимым, тонким, а, возможно, вы и хотите произвести такое впечатление. Стеснительность привлечет к себе внимание, как этим пользуются дети.

Такой реакцией вы можете показать, что вам не нравится в окружающих. Если ситуация кажется вам неподобающей, вполне естественно, что вы застесняетесь. На самом деле подсознательно мы сами управляем этим ощущением, оно изначально нужно для каких-то целей, как щит или как красная тряпка для быка.

5 эффективных способов избавления от потного лица

3. Пот, озноб, кашель – предугадывайте свою реакцию заранее

Каждый знает свои видимые проявления волнения – краснота, дрожь, озноб, пот. Допустим, от волнения можете закашляться. Носите с собой бутылочку обычной воды. Пусть она вам даже не понадобится, но вы будете знать, что в случае чего сможете прекрастить приступ. Это добавит уверенности.

4. Будьте в теме – если беретесь говорить о чем-то на публике, изучите предмет досконально

Публичные вступления – один из главных страхов для большинства. Но если правильно подготовиться, все пройдет на ура. Самое главное правило – надо знать, что ты делаешь, о чем ты собираешься говорить, петь или танцевать, для кого ты это будешь делать, зачем тебе это нужно, какую цель ты преследуешь! Если не ответить на эти вопросы, то будет неминуемый крах выступления любого характера, и «чистый лист» в голове у оратора, и руки-ноги дрожат, и озноб, пот.

Ответив самому себе на вопросы, нужно выстроить план действий по блокам: начало, развитие, завязка, кульминация, развязка. И согласно этой схеме развивать тему. Выступающий должен говорить ясно и доступно. Для этого надо идеально знать предмет. Тогда никакой неожиданный вопрос от зрителя не выбьет из колеи. И еще – надо любить то, о чем говоришь, чтобы зритель в это также влюбился!

Почему низкая самооценка способна испортить жизнь и как ее убрать

5. Мысль ушла – отвлекитесь на секунду, это поможет собраться и вернуться в нужное русло

Такое может случиться где угодно и на сцене, и просто в разгороре с подругами. Ну бывает – не помнишь, что говорить! Есть один совет, которым пользуются ораторы. Нужно отвлечься на какое-то недавнее происшествие, которое вы не можете забыть. Раз помните, значит, оно вас чем-то интересным привлекло, и можно этим интересным поделиться со зрителем, собеседником. Рассказывая, нужно постараться его связать с вашей темой и постепенно выйти в нужное русло. Если не приходит в голову ничего такого, на выступлениях, например, есть выход, – обратитесь к зрителю и спросите мнение по теме. В зале сидят такие же люди, как и вы, с сердцем в груди. Вам не о чем волноваться.

6. Выключайте телефон – звонок может выбить из колеи

Выбирайте беззвучный режим гаджетов, если вам предстоит какая-то важная встреча, разговор или выступление. Звонок собьет вас! А если все-таки так вышло, то пошутите по этому поводу, либо свяжите звонок с темой. Будто бы это специально так подстроено. То же самое и со сцены – если телефон зазвонил у зрителя, обратите внимание на этого человека, сделайте привязку вашего выступления к этому человеку, свяжите его звонок с вашей темой.

7. Дресс-код – чтобы чувствовать себя уверенно, одевайтесь сообразно ситуации

Внешний вид важен для комфортного психологического состояния, с этим не поспоришь. А стеснительный человек будет постоянно думать, что с ним что-то не так. Поэтому обязательно продумайте заранее, как вы должны выглядеть на том или ином мероприятии. Внешний вид должен соответствовать выбранной теме (помощь детям, экология и т. п.), а также месту выступления (офис, сцена, конференц-зал, подвал), времени (торжественный вечер, утренник), аудитории (рабочие, коллеги, директора). Самый больший ориентир должен быть на зрителя – вам его нужно «зацепить». Если официальное мероприятие перед директорами в галстуках, то в кроссовках, конечно, выступать нежелательно.

8. Не зацикливайтесь на том, что о вас подумают другие

На самом деле от стеснительности не обязательно избавляться, надо просто найти в себя волю и желание вытолкнуть себя из состояния застенчивости, или просто застенчивость уходит на второй план. Можно научиться просто выключать ее в нужный момент. Актеры, например, должны быть разными – и смелыми, и застенчивыми. Совет – не думать! Не думать о том, что подумают другие! Просто делать, как в прорубь прыгнуть, как из самолета с парашютом! Заявлять о себе – громко говорить, шуметь, привлекать к себе внимание!

Читайте правильные книги! Литература поможет разобраться в причинах стеснительности, понять, как вести себя. Актеры в вузах читают этих авторов: Дейл Карнеги, Сергей Юрский, мы также смотрели видеотренинги Р. Гандапаса, читали и смотрели Аллу Демидову. Это малая часть, при желании можно найти еще много-много полезного материала.

Не надо стесняться: женщины отстаивают право на недостатки

www.wday.ru

Шесть признаков вашей неуверенности на сцене.

Выступая в живую, артиста всегда испытывает большой стресс и даже те, кто имеет большой опыт выступлений и кажется, что он чувствует себя уверенно на сцене.Вы можете сколько угодно петь перед зеркалом или репетировать на репетиционной базе, но ваши эмоции перед выходом на сцену, всегда будут отличаться от того, что вы ожидаете.

Движение вашего тела легко могут выдать вашу неувереность или могут быстро расскачать и заразить публику. Ваша цель — зарядить людей энергией, заставляя сердце биться в такт вашей музыки. Мы подготовили шесть признаков, над которыми скорей всего вам придется поработать.

1. Не стоит избегать зрительного контакта.

Если в некоторых стилях музыки или муз. проектах артист может скрыть свое лицо, то в большинстве случаев этого делать не стоит, т.к. отсутствие зрительного контакта покажет вашу неуверенность. Более того зрительный контакт с человеком важен в любой сфере жизни и культуре, его отсутствие будет выражать либо неуважение, либо другие негативные эмоции.

Зрительный контакт лучше всего связывает артиста с его аудиторией. Находясь на сцене смотрите на своих фанов. Конечно всем в глаза не посмотришь, но во время выступлений выбрать несколько людей вполне возможно. Иногда большие концерты как раз и запоминаются тем, что ваш кумир уловил именно ваш взгляд и ответил вам. Если вы очень сильно волнуетесь, то лучше всего найдите самого симпатичного человека и смотрите поверх его головы, так будет казаться, что вы имеете зрительный контакт со всеми сразу.

2. Не стоит переигрывать на сцене.

Разные манеры поведения на сцене очень сильно отличаются друг от друга у всех исполнителей. Например, толпа моментально заводится от кривляний Фли из группы RHCP, но и так же заряжает толпу на сцене Лиам Галлахер, который вальяжно передвигается по сцене или стоит перед микрофоном в одной позе.

Все мы знаем группы, в которых один из участников начинает носиться по сцене, как только зазвучит первая нота, тем самым смыщая публику и товарищей по группе. Вы можете сколько угодно лезть из кожи вон, лишь бы никто не заметил вашей неуверенности. Самое ужасное, когда один из участников группы пытается привлечь всеобщее внимание не контактируя с другими участниками группы. Поэтому, прежде чем начать «колбаситься» на сцене, прочувствуйте настроение других участников группы.

3. Не смешные шутки.

Не стоит юморить на сцене, если вы не прирожденный комик, который сможет развеселить любую компанию. Бывает, вам хочет поговорить с другом, который находится в зале и пошутить. Не стоит этого делать, если у вас какие-то инсайдерские шутки, к сожалению, всем остальным они будут не понятны, но так же, остальные зрители могут посчитать это за неуважение. Просто запомните, если вы не уверены в своей шутке на все 150%, то лучше просто промолчать.

4. Призывы к действию.

Вы наверно не раз видели, как артисты призывают со сцены толпу совершить какое-то действие? Это не всегда плохо, но чаще всего — это может вас выдать. Люди не всегда будут делать то, что вы им скажите, лучше позволить им делать, то, чего они сами хотят. Ведь у них есть свои желания, которым они будут следовать, без чьих либо указаний.

5. Ошибки коллег по группе.

99% ошибок, которые вы совершаете на сцене, не заменты для вашей аудитории. Поэтому, если вы услушите, как слажал ваш гитарист и обратите на него злобный взгляд, вы сразу даете понять вашим зрителям, что был «косяк». Поводов злиться может быть много, но лучше всего оставить их для дороги домой.

6. Восхищение группой, которую вы разогреваете.

Ваша группа довольно молодая, но вам посчастливилось выступить на разогреве у своих кумиров. Вы очень счатливы и просто осыпаете словами благодарности эту группу. На самом деле, нескольких слов в середине выступления будет вполне достаточно. Будьте уверены, если вас позвали, значит вы этого заслужили!

 

 

corona-records.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность