НОВОСТИ |
53 Памятники архитектуры Республики Башкортостан. Памятники архитектуры уфыПамятники архитектуры города УфыПамятники архитектуры города УфыПамятник Александру Матросову — скульптура Герою Советского Союза А. М. Матросова, установленная в Уфе в парке им. В. И. Ленина. Автором памятника выступил скульптор Эйдлин Л. Ю., архитектором — Грибов А. П. Проект памятника был обсуждён в сентябре 1949 г. известными скульпторами страны и рекомендован к реализации в металле. Скульптура была отлита на ленинградском заводе «Монументскульптура». Памятник Герою Советского Союза А. Матросову был установлен в Уфе 9 мая 1951 г. в парке, переименованном в честь героя. Памятник выполнен из бронзы, установлен на постаменте из розового гранита. Он представляет собой фигуру высотой в 2,5 метра в полный рост, в движении вперед, с автоматом в руках. На голове солдата — каска, поверх обмундирования — плащ-палатка. Надпись на постаменте гласит: «Герою Советского Союза Александру Матросову». Первоначально памятник был установлен на центральной аллее. Позднее, на рубеже 1970-80-х гг. в связи с переименованием парка им. А. Матросова в парк им. В. И. Ленина памятник был перенесён на территорию Школы МВД. Примерно тогда же был открыт новый памятник А. Матросову и повторившему его подвиг М. Губайдуллину в парке Победы.Однако затем памятник вернули обратно в парк, но он был установлен уже не на центральной аллее, а немного в глубине парка.
Мраморная скульптура Ф. И. Шаляпину установлена в Уфе рядом с Уфимской государственной академией искусств им. Загира Исмагилова (ранее — здание Дворянского собрания Уфы) на улице Ленина, напротив Башкирского театра оперы и балета, где певец дебютировал 18 декабря 1890 года.Памятник выполнил художник-монументалист Рустэм Хасанов, архитектором памятника выступил К. Донгузов. Торжественное открытие памятника состоялось 12 июня 2007 года. По словам скульптора, он создал образ талантливого баса, отражающий его юность. Когда Шаляпин начал выступать в уфимском театре, он был молод и никому не известен. Поэтому мраморная фигура замерла в трепетном ожидании реакции публики. Художнику хотелось изобразить не популярного и уверенного в себе артиста, а только нащупывающего творческий путь, который, волею судеб, начался у Шаляпина в Уфе.
Памятник Салавату Юлаеву. Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая в Уфе. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Изображение памятника есть на гербе Башкортостана. Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров. В 1970 году Сосланбеку Дафаевичу Тавасиеву была присуждена Государственная премия СССР. Модель памятника, выполненная в натуральную величину из гипса, была закончена к 1963 году, прошла обсуждение специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По замечаниям уфимцев скульптура была доработана.Скульптура отливалась полтора месяца на Ленинградском заводе «Монументскульптура». Для упрочнения скульптуры внутри нее была установлена стальная рама, заделанная основанием в железобетонный постамент и пропущенная через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.
Памятник Мифтахетдину Акмулле установлен в Уфе напротив Башкирского государственного педагогического университета. Памятник Мифтахетдину Акмулле был установлен 8 октября 2008 г. Для создания памятника в 2006 г. был объявлен конкурс, приуроченный к 175-летию поэта-гуманиста. Всего на конкурс было подано 16 работ. В результате лучшим эскизом был признан проект архитектора Дамира Магафурова и скульптора Владимира Дворника. Памятник установили напротив педагогического университета, который тоже носит имя тюркского просветителя. Монумент был сделан так, чтобы находиться на одном уровне со зрителями, которые могут присесть рядом и быть в окружении композиции. По словам скульптора Владимира Дворника,идея памятника состоит в том, что Акмулла после долгой дороги приходит в селение. Там он видит родник и направляется к прохладному источнику, чтобы утолить жажду и отдохнуть после утомительного пути. В это время к нему подходят мальчик и девочка. Акмулла достает книгу и начинает рассказ, а дети завороженно слушают просветителя. Чтобы точно воспроизвести этот момент, мы посадили у памятника ивы и сделали родник.
Мемориал «Скорбящая мать» установлен в Уфе, в районе Черниковка на ул. Комарова, у Парка Победы, и посвящён воинам-уроженцам Башкортостана, погибшим в локальных военных конфликтах.Мемориал был установлен 25 октября 2003 года. Автором мемориала является Николай Александрович Калинушкин (25.01.1948 — 20.05.2004). Эскиз памятника был создан в 1998 г. после завершения строительства Парка Победы. Памятник являет собой портал, стилизованно напоминающий силуэт дома культовой постройки(мусульманской и христианской), в котором на небольшом постаменте установлена бронзовая скульптура Матери. На фронтоне, в верхней части портала, размещены стеклянные тонированные полосы бледно-розового цвета. Рядом с памятником установлены две стелы из 60 плит черного гранита — габбро с высеченными фамилиями 685 уроженцев Башкортостана, павших в «горячих точках» мира с 1951 года.
Памятник Николаю Францевичу Гастелло установлен в Уфе в одноимённом сквере на Сельской Богородской улице в Калининском районе города.Советский военный лётчик Николай Гастелло 26 июня 1941 г. совершил подвиг, направив свой подбитый и горящий бомбардировщик на механизированную колонну врага. За это 26 июля 1941 г. он был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. 8 мая 1985 г. в канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне в Уфе был торжественно установлен памятник герою. Автором памятника выступил Александр Иванович Панов. Рабочая модель памятника была принята художественным советом Башкирского республиканского отделения Художественного фонда годом ранее. Николай Гастелло изображён в полный рост в лётной форме и шлемофоне. В руках он держит карабины парашюта и готов к выполнению боевого задания. Фигура лётчика выполнена из чёрного гранита, её высота составляет 3,3 м. Памятник установлен на постаменте высотой 2 м из гранитных плит. На постаменте металлическими буквами выложена надпись «Николай Гастелло», а выше них — изображение Золотой Звезды из металла. Площадка вокруг памятника выложена серыми гранитными плитами.Помощь в создании памятника скульптору оказал лётчик, дважды Герой Советского Союза Муса Гареев, который для достоверности создаваемого образа лётчика предоставил автору памятника свои военный летный комбинезон, шлем и кобуру с наганом.
Монумент Дружбы — памятник в городе Уфе, посвящённый 400-летию присоединения Башкирии к России. Установлен на Первомайской площади. В 1974 году Советом Министров РСФСР монументу Дружбы был придан статус памятника государственного значения. Ранее на месте нынешнего монумента Дружбы располагался деревянный Уфимский кремль, сгоревший во время одного из крупных пожаров. Позднее здесь была возведена Троицкая церковь, закрытая в 1930 году и взорванная в июне 1956 года. В 1957 году торжественно отмечалось 400-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Русского царства. В этом же году, 14 июня, состоялась закладка памятника, на месте которого была установлена мраморная плита с надписью:«Здесь будет сооружён монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству» Однако даже проектирование памятника началось только через 4 года, а его открытие состоялось только 7 августа 1965 г. Авторами памятника выступили московские скульпторы М. Ф. Бабурин и Г. П. Левицкая, а также архитекторы Е. И. Кутырев и Г. И. Гаврилов. Сами скульптуры были отлиты на ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Символами идеи дружбы выступают две высокие вертикальные стелы, выполненные из розового гранита. Эти стелы имеют форму меча, рукоятью закопанного в землю. Их высота составляет 35 м.В основании памятника находятся бронзовые скульптуры двух женщин, которые сидят по обе стороны от стелы полуоборотом друг другу. В руках у скульптур, изображающих Россию и Башкортостан, символы мира — лавровые венки. На монументе высечены годы «1557 — 1957» и надпись:«Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов»Кроме того, чугунные барельефы на монументе изображают момент принятия башкирскими биями русского подданства, рукопожатие русского и башкирского рабочих, символики строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры — всего около 40 фигур. Памятник имеет очень массивный фундамент диаметром 13 и высотой 6 метров. Прототипами женских фигур выступили реальные женщины: русская женщина создавалась скульптором Бабуриным со своей дочери, а башкирская — с Зухры Муратовой, которая позировала для памятника 4 месяца. От реки Белой к подножью памятника ведёт лестница в сто ступеней, выполненная из гранита. В 2006 году в период проведения «Года благоустройства Башкирии» и к 450-летию вхождения Башкортостана в состав России была проведена реконструкция монумента Дружбы и облагораживание прилегающей территории. opekaufa.ru Памятники архитектуры Уфы / ИмхомирВсе записи с тегом:
imhomir.com Уфа. Достопримечательности: архитектурные сооружения и памятникиОдним из привлекательнейших городов является столица республики Башкортостан – Уфа. Население ее составляет чуть более миллиона человек. Данный населенный пункт раскинулся на берегу реки Белой, в 100 километрах к западу от хребтов Башкирского Урала. Он официально разделен на 7 административных районов. Здесь огромное количество интереснейших мест, которые заслуживают внимание. Приехав в город Уфа, достопримечательности можно встретить в каждом из районов. Однако туристы начинают осмотр с архитектурных сооружений. Это преимущественно памятники 18-19 столетия. Безусловно, огромное их количество переоборудовано в государственные и общественные учреждения в период антирелигиозного советского периода. Приехав в город Уфа, достопримечательности - религиозные сооружения, которые заслуживают внимания, - еще можно увидеть, хоть и не в большом количестве. Одним из ярких зданий столицы Башкортостан является мечеть Ляля-Тюльпан. Сразу бросаются в глаза высокие минареты. Здание оформлено в современном стиле с использованием белых и красных красок. Не менее впечатляющим сооружением является Свято-Сергиевский кафедральный собор. Данная церковь построена из дерева. Она установлена на каменном фундаменте и датирована 1868 годом. Это религиозное сооружение не закрывалось даже в советский период. Что еще может предложить для осмотра г. Уфа? Достопримечательности религиозного плана включают в свой список и Покровский храм, построенный в 1847 году на месте двух деревянных. Заслуживает внимания Крестовоздвиженская церковь. На ней установлено восемь крестов, изготовленных из зеркального стекла, которое крепится на чугунные рамки. Уникальной особенностью храма является то, что он имеет три престола. Его ценностью являются превосходные иконы, написанные в древнегреческом и древневизантийском стиле. Но и на этом не заканчиваются религиозные сооружения, которыми славится Уфа. Достопримечательности можно дополнить таким зданием, как церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После закрытия верующим она была возвращена лишь в начале 90-х годов. Интерес представляет и Семионовская церковь, здание которой заложено в 1902 году. Среди других религиозных сооружений нельзя не вспомнить о Соборной мечети. Наряду с архитектурными памятниками есть и ряд других интереснейших мест. Достопримечательности Уфы, фото которых представлены, можно дополнить осмотром новой яркой детали городского ландшафта, сооруженной при помощи голландских мастеров. Это цветочная скульптура с пчелой, которая символизирует медоносную республику. В зимнее время этот шедевр не демонстрируется. Помимо вышесказанного, в городе много всевозможных памятников, среди которых наиболее величественный поставлен Салавату Юлаеву. Он же изображен на гербе республики. Открытие статуи произошло в 1967 году. Интересным будет Село Ахуново – мегалитический комплекс, состоящий из 13 менгиров различной высоты. Помимо скульптур и памятников, которые представляет своим гостям Уфа, достопримечательности включают в свой список уникальные места, созданные самой природой. Наиболее значимым среди них является Башкирский государственный природный заповедник, созданный в 1930 году. Он раскинулся на западном склоне Башкирского Урала, в южной его части. Занимает несколько хребтов. Помимо этого, на реке Белой в заповеднике Шульган-шаш можно посетить Капову пещеру, которая славится наскальными рисунками первобытного человека. fb.ru Достопримечательности УфыТеатры УфыЕсли спросите местного жителя о том, на что следует посмотреть, то велика вероятность, что вас отправят к Башкирскому Государственном Академическому Театру Драмы имени Мажита Гафури. Построили его еще в начале 20-го века, но не при царе, а чуть позднее, в 1919-ом году. Если соберетесь на то или иное выступление, помните: все здесь проходит исключительно на башкирском языке. Не меньшей популярностью пользуется Башкирский Государственный Театр Оперы и Балета (Народный Дом Аксакова), открывший свои двери в 1938-ом году. Само здание признано памятником истории и архитектуры 20-го века. К слову, построить его приняли решение еще в 1909-ом году. Собирали деньги на театр по всей России. Тогда же заложили первый камень Аксаковского народного дома (именно такое наименование имел будущий театр в то время).В 1914-ом году большая часть строения была уже готова, тогда тут размещалась библиотека. Впоследствии, после революции тут располагались и госпиталь, и драматический театр и даже театр кукол. Еще одним важным театром Уфы является Государственный Академический Русский Драматический театр Республики Башкортостан. Он очень старый, его история начинается еще в 19-ом веке. В 1861-ом году было построено первое театральное здание в городе, деревянное, на 400 мест. В 1875-ом возвели еще одно, но также деревянное. Наконец, один из самых красивых театров был построен тут в 1894-ом году. Увы, до наших дней он не дожил, его снесли в 1991-ом году... Культурные традиции всех этих "заведений" сохранились и в современном здании. К сожалению, несмотря на его значимость, красивым его не назовешь. Также интерес может вызвать Уфимский Государственный Татарский Театр "Нур". Впрочем, не театрами едиными. В Уфе располагаются и весьма колоритные кинотеатры, известные, как "Родина" и "Победа". Архитектурные достопримечательности, вне всяких сомнений. Есть тут и цирк в классической коммунистической традиции, 1968-ого года "рождения".Исторические здания УфыРазумеется, есть в Уфе и множество исторических зданий. Например, очень внушительно выглядит местный Дом Офицеров, построенный в 1904-ом году. Внутри, к слову, стоит бюст Жукова. Архитектурным памятником является и дом Поносовой-Молло, построенный в 1910-ом году купцом Манаевым для купчихи Поносовой-Молло. В 1980-ом году здание отреставрировали. Сейчас это археологический музей. Памятником архитектуры местного значения является и Дом Губернатора, возведенный в 1832-1838-ом. Отреставрировали его в 2001-2002-ом. Образец изобразительного модерна, Дом Костерина и Черникова, был построен в 1907-ом году. Отреставрировали его сначала в 1985-ом, а затем в 2006-ом. Между в 1844-ым и 1856-ым строилось Здание Депутатского Дворянского Собрания (работал с 1867-го по 1917-ый). Крестьянский Поземельный Банк построили в 1906-ом году в стиле модерн с элементами русского и романского стилей. Памятник истории и архитектуры. Обратите внимание на Реальное Училище, в котором в начале 20-го века изучали точные науки.Современные здания УфыРазумеется, есть тут и современные здания, которые также заслуживают внимания. Например, Железнодорожный Вокзал, построенный в 19-ом веке, но, разумеется, перестроенный впоследствии. Уфимская телебашня, конечно, не Эйфелева башня, но также весьма впечатляет (высота 192 метра, в Ростове-на-Дону у нас повыше, 195 метров). А вот так выглядит здание УралСиба. Строительства внушительного конргесс-холла завершили в 2007-ом году. А вот Уфимский Дом Правительства. И Дом Профсоюзов. А еще в Уфе обнаруживаются весьма любопытные восьмиэтажки.Церкви УфыПокровская Церковь: 1817-1823 год, построена в стиле Русского Классицизма. Рождество-Богородицкий Храм: Заложена в 1889-ом году, впоследствии реставрировалась. Богородско-Уфимский Храм: Основали в 1621-1622-ом (но кирпичное здание появилось лишь в 19 веке), в 1933-ем году обезобразили. А уже в наше время восстановили. Часовня Святого Источника: Деревянная часовня была возведена в 17-веке, а каменная в самом начале 19-го. В 1944-ом была разрушена, а восстановлена в 1993-ем.Мечети УфыВ Уфе, разумеется, есть и мечети. Пожалуй, самой красивой можно назвать Мечеть Медресе Ляля-Тюльпан, открытая в 1998-ом году. Это своеобразный культурный мусульманский центр города. Весьма красивой представляется и мечеть Ихлас, возведенная в 2001-ом. Соборная Мечеть в селе Алексеевка (2004-ый год). И, наконец, расположенная на берегу озера мечеть Мунира (2011-ый год).Парки УфыЕсли же вы соберетесь отправиться отдохнуть в один из парков Уфы К вашим услугам:
Музеи УфыСреди музеев Уфы выделяется Республиканский Музей Боевой Славы на улице Комарова, открытый в 55-год с момента окончания ВОВ. Есть здесь, куда пойти, и любителям "тяжелой музыки". Музей рока к их слугам. И тут обнаруживается огромная коллекция фотографий, пластинок, инструментов, начиная с 70-х годов прошлого тысячелетия. Есть в Уфе и Музей Леса, и Музей Кино и даже Музей Связи.
Памятники УфыПамятников в Уфе, как и в любом другом городе России, много. Но есть весьма необычные. Например, тут возведен монумент подопытным животным. А есть еще и памятник дворнику. А также монумент "Дом Куницы". Отдали в Уфе дань памяти репрессированным немцам. А также жертвам политических репрессий. А вот так выглядит памятник Мифтахетдину Акмулле, поэту-просветителю 19-го века. Разумеется, тут полным-полно памятников деятелям СССР. А также есть памятник Маяковскому. Выглядит он следующим образом. Монумент Дружбы в таком многонациональном городе также обязателен. Оказавшись в городе, оцените памятник Салавату Юлаеву (поэту и герою крестьянской войны 18-го века). К слову, если захотите расположиться неподалеку, то советуем вам Гостиницу Волна, которая как раз располагается недалеко от памятника (около 20 минут пешком). Цены здесь невысокие, а уровень обслуживания весьма впечатляющий. До большинства других достопримечательностей Уфы также не придется долго добираться, так как отель располагается в самом центре. Также обратите внимание на местный ипподром и ботанический сад, работающий с 1932-го года.www.mytravelnotes.ru Памятники архитектуры Уфы разрушают! - АРХЗАЩИТА УФЫДома – памятники архитектуры дореволюционной застройки в Уфе уничтожаются. С 2000 по 2010 г. снесено более 100 крепких домов XIX-началаXX вв. Между тем в соседних городах памятники охраняются и реставрируются. Основная причина сносу старинных домов-памятников – погоня застройщиков за сверхприбылью от строительства в историческом центре Уфы. Но часто можно видеть и просто халатность в отношении домов-памятников, которым требуется реставрация. В 2010 г. снесены большой и красивый, крепкий дом-памятник - госпиталь ветеранов войн на ул.Владивостокская, 2: Снесен этот небольшой каменный дом на ул. Пушкина, 130/1 (на фото он слева, белый): Разрушено крепкое старинное здание и ограда поликлиники № 2 на ул. Пушкина, 97 (бывший особняк Ляховых). Оставили только его фасад, убого встроив в стену нового комплекса:
Пройдя по историческому Центру, можно предположить, что некоторые дома-памятники, существование которых мешает осуществлению планов застройщиков, но которые олицетворяют собой историческое лицо Уфы, стоят первыми номерами в реестре исторических памятников и поэтому не могут быть снесены, намеренно доводят до ветхого состояния; а затем, когда дом примет неприглядный вид, его уже легче признать аварийным, не подлежащим восстановлению и снести. Приведем примеры. Ул. Карла Маркса, 13 и 15 (бывшие гостиница "Эрмитаж" и доходный дом Виденеевых). Так было в начале XX в.: Так стало через 100 лет (вид со двора): Здания в самом центре города, представляющие облик Уфы на всех дореволюционных фотографиях, стоят без крыши уже 8 лет. Возможная причина выселения – обрушение части крыши одного из зданий. Части крыши, но не стен! За это время ничего не было сделано для восстановления здания. Дом закрыт от глаз огромным полотнищем. Без крыши здания постепенно разрушаются силами природы, а также вандалами. Вдруг почему-то оказались сильно разрушены стены. Можно усомниться, что такие разрушения толстых кирпичных стен могли произойти сами собой, возможно, стены ломают намеренно, чтобы ускорить процесс разрушения. Ул. Зенцова, 38 – бывший дом Тикунова. То же самое. После пожара стоит без крыши 13 лет и постепенно разрушается. Не принимается никаких мер хотя бы к консервации здания. Ул. Чернышевского, 71, 73, 75 - бывшие дома Шамовых, Вавиловых, Ахтямовых. Красивые и крепкие дома выселены. В некоторые комнаты сейчас открыт свободный доступ. Распахнута дверь в подъезд со стороны улицы. Естественно, при этом дома разрушаются вандалами. Их стены разрушаются не сами собой. Внутри шикарных памятников – мусор и нечистоты. А ведь именно в этом месте можно было бы открыть музей Уфы, которого не хватает городу! Ведь Национальный музей РБ не может широко представить узкую для него городскую тематику. Кстати, городские музеи есть почти в каждом старинном городе по соседству, например, в Елабуге, Сарапуле… В музее можно было бы поместить планы и макеты исторической части Уфы, в изобилии - старинные фото, предметы быта и обстановки купеческого жилья, даже что-то из транспорта во дворе. Наверняка эта экспозиция вызывала бы большой интерес населения. Ул. Аксакова, 81 – бывший доходный дом Кочкина. После пожара 7 лет стоит пустой. Ул. Карла Маркса, 8 – бывший Полежаевский пансион. Нормальное здание после выселения разрушается, наверняка не без участия людей. Может быть, специально? Ул. Фрунзе, 57 (ул. Цюрупы, 7) – бывший особняк Россинских. Прикрытый забором и полотнищем, дом разрушается уже 6 лет. Его уже нет на вышедшей карте города 2012 г. Коммунистическая, д. 17а (д. 13?) – бывший дом Тихониных. Старинный дом несколько лет стоит выселенный и разрушается. Ул. Октябрьской революции, 37а - Спасский храм. Один из старейших памятников Уфы. Начатое восстановление храма в полном виде прервано. Здание, по-видимому, вообще никогда не реставрировалось. Появляются трещины в стенах. Храм постепенно сползает в овраг позади. Ул. Алтайская, около д.1 - первая водонапорная башня. Затем в ней была обсерватория. Сейчас здание брошено и разрушается. Ул. Ленина 20/1 – бывший лабаз усадьбы Скрипова. Не видно никаких следов хотя бы одной реставрации за 100 лет.
Ул. Владивостокская 4/3 - служебные строения губернской психиатрической больницы. Здания расположены в закрытой зоне, зарастающей кустами. Несколько старинных домов практически брошены, не реставрировались. Ул. Чернышевского 121 - Вахмянинская баня. Разрушается уже 4 года. Ул. Гоголя, 76 (стена и служебные строения казарм внутренней стражи). Один из самых старых памятников Уфы (начало XIX в.) погибает. Никогда не реставрировались, только реконструировались (заложены проемы), что в значительной степени обезобразило местами величественных облик кирпичных стен. Левая казарменная стена с подсобными постройками уже снесена в этом году. Рядом вырыт огромный котлован. Следует опасаться полного сноса комплекса, включающего в себя стены с караульными и подсобными помещениями, сами казармы (Гоголя, 78 и Карла Маркса, 55/2) и старинное кирпичное здание Достоевского, 54). Между тем, в этом комплексе можно было бы сделать, например, военный музей РБ. Неужели можно относиться к нашей истории так наплевательски? Ведь безусловно есть способы, не тронув историческое наследие, и облагородить облик города, и произвести застройку. Примеры можно найти у соседей. В Оренбурге и Елабуге вся дореволюционная застройка полностью (!), я не преувеличиваю, сохранилась в историческом центре города! На каждом доме - памятная табличка. Все дома хорошо реставрированы: Оренбург Елабуга В Сарапуле также все сохранено, хотя многие памятники там не в самом хорошем состоянии, но законсервированы и ждут реставрации, а не сноса: Сарапул Не плохи дела с сохранением исторического наследия и в совсем близких к Уфе Бирске и Стерлитамаке: Бирск Стерлитамак Историческое наследие не нужно только в Уфе? archdefence-ufa.livejournal.com 53 Памятники архитектуры Республики Башкортостан » СтудИзбаПамятники архитектуры Республики Башкортостан На территории республики насчитывается свыше 300 зарегистрированных памятников, представляющих архитектуру республики с середины XVIIIв. Архитектурных сооружения предыдущих эпох почти не сохранились. В 1990г. при Министерстве культуры БАССР создан научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, целью которого является выявление, изучение и регистрация памятников архитектуры республики, подготовка базы для проведения реставрационных работ. В архитектуре Башкортостана преломились все известные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются нижеперечисленные здания. Верхоторский медеплавильный завод. Один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. 3авод представляет собой архитектурно-промышленный комплекс, состоящий из заводских корпусов (1759г., 1867г.), плотины с дамбой, мельницы, школы, детского дома (более поздние постройки), кирпичной фабрики (1895г.), кузницы (1867г.), кирпично-обжиговой печи (1896г.) и госпиталя. На заводской территории при содействии помещицы А.И.Дурасовой в 1788г. была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архитектурный ансамбль завода. В основе ее объемно-планировочного решения лежит классическая схема крестово-купольного культового сооружения. Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского района). Время ее постройки по одним источникам относится к 1776-80гг., по другим - к 1799г.. Построена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Дарьи. В основе объемно-пространственной композиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская школа. В 1991г. церковь отреставрирована и является действующей. В с.Надеждино открыт музей Аксаковых. Никольская церковь (с.Николо-Березовка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по преданию, 4-я со времени существования села, основанного в 60-х гг. XVIв. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был построен в 1810г. на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 придела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816г.), Святителя Николая (освящен вторично в 1881г.), Живоначальной Троицы (освящен в 1882г.). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930г. церковь была закрыта. Торговые ряды (Гостиный двор) находятся на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры регионального значения, отражающий историю градостроительного, архитектурного, экономического и культурного развития города. Построены в 1820 — 36гг. по проекту профессора архитектуры А.И.Мельникова в стиле классицизма, в 1860 — 64гг. были расширены. В 1940 — 43гг. главный архитектор Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты открытой галереи из 28 пилонов слабо выраженного дорического ордера были наглухо заделаны. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой складывался весь планировочный центр города. Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состоит из дворца, выполненного в духе классицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852г.), мечети (1856г.), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потомкам А.И.Тевкелева. В настоящее время здание дворца реставрируется. Дом губернатора (Уфа, ул.Тукаева, 23). Построен в начале 50-х гг. XIXв. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В.И.Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839г., ныне ул.Фрунзе, 45), Мужской гимназии (1830-е гг., ныне ул.Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827гг., ныне ул.К.Маркса, 3) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор. В 80-е гг. XIX в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным залом в центре, что типично для позднего классицизма. Здание Депутатского дворянского собрания (Уфа, ул.Ленина, 14, ныне Уфимская государственная академия искусств) построено в 1856г., автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации к свободному использованию традиционных форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декоративного убранства отличается интерьер здания: парадная 3-маршева лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских заводов, плоские своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет. Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул.Социалистическая, бывшая Бекетовская) представляет образец типичнее зодчества 2-й половины XIXв., построено в 1872 – 74гг. купцом первой гильдии Паршиным. Архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно neреработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной. Усадьба купца П.А.Алексеева (ул.Аксакова, 56). Дома, построенные династией купца Алексеева в 1878г. представляли собой единый архитектурный ансамбль, куда входили медоваренный и медогонный заводы, складские и жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда и вощины. Архитектор неизвестен. Высоким уровнем благоустройства отличалась планировка участка с кирпичными арочными воротами, открытой верандой по типу ротонды и колодцем. Весь архитектурный ансамбль выдержан в так называемом «кирпичном стиле». Дома А.Ногарева (г.Уфа) Архитектор неизвестен. Дома Ногарева, уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представляли собой архитектурно-художественный комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница "Метрополь" по ул.Центральной (ныне ул. Ленина, 10) открылась в 1899г., а ресторан и школа поваров по ул.Пушкинской (Пушкина, 104) - в 1909г. Арочные ворота со стороны ул.Губернаторской (ул.Советская) и ограда как бы замыкают всю архитектурно-художественную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих начала XXв., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого «русского стиля». Дом Е.А.Поносовой-Молло (Уфа, ул.К.Маркса, 6, бывшая ул.Александровская, ныне здание Президиума Уфимского Научного центра РАН). Построен в конце XIXв. по заказу купца С.С.Манаева, по проекту неизвестного архитектора Санкт-Петербургского общества архитекторов. С 1908г. особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле «модерн» в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику основного здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк — замечательный образец усадебной культуры начала XXв., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В начале 1980г. проведена реставрация по проекту архитектора Р.Салимова. Особняк купца М.А.Лаптева (Уфа, ул. Гоголя. 27, ныне Художественный музей М.В.Нестерова). Построен в 1913г. по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизированному ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту изящество архит. отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры XXв. В 1988г. проведена реставрация основного здания. Крестьянский поземельный банк (Уфа, Советская, 14, ныне Национальный музей РБ). Архитектор Друккер Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть построена в 1906г. Вторая половина здания выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны Хакимовская мечеть (Уфа, ул.Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Построена в 1907 — 08гг. купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939г. архитектура утратиласвою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисленных перегородках. Дом П.И.Костерина и С.А. Черникова (Уфа, ул.Пушкинская, ныне ул.Пушкина, 86). Построен в 1907г. по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего «изобразительного модерна». Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 г. произведена реставрация. Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского района) построена в 1914 — 15гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Покровская церковь является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от храмового зодчества и отражают сочетание взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями ХХ в. Здание с 30-метровой колокольней объемно-силуэтной доминантой села. Из истории архитектуры каменных построек культового и мемориального назначения С проникновением ислама в Башкортостан стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) назначения. Древних мечетей не сохранилось, видимо, с самого начала они строились из дерева. Возникновение первых каменных построек культового и мемориального назначения в X-XIIвв. связано с переселением тюркских родоплеменных групп из средней Азии и северного Приаралья на территорию Башкортостана и распространением ислама. Архитектура первых мавзолеев (кэшэнэ) знаменует начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского творчества. Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV - XVвв. Из них первоначальный облик сохранило кэшэнэ, известное в литературе под названием «Мавзолей Турахана», «Дом суда». Он находится близ деревни Нижнее Тирме в Чишминском районе, на старом башкирском кладбище. В 300м к югу от Кэшэнэ стоял еще один мавзолей меньшего размера, от которого остались одни лишь развалины. Мавзолей Тура-хана представляет собой сооружение из грубо обработанных камней. Основание его квадратное, стены через тромпы внутри переходят в восьмигранник, завершающийся двойным (полусферическим внутри и пирамидальным снаружи) куполом. Главный (восточный) фасад оформлен в виде портала со стрельчатой аркой небольшого подъема. С внешней стороны арки сохранилась ниша, в которой, по рассказам жителей, была оформлена орнаментальная вставка. На Южном и западном фасадах – небольшие полуциркульные окна. Весь облик здания производит впечатление необыкновенной прочности и монументальности. Аналогичную архитектуру имел мавзолей Хусейн-бека, расположенный на кладбище Акзират, на окраине железнодорожной станции Чишмы, отличавшийся лишь сравнительно большими размерами (площадь основания 8,4 х 8.4 м). Здание было реставрировано в 1911г. Конструктивно близок описанным мавзолей Бэндэбике у деревни Максютово в Кугарчинском районе Башкортостана. И здесь квадратное основание переходит в восьмигранник и купольное покрытие. Здание обрушилось, и на его месте образовался большой курган. Согласно преданию, Бэндэбикэ была родоначальницей племени. После ее смерти похоронили, как она завещала при жизни, в е доме, построенном из кирпича. В результате раскопок, произведенных в 1968-69гг., в центре помещения была обнаружена могила, в которой погребена сравнительно молодая женщина, страдавшая болезнью шейного отдела позвоночника. Исследователь памятника Н.А.Мажитов датирует его XIV - XVвв. Дальнейшее развитие каменного зодчества в XIV - XVIIвв. сохранившимися памятниками не представлено. Тем не менее, следы построек фиксировались историками XVIII века на реках Уй и Увелька. К ранним формам каменного зодчества относятся также менгиры – каменные столбы, которые играли роль первых монументов и пространственных ориентиров, связанных с кочевым, полукочевым укладом жизни башкир. Менгиры сохранились близ д.Табулды Стерлибашевского района.
studizba.com Уфа. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2013 г.Первое письменное упоминание об Уфе относится к 1586 году, хотя есть предположения, что город на этом месте существовал и во времена Золотой Орды, и ранее. Построена она по просьбе башкир, которые были заинтересованы в развитии своей территории и защите населения. В Уфе стала производиться выплата ясака (дани центральному российскому правительству), для чего ранее приходилось ездить в Казань. В 1819 году утверждён первый генеральный план развития города, а в 1865 году образована Уфимская губерния. В 1930-х годах, в 12 километрах от города, в районе станции Черниковка, был образован промышленный район, который вскоре вошёл в состав Уфы. С 1944 по 1956 годы, он был самостоятельным городом Черниковском, после чего опять соединился с Уфой, существенно увеличив численность её населения. Во время Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы многие предприятия из западных районов страны, сотрудники Коминтерна, Академия наук и Союз писателей Украины. В настоящее время Уфа является крупным промышленным центром, только нефтеперерабатывающих заводов, к примеру, здесь три. Численность населения города 1 миллион 70 тысяч человек. Поезд из Кургана долго тащился вдоль берега реки Белой, причём, по середине склона, откуда далеко было и до воды, и до вершины холма, косвенно подчёркивая, таким образом, его немалую высоту. От железнодорожного вокзала дорога идёт круто вверх. Я собрал велосипед и стал катить его, вместе с укреплённым на нём рюкзаком, перед собой. Никольский вокзальный храм делит с институтом путей сообщения одно здание на двоих. Попадаю в новые районы города. Интересное офисное здание. Я бывал в Уфе в детстве, в качестве участника соревнований "Золотая шайба". Помню, как мы ездили на автобусе по бесконечному проспекту Октября в сторону бывшего Черниковска. Тогда этот район был центром роста. Прошли годы, и он теперь утопает в зелени. Но сохранилось ощущение простора. На одной из остановок общественного транспорта пристёгиваю велосипед и сажусь в автобус, чтобы проехвть в сторону Черниковки. (Фотография, сделана из окна автобуса). В последние годы кварталы массовой застройки разбавлены новыми зданиями. Памятник павшим в горячих точках. Перечислены фамилии всех ребят и приведено стихотворение на русском и башкирском языках "... а матери всему назло в толпе всё ищут наши лица..." Мечеть Ляля-Тюльпан (1998 г). Тюльпаны являются символами весны. О них напоминают бутоны минаретов, каждый из которых вознёсся вверх на 53 метра. Посмотрим с другого ракурса. Молитвенный зал мне не показался вместительным. В мечети работает медресе на 75 учеников. Возвращаюсь назад также на автобусе. Дорога идёт недалеко от берега реки Белой (по-моему, она была не видна). К ней выходит несколько парков, наверное, здесь удобно и комфортно жить, но фотографировать нужно ближе к центру старой Уфы, который теперь расположен отнюдь не в географическом центре объединённого города. Памятник дворнику. Их теперь много в российских городах. Если бы они ещё мести могли... Чисто ли в Уфе? Не сказал бы, что это образец для подражания, но город не из грязных. Аграрный университет. На фоне развалившегося во многих регионах России сельского хозяйства, башкирское выглядит неплохо. По крайней мере, внешне. Климатические условия вполне позволяют ему быть рентабельным. Памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны. А эта современная скульптура немного удивила. Скорее всего, автор предоставил зрителям возможность мысленно закончить сюжет произведения. Удалённый центральный офис банка Уралсиб (штаб-квартира в Москве). Мы в центре. Гостиница "Башкортостан" (1939 г) является крупнейшей в республике. Молодёжный театр расположился в перестроенном здании Дома политического просвещения. Так что, можете заглянуть в Молодёжный... У башкир есть национальный меховой головной убор. Возможно, эти крыши являются попыткой одеть его и на сооружения. Несколько сохранившихся старых домов. В этом, в 1900 году, В. И. Ленин встречался с городскими социал-демократами. Обсуждали создание газеты "Искра". И опять новостройки. Мне понравились. Железный Феликс установлен недалеко от прокуратуры. Кинотеатр "Родина". Такие же здания есть в других городах. В Уфе интересный памятник Ленину. Владимир Ильич присел отдохнуть после напряжённой работы по переустройству мира. Такой вид скульптура приняла в 2011 году. До этого она была иного содержания и изготовлена из более простых материалов. Продолжим осмотр центральной части города. Видно, что у части домов появилась обновлённая кровля. В этот день гуляли выпускники школ. Движение транспорта на нескольких улицах было запрещено или ограничено. Слышалась музыка, кое-где танцевали. Торговые сооружения. В том числе, Гостиный двор (1860-е годы). В таком вагончике пончики, несомненно, вкуснее, чем в обычном павильоне. Символ Уфы - куница и её дом. Показательные выступления мастеров бразильской капоэйры. Среди зрителей композитор З. Г. Исмагилов. Загир Гарипович долгое время руководил Уфимской академией искусств. Башкирский театр оперы и балета был открыт в 1938 году. На его сцене сделал первые шаги известный танцовщик Рудольф Нуриев. Здание было построено в начале XX века (полное окончание работ в 1920 году), как Аксаковский народный дом. Академия искусств занимает здание, построенное для Дворянского собрания (1856 г). В конце XIX века в нём разместилось Общество любителей пения, музыки и драматического искусства, на сцене которого, в 1891 году, впервые выступил перед публикой Ф. И. Шаляпин. Памятник Фёдору Ивановичу установлен в портике слева от здания. Танцы шли и здесь. Похоже, что и преподаватели, и бывшие ученики танцуют вперемешку. Телевизионщики расположились над толпой. Эмоции ожидались нешуточные, поэтому предусмотрели всё. Что-то административное. И нечто старинное. Гимназия. Рядом памятник представителю Золотого фонда отечественной литературы Максиму Горькому, выпускнику российского жизненного университета. Пенсионный фонд. И банк. Двигаемся дальше. Дом губернатора (1838 г). Ныне в нём располагается министерство здравоохранения. Интересно, все ли его службы здесь поместились? Когда-то противники советской власти бросали ей упрёк, часто справедливый, что государственные штаты раздуты. После её падения штаты были...раздуты ещё сильнее. Да так, что теперь в России чиновников больше, чем было в СССР, при том, что численность населения вдвое уменьшилась. А при царе всей губернией управляли отсюда. Что делать? Вернуть царское правление назад? А кто династию тогда начнёт? У Владимира Владимировича сыновей, как известно, нет. Хотя это дело поправимое... Дальше очередной парк с фонтанами. В нём расположилась свадьба. Видимо, невеста слишком рисковая особа, т.к. пригласила столько роскошных красавиц на свой праздник. Отобьют же жениха... Башкирский театр драмы. Гуманитарная академия. Государственный университет. И всё это на высоком берегу, где-то там, вдали-внизу, река Уфа впадает в Белую. На утёсе стоит памятник Салавату Юлаеву, герою башкирского народа и поэту. Высота скульптуры составляет почти 10 метров, а весит она 40 тонн. При этом опирается всего на три точки. С этого места отлично видна здешняя природа. Она мне хорошо знакома, т.к. первые 17 лет своей жизни я провёл в Башкирской АССР. Уральские горы ещё только начинаются протяжёнными холмами, некоторые из которых поросли лесом. Многие склоны испещрены оврагами, которые нарезают ручьи, появляющиеся после ливней и таяния снега. В жаркую погоду сильно пахнет трава, но штиль стоит нечасто, т.к. вечно странствующий ветер забавляется на здешних бескрайних просторах... Всё это я вспомнил, стоя на холме... Уфимский телецентр построен в 1959 году. Программы Центрального телевидения стали транслироваться в республике в 1966 году. Мои родители тогда купили телевизор, одна из первых увиденных мною передач - трансляция футбола СССР - Франция. Многие фамилии наших футболистов запомнились на всю жизнь. Пора поворачивать назад. Дом офицеров. Здание построено купцом А. М. Паршиным в 1904 году. В нём располагались гостиница, ресторан, концертный зал и бильярдная. В 1918 году его избрало для своей резиденцией Временное Всероссийское правительство (Уфимская директория), рассматривавшее себя в качестве преемника Временного правительства, и ставившее своей задачей борьбу с советской властью. Бывшее Реальное училище (1905 г). Ещё три явно старинных сооружения. Снова новое строительство. Всё хорошо просматривается, зелень и здания гармонично дополняют друг друга. Дворец детского творчества. Здание Коммерческого училища (1910 г). Памятная доска сообщает, что в 1941 - 1943 годах в нём работал Исполком Коминтерна. Памятник жертвам политических репрессий. В левом верхнем углу фотографии центральная часть показана крупнее. Для более полного осмотра Уфы у меня, к сожалению, не хватило времени, поэтому многое осталось вне моего внимания. Если Судьбе будет угодно забросить меня сюда ещё раз, то я с радостью восполню этот пробел... Назад Вперёд Перейти к другим рассказам Поддержать рассказ на внешнем сайте boris-mavlyutov.livejournal.com |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |