Почему нельзя переучивать левшей? Левша переученная


Левшей опасно переучивать "на правую руку" — Российская газета

- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

- Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

- Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

- Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

- Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

rg.ru

Переученные левши. – Ярмарка Мастеров

Когда я  в магазине вижу молодого  специалиста, который оформляет бланк-заказ и заполняет его левой рукой, свободно и легко, я не могу сдержать любопытство и спрашиваю: " Скажите, а вы всегда писали левой рукой? " - "Да" - отвечает он.

"А в школе вас не пытались заставлять писать правой рукой?" - "Нет не заставляли".

А вот я  - переученная левша.

Я  рождена в СССР. Я - левша, но когда пошла в 1-й класс, то обучали писать меня только правой рукой!  Конечно, если бы я изначально в детском саду умела писать ( естественно, левой !), то вряд ли школа смогла бы меня переобучить писать правой.

Но увы, грамоте и правописанию мы в детском саду не были обучены. Поэтому дрессировка прошла сравнительно легко.

И только несколько лет назад я узнала, что оказывается переучивание левшей - это была не просто норма окружающей среды нашей советской Родины , а это было законодательно заложено в программу обучения советских учащихся!!! Слава богу, что сейчас это отменено!

Речь пойдет не о правшах и левшах, а именно об переученных или скрытых левшах.

То, что ребенка левшу не надо пререучивать быть правшой, знают все. Об этом написано очень много медицинской литературы, где все понятно и многое объяснено.

Но вот какие интересные факты я нашла :

..." Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении - зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством.

Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке - правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на "пальцы рук в замке" и "позу Наполеона". Такая мозаика доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.

 

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

 -    Скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

 -     Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

  -    Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

  -     Обратите внимание на величину луночки ногтя большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.

 -     Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1 - 2 мм длиннее пальцев на другой руке...."

И так далее.

Прочитав этот материал, я проанализировала  и отнесла себя к племени "мозаичных левшей".

И вот мое наблюдение за собой.

1.   Все опасные предметы, которыми можно уколоться, обрезаться обжечься, т.е. потенциально опасные - однозначно я беру левой рукой, на автопилоте. Садясь за сервированный стол, я автоматически меняю приборы - нож кладу слева.

Но я могу взять иголку или ножницы в правую руку. Движения неловкие, не изящные,  их можно делать - но при этом я должна их контролировать сознанием!

2.   Я пишу правой рукой. Сначала почерк красивый, округлый. Через 3 минуты начинается судорога в правой руке, почерк становится корявым  и неразборчивым даже для себя.  Я даю руке отдых, и потом мой почерк откровенно начинает заваливаться налево.

Я пробовала писать левой рукой. Ничего не получается !   Рука не двигается. Видимо, правописание связано с мышлением и речью, и отложилось где-то в полушариях так же , как и у правшей.

3.   Рукоделие. Так как рукоделию я научилась не с рождения, а в сознательном возрасте, то вот что получилось:

- вяжу на спицах обычно, как правши,

- вяжу крючком правой рукой,

-  вяжу челночками кружево фриволите правой рукой,

- при шитье на швейной машине материал я контролирую левой рукой.  Кстати у меня такое впечатление, что современная форма швейной машины больше приспособлена для левшей, чем для правшей.Ведь у ручной машинки правой рукой надо было крутить маховик, а левой направлять ткань. Так это перешло и на электромашины!

Специально перед  публикацей я  попробовала вязать крючком и держать челночек фриволите в левой руке.

До этого  никогда не делала это   - и в принципе левая рука делает правильные движения, нет судороги мышц.

Но только вот не получается образное мышление - как связать узор , все -  в зеркальном отражении и это очень непривычно!  И, если поставить цель, думаю, что заниматься таким рукоделием левой рукой можно научиться!

                     

                                                                                                       

4.   Так как работе за компьютером я тоже научилась во взрослом возрасте, то работать левой или правой рукой - мне без разницы. Помню, в одном проектном институте рабочее место было оборудовано так, что держать мышку левой рукой было удобнее, чем правой, что я и делала.

А ведь это - работа в архитектурных трехмерных программах, где создаешь и рабочие чертежи, и трехмерные модели сооружений . Точность построения должна быть безукоризненной.

5.  Так же и, когда училась в ВУЗе. Если на занятиях живописью не было возможности рядом с мольбертом поставить табуреточку с палитрой справа, то я живописала левой рукой - здесь тоже была полная взаимозаменяемость.

Таким образом, я адаптировалась к тем нормативым, которое установила цивилизация. А ведь наше общество по своей идее является правосторонним, это философия жизни.

Я приспособилась, вроде бы это хорошо, но имеются ряд проблем, которые по-видимому и связаны с тем, что где-то все- таки ущемлены мои леворукие инстинкты.

Вот пример.

1.  Когда я сажусь в авто, руки на руле  инстинктивно располагаются так, что правая рука выше левой. То есть я в состоянии "поворота налево" всегда. В пробке или на светофоре сознание это видит, я ставлю руки ровно. Но, во время движения опять появляется это положение - как будто я вот-вот начну левый поворот....

2. Зимой езжу кататься на горных лыжах. "Черные трассы" не люблю, но бывает, что без вариантов - другой дороги нет.

Для меня главное на черной трессе - ни в коем случае не останавливаться!!!  Только двигаться!  Но....

На незнакомой трассе, где-то на 3-м или 4-м повороте, когда правая нога  - опорная и нужно войти в поворот, на самом крутом месте я останавливаюсь! Правая нога не подчиняется воле и отказывается начать движение!

Друзья, ждущие меня внизу,  думают, что мне страшно. Но я столько лет катаюсь! Это не страх а просто ступор, мышцы правой ноги не подчиняются приказам сверху!

Чтобы я совсем не оцепенела, приходится "соскальзыванием" переместиться несколько десятков метров, когда уклон рельефа чуть поменяется - происходит разблокировка сознания и я опять начинаю движение. Никогда у меня такого не бывает, когда опорная нога в повороте - левая!

3.   Однажды очень сильно разболелась левая нога. До  хромоты, но только при хотьбе. При посещении ортопеда выяснилось, что корпус моего тела спиралевидно закрутился в левую сторону. От этого центр тяжести сместился налево, произошла перегрузка ноги и ненужные напряжения. На лечебной гимнастике тренер постепенно снял напряжение тех мышц, которые винтом завернули меня налево и мой центр тяжести встал на место! Я делала специальные упражнения.

Анализируя такие "сюрпризы", я пришла к выводу, что это - реакция человека, левши по рождению на то, что я  в своих действиях и телодвижениях слишком далеко ушла направо.

И таким инстиктивным способом мой организм хочет вернуть какое-то внутреннее равновесие, силой выворачивая меня налево, чтобы в природе была гармония!!!

Но все это - цветочки, по сравнению с теми "сюрпризами", с которыми сталкиваются "скрытые левши"! То есть они сами не знают, что они левши и в далеком детстве это у них было задавлено.Вот им-то действительно не позавидуешь! Много случаев описано в Интернете.

Ну и последнее: согласно статистике ( см. выше), нас - переученных или "мозаичных" левшей - больше, чем правшей!

И гораздо больше, чем настоящих, истинных левшей!

P.S. Вспомнила, что где-то читала: в профессии, связанные с определенным риском и принятием экстренных решений, например, летчик -  не рекомендуется идти переученным левшам.

Дело в том, что когда нужна мгновенная реакция и необходимо принять решение или действия в доли секунды, правша и настоящий левша делают это на подсознании быстро, без колебаний! А вот у переученного левши сигнал о принятии решения кидается из одного полушария мозга в другое, а время тикает....

www.livemaster.ru

Почему нельзя переучивать левшей?

Недавнее исследование ученых показало, что на сотню человек приходится приблизительно 2-4 левши, причем больше их именно среди мужчин.

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

- Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?- Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?- Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?- Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.

Художники:

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

interesno.cc

Проблемы переучивания

Мы неоднократно упоминали о том, что переучивание леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: “Я знаю переученного левшу — ничего особенного с ним не произошло” или “Меня переучили, ничего страшного”. Хотим вернуть вас к письму, которое мы уже цитировали вначале. Наша героиня внешне вполне благополучна, она закончила институт, работает преподавателем английского языка. Но это человек, который прожил жизнь “с огромным чувством вины... непонятной, но постоянной вины за то, что часто плачу, за то, что слишком ранимая... за то, что нитки сматываю “по-турецки” и белье выжимаю “не как все люди”... на правой руке у меня был писчий спазм — кисть, пальцы горели огнем, рука не могла писать”. Это пример того, как даже внешне благополучная ситуация трагична по сути.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Быстро замечают леворукость малыша в семьях, где это наследственное явление. Чаще всего именно в этих семьях тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы.

Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят оградить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе.

Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не ладятся, — пока не догадаются посоветоваться со специалистами.

Вите 8 лет. Он учится во втором классе. Пишет плохо, очень медленно, ряд букв — с зеркальным отражением. Трудности письма начались с самого первого дня. Во втором классе прибавилось большое количество ошибок (пропуски, замены), почерк стал еще хуже. И трудности уже не только с письмом, но и с чтением... Тестирование показало: Витя — типичный левша, да и папа у него леворукий, тоже переученный. Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке. Но даже сейчас, при тестировании, выполненные левой рукой линии были более точными, ровными. Все движения левой рукой выполнялись без затруднений, а правой — напряженно и тяжело. Учительница не знала, что Витя левша, и считала причиной трудностей “нежелание, неусидчивость” ребенка. Мама тоже не связывала состояние ребенка и трудности обучения с переучиванием. Самочувствие ребенка было неважным: подавленное настроение, повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность — все признаки невроза.

Конечно, переучивать Витю вторично сейчас нельзя, иначе ему придется осваивать письмо заново, а это может кончиться серьезным заболеванием. В нашей практике было несколько таких случаев.

До школы леворукого Дениса переучивали писать правой рукой, а столкнувшись в школе со значительными трудностями, уже во втором классе решили вновь сменить руку. По мнению родителей и учительницы, это был последний шанс: речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу. Никому не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться с психологом. Решили действовать на свой страх и риск И в один прекрасный день велели Денису взять ручку в левую руку и писать только левой. И тут начались новые проблемы: у ребенка появилась дрожь в руке, когда он брал ручку, чтобы писать. Пробовали давать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать невозможно. Пробовали вместо ручки давать фломастер — то же самое, карандаш — совершенно спокойно! Именно это вызывало гнев и раздражение матери, абсолютно уверенной, что ребенок “притворяется”, “делает все специально”, “просто безобразничает”. Денис и раньше был плаксивым, раздражительным, неусидчивым, жаловался на усталость, головные боли, а теперь раздражительность усилилась, появилось ночное недержание мочи, при каждой очередной попытке письма ему стало судорогой сводить пальцы. Только тогда родители обратились за помощью к специалистам. К сожалению, время для педагогической коррекции было упущено, ребенку требовалось серьезное лечение, так как у него тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. Повторная смена руки стала основной причиной его возникновения. Лечили мальчика долго, почти целый год. Мы наблюдали за ним до седьмого класса писал он все-таки правой рукой — плохо, медленно, а когда сильно уставал или нервничал, буквы превращались в каракули.

Этот грустный пример — иллюстрация неправильной тактики обучения и отношения к леворукому ребенку.

Именно поэтому мы не рекомендовали вновь переучивать Витю. Ради сохранения здоровья теперь придется смириться с неважным качеством почерка, а остальные показатели успеваемости улучшатся, как только нормализуется его состояние.Вопрос о “смене руки” может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни!

Вот один такой случай. Мама шестилетней первоклассницы Шуры обратилась к нам в октябре. Шура с большим трудом осваивала буквы, многие из них писала с трудом, а некоторые “задом наперед” Девочка скованна, при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку и держит ее неправильно Нет ни одной ровной линии; сильно нарушены и пропорции букв. В то же время на доске мелом пишет левой рукой — и получается неплохо. На Шурину леворукость обратили внимание очень рано: в семье лево-рукие и мама, и папа. Папа все делает левой рукой, но пишет правой; а мама все делает правой рукой, но ее долго и трудно переучивали. Помня о своих собственных трудностях, мама требовала, чтобы девочка действовала только правой рукой, даже наказывала за непослушание. Годам к пяти Шура привыкла работать правой; но уже при тестировании стало ясно — качество различных двигательных действий левой рукой лучше. А вот качество письма оказалось одинаковым при работе и правой, и левой рукой (но писать-то ее учили не левой, а правой!). Так как навык письма еще не сформировался, не поздно было сменить руку. Поначалу необученность левой руки сказывалась, но постепенно все наладилось.

Виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны. Мы остановимся на них более подробно для того, чтобы вы представляли реальные последствия переучивания и опасность не казалась надуманной. В любом из этих случаев требуется лечение и постоянное наблюдение врача.

Симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем пробудить их внимание очень трудно; зато возникает двигательная расторможен-ность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. А повторное переписывание только ухудшает результаты!

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно часто леворуких детей беспокоят школьные страхи — перед неудачами, перед письменными работами. Дети считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей. Им снится, будто их душат тетрадки; они боятся снов, в которых в преувеличенном виде повторяются дневные неприятности. Утром они встают вялыми, капризными...

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, как правило, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это плохо удается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. А если еще и учитель требует писать правой рукой и снижает оценки за качество письма и за медлительность, у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности.

У переученных детей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез;

но незадачи могут быть и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности... Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться — образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача.

У переученных левшей может появиться и невротическое заикание; оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в привычной домашней обстановке оно обычно слабеет. Заикание может сочетаться со страхами, энуре-зом,тиками.

Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. “Глупости” закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами...

Суммируя сказанное, выделим основные признаки невроза у переученных левшей: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; страхи; энурез; заикание; тики, навязчивые движения; повышенная возбудимость, раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное бес-покойство; вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка (тем более переученного левши), не ждите, что все пройдет само собой, не занимайтесь его лечением сами — обязательно обратитесь за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И конечно, необходима совместная согласованная работа родителей и воспитателя. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.

www.child-psy.ru

Почему нельзя переучивать левшей?

Недавнее исследование ученых показало, что на сотню человек приходится приблизительно 2-4 левши, причем больше их именно среди мужчин.

 

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делаетПытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

- Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?- Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?- Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?- Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленькихВесь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.Художники:Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

budprost.xyz

Не переучивайте левшу! Часть 1

В каждом детском саду, в каждой школе есть дети с недостатками речи, с заиканием, а для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные сады и школы.

В чем же дело? Неужели нарушения речи у детей нельзя предупредить, как предупреждают многие другие заболевания? Ведь это мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, ограничивает его в выборе интересной специальности, порождает комплекс неполноценности.

Уверяю вас, многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте. Но для этого надо знать причину их возникновения.

Одна из скрытых причин неуспеваемости в школе.

Андрюша и Таня — брат и сестра, погодки. Родители решили отдать их в школу одновременно. Но вот что удивительно: пятилетняя Таня вполне прилично для своего возраста читает и пишет, а Андрюша, которому шесть лет, никак не может освоить ни чтение, ни письмо, неправильно произносит некоторые звуки. Андрюша — хрупкий, плаксивый, немного неуклюжий ребёнок, ему нередко достаётся от сверстников. Через год идти в первый класс, а он совершенно не готов к этому. Возможно, мальчика ожидала бы судьба двоечника, если бы родители вовремя не обратились к логопеду.

Многолетний опыт работы — как со взрослыми, потерявшими речь после инсульта, так и с детьми — подсказал мне, что мальчик, скорее всего, левша. Убеждаюсь в этом с помощью несложных тестов.

Затем спрашиваю маму, не левша ли её сын? Да, подтверждает мама, в раннем детстве он предпочитал всё делать левой рукой, однако она его переучила.

А вот другой пример. Ко мне обратилась за помощью мама восьмилетнего мальчика. При достаточно высоком интеллекте ребёнок постоянно получал двойки из-за того, что очень плохо и медленно читал, а также писал с невообразимыми ошибками: пропускал или переставлял буквы, слоги, не всегда чувствовал границы слов, писал их слитно (особенно слова с предлогами). Когда же дело доходило до чтения на скорость, мальчик от волнения начинал заикаться. В результате первый класс он закончил с большим трудом и лишь условно был переведён во второй.

Третий пример. Мама и папа привели на консультацию мальчика, дважды остававшегося на второй год в первом и втором классах, после чего его перевели в школу для детей с нарушениями речи. При неплохом интеллекте мальчик начал говорить в четыре года. В раннем детстве был любознателен, подвижен, несмотря на плохую координацию движений в быту и в игре (неловко брал ложку, вилку, неудачно бросал мяч и т. п.); очень любил слушать, когда ему читали сказки, басни, знал немало стихотворений. Поступив в школу для детей с нарушениями речи, мальчик одинаково неловко рисовал и писал, то и дело перекладывая карандаш из одной руки в другую. С трудом давался ему и счёт в пределах десяти (стесняясь, тайком он обращался к пересчёту пальцев на руках). Были сложности и с чтением. И всё это при довольно обширном объёме воспринятых на слух знаний: родители (научныесотрудники) читали сыну всё интересное, вплоть до энциклопедии для начальной школы.

При первом же общении с родителями выяснилось, что они оба левши, хорошо владеющие правой рукой и обучавшие сына буквально с пелёнок владению правой рукой. А мальчик был упорным левшой.

Во время обследования он с интересом решал интеллектуальные тесты, соответствующие его возрасту. Но активность мальчика мгновенно исчезла, как только я предложила ему написать несложные (из трёх-четырёхслов) предложения, а затем прочитать текст из „Книги для чтения“ для первого класса и решить несколько арифметических примеров в пределах от 1 до 20. Потекли слёзы, и мама увела сына погулять, а отец в отсутствие мальчика извлёк из портфеля множество тетрадей, пестревших сплошными красными двойками.

Было над чем подумать, и не только над двойками, которые сами по себе отбивали у ребёнка желание учиться, но и над невероятным обилием самых неожиданных ошибок необычного школьника. Тетради я взяла для изучения ошибок, а вернувшегося ученика попыталась расположить к себе, расспросив его, что он умеет и любит делать. Оказалось, его неловкие в письме руки неплохо исполняют несложные музыкальные пьески на пианино, мастерскичто-то выпиливают лобзиком. …И вдруг мальчик, улыбаясь, заговорил со мной на каком-то непонятном языке. Я удивилась, тогда он взял книгу и начал по ней читать справа налево! А затем — то слева направо, то справа налево. Читает и хохочет, радуясь моему недоумению.

Так вот в чём дело! Редко упоминаемый в научной литературе феномен Леонардо да Винчи: спонтанно возникающее умение левшей писать справа налево, зеркально, и произносить не только слова, но и целые фразы „шиворот-навыворот“. Возможности нашего мозга удивительны!

Пользуясь навыками сложного зеркального письма, Леонардо да Винчи зашифровал на несколько веков свои технические изобретения. Одновременно работая левой и правой рукой, он одной чертил, а другой писал поверх чертежа. Но то был гений! А тут несчастный ребёнок, запутавшийся между своим ведущим левым глазом, читающим справа налево, и формируемыми в школе навыками письма слева направо! Хорошо, что у него оказались такие ищущие истину родители, а то ведь отбить желание учиться немудрено.

Без вины виноватые

Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка брёвен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце „шеренги“ на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Мало того, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности, чуть ли не уродством. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребёнка между своим и его телом, туго пеленали её, не подозревая, насколько вредны такие действия.

Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем „левизна“ помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке — всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.

К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои плоды. Отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно купить различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. На заводах и фабриках есть станки для леворуких. У нас пока этого нет, но отрадно уже то, что педагоги да и многие родители понимают: „левизна“ — это не каприз и не упрямство ребёнка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребёнок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.

Почему левша? Загадки и отгадки

Преимущественное использование одной части тела по сравнению с другой характерно для человека, гориллы и шимпанзе (однако недавно зоологи, изучавшие ворон, обитающих на острове Новая Каледония, установили, что для этих птиц тоже характерно правшество и левшество: превращая листья в подсобный инструмент для добычи насекомых, вороны гораздо чаще используют правую сторону клюва, нежели левую; по моим наблюдениям, кошки, играя с пойманной мышью, подбрасывают её чаще правой лапой, чем левой, смею предположить, что им тоже свойственно правшество и левшество).

Существует точка зрения, что преимущество правой руки оформилось с обретением человеком речи. Человек заговорил, и усилилась активность того полушария мозга, которое управляет правой стороной тела.

Одна из первых серьёзных работ по леворукости была опубликована в Лондоне в 1905 году. Её автор английский офтальмолог и невропатолог, доктор медицины Джон Джексон придерживался социальной теории леворукости. Он считал, что это — результат привычки, а, значит, всех детей-левшей надо учить пользоваться обеими руками попеременно.

Исследование мозга леворуких и праворуких индивидуумов провёл в 1871 году английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека. Впрочем, некоторые современные учёные считают, что анатомические различия мозга праворуких и леворуких не столь значительны, чтобы объяснить разницу функций правого и левого полушарий и выбор ведущей (рабочей) руки.

Точного объяснения природы леворукости учёные пока не выдвинули.

Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие — находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.

Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Так, если оба родителя правши, вероятность рождения у нихребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребёнок родится с вероятностью 46%.

У правши речевое, а точнее — речемыслительное полушарие — левое, у левши — правое. Лобная доля планирует речевое высказывание; передние отделы теменной доли ответственны за все артикуляционные навыки; задние отделы теменной доли помогают различать сложные лексические единицы, понимать многозначность слов; височная доля отвечает за слуховое восприятие, контролирует речь говорящего, хранит информацию об услышанном; затылочная доля принимает, перерабатывает и хранит в своей памяти кодовые знаковые системы — алфавиты, математические, дорожные знаки и т. п.

Наш мозг воспринимает тело совсем не так, как мы: в первую очередь в нём уделяется место тем органам, которые нуждаются в координации. Исходя из этого ладонь, пальцы (особеннобольшие), плечи, губы, язык и ноги приобретают значительные размеры. Остальные части соответственно „сжимаются“. Такую искажённую картинку — с увеличенными или уменьшенными частями тела — мы видим на схеме соматотопической проекции в коре головного мозга. (Схемаразработана канадским нейрохирургом У. Пенфильдом в 40-х годах прошлого века).

Правши и левши, абсолютные и парциальные

Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.

Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, — примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении — зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т. п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п.

У абсолютных левшей (их в среднем8–10%) — всё наоборот.

Остальные 48–50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменнаяи лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке — правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки рукости могут не совпадать тесты на „пальцы рук в замке“ и „позу Наполеона“. Такая мозаика доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.

Как показал мой сорокалетний опыт работы со взрослыми, перенёсшими инсульт или травму головного мозга, речь у парциальных левшей восстанавливается значительно лучше, чем у абсолютных правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга.

„Наука и жизнь“

Продолжение - http://psy-unic.livejournal.com/57842.html

psy-unic.livejournal.com

Переучивать ли левшу?

Левши, это в некоторой степени уникальные ребята, примерно как зеленоглазые и рыжие люди. В среднем, по статистике, у 6-14% людей левая рука является ведущей.

Левши отдают предпочтение левой руке практически во всех видах деятельности, письмо, готовка пищи, выполнение работы связанной с профессиональной деятельностью. Но главное отличие между правшой и левшой заключается далеко не только в том, какой руке человек больше «доверяет», а главная особенность заключается в том, что мозг левши работает несколько иначе. У них доминирует правое полушарие, «творческое», в то время как у правши напротив левое, рациональное.

Леворукость, причины лежащие в основе леворукости

Принято выделять четыре наиболее объективные причины:
  • Генетическая особенность. То есть природная, физиологически обусловленная леворукость. Научно обосновано, что по наследству мы перенимаем не только цвет глаз и волос, но и доминирование левого или правого полушарий. Более того ученые скрупулезно подсчитали, что при условии леворукости обоих родителей вероятность рождения ребенка левши возрастает до 47%. А так же большой процент левшей рождается у матерей, решившихся на материнство после 30.
  • Родовые травмы, патологии беременности. Родовые травмы часто попадают в списки причин тех или иных отклонений, сложно предугадать как потом откликнутся в развитии тяжелые роды. Поэтому леворукость здесь не исключение, а также возможны задержки в речевом и психическом развитии.
  • Вынужденная леворукость. Объясняется травмами разной этиологии правой руки в детстве, вследствие чего ребенок «переходит» на левую руку.
  • Подражание. Нередко ребенок подражает за кем-то из родителей, или за другим близким человеком, который пользуется авторитетом перед ребенком. В результате леворукость становится привычкой и ребенку уже сложно определить насколько это «искренняя» леворукость.

Тест на леворукость

Как правило, этот тест проводят в возрасте 5 лет. Не совсем корректно записывать ребенка в левши основываясь только на том, что ребенок кушает или рисует левой рукой. Говорить с уверенностью, что ребенок действительно левша можно после того, как выяснится «главные» глаз и ухо.

Тест очень прост в исполнении. Ребенку предлагается взять обеими руками какой-то звучащий предмет, это могут быть часики, ракушка, и послушать. Выбранное для «прослушивания» ушко и есть ведущее.

Похожим способом проверяется «ведущий» глаз. Ребенку предлагается импровизированная подзорная труба, скрученная из бумаги. И ребенку, опять же, держа ее двумя руками нужно поднести к глазику и посмотреть на какой-то предмет.

Этот тест хороший помощник, но имеет определенную погрешность. Например, если у ребенка плохое зрение и какой-то глаз видит лучше, а какой-то хуже. Соответственно ребенок поднесет «трубу» к глазу, который видит лучше.

Несколько слов в защиту левшей

В СССР широко было распространено мнение, что левшу нужно переучивать писать правой рукой. Со временем стало ясно, что этот метод имеет множество побочных эффектов и начиная с 1986 года на законодательном уровне было запрещено переучивать этих деток.

Психологами выделяются некоторые характерные черты характера левшей. Такие как: доверчивость, открытость, искренность, художественная одаренность, исключительный музыкальный слух и особый взгляд на прекрасное.

Последствия переучивания левши

Переучивание левши это совершенно неблагодарный труд. Происходит оно лишь формально, даже если вы научите ребенка писать или кушать правой рукой, вы все равно не сможете поломать природу ребенка и изменить ведущее полушарие.

Зайдите ради интереса на форум переученных левшей и почитайте с полчасика отзывы этих людей о своих учителях, логопедах и вообще о самой идее переучивания их с левши на правшу. Самое безобидное и присутствующее практически у всех «переучек» это кошмарный почерк, частичная дезориентация в пространстве (нужно время определить где лево-право, который час на часах со стрелками и т.д.).

Кроме этого возможны такие последствия как:

  • заикание;
  • энурез;
  • ухудшение зрения;
  • разные расстройства сна;
  • нарушения письменной и устной речи такие как дисграфия и дислексия;
  • отставание в учебе.

И все эти трудности в жизни ребенка создаются искусственно, поскольку перед ребенком встает дополнительный барьер, взять который не так то и просто.

Несколько лет назад, на курсах повышения квалификации, нам дали интересное упражнение. Целью его было показать педагогам, работающим с аутистами, что мозг аутистов работает несколько иначе. На мой взгляд это упражнение может наглядно показать взрослому как ребенку приходится «ломать» себя, вынуждая себя писать правой рукой.

Суть задания вот в чем: поставьте перед собой зеркало и лист бумаги и неглядя на бумагу, смотря только в зеркало напишите фразу, скажем например, переучивать левшу плохая затея! Написанное должно быть читабельным в зеркале, иметь правильный наклон и иметь красивый почерк!

Помощь левше

Ведущую левую руку ребенка следует развивать в той же мере, как если бы это был ребенок правша. В процессе обучения лучше опираться на образное мышление. Чтоб ребенок быстрее запомнил буквы ассоциативно связывать образ буквы с каким-то предметом. Например, «Х» как открытые ножницы, «Е» похожа на грабли, «Ш» похожа на вилы, «М» как перевернутая гармошка. Словом, на что вам хватит фантазии, с тем и сравнивайте буквы и цифры.

Соответствующим образом нужно организовать рабочее место левши. Источник света должен находиться справа, сосед по парте в школе должен сидеть справа, сидеть ребенку в классе лучше в правом или среднем ряду, чтоб источники информации (доска и учитель) приходились на ведущий глаз и ухо.

Канцтовары для левшей

Мы живем во время, когда был бы спрос, а предложения предоставим. Производители с большим ажиотажем берутся производить канцтовары на любой вкус. Для левшей производят линейки с зеркальным отображением цифр, точилки, ножницы с лезвием направленным в другую сторону, специальные ручки. От них не отстают и другие производители, существуют компьютерные мышки и даже музыкальные инструменты для левши.

Хочется отметить, что леворукость сама по себе не беда, ребенок может адаптироваться и хорошо себя чувствовать и в садике, и в школе, и в институте… Проблемы могут возникнуть по неграмотности родителей, которые руководствуются не пойми чем, переучивая детей с левши на правшу. Многие гении, вошедшие в историю были левшами. Например, великий русский поэт, исключительный в своем роде А. С. Пушкин был левшой. Л. Н. Толстой, Николай Лесков, Марк Твен тоже отдавали предпочтение левой руке. Поэтому, уважаемые родители, хорошо взвесьте все «за» и «против».

Видео «Стоит ли переучивать левшу?»

logoped24.com


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность