Как правильно учить стихи наизусть с ребенком. Как правильно учить стихи наизусть


Как правильно учить стихи. Как учить стихи наизусть быстро

Даже если вы уже давно вышли из-за школьной парты, и уже не помните своих институтских друзей, это еще не значит, что умение быстро и правильно запоминать стихи никогда и нигде вам не понадобится.

Умение быстро запоминать стихи является замечательной тренировкой для вашего мозга. Кроме того, вставленный к месту отрывок стихотворения в вашем выступлении перед партнерами или коллегами всегда будет оценен по достоинству. Женщины также не смогут оставаться равнодушными к тому, кто способен романтично читать им стихи.

К сожалению, о том, как правильно учить стихи знает очень мало людей. А методик для этого существует огромное количество, а секрет заключается в том, чтобы приучить ваш мозг к быстрому запоминанию новой информации.

Наиболее простым, на первый взгляд, является метод "зазубривания". Его смысл заключается в том, что вы на протяжении нескольких дней должны постоянно повторять нужный вам стих строку за строкой. Рано или поздно эти строки настолько сильно врежутся в ваше сознание, что вы сможете повторить их без единой запинки, даже если вас разбудят и заставят продекламировать стихотворение среди ночи. Главный недостаток этого способа заключается в том, что он требует довольно много времени. Да и простым его назвать можно только с большой натяжкой, а это значит, что необходимы другие методики, которые будут более эффективными. Благо, таких методик достаточно, а наилучший результат они дают в сочетании друг с другом.

Способ 1.

Попробуйте переписывать стихи, которые собираетесь выучить. Во время того, когда вы будете выводить буквы на листе бумаги, у вас активизируется больший объем мозга. Это объясняется тем, что кроме ваших глаз, которые работают во время чтения, к процессу подключатся и руки. Особенно эффективным этот способ будет для тех, у кого зрительная память развита намного лучше всех других видов. Определенные сложности могут возникнуть в тех случаях, если вы собрались выучить наизусть таким образом стихотворение очень больших размеров.

Способ 2.

Второй способ того, как правильно учить стихи, можно охарактеризовать словами: "Разделяй и властвуй!" Он заключается в том, что приступая к изучению нового стихотворения, вы должны разделить его на небольшие по объему части, завершенные по смыслу. Запоминание, таким образом, станет намного легче, а вы, выучив последовательно каждый отдельный кусок, довольно быстро запомните необходимое вам стихотворение.

Способ 3.

Если вы уверенны в том, что лучше всего у вас работает слуховая память, рекомендуем вам вооружиться диктофоном. Надиктуйте стихотворение на диктофон и начните его прослушивать, постепенно начиная повторять. Если сразу не получается - слушаете еще и еще, и так до тех пор, пока не запомните.

Способ 4.

Последний способ, который может вам помочь в решении вопроса о том, как правильно учить стихи, заключается в объединении три вышеописанных методов. Записываете стих на бумагу, делите его на логически завершенные части, надиктовываете на диктофон, слушаете и повторяете. Правильно подойдя к задаче, вы идеально запомните стих из двадцати строк всего за полчаса.

Все способы также могут вам пригодиться для запоминания любых текстов, например таких, как предстоящий доклад или отчет. Обратите внимание на то, что все ваши тексты должны иметь четкую логическую структуру, разделение на логически завершенные абзацы, переходы от одной мысли к другой. Если вы правильно подойдете к подготовке текста, его запоминание не вызовет у вас никаких сложностей.

Еще один совет: не забывайте повторять выученный стих или текст за день-два до выступления, а также за пару часов до того, как вы собираетесь с ними выступить. Это поможет получить вам больше уверенности в своих силах и избавиться от ненужных переживаний.

kanks.ru

Как правильно учить стихи наизусть

Как производится процедура говорения? А очень просто – мы открываем рот, и оттуда вылетают слова. По ходу дела мы не конструируем речь. Мы воспроизводим фразы по своей памяти, лишь немного редактируя их, подгоняя под определенную ситуацию. А если наша память подходящей фразы не содержит, то мы теряемся и можем не найти, что сказать. Впрочем, человек является существом изворотливым, он всеми силами обыкновенно старается избегать ситуаций, для которых у него в запасе не имеется подходящих слов. Большинство из тех, кто думает, что в совершенстве знает русский язык, на самом деле просто проводят ограниченный образ жизни, для которого будет вполне достаточно даже убогого владения языком.

Для того чтоб в памяти оказалась подходящая фраза, ее необходимо поместить туда заранее, то есть, говоря проще, выучить. Известно, как маленькие дети учат язык. Обязательно у всякого ребенка обязательно имеется какая-либо любимая сказка, которую он родителей заставляет ему рассказывать много-много раз, пока он не будет сам знать ее наизусть. Потом вдруг резко пропадет интерес к этой сказке, и уже другая заменит статут любимой. То же самой происходит и с фильмами, книгами и стихами.

А когда вырастает ребенок, у него появляется откуда то установка, что если он какую-то книгу прочитал один раз, то уж незачем читать ее второй раз. После этого существенно замедляется прогресс, и остается ему лишь дивится «необыкновенной» способностью маленьких детей к языкам.

По большому счету, язык – это все то, что на нем спето, сказано, написано. Среди спетого, написанного и сказанного существуют особенно удачные вещи, которые есть смысл знать наизусть.

К великому сожалению, школьным методистам не чужда, оказалась данная идея, и те постарались дискредитировать и извратить ее, как только возможно. Картина выглядит следующим образом. Задает учительница, скажем, выучить стихотворение в строчек десять к пятнице. Ребенок в четверг вечером, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Конечно же, технику заучивания наизусть ему не объяснял никто (мы уже не говорим про то, что не пришло никому в голову поинтересоваться, понравилось ли ему данное стихотворение или нет). Как бы ни старался он, он не может вызубрить за один вечер десять строчек так, чтобы без запинок потом рассказать их у классной доски. Он получает на следующий день законную четверку, и инцидент на этом исчерпан. Со спокойной совестью можно забыть стихотворение.

Спрашивается: существует ли разница между тем, как учит свои любимые сказки четырехлетний малыш, и тем, как наизусть учит восьмилетний школьник стихи, предписанные школьной программой? Насколько продуктивно и естественно первое, настолько же бессмысленно и мучительно второе.

Если мы желаем легко учить стихи, на всю жизнь и во множестве, то нам решительно следует отказаться от школьных дурных привычек! В этом деле главное – не торопиться. За один вечер невозможно хорошо выучить даже коротенькое стихотворение, которое состоит из десяти строчек. Но если мы будем прочитывать его вслух всего лишь один раз в день на протяжении одной или двух недель. При этом практически не зависит результат от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть и целая поэма. Поэтому лучше сразу учить большой объем текста, но не строчку за строчкой, а весь целиком. К примеру, для первоклассника это может быть «Муха-Цокотуха», а для взрослого – глава из «Евгения Онегина».

В целом, ниже представлена приблизительная техника заучивания наизусть. При помощи ее с равным успехом можно учить, как прозу, так и стихи. Сделан упор не на быстроту получения результата, а на полную осмысленность действий. Мы излагаем данную технику в собственной излюбленной манере – от первого лица, - предполагая, что сможет каждый адаптироваться легко к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Первым делом, нам потребуется обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся нам поэмы (так для определенности назовем заучиваемое произведение). Это может быть из магазина профессиональная студийная запись, или же как вариант, мы можем сами начитать текст. Для лучшего удобства пользования лучше разбить файл на коротенькие отрывки по несколько минут при помощи аудиоредактора. Теперь наша задача – при каждом подходящем случае просто слушать данную запись. К примеру, утром, сразу после того как проснулись, что проснуться окончательно, или перед сном вечером, чтобы от дневных забот отвлечься.

Далее, поскольку мы все равно так или иначе учимся русскому языку, то мы можем использовать в качестве учебного материала выбранную поэму. Если мы вырабатываем красивый почерк, то это является идеальным текстом для переписывания. Если мы проходим грамматику, то в данном тексте мы потренироваться можем находить подлежащие и сказуемое, или даже падежи существительных имен и т.п. Наконец, если осваиваем мы компьютерный набор, то нам сам бог велел на компьютере набрать поэму.

Впрочем, нам в любом случае потребуется файл с текстом поэмы, к примеру, в формате Microsoft Word. Мы на отдельных листочках распечатываем данный файл, и теперь нам не жалко будет с ними делать все, что заблагорассудится, а в некоторых случаях – туда заглядывать и читать. Пусть по всей комнате будет разбросаны эти листочки. Если пропадет какой-то из них, то не беда, всегда распечатать можно новый.

Хорошо бы обсудить также поэму со своими домашними, а то и вслух почитать им (пока по бумажке). Можно в Википедию заглянуть и посмотреть, что написано там про автора, а еще лучше – взять с его биографией книжку в библиотеке. Может быть, поставлен по поэме фильм, или мультик, или даже опера написана? Стоит тоже ознакомиться. Вообще, что-либо учить, не создав подходящей среды, это сравнимо с тем, как учиться плавать, при этом, не залезая в воду. В этом и заключается один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Спустя две недели, после того как в пассивном режиме усвоена поэма, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (его назовем «эхо») нами позаимствован из технологии парного обучения (предполагает данная технология, что имеется у нас партнер, который выступает в роли моего ученика, то моего тренера). Зачитывает партнер нам одну или несколько строчек поэмы, а наша задача заключается в повторении за ним слово в слово, при этом подглядывать в текст запрещено. При этом должен уметь партнер подстроиться под наш текущий уровень и нам диктовать в точности такой кусочек, чтобы наша задача слишком простой не была, но при этом не слишком трудной. Если же все-таки мы не сумели повторить безошибочно кусочек вслед за партнером, то он должен продиктовать нам его еще раз. Мы стараемся оба текст декламировать как можно более выразительно – чем больше передразнивания, «переигрывания» и гримас, тем лучше. Применяя данный прием, мы всю поэму прорабатываем от начала до конца, кусочек за кусочком.

Этап третий: декламация с подсказками

Конечно, малому ребенку нужен партнер – в виде папы или мамы, а еще лучше в виде старшего брата или сестры. Но если мы уже вышли из младшего школьного возраста, то мы вполне можем обойтись без партнера, при условии, что у нас имеется компьютер с аудиоредактором. Мы выделяем кусок звуковой дорожки, ее проигрываем, воспроизводим своим голосом, следующий кусок выделяем и так далее. Особенно трудные места повторить можно несколько раз. Это, кстати, прекрасная возможность потренировать артистизм и дикцию.

На данном этапе нам также потребуется помощь партнера. Необходимо выйти на середину комнаты, принять театральную позу и начинать по памяти громко декламировать поэму. Как только случается у нас заминка, партнер мне подсказывает забытое слово и помечает его одновременно маркером в тексте. После того как до конца дочитали мы поэму, мы еще раз проходим трудные места. Партнер диктует нам строку, предшествующую той, где произошла у нас заминка, а мы должны продолжить дальше.

Однако можно легко обойтись и без партнера. Мы заготавливаем себе шпаргалку, в которой прописаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, смотря на них, мы принимаемся полный текст громко воспроизводить. Если в нашей памяти не сохранилась какая-то строчка, то мы делаем в шпаргалке соответствующую пометку и, оставляя несказанной строчку, идем дальше. Потом отдельно прорабатываем пропущенные строчки – к примеру, при помощи упражнения эхо (также воспользоваться можно какими-нибудь мнемоническими приемами).

Теперь наступило время вспомнить, зачем мы все это делаем. Мы делаем это для того, чтобы свою память обогатить заготовками фраз на разные жизненные случаи. Не так уж принципиально при этом, выучил ли я все строчки поэмы или только 90 процентов. И уж неважно совсем, запомнил ли я, в каком они следуют порядке. Поэтому если могу я по шпаргалке воспроизвести поэму с умеренным числом запинок, то это означает, что мы уже достигли своей цели (хотя в школе за это не поставили бы пятерку). Это не из тех случаев, когда лучше меньше, да лучше. Известно, что большая часть времени во всяком деле расходуется именно на шлифовку и доработку. Поэтому выучить будет рациональнее еще одну поэму на 90 процентов, чем эту доводить до 100 процентного уровня. При этом важным моментом является то, что настолько длинна поэма, что в несколько раз она превосходит объем нашей кратковременной памяти.

Впрочем, конечно же, существует особенный шарм в том, чтобы на сто процентов сделать дело. Тут может нам пригодиться другая шпаргалка, в которой только первые буквы выписаны из каждой строчки. Прежней остается техника работы с данной шпаргалкой.

Тут мы должны заметить еще два принципиальных отличия от традиционной школьной системы. Первое – в школе приучают нас к тому, что ошибки – это очень плохо. За ошибки снижают оценки и ругают. Второе – в то же время, учебные задания, которые ученики получают, не зависят никак от их предыдущих оценок. Упражняются отличники в том, что они уже и без того отлично знают, а двоечники над упражнениями маются, которые не под силу им. Первым скука уготовлена, а вторым – комплекс неполноценности.

В действительности, в учебе ошибки неизбежны и играют они очень значимую позитивную роль. Наши ошибки служат нам верным ориентиром: они нам подсказывают, над чем мы должны упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые мы делаем в шпаргалке, мы располагаем возможностью сосредоточиться именно над теми строчками, которые еще не запомнились в настоящий момент. Мы учим только то, чего не знаем, поэтому наша учеба исключительно эффективна и осмыслена. Ругать нас за ошибки, и за них ставить нам какие-либо оценки было бы совершенным абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя преподаватели любят говорить, что повторенье – мать ученья, в реальности же, проходит школьный процесс под девизом «сдать и забыть». Требуется на повторенье совсем немного времени, однако если пренебречь им, то можно на нет свести все предыдущие усилия.

Существует две разновидности повторения – активное и пассивное. Пассивное повторение означает, что в окружающей среде остается присутствовать поэма, и мы продолжаем ее слушать изредка – пусть даже между делом и вполуха. Активное повторение является проговариванием поэмы по памяти (про себя или вслух). Идеально подходит для этого различное бросовое время, как то: сидение на уроке в школе, поездка в транспорте, ожидание в очереди. В данном случае необязательно иметь шпаргалку, но необходимы ручка и блокнот, чтобы о забытых местах делать пометки. Придя домой, нам необходимо эти места в памяти освежить по полному тексту поэмы.

Повторения необходимо делать независимо от того, на какую высоту мы подняли планку -  на 90 или 100 процентов. Во втором случае просто на активном повторении сделан должен быть особенно большой акцент. Ну и, разумеется, необходимо пользоваться во всю в повседневной жизни заученными фразами. 

vremya-sovetov.ru

Как ПРАВИЛЬНО учить с ребенком стихи

Приветствую вас, друзья. Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Стихи помогают в развитии памяти, речи ребенка, способствуют общему развитию. Детям, которые учили стихи в дошкольном возрасте, намного проще будет в будущем, когда пойдут в школу, ведь там часто задают задания и надо выучить наизусть стихи в достаточно сжатые сроки. Но многие родители не знают, как учить с ребенком стихи, с чего начать, на что обратить внимание при заучивании. В сегодняшней статье я расскажу о секретах и методиках заучивания стихотворений.

Секреты как учить с маленьким ребенком стихи

Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

  1. Делим стихотворение на части. При изучении стихов рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Даже небольшое четверостишие можно поделить на две части по две строчки. В первый день выучите первые две строчки, время от времени вспоминайте их, повторяйте. На следующий день повторите предыдущие строчки и выучите дополнительно две новые.
  2. Плавно увеличиваем объем стихотворений. Для начала лучше всего выбрать небольшое стихотворение, состоящее буквально из четырех строчек. Позже, когда ребенок его выучит, можно взять для изучения стих немного больше предыдущего.
  3. Не торопитесь. Многие родители спешат, пытаясь с ребенком выучить множество стихов в короткое время. Не нужно никуда торопиться. После того, как ребенок рассказал в первый раз стих, нужно время, чтобы он его запомнил, а не забыл через час.
  4. Представляем стих. Детям легче запомнить стих, если они представляют то, о чем он. Поэтому прежде, чем приступить к заучиванию текста, предложите ребенку его представить, а лучше всего – нарисовать то, о чем говорится в строчках произведения.
  5. Объясняем ребенку непонятные, сложные слова и фразы. Часто в стихотворении можно встретить слова или метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. В противном случае малышу будет сложно быстро выучить стихотворение, значение слов которого он не знает.
  6. Пересказываем стихотворение. После того, как вы выразительно прочитали стих, перескажите его своими словами, доступным языком для малыша, попутно поясняя непонятные моменты. После этого попросите ребенка пересказать стих своими словами по памяти.
  7. Следите за интонацией при чтении стихотворения, делайте паузы, когда это требуется. Приучайте ребенка с первых же дней рассказывать стихи с выражением. Для этого для начала необходимо самостоятельно прочитать малышу текст с интонацией, чтобы он мог прочувствовать каждое слово, понять, что пытался донести автор произведения. Можно во время воспроизведения демонстрировать действия, в соответствии со словами: ходить по комнате, приседать, наклоняться, показывать высокий (вверх руку) или маленький (руку опустить низко).
  8. Можно облегчить изучение стихотворения с помощью обычного… мячика. Для этого один из родителей кидает мяч в руки ребенку и произносит первую строку стихотворения, малыш, в свою очередь, кидает мячик обратно, повторяя, сказанное родителем. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими. Когда ребенок выучит стихотворение, можно предложить кидать мячик друг другу и по очереди называть слова из выученного стиха. Так незаметно, играя, ребенок сам не заметит, как выучит стихотворение наизусть быстро.

Советы как быстро выучить стихотворение наизусть

  1. Для детей лучше выбирать стихотворения А. Барто, С. Маршак, С Капутикян. В стихах перечисленных поэтов присутствуют конкретные образы, и ребенку будет легче представить то, о чем говорится в стихотворении, что ускорит процесс запоминания текста.
  2. Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительные, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
  3. Чаще пойте или включайте диск с записанными на нем детскими песенками. Постепенно, слушая изо дня в день песни, ребенок будет запоминать слова и со временем начнет подпевать.
  4. Во время игр и ежедневных дел (умывание, одевание, кормление) сопровождайте действия стишками, потешками. Во время прогулок, по пути в магазин за продуктами, на развивающий кружок либо в детский садик повторяйте стихи, которые были выучены ранее либо рассказывайте новые.
  5. Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Как учить стихи. Мой опыт

Теперь расскажу, как мы начинали учить стихи с Леней и Настей. Сыну сейчас 5 лет и он знает много стихотворений, но мы все-равно продолжаем учить новые и он делает это с удовольствием.  Насте 2 года 8 месяцев с ней мы тоже учим стихи, конечно, попроще и знает она поменьше, чем Леня. Но с удовольствием рассказывает с выражением (некоторые слова бывает, что пропускает) «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишу на пол», «Идет бычок качается», «Миша косолапый» (при этом в конце обязательно топает ногой:)), частично «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Муху цокотуху».

Как же мы учим? Когда мы качаемся, например, на качельке, куда-то идем, либо готовлю кушать — я ей рассказываю различные стишки. Дома у нас постоянно включен диск со стихами А. Барто и детские песенки (она уже подпевает песенки крокодилу Гене «Пусть бегут неуклюже»).

  • Когда мы учим новое стихотворение я рассказываю сперва сама стихотворение полностью.
  • Далее я читаю строчку из произведения и даю повторить Настюшке за мной и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден (бывает и несколько раз) мы приступаем к следующему шагу: я рассказываю слова из первой строки стихотворения, но последне слово даю сказать дочке.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только дочка говорит два последних слова, потом три.
  • На последней стадии я говорю первое слово в строке, а дочка оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока сама полностью не сможет рассказать все стихотворение.

Написала много, но на самом деле это совсем несложно, проходит в игровой форме и дочка получает от занятия большое удовольствие. А как ей нравится потом всем демонстрировать свое умение рассказывать стихи, прям улыбка до ушей, глазки сияют:)

Вот и все секреты о том,  как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, а как вы учите стихотворения с детьми, может у вас есть свои секреты?

Понравилась статья «Как учить стихи с ребенком»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц. сети. Чтобы не пропустить новые статьи блога — подписывайтесь на обновления.

С уважением, Ольга

 

7ya-mama.ru

Как быстро и правильно учить стихи наизусть

Запоминание стихотворного текста – важнейший инструмент образовательного процесса. Начиная с детского сада, где малыши рассказывают короткие четверостишья на утренниках, и, заканчивая старшей школой, когда приходится заучивать величественные произведения с философским подтекстом. Лишь немногие признают, что любили в детстве заучивать стихотворения. Большинство же сходятся во мнении, что зубрежка поэтических строк – пустая трата времени. А как учить стихи наизусть быстро и правильно, с минимальной потерей времени и максимальной пользой, и вовсе разобрались единицы.

Содержание:

  1. Зачем учить стихи?
  2. Как правильно учить стихи
  3. Полезные подсказки

Зачем учить стихи?

Прежде чем заставлять своего ребенка заучивать строчки, необходимо четко прояснить для себя и него, каково положительное влияние подобных упражнений.

  1. Развитие памяти. Систематическое учение рифмованных строчек – отличная тренировка. В детстве через простейшие рифмовки вроде «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик» мы медленно начинаем осваивать возможности собственного мозга, вырабатывая собственные механизмы запоминания и, тем самым, развивая умственные способности. Не редкость, когда уже будучи взрослыми, мы пытаемся зарифмовать сложнейшую информацию в простые стишки, дабы она осела в голове.
  2. Развитие личности. Выступая в детском садике перед толпой одногруппников и их родителей, ребенку куда проще продекламировать небольшой стих, чем выступить с коротким текстом. Зарифмованные строки мелодичны, их легче прочитать с выражением и труднее забыть (подсознание само собой ищет нужное слово, как только заканчивается предшествующая фраза). К тому же, современный мир предлагает неограниченное количество стихотворных произведений, которые легко можно отыскать в интернете, начиная работами авторов-любителей и заканчивая именитыми классиками, поэтому каждый учащийся может найти стихотворение по душе, что влечет за собой развитие личностных интересов.
  3. Совершенствование дикции и речи. Не каждый способен осилить многотомное классическое произведение, а в бульварном романе полезных для сочинения слов не почерпнешь. Стихотворения – другое дело. Краткие и лаконичные, они наполнены различными литературными приемами, сложными и простыми предложениями, метафорами и сравнениями. Все это способно значительно обогатить речевой запас учащегося, а декламация стихов вслух является прекрасным способом натренировать дикцию.

Как правильно учить стихи

Существует немало индивидов, которые от рождения обладают неплохой памятью и способны быстро запомнить несколько четверостиший без особых усилий. Но что же делать тем, кому даже несколько строк никак не даются? Лингвистические специалисты утверждают, что запоминание поэтических опусов доступно каждому, достаточно лишь использовать определенные приемы.

  1. Обязательно прочтите произведение вслух.Стихи исторически предназначались для того, чтобы зачитывать их кому-либо, например, аудитории или возлюбленной. Первый раз изучаемую работу необходимо читать медленно и вдумчиво, обращая внимания на границы предложений и предполагаемые автором интонации. Проговаривание стихотворения «с листа» помогает также уловить его ритм и настроение. Не нужно стесняться читать с выражением, нет ничего хуже бесчувственной поэзии. Ещё один вспомогательный вариант перед непосредственно заучиванием наизусть – переписать стих, можно даже несколько раз.
  2. Внимательно разберите стихотворение.Как правило, на уроках в школе учителя сначала занимаются анализом, а потом дают определенный стих на заучивание. Однако, это не всегда так, поэтому не лишним будет попытаться отыскать смысл произведения самостоятельно. К тому же, классические образцы часто исполнены в непривычной современному человеку манере, с множеством архаизмов (устаревших слов), значение которых нужно непременно узнать. Благо, необходимость отстаивать длиннющую очередь в библиотеку за одним-единственным учебником или энциклопедией отпала. Интернет полон аналитических сайтов, способных донести смысл произведения даже любителям точных наук. К слову о смысле – постарайтесь прочувствовать произведение. Возможно, герой или сюжет не покажется близким, но отнюдь не так уж сложно хотя бы попытаться представить себя в непривычном амплуа. Визуализируйте ситуацию. Можно даже что-то зарисовать, или найти фотографию актера, который бы подошёл на роль героя, или картинку с пейзажем. С четким визуальным образом запоминание пойдет легче.
  3. Разбивайте стихотворение на смысловые отрывки.Многие ошибочно полагают, что стихи нужно учить по четверостишьям. Эта методика в корне неверна, так как часто одну мысль автор выражает в двух строфах, а следующей отдает на откуп уже шесть или восемь. Разрыв смысловых частей образует в голове настоящую кашу. Именно поэтому нужно четко следовать за мыслью писателя и, после заучивания очередного куска, непременно перечитывать все стихотворение от начала до конца. Только так смысл не будет утерян.
  4. Учите стихотворения вне программы.Один-два стиха по заданию учителя – слишком мало для постоянной тренировки памяти. Если хочется добиться приемлемого результата и не стопорится на каждом следующем задании, необходимо давать мозгу дополнительную нагрузку. Совсем не обязательно заучивать длинные поэмы, но несколько небольших стихотворений в месяц, помимо заданных, значительно улучшат имеющиеся навыки. К тому же, для дополнительной практики можно выбрать что-нибудь на свой вкус.

Полезные подсказки

  • Стихотворения лучше учить перед сном. За ночь наш мозг успевает переосмыслить невероятное количество информации, в том числе, систематизировать и утрамбовать в подсознании поэтические строки.
  • Не стоит пытаться выудить из памяти позабытое слово или строфу – лучше сразу обратиться к тексту. Если пауза затянется, мозг может запомнить этот горький опыт и останавливаться на одном и том же месте раз за разом.
  • Прочитанное стихотворение можно записать на диктофон и слушать в любое время, например, по дороге на занятия.

Главное, что нужно усвоить – при заучивании стихотворения необходимо задействовать все возможные инструменты собственного организма. Глаза – когда читаем, уши – когда слушаем диктофонную запись, рот – когда проговариваем, руки – когда переписываем. Можно даже потанцевать под ритм стиха, если захочется – возможно это и не поможет, но точно поднимет настроение!

krasna-devica.ru

Как правильно учить стихи наизусть

Некоторые взрослые думают, что умение запоминать стихи — абсолютно ненужный навык. Разумеется, они не правы. Процесс запоминания приносит огромную пользу: он позволяет пополнить словарный запас ребенка, помогает развивать память, ощущение ритма. Учить стихи следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы школьная программа не казалась слишком сложной.

Прежде, чем учить малыша запоминать стихотворения, следует выяснить, готов ли он к этому. Процесс обучения можно начинать после двух лет, при условии, что малыш умеет говорить. Наиболее часто родители учат стихам детей в возрасте 4-5 лет.

Несколько приемов, помогающих учить стихи

Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно выбрать способ запоминания стихов, который наиболее ему подойдет и облегчит процесс. Ребенку будет проще, если стихотворение поделить на несколько частей, главное, чтобы они имели смысловое оформление. Если малышу тяжело, стихотворение можно поделить даже на строки. После заучивания каждой строчки их можно соединять между собой и затем объединять в полное стихотворение.

При первом заучивании лучше выбирать короткое простое стихотворение, состоящее всего из нескольких строчек. Затем, постепенно, можно объем увеличивать. Кроме этого, очень важно учить выбранное стихотворение до конца. Не следует бросать обучение на середине этапа.

Очень важно закреплять и повторять выученные строки, чтобы ребенок не забыл их через короткий промежуток времени. Ребенку важно осознавать, что он способен самостоятельно запоминать и учить стихотворения наизусть, это позволит ему повысить самооценку и улучшить свои личностные качества.

В процессе обучения стихотворениям очень важно научить ребенка представлять то, что описывается в нем. Если малыш не знает или не понимает значение некоторых слов, нужно их объяснить, чтобы стих не превратился в набор незнакомых слов.

Очень эффективным методом является пересказывание стиха своими словами. Такой способ поможет малышу легче и быстрее выучить произведение. Для начала ребенку можно показать, как это правильно делать, а затем он уже сам сможет.

Очень важно читать ребенку стихи с выражением и интонацией, поскольку монотонное прослушивание не заинтересует малыша. Ребенок должен запомнить, как стихотворение звучало у взрослых, и пытаться повторить нужную интонацию. Кроме этого, очень важно, чтобы ребенку нравилось выбранное стихотворение, оно не должно вызывать негативных эмоций или ассоциаций.

www.mamanya.ru

Как побыстрее выучить стихотворение? Учить стихи наизусть. Тренировка памяти

Среди учеников и родителей широко распространено мнение, что стихи включены в школьную программу лишь для того, чтобы развивать память детей. Однако это не совсем так. Учеными доказано, что существует много упражнений, при выполнении которых происходит тренировка памяти. Стихи являются одним из таких средств. Но поэзия, обладающая огромной силой воздействия на внутренний мир человека, имеет все-таки другое предназначение.

Чего не следует допускать

Человек, лишенный возможности соприкасаться с поэзией, никогда не овладеет своим родным языком в полной мере. Он будет испытывать трудности при выражении мыслей, чувств, переживаний. Даже смысл речи, обращенной к такому человеку, может восприниматься им искаженно.

Что же нужно предпринять во избежание таких серьезных проблем? Оказывается, все очень просто: нужно слушать, читать и учить стихи наизусть.

Когда начинать учить стихи

Вопрос о том, когда с ребенком начинать учить стихи, вполне уместен. Психологи, например, утверждают, что наибольший интерес к чтению наизусть дети проявляют в возрасте 4–5 лет. Но это вовсе не означает, что до четырехлетнего возраста заучивание стихов противопоказано. Просто очень часто бывает так, что дети не испытывают воодушевления от подобных занятий, а иногда даже активно сопротивляются.

Если такое происходит, то взрослые могут пойти на «хитрость». Стихи надо читать вслух, как бы «для себя», специально не привлекая внимания ребенка. Чтение должно быть громким, чтобы малыш мог его слышать. Прием можно использовать с самых первых дней появления крохи на свет. Метод «начитывания стихов» с младенческого возраста в последующие годы непременно даст положительный результат, и запоминание текста (прозаического или стихотворного) никогда не будет для ребенка проблемой.

Влияние поэзии на развитие личности

В детской литературе есть очень много стихотворений, предназначенных для игры. Это всевозможные заклички, приговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, шутки. Без такого стишка, выученного наизусть, игра не состоится, так как литературное произведение в этом случае является частью забавы или самой игрой.

К положительным моментам можно отнести еще и то, что дети заучивают рифмованные строки самостоятельно, со сверстниками или детьми старшего возраста, которые уже могут знать секреты того, как побыстрее выучить стихотворение. Привлечения взрослых не требуется, и это хорошо. Так лучше развиваются коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера ребенка.

Интерес малыша к чтению и заучиванию стихов может перерасти в увлечение поэзией, что, возможно, станет началом собственного творчества.

Как задействовать память

Взрослые, давая ребенку совет о том, как выучить стих по литературе, должны иметь представление о стадиях памяти, и о том, какое значение имеет каждая из них в выполнении задания.

После первичного ознакомления с содержанием стихотворения срабатывает память чувственного восприятия. Она играет свою роль в процессе запоминания, так как благодаря ей возникают определенные образы, чувства. Процесс протекает непроизвольно, без какого-либо напряжения.

Кратковременная память начинает действовать, когда человек проявляет усилия воли. В данном случае ученик старается удерживать текст стихотворения в уме, повторяя его. Мысленно фиксирует слова, фразы.

Долговременная память – главная составная часть всей системы. Это своеобразное хранилище информации о том, что составляет жизнь человека, его культурный багаж.

Чтобы стихотворение надежно отложилось в "голове", оно должно пройти через все три стадии.

Обогащение словарного запаса

Регулярная работа с поэтическими текстами позволяет значительно обогатить активный словарный запас ребенка. На это направлены, например, задания такого вида, где взрослый просит найти в тексте стихотворения сравнения. Например, с чем поэт сравнивает березу, закат, снег, небо... Нужно просить ребенка находить слова, которыми автор рисует то или иное явление природы, событие и т. д.

Выполнение подобных заданий ускорит процесс запоминания текста наизусть.

Мыслеобразы способны «раскрасить» внутренний мир человека, сделав его живым, ярким и отзывчивым. Создавать широкие просторы и живописные пейзажи в воображении можно при помощи поэтического слова.

Если перед ребенком постоянно встает вопрос "как побыстрее выучить стихотворение", то совет о тренировке воображения будет очень полезен для него. Пусть он сделает своей привычкой не только слышать поэтический текст, но и видеть все, что описано в нем, ощущать запахи, прикосновения, звуки.

Во время заучивания предложите ученику встать перед зеркалом или на воображаемую сцену. Пусть он «увидит» зрителей, которые пришли послушать его. Исполнение стихотворения должно быть таким, чтобы внутренние чувства зрителей всколыхнулись, стали более живыми. При этом у исполнителя должны быть аналогичные ощущения.

Как читать стихи

Существует по меньшей мере два типа чтения – для развлечения и ради познания. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Если человек знает, зачем он читает, то ему будет легче решить, как надо это делать.

Когда перед ребенком стоит конкретная цель - как побыстрее выучить стихотворение - то здесь надо учитывать, с каким настроением он берется за чтение. Чаще всего такое задание у детей восторга не вызывает. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы чтение стихов было для ребенка все-таки развлечением, а не досадной необходимостью.

Для достижения цели нужно максимально задействовать воображение ребенка, попросить его во всех деталях представлять то, о чем он читает. «Поместите» малыша в обстановку, которая описана в тексте. Сделайте его героем стихотворения, или пусть он вообразит себя другом поэта, написавшего стихи.

Поддавшись игре, ребенок незаметно для себя увлечется чтением, и задание будет выполнено с легкостью.

Как учить стихи

Советов о том, как побыстрее выучить стихотворение, существует много. Но сразу нужно сделать оговорку. Каждый человек индивидуален, поэтому прием, понравившийся одному, может совершенно не сгодиться другому. Из многообразия методов и приемов, которые нацеливают на то, как выучить стих по-быстрому, нужно выбрать именно свои.

  • Озвучивание стихотворения с разной скоростью. Сначала попросите ребенка прочитать произведение так, как того требуют правила выразительного чтения. Затем текст воспроизводится быстрее. При третьей попытке темп увеличивается еще в два раза. Но слова не должны «наскакивать» друг на друга, засчитывается только отчетливое произношение. Затем скорость чтения надо преднамеренно растягивать, обращая внимание на работу мысли. В конце выполнения упражнения нужно вернуться к тому темпу речи, с которого начинали.
  • Чтение стихотворения с различной степенью громкости. Попросите ребенка прочитать текст с громкостью взлетающего самолета или симфонического оркестра. Следующее прочтение должно быть таким тихим, чтобы ребенок сам себя мог едва слышать. Повторив упражнение несколько раз, попросите ребенка в итоге прочитать стихотворение с учетом его смысла.
  • Чтение текста со сменой логического ударения. Таким приемом можно воспользоваться для заучивания отрывка, который особенно труден для запоминания. Читая предложение или строчку, ребенок поочередно ставит логическое ударение на каждом из слов. Важно при этом сосредоточить внимание на смысловом содержании получившейся фразы.
  • Озвучивание стихотворения различными голосами. Предложите ребенку рассказать стихотворение не своим голосом. Например, как мама или папа, как телеведущий, как маленький братик.
  • Воспроизведение стихотворения в разных местах квартиры, комнаты – на диване, в ванной, за письменным столом, на балконе. Пусть это место будет совершенно неожиданным для чтеца, например, сидя на плечах у папы.
  • Мысленное прочтение стихотворения. Попросите малыша прочитать стихотворение так, чтобы его не слышал никто, даже он сам. При этом губы ребенка не должны двигаться, их можно придерживать пальчиками.

Чтение стихов наизусть является одним из требований программы по литературе. В документе имеются рекомендательные списки произведений, которые будут предложены детям для заучивания наизусть в течение учебного года. Если действительно у ребенка существует большая проблема с запоминанием текстов, то можно познакомить ученика с перечнем и предложить ему заучивать стихи заранее, небольшими отрывками.

fb.ru

Как правильно учить стихи наизусть с ребенком. Советы

Как известно, детская память очень хорошо впитывает информацию, поэтому часто то, что выучил в детстве, помнишь на протяжении целой жизни. Главное — знать, как правильно учить стихи наизусть с ребенком. Попробуйте — удастся ли вам без какой-либо предварительной подготовки выразительно прочесть стихотворение? С большой долей уверенности можно сказать, что нет. Даже если вы организуете соревнование в кругу друзей, все равно выиграют те, кто постарше. Почему же так получается? Ответ довольно прост. Все дело в том, что практически все, будучи школьниками, изучали немалое количество стихотворений.

Какая польза от заучивания стихотворений наизусть

С детьми в раннем возрасте необходимо разучивать несложные стишки, поскольку это один из наиболее важных и эффективных методов развития ребенка. Стихотворения способствуют развитию речи, становлению голоса, расширению кругозора и, конечно же, восприятию поэзии и культуры. Но самое главное достоинство разучивания стихов заключается в том, что они позволяют тренировать память у детей. Именно поэтому для тех родителей, которые хотят, чтобы у их ребенка впоследствии была отличная память, крайне необходимо находить время для разучивания со своими детьми наизусть небольших и легких стихотворений и знать, как правильно их учить.  Это, прежде всего, необходимо для развития ребенка. Даже поздравления с днем рождения дочери от мамы лучше сочинить в стихотворной форме.

В каком же возрасте необходимо начинать разучивание стихотворений с ребенком? Доказано, что чем раньше вы начнете это делать, тем будет лучше. Чтобы стихотворения лучше запоминались, старайтесь читать их мелодично и ритмично, словно поете младенцу колыбельную. Если, к примеру, во время умывания вы ежедневно будете рассказывать своему малышу один и тот же стишок, то через какой-то период он начнет воспроизводить последние строчки за вами или же все стихотворение. К тому же, раньше начнет разговаривать именно тот малыш, которому часто читали стишки.

Поскольку детям больше нравятся стихотворения, чем проза, то многие детские авторы пытаются писать сказки именно в такой форме. Дети с легкостью могут запомнить четверостишья, поскольку мелодичная рифма способна отложиться у них в памяти на подсознательном уровне.

Школьной программой недаром уделяется особое внимание заучиванию наизусть стихотворений. Этот вид работы способствует тренировке памяти, формированию навыков систематизации материала, развитию интеллекта и обогащению словарного состава ребенка.

Дети до трехлетнего возраста способны запоминать тексты непроизвольно. Чаще это слова песенок, стишков, которые малыш слышит от взрослых. К трем годам ребенок обладает достаточно большим (до 1,5 тысяч слов) словарным запасом. С этого момента нужно приучать его к произвольному запоминанию стихотворений.

Каким образом заинтересовать ребенка учить наизусть стихотворения?

Заинтересовать малыша разучивать стихи можно, устраивая различные домашние концерты и маленькие представления (есть несколько идей детских игрушек своими руками, которые отлично подойдут для этих целей — например, настольный театр). Поскольку дети обожают, когда их хвалят и поощряют, то ради ваших аплодисментов они будут готовы практически на все, даже учить детские стихотворения. Данные мероприятия непременно им понравятся, и они с удовольствием будут рассказывать вам выученные наизусть стишки. Довольно часто детям задают учить коротенькие стихотворения в детском садике к различным праздникам. Однако они просто теряются, когда приходится выступать перед публикой.

Именно поэтому рациональней станет разучивать стихотворения дома или во время прогулки, дабы ребенок со временем перестал обращать внимание на прохожих и обрел уверенность в себе. Благодаря разучиванию стихотворений, к школе у ребенка появится достаточно большой для первоклассника словарный запас, а также необходимые навыки для чтения стихов. К тому же, у него будет отличная память.

Какие стихи рекомендуются для заучивания детьми?

Наиболее подходящими для детей станут стихотворения таких авторов, как Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак, а также Сергей Михалков. Позже, когда ребенок немного подрастет, ему можно привить любовь к классике, выбрав отрывки из произведений Пушкина или Некрасова. Поэзия данных авторов отлично воспринимается детьми. Благодаря огромному запасу выученных наизусть стихов, ребенок лучше адаптируется к школе, сможет запоминать большие объемы информации по различным предметам.

Несколько правил, как правильно учить стихи наизусть с ребенком

  1. Произведение для заучивания должно носить воспитательный характер. Нужно воспитывать в малыше чувства красивого и доброго, учить отличать плохое от хорошего.
  2. Заучивание стихотворения должно быть мотивировано. Можно попросить ребенка выучить стих как подарок маме ко Дню рождения, или чтобы выступить перед Дедом Морозом. Фраза «Мы так тобой гордимся. Покажи, какой ты уже взрослый, расскажи стишок на утреннике» поднимет самооценку ребенка, заставит его постараться.
  3. Тексты должны быть интересны детям. При прочтении произведений нужно обратить внимание на стихи, которые заинтересовали ребенка. Затем показать ему картинки, попросить пересказать, а потом предложить выучить произведение наизусть.
  4. Обязательным является разъяснение непонятных ребенку слов. Значение слов можно объяснить с помощью картинок. Первоначально нужно добиваться правильного пересказа стихотворения своими словами. Пусть малыш расскажет, как он «видит» стихотворение.
  5. Заучивать наизусть следует построчно. Вначале учится первая строка. Ребенок повторяет ее, пока не начнет произносить без запинок. Далее учится вторая. Потом соединяют первую и вторую, произносят. Затем выучивается третья строчка и т.д.

При заучивании нужно обращать внимание на выразительность прочтения. Для начала взрослый читает выразительно стихотворение как образец, желательно наизусть. Малыш повторяет интонации старших.

Хороший результат дает «пропевание» строчек. Этот прием годится и для деток с заиканием. Для развития фонематического слуха полезно «простукивать» стихотворение. Четкий ритм помогает ребенку не сбиться, переставляя слова.

Старшим дошкольникам, первоклассникам для начала текст читается вслух взрослыми. Затем ребенок читает произведение вполголоса самостоятельно. Непонятные выражения желательно подчеркнуть карандашом. Затем разъяснить смысл незнакомых слов. Дети должны четко представлять, о чем идет речь в тексте. Пригодится прием устного рисования.

Если стихотворение не разделено на строфы, карандашом следует разделить его на четверостишия. Ребенком хорошо выучивается вначале одно четверостишие, затем добавляется следующее. При полном прочтении стиха можно подглядывать, с каждым разом стараясь все меньше подсматривать в книгу. Можно приготовить подсказку: записать по вертикали начальные буквы каждой строки. Затем книга закрывается, и ребенок воспроизводит текст только с опорой на них.

Способствует запоминанию стихотворного текста пересказ через строчку (потом две, затем через четверостишие): взрослый начинает читать первую строчку, ребенок продолжает вторую. Затем мама читает третью фразу, малыш – четвертую и т.д.

Чтобы стихотворение запомнилось надолго, текст надо повторять неоднократно. Действенный прием – рассказ наизусть перед сном. Чтобы не отбить у ребенка интерес к обучению, не следует его ругать за забытые строчки – лучше совместно проговорить текст.

Теперь вы знаете основные приемы, как правильно учить стихи наизусть с ребенком — дело за вами!

Эту статью ищут по запросам:
  • как заинтересовать ребёнка учить стихи

www.young-mum.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность