Легенда про города Беларуси, на белорусском языке.? Легенды о городах беларуси для детей


три замка и шесть привидений

Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Монастырь около гольшанского замка.

foto-planeta.com (автор снимка Alexander Naumov)

Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.

Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.

В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси, по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.

В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.

Музей «Брестская крепость»: фото, видео и много личных впечатлений.

Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси, если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.

Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси.

Что посмотреть в Гродно: королевский город в советских тонах.

Гольшанский замок.

фото atua.livejournal.com

Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.

фото surfingbird.ru

Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси, призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.

Как бесплатно снять жилье за границей: 7 проверенных способов.

Мирский замок.

фото www.openbelarus.ru

Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.

Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси, семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.

Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.

Мифы и легенды Беларуси, гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.

Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…

Несвижский замок.

фото www.liveinternet.ru

Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.

фото www.alfa.lt

Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.

Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена,  а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.

Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill

Город Несвиж и самый красивый замок Беларуси. Наша майская поездка.

Как утверждают легенды и мифы Беларуси, если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.

Также советуем почитать:

Места, от которых стынет кровь. Самые страшные мистические истории из мира путешествий.

my-travel-diary.by

Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси.

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили ТОП-11 аномальных зон, разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?

 

 

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

 

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

 

 

2. Чудесное озеро Витебщины

 

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

 

 

3. Мозырское Красное болото

 

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

 

 

4. Путчинский вампир

 

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

 

 

5. Борисовские «круги на полях»

 

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

 

 

6. Слободской полтергейст

 

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение. 

 

 

7. Вилейские аномалии

 

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

 

 

8. Брестский Бернардинский монастырь

 

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь.

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

 

 

9. Лошицкая усадьба

 

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

 

 

10. Мирский замок

 

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

 

 

11. Гольшанский замок

 

Гольшаны по праву считаются лидером среди мистических мест Беларуси. Здесь обитают сразу два привидения – Черный Монах и Белая Дама. Причем вторая отнюдь не дружелюбна и далеко не так безобидна, как, например, Сонечка из Мирского замка.

Белую Даму можно понять: с ней обошлись очень жестоко. Когда шло строительство францисканского монастыря, одна из его стен все время обрушивалась. Монастырь нужно было сдать в срок, иначе рабочие не получили бы вознаграждение. Они решили тайно принести жертву, чтобы стена больше не обваливалась.

Договорились замуровать в стену жену одного из строителей – ту, что первой принесет мужу обед.

Самая красивая из девушек вышла замуж недавно, и от большой любви всегда старалась прийти к мужу пораньше. Как он ни молился, чтобы жена задержалась, красавица поспешила к любимому с обедом. Это и обрекло ее на смерть, зато монастырь был построен в срок.

Легенда могла бы оставаться только легендой, но не так давно проходила реставрация Ольшанского замка, и в одной из стен нашли скелет девушки. После того как кости извлекли, стена дала трещину, а затем и вовсе обвалилась.

Черный Монах тоже стал жертвой любви. Он не был монахом, но одевался в монашеские одежды, чтобы тайно встречаться со своей возлюбленной – княжной Ганной-Гордиславой Гольшанской. Отец княжны, разозлившийся из-за связи дочери с парнем из народа, велел поймать его и казнить. Бедного влюбленного тоже замуровали.

Неупокоенный и несчастный, он до сих пор бродит по замку, где встретил любовь и смерть.

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Легенда про города Беларуси, на белорусском языке.?

Легенда про города Беларуси, на белорусском языке.?

  • Я в интернета искала, и увидела что таких легенд очень много, вот для вас я ниже прикрепила некоторые из них.

    А вот вам и сайты, где есть хорошие информации про легенд города Беларуси:

    http://anna-minsk.livejournal.com/tag/

    http://www.legenda.by/page-1-ru.html

  • Многие города Беларуси богаты своими собственными загадочными преданиями и легендами, которые передавались из уст в уста среди народа на протяжении многих столетий. Вот здесь я нашл весьма трогательную легенду о происхождении названия города Лиды.

    А вот небольшое сказание о том, откуда пошло название столицы нашей Родины, города Минска.

  • Интересные статьи о легендах городов Беларуси можно почитать на этом форуме: http://pogovorim.by/forum/viewtopic.php?f=1486amp;t=76296. Нашел легенды Волвыска: http://volkovysk.org/city/legends/. Легенды Жодино.

  • Очень необычное задание дал нам автор, поскольку не зная белорусский язык необходимо было понять насколько подобранный материал соответствует заданному вопросу.

    Тем не менее предлагаю ознакомиться с легендой о Минске.

  • Вот на этом сайте http://www.usebelarusy.by/ru/list/falklor/25336/mythes/@ignoredynamicfilter/0=1/shy;@equal/ru=1/@endleafs/5/@sort/publicationDate%7Cdesc можно найти не только легенды про Беларусь, но и многое другое, я так поняла это официальный Белорусский сайт.

  • Немало легенд сложил белорусский народ о своих любимых городах и своем быте.

    Много легенд о том, как появились гербы тех или иных городов, легенда о том, как был основан город Минск, высветлены здесь.

    На языке Беларуси можно прочесть легенды о городах тут.

  • Полно у белорусов ходит легенд о возникновении городов. Мне больше всего нравится лененд о городе Браслав. Мне удалось найти ее на белорускам языке и теперь я вам тоже предлагаю ознакомиться с историей.

  • Достаточно сложное задание для носителей другого языка, однако, вот здесь можно скачать легенды и предания на белорусском языке, а вот тут, насколько мне удалось понять, речь идт конкретно о легендах, распространнных на территории белорусского города под названием Лида и прилегающих областей.

  • У каждого города на этом свете есть своя история возникновения. Города Белоруссии не исключение. В интернете можно найти много легенд о городах, в том числе и на национальном языке - белорусском.

    Легенда о городе Могилев, расположенном на востоке страны:

  • Это очень большая редкость что бы найти в интернете не на русском языке легенду, но я нашла вот на этом сайте: http://megaresheba.ru/publ/diktanty/legenda_pra_svicjaz/9-1-0-178, легенда мне понравилась хоть не все из нее и поняла, а так вот еще сайты где есть легенды: http://pogovorim.by/forum/viewtopic.php?f=1486amp;t=76296, http://www.usebelarusy.by/ru/list/falklor/25336/mythes/@ignoredynamicfilter/0=1/shy;@equal/ru=1/@endleafs/5/@sort/publicationDate%7Cdesc вот на этом сайте тоже много интересного он Белорусский там не только легенды.

  • info-4all.ru

    Легенды Беларуси | Познай Беларусь

    Ян Матейко. Сигизмунд Август с Варварой в Радзивилловском дворце в Вильно (1867).

    1 декабря 1550 года Барбара стала королевой, несмотря на то, что Бона Сфорца, ненавидящая род Радзивиллов, прикладывала все усилия, чтобы Сейм её не короновал.

    Для успешного решения этого вопроса Николай Радзивилл Чёрный специально ездил в Рим к папе. Королева –мать, не добившись своего, тайно покинула Краков, и уехала на родину – в Италию. Она забрала с собой весь свой двор, но оставила агентов с заданием отравить ненавистную невестку. Среди них был её личный аптекарь Монти, специалист по ядам, уроженец Флоренции. Его медленнодействующий яд за полгода погубил Барбару.

    Уже на коронации она почувствовала себя нездоровой. Тяжкие предчувствия заставили ее прошептать епископу: «К иному, небесному венцу, скоро позовет меня Господь. Молите его, чтобы дал утешение моему господину и мужу после моей смерти». В мае 1551 года её не стало.

    Читать далее Барбара Радзивилл или легенда о Черной даме (Часть 2) →

    Храм Александра Невского на Военном кладбище в Минске

    Один из красивейших храмов в городе Минск, построенный в ретроспективно-русском стиле, находится на Военном кладбище в пяти минутах ходьбы от проспекта Независимости, недалеко от кинотеатра «Мир». Ныне это место расположено в центре города, а когда храм возводился, это была далекая окраина, которая называлась Долгим Бродом.

    Церковь была построена в 1896-1898 гг. и освещена в честь Александра Невского (архитектор В. И. Струев). Это храм-памятник белорусским воинам, погибшим во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.

    Читать далее История храма Александра Невского и легенда о «Белом генерале» →

    Лошицкий парк, самый загадочный и таинственный в Минске, надежно хранит под кронами своих могучих деревьев не одну вековую тайну. Оказавшись сейчас в черте города, он смог сохранить элементы старой планировки, свою величавость и очарование. Мы можем прогуляться по липовой аллее XVIII века, увидеть на берегу протекающей здесь реки Лошы развалины водяной мельницы из красного кирпича и загадать заветное желание,  дотронувшись до могучего 400-летнего дуба.

    Этот дуб считается священным и излучает особую позитивную энергетику.  В старину существовала традиция давать клятву верности возле этого могучего дерева, которое в народе прозвали «обручальным». Традиция продолжается и в наши дни. А еще, прикоснувшись к дубу,  можно загадать свое самое заветное желание, но говорят, что дерево принимает просьбы только у открытых и добрых людей.

    Летом 1905 года в Лошицком парке произошли драматические события, окруженные многочисленными легендами.

    Читать далее Тайны Лошицкого парка →

    В устном народном творчестве Беларуси  клады делились на две группы: заклятые и хорошие. Первые охранялись специальными непреодолимыми заклятиями и нередко нечистой силой. У белорусов существовала целая «армия» нечистивцев.

    Полевик охранял клады, спрятанные в поле. Появлялся он или в виде сумрачной холодной тени, или сильного солнцепека, пугал искателей кладов диким хохотом или эхом.

    Лесовик же, охранявший лесные клады, мог принимать облик старца с бледным лицом и огромными немигающими глазами.

    А вот уже Кладник владел кладами с приусадебных участков. Он носил одежду и обувь из золота и серебра, но был страшно скупым: в серебряном мешке носил корки хлеба, выпрошенные у людей. Подловив момент, когда владелец едва прикрывал клад землей, Кладник тянул их обоих в глубину земли. И в то же время он час от часу любил неожиданно показывать людям горы золота или серебра.

    А что придумывали наши предки, если надо было откопать заклятый клад, а заклятья никто не знал? Тогда использовали чудодейственную силу некоторых растений. Например, плакун–траву необходимо было привязать к ноге немого петуха, и он обязательно запоет в необходимом искателю месте.

    Читать далее Хранители кладов →

    Каждый европейский город имеет рыночную площадь с ратушей. Минск не исключение. Белоснежное здание ратуши украшает одну из самых красивых площадей Минска — площадь Свободы. Именно эта площадь с XVI века определяла архитектурный облик Верхнего города. В разные периоды истории она называлась по-разному: «Верхний рынок», «Ратушная площадь», «Соборная площадь», «Площадь Свободы» и т.д. В XVI-XIX веках на нынешней площади Свободы находился административный, торговый и культурный центр города.

    Своим появлением ратуша обязана Магдебургскому праву, которое пожаловал Минску в 1499 году великий князь литовский Александр. Магдебургское право пришло к нам из немецкого Магдебурга, где еще в XII веке был сформулирован кодекс законов городского самоуправления. Уже в XIV веке с этим кодексом познакомились в Великом княжестве Литовском, а еще через столетие самоуправление стало основой городской жизни в Минске. Минская ратуша стала символом независимости города. В здании ратуши проходили заседания магистрата или рады – органа городского самоуправления.

    В течение XVI-XIX веков здание Минской ратуши неоднократно перестраивалось и в конце XVIII века приобрело черты классицизма. В 30-х годах XIX века здесь размещалась и музыкальная школа, а с 1844 по 1851 годы — городской театр. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа играл городской оркестр.

    Читать далее Минская ратуша — площадь Свободы →

    Анна Катажина Сангушко

    В нашей истории можно найти немало удивительных и красивых историй любви, хотя далеко не все влюбленные смогли соединить свои судьбы.

    Трагичной оказалась любовь в жизни Анны Сангушки Радзивилл и Кароля Станислава Радзивилла.

    Рано осиротевшая дочь князя Геронима Сангушко была взята из монастыря королевой Речи Посполитой Мари д’Аркьен и  стала ее придворной дамой. Однажды сестра короля Яна Собесского, родственница Анны,  пригласила ее в Несвиж.

    Собираясь в костел, хозяйка  попросила ее одеть  самое лучшее платье, заявив, что они будут  присутствовать на венчании. И только в храме девушка  поняла, что речь шла о  ее собственном венчании.

    Старая хозяйка Несвижа узнала, что ее 23 летний сын встречается с простолюдинкой по имени Аннуся и хочет на ней жениться, сделать княгиней, вопреки правилам и традициям своего сословия. Мать решила спасти сына.

    Читать далее История любви, вдохновившая Шуберта →

    К. Флавицкий. «Княжна Тараканова»

    Княжна Тараканова!.. Она никогда так не называлась; это позднейшая народная и историческая легенда. С этим именем  она вошла в историю, хотя, может быть, о нем не знала.

    Дочь Петра I Елизавета Петровна взошла на трон после смерти Анны  Иоанновны в 1741 г. Год спустя ее тайным мужем стал граф Разумовский (сын украинского казака, красавец певчий Алексей Розум, которого привезли в Петербург с Черниговщины за его красивый голос).

    В 1745 г. у тайных супругов родилась дочь Августа, которой родители дали фамилию Тараканова. По обычаям тех лет на настоящую она не имела права. Августа стала прототипом для будущей самозванки.

    В 1764 г. Екатерина  II поставила на польский трон своего  очередного любовника Станислава Понятовского. Гордой польской шляхте, веками враждовавшей с Россией, это откровенно не понравилось. В Польше была образована Барская (от города Бар в Подолии) конфедерация, начавшая вооруженную борьбу с  Понятовским  и вскоре потерпевшая поражение. Надо было искать другие методы борьбы…

    Одним из активных деятелей Барской конфедерации был Кароль Станислав  Радзивилл,  воевода виленский, богатейший польский магнат, известный по прозвищу «Пане Коханку».  У него в запасе было секретное оружие для борьбы с  Екатериной. Этим оружием стала красавица самозванка.

    Читать далее Княжна Тараканова и Пане Коханку →

    www.poznaibelarus.by

    Легенды Минска | Эзотерика

    Минск, как и всякий другой населенный пункт, имеет свои легенды и предания. Другое дело, что мы их мало знаем. Так как за годы советской власти информация о минских призраках, о городских легендах тщательно умалчивалась и делалось все, чтобы стереть ее из людской памяти.

    И сейчас они «живы» лишь благодаря тем немногим людям, для которых городская мифология не только увлечение, но и профессия, таким, как историки Артур Зельский и Иван Сацукевич.

    Большинство преданий, которые они рассказали корреспонденту газеты «СБ», не могут претендовать на историческую достоверность. Но все же хочется в это поверить. Потому что город без легенд буден скучен.

    На этой странице собраны легенды, предания, связанные с Минском, историей возникновения названий его улиц, районов.

    Следующие легенды Минска:

    1. Предание об основании Менска (Минска). 2. Костел святого Роха. 3. Золотая Горка.4. Дом масонов. 5. Минская икона Божией Матери. 6. Комаровка. 7. Лошица. 8. Красавицы и чудовище. 9. Русалка в Свислочи. 10. Дом с приведениями. 11. Крокодилы из Татарского болота. 12. Белая панна Кальварии. 13. Призрак ратуши. 14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.

    1. Предание об основании Менска (Минска).

    Между Татарским концом и Переспенским мостком, у самого Виленского почтового пути, когда-то поселился знаменитый богатырь-знахарь по прозванию Менеск, или Менский, и построил на реке Свислочи большую каменную мельницу на семь колес. Никто самого Менеска не видел, тем не менее, в окрестных местностях свислочской земли слышны были самые фантастические рассказы о его силе. Говорят, что в его мельнице мука мололась не из ржи, а из камней, что ночью слышались какие-то странные крики, ауканье, песни, музыка и танцы, что в полночь ездил он на своей мельнице по селениям и набирал дружину из храбрых, смелых, сильных людей, которые позже образовали целый народ, а поселился он рядом с мельницей. Тут и был основан город и назван именем богатыря — Менск.

    Известный белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название Минску дала река Менка, впадающая в Птичь в 12 ки-лометрах севернее современного города Дзержинска. Археологи обнаружили там древнее поселение. По мнению ученого, его жители по каким-то причинам в XI веке перешли с берегов Менки на Немигу и основали там новое поселение, сохранив за ним старое название — Менск.

    Подобного же мнения придерживался и ведущий географ БССР В. А. Жучкевич. Более того, он высказывал предположение, что на берегах Свислочи к этому времени уже существовало самостоятельное поселение Немига. А вот профессор Э. М. Загорульский исключает возможность переноса. По его гипотезе, похожее название с корнем «мен» имела исчезнувшая маленькая речка, впадавшая в Свислочь. Изначальное «Менск» было искажено в XIX веке. Царские чиновники механически восприняли польскую форму Minsk, сделав ее общеупотребительной.

    С 1916 года в среде белорусской интеллигенции утвердилось название Менск-Белорусский. Оно сохранялось во время немецкой и польской оккупации, использовалось в документах эмиграционных белорусских правительств.

    После установления Советской власти историческая форма Менск стала достоянием только белорусского языка, но и она была заменена на Минск в конце 30-х годов в связи с усилением репрессий против национальных кадров республики. Любопытно, что до этого в белорусских книгах указывалось место издания — Менск, а в русских — Минск.

    2. Костел святого Роха.

    В 1890 году в газете «Минский листок» была помещена публикация ксендза Харевича о Золотогорском костеле и его названии. По преданию, во время одной из многочисленных эпидемий XIX века (1831 г.?) кому-то из минчан приснился вещий сон: спасение зависит от святого Роха, статуя этого святого погребена в костеле бонифратров (милосердных братьев, или гостеприимных братьев), ее надо найти и извлечь. После продолжительных поисках в руинах была найдена деревянная статуя св. Роха. Ее очистили, в торжественной процессии пронесли по городу и установили в деревянной каплице на Золотой Горке. В некоторых публикациях указывалось, что св. Рох является патроном (покровителем) города.

    3. Золотая Горка.

    Откуда пошло название «Золотая Горка»? Есть несколько версий.Первая. В старые времена эта местность была излюбленной для сокрытия кладов. Их здесь не раз находили, что и привело к возникновению названия.

    В основу другой версии легла легенда. После ликвидации эпидемии холеры один врач, по национальности поляк, выйдя из каплицы, снял плащ, расстелил его на земле и бросил несколько золотых монет. Он призвал горожан тоже сделать пожертвования на строительство каменного костела. Посыпались медные, серебряные и золотые монеты. Образовалась небольшая горка. Люди так и назвали это холмистое место — Золотой Горкой.

    Третья. Название появилось в период «золотой» осени, когда эта местность, покрытая лиственным лесом, преображалась — окрашивалась в яркие желтые, багряные, золотые тона. В солнечную погоду холм сиял от золота кленов, чем и снискал себе название.

    По четвертой, сюда, на холмистое место на постой с Игуменского тракта заворачивали купцы те, что побогаче. Золото они имели в достатке.

    4. Дом масонов.

    Отреставрированное недавно здание по Музыкальному переулку в некоторых материалах о прошлом города упоминается как Дом масонов. По одним данным, историческими исследованиями это не подтверждается. Нет якобы достоверных сведений о заседаниях в этих стенах масонской ложи «Северный факел». Но в двадцатых годах ХIХ века муж одной из владелиц здания был в списках членов масонской ложи. Возможно, поэтому он и получил свое название.

    По другим данным предполагают, что дом принадлежал минской масонской ложе «Красный факел» и был построен этим же обществом.(К тому же, в разных источниках фигурируют разные названия масонской ложи — в одних — «Красный факел», в других — «Северный факел»).В плане дом представляет собой масонский крест. Достигалось это за счет симметрично выступающих с четырех сторон центральных частей фасада. Существует легенда, что по законам ложи дом строился без окон. Оконные проемы заменялись нишами, в которые были вставлены цветные стекла. Они скрывали от любопытных масонские тайны.

    Впервые дом был обозначен на плане города в 1817 г. Сама масонская ложа была основана в Минске в 1816 г. и просуществовала до 1822 г., когда была запрещена решением царского правительства.

    5. Минская икона Божией Матери.

    В иконостасе Свято-Духовой церкви есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

    История этого дивного образа восходит к евангельским временам.Как сообщает предание, икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии.

    Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину из Корсуни (Херсонеса — города на Крымском полуострове) святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в этой церкви Киева.

    Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева её где-то спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена в воды Днепра.

    Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы).

    В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей.

    В 1941 г. после отступления Красной Армии благочестивая православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято — ПетроПавловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято — Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.

    Святой образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди многих поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Её заступничеству в своих молитвах.

    В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

    6. Комаровка.

    Как-то на паперти Николаевского храма (район улицы Кропоткина?) бездельничал юродивый Федька Комар. Он стал свидетелем как какой-то человек внезапно скончался на дороге к храму. В руках у него был тяжелый грязный мешок. На том месте, где стоял Николаевский собор, в древности находилось кладбище. Говорили, что на нем был похоронен со всеми своими сокровищами лихой разбойник Сенька Сокол — лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.

    Юродивый, схватив мешок, побежал в ближайший лес, подальше от людских глаз. На дне мешка заманчиво блестели золотые монеты. Однако, охваченный страхом и жадностью, Федька Комар не заметил, как угодил в болото.С тех пор это место и стали называть Комаровкой.

    По другой версии название пошло от огромного количества комаров, в изобилии летающих над этой болотистой местностью.

    7. Лошица.

    Владелец Лошицы пан Евстафий Любанский женился в 37 лет на двадцатилетней Ядвиге Киневич — дочери главы мозырской шляхты. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазки многим видным мужчинам. Местные жители рассказывают, что Ядвига воспылала страстью к красивому молодому человеку (то ли гусару, то ли простому панскому служащему) и уже ждала от него ребенка. Естественно, Евстафий вынести этого не мог…

    Что точно произошло в ту злополучную ночь точно не известно. Известно лишь, что среди ночи Ядвига Любанская спустилась по обрывистому берегу к реке (тропинка сохранилась по сей день) и, судя по всему, села в лодку. Наутро последнюю хозяйку лошицкой усадьбы нашли уже мертвой недалеко от перевернутой посудины. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги. (Зачем?) Сам же он после смерти жены забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.

    Ядвига же, судя по всему, покидать лошицкие владения не собирается. О появляющемся в полнолуние белом призраке рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные.

    Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйства Евгений Григорьевич Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения реликвии лошицкого парка — маньчжурского абрикоса, с 10 до 11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу 13-го, в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошицы и Свислочи также с 10 до 11 вечера силуэт белой дамы парил над водой. Как говорят в народе: на мельницах черти водятся. Не стали исключением и лошицкие мельницы (а было их две). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но видят их лишь однажды. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым». На памяти Евгения Терехова случаев, когда пьяных наутро находили мертвыми, и именно на развалинах мельниц, наберется уже с десяток.

    Кроме всего прочего, есть еще в лошицком парке так называемый обручальный дуб. Как вспоминает внучатая племянница последней хозяйки усадьбы, с незапамятных времен сюда приходили просить здоровья, любви, дружбы, творческого вдохновения. В общем, кому что нужно. И все желания (особенно если речь идет о творчестве) дуб до сих пор исполняет исправно.

    8. Красавицы и чудовище.

    Бывшая Высокая гора, где сейчас располагается Юбилейная площадь, давным–давно называлась Змеевой. По преданию, в ее глубоких пещерах жил кровожадный змей. По сути, обыкновенный, можно даже сказать, стандартный дракон, коих когда–то было немало по всей Европе.

    Дракон, как это водится среди всех уважающих себя драконов, злодействовал. Требовал дань, разнообразные яства, похищал людей. А раз в год обязывал окрестные селения предоставлять ему десять красивых девушек. Красавиц, идущих на заклание, выбирали по жребию. И вот однажды дракон «прокололся» — жребий пал на девушку, суженым которой оказался известный местный богатырь. Ему крайне не понравилось, что невеста попадет к змею, и он отправился к рептилии разобраться. Произошел жесткий и кровопролитный поединок… Легенда имеет два варианта развязки. Один из них — самый настоящий хеппи–энд. Богатырь побеждает супостата, забирает свою суженую, и живут они долго и счастливо. Второй вариант трагичен. В битве со змеем богатырь выиграл, но сам был смертельно ранен. Хрустальный гроб с телом героя опустили на дно реки Свислочь, аккурат в то место, где под водой скрылся поверженный змей. Предание рассказывает, что еще многие десятилетия, когда уровень воды в реке опускался, над водой торчали огромные ребра убитого чудовища.

    9. Русалка в Свислочи.

    Где–то в XVI веке в Минске жила прекрасная шляхтянка. Что ни день, в дом красавицы, что стоял на перекрестке улиц Подгорной и Францисканской (нынешние Карла Маркса и Ленина) приезжали сваты, но она всем отказывала, претенденты казались ей недостойными. Как водится, в девушку влюбился молодой, красивый, но бедный шляхтич. Долгое время ходил он к ней, но так и не добился взаимности. Та прямо сказала, что за бедняка не пойдет. И вот однажды, зайдя в очередной раз к своей зазнобе, парень увидел ее в объятиях некрасивого, глупого, но богатого горожанина. Юноша не на шутку разозлился. Дождался, пока соперник уйдет, схватил прагматичную красавицу и утопил ее в Свислочи.

    Вскоре после этого в реке появилась обворожительная русалка, которая лунными ночами заманивала в воду проходящих мимо мужчин и топила их в глубоких омутах. Поговаривали, что русалка эта и есть утопленная красавица, которая в силу своей злобной натуры продолжала мстить мужчинам.

    10. Дом с приведениями.

    В XIX веке в здании по улице Зыбицкой (нынешняя Торговая, 27) жил купец. У купца были две родные дочери и одна приемная. Девушки подросли, им надо было дать соответствующее образование. Купец нанял гувернера — красивого образованного молодого человека из бедной семьи. Все три дочери мгновенно в него влюбились. Ответные чувства у гувернера проснулись к приемной дочери. Понимая, что купец на неравный брак согласия не даст, молодые люди решили сбежать.

    По плану молодой человек с лошадьми ждал свою возлюбленную недалеко от дома. Но сводные сестры, узнав о намечающемся побеге, связали пытавшуюся скрыться девушку и посадили в подвал до вечера, когда должен был прийти отец.

    По трагической случайности как раз в это время (а дело было весной) вода в Свислочи поднялась настолько высоко, что затопила подвал. Связанная девушка утонула. Прождав час, парень понял: что–то не так, и направился в дом. Увидев бездыханное тело своей возлюбленной, он впал в неистовство и убил двух сестер, а после повесился сам. По преданию, привидения всех участников этой драмы до сих пор обитают в стенах дома.

    11. Крокодилы из Татарского болота.

    Впервые о «крокодиле» упоминает немецкий дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке посещал наши края. В своих «Записках о московских делах» он вспоминал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств «каких–то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45 — 60 см) в длину».

    В Минске, в Татарском болоте (на месте нынешнего Дворца спорта), действительно водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ.

    12. Белая панна Кальварии.

    Примерно в конце XIX века, поздней осенью, умерла молодая паненка. Ее решили похоронить на Кальварийском кладбище. Положили в гроб, отпели, замуровали в склепе. Но оказалось, что паненка не умерла, а уснула летаргическим сном. Проснувшись, девушка так и не смогла выбраться из заколоченного гроба и в муках погибла. С тех пор ее привидение в поздние ноябрьские ночи на протяжении века бродило по кладбищу. Призрак исчез лишь после того, как вандалы разрушили склеп. Хотя до сих пор некоторые полуночники, которые прогуливались возле кладбища, утверждают, что видели странную белую фигуру, бродившую между могилами.

    13. Призрак ратуши

    Случилась эта темная история в XVIII веке. У Кароля Радзивилла был друг и дальний родственник Михал Володкович, который хотел стать членом Минского магистрата. Этот человек был разгильдяем, пьяницей и бабником. Естественно, что с такой славой в ратуше его никто не ждал. Володкович обратился за помощью к своему родственнику и собутыльнику, и тот решил проблему кардинальным способом. Радзивилл приехал в Минск с солдатами, вошел в магистрат, и в одночасье непутевый товарищ получил вожделенную должность. Несмотря на свой новый солидный статус, новоявленный член магистрата продолжал творить одно безумство за другим. То саблей в присутственном месте, подвыпив, махать начнет, то проповедь ксендзу сорвет, устроив бесплатную раздачу вина у входа в храм.

    Городские власти долго терпели выходки самодура, зная о высоком покровителе злодея, который в любом случае вытащит его из тюрьмы. Но однажды чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володковича схватили и практически без суда и следствия приговорили к расстрелу. К ничего не понимающему Володковичу в темницу пришел священнослужитель и предложил покаяться, мол, этого достаточно, чтобы его простили. Но бедолага, то ли чувствуя собственную безнаказанность, то ли считая, что его разыгрывают, извиняться отказался. Сразу после этого Михала вывели в парк возле ратуши и расстреляли. Говорят, что душа злодея еще долго появлялась по ночам возле ратуши и требовала справедливого возмездия. Ратушу уничтожили, а сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что призрак появился опять.

    14. Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили.

    На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

    Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Последние жрецы этого капища, отец и сын Севастеи, жили еще в начале XX века. И капище в Минске действительно существовало. Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.

    Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в музей валунов, что в микрорайоне Уручье.

    Самые интересные статьи:

    Похожее

    ezoterik-page.com

    Легенды и мифы белорусских городов - 5

    Легенда аб узнікненні Браслава. (па кн.: Легенды і паданні. Мн., 1983, С. 266 – 267)

    Некалі, даўно–даўно, сярод блакітных азёр, на вялікай гары стаяў прыгожы горад, умацаваны башнямі. А сярод горада ўзвышаўся замак. Жыў у гэтым замку багаты князь Дзвін. У бітвах ён заўсёды перамагаў ворагаў, усе ў замку дрыжалі перад ім. Багацце, слава, улада – усё ў яго было, але князь сумаваў. Усе ведалі: ён хмуры і злосны таму, што няма ў яго сына. Канчаўся слаўны род Дзвіна.          

    Была ў яго  прыгожая дачка Дрыва, якую кахалі тры маладыя князі – Снуд, Ноў і Брас.

    Аднойчы князь Дзвін са сваёй дружынай адправіўся ў паход. Дома засталася Дрыва са сваёй маці Друйкай. Дрыва пацяшалася з маладых князёў. Яна сказала ім, кожнаму паасобку, што пойдзе за таго, хто свой меч у саперніку пакіне. Снуд і Ноў рашылі забіць Браса. Яны зрабілі засаду на дарозе, па якой Брас павінен быў везці падарункі для князёўны. Брас нібы прадчуваў нядобрае і з падарункамі  да Дрывы ў той вечар паслаў свайго слугу. Снуд і Ноў думалі, што забілі Браса, а яны забілі слугу. І накіраваліся ў замак. Але браты ведалі аб жорсткай умове князёўны: у жывых павінен застацца толькі адзін. Зноў зазвінелі мячы. Снуд трапіў у самае сэрца Нова, але і сам хутка памёр ад ран. Так загінулі абодва князі. Брас даведаўся пра гэта і прыехаў у замак. Дрыва выбегла яму насустрач: “Любы мой, - сказала яна, - бой закончыўся, браты твае загінулі.”

    Паглядзеў на яе з пагардай горды Брас і адказаў: - “Злосная княжна! Тваё каханне мне не патрэбна.”- і пайшоў.

    Прыгажуня Дрыва выбегла з замка і кінулася ў возера. Не вынесла вялікага гора яе маці і таксама хутка памерла.

    Праз некаторы час вярнуўся з паходу князь Дзвін, але і ён нядоўга пражыў. Горадам кіраваць застаўся князь Брас. Слаўны гэта быў князь, вельмі справядлівы, але ўсё жыццё пражыў адзін.

    Хочацца верыць: мабыць і праўда кіраваў тут некалі магутны князь Дзвін, і была ў яго дачка Дрыва, якую кахалі тры маладыя князі Снуд, Ноў і Брас. Ці не іх імёны жывуць у назвах самаго горада Браслава, рэк Дзвіны, Друйкі, азёр Дрывяты, Снуды, Навяты…

    anna-minsk.livejournal.com

    Мифы и легенды Беларуси: Друцкая земля

       Собранные легенды и предания записаны из первых уст старожилов Толочинского района. Некоторые из них обработаны талантливыми представителями местной интеллигенции. Не одно поколение было выращено с памятью о наших предках, дорогих сердцу местах, где жили мужественные богатыри, патриоты, бунтари, крестьяне-труженики, милосердные и доброжелательные люди.

    Легенда Борисо-Глебского источника

       Очень давно у небольшого родничка стояла Борисо-Глебская церковь и рос старый могучий дуб. Местным жителям на этом дубе являлась икона с изображением святых Бориса и Глеба. Воду в роднике называли «святой», ибо кто выпьет, или омоется ею, отходил здоровым, сильным и помолодевшим. Сюда приходили паломники, окроплялись «святой» водой, молились. Омывали ею скот.

       После икона была перенесена в церковь. Если в церкви проводилась служба, со всех сторон съезжались сюда люди, ведь это место, считали они, оберегало от всех болезней. Перед уходом домой каждый старался припасть губами к коре дуба. Считалось что у того, кто прикоснется к ней, никогда не будут болеть зубы. Но вот однажды недалеко проезжал чванливый пан. Он стал смеяться над людьми, которые верили в чудодейственную силу. Здесь случилось необъяснимое. Небо заволокли темные тучи, грянул гром, ударила молния.

       И в один момент не стало ни церкви, ни дуба, ни родничка. Сколько потом не старались люди откопать источник, но долго не могли напасть на его след. Через некоторое время на месте чудодейственного источника появилась канава, только вода уже не била холодным потоком и не лечила от всех болезней, а текла медленно и спокойно.

     Борисо-Глебская церковь

       Родничок не дает о себе забыть и по сей день. Даже в самую невыносимую засуху вода в нем всегда холодная и прозрачная как слеза. На месте старого дуба выросли новые, ровные дубочки. Со всей окрестности идут сюда люди, чтобы набрать «святой» воды, отдохнуть под кронами молодых дубов. Родничок находится между деревнями Серкавицы и Яново, направо от дорог Толочин–Сенно.

    Маркин водоворот

       Откуда пошло это название? Жил здесь когда-то в деревне Марк. Он был трудолюбивый парень. Встретил он красивую девушку, и они поженились. У них родилось двое детей. Дружно они жили, любили друг друга.

       Но его жена умерла совсем молодой. Однажды Марк на посиделках увидел одну девушку, она ему понравилась. Ну и она тоже на него глаз положила. И они решили вместе жить. У них еще двое детей родилось. Жена его, Арина, жалела своих и его детей, не делила их на своих и чужих. Был у них участок земли, одну полосу они сеяли под картофель, а вторая была под траву и как раз доходила до речки.

       В том месте, где она примыкала к речке, был водоворот — глубокое место реки. Все, кто шел туда купаться, говорили так: «Пойдем на Маркин водоворот». Так бы и жил Марк с семьёй, если бы не война. Как пошел Марк на войну, там и остался, погиб. Арина одна осталась с маленькими детьми.

       Кончилась война, выросли дети Марка, родились внуки, а водоворот как был Маркин, так и по сегодняшний день и остался. Вот так.

    Шульцы

       Некогда рос на одном месте густой лес. Но появились здесь люди. Все с топорами. Значит, лес будут возить. За старшего у них был немец по фамилии Шульц. Говорили, очень хороший был он человек. И поможет, и не очень ругается. И все в лес шел. Это чтобы не искать утром место для вырубки.

       Говорят, что съел его медведь. Жалко было его. Кто остался здесь жить, так и назвали деревню Шульцы.

     

    Нарцизово

       Жил здесь в Ламинщине пан Ламинский. У него было три дочери. Одну звали Нарцизой. Она была очень красивой. Ее полюбил парень с хутора Литвиновка. Пан сам был не богат, но дочь не хотел отдавать за бедного. Барышня с парнем убежали в лес. А там болото! Там они и погибли. Пан любил дочь, поэтому назвал поместье Нарцизово.

       Кто его знает, правда ли это. Говорят, что вообще деревню переименовали в 31 году из-за прекрасных цветов. Пусть будет так же красиво.

    Популярные материалы:

    lignum-eco.by


    Цельнозерновые злаковые
    Жиры
    Овощи
    Фрукты
    Напитки
    Физическая активность