8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо. Почему учителя не хотят учить детей


Почему учителям некогда учить детей?

Вчера на пресс-конференции, впервые на моей памяти, президенту были заданы вопросы о бедственном положении в системе школьного образования. Услышав в вопросе о большом количестве бумаготворческой работы учителей, президент удивился этому факту, высказал свое неприятие к написанию всевозможных планов и отчетов и поручил разобраться, так ли это на самом деле. Я решил внести свой посильный вклад в борьбу с бюрократическим идиотизмом, парализующим реальную работу учителя.

Когда я заканчивал школу (1983 год) и когда начинал в ней работать учителем (1988 год), школой руководили директор и три завуча (старших классов, младших классов и по воспитательной работе). В школе работала секретарь (ОДНА) у которой была печатная машинка (ОДНА). Бухгалтера в школе не было, он находился в роно, обслуживая пять - шесть (а может, и больше) школ.

Сейчас в каждой школе 4 - 5 завучей, 2 - 3 секретаря с самой современной оргтехникой, 1 - 2 бухгалтера, не считая относительно недавно появившихся в школе социального педагога и психолога, основная работа которых также сводится к составлению всевозможных отчетов. Очень часто секретарские функции выполняют еще и лаборанты кабинетов физики и химии, так как опыты во многих школах давно не показываются, а лабораторные работы проводятся формально. Легко посчитать экономию, которую можно получить в Год бережливости за счет сокращения школьного планктона в масштабах страны.

Кстати, несмотря на большое количество работников школы, занимающихся исключительно бумажной работой, резко возросло количество документов и справок, заполняемых непосредственно учителем.

Еще в конце 90-х годов учитель заполнял классный журнал, в котором записывались темы уроков и выставлялись оценки. В журнале также были: список класса, листок здоровья учеников (его заполняла медсестра), сведения о спортивных секциях и кружках, в которых занимаются ученики, сведения о родителях. От учителя также время от времени требовали в отдельной тетради написать план воспитательной работы и поурочное планирование, что вызывало недовольство учителей. Бессмысленный всеобуч был всегда (бессмысленный потому, что никогда не решал никаких реальных проблем). Все, больше ни одной бумажки, справки, документа от учителя не требовалось, а учителя считали, что у нас засилье бюрократии.

Сравним это с тем объемом бумажной работы, который выполняют учителя теперь.

Итак:

1. Объем работы с классным журналом возрос. Теперь там еще необходимо фиксировать работу классного руководителя и проверку тетрадей.

2. Составление календарно-тематического планирования.

3. План воспитательной работы (с анализом проведенной работы, ожидаемыми результатами, характеристикой класса и т.п.).

4. Дневник классного руководителя (его надо оформлять в специально закупленном журнале от руки), в котором дублируется информация из классного журнала. Еще одна копия делается для завуча.

5. Анализ пропусков занятий для всего класса (сводная ведомость): по болезни, по заявлению родителей, оздоровление, освобождение, медосмотр, без уважительной причины.

6. Анализ проведенной работы с учащимися и их родителями, имеющих пропуски без уважительной причины.

7. Календарно тематическое планирование по факультативам со сбором заявлений на факультатив от родителей учеников. Список учеников класса, посещающих факультативы. Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр составляется для завуча.

8. Анализ успеваемости учащихся.

9. Календарно-тематическое планирование по стимулирующим и поддерживающим занятиям. Темы выбирались учителем в зависимости от знаний и успеваемости детей.

10. В начальной школе ведение тетрадей самооценки учеником и оценки знаний ученика учителем по изобразительному искусству, физической культуре, трудовому обучению, музыке.

11. На каждого ребенка в 1-м классе (на все четыре года) заводится лист-график учебных достижений и в конце каждой четверти отмечаются уровни, которых достиг ребенок по каждому предмету, и выстраиваются графики.

12. В начале учебного года создаются технологические карты выявления качества обучения учащихся по каждому предмету. В этой карте фиксируются знания и умения, которые ученик должен приобрести в течение года, и оценка усвоения этих знаний и умений.

13. Информация о достижениях учеников за прошедший учебный год (участие в конкурсах, олимпиадах, призовые места как в школе, так и вне ее).

14. Анализ по итогам повторения по устранению пробелов знаний прошедшего учебного года и выводы к этому анализу.

15. Сводная ведомость оценок за четверть. Рассчитывается средний балл ученика и его рейтинг. Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр - завучу.

16. Отчет о проведенном родительском собрании. Кстати, на родительском собрании учитель обязан: поблагодарить родителей за ремонтные работы и спонсорскую помощь, объяснить родителям необходимость питания детей в школе, объяснить родителям их ответственность за поведение детей в школе и за ее пределами, за внешний вид ученика, за опоздания и так далее.

17. Уровень обученности учащихся класса с распределением учащихся по уровням обученности.

18. Информация об учениках высокого уровня.

19. Информация о неаттестованных учащихся.

20. Отчет о питании учащихся в школе, сбор денег на него и контроль за тем, как ученики съедают то, что они оплатили.

21. Оформление документов для военкомата за подписью представителя военкомата.

22. Сведения о желании детей сделать прививки от ветряной оспы и гриппа.

23. Составление акта посещения семей с целью выяснения условий проживания ребенка.

24. Составление акта посещения семей с целью проверки наличия пожарных извещателей, исправности печного оборудования и т.п.

25. Акт посещения семьи еще с какой-нибудь выдуманной чиновниками целью. Это настолько интересно, что его образец стоит привести полностью. Курсивом выделен текст, который вписывается от руки, фамилии и адрес вымышленные. Все остальное подлинно.

Городской методический центр Составитель А. Н. Крук

Акт посещения семьи

Комиссия в составе: Кл. руководитель Иванова О. Д.

Учитель истории Петрова М. Н.

Учитель химии Сидорова А. К.

30 октября 2012 года в 18 часов 30 минут посетила семью Сергеевой Ольги, проживающей по адресу: ул. М. Койкого, 12 - 15, с целью организации отдыха во время осенних каникул.

Наблюдения (жилищно-бытовые условия, ситуация в квартире)

У Ольги есть все необходимое для успешной учебы и полноценного отдыха. Рабочее место оборудовано всем необходимым. В квартире чисто.

Содержание проводимой беседы. По результатам первой четверти Ольга снизила свой рейтинг в классе с четвертого места до девятого. По сравнению с прошлым годом значительно снизился уровень обученности, возросло количество пропущенных без уважительной причины уроков.

Во время осенних каникул Ольга значительное время проводит в общении с друзьями. Ольге было предложена возможность коррекции знаний и устранение пробелов за счет индивидуальных занятий с учителями во время каникул.

Рекомендовано: часть времени на каникулах уделить учебе.

Подписи членов комиссии:

К акту прилагаются фотографии, доказывающие факт посещения квартиры ученика учителями.

Я не уверен, что привел полный список всех «документов», заполняемых учителем. Все-таки несколько лет я уже не работаю в школе.

Еще больший объем бумажной работы ложится на плечи директоров и завучей. Я помню, как в конце мая встретил знакомого завуча школы в состоянии ярко выраженной прострации. Она сказала мне, что к завтрашнему дню должна написать и отправить в вышестоящие инстанции порядка 40 отчетов.

Также важно понимать, что содержание бумаг проверяется - вплоть до запятой, до размера букв в нем - толпами проверяющих из всевозможных инстанций с невыговариваемыми названиями. (Ликвидация их должностей - еще один способ сэкономить государственные деньги.) От качества заполнения бумаг учителями зависит количество головной боли у учителя и размер его премии.

Для бюрократических отчетов среднестатистическому учителю на одну четверть требуется одна пачка бумаги (500 листов). Эта цифра стабильна уже в течение трех последних лет. К этому добавляются 200 - 300 файлов и 20 - 25 папок, приобретаемых, естественно, за свой счет.

Отдельно хочу сказать о затрачиваемом на все это бумаготворчество времени. Я попросил одного моего коллегу (школьного учителя) вести записи, какие бумаги ему пришлось оформлять только в последнюю неделю августа и первую неделю сентября. Его рассказ привожу полностью. Признаюсь, местами я уже не могу понять, о чем идет речь.

«Заполнение журнала (первый раз) - примерно 5 - 6 часов.

Расписание уроков - примерно 1 ч, а если сразу не сошлось - время увеличивается.

Составление календарного планирования по предметам с учетом кл. рук-ва примерно 1 - 2 дня.

Сведения: мальчики, девочки по годам - 10 - 15 мин.

Всеобуч - 2 - 3 дня обход по квартирам, плюс 2- 3 дня на сбор подтверждений и еще один день - на оформление тетради со всеми сведениями.

План воспитательной работы - 4 - 5 часов

Сведения о нахождении детей летом - примерно 25 - 30 минут (при наличии сведений). Если сведений нет, добавьте сюда еще хождение за учениками с целью сбора информации.

Сведения о посещении кружков, секций, факультативов: школьных и внешкольных - 2 - 3 часа (при наличии сведений).

Сведения о занятости учеников по дням - примерно 2 - 3 часа (при наличии сведений).

При безотметочном обучении (начальная школа) количество бумаг значительно увеличивается. Контроль за уровнем сформированности общеучебных умений и навыков (ОУН). Сюда входит изучение и определение степени обученности учащихся, изучение и определение степени обучаемости учащихся, ОУН-учебноуправленченские (организационные), учебно-деятельностные умения (умения учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения, учебно-информационные умения, при этом алгоритмы выставления уровней есть только для определения обученности и обучаемости.

Кроме того, каждый раздел ОУН содержит примерно 6 - 7 граф, в которых мы просто на глазок выставляем уровни. Это вместо отметок. При этом минут 15 - 20 урока уходит именно на заполнение с детьми этих тетрадей самооценки (дети ставят плюсики, а потом и учитель в течение часа тупо ставит + или - в этих же тетрадях). При этом учитель ведет свой лист контроля учебной деятельности по каждому ребенку и по всем разделам, темам по этим предметам. На все это уходит примерно 5 - 6 часов каждую неделю.

В конце каждой четверти вносятся в компьютер все четвертные оценки. Высчитывается СОУ (степень обученности ученика) по изобретенной специально для этого формуле, РУД (результат учебной деятельности) - средний балл по каждому ученику и по каждому предмету, качество знаний (процентное соотношение).

Кроме всего, есть еще и срочные отчеты. Вдруг надо срочно сдать отчет по работе с семьями (ветеранами, пионерами, правилам безопасного поведения и т.д.). Многие учителя сажают вместо себя проводить урок детей (лучших), а сами составляют большинство отчетов. Некоторые дают самостоятельную работу в это время, а сами делают отчеты. Я стараюсь сделать это на переменке. Если не получается, то после урока. Часто поругаюсь с администрацией и сдаю на следующий день.

Кстати, последние год - два произошло резкое изменение взглядов на урок. Если еще совсем недавно урок был одним из главных элементов учебного процесса (хотя должен был быть главным), то сейчас его статус резко упал. Причем на уровне выше школьного. В учебное время проводится что угодно - совещания, походы в театр, музеи, на спортивные соревнования и т.д.».

Возникает закономерный вопрос о том, как остановить нарастающий вал бумажной и другой бессмысленной работы в школе?

Есть и закономерные ответы:

1. Устранить должности и структуры тех, кто придумывает и проверяет бумажную работу. Вспомним классику:

Ва ўстановах часам есць

Вось такія ж «бабы»:

Здэцца, й робяць яны штось,

Але справы слабы.

Ды такая не ўцячэ!

Скажам ей нарэшце:

Мо без вас было б лягчэй?

Паспрабуйце злезці!

Кандрат Крапіва.

2. Законодательно определить количество и содержание бумаг, заполняемых работниками школы. Запретить с указанием мер реальной ответственности запрос любой дополнительной отчетности.

Президент вчера подчеркнул, что услышал вопрос журналиста. Кстати, в отличие от других проблему бюрократии в школе можно решить достаточно быстро. Поэтому я предлагаю практикующим учителям дополнить мой список, чтобы затем переслать его в Администрацию президента.

www.kp.ru

Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться? - Истории

Родители говорят, что виноваты учителя. Учителя – что родители. Пострадавшими в таком противостоянии оказываются дети. Эта мысль лейтмотивом прозвучала на круглом столе, прошедшем 27 апреля в пресс-центре «АиФ-Челябинск» и посвященном качеству современного образования в школах. 

К разговору были приглашены директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов, директор МБОУ НОШ №95 г. Челябинска Лилия Емельянова, ведущие преподаватели русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев и Наталья Суптелло учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов и председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. 

Основной проблемой отсутствия интереса у детей к учебе эксперты называют амбиции родителей и перегруженность знаниями у ребенка. Едва ли не с рождения начинаются разнообразные «развивайки», курсы и кружки. В два месяца – карточки, в 2 года рисование и танцы, в 4 – английский, программирование и математика. А к первому классу получается как в анекдоте. 

Шестилетнего еврейского мальчика приводят на собеседование перед поступлением в первый класс.

— Сема, сколько ты знаешь времен года?

— Шесть!

Директор выразительно смотрит на багровую маму мальчика и взглядом отправляет их в коридор.

Там она спрашивает сына:

— Что это было?! Почему шесть?!

— Мама! Я, правда, не помню кто еще написал «Времена года», кроме Глазунова, Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццолы и Лусье.

– Интересно или не интересно школьникам учиться – это вопрос не сегодняшнего дня, – уверена ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Наталья Суптелло. – Мы тоже были детьми, и не всегда был интерес на уроках. Сейчас проблема прежде всего, как мне кажется, в том, что у родителей больше амбиций. И дети, еще не пойдя в школу, уже чем-то загружены, родители уже от них хотят достижений. Если мы возьмем, например, финскую систему образования, то там на первый план выходит не столько образование, сколько природосообразное воспитание. Ребенку не мешают следовать за его природным интересом. Странно говорить о том, что ребенку не интересно в принципе. В силу возраста он любознателен. И это должно быть учтено родителями. До 6 лет детям больше нужны разговоры, общение, совместное чтение книг. А мы форсируем события. Дело родителей – не отдавать ребенка куда-то, а быть вместе с ним, заниматься, развиваться, рисовать, разговаривать, петь, плясать, плавать, да все что угодно. Т.е. поддержать ребенка в его увлечениях, чтобы он шел в школу, и ему было интересно узнавать что-то новое, разговаривать об этом. А ему будет интересно, если у него не отняли детства, не пичкали школьной информацией. 

Многие современные родители ставят себе в заслугу, что еще до школы день ребенка расписан буквально по минутам: садик, различные кружки и репетиторы, музыка, конный спорт, танцы, экспресс-подготовка к школе. Насколько это правильно? Некоторые психологи, наоборот, считают, что ребенка лучше оставить в покое и ничему не учить до школы. Кто прав?

– До 6 лет ребенок получает до 70–80% информации о мире вообще, остальное – всю оставшуюся жизнь, – рассказывает ведущий преподаватель русского языка и литературы МБОУ «ФМЛ № 31 г. Челябинска» Сергей Ефремцев. – Что значит ни чему не учить? Учили всегда. Но прежде, чем свою космогонию выстроить дети должны получить азы. А это – речь, говорение, чтение. Все остальное «возводится» на этот фундамент рече-мыслительного аппарата. У нас, к сожалению, уже давно получился перекос. Мы сначала ставим «стены и крышу» (математику, программирование в 5 лет и т.д.). Родители, которые хотят все и сразу (с младенчества и музыка, и спорт, и точные науки) были всегда. И что? У ребенка из-за такой перегрузки появляется отвращение к учебе. У нормальных детей – классу к 7 – 8 обычно.  

Что же сделать, чтобы ребенку было интересно учиться в любом возрасте? Каким должен быть педагог?

– Педагог должен быть содержательным и интересным сам по себе, как человек, тогда все получится, – продолжает Сергей Викторович. – А если у доски стоит некто и что-то там бубнит, то интереса не будет. Надо начинать с воспитания учителя. 

По каким критериям сейчас в школу берут педагогов?

– Могу быть банальной в этом, но в первую очередь педагог должен быть Человеком, с большой буквы, – рассказывает директор начальной школы №95 Лилия Емельянова. – Потому что нужно не только дать знания, но и воспитать личность. Поэтому у педагога должно быть очень хорошее духовное начало. Если он не любит детей, свое дело, то возникает вопрос – зачем идти в учителя. С другой стороны, в личной беседе не всегда это можно увидеть. Кроме того, учитель всегда должен становиться на сторону ребенка. Просто в силу того, что у него есть жизненный опыт, и он может понять причины поведения ученика и как-то разрешить ситуацию. 

А как быть с эмоциональным выгоранием учителей? Если педагогу уже не интересна профессия, он устал от детей? Стоит ли его держать в школе?

– Думаю, стоит дать ему отдохнуть. Как правило, учителя сами понимают, «перегорели», – продолжает Лилия Алексеевна. – Но у этого могут быть и совершенно другие причины, не школьные. Поэтому стоит выяснить основную проблему и помочь ее разрешить, вместо того, чтобы просто выгонять человека с работы. Хотя в мировой практике существует тенденция, что после 15 лет работы учителю предлагают стать наставником. Однако в нашей стране это не принято. 

– Мы, к сожалению, не в той ситуации и дело даже не столько в экономике, чтобы говорить о том, что учителям, проработавшим определенное количество лет, нужна реабилитация, – добавляет директор гимназии №1 Челябинска Дамир Тимерханов. – У нас не принято говорить о «выгорании» учителя, это не актуально. Этот момент есть, но у директора школы нет ни юридических, ни моральных инструментов, чтобы как–то разрешить эту проблему. 

Сейчас в школах наблюдается некое подобие битвы между родителями и учителями. Первые пытаются выяснить, почему педагоги не учат, а «дают материал» и требуют с родителей объяснить его детям. Педсостав упирает на то, что по современной системе образования дается слишком мало часов на предмеи, и они успевают только «ознакомить» с темой, а отработка ложится на плечи родителей. 

– Давайте начнем с нашей системы образования. Чем она плоха? –  удивился Дамир Галиханович. – Одна бабушка сказала, в блоге покритиковали и все поверили? Давайте определимся, что мы хотим получить, на кого ориентироваться и зачем. Все системы в мире очень разные, в каждой есть свои плюсы и свои бреши. У нас 31 лицей обвиняют в том, что он работает на зарубеж. Также и выпускники школ №95, 1, 77 едут учиться в другие страны, успешно работают там. Может быть не система у нас плохая, а дело в чем-то другом? 

– Передовой мировой опыт в сфере образования у нас перенимается постоянно, начиная еще с 90-х годов прошлого века. Хотя тогда таких установок не было, – рассказывает учитель года 2007 года, преподаватель химии, руководитель ресурсного центра «Химия плюс» МАОУ лицея № 77 Марс Вахидов. – Сейчас все говорят о финской системе, о китайской, все учителя и директоры в курсе новинок. Я изучаю этот опыт, применю его, где уместно, но говорить о полном переносе системы мы не можем, потому что очень много нюансов. У меня около 300 выпускников обучается в разных странах мира, но ни один из них не говорит, что у них идеальная система. Где-то более жесткие рамки, где-то нет. Где-то больше требований к педагогам, где-то к родителям. Вот последнее я бы перенял. Потому что если приходит родитель с замечанием, что ребенок что-то не понимает и выясняется, что школа сделала все что могла, то вопросы к родителю. Как минимум 40% своего времени он должен потратить на ребенка, создать ему условия для обучения, в том числе. Каждый успешный выпускник – это результат сотрудничества учителя и родителей. Нет проблемы перегруза знаниями школьников, есть проблема с организацией времени. Детям нужна динамика, смена деятельности, чередование форм занятий. 

– Родители, которые ведут ребенка в первый класс, зачастую допускают серьезную ошибку, – считает Сергей Ефремцев. – Они выбирают школу. Нужно выбирать учителя начальных классов. В любой школе есть 1,2,3 педагога, на которых все держится. И тогда родителям ничего не придется объяснять дополнительно.

– Ставить проблемой качество образования в вину только школе я бы не стала, – говорит Лилия Емельянова. – Здесь двусторонний процесс. Мы хотим, чтобы дети читали, а они наблюдают не читающих родителей, мы хотим, чтобы дети не погружались в Интернет, а они видят нас там. Бывает, что своим «непониманием материала» ребенок просто подменяет желание, чтобы мама и папа уделили ему внимание, просто посидели рядом, пообщались. Зачастую это единственный способ завладеть мамой хоть на 1,5 часа в день. 

– Говорят у медали две стороны. В случае с образованием с одной стороны – родители, с другой – школа. Но здесь присутствует еще и государство, – отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва. – Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением «Наши» всероссийского молодежного форума «Селигер-2007», министр образования Андрей Фурсенко сказал «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». И ключевой момент заключается в том, что если мы воспитываем потребителя, то ученик не хочет учиться, он желает развлекаться и потреблять.  

У нас достаточно консервативная страна и родители, судя по опросам, все-таки предпочитают, чтобы из их детей воспитывали творцов, а не потребителей. Учителя старой гвардии, не взирая на все реформы, учат школьников по «старой» классической системе. 

Продуктивное обучение получается, если есть возможность обходить все ненужное и мешающее. А для того чтобы это было возможно, надо иметь или умную, или смелую администрацию и родителей, которые поддерживают учителя. 

– Хорошие педагоги подпольно делают свое дело, – смеется Марс Вахидов. – Учитель вправе сам решать какую задачку давать ученику. Да, бывают идиотские учебники. Но сегодня педагог достаточно свободен в выборе какую конкретно задачу предложить на уроке. Если он смелый, решительный и разумный человек, то он не предложит идиотскую  задачу с такими же решениями.

Однако любая проверка и за отступление от современных стандартов и учитель, и директор могут получить далеко не премию и похвалу. И круг замкулся снова... На уроке дали материал, а задача родителей:

1) Усадить ребенка заниматься под его вопли, что «нам это не задавали, а то что задавали я не понял и решать не буду»

2) Вникнуть, что в школе проходят

3) Понять, где пробел в знаниях и что не смог понять

4) Перерыть тонну пособий и методом проб и ошибок выявить нужное

5) Понять, в каком порядке и как темы отрабатывать, в какой системе, понять, какой хороший результат и к чему должны прийти 

6) Понять, сколько времени тратить, сколько задач, строчек, слов писать.

7) Убедить в миллионный раз ребенка позаниматься. И услышать в ответ - а нам не задано! А Катина мама хорошая, она не заставляет ничего делать.

8) Проконтролировать, чтобы сделал задание.

9) Проверить то, что ребенок написал.

Наши эксперты единогласно пришли к выводу, что выход в создавшейся ситуации можно найти не в противостоянии «родители – школа», а в сотрудничестве. Совместно выяснять какие проблемы есть у школьника и как их можно решить. Далеко не случайно сейчас помимо критерия «обученность» есть и «обучаемость». Если учитель сделал все возможное, то может быть дело в уровне обучаемости и желании учиться у конкретного ребенка? А на них могут влиять абсолютно разные причины: от ветра в голове до физиологических, психологических особенностей, да и просто личного восприятия. Как это произошло в семье одного замечательного умного мальчика. Ну не смог он ответить сколько будет дважды два и как зовут его маму.

– Не готов к школе, – сказала учительница.

– Разве ты не знаешь, как меня зовут? – удивилась мама мальчика.

– Катя! – легко ответил сын.

– А сколько будет дважды два?

– Ну, четыре!

– А почему ты в школе так не ответил?

– Да учительница старая, не красивая.

Ольга Мишкина

Фото shutterstock.com

u24.ru

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

mel.fm

Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу

Учеба - это труд, а дети сегодня не приучены к работе, отмечают психологи. Кроме того, ребенок часто не хочет ходить в школу, потому что не любит своего учителя.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

ria.ru

Что изменилось? Почему современные дети не хотят учиться?

можно подумать раньше хотели.

жизнь изменилась, ценности, молодежь хочет все и сразу не напрягаясь

А какой пример так называемая илита обчества политики и прочие им подают? Будь ментом, чиновником, образование купил, и сиди пли госбюджет. Мозгов не надо.

Детям надо все и сразу

А Вы посмотрите чему там их учат а вернее учат ли их там вообще. Ведь все начинается с школы, поборы родителей, а дети им не нужны, дети это наш индикатор, как мы к ним относимся а так же и в обществе, тем они нам сразу же и отвечают.

Много загружают или неинтересно?..

Учится они хотят, и даже очень хотят! Но не при нынешних условиях, особенно когда телик в доме всё на свете заменяет...

Потому что учителя не хотят учить. У меня брат учится в 6 классе, дочь в 3 классе. Поэтому, как говорится, " я в теме". Учителя сейчас просто читают свои часы. Нет классных часов. Нет работы с родителями. Нет совместных походов на культурные мероприятия. Ребенок, как личность их не интересует. Моя мама сама учитель биологии, но она не работает в школе. Ее просто сломали. бабушка тоже была учителем математики и физики. Поэтому я имею представление о том, каким должен быть учитель. По себе знаю, для того, чтобы ребенок начал учить предмет, его надо заинтересовать. А не пробубнить что- то, а большую часть дать на самостоятельное изучение.

Всегда были дети, к оторые хотели учиться и которые не хотели. А что делают родители, чтобы у детей был интерес к учебе? А как обучают наши пединституты, чтобы учитель мог поддерживать интерес к учебе?

не обвиняйте ребенка, дело в учителях, а вовсе не в нем. если бы на вас орали, сомневаюсь что вам хотелось бы учиться. безумно трудно сидеть на уроках нешелохнувшись, от этого приходишь домой и хочется спать среди дня от усталости, и нагрузка очень высокая. не верьте тем, кто говорит чт <a rel="nofollow" href="http://www.google.com/m/search?client=ms-samsung&channel=mm" target="_blank">http://www.google.com/m/search?client=ms-samsung&channel=mm</a>

Как воспитали- то и получили. Всегда нужно искать причины в родителях.

Я тоже учиться не хотела. Просто была довольно ответственной и заставляла себя.

А когда это дети массово хотели учиться? Сейчас, как и раньше, дети, непонимают зачем это надо- напрягаться.. . Но это до поры до времени... Те, у кого мозги на месте поймут, для чего нужна учеба.. . Непомню я рассказов бабушек например: " Я хотела учиться... "

слишклм много информационных технологий, зачем учиться если машины делают все сами

Что-то не вспоминается мне в своем детстве, что мы массово хотели учится. Кто-то да, учился как следует, потому что нравилось. А большинство, так же как и сейчас, родители заставляли.

У кого есть голова на плечах тот и учится, а кого мама с папой обеспечивают те и не дергаются все на готово, и "учатся" за деньги, сидят дома у компа и работа на готово, и проблем нет чтоб самим чего-то добиваться.... Родители-то куда смотрят???? Потакаете их прихотям, сказал хочу вы ему дали.... распускаете.... надо было воспитывать еще с пеленок ...а-то начинаете воспитывать когда уже лет 18 стукнет а до этого распущен ребенок.... сами выноваты родители в том что у них дети лодыри.... сами виноваты в том что не приучают к нормальному образу жизни... к самостоятельности.... а потом возмущаются.. почему да почему???!

touch.otvet.mail.ru

Почему учителя не могут справиться с поведением детей на уроках?

Дети, они все чувствуют тоньше. Если кто-то думает, что дети понимают меньше взрослых, ошибается. Детство оно дается, чтобы научиться жить во взрослой жизни. Если учитель плохо объясняет урок или детям это вообще не нужно, они и будут вести себя соответственно. То есть, не будут учить. Это совсем не значит, что они тупые и ограниченные. Просто живут в другой среде, в которой то, что вы им преподаете не нужно. Так сказать путь наименьшего сопротивления, тот путь, по которому живет все живое на земле. А у учителя забота одна - рассказать тему, которая по плану занятий и спросить, как выучили предыдущую. Все это старо как мир. Для чего я это все говорю. Учить нужно тогда, когда у человека есть интерес к этому, а не по плану. А заинтересовать ребенка не так-то просто. Очень хорошо действует игровой метод, когда нет принуждения. Но не все педагоги могут так работать. Еще могу сказать, что если учитель нравится, то его обычно все слушаются. Кричат же педагоги от бессилия, хотят учить, а дети не хотят чтобы их учили. Это один из худших вариантов. Преподаватель опускается на уровень ниже ученика. Иногда это помогает. Но это неправильно - кричать. Если же начинают бить, то за это можно и по-морде от родителей получить, если родители нормальные и заботятся о своих детях. И в суд могут подать за жестокое обращение с детьми.

Я не учитель в школе. Сам попробуй поработай в школе, а? Потом расскажи впечатления - кто тебя слушал и каким ухом

к сожалению, есть такие дети, они не слышат слов, не улавливают смысла и не связывают их с действием

а мне кажется всё зависит от учителя... . если он изначально показал себя как взрослый человек (мудрый, умный и тп) проблем с классом не должно возникать педагог, основной воспитательной мерой которого является повышение голоса и прочее (тем более "бить"), в первую очередь не уважает себя и показывает ребёнку свою слабость это глупо а вот невнимательность со стороны подростка - жуть как некрасиво. . как говорит мой клас. рук. : "не хотим меня слушать - встаём молча и уходим".. парадокс, но все замолкают и сидят на уроке..

свобода, блин!

В первую очередь, об этом надо задуматься родителям, как они воспитывают своих детей, в каком тоне дома происходит общение, если ребенок привык к постоянному ору, так он уже по другому информацию воспринимать не может. А так же родители заняты зарабатыванием денег, а дети предоставлены сами себе...

touch.otvet.mail.ru

Почему дети не хотят учиться?

Педагоги и родители бурно обсуждают изменения, происходящие в средней школе, новые образовательные стандарты. В то же время многие дети уже к концу первого класса не хотят учиться вовсе, не любят школу. Почему это происходит, обозревателю «Известий» Татьяне Батенёвой объяснил заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ, профессор Андрей Подольский.

Андрей Ильич, лет десять назад педагоги говорили, что дети психологически «уходят» из школы в пятом-шестом классе. Сейчас это начинается намного раньше. Что происходит?

Да, дети теряют интерес к учебе уже в первом-втором классе, а многие дошкольники заявляют родителям, что вообще не хотят идти в школу. По нашим исследованиям в одной из областей России, лишь 24% детей идут в первый класс с радостными ожиданиями, остальные — с тревожными. И уже в ноябре число тех, кто ждет от школы хорошего, сокращается до 17%. И эта картина с каждым годом всё хуже.

Боятся дисциплины, строгой учительницы, которой накануне стращают родители?

Просто многие дети по-настоящему учатся уже лет с 4-5 и знают, почем фунт лиха. Ведь всё, что происходит в нашей школе всю ее историю, делается без понимания того, что ребенок живой. Что у него есть определенные потребности, которые меняются: потребности сегодняшнего 6-7-летнего человека другие, чем у его сверстника конца ХХ века, а тем более начала. Но общая школьная идеология, как ни печально, в целом сохраняется уже лет 100. И при всех модернизациях точкой отсчета остается навязываемая со стороны экспертного сообщества программа, а не потребности самого ребенка.

Ну а как по-другому? Ведь ребенок — это «сосуд, который надо наполнить знаниями».

Ничего подобного! К сожалению, и родители, и учителя уверены: в школу надо ходить, чтобы получать знания. Но совершенно не задумываются сами и не могут объяснить ребенку, что с этими знаниями можно сделать, для чего они нужны? Причем нужны не вообще, а именно этому, конкретному ребенку, определенного возраста. Ведь у каждого возраста — свои задачи развития.

Какие же задачи развития стоят перед первоклашкой? Научиться читать, писать и считать — разве нет?

Так было еще лет 30 назад. Поэтому в начальной школе большинство детей училось с удовольствием, а психологический уход начинался лишь в пятом-шестом классе. Но кто же сейчас приходит в школу, не умея читать? Большинство детей читают и пишут — хуже или лучше. Поэтому им хватает первого класса, чтобы примитивное заучивание надоело. Задача этого возраста — дать приемы взаимодействия с теми смыслами жизни, которые ребенок открыл для себя в дошкольном возрасте, — смыслами профессиональной, общественной, семейной жизни. Теперь скажите, какое отношение к этому имеют предметы, которые ребенок изучает в начальных классах? Даем ли мы ему в школе средства для решения задач развития? Есть ли у него личностный интерес к учебе? Ответ: нет.

Объясните на примере, что такое личностный интерес к учебе.

Он возникает тогда, когда ребенок понимает, для чего лично ему нужны эти знания. В середине 90-х мы провели небольшой эксперимент в средних классах одной из московских школ. Каждый школьный предмет сопровождался вопросами: зачем это нужно, почему я должен учить это сейчас, почему это важно, как мне это пригодится в дальнейшем? Например, коллизии из того или иного художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, переносились в реальную жизнь — и оказывалось, что дети встречались в ней с такими проблемами. А физические и химические темы «заземлялись» на практические задачи создания новых материалов, использования транспорта и т.д. Дети сами с увлечением составляли задачки с реальными условиями. Потом их работы жестко критиковали, но они и это воспринимали с удовольствием. И как только школьные предметы начали преломляться через их потребности, успеваемость подскочила в два раза. Потому что дети приходили на уроки мотивированные и подготовленные.

А в чем заключается личностный интерес у первоклашки?

Большинство родителей уверены, что главное в учебе — получать хорошие оценки. Максимум, на что они готовы, — контроль за домашними заданиями. Но готовность ребенка к школе — это наполовину готовность родителей. И заключается она в том, чтобы помочь ребенку увидеть смыслы этих знаний.

Давайте поясним на примере. Вот первоклашка научился решать задачки про яблоки и конфеты. И ему стало скучно. Что мама должна ему сказать?

Мама должна сказать: «Помоги мне, пожалуйста, решить вот такой вопрос. К нам придут гости: четверо взрослых и трое детей. Нужно купить фрукты и пирожные. Сколько нужно яблок, мандаринов и пирожных, чтобы всем хватило?» Главное — втянуть ребенка в ту психологически естественную среду, которая только и создает полноценную личность.

Значит, если он учится читать, то надо ему говорить: бабушка плохо видит, помоги-ка ей прочитать вот эту статью?

Да, но не сводить всё к нарочитым простеньким задачам, он на обман не попадется. Нужно создавать среду, в которой это действительно будет необходимо. Сказать: «Слушай, сынок, мне очень некогда, а бабушке ужасно хочется узнать — помоги ей!» И потом обязательно обыграть эту ситуацию, рассказать при всех домашних, как он помог бабушке, выручил маму... Только тогда смысл получения знаний начнет входить в его повседневную школьную деятельность.

Получается, что за формирование смысла учебы должны отвечать родители? А учителя — только за передачу знаний из учебника?

Конечно, нет. Учитель должен научить ребенка учиться. В любой учебной деятельности есть два аспекта: один — усвоение предметного содержания, а другой — усвоение способа действия. Как понять, умеет ли он учиться сам? Достаточно ответить на вопросы: умеет ли самостоятельно добывать информацию? Выстроить ее в зависимости от того, чего требует проблема, которую он решает? Умеет ли он себя контролировать и оценивать, лояльно относиться к оценке себя другими? Тут нет никаких тайн за семью печатями, и все это учитель обязан донести до родителей.

Но ведь дети все разные: есть более способные, есть менее. Невозможно всех научить одинаково.

Есть куча прогрессивных технологий, которые позволяют прекрасно готовить даже слабых детей. Выдающийся советский психолог, наш учитель Петр Яковлевич Гальперин сформулировал понятие схемы ориентировочной основы действия — в ней всего 8 этапов. Это то, что человеку позволяет войти в любую проблемную ситуацию. Когда мы начали учить по этой формуле действия страшно педагогически запущенных детей, они усвоили алгоритм решения любой задачи очень быстро. Мы дали им задачки из вузовского учебника по физике. Они ничего в этом не понимали, но тут же сообразили: скажите мне вот это, это и это, а я вам скажу, как это решить. Вот чему надо учить детей, а школьные учителя часто этого сами не умеют. Наши, к примеру, страшно гордятся, что учителя в российских школах лучше иностранных знают высшую математику. Но хорошо научить детей математике не могут.

Поэтому наши подростки так отстают по PISA (международный тест, определяющий возможности национальной системы образования по оценке знаний и умений 15-летних школьников в чтении, математике и естествознании)?

Я бы не абсолютизировал результаты PISA. То, что спрашивается в этих тестах, в нашей школе категорически не изучается, а задачи непривычны для наших детей. Один пример: на картинке изображен типично американский двухэтажный дом, рядом стоит типично американский лимузин. Вопрос: сколько таких машин уместится около этого дома? Наши дети не могут решить эту задачу, из чего делается вывод: наши дети — дебилы. Но у нас таких домов и машин большинство детей никогда не видело.

Вы меня утешили. Но это не отменяет массы претензий, которые у нас самих есть к школьному образованию.

Да, наше школьное образование далеко от идеала. И самое главное, что оно никак не связано ни с реальными потребностями детей, ни с жизнью. Оно умозрительно. Мы как-то собрали 100 отличников по математике, которые только что прекрасно сдали контрольную работу на встречное движение. И дали им элементарную задачку про два грузовика, выехавших навстречу друг другу из пунктов А и В. Они ее мгновенно решили. Через неделю дали им ту же задачку, но в ней один грузовик вез три тонны картошки, а второй — две тонны морковки. Решила ее всего одна девочка. И когда сдавала листок, у нее дрожали руки, она расплакалась, повторяя: «Это нечестно, нечестно!» 99 ребят задачку с «зашумляющими» данными не решили. Но в жизни «чистых» задачек не бывает. Надо давать знания обобщенные, критичные, гибкие, которые помогали бы детям в дальнейшем решать жизненные задачи.

Наука психология наконец это поняла?

Это давным-давно ясно, еще с 50-х годов прошлого века. А мы по-прежнему учим детей так: вот тут — знания, а тут — жизнь. Но если учить психологически грамотно, не понадобится никаких новых образовательных стандартов. Творческий потенциал у детей огромный, но мы делаем все, чтобы не дать ему развиться. Мы навязываем им замшелые, окостеневшие способы познания мира. И их творчество гибнет. Нужно помочь ему — «посадить» знания на смыслы. И дать универсальные способы действия, с помощью которых можно работать с любым материалом. Ведь ребенок в школе начинает маяться от того, что вынужден делать что-то бессмысленное.

Источник www.inauka.ru

www.deti-indigo.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность