ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ. Пути получения профессии психолога


Интерактивный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ города Севастополя

1. Презентация профессии Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал? Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве. Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности. В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата. Профессия психолога востребована на современном рынке труда. Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности. Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями. Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы. Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме. Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида. Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы. Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки. Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики. Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку. Квалифицированный психолог должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания Медицинские ограничения для психолога:

8. Пути получения профессии В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами. В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование. Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях. Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах. Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.     9. Области применения профессии Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста Возможные пути развития психолога.Специализация и освоение смежных областей Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.Научная карьера Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.Управленческое карьерное развитие Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.Организация собственного дела Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

sevtrud.ru

приобретения и потери » Московский Институт Гештальт-Терапии и Консультирования

Елена Бурцева
«Что делают молоденькие девочки, чтобы стать взрослыми психотерапевтами? »- спрашивает юная студентка Института Гештальт-терапии и Консультирования.
«Стареют…»- с грустной иронией отвечает ей тренер — женщина постарше.
А если без иронии — мне показалось интересным и полезным попытаться представить в целом тот путь, который приходится пройти, чтобы из начинающего превратиться во взрослого психотерапевта-профессионала.
Довольно часто молодые психотерапевты сталкиваются с недоверием клиента, связанным с их возрастом. Действительно, может ли молодой человек стать эффективным в этой профессии? Насколько возраст влияет на успешность психотерапевта? Было бы заманчиво демократически ответить: «нет, не влияет, был бы человек хороший». Однако, если прислушаться к клиентской части внутри себя , то оказывается – влияет , и даже существенно влияет. Конечно, имеется в виду не биологический возраст, а уровень зрелости человека, которому доверяешь свою душевную смуту, степень взрослости его личности, его жизненный опыт.
Когда оглядываешься на собственный путь в профессию, то несмотря на высокую ценность приобретений, видишь не усыпанную розами широкую дорогу к светлому терапевтическому будущему, а довольно извилистую ухабистую тропинку, пролегающую сквозь сомнения, разочарования к радостям творчества и неожиданных открытий.
Мне представляется, что на пути своего становления человек, овладевающий профессией психотерапевта, проходит определенные стадии развития. Они сопровождаются вполне специфическими задачами, особенностями восприятия психотерапии и жизни, а также своего места в профессии. Подсмотрев структуру социально-психологического онтогенеза у Эрика Эриксона, я решила позаимствовать его форму. Наполнив ее своим содержанием, я попыталась описать путь, который проходит специалист, овладевающий профессией психотерапии. Понятно, что описание мое довольно субъективно, что любая схематизация живого процесса выхолащивает часть его содержания. Реальность гораздо многообразнее схемы . Находящиеся на одной и той же стадии люди могут выполнять различные задачи и мучиться разными сомнениями. И наоборот, некоторые вопросы и задачи являются сквозными –их трудно привязать к определенной фазе развития. Они по-разному преломляются на разных этапах и зависят от личного и профессионального состояния терапевта. Однако, опора на формальную логику может помочь ассимилировать приобретенный опыт и лучше понять свое место в профессии, как и место профессии в собственной жизни.
Итак, описание пути в профессию психотерапевта может выглядеть следующим образом:
Стадия первая. Младенчество в психотерапии.В начале своего пути обучающийся психотерапевт, как младенец, пробует психотерапевтическую среду на надежность и ненадежность. Он как бы приглядывается к профессии и решает для себя: в принципе, что может дать мне эта профессия, мое ли это или совсем чужое. В это время с помощью участия в терапии (преимущественно в роли клиента) производится проверка профессии на результативность и надежность. Переживания начинающего колеблются от бурного восторга и ощущения чуда от всего происходящего до полного разочарования и уверенности в том, что здесь только «пудрят людям мозги». Опасения связаны с недоверием к собственным способностям и к возможностям самой профессии. Перспектива выйти один на один с клиентом и отвечать за то, что будет происходить, пугает основательно.
Если человеку на этом этапе удается поверить в профессию, в ее полезность для себя и других, он переходит на следующую стадию, полный оптимизма , энергии и надежды Он намеревается если не стать профессионалом самому, то хотя бы использовать терапию для собственного роста. Если же недоверие его высоко, он либо сходит с пути, либо несет с собой сомнения первого этапа дальше.
Стадия вторая. Первые самостоятельные шаги
На этой стадии профессия примеряется к самому себе. Обучаемый прикидывает, хватит ли ему собственных ресурсов , чтобы быть терапевтом. Опасения на этой стадии могут быть связаны с неуверенностью в собственных возможностях, с тем, что «я никогда не смогу как другие (обучаемые, тренер) ».
Если в это время на вопрос «Гожусь ли я в психотерапевты?» обучаемый отвечает «Да», он с ощущением автономии переходит на следующую стадию. Если же у него остаются сомнения, то возможно он и дальше будет двигаться в профессии с чувством, что у него нет права занимать в ней собственное место.
Стадия третья. Игры в психотерапию
Здесь с помощью упражнений человек начинает испытывать свои возможности в профессии, как бы нащупывать в поле терапевтической деятельности свои собственные границы, проверять пределы самостоятельности. В это время идет поиск ответа на вопрос: «Как много я могу себе позволить, чтобы не разрушить себя или своего клиента?». Актуальным становится страх навредить клиенту своими самостоятельными «неловкими» действиями.
Если обучающемуся терапевту удается почувствовать границы самостоятельности в профессиональной деятельности и опираться на них, если он получает удовольствие от проявления инициативы, если убеждается в том, что она может быть полезна для клиента, что за нее не бьют по рукам, то можно двигаться дальше со способностью к инициативе в психотерапии, с верой в право на собственные действия и ошибки, которые можно исправить. Основное приобретаемое умение этого периода– способность ставить самостоятельные цели и добиваться их. В случае неблагоприятного прохождения этой фазы проявление инициативы и в дальнейшем будет сопровождаться привкусом вины.
Стадия четвертая. Систематический труд и его оценка
На этой стадии оцениваются собственные способности в области психотерапии с помощью сравнения их со способностями других обучающихся и получения супервизии от тренеров. Самое главное в это время – быть не хуже других. Основной запрос к тренерам: «Оцените мою работу».
В случае , если поддержки из поля достаточно, и внешнее одобрение удается получить, страх быть плохим психотерапевтом смягчается, появляется ощущение собственной компетентности. Растет готовность много и систематически трудиться, пробуя свои силы. В противном случае остается неуверенность в себе как в хорошем профессионале, и необходимость демонстрировать свой труд вызывает тревогу и опасения отрицательной оценки.
Стадия пятая. Индивидуализация и появление профессионального стиля
На этой стадии важна уже не оценка извне, а зарождающееся изнутри чувство собственной индивидуальности. «Каков я как терапевт? В чем мой индивидуальный стиль?» – вот основные вопросы обучающихся. В этот период растет ощущение принадлежности к определенной школе психотерапии. Начинают интересовать вопросы соотношения собственной профессиональной школы с другими подходами. На первый план выступает анализ сходства и различия в собственном стиле и стиле коллег и тренеров. Приходит понимание, что механического, даже абсолютно тождественного воспроизведения того, чему тебя учили, недостаточно для того, чтобы стать специалистом. Что в работе необходимо опираться на свое «родное» индивидуальное, даже если оно рассматривается как слабость и считалось помехой на предыдущих стадиях обучения.
Опасения этого периода связаны с отсутствием чувства принадлежности к какой –либо профессиональной группе, с одной стороны, либо с ощущением слабости собственной индивидуальности для того, чтобы выделяться из референтной группы. Актуализируются страхи либо быть таким, как все, либо отличаться, но оставаться в одиночестве в профессиональном сообществе.
Стадия шестая. Профессиональное сотрудничество
Только что обретенный и осознанный индивидуальный стиль на первых порах достаточно неустойчив. Он легко изменяется под воздействием извне. Поэтому на этой стадии профессионального развития происходит испытание собственных сил сближением с коллегами. Это попытки сотрудничества по «взрослым правилам», первые пробы котерапии. Сложность на этой фазе может представлять чувство, что при слишком тесной близости приходится жертвовать своей только что обретенной свободой иметь собственную индивидуальность. И тогда изоляция может казаться спасительной для ее сохранения. В это время разрываются или преобразуются старые привычные связи в сообществе и налаживаются новые
В случае благополучного прохождения этой фазы развития терапевт обретает уверенность в своей способности к профессиональному сотрудничеству, а также свободу и гибкость во взаимоотношениях с коллегами. Если сотрудничество не складывается –он выбирает путь профессионала-одиночки со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Стадия седьмая. Профессиональное совершенствование и специализация
Эта стадия – рабочая, производственная. Идеи взаимоотношений уходят на задний план, уступая место более глубоким и опирающимся на профессиональную реальность размышлениям о ценности и значении психотерапии для себя и своих клиентов. Встают вопросы оптимальной организации своего труда, переосмысливаются профессиональные возможности, выбираются специальные области, в которых предполагается повышение компетентности
Сомнения на этой стадии могут быть связаны с истощением творческих ресурсов, с усталостью от монотонности происходящего, с невостребованностью накопленного в профессиональной деятельности опыта или со столкновеним с ограничениями возможностей психотерапевтической помощи. Если кризис разрешается положительно, если удовольствие от работы компенсирует вкладываемые в нее усилия, то растет производительноть и способность к творчеству, если же нет – возникает профессиональный застой, сопровождаемый падением энергии и депрессивной симптоматикой.
Стадия восьмая. Осмысление профессии и наставничество
Эта стадия последняя из описываемых, но не окончательная. Понятно, что в реальной жизни нет
замкнутых циклов, что развитие происходит по спирали, что конечная фаза одного цикла опыта может быть начальной следующего. Эта стадия, когда уже накоплен большой профессиональный опыт, который можно вкладывать в профессиональное творчество или передавать следующим поколениям обучающихся психотерапевтов. На этой стадии заново переосмысливается выбор профессии. Если профессиональная жизнь кажется наполненной, опыт интегрируется в ощущение целостности, появляется мудрость и терпение в отношении коллег и последователей. В противном случае может возникать чувство безысходности и тщетности вложенных усилий
Цикл замыкается. Ищутся ресурсы и новые виды деятельности внутри профессии, в освоении которых проходятся сходные вышеописанным этапы. Либо человек выбирает новую профессию для самореализации.
Идея об этапности в профессиональном развитии легла в основу мастерской под названием «Взросление психотерапевта: путь в профессию». Структура ее проста: участники должны были найти свое место в предлагаемой модели профессионального развития психотерапевта и объединиться в группы, соответствующие каждому отдельному этапу. Внутри группы необходимо было обсудить основные задачи этапа и выделить вопросы и сомнения, связанные с профессией. Затем в большом кругу обсуждались результаты внутригрупповых дискуссий. После этого было организовано взаимодействие между участниками, относящими себя к смежным этапам. В основном это были вопросы и пожелания от «младших» к «старшим» и советы, воспоминания и наставления от опытных к начинающим.
Форма, выбранная для этой работы, позволила участникам объемно и целостно представить профессиональный путь, более реально определить свое место в профессии. Стало легче понять, какие задачи развития остались недовыполненными, какие этапы оказались пропущенными. Обмен вопросами и сомнениями внутри малых групп помог их членам почувствовать взаимную поддержку и повысил надежду на их разрешение. Открытый обмен информацией между группами разного уровня для начинающих психотерапевтов оказывается полезным тем , что делает их представления о профессии более реалистичными. Старшим воспоминания о пройденном пути помогают почувствовать ценность вложенных усилий и дают второе дыхание и силы для дальнейшего творческого роста. Очень любопытно, что важным оказался порядок, в котором малые группы делились своими профессиональными тревогами и сомнениями на общем круге. В случае, когда он соответствовал реальному поступательному движению в профессии от младенчества к зрелости, обмен шел легко и не вызывал сопротивления участников. Когда же я однажды попробовала изменить этот порядок на обратный от «старших» к «младшим» ( при этом группа состояла в основном из начинающих психотерапевтов) – получился неожиданный эффект . Достаточно искренние , с моей точки зрения, предъявление опытными психотерапевтами в группе своих профессиональных проблем (сомнений в правильности выбора профессии, потери смысла психотерапевтической деятельности, снижения мотивации к творчеству) было воспринято начинающими участниками группы как снобизм и заносчивость и вызвало у них недоверие, обиду и раздражение. В передаче «Моя семья» был выдвинут для телевизионной дискуссии вопрос: «Должны ли родители рассказывать своим детям откровенно о проблемах взрослой жизни?» Такой же вопрос я задала себе ,наблюдая реакцию новичков. Реальное будущее, которое было представлено «старшими» в довольно пессимистическом свете , как бы слишком резко «обрушилось на голову» начинающим. Оно, очевидно, оказалось чрезмерно далеким от их идеальных представлений для того, чтобы быть воспринятым с пониманием. Для поддержания своей жизненности и права на собственное видение профессиональных перспектив «младшим» приходилось либо обижаться, либо высказывать недоверие, либо обесценивать, т.е. любым способом уничтожать то, что им предлагали «старшие». Такой феномен напомнил о том, что знакомство с реалиями профессии лучше осуществлять постепенно с учетом особенностей стадии, на которой находятся обучаемые, и их готовности к восприятию нового опыта. В случае игнорирования этого явления, усилия тренера могут быть вложены напрасно – обучаемые будут просто аннигилировать то, что не готовы воспринимать.
Итак, исходно идея представить цикл профессионального становления психотерапевта поделенным на этапы родилась как иллюстрация пути в профессию. Она позволила представить фазы взросления психотерапевтов более целостно и объемно, а также явилась опорой для осознания реального места терапевта в психотерапевтическом сообществе. Проверка идеи на практике помогла увидеть возможности ее использования для более адекватного построении я и проведения обучения психотерапевтов.

gestalt-therapy.ru

ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ. Старосельская средняя школа Ветковского района

  

Пути получения профессии

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  • работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  • общение с преподавателем через электронные средства связи,
  • отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

staroeselo.schools.by

Профессия Психолог - Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. "Моя будущая профессия

  История появления профессии ПсихологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Становление психологии как науки происходило в недрах различных наук: астрологии, философии, оккультизма. Первыми «целителями душ» были шаманы, знахари и колдуны. Ведь, если от их «лечения» имелся положительный эффект, то он в большей степени зависел от силы внушения, нежели от лекарственных средств и обрядов. Но лишь в 19 веке психология стала формироваться как наука. Началом этого процесса можно считать основание В.Вундом лаборатории экспериментальной психологии в 1879 году.

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Для нашей страны психология – сравнительно новая специальность. Многие люди не обращаются за помощью к психологу, потому что совсем мало знают об этой службе. Но тем не менее, уже появляются психологи в школах, в детских садах. Они помогают детям адаптироваться к новым для них условиям, проводят тестирование, определяют готовность ребенка к школе, работают индивидуально с проблемными и трудными детьми. Работают психологи и на отдельных предприятиях, помогая комфортно войти в коллектив молодым специалистам, наладить нормальные отношения между сотрудниками, выявить влияние некоторых факторов труда на психологию человека. Имеются психологи в кадровых агентствах, семейные психологи, клинические психологи. Как видим, эта профессия сегодня очень распространена.

  Особенности профессии ПсихологУникальность и перспективность профессии

Уверенность многих людей во всемогуществе психолога, способного в мгновение ока решить все их проблемы, ошибочна. Психолог не может дать универсального рецепта. Он лишь ищет пути решения этих проблем вместе с человеком, нуждающимся в помощи. Главный путь при этом – найти и раскрыть в организме внутренние ресурсы, потому что многие проблемы у человека имеют корни в нем самом, в его отношении к миру и людям. Давая возможность человеку посмотреть на проблему с другой стороны, психолог подталкивает его к изменению. Психолог должен обладать определенными качествами: неравнодушие к людям, умение слушать, анализировать проблему и делать выводы. Очень важно для психолога обладать стрессоустойчивостью.

  "Подводные камни" профессии ПсихологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Быть психологом очень интересно, и изучать психологию никогда не надоест. Но подобное утверждение справедливо лишь для тех, кто выбрал эту профессию, следуя велению своего сердца, а не моде. Настоящим психологом стать трудно, эти люди – настоящие фанаты своего дела.

  Где и как получить профессию ПсихологГде обучают профессии?

Чтобы работать психологом, нужно получить высшее образование по специальности «психология» в гуманитарном вузе или университете.

1001expert.ru

Роль психолога в сфере профориентации и построения карьеры

Истоки профориентации нередко относят к 1908 году – моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на них.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится, в первую очередь, к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Профессия психолога сформировалась гораздо позже, и только в наше время она полностью оформилась и приобрела широкую известность и популярность. Как же психолог, профессионал своего дела, может применить свои знания и умения в сфере профориентации?

Существует мнение, что искусство психологии – это искусство задавать верные вопросы. Каждый из нас на определённом жизненном этапе задаётся вопросом: «Кем я хочу быть?». Но, как оказывается, этого вопроса мало, для того чтобы найти своё место в жизни.

Психолог-профконсультант сайта PsiMaster.ru задаст Вам ещё множество вопросов: На что Вы ориентируетесь при выборе профессии? Что Вы более всего цените в жизни? Комфорт? Успех? Стабильность или риск? Что Вы умеете, и что Вам легко даётся изучать? Чего Вы боитесь? Каким Вас видят близкие? И каким Вы видите себя сами? О каком будущем Вы мечтаете?

Всё это поможет клиенту как можно точнее дать ответ на первый, самый главный вопрос: «Кем я хочу быть?». Рассмотрим подробнее, в чём заключается работа психолога-профконсультанта. В профориентации школьников психолог может и должен принимать участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.

Во-первых, при работе со старшеклассниками психологам важно замотивировать школьников к активному построению своего профессионального будущего, помочь осознать важность и ответственность этого выбора. Ведь верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым будет заниматься человек. Как писал Э. Севрус: «Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит».

В задачи психолога также входит ориентация клиента в критериях выбора профессии. Ведущих критериев и их сочетаний может быть множество: от уровня заработной платы до скорости карьерного роста, от стабильности до комфортных условий работы, от престижности до лёгкости трудоустройства. В сегодняшнем мире многие при выборе профессии ориентируются на «доходность» профессии, но ведь хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные сейчас), но ни в кой мере не представляющие себя в данных профессиях.

Выбирая профессию, не стоит также ориентироваться только на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны, так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у Вас лежит душа, к которой у Вас есть предрасположенность. Отсюда вытекает следующее направление деятельности психолога-профконсультанта - психодиагностика.

Несмотря на то, что никто не знает нас лучше, чем мы сами, помощь психолога в познании себя – огромна. В арсенале психолога есть большой выбор психодиагностических методик, главное достоинство которых в их способности структурировать знания клиента о самом себе.

Задайте себе вопрос: «Кто Я?». Если Вы постараетесь, то сможете назвать за короткое время и 20, и 30, и даже 50 ответов на этот вопрос, но это будет хаос, состоящий из ваших качеств, устремлений, социальных положений, отношений и многого другого. Потратив столько же времени на заполнение качественного психологического теста, и при участии психолога, вы получите более конкретизированные, обобщённые ответы. Например, Вы узнаете о вашей склонности к сфере «человек-человек», и это сразу определит круг профессий, которые могут стать Вашим будущим. Кроме непосредственно профориентационных тестов, психолог также использует множество других психодиагностических методик, которые позволяют определить уровень выраженности определённых профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств профессионально важные качества могут включать и некоторые внепсихические свойства субъекта – например, физическую силу и выносливость.

Результаты психодиагностического исследования – это не приговор, а ориентир. Это тот уровень развития качеств, склонностей и способностей, который объективно есть сейчас, и от которого нужно будет отталкиваться. Знание своих слабых сторон может помочь либо избежать неудачного выбора, либо, напротив, станет стимулом развивать в себе эти стороны и самосовершенствоваться. Объяснить это, подготовить клиента к осмысленному и позитивному восприятию результатов также входит в задачи психолога.

Психолог не должен навязывать клиенту своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать уровень личной ответственности клиента за сделанный им самостоятельный выбор. Исходя из этого, особенно важна работа психолога в рамках активизирующих методов профориентации. Психолог школьнику должен быть не только доступен для общения и консультаций, но также и сам специалист по профориентации должен инициировать общение со старшеклассниками. Эффективными являются методы тренинговой работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной связью.

Психолог должен быть хорошо осведомлён о мире профессий, чтобы ввести клиента в этот разнообразнейший и богатейший профессиональный мир. 

Задумайтесь, сколько профессий вы можете назвать, не прибегая к помощи дополнительных источников информации? А знаете, сколько всего на свете профессий? По приблизительным подсчётам общее количество профессий превышает 20 000, а специальностей 40 000. Мало кто сталкивается с такими профессиями, как, например:

Актуарий — специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

Титестер – дегустатор чая, чайный сомелье. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи.

В последнее время появляется множество новых профессий со звучными, часто иностранными названиями. Появление некоторых из них связано с новыми жизненными реалиями, например, всеобщей информатизацией, технологизацией и компьютеризацией. Прогноз на будущее ещё более оптимистичный. В перспективе, возможно, будут популярны такие профессии, как наномедик, менеджер по продлению жизни, специалист по увеличению памяти, космический гид, климатический полицейский, телегид и другие.

Ряд других, на первый взгляд, новых профессий, на самом деле лишь новая маска старых, издавна существующих занятий. Вот, несколько примеров этого.

Менеджер (англ. – manager – управляющий). Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Рецепшонист (англ. – reception - прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречает и приветствует клиентов, адресует их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

Офис-менеджер – человек, основной задачей которого является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Даже, если после всего перечисленного выше, клиент уже твёрдо уверен в своём профессиональном выборе, работа психолога не завершена. Выбор профессии – это лишь первый шаг на пути к личному успеху. Чтобы уверенно шагать вперёд навстречу будущему, нужно разработать пути получения необходимого и качественного образования, опыта работы, спроектировать свой карьерный рост. При этом желательно, чтобы план профессионального становления был не абстрактным, а конкретным, привязанным ко времени, что поможет человеку оптимально распределить временные ресурсы, активизироваться и достичь желаемого.

Также ошибочно думать, что профориентация полезна только для школьников и студентов. Пробовать себя в новых профессиях – никогда не поздно. И при этом, психологические трудности при выборе и смене профессии гораздо больше во взрослом возрасте, а значит и помощь психолога тогда более актуальна.

www.profirk.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность