Что такое профессия и специальность? Специальность понятие


Понятие «профессии». Понятие «специальности». Понятие «специализации».

Количество просмотров публикации Понятие «профессии». Понятие «специальности». Понятие «специализации». - 202

Профе́ссия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков приобретённых в ходе специальной подготовки.

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определœенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделœениях, ᴛ.ᴇ. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделœения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделœение труда означает делœение промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Единичное разделœение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

1. Специальность (от лат. species - род, вид) - вид занятия в рамках одной профессии

2. Понятие "профессия" имеет в литературе много трактовок.

‣‣‣ профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек практикует регулярно и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит ему источником средств к существованию;

‣‣‣ профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определœенные связи и нормы поведения;

‣‣‣ профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединœенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием;

Несколько определœений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: "Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделœения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития". Уточняя это объёмное определœение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определœение: "С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата͵ продукта". Более узкое определœение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию .

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определœение. Профессия - ϶ᴛᴏ исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определœенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

В англоязычной среде различают понятия "профессия" (ргоfession) и "занятие" (оссupation). Термин "профессия" применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественной литературе принято отделять понятия "профессия" и "специальность". Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками,: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. К примеру, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия –слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определœенного вида деятельности в рамках какой-либо профессии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

В истории развития цивилизации разделœение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 ᴦ. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 ᴦ. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие "учебная профессия".

Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объём и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.

Понятие "профессиография" включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всœегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета͵ задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинœение профессиографирования решению конкретные практических задач. К примеру, для целœей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определœения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всœем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определœенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на базе которого определяются формы подготовки специалистов. Это должна быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всœегда будет актуальным. И конечно, данный перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.

referatwork.ru

Что такое профессия и специальность? :: SYL.ru

В жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо определиться с будущей профессией. Некоторым этот выбор дается просто, другие не так легко могут подобрать занятие, которому могут посвятить основное свое время. При поступлении в высшее учебное заведение на определенную профессию перед студентами встает еще один выбор — специальность.

Чтобы получить желаемую должность в организации, необходимо учесть также требования к работнику, который претендует на эту должность. Максимальное соответствие им гарантирует положительный результат.

Что такое профессия?

Определение профессии дано в учебниках по психологии труда. Этот курс помогает будущему психологу помочь с выбором профессии подрастающему поколению. Знания о том, что такое профессия и специальность, могут помочь быстрее определиться с подходящими вариантами.

Профессия — это род занятий человека или вид его трудовой деятельности, которая характеризуется определенными профессиональными навыками, приобретенными посредством получения специального образования или в процессе работы.

Правильно выбранная профессия доставляет не только финансовую прибыль, но и моральное удовлетворение. Говорят, что лучшая работа — это хобби. И это действительно так. Стоит только посмотреть на людей, которые занимаются любимым делом и получают за это деньги.

Чем отличается специальность от профессии?

Специальность — это узкая направленность в определенной профессии. То есть в одной профессии можно выделить несколько специальностей. Показательным примером выделения узких специализаций является профессия врача. В ней можно выделить несколько направлений. Например:

  • хирургия;
  • гинекология;
  • терапия;
  • стоматология и т. д.

Именно правильно выбранная специальность позволяет стать мастером своего дела. Быть специалистом в одном направлении намного перспективней, чем уметь все, но понемногу. Универсальность в профессии не является залогом незаменимости сотрудника.

Но стоит учесть, что руководители организаций ценят в сотруднике желание развиваться и осваивать новые горизонты. Стать более ценным кадром может помочь освоение смежных профессий. Именно они позволяют расширить свои возможности и приобрести новый опыт.

Как выбрать профессию?

Что такое выбор профессии и какое он имеет значение в жизни человека? Ответы на эти вопросы могут помочь не совершить непоправимых ошибок.

Ответственность за выбор своей профессии будет нести только тот человек, которому предстоит работать. Поэтому нельзя доверять кому-либо столь ответственное решение.

Неправильный выбор профессии может повлечь за собой нереализованность интересов человека и его талантов. Сменить профессию можно, но чем старше человек, тем труднее это сделать.

При правильном понимании того, что такое профессия, можно сделать удачный выбор. Выбор профессии основывается на нескольких факторах, которые касаются не только личных предпочтений человека, но и приоритетов государства, в частности, приоритетных областей развития экономики.

Связь между профессией и должностью

Прежде всего, выбор профессии должен основываться на личных интересах человека. Для того чтобы понять, как подобрать работу по своим предпочтениям, необходимо рассмотреть, что такое профессия и должность, и определить, какая связь существует между ними.

Должность — структурная единица в организации. Для того чтобы занять определенную должность, нужно иметь подходящее образование и соответствовать требованиям, предъявляемым к соискателю. То есть, имея профессию учителя, занять должность электрика вряд ли удастся.

Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Основные аспекты выбора профессии

Основывать выбор профессии только на величине заработной платы не стоит. Не имея расположенности к работе, человек быстро разочаровывается в денежном преимуществе.

Это не значит, что интересная работа - неприбыльная. Труд хорошего специалиста в своем деле должен быть оплачен достойно.

Второй распространенный способ выбора профессии — семейные предпочтения. Например, в семье родители — преподаватели, и ребенок также выбирает профессию учителя. Но если он не обладает данными для этой профессии, то работа не будет приносить ему удовольствия.

Некоторые люди, только поступив в университет и проучившись несколько лет, понимают, что выбранная профессия им не подходит. Но им становится жаль потраченного времени, и они решают доучиться и идти работать по специальности. В молодом возрасте легче переучиться, так что сменить нелюбимую профессию стоит незамедлительно.

В каком возрасте осуществляется выбор профессии?

Будущая профессия может определиться даже у ребенка в раннем возрасте. Наличие определенных талантов упрощает этот выбор.

Уже в детском саду дети узнают, что такое профессия. Для детей очень важны знания о том, какие бывают основные профессии и кто чем занимается. Это формирует сознание ребенка и помогает быстрее выявить его предпочтения. Изучение профессий должно проходить в форме ролевых игр. Например, дети обожают играть в больницу или магазин. Именно такие игры помогают понять, какая деятельность характерна для той или иной професии.

Возрастных ограничений для смены деятельности не существует. Но то, что людям в зрелом возрасте тяжелее перестраиваться, остается фактом. Большое значение также имеет характер человека и его готовность меняться. Некоторым довольно сложно сменить род деятельности и начать выполнять нехарактерную для него работу.

Помощь в выборе профессии

Что такое профессия, изучают психологи. Именно они могут помочь сделать трудный выбор. На основании данных об интересах человека и его личных качествах делается подборка наиболее подходящих для него профессий.

Психологические тесты для определения профессии можно пройти не только в кабинете психолога. Множество таких тестов находятся в свободном доступе в сети. Но отдавать предпочтение стоит все-таки профессионалу. Ведь психолог делает выводы не только по результатам теста, но и по поведению человека, его манере общения.

Например, для некоторых профессий большое значение имеет коммуникабельность человека. Психолог оценивает готовность человека к новым знакомствам и то, насколько легко он находит общий язык с чужими людьми. Важно и умение доступно донести до людей ту или иную информацию.

Приобретение профессии

Что такое профессия и что она может дать человеку?

В первую очередь, возможность самореализоваться. Получение профессии состоит из нескольких этапов. Сначала нужно определиться с будущей специальностью, потом получить соответствующее образование и, наконец, приобрести навыки работы по специальности. Все перечисленное становится трудно реализовать, если не знать, что такое профессия. Определение будущего занятия становится главной задачей выпускников школы.

Некоторые должности не требуют получения специального образования. Но опыт работы и наличие определенных навыков приветствуются в любой организации. Именно получение опыта делает человека профессионалом в своей сфере и дает наиболее детальное представление о том, что такое профессия.

Приобретение профессии может заключаться не только в получении образования. Некоторые профессии его не требуют. Например, в торговой сфере наличие диплома редко имеет значение, но приятная манера общения, опрятная внешность и навыки продаж незаменимы во всех сферах торговли.

Что такое смежная профессия?

Понятие смежной профессии часто путают с повышением квалификации. На самом деле это разные вещи. При прохождении курсов повышения квалификации работник приобретает новые знания по своей специальности и в итоге может выполнять более сложную работу.

Приобретение смежной профессии состоит в прохождении определенных курсов, обычно краткосрочных, которые дают возможность расширить свои трудовые навыки и выполнять работу на другой должности. Что такое профессия смежного характера, проще понять, рассмотрев примеры.

Если человек освоил строительную профессию и работает на должности штукатура, то прохождение курсов маляра позволит ему выполнять дополнительные функции. Получение смежных профессий делает работника более ценным кадром для организации, так как в случае необходимости он может заменить другого сотрудника.

www.syl.ru

это что такое, чем отличается от профессии

Каждый человек, сталкивается в своей жизни с этапом, когда ему необходимо выбрать себе профессию и в соответствии с ней специальность. Это серьезный и ответственный момент.

Ведь нужно учесть множество факторов, от которых напрямую зависит успешность человека на выбранном поприще. И для начала нужно  понимать, что же означают эти термины и в чем их отличие.

Профессия – тот род деятельности, которым занимается человек. Дословно с латинского, переводится как доход, прибыль, выгода.

Специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Например, профессия – психолог, специальности могут быть:

  • Клинический психолог;
  • Арт – терапевт;
  • Детский психолог;
  • Педагог – психолог;
  • Семейный психолог;
  • Гештальт – психолог;
  • Коуч.

И в свою очередь, у специальности может быть еще и специализация.  Это еще более узкая разновидность деятельности. Например: Профессия — врач,  специальность – хирург, специализация – нейрохирург.

Специальность - это что такое-2

Классификация профессий и специальностей

  1. Человек – человек. Профессии, при которых человек взаимодействует с социумом (менеджер, стилист, оператор на телефоне, адвокат, официант и т.д.).
  2. Человек – природа. Изучение, уход, защита, создание новых видов животных и растений (ветеринар, биолог, эколог).
  3. Человек – техника. Разработка, управление, ремонт разных видов техники (шахтер, электрик, слесарь, крановщик).
  4. Человек – знак. Все связанное со знаковой системой – символами, формулами, языками (переводчик, бухгалтер, программист).
  5. Человек – художественный образ. Сфера искусства. Все что связано с творчеством (художники, актеры, дизайнеры, стилисты).

Специальность - это что такое-4

Что нужно учесть при выборе профессии и специальности

  1. Способности. Как правило, проявляются в раннем возрасте  на основании этого, уже можно сделать вывод, к чему у человека есть склонности.
  2. Особенности характера. Обязательно нужно учитывать экстраверт человек, или интроверт. Поскольку экстраверт, выбравший себе сидячую профессию с монотонной деятельностью, просто не сможет ею заниматься в силу темперамента. И наоборот.
  3. Интересы. Перевести сферу своих интересов в работу – это настоящее искусство. Но именно оно сможет сделать человека довольным и счастливым. Поэтому очень важно учитывать и этот пункт.

Специальность - это что такое-3

Если сложно определиться

Существует множество профориентационных тестов, способных помочь определиться при выборе профессии и специальности.

Их можно пройти самостоятельно, набрав в поисковике «тесты на профориентацию»  или прийти на консультацию к специалисту, который помимо того что проведет с вами тесты, еще и даст грамотные комментарии и рекомендации. 

ctoetotakoe.ru

Специальность - это... Что такое Специальность?

        комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (См. Профессия) (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника — один из видов профессионального разделения труда (См. Разделение труда). Если функции по определённой С. охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.). В системе высшего образования (См. Высшее образование) и среднего специального образования (См. Среднее специальное образование) СССР С. называются направления и организационную форму подготовки специалистов. По С. планируется подготовка кадров, разрабатываются учебные программы и планы, организуется учебный процесс. В 1975 в вузах СССР существовало свыше 350 С., объединённых в 22 группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика; металлургия; машиностроение и приборостроение; электронная техника, электроприборостроение и автоматика; радиотехника и связь; химическая технология; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги; технология продовольственных продуктов; технология товаров широкого потребления; строительство; геодезия и картография; гидрология и метеорология; сельское и лесное хозяйство; транспорт; экономика; право; здравоохранение и физическая культура; С. университетов; С. педагогических институтов и вузов культуры; искусство. В средних специальных учебных заведениях около 500 С. (более узких по профилю, чем в вузах), объединённых в группы, в основном соответствующие вузовским. В системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование) СССР вместо С. принято наименование — рабочая профессия. В 1975 существовало свыше 1,1 тыс. таких профессий, объединённых в 9 профессиональных направлений: машиностроение, судостроение, приборостроение и связанные с ними производства; геологическая разведка, угольная, горнорудная, нефтяная, газовая, металлургическая, химическая и др. промышленность; энергетическая, электротехническая, радиоэлектронная промышленность; строительство, промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность; транспорт и связь; лёгкая и полиграфическая промышленность; пищевая, мясная и молочная промышленность, торговля и общественное питание; культурно-бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство; сельское хозяйство. См. статьи об отдельных отраслях специального образования, например Горное образование, Машиностроительное и приборостроительное образование.

dic.academic.ru

Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий

ЛЕКЦИЯ 2. Социальный педагог – профессия педагогическая

 

Вопросы:

1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий

2. Функции социального педагога

3. Профессиональные роли социального педагога

4. Основные принципы работы социального педагога

 

Классификация профессий

Известно, что классификация - это осмысленный порядок ве­щей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.

В психолого-педагогической науке наибольшее распростране­ние получила классификация профессий, разработанная психо­логом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек-при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек- техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.

Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образо­ванием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.

Назначение специалиста

Сфера деятельности социального педагога - человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и по­требности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.

По сути дела, социальный педагог является своеобразным по­средником в системе взаимодействия личности, семьи и обще­ства. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

 

ЛЕКЦИЯ 2. Социальный педагог – профессия педагогическая

 

Вопросы:

1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий

2. Функции социального педагога

3. Профессиональные роли социального педагога

4. Основные принципы работы социального педагога

 

Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», классификация профессий

Профессия (от лат. рго/ешо) - вид трудовой деятельности, ко­торая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.

Профессиональная трудовая деятельность - источник суще­ствования человека. Поэтому государство гарантирует конституционное право россиян на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. В соответствии с действующим законодательством государ­ство гарантирует также свободу выбора рода деятельности; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Например, безработным гарантируется бесплатное получение ус­луг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения.

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру, цели и представления о качественном результате; она включает в себя предмет труда, который фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п.; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду; предметные и социальные условия труда.

Содержание работ, выполняемых в рамках той или иной про­фессии, является основой для ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника, включающего комплекс специфических знаний и навыков, а также требований к его квалификации.

В России официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и про­фессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.

Важно отметить, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляются в учрежде­ниях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях.

Профессиональное обучение призвано решать следующие задачи: предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения; формировать социальный заказ на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей и т.д. Для безработных предусматривается выплата стипендий на период обучения.

По завершении профессионального обучения выдается документ об образовании с указанием присваиваемой профессии. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. документ об образовании дает право на работу в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.

Основой при организации системы профессионального образования является номенклатура профессий и специальностей.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственными образовательными стандартами.

В целом система профессионального образования формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйственные процессы, состояние культуры и науки в стране.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов об образовании; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; записей в трудовой книжке.

Наряду с понятием «профессия» используется термин специальность. Специальность определяет более узкий круг работ в рамках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации - разделение труда по специальным видам, формам. Под специализацией, таким образом, пони­мают приобретение специальных знаний в определенной области. Так, например, базовая профессия «токарь» подразделяется на такие виды: токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь широкой специализации и т.д.

Наряду с понятием специальность в соответствии с выполняе­мой работой имеется понятие специальность по образованию. В этом случае она характеризует направление подготовки и включает со­вокупность умений и навыков, необходимых для решения конкретных профессиональных задач.

Существует официально утвержденный перечень специальностей по высшему и среднему профессиональному образованию. Например, базовая профессия «учитель» подразделяется по специальности и направлению на историю, химию, физику, технологию, математику и т.д. С целью регламентации специальностей по образованию в России разработан и действует «Общероссийский классификатор специальностей по образованию». Существует также перечень специальностей и для подготовки научных и научно-педагогических кадров. Группы специальностей в этом перечне со­ответствуют сферам знаний (наук). Так, «педагогика» имеет клас­сификационный номер 13.00.00,а специальности соответственно: «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 13.00.01;«Теория и методика обучения и воспитания» - 13.00.02и т.д.

Близким по значению к понятиям «профессия» и «специальность» является понятие квалификация, которая определяется объемом теоретических знаний и практических навыков.

Квалификацию служащих характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, выпускнику вуза, получившему базовую профессию «учитель по специальности и направлению “история”», присваивается квалификация «учитель истории». В специальности «Социальная работа» существует вузовская квалификация «специалист по социальной работе». Спе­циализациями к ней являются: социально-правовая защита населения; социальная работа с семьей, детьми и молодежью и т.д.

Уровень квалификационных требований к специалистам отражен в квалификационных характеристиках. В целях создания усло­вий для профессионального совершенствования существует сис­тема повышения квалификации специалистов.

Классификация профессий

Известно, что классификация - это осмысленный порядок ве­щей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.

В психолого-педагогической науке наибольшее распростране­ние получила классификация профессий, разработанная психо­логом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек-при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек- техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.

Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образо­ванием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.

Назначение специалиста

Сфера деятельности социального педагога - человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и по­требности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.

По сути дела, социальный педагог является своеобразным по­средником в системе взаимодействия личности, семьи и обще­ства. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

 

cyberpedia.su

Профессия и специальность. В чем разница?

Профессия - разговорный вариант. В дипломах фигурирует специальность (например, международные экономические отношения) и квалификация (например, экономист-востоковед).

профессия - понятие более широкое, специальность - более узкое.<br>Профессия - преподаватель, специальность - иностранные языки, по моему так<br>Или, например, по профессии - врач, по специальности - терапевт.

<br>Профессия и специальность-- может от Профессионал и специалист,

Профессия это общее понятие, а специализация узконаправленное направление в профессии. Например профессия бухгалтер, а специализация например бух. в строительстве, бух в торговле, бух в производстве, т. е в каждой специализации свои нюансы.

Например: профессия- военный а специальность-инженер радиолакационных станций.

Профессия - род, вид деятельности (врач, менеджер, директор)<br>:) т.е. определяет что делает человек (лечит, танцует, изобретает, управляет, рисует) <br><br>Специальность - сфера деятельности (врач - терапевт, зубной, ветеринар; менеджер - по персоналу, по торговле, по работе с клиентами; директор - генеральный, исполнительный, комерческий)<br>:) т.е. конкретизирует имеющиеся способности, навыки или образование для того или иного рода, вида деятельности

touch.otvet.mail.ru

Понятие профессии

Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия. Трактовок понятия «профессия» в профессиоведческой литературе много. Прежде всего это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей,' занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. По определению Б.Шоу, профессия — это заговор специалистов против непосвященных. Несколько определений приводит в своих работах Е.А.Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А.Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта»1. Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г.Макушин: профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию2. Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. ргоГеззю) — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоГеззюп) и «занятие» (оссираНоп). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий. В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия — понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия— слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др. Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности. Названия профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века. А официальные справочные издания, регламентирующие кадровую политику, отрицательно влияют на развитие трудовых ресурсов. Подтвердим это положение примером. Если профессию «швея-мотористка» переименовать в соответствии с изменившимся характером труда в профессию «оператор швейного оборудования» или вместо названия профессии «уборщица» ввести название «техник по интерьеру», то тем самым повысится престиж профессии, ее квалификационный уровень, а самое главное, будет стимулироваться развитие производства. Можно констатировать, что названия профессий и специальностей всегда отражают устаревший уровень технологий и средств труда. Но, с другой стороны, без официальной номенклатуры профессий нельзя осуществлять кадровую политику. Какой же может быть выход? Очевидно, что большинство профессий и специальностей не требуют пересмотра их названий: врач, учитель, инженер, редактор, ювелир, агроном и др. Содержание их труда меняется, но название отражает его суть и не сказывается негативно на продуктивности труда. Думается, что именно эти профессии и специальности должны составлять официальную номенклатуру справочников. Вместе с тем назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (например, овощевод, проводник пассажирского вагона, делопроизводитель, наборщик ручного набора, счетовод и др.). Имеется группа «вымирающих», но нужных профессий, без которых пока невозможно обойтись и которые еще долго будут существовать на небольших и кустарных предприятиях. Названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение (например, старатель, скорняк, шорник). Эти профессии могли бы быть объединены в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов и др. В процессе общественного развития возникает необходимость во введении названий новых профессий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники. Профессия «менеджер» стала весьма распространенной, но в официальной номенклатуре она отсутствует. С 1979 г. в Екатеринбурге ведется подготовка специалистов для профессиональной школы — инженеров-педагогов, но такой профессии или специальности в официальных справочниках нет. Можно привести много примеров отставания официальных служб труда от потребностей профессиональных сообществ. Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов — конструкторов профессий. Они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний. Конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей могло бы стать областью применения их профессиональных способностей. По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. По наиболее массовым профессиям, требующим высокой определенной квалификации, существует система начального, среднего профессионального образования. Для этой системы актуальным становится определение состава учебных профессий.

Дата добавления: 2015-12-07; просмотров: 177 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.034 сек.)

mybiblioteka.su


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность