Царский бал в Мельбурне. Бал царский


Царский бал в Мельбурне - Русская еженедельная газета «Единение»

Все фото предоставлены К.Колупаевой и Е.Метленко RERC

Расточительная роскошь убранства прекрасного зала Plaza в театре Риджент в Мельбурне передает щедрость эпохи британской королевы Виктории. Уже не первый раз этот зал служит местом, где проходят русские Св.Владимирские балы. В прошлом году здесь отмечали 200-летие победы русского народа в войне с Наполеоном, а в этом году зал Plaza стал местом костюмированного бала «Царь», посвященного 400-летию царской династии Романовых в России.

Трудно было найти более подходящее место для нынешнего бала, чем этот зал в викторианском стиле, учитывая близкие родственные связи британской королевской семьи и российской царской фамилии. Рассказывают, королева Виктория была влюблена в Александра II, тогда наследника российского престола. И если им не было уготовано быть вместе – ведь оба они дожны были возглавить престолы в своих странах, то породнились они уже через своих детей, сын королевы Виктории герцог Альфред Эдинбургский, женился на Марии, дочери Александра II. И вот в викторианском зале в Мельбурне проходит русский бал. Старинная музыка, женские бальные платья и мужские костюмы, выставка, сопровождающая бал в Мельбурне позволяют участникам на время перенестись в прошлое России. В такой подготовке нет мелочей. Организаторы - Русское этническое представительство штата Виктории и специальный комитет по устройству бала работали около пяти месяцев, чтобы не опустить высокий уровень, выработанный на балах предыдущих лет.

Редактор «Единения» побеседовал с директором комитета по устройству бала «Царь» Максимом Ткаченко.

- Поздравляем с успешным проведением бала. Что было нового, чем отличался бал в этом году?

- В первую очередь темой проведения. Затем наш комитет решил в этом году немного отступить от того шаблона, который был использован в прошлые годы. Помимо старинных танцев мы включили интерактивные игры, в которых принимали участие гости праздника. Руководитель «Русичей» Лилия Дутова проводила для желающих урок танцев, на котором можно было научиться танцевать польку прямо во время бала. Она показывала простые движения, гости под музыку делали первые шаги, и уже через некоторое время динамично танцевали, используя выученные движения. Мы также постарались привлечь русские таланты из других городов. Нина Судницына из Брисбена танцевала классический балетный танец.  И, кстати, благодаря вашей газете, непосредственно во время бала, Кристина Колупаева и я участвовали в прямом интервью журналистам российского телеканала «Дождь». Такое событие также впервые проходит на наших балах.

- Максим, я видел в списке организаторов много новых людей. Расскажите, что включала подготовка к балу, и кто в этом участвовал?

- Да, в коллективе было немало новых людей,  которые не участвовали в прошлых балах, но чьи организаторские способности уже прошли проверку  в начале года в рамках подготовки к проведению Масленицы на площади Федерации. Я бы сказал, что молодежи в нашем коллективе было более 30 процентов. Кристина Колупаева, редактор журнала RED,  отвечала в нашем коллективе за маркетинг. Богатый опыт подготовок прошлых балов и полезные для  дела контакты людей, которым владеет Алена Ильина,  были для нас очень полезны. Елена Метленко отвечала за билеты, лотерею и начальную стадию маркетинга. Елена Бондарчук - за оформление зала, она готовила небольшие экспозиции и мини-выставку костюмов, а также галерею портретов царской династии. Даниил Кисляков оказывал административную поддержку. Ольга Шонина отвечала за написание сценария, который включил главные идеи, которые высказывали члены нашего комитета. Елена Санина выполняла обязанности менеджера сцены и руководила ведением программы. У комитета было немало помощников – Аня Феоктистова, Лилия Дутова, которая на данный момент является руководителем ансамбля  «Русичи»  и которая принимала активное участие вместе с танцевальным  коллективом, Алена Попович, Андрей Бондарчук и Люба Бакшеева.

- Уже стало традиционным, что на русских балах в Мельбурне не только организаторы, но и многие гости приходят  в костюмах 18-19 веков.

- Да, эта красивая традиция осталась. Были гости, которые сами шили костюмы прошлых эпох, другие брали их напрокат. Конечно, дамы больше вкладывают сил в подготовку костюмов, но были и джентльмены, которые  постарались и также пришли им подготовленными. Хотел бы отметить, что успех или неуспех бала зависит не только от организаторов, но, не в меньшей степени,  и от участников, от их желания и интереса. И те отзывы которые мы получаем , говорят, что этот бал был один из самых лучших и  многие уже ожидают следующего бала, который состоится через год. Людям понравилось и уникальное место, которое придает особенную атмосферу, и танцы, и еда.

- Расскажите об оформлении зала?

- Пройдясь по всему периметру зала можно было совершить такую историческую экскурсию - там были развешены портреты членов царской династии с объяснительными заметками. Была подготовлена также мини-выставка предметов, которые  были в обиходе на балах 100-200 лет назад. Среди экспонатов - дамские бальные перчатки,  старинный веер, ювелирные украшения в стиле фабрики Фаберже, шкатулки. Многие подходили к нашей выставке и не только русские. Один из австралийцев во время бала подошел к микрофону и поблагодарил всех за прекрасный вечер. Он отметил, что узнал очень много и о России, и о русской культуре. Это, наверное, был самый желанный комплимент, которые мы хотели бы услышать. Он показал, что одна из важных наших целей была успешно достигнута. Лена Бондарчук руководит группой людей, которые занимаются реконструкцией старинных костюмов. И здесь на балу можно было увидеть  на выставке костюмы допетровской и более поздних эпох.

- Не было ли у вас планов выставить картины русских художников или фотографов, которые живут в Виктории?

- К сожалению, нам не удалось найти картин местных художников,  соответствующих тематике, но все же мы не обошлись без живописи. Во время бала мы проецировали на экран картины придворных российских художников, которые смогли добавить необходимую атмосферу.  А из наших талантливых ребят и девушек на сцене выступил  танцевальный коллектив «Русичи», прекрасный танец под музыку Чайковского исполнила молодая балерина из Брисбена. Мы также пригласили выступить участников Русской хореографической академии в Мельбурне под руководством Сюзан Томсон, где занятия проводятся по методике русского балета. Они открывали бал полонезом. Выступал у нас и небольшой квартет классической музыки. Ансамбль "Сударушки" подарил зрителям прекрасный номер.

- Сколько присутствовало гостей? Были ли в зале молодые люди?

- Да, и это одна из наших побед. Хотя молодых людей на этот бал привлечь было трудно,  поскольку билеты стоимостью 150 долларов не каждый мог себе позволить.  Надо было два раза подумать. Такая цена объясняется высокой стоимостью зала. И, тем не менее, мы смогли привлечь довольно большую группу молодых людей, которые остались довольны и планируют прийти и на следующий год и даже участвовать в клубе исторических танцев, или других наших мероприятиях. Это подтверждает наше убеждение, что бал это не есть нечто устаревшее, а он вполне нравится и молодежи. У нас были участники  и из других городов. Одна девушка, приехавшая из Сиднея, рассказала, что там, хотя и проходят балы, они, на ее взгляд, довольно однообразные. А здесь она почувствовала совсем другую атмосферу. Всего на бал пришло около 200 гостей. Многие, как бывает, пришли в последнюю минуту, так что нам пришлось подставлять еще один дополнительный стол. В целом, это чуть меньше, чем мы желали бы собрать. Но, мы надеемся, что положительные отзывы людей этого бала помогут нам собрать больше людей на следующий год.

- У вас готовил бал большой коллектив. Как проходили взаимоотношения между организаторами?

- Я участвовал в подготовке нескольких массовых мероприятий -Масленицы, КВН, и ,теперь, бала. И никогда это не проходит совсем тихо и гладко.  Были и у нас трения и непонимание во время подготовки. Но к моменту бала мы все свои разнообразные взгляды отложили в сторону и сделали свое мероприятие, так, как надо.

- Как вы взаимодействовали с Русским этническим представительством?

- РЭП помогло нам начальными финансами, предоставило помещение, где мы собирались, но в то же время они дали нам самостоятельность  и ответственность в работе  

- На следующий год вы планируете участвовать  в новом очередном Св.Владимирском балу? Что подсказал вам опыта нынешней подготовки?

- Да, я думаю,  будем участвовать и в подготовке бала следующего года, но  начинать надо не за пять месяцев, как мы делали сейчас, а за десять. Но до бала у нас будет проходить еще одно массовое мероприятие – Масленица в Мельбурне, в подготовке к которой наш коллектив также  примет участие.

- Максим, благодарим за подробный рассказ и желаем успеха всем организаторам, а мельбурнцам – веселых и красивых новых балов.

Больше фотографий смотрите на сайте tsarball.rerc.org.au

Репортаж ТВ канала "Дождь" о бале "Царь" в Мельбурне

http://tvrain.ru/articles/russkij_melburn_guljaet_na_balu_tsar_v_chest_doma_romanovyh-352287/

www.unification.com.au

Царский бал в Мельбурне - Русская еженедельная газета «Единение»

Русское этническое представительство штата Виктория приглашает гостей на 21-й Свято-Владимирский бал «Царь».

Достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом бал. Первый бал, информация о котором дошла до наших дней, был дан в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской в 1385 г. во французском городе Амьене. Широкое распространение и развитие балы получили во Франции во времена правления Екатерины Медичи и при галантном короле Генрихе IV. Со времен Людовика XIV стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств.

В России балы появились при Петре I, с 1718 года. Первые русские балы в те времена назывались ассамблеями. На протяжении 18-19 вв. балы прочно вошли в русский обиход. Во времена императрицы Елизаветы Петровны  на балах танцевали  все придворные.

Немалое внимание уделялось балам и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчеркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля.

Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования приглашенных гостей. Балы проводились почти до Октябрьской революции, после чего традиция была отброшена вместе с другими приметами старой дворянской культуры и была заменена на разного рода торжественные собрания и концерты.

Русские балы в Австралии проводятся на протяжении многих лет с момента появления здесь русской общины. Подобные мероприятия объединяют русскоговорящее население Австралии, дают возможность общаться на родном языке, продемонстрировать и поддержать традиции и родную культуру.

Самым яркими в Мельбурне стали балы, организованным Русским этническим представительством Виктории. Первый такой бал был проведен в 1991 году. Он был приурочен ко дню равноапостольного великого князя Владимира, и с тех пор эти балы носят имя Свято-Владимирских.

Многие до сих пор вспоминают и рассказывают о красивом бале 2003 года, посвященном 300-летию основания Санкт-Петербурга, или о бале 2007 года, устроенном в честь 200-летия прибытия российского шлюпа «Нева» к берегам Австралии. С большим успехом прошел в гостинице «Хилтон» Зимний бал-маскарад 2008 года, посвященный русской зиме, а Весенний бал 2010 года отобразил красоту и изящество вальсов Штрауса и Чайковского. Бал «Жар-птица» 2011 года погрузил гостей в чарующий мир русской сказки. В прошлом году на очередном балу русское сообщество Австралии праздновало двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года.

В этом году темой бала «Царь» будет празднование 400-летия основания Дома Романовых. В программу включены торжественный ужин, традиционные вальсы, живая музыка и многое другое, что пока держится в секрете организаторами. Место и время для этого события определены – суббота, 14 сентября, Мельбурн, роскошный интерьер банкетного зала Plaza в театре Regent. Осталось дождаться запланированной даты и окунуться в волшебный мир бала. (Более подробную информацию о мероприятии и о бронировании билетов вы сможете найти на сайте tsarball.rerc.org.au)

В тексте статьи использованы материалы Википедии – свободной энциклопедии

www.unification.com.au

Царский бал. Золотая пряжа

Зал гудел как пчелиный улей, и даже золото на стенах блестело, как мед.

А музыка! Когда в детстве Лиска заходила в лес и кружилась там между деревьями, представляя себя на таком балу, оркестр ей заменял птичий гомон да шелест листвы над головой. И теперь ей так не терпелось повторить этот танец здесь, в зале с малахитовыми колоннами, очевидно подаренными варяжскому царю какой-то волшебницей.

Зал был огромен, но гости потоком все шли и шли через высокие двери – впору испугаться, вместит ли он всех. Многие мужчины были в военной форме, от пестроты их мундиров – черных варяжских, голубых альбийских, алых лотарингских и изумрудных туркмарских – у Лиски рябило в глазах. Дамы, украсившие прически золотыми сеточками с русалкиными слезками, шуршали нарядами из шелка Поднебесной, отделанного лотарингским кружевом, расшитого эльфовым стеклом и бриллиантами.

Но и Лиска не затерялась среди этого великолепия. В платье цвета киновари она сразу оказалась в центре всеобщего внимания, когда шествовала через зал под руку с Джекобом.

– Я здесь как кровавое пятно на снегу, – прошептала она.

– Скорее как дикий мак в букете бумажных цветов, – ответил Джекоб и взял два бокала шампанского с подноса подвернувшегося слуги. – Я решил предложить царю свои услуги. Будь осторожна! Стоит мне отлучиться – и Барятинский, конечно, не упустит случая засвидетельствовать тебе свое почтение.

– Ну… если он действительно хороший танцор… – задумчиво рассудила Лиска, – хотя нет, я, конечно, отдавлю ему ноги. А туфли у нашего благодетеля о-очень дорогие.

Она уже пробовала танцевать с Джекобом на деревенском балу в Альбионе. Но не успели они сделать и пары шагов, как пьяные солдаты подпалили хвост крупнейшему альбийскому историку Роберту Данбару, и Джекоб тут же поспешил на помощь другу. А сейчас у Лиски из головы не шло проклятое соглашение с эльфом, лишившее ее того, что ей уже почти принадлежало. В последние месяцы они стали особенно близки, все чаще позволяли себе нежные прикосновения, взгляды… а теперь вот боялись лишний раз дотронуться друг до друга. И надежды на то, что все изменится, не было никакой. Лиса слишком хорошо знала Джекоба, чтобы сомневаться в его выдержке. Все бесполезно, пока он считает, что таким образом защищает ее счастье и душевный покой.

Известие о том, что знаменитый охотник за сокровищами прибыл в Москву, царь встретил с восторгом. Он не только пригласил Джекоба на бал, но и пообещал показать свои магические сокровищницы, недоступные, в отличие от коллекций аустрийской императрицы, широкой публике. Лиска поспорила в Сильвеном, что его величество поручит Джекобу поймать жар-птицу. Ханута же полагал, что первым заданием будет раздобыть оперение Василисы Премудрой – уже не первую сотню лет многие правители безуспешно пытались завлечь ко двору эту прославленную дочь царя морского.

Оплата в любом случае обещала быть достойной. А протекция царя позволит, ко всему прочему, беспрепятственно перемещаться в его владениях, избегая многочисленных трудностей, с которыми обычно сталкивались в Варягии иностранцы.

Варяжский офицер, пробегая мимо Лиски, едва не выбил у нее из руки бокал. Его улыбку можно было истолковать одновременно как извинение и комплимент. Швейцар Барятинского, коротавший дни за картами с мальчиками-посыльными, открыл Лиске, что здешние дворяне гордятся своим танцевальным искусством не меньше, чем дуэльными подвигами. У многих из них вошло в привычку плясать до утра каждую ночь, даже не на одном, а на нескольких балах подряд. На вопрос Лиски, приходится ли им так же часто стреляться, старик ответил многозначительным кивком.

Только оглянись, Лиска, как много мужчин вокруг…

Но глаза снова и снова останавливались на Джекобе, которого, судя по всему, что-то насторожило. Так и есть. Пять офицеров в серой форме. Ханута упомянул как-то, что в Москву собирался прибыть Кмен – не ради отвергнутой любовницы, как утверждали гоилы, но исключительно с целью заключения союза с царем. Двоих из них Лиска узнала сразу. Присутствие среди них Хентцау не стало для нее неожиданностью, Кмен редко показывался на людях без своего яшмового пса. Но офицер рядом с ним оказался женщиной, которую Лиска последний раз встречала в гоильской тюрьме, – не самые приятные воспоминания.

Хентцау тоже заметил их с Джекобом и вытаращил глаза, левый из которых оставался безжизненно-белым. Гоил сказал что-то своему товарищу и направился к ним. Женщина следовала за ним тенью.

Лиска видела, как напрягся Джекоб. Не каждому выпадает встретиться лицом к лицу со своим убийцей. Хентцау многозначительно усмехнулся, словно хотел напомнить о метком выстреле, поразившем когда-то Джекоба в самое сердце. Но это не Хентцау, а его «тень» едва не застрелила тогда Джекоба в долине Фей, а потом еще сажала скорпионов ему на грудь. Лицо Нессер оставалось непроницаемым, но Лиска чувствовала, ценой каких усилий ей это дается.

Воспоминания. Джекоб тоже выглядел невозмутимым, но Лиску ему было не провести. Ведь это Хентцау пытался тогда его сломить, а Уилла отослал к Темной Фее. Лиска замерла. Она буквально чувствовала исходивший от Джекоба холод – не знай она, что за ним стоит, то испугалась бы.

– А, угонщик самолетов. Или, лучше сказать, человек, который никак не хочет умирать. – Хентцау ударил себя кулаком в грудь – традиционное гоильское приветствие в этой ситуации можно было истолковать как напоминание о метком выстреле в долине Фей. – Мы отпраздновали твою героическую кончину уже после заварушки в Большом проливе. Говорят, после этого ты еще успел спалить Мертвый Город? Бастард божился, что видел тебя своими глазами, но я ему не верил.

– А, Бастард… – перебил его Джекоб. – Как он?

Лицо Бесшабашного не выражало ничего, кроме скуки и равнодушия.

– Откуда мне знать? – раздраженно отозвался Хентцау. – Он приходит и уходит. Я никогда не доверял ему – слишком много ониксовой крови течет в его жилах.

Похоже, Пес действительно не интересовался, где пропадает Бастард. Но после Кровавой Свадьбы гоилы с ног сбились в поисках нефритового гвардейца, и то, что Неррон до сих пор не выдал Уилла, наводило на тревожные размышления. Неужели Бастард действительно его не узнал?

Или он все-таки вынашивает план мести? Лиска не знала, какой из этих вариантов хуже. Даже ей было невероятно трудно читать по гоильским лицам – вот единственное, в чем она окончательно убедилась.

Хентцау взглянул на нее лишь мельком. Очевидно, он ее не узнал. Немудрено – в последний раз он видел ее грязной, тощей, заплаканной девчонкой.

– Ну и что же привело Бесшабашного в Москву?

– Я не изменил своему ремеслу, – отвечал Джекоб. – Как и вы своему. Но я вижу, вы обзавелись телохранительницей. Что ж, долгие месяцы под солнцем – тяжелое испытание для организма. Да и вы далеко не мальчик.

О, с каким наслаждением эти двое вцепились бы друг другу в глотки! Два бойцовых пса, так и не выяснившие, кто из них сильнее. Нессер смотрела на Джекоба с такой ненавистью, что Лиске захотелось встать между ними.

– Господин Бесшабашный? – Выросший словно из-под земли варяжский офицер произнес его имя почти без акцента. – Его величество царь Варягии Николай Третий желает с вами говорить.

Проводив взглядом Джекоба, Яшмовый Пес и не вспомнил о Лиске. Бежавшие пленники, угнанный самолет, Кровавая Свадьба, едва не стоившая жизни самому Хентцау, – эта встреча пробудила в нем воспоминания не менее тягостные, чем у Бесшабашного.

Но тут оркестр заиграл вальс. Гоил щелкнул каблуками и вместе со своей каменной дамой скрылся в гуще толпы. У Лиски отлегло от сердца.

В это время Джекоб уже стоял перед царем. Николай III расположился на хорах в противоположном конце зала. Волосы его новой фаворитки отливали зеленым – верный признак русалочьей крови. Мужчину, с которым она сейчас беседовала, Лиска впервые видела не в военной форме. Кмен, первый король гоилов, надел фрак. Вероятно, таким образом он хотел лишний раз напомнить, что его визит преследует исключительно мирные цели. Пламя свечей мерцало на карнеоловой коже Кмена, придавая ей медный оттенок.

Как ни напрягалась Лиска, не расслышала ни слова из того, что царь говорил Джекобу. Лейб-гвардейцы заметно нервничали, глядя на напиравшую у подножия хоров толпу. Неудивительно: с последнего организованного Ониксами покушения на Кмена прошло не так много времени, а ведь тогда погибли трое гвардейцев. И все-таки что заставило короля пуститься в столь дальний путь? Неужели все это только ради того, чтобы заручиться царской дружбой? Или сыграл роль страх перед брошенной любовницей и всем тем, что она может предложить варягам? «Кмен не знает, что такое страх», – так говорили о короле гоилов даже его враги. Но есть еще любовь, ревность, гнев, наконец… Хотя Джекоб с самого начала не верил, что Фея убила мальчика. И не он один. Тем не менее эта версия уже стоила жизни многим смельчакам, пытавшимся преградить ей путь.

Москва затаила дыхание в ожидании могущественной ведьмы. И где ей было еще явить себя, как не на царском балу. Поэтому зал на мгновение замирал всякий раз, стоило церемониймейстеру распахнуть дверь перед очередным гостем.

– Вы позволите?

Перед Лиской почтительно склонился офицер в варяжской форме. Красивый, как картинка.

Свет клином не сошелся, Лиска…

Она положила руку ему на плечо. Танец легко развязывает языки. Возможно, таким образом ей удастся разведать больше, чем Джекобу. Самые ценные сведения порой удается добыть при весьма неожиданных обстоятельствах. Дирижер взмахнул палочкой – и музыка разлилась по залу, как дурманящий аромат, противостоять которому и Селесте, и Лиске было одинаково невозможно. Красивый офицер ни слова не понимал на ее родном языке, равно как и по-альбийски, и по-аустрийски. Поэтому он только молчал и улыбался, не давая этим Лиске забыть, что она находится в далекой, чужой стране. Впрочем, и как танцор он сильно уступал Людовику Ренсману, который как-то раз, во время устроенного его отцом праздника, обучил Лиску нескольким новомодным виеннским па. Начищенные офицерские сапоги выглядели угрожающе, и Лиске приходилось быть начеку, чтобы спасти туфли и платье от их неумолимой поступи. А Джекоб все еще беседовал с царем и Кменом.

Красивого офицера сменил министр – не в пример лучший танцор, к тому же бегло изъяснявшийся по-лотарингски. Но из него ничего не удалось выудить, кроме дворцовых сплетен. О новой любовнице царя – о, совсем не та дама, что сейчас рядом с ним! – лучшей московской портнихе, знаменитом шляпном мастере… очевидно, министр полагал, будто круг женских интересов ограничивается подобными темами. Лиска пожалела, что музыка не может заглушить его болтовни. Голос министра встревал между струнными и кларнетом, как плохо настроенный инструмент.

Третьим был адмирал, чьи потные пальцы оставляли пятна на ее красном платье. Когда, с чувством чмокнув руку партнерши, он спросил «адресок», Лиске больше всего на свете захотелось поменяться с Джекобом местами.

В самом деле, почему она должна здесь отдуваться, пока он там обсуждает с царем сокровища Варягии?

Но тут прямо у нее над ухом кто-то прокашлялся:

– Простите… не уверен, что покажу себя достойным танцором… но обещаю стараться.

Овчарка – хотя его русское прозвище, Борзой, нравилось Лиске куда больше – все так же мало походил на шпиона. Он заговорил с ней по-лотарингски, и этот язык звучал в его устах так же естественно, как и не менее дюжины других. В то же время все в нем напоминало о Каледонии: о серо-зеленых склонах ее гор и аккуратных охряных домиках, об испещренных великаньими следами долинах, о руинах замков, отражающихся в соленых озерах, из которых древние чудовища выуживают рыбу при помощи железных лопат. Русалкины слезки – главное богатство тамошних рек, а из тумана в горных ущельях рождаются воины. Лиска любила Каледонию и искренне радовалась встрече с Овчаркой.

Он был красив и некрасив одновременно. Стройный, как тростинка. В Варягии ошибочно полагали, что прозвищем он обязан своей тонкокостности, придававшей ему сходство с борзой. Пепельного цвета волосы топорщились в разные стороны, так что Овчарка постоянно откидывал их со лба, когда говорил. Карие глаза – редкость для уроженца Каледонии – светились такой проницательностью, что это внушало беспокойство. Бесстрашие Овчарки давно вошло в поговорку. Равно как и беспощадность к себе и другим.

– Могу ли я узнать имя алой дамы?

Этот вопрос разочаровал Лиску. Она-то надеялась, что Овчарка ее узнал.

– Селеста Оже. А ваше?

Он улыбнулся. Как видно, был доволен, что правильно угадал ее родной язык.

– Теннант. Орландо.

Лиска удивилась. Она ждала услышать одно из его многочисленных прозвищ.

Хотя кто сказал, что это не прозвище?

– Мадемуазель Оже… – он подставил локоть, – к вашим услугам.

Орландо Теннант так и сиял. Игра ему явно нравилась. Лиска подозревала, что ко всему остальному он относится так же несерьезно. Совсем не то, что Бесшабашный.

– Мадемуазель чем-то обеспокоена?

Лиска как бы невзначай посмотрела в сторону Джекоба, все еще занятого беседой с царем. Фаворитка его величества так и пожирала глазами Кмена.

– Видите ли, – отвечала Лиска Теннанту, – я устала от бестолковой болтовни. Не могу больше обсуждать моду на шляпки.

Борзой рассмеялся:

– Жаль, это моя любимая тема. Но если вам так угодно, я постараюсь подыскать другую.

Лиска уверенно положила ладонь на его руку:

– И где веселее служится шпиону Уилфреда Альбийского, в Москве или Метрагрите?

Лицо Овчарки вытянулось. «Ах, ты знаешь обо мне больше, чем я о тебе! – говорил его взгляд. – Так не пойдет».

– Служить вообще невесело, – отвечал он.

Ответ Лиске понравился: вполне искренний, он в то же время не открывал всей правды. И в нем не было ни злости, ни угрозы. Хотя тогда, с Синей Бородой, она тоже не почувствовала угрозы. Лиска содрогнулась, но тут же одумалась. Неужели до конца ее дней малейший знак внимания со стороны мужчины будет напоминать ей о том страшном замке? Даже лицо Джекоба навсегда осталось связано с Красной комнатой.

В свете люстр пол мерцал, как замерзшее озеро. Оркестр заиграл польку. Сердце Лиски забилось в ритме веселой музыки.

– Правда ли, что царь сделал своей любовницей дочь крепостного?

– О да. Он велел выстроить дворец для тайных встреч с нею. У девушки чудный голос, но она поет только для его величества. Всех остальных любовниц он держит для вида. Аристократы не должны думать, что царь пренебрегает их дочерьми ради крестьянки.

Отличный танцор, просто отличный! Никогда еще Лиска не получала такого удовольствия от своего человеческого облика.

– А вас устроила бы такая жизнь? Ну… быть любовницей царя, жить в отдельном дверце… это ведь все равно что плен!

– Любовь всегда плен, – вздохнула Лиска.

Слова, самовольно сорвавшиеся с ее губ, прозвучали как выстраданная истина.

– Вот как? – удивился Овчарка. – Интересно, что за этим стоит. Горький опыт?

– Мне не нравится эта тема.

– Touche. Мы уже поговорили о господах, которым служим, о женщинах, которых любим… что вы хотите обсудить со мной еще, мадемуазель?

– Это правда, что Темная Фея скоро прибудет в Москву?

Даже такому опытному шпиону, как Борзой, не хватило самообладания сохранить невозмутимый вид. Правда, если он и сбился с ритма, то лишь на пару мгновений.

– Сожалею, но мне об этом известно немногим больше, чем царским секретным службам. – Овчарка наклонился к самому ее уху и продолжил шепотом: – Ответ на этот вопрос я обещал телеграфировать Уилфреду Моржу самое позднее через неделю. Вы узнаете его раньше, обещаю.

Лиска рассмеялась. Как бы то ни было, рядом с ним ей сразу полегчало.

Это всего лишь танец, Лиска. У тебя закружилась голова.

Она продолжала спрашивать, чтобы Овчарка чего доброго не подумал, что Темная Фея интересует ее больше всего остального. «Какое сокровище в магических запасниках царя самое ценное?» «Правда ли, что у него есть крылатый конь?» «Правда ли, что царь сослал в Якутию сводного брата, потому что тот хотел заполучить его трон?»

Они танцевали и танцевали. И Борзой рассказал Лиске о Железном волке и ковре-самолете и описал ледяной дворец в Якутии, который Николай III велел выстроить для своего брата. Он вспомнил, как неделю назад под ногами москвичей вдруг содрогнулась земля и царь повелел искать в подземельях драконов, но там ничего не нашли, кроме крыс и сконструированной анархистами бомбы.

На последней фразе Лиска уловила в его голосе нотку разочарования.

Когда музыканты отложили инструменты, в зале стало непривычно тихо и неуютно. Лиска почувствовала себя одинокой, когда Борзой убрал руку с ее талии.

– Три дня, – говорил он. – Дайте мне три дня. В конце концов, я не спрашиваю, почему вам это так интересно.

Стоило Орландо Теннанту коснуться губами лискиной щеки, как признак Синей Бороды снова встал у нее перед глазами. Но она тут же отогнала его – назад, в Красную комнату, в прошлое.

– Смотрите-ка, Орландо Теннант! – Джекоб появился так неожиданно, что Лиска вздрогнула. – Или тебе прискучило жаркое солнце Метрагрита?

– Джекоб? – То есть его Овчарка все-таки вспомнил. Он наморщил лоб и с головы до ног оглядел Лиску. – Но это невозможно!

– Знаю, знаю… – закивал Джекоб. – Она по-прежнему слишком часто надевает шкуру. Скажи ей, может, хоть тебя послушает.

Лиска недоумевала, как ей истолковать взгляд Орландо. Одно было ясно: обличий у этого человека было гораздо больше, чем у нее. И за каждым стояла жизнь и целый мир с множеством людей.

– Боюсь, это не так просто, – ответил Орландо. – Извини, что держу ее так долго. Если бы я только знал, что это девушка Джекоба Бесшабашного…

– О нет, – перебил его Джекоб. – Лиска сама по себе.

Забота, нежность… что-то еще было в этом голосе. Боль, раскаяние, страх… Иди и будь свободна. Ты свободна, Лиска. Избавь меня от этого, я не хочу причинять тебе боль.

Музыканты снова взяли в руки инструменты. Царь поднялся, чтобы покинуть зал. Толпа расступилась перед ним, точно стая птиц перед ястребом, и оркестр заиграл гимн Варягии. Проходя мимо Джекоба, его величество кивнул ему, как старому знакомому.

Николай III был выше большинства своих офицеров, с вьющимися темными волосами и профилем, которому позавидовал бы и изображенный на гербе его страны двуглавый орел. Публика провожала его восторженными взглядами. «Он сделает Варягию великой!» «Он напомнит варяжскому дворянству, где его корни», «Он примирит сословия и даст свободу крестьянам».

За весь вечер Лиска не слышала ни одного худого слова в адрес царя. Хотя с другой стороны, это был его бал и его дворец.

Следом за Николаем III вышло не меньше дюжины офицеров его лейб-гвардии и Кмен. Хентцау с гоилами присоединились к ним уже возле двери.

– То есть союз дело решенное… – задумчиво проговорил Джекоб. – Твоему королю не понравится такой поворот.

– Еще бы, – отозвался Орландо. – Они ведь приготовили царю сюрприз. Поценней сувенирных мечей, которыми одаривали его до сих пор. Но это страшная тайна. Ты-то чего здесь ищешь? Жар-птицу, молодильные яблоки или череп с частокола Бабы-яги? А может, ты явился в Москву ради своей спутницы? – Орландо промолчал и продолжил, не дождавшись ответа: – Не думаю, что Темная Фея уж очень сюда торопится. – Он нагнулся к самому уху Лиски: – Может, хоть это задержит вас в Москве.

С этими словами Орландо Теннант оставил их и быстро смешался с толпой.

librolife.ru

Билеты на Царский бал, Санкт-Петербург, Екатерининский дворец (Пушкин)

В этом году уже в 20-й раз мы проводим Царский бал. За эти годы он стал значимым событием в жизни города, праздником для гостей и хорошим поводом посетить наш уникальный город.

Царский бал проводится в новогоднюю ночь в Екатерининском дворце, в бывшей резиденции русских царей. Только здесь Вы можете почувствовать удивительную атмосферу балов и приемов давно прошедших лет.

Позолоченные кареты остались в прошлом. Им на смену пришли комфортабельные лимузины и автобусы, но гостей, по-прежнему, встречают гусары с факелами, звучит музыка военного оркестра и Дворец, подсвеченный разноцветными огнями, выглядит как в сказке.

В программе Бала: ночная экскурсия по залам дворца с посещением Янтарной комнаты, изысканный ужин в Тронном зале, музыкальная программа с участием звезд оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра, танцы до утра.

Даже самые взыскательные гурманы смогут по достоинству оценить меню Новогоднего ужина.

Связь времен не нарушена в этом таинственном мире зеркал, свечей и цветов.

Царский Бал в Царском дворце незабываем.

Мы приглашаем Вас на Бал!

31 декабря 2015г.

20.30 – встреча гостей в Екатерининском дворце

Программа Царского Бала

31 декабря 2015 года – 01 января 2016 годаНОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР

19:30 Сбор гостейГранд Отель Европа, Астория

20:00 Отправление гостей в Царское Село, г. ПушкинКортеж автобусов люкс в сопровождении полицейского эскорта и управляющих бала

20:30 Прибытие гостейТоржественный проход по красной ковровой дорожке к сказочно подсвеченному Дворцу.Музыкальное сопровождение: Военный Духовой оркестрПриветственный коктейль в залах Дворца.Музыкальное сопровождение: квартетЭксклюзивная экскурсия по анфиладе комнат галереи Растрелли с остановкой в Янтарной КомнатеРоскошный ужин в Тронном зале дворца и неограниченное количество изысканных винКонцертная программаОркестр русских народных инструментовОперные и балетные номера солистов Мариинского и Михайловского театров в сопровождении симфонического оркестраДетский хор, Фольклорная программа, Джазовые мелодии

00:15 Танцы, танцы, танцы.

spb.kassir.ru

Костюмированный бал 1903 года - История красоты

Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.

Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

В 1904 году был выпущен фотоальбом "Костюмированный бал в Зимнем дворце".

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».

А вот и сам альбом

При написании использован материал из книги И. Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.

bellezza-storia.livejournal.com

Исторические балы — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Исторические балы в русском стиле проведённые по высочайшему повелению Николая II в Зимнем дворце, были приурочены к 290-летию Дома Романовых и 200-летию основания столицы Российской империи — Санкт-Петербурга.

История последнего бала империи[править]

Портрет император Николая II. Миниатюра. Россия, конец XIX-начало ХХ в. Серебро, эмаль. На миниатюре Николай II представлен в форме полковника с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного, крестом ордена Св. Владимира, медалями в память коронации Александра III и на его кончину и крестами двух иностранных орденов: Данеборг (датского знамени) и греческого ордена Спасителя. Из собрания Музеев Московского Кремля. Фото сотрудников МКК.

Грандиозный костюмированный бал, проведённый в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним в сезоне больших балов Российской империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи». Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича.

Баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны вспоминает: «Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора. … Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, — зрелище было поистине завораживающим»..[1]

Общее фото участников костюмированного бала в Зимнем дворце. Фото В. Петрова.

Царские наряды Николая II и Александры Фёдоровны[править]

Надо отметить, что «малый царский наряд» императора Николая II был действительно отчасти подлинным. Эскиз исторического костюма для царя разработали директор Эрмитажа И. А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е. П. Пономарёв. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых — два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16606 штук драгоценных камней. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну царя Ивана Грозного Федору Ивановичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.

Верхний кафтан от маскарадного костюма императора Николая II. Нижний кафтан от маскарадного костюма императора Николая II. Шапка от маскарадного костюма императора Николая II. Из собрания Музеев Московского Кремля. Фото сотрудников ММК.

Императрица Александра Фёдоровна была в наряде царицы Марии Ильиничны Милославской, первой супруги Алексея Михайловича — в парчовом платье с серебряными нашивками, в короне с бриллиантами и изумрудами.

Костюмы остальных участников[править]

Все приглашённые были в костюмах допетровской эпохи — преимущественно бояр и боярынь, а офицеры полков гвардии были одеты по полкам. Так, офицеры лейб-гвардии Кавалергардского полка были в костюмах выборной сокольничьей сотни, офицеры лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка были в нарядах начальных людей «копейщиков», существовавших при Алексее Михайловиче при Стрелецких полках.

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шёлковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века…. Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Фёдоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой…. Бал прошёл с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева». Знаменитому балу предшествовала только одна генеральная репетиция, она состоялась 10 февраля 1903 г. Все танцующие репетировали предполагавшееся действо в Павильонном зале Зимнего дворца. Все дамы были в сарафанах и кокошниках, мужчины — в костюмах стрельцов, сокольничих и пр. Осматривали подготовленные костюмы лично императрица Александра Фёдоровна и её старшая сестра великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Предполагалось, что в этих костюмах пройдут три бала.

Наряды участников[править]

  • Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в наряде царя Алексея Михайловича
  • Её Императорское Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна в наряде царицы Марии Ильиничны Милославской
  • Гофмейстер двора Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича — генерал-лейтенант П. П. Баранов был в наряде стольника
  • Гофмаршал двора Его Императорского Величества граф П. К. Бенкендорф в наряде стольника князя Репнина
  • Фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц княжна Н. М. Голицына в боярском летнике второй половины 17 века
  • Фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц М. Н. Воейкова в наряде боярышни
  • Шталмейстер двора Его Императорского Величества П. М. Лазарев был наряде боярина
  • Обер-шталмейстер граф А. В. Орлов-Давыдов в наряде боярина
  • Княгиня Е. И. Татищева в наряде боярыни
  • Супруга министра Императорского Двора баронесс Я. А. Фредерикс в костюме боярыни

Последующие балы[править]

Во вторник, 11 февраля, состоялся первый бал. Вечером гости начали собираться в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Всего было приглашено до 300-х человек. Затем участники, шествуя попарно, «отдавали» русский поклон хозяевам бала в Большой (Николаевской) зале. Потом состоялся концерт в Эрмитажном театре. Когда поднялся занавес, на сцене началось второе действие музыкальной драмы «Царь Борис» по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину. В полумраке зала были видны только национальные костюмы, которые переносили участников на несколько столетий назад. Красивую картину создавали бояре с боярынями. После спектакля в Павильонном зале участники бала танцевали «русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где сервировали вечерний стол. Затем участники бала проследовали опять в Павильонный зал, соединявшийся с зимним садом. Между деревьями искусственно освещенными лунным светом были размещены клетки с щебетавшими под шум и музыку птицами. Вечер завершили танцами, в котором приняли участие 16 пар, исполнившими русский танец.

13 февраля 1903 г. в Концертном зале состоялся второй бал. Участие в нём приняли 65 танцующих офицеров в костюмах XVII в., были приглашены иностранные послы и посланники со своими семьями. Члены царской семьи собирались в Малахитовом зале, остальные — в прилегающих помещениях. Бал открылся полонезом из оперы «Жизнь за царя» и исполнении придворного оркестра в мундирах XVII века. Императорская чета стояла у дверей Арабской комнаты, а все одетые в исторические костюмы, проходили попарно мимо Их Императорских Величеств. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решёткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале, обращённом в зимний сад с эстрадой для одетого в русские костюмы славянского хора, который встречал гостей песней «Слава на небе солнцу высокому», были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с вином и чаем — в Малахитовой столовой. «Русский танец» был повторен и по просьбе царской четы дополнен выходом в середину зала княгини З. Н. Юсуповой-графини Сумароковой-Эльстон, исполнившей национальный танец. После ужина хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часу ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения трех специально подготовленных танцев: русского, хоровода и плясовой. Кавалерами были кавалергарды, конногвардейцы и уланы.

Николай II не скрывал радостных эмоций по поводу бала, растянувшегося на три вечера.

«11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Всё вышло весьма удачно и кончилось в 2/1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9/1/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале — повторение предыдущего для Мама (вдовствующая императрица Мария Федоровна). Миша (великий князь Михаил Александрович, младший брат царя) тоже приехал. Бал прошёл весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 10 поехали на бал к графу А. Д. Шереметеву (Александр Дмитриевич, шталмейстер Двора Е. И.В., меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы). Половина общества была „наша“ — в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски»..[2]

Интересные факты[править]

  • Это был последний большой придворный бал в истории Российской империи.
  • После бала только для его участников на основе дворцовой съемки Экспедиция заготовления государственных бумаг был выпущен роскошный фотоальбом, состоявший из 195 изображений (21 гелиогравюра и 174 фотографии) и донёсший до нас облик участников торжества.
  • В 1913 г., накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появилась колода игральных карт «Русский стиль». А на них — были запечатлены участники исторического бала.
  • Воейков В.Н. С царём и без царя:Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. М.:Воениздат, 1995. 432 с.:ил.-(Серия "Редкая книга"). С. 56‒61. ISBN 5-203-01666-6.
  • Костюмированный бал в Зимнем дворце. Торжества в год 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга. 22 января 1903 года//Родина. 2003.№ 1. С. 174‒177. (Номер посвящён 300-летию основания г. Санкт-Петербурга).
  • Экштут С. Прототипы знаменитой карточной колоды «Русский стиль» танцевали на костюмированном балу 1903 года//Родина. 2016. № 7.
  1. ↑ Дневники императора Николая II (1894‒1918). Т. I (1894‒1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 776.
  2. ↑ Дневники императора Николая II (1894‒1918). Т. I (1894‒1904). М.: РОССПЭН, 2011. С. 711, 712, 713.

traditio.wiki

Костюмированный бал царской семьи 1903 г. — История России до 1917 года

Жизнь российских императоров humus.livejournal.com, Романовы

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.

Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

Николай и Александра

Похожие материалы

russiahistory.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность