Логопед: особенности работы логопеда-дефектолога. Педагог логопед это


Логопед врач или педагог для развития речи ребенка и взрослого

 

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о логопедии и логопедах.

Загадочный специалист логопед

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто?  Логопед — врач?  Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим  есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что дефектолог — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги и тифлопедагоги. Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “коррекционный психолог”, дефектолог — он же и коррекционный педагог. И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но ... не хочет или балуется.  Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия, если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко, но это не их случай, они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный, но часто не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере.  В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков, многие удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и  исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи, а также могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3  книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом,  когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят, но так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда, он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить, они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься,  если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания  вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает»... логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка, у них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие, многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома».  То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления, размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

 

 

 

 

marilina.ru

Врач Логопед: особенности специальности, советы врача

В процессе учебы будущий медик осваивает множество дисциплин, неведомых ранее. Правильно выражать свои мысли, говорить отчетливо и понятно для всех, на самом деле, очень сложная задача. Эти простые действия требуют скоординированной работы нервной системы, слухового анализатора, мышц и голосовых связок. Когда появляются проблемы, особенно в детском возрасте, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до торможения умственного развития. Поэтому проблемой с речью должен заниматься опытный логопед.

Кто такой логопед

Логопед помогает детям преодолеть проблемы с речью (фото: www.dity.te.ua)

Логопед (логос – от греческого «слово», пед – «учить») – это доктор, который учит человека правильно разговаривать, высказывать свои мысли, борется с дефектами речи.

Специалист занимается устранением различных дефектов речи у детей и взрослых. Логопед должен обладать следующими качествами:

  • отзывчивость;
  • высокая эрудиция;
  • знание языка на высоком уровне;
  • должны отсутствовать любые дефекты в произношении слов;
  • уметь слушать пациента, не зависимо от уровня развития – будь то ребенок или взрослый;
  • усидчивость;
  • уделять большое внимание общению и устранению психологической травмы у ребенка или взрослого;
  • врач должен любить детей, так как именно эта возрастная группа больше всего страдает от дефектов речи.

К проблеме каждого пациента нужно подходить творчески и очень скрупулезно. Много времени следует потратить на построение контакта между врачом и пациентом. Специалист использует следующие методы в работе:

  • постоянное повторение слов, фраз, предложений в игровой форме;
  • изучение на память простых и сложных слов;
  • упражнения, повышающие внимание;
  • построение логической цепочки между предложениями;
  • создание ассоциаций для лучшего запоминания слов;
  • упражнения, заставляющие пациентов добавлять необходимые предложения в текст, написание писем;
  • чтение вслух на занятиях и дома;
  • дыхательная гимнастика;
  • выступление перед аудиторией, чтобы преодолеть страх и волнение;
  • прослушивание большого количества песен, фильмов, сказок с простыми словами.

Большое значение в избавлении от дефекта речи имеет время, потраченное на занятия. Чем дольше и интенсивнее занимается человек, тем лучше будет результат.

Какие заболевания лечит логопед

Проблемы с речью можно выявить уже в первый период жизни ребенка. С 1-2 лет малыш должен издавать характерные звуки для конкретного периода жизни. Если родители замечают, что звуки непонятные или вовсе отсутствуют, или ребенок не отзывается на имя, нужно немедленно обратиться к врачу.

Логопед-дефектолог занимается устранением следующих заболеваний:

  • афония – это отсутствие произношения звуков, когда пациент хочет разговаривать, создает в уме предложения, но не может их произнести;
  • дисфония характеризуется нарушенным произношением звуков. Голос человека становится охриплым, осиплым, говорить приходится шепотом;
  • дислалия возникает, когда ребенок не выговаривает определенные звуки, например, звук «р», «ш», «щ»;
  • логоневроз – это произношение саккадированой речи. Иными словами, заикание. Причинами такого дефекта могут стать травмы головы, перенесенный в прошлом страх, испуг или стресс;
  • тахилалия и брадилалия – состояние, когда нарушается скорость произношения слов;
  • дислексия связана с трудностями в чтении и правописании, проблемами с грамотностью и математикой, вниманием;
  • ринолалия, или гнусавость;
  • нарушение слуха, всегда приводит к проблемам с речью. Чем раньше пропал слух, тем тяжелее восстановить речь;
  • послеоперационные проблемы с произношением звуков.

В случае, когда проблема с речью связана с травмами, операциями, проблемами со слухом, логопед работает совместно с нейрохирургами, ЛОР-врачами, психотерапевтами.

Причины появления проблем с речью

Врач проводит занятия для детей в игровой форме (фото: www.i-logoped.ru)

Нарушения речи возникают вследствие следующих причин:

  • наследственность. Если родители не выговаривают звуки «р», «щ», шепелявят – очень большой процент появления такой же проблемы и у детей;
  • травмы во время родов. Повреждение головного мозга при родах. Использованием врачами акушерских щипцов, вакуум-экстрактора часто сказываются на здоровье ребенка. Возможно появление не только проблем с речью, но и угрожающих жизни состояний;
  • ДЦП (детский церебральный паралич) поражает нервные волокна, и мышцы. Часто такие дети страдают нарушением речи и умственной отсталостью;
  • травмы головы опасны образованием гематомы внутри черепа, что требует немедленной операции. После такой манипуляции появляются остаточные явления, нередко заикание, замедление речи, потеря памяти;
  • средний отит, неврит слухового нерва резко ухудшают слух. Вследствие этого у взрослых и детей появляются трудности со звукообразованием. Они не слышат себя. Из-за этого нарушена обработка информации в мозгу, и пациент начинает терять нормальную речь;
  • врожденная глухонемота может быть вызвана приемом матерью токсических таблеток, антибиотиков, вирусными заболеваниями во время беременности. Такие пациенты трудно поддаются лечению;
  • операции на гортани при онкологии часто заканчиваются полным удалением этого органа. Отсутствие голосовых связок сводит на нет возобновление возможности говорить. Но занимаясь с логопедом, можно тренировать пищеводное образование звуков. Для этого нужно поменять тип дыхания и приложить много усилий и времени;
  • стресс, внезапное ощущение страха может спровоцировать появление заикания;
  • короткая уздечка языка может слегка нарушить произношение звуков в детстве, но по мере роста пациента дефект становится заметнее и бороться с ним тяжелее;
  • инсульт провоцирует появление паралича лица, языка, как следствие искажение речи.

Для достижения результата пациент и логопед должны потратить немало усилий и времени. Важное место в этом длительном процессе занимает поддержка родственников, положительные эмоции и мотивация.

Когда нужно обращаться к логопеду с ребенком

Чем раньше обратиться к логопеду, тем лучше будет результат для ребенка (фото: www.reacenter.ru)

Бывают родители, которые не замечают проблем со здоровьем у своих детей. Особенно часто так случается у первенцев, когда у отца и матери не было предыдущего опыта в воспитании ребенка.

К логопеду нужно обращаться в следующих случаях:

  • знакомые и родственники замечают отсутствие реакции ребенка на имя и звуки;
  • дитя, когда уже начинает говорить слова и предложения, не выговаривает некоторые звуки;
  • если у ребенка короткая уздечка языка, которая должна быть надрезана врачом;
  • когда дети не разговаривают до 3-5 лет или говорят только слогами;
  • неправильное строение речи в школьном возрасте, перепутывание слов, значений;
  • медленная или быстрая речь, непонятная для окружающих;
  • после перенесенных операций на языке, глотке, голосовых связках, гортани;
  • ДЦП.

Родителям следует знать некоторые особенности развития речи в детском возрасте:

  • издавать первые звуки ребенок начинает в 6-10 месяцев.
  • на первом году жизни малыш должен четко выговаривать некоторые звуки, первые слоги, понимать незамысловатые просьбы родителей;
  • в полтора года от роду ребенок уже должен говорить «папа» и «мама»;
  • в два года дитя четко выговаривает некоторые легкие слова и имена: «Аня», «я», «ты», «мы». Также понимает указания и просьбы мамы;
  • до трех лет малышу понятно много общих значений, он может указать, где находится стол, что такое мяч, диван, кружка, посчитать до 10, знает свою фамилию;
  • в 4 годика ребенок слушает сказки, может указать и назвать много бытовых предметов, имена родственников, учит коротенькие стихи.

При возникновении малейшей проблемы, лучше обратиться к логопеду сразу же. В детском возрасте промедление на пару месяцев может сыграть злую шутку и отразиться на дальнейшем здоровье.

Когда взрослые идут за помощью к логопеду

Заставить взрослого человека прийти к логопеду-дефектологу очень трудно. Обычно в этом возрасте уже произошли необратимые изменения, которые трудно поддаются лечению. Но никогда не нужно отчаиваться, всегда есть шанс улучшить речь и обрести уверенность в себе.

Помощь логопеда взрослому человеку необходима в таких случаях:

  • перенесенные операции на голосовых связках, если возникает осиплость голоса, вовсе пропадает способность говорить;
  • остаточные явления после инсульта и черепно-мозговой травмы;
  • состояние после удаления гортани, когда полностью отсутствует возможность говорить;
  • заикание;
  • невозможность выговорить некоторые звуки;
  • невнятная, быстрая или медленная речь, когда человеку требуется пребывать среди большого количества людей (певцы, ведущие, актеры, руководители предприятий, политики).

В таких случаях логопеды используют различные методики. Для избавления от проблем с речью подходят иглоукалывание, вырабатывание пищеводного дыхания при удалении гортани, физиотерапия, рефлексотерапия.

Стоит отметить, что взрослым намного тяжелее избавиться от неуверенной речи, волнения и голосовых дефектов. Но логопед-дефектолог может предложить новые методики, используя которые, можно забыть о проблемах с речью.

Какие обследования назначает логопед

Обследования у логопеда специфические. Не обязательно сдавать анализы крови и биохимию для того, чтобы определить наличие проблем с речью.

Специалист, при осмотре ребенка, имеет свой план по изучению возможных проблем у малыша. Диагностическая программа состоит в следующем:

  • осмотр ротовой полости ребенка. При этом можно обнаружить короткую уздечку, патологию язычка, верхнего неба. Иногда возможны проблемы с носом, искривление перегородки, аденоиды;
  • ребенку дают возможность поиграть, прислушиваются к речи;
  • проверка слуха и внимания. Малышу дают звонкие игрушки и изучают реакцию. Шепотом говорят некоторые команды, просьбы и отмечают реакцию;
  • определяют зрительное внимание, показывая различные цветные картинки, игрушки;
  • умственные способности проверяют, предлагая ребенку посчитать количество игрушек, предметов, определить пору года, вспомнить название деревьев;
  • изучают понимание речи других людей. Врач поручает ребенку простые задания и смотрит за выполнением;
  • если ребенок учится в школе, то проверяют знание алфавита, сложных словосочетаний, тяжелых звуков и слогов;
  • проверка качества чтения, быстроты и внятности производимых звуков.

Проблема с взрослыми состоит в том, что за многие годы дефект речи лишь укрепился и побороть в себе эту проблему человеку очень трудно. Занятия должны проходить ежедневно, к тому же пациент должен самостоятельно заниматься дома. Только в таком случае можно побороть неуверенность и устранить дефект речи.

Что советует логопед-дефектолог родителям

Врачи советуют не избегать вопросов детей, больше общаться с ребенком (фото: www.dymuch.lviv.ua)

Ребенок будет правильно и всесторонне развиваться тогда, когда будет находиться в хорошем социальном и речевом окружении, получит образование и надлежащее воспитание с первых лет жизни.

Логопед дает следующие советы родителям:

  • часто разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы;
  • читать сказки, книги, образовательные журналы вместе с детьми;
  • на прогулке находить интересные предметы, значение которых ребенок не знает. Рассказывать о них;
  • говорить литературным языком, избегать употребления плохих слов;
  • задавайте вопросы правильно, например: «Что ты делаешь, а не что делаешь?»;
  • попросить ребенка, чтобы он описал предмет, слово, игру своими словами. Поправлять в случае неверного произношения;
  • ежедневно изучать по пару новых слов. Например, части тела, предметы вокруг себя.

Как только родители заметят, какой-либо дефект речи, следует немедленно обратиться к логопеду за помощью.

simptomyinfo.ru

Логопед - педагог, а не врач - Развитие ребёнка

Между прочим, это очень распространенное заблуждение. Видимо, порождается оно тем, что логопеды ведут прием в поликлинике и носят белый халат (иногда). А еще они делают особый массаж с помощью специального инструмента – логопедического зонда. Тем не менее, обманываться не стоит. Логопед – педагог по образованию.

Объясню, почему это принципиально. Логопед не ставит медицинские диагнозы, не определяет причины нарушений речи. Его задача – выяснить, в чем заключается речевая проблема (например, ребенок не выговаривает какие-либо звуки, не различает фонемы и т. п.) и предлагает свои методы коррекции, не учитывая возможной патологии нервной системы. На взгляд логопеда нарушение речи обусловлено либо неправильным научением, либо некорректным использованием навыка артикуляции (произношения), поэтому большое внимание уделяется тренировке. Также логопеды считают крайне вредными различные анатомические особенности: аномалии прикуса, короткую уздечку, маленький язык или толстые губы, хотя научных  доказательств тому пока нет. Кроме того, важен тонус языка, при отклонении от нормы показан тот самый логопедический массаж, к которому ребенок относится, как правило, с большущим негативом.

Между тем, нарушения речи могут быть проявлением заболевания, и встречается это довольно часто, поэтому занятий с логопедом для успешного лечения явно недостаточно. Обязательно нужна консультация детского невролога, который проведет детальный опрос, осмотр, и отправит на диагностику (Эхо-ЭС, ЭЭГ, стволовые потенциалы, УЗДС сосудов головы и шеи).

При необходимости ребенку будет назначен курс препаратов, улучшающих функции головного мозга. Так у кого же лечиться: у логопеда или у невролога? Безусловно, нужен и тот, и другой. И не только. Не лишней будет и физиотерапия, и классический массаж шейно-воротниковой области, а также мышц лица, и лечебная гимнастика. Поэтому самый правильный вариант - обратиться в специализированный детский речевой центр.

 

07.08.2013 11:41

detstvovmeste.ru

Логопед - врач или педагог?

  Азбука профессийВы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда - научить правильно произносить звуки. Грамотная речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли – это тоже относится к предмету профессии. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.Главный пациент - детиЛогопед – это специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая звуки. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного.Больше всего работы у специалистов, которые занимаются с детьми. Родители, заметив у своих малышей речевые нарушения, стараются как можно раньше устранить их. В обычных детских садах и в поликлиниках всегда есть логопед, но, как правило, он в штате один и потому не может уделять достаточно внимания каждому.Впрочем, есть и другие варианты для профессионалов: давать частные занятия или даже открыть собственный логопедический кабинет. Есть немало специалистов, которые работают со взрослыми, – иногда и они нуждаются в коррекции речи.Особый подходХороший логопед, безусловно, владеет основами коррекции большинства нарушений речи, но лучше, если он специализируется на чем-то одном. Скажем, методика лечения заикания у детей отличается от способов устранения дислексии и дисграфии (затруднения при чтении и письме). Речевые проблемы возникают и у взрослых. Например, к логопеду приходят абитуриенты, поступающие в театральный вуз, где предъявляются высокие требования к речевым навыкам. Такие занятия включают работу над дыханием, голосом, словом, интонацией. Часто обращаются к логопеду и специалисты, чья работа связана с постоянным общением. Логопед может научить взрослого человека регулировать конфликтные ситуации речевыми методами, выгодно представлять себя при трудоустройстве, поможет стать интересным собеседником. Нужны логопеды и людям, потерявшим речь в результате поражения головного мозга,например, после инсульта – в этом случае используются специальные методы.На стыке наукВ процессе работы логопеды занимаются обучением, так что им не обойтись без знания педагогики. В то же время специалист должен владеть и базовыми медицинскими знаниями, ведь он лечит определенные патологии. Логопеду надо быть хорошим психологом, чтобы установить контакт и с ребенком, и со взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость.Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие, терпение, коммуникабельность. И конечно, у самого логопеда не должно быть речевых проблем – это даже не обсуждается.Елена КРАСАВИНА

Элемент 56583 не найден.

   Погода +12 +14 вечером +6 +8 ночью +4 +6 Котировки
USD ЦБ РФ 65,5906 -0.2449
EUR ЦБ РФ 76,2294 -0.8113

Партнеры

все партнеры
 

www.mosoblpress.ru

Кто ты, логопед? | Логопедия для нас

Такой простой вопрос... И такие "сложные" ответы можно на него услышать! Часто просто невозможно переубедить родителей в том, что логопед - это педагог, а вовсе не врач, даже если он и в белом халате! А ещё столкнулась с тем, что некоторые логопеды целенаправленно искажают информацию для родителей, представляя себя как "единственных в республике логопедов - выпускников медицинского университета" (видите ли, такой секретный ограниченный по количеству студентов выпуск был, их не очень много в республике, но зато какие они крутые и классные, не то, что выпускники педагогических вузов!) И знаете, родители верят, и что печально, даже сами логопеды-практики не находятся, что ответить под этим напором наглости и самоуверенности. Пытаясь ответить на вопрос, кто такой логопед и какое у него образование на одном из форумов для белорусских родителей, была встречена бурей негодования этих неведомых "логопедов-врачей" и в конце концов была исключена с форума. Значит, вопрос актуальный и требует обсуждения, поэтому представляю его в блоге: 1. Логопедов не обучают в мединститутах! Логопеды не врачи! Даже те, которые работают в белых халатах в поликлиниках. Логопеды - выпускники педагогических институтов/университетов, они - УЧИТЕЛЯ-логопеды (= учителя-дефектологи). Есть логопеды с медобразованием, но чаще это - медучилище, чаще - медсестры, выучившиеся на логопедов, чаще - на заочном отделении.Ещё читают логопедию в педколледже, но там специальность "воспитатель в группе для детей с ТНР", хотя многие из них тоже называют себя логопедами. И даже выпускники дефектологического факультета (сейчас ФСО) не все одинаковые логопеды, как бы им этого не хотелось - многим из них логопедия читалась не в полном количестве часов. А многим вообще не читалась (они просто выпускники ФСО, но по другим специальностям). Логопед логопеду рознь! 2. Т.К. логопед - не врач, он не проставляет диагнозов, он проставляет ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (описание состояния речи на данный момент). Логопед не назначает никакого медикаментозного лечения и никаких процедур, это должны делать врачи (невропатолог, реабилитолог,...), логопед занимается КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ работой.

3. Т.к. логопед не врач, он не владеет никакими объективными методиками обследования (тесты, замеры - измерения, подсчет), он просто РАЗГОВАРИВАЕТ с ребенком по четкой схеме обследования (изучает речевую и неречевую симптоматику), собирает информацию у родителей,... на основании услышанного - увиденного проставляет заключение, которое, к сожалению, не лишено субъективности, т.е. зависит от контактности ребенка, его желания общаться с логопедом, от желания логопеда что-то увидеть в ребенке, от опыта его работы,...от  настроения и логопеда, и ребенка наконец! Отсюда такие разные, противоречивые заключения, которые путают и пугают родителей. Это проблема в современной логопедии, нам есть над чем работать!Где готовят современных логопедов в Беларуси? Вот несколько ссылок:- Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - педагогический факультет - кафедра социальной и коррекционной педагогики- Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова - факультет педагогики и психологии детства - кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин- Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка - Институт инклюзивного образования (бывший факультет специального образования, дефектологический факультет) - кафедра логопедии

P.S. Список учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку логопедов, открыт. Кто может что-то добавить, пишите в комментариях.Удачи!

www.logoblog.by

Логопед - врач или педагог?

  Азбука профессийВы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда - научить правильно произносить звуки. Грамотная речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли – это тоже относится к предмету профессии. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.Главный пациент - детиЛогопед – это специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая звуки. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного.Больше всего работы у специалистов, которые занимаются с детьми. Родители, заметив у своих малышей речевые нарушения, стараются как можно раньше устранить их. В обычных детских садах и в поликлиниках всегда есть логопед, но, как правило, он в штате один и потому не может уделять достаточно внимания каждому.Впрочем, есть и другие варианты для профессионалов: давать частные занятия или даже открыть собственный логопедический кабинет. Есть немало специалистов, которые работают со взрослыми, – иногда и они нуждаются в коррекции речи.Особый подходХороший логопед, безусловно, владеет основами коррекции большинства нарушений речи, но лучше, если он специализируется на чем-то одном. Скажем, методика лечения заикания у детей отличается от способов устранения дислексии и дисграфии (затруднения при чтении и письме). Речевые проблемы возникают и у взрослых. Например, к логопеду приходят абитуриенты, поступающие в театральный вуз, где предъявляются высокие требования к речевым навыкам. Такие занятия включают работу над дыханием, голосом, словом, интонацией. Часто обращаются к логопеду и специалисты, чья работа связана с постоянным общением. Логопед может научить взрослого человека регулировать конфликтные ситуации речевыми методами, выгодно представлять себя при трудоустройстве, поможет стать интересным собеседником. Нужны логопеды и людям, потерявшим речь в результате поражения головного мозга,например, после инсульта – в этом случае используются специальные методы.На стыке наукВ процессе работы логопеды занимаются обучением, так что им не обойтись без знания педагогики. В то же время специалист должен владеть и базовыми медицинскими знаниями, ведь он лечит определенные патологии. Логопеду надо быть хорошим психологом, чтобы установить контакт и с ребенком, и со взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость.Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие, терпение, коммуникабельность. И конечно, у самого логопеда не должно быть речевых проблем – это даже не обсуждается.Елена КРАСАВИНА    Погода +6 +8 ночью +4 +6 утром +6 +8 Котировки
USD ЦБ РФ 65,5906 -0.2449
EUR ЦБ РФ 76,2294 -0.8113

Партнеры

все партнеры
 

www.mosoblpress.ru

Кто такой логопед и что он делает с вашим ребенком

Следующий миф связан с утверждением о том, что логопед — это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков. Стоит упомянуть о своей профессии, как люди тут же выстраивают ассоциации с «исправлением звука Р», борьбой с «шепелявостью» и «картавостью». Тут я хочу пояснить, что звукопостановка — это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и фонематическое восприятие, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика, и просодика (интонация, дикция и прочее). То есть мы охватываем абсолютно все компоненты речи, и работа над отдельными из них подчас гораздо сложнее, чем постановка того или иного звука.

Теперь предлагаю ближе рассмотреть непосредственную деятельность логопеда и сразу же разобраться с еще одним заблуждением. Почему-то считается, что в процессе занятий и постановки звуков логопед обязательно будет залезать ребенку в рот различными штуками (имеются в виду зонды и зондозаменители). Многие родители очень боятся этого, и их неверный настрой передается малышам. В ряде случаев без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша, а также соблюдая все правила гигиены. А вообще, в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто используя профессиональные «секретики».

А в заключение опровергну еще один миф: логопед — не волшебник! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка , как вы понимаете, играет ключевую роль!

letidor.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность