Методы и технологии управления развитием бизнеса. Технологии и методы управления


20. Методы и технологии управления.

Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы управления являются составной частью методологии, а более конкретно – механизма управления.

Механизм управления – совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования). Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.

По масштабам применения: а) общие, относимые ко всей системе; б) особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др. 2. По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени опосредованное™ воздействия – прямые и косвенные. 5. По управленческим функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления. 7. По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.

Экономические методы управления – конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов.

Административные (организационно-административные или организационно-распорядительные) методы управления создают основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

21. Технология управления по целям.

Существует много определений управления по целям, вот некоторые из них:

Управление по целям — это систематический и организованный подход, позволяющий менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов.

Управление по целям – это работа менеджмента по формулировке целей организации, донесения их до сотрудников, обеспечения их необходимыми ресурсами, а также распределение ролей и ответственности за достижение поставленных целей.

Применение MBO систематизирует процесс управления, повышает результативность деятельности предприятия, является эффективным инструментом для постановки и поддержания системы менеджмента качества на предприятии, поддержания качества на всех уровнях предприятия.

Управление по целям предъявляет высокие требования к персоналу. Чем лучше работник понимает поставленные перед ним цели и чем точнее последние соответствуют его внутренним устремлениям, тем с большей вероятностью такие цели будут достигнуты

Взаимосвязь стратегии и целевого управления

Одной из главных особенностей управления по целям считается существование иерархии целей внутри организации. Еще П. Друкер, первый сформулировавший важнейшие принципы МВО, говорил, что каждый руководитель в организации от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей более высоких начальников.

Разработка показателей деятельности должна происходить в привязке к стратегическим ориентирам. С одной стороны, понимая связь показателей деятельности и стратегии, сотрудники будут в большей степени вовлечены в деятельность организации, С другой стороны показатели деятельности должны отражать связь текущей деятельности с достижением стратегических ориентиров организации.

Для стратегического планирования и измерения достижения стратегических целей все чаще используется методология Системы Сбалансированных Показателей (BSC Balanced Scorecard – с англ. Сбалансированная Система Показателей). ССП – это управленческий инструмент, который позволяет формализовать стратегическое планирование и целеполагание, довести до персонала стратегические цели компании, а также контролировать достижение этих целей сотрудниками через KPI.

KPI – (key performance indicators) переводится в литературе по разному: «ключевые показатели эффективности», «ключевые показатели результативности». «Эффективность» и «результативность», вещи принципиально разные. Самый удачный перевод – «ключевые показатели ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КПД)» (performance).

Метод управления по целям в компании может использоваться наравне с технологией BSC. В этой ситуации, MBO будет тем механизмом, с помощью которого цели будут распределены по иерархии компании и обеспечено вовлечение персонала в их достижение.

studfiles.net

Методы и технологии управления развитием бизнеса

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Переход к насыщенному рынку, обостряя конкурентную борьбу, выдвигает в качестве приоритетной задачи менеджмента обеспечение конкурентоспособности компании.

К сожалению, снижение издержек все еще традиционно рассматриваются многими руководителями компаний как главный путь повышения конкурентоспособности. Как правило, с готовностью обсуждаются проблемы управления ресурсами (или даже, затратами) и связанное с этим внедрение всевозможных компьютерных учетных систем.

Однако, во-первых, на себестоимость продукции влияют и трансакционные издержки, т.е. затраты связанные со взаимодействием подразделений компании в ходе выполнения бизнес-процессов.

Во-вторых, сегодня конкурируют между собой уже не товары и даже не компании, а группы компаний, нацеленные на полное и качественное удовлетворение потребностей Заказчика за счет интеграции совместных усилий.

В-третьих, в настоящее время конкуренция все больше становится борьбой идей, а не борьбой ресурсов. На рынке побеждают компании, постоянно предлагающие новые инновационные решения. При этом чрезвычайное значение приобретает скорость практического воплощения идей в конкретные продукты и услуги.

Динамизм компании, т.е. ее способность к быстрому и масштабному маневру, с одной стороны, собственными ресурсами, а с другой стороны, организацией партнерского взаимодействия - превращается в решающий фактор конкурентоспособности.

Изменения становятся образом жизни. Эффективное управление организацией превращается в доминанту менеджмента. Это сделало чрезвычайно популярной концепцию организационного развития, основанную на упреждающих изменениях компании под давлением стратегического виденья (модели) изменений внешней среды. Правильно спрогнозировать рыночную конъюнктуру и заблаговременно инвестировать в совершенствование внешней инфраструктуры, структуры и организации процессов самого предприятия, совершенствование управлением персоналом - это значит добиться существенного конкурентного преимущества в ближайшей перспективе.

Практическое управление организационным развитием требует применения новых технологий менеджмента организации. Бизнес-инжиниринг как современная технология управления, основанная на формальном, точном, полном и всестороннем описании деятельности компании как нельзя лучше подходит для этих целей.

Использование бизнес - модели для принятия всех управленческих решений и одновременного формирования всех необходимых регламентов управления является отличительной особенностью бизнес-инжинирингового подхода в менеджменте.

Осуществляя мониторинг среды и, фиксируя существенные для компании изменения, вносят соответствующие взаимосвязанные корректировки в бизнес - модель. Это позволяет быстро реагировать на уже свершившиеся изменения.

При реализации управления организационным развитием в бизнес-модель вносятся упреждающие изменения на основании стратегического прогноза таких изменений.

Как и любая технология управления, бизнес-инжиниринг имеет своеобразную парадигму - систему базовых принципов и понятий.

Бизнес-инжиниринг основан на системном подходе к управлению, при котором компания рассматривается в качестве целевой открытой социально-экономической системы, взаимодействующей с внешней средой как с более широкой надсистемой.

В результате позиционирования компании (как целостной системы) относительно других участников внешней среды определяется миссия - компромисс между потребностями рынка, а также возможностями и желанием компании удовлетворить эти потребности. При разработке миссии происходит формирование стратегического виденья перспектив развития бизнеса, которое объявляется в форме развернутого делового кредо компании относительно целей, принципов и идеологии отношений со всеми участниками внешней среды.

На основе миссии формируются корпоративные цели и стратегии в отношении роста, интеграции и инвестиции бизнесов. Дальнейшее уточнение стратегических позиций компании происходит на этапе разработки стратегий в области отдельных бизнесов и ресурсов.

Именно на этих этапах бизнес-моделирования уточняется предназначение компании по удовлетворению социально-значимых потребностей рынка, что позволяет сформировать бизнес-потенциал компании - набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение указанных потребностей. При этом, одновременно выясняется потребность и предмет партнерских отношений для обеспечения качественного обслуживания Заказчиков на всех этапах жизненного цикла продукта.

Бизнес-потенциал, в свою очередь, с учетом выбранных целей и стратегий определяет функционал компании - перечень бизнес-функций и функций менеджмента, требуемых для поддержания указанных видов коммерческой деятельности. Кроме того, определяются необходимые для этого ресурсы и структура компании.

Таким образом, формируется перечень управленческих регистров компании (продукты, функции, организационные звенья и пр.) в виде иерархических классификаторов.

Далее, закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций, определяют зоны ответственности менеджмента.

Так матрица коммерческой ответственности закрепляет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности. Ее дальнейшая детализация (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечит построение финансовой модели компании, что, в свою очередь, позволит внедрить систему бюджетного управления с использованием финансовой мотивации персонала.

Матрица функциональной ответственности закрепляет ответственность структурных звеньев за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности, а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (планирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, управления персоналом и пр.).

Описание бизнес-потенциала, функционала и соответствующих матриц ответственности представляет собой статическое описание компании. При этом процессы, протекающие в компании, пока в свернутом виде (как функции) идентифицируются, классифицируются и, что особенно важно, закрепляются за исполнителем.

На этом этапе бизнес-моделирования формируется общепризнанный набор основополагающих внутрифирменных регламентов:

· базового Положения об организационно-функциональной структуре компании,

· пакета Положений об отдельных видах деятельности (финансовой, маркетинговой и т.д.),

· пакета Положений о структурных подразделениях (цехах, отделах, секторах, группах и т.п).

Это вносит прозрачность в деятельность компании за счет четкого разграничения и документального закрепления зон ответственности менеджеров.

Дальнейшее развитии бизнес-модели происходит на этапе динамичного описания компании на уровне процессных потоковых моделей. Эти модели описывают процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента. При этом сначала описывается логика взаимодействия участников процесса, а затем - технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах.

Завершается организационное бизнес-моделирование разработкой модели структур данных, которая определяет перечень и форматы системы справочников, документов и отчетов, сопровождающих процессы в компании, а также задает форматы описания объектов внешней среды.

В процессе организационного бизнес-моделирования происходит последовательное процессно-целевое описание компании. Это позволяет получить взаимосвязанные ответы на основные вопросы управления:

· «зачем» фирма этим занимается» - миссия, цели и стратегии,

· «что» именно производиться и какими усилиями - бизнес-потенциал и функционал компании,

· «где» и «кто» выполняет функции и отвечает за результат - матричные модели ответственности,

· «как», «когда», «кому», «сколько» происходит преобразование материальных и информационных потоков - процессные модели,

· «в каком виде» описывается происходящее в компании в системе документооборота - модель структуры данных

В конечном счете, этим достигается прозрачность, предсказуемость и воспризводимость бизнеса, обеспечивая эффективное управление изменениями с использованием общепризнанных технологий.

Одним из инструментов управления развитием бизнеса является реорганизация предприятия. Реорганизация предприятия - это преобразование структуры юридического лица, направленное на оптимизацию его работы.

Реорганизация юридических лиц любой организационно-правовой формы - это способ остаться «на плаву», работать, получать прибыль и завоевывать новых клиентов, несмотря на негативные факторы, влияющие на компанию извне. Говоря юридическим языком, реорганизация юридического лица - это совокупность правовых процедур, которые направлены на изменение организационно-правовой формы предприятия, его владельцев или самой структуры управления, оптимизацию работы организации, ее активов и пассивов. Основная задача процедуры реорганизации - это разделение или объединение прав и обязанностей юридических лиц, и для официального оформления данных процессов используется разделительный баланс, либо передаточный акт. Существует несколько разновидностей реорганизации предприятий: реорганизация путем присоединения, реорганизация-слияние, реорганизация в форме преобразования, реорганизация с помощью выделения, реорганизация разделением.

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

a) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

b) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

Реструктуризация компании - это управление изменениями под воздействием смены рыночной конъюнктуры. Ее целью является поддержание оптимального соответствия организационно-функциональной модели компании и ее стратегии.

Реструктуризация компании - это изменение структуры компании, а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды. Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом. Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности. Успешные компании также часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.

Текущая стратегия определяет существующий бизнес - потенциал и, как следствие, функционал компании. С учетом сложившейся схемы ответственности за бизнесы и функции в компании имеется исходная организационно-функциональная модель сегодняшнего дня, определяющая зоны ответственности менеджмента. Изменение конъюнктуры рынка порождает перспективную стратегию. Соответственно возникает новый набор продуктов и функций, который формирует организационно-функциональную модель завтрашнего дня. Тогда реструктуризация, как форма управления изменениями, представляет собой программу перехода от исходной к перспективной организационно-функциональной модели. Основными методами реализации такой программы будет расширение (сокращение), слияние (разделение) функций и звеньев, а также перераспределение зон ответственности.

Реинжиниринг бизнес процессов - это кардинальное изменение бизнес-процессов на основе пересмотра базовых постулатов организации этих процессов под воздействием технологических прорывов, в том числе, в области информационных технологий. Реинжиниринг способен обеспечить радикальное повышение эффективности бизнеса. Примером может служить принципиально новая схема организации сбыта через Интернет - электронная торговля. При этом меняется традиционное представление о том, что для организации торгового бизнеса необходимо как минимум иметь товар, место продажи, персонал. Для электронной торговли вполне достаточно выставить на сайт каталог продукции и организовать прием заявок с последующей отгрузкой товара со склада производителя.

Построение реальной бизнес - модели организации требует специального компьютерного инструментария. Создание и, главное, поддержание в актуальном состоянии такого количества иерархических классификаторов, матричных моделей ответственности, потоковых описаний процессов на руках практически невозможно. Необходимы специальные компьютерные средства поддержки.

В начале 90-х годов на Западе появились первые программы, способные помогать решению задач, связанных с организационными проблемами управления предприятием. Первоначально это были специализированные модули в составе наиболее мощных западных систем корпоративного управления (SAP/R3, SOCAP, BAAN), задачей которых было формальное описание предприятий, подлежащих автоматизации. Новые программы были ориентированы на решение задач систематизации, хранения и обработки «неколичественной» информации об организации бизнеса, которые раньше не имели адекватной компьютерной поддержки, являются средствами поддержки «организационного менеджмента», чем они принципиально отличаются от других программных компонент корпоративных информационных систем, предназначенных для управления ресурсами предприятия.

Более года назад консалтинговой группой БИГ был разработан первый российский Orgware программно-методический комплекс «БИГ-Мастер». Это пакет методик и программ, необходимых для построения полной бизнес- модели компании. Такая электронная бизнес-модель компании представляет собой развивающуюся базу корпоративных знаний - новый ресурс конкурентоспособности.

Использование указанного программного продукта позволяет оперативно управлять изменениями компании, практически реализуя концепции саморазвивающейся компании в технологии управления организационным развитием.

Диверсификация (новолат. Diversificatio) - изменение, разнообразие; от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.

Диверсификация - мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация - важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.

Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого.

Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» - стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.

Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину».

Известный американский миллионер и просветитель Роберт Тору Кийосаки считает диверсификацию инвестиций уделом пассивных инвесторов не обладающих финансовой грамотностью. Об этом он пишет в книге «Почему мы хотим, чтобы вы были богатыми» и «Квадрант денежного потока».

Распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Такую диверсификацию называют диверсификацией кредитов. В области банковских операций принцип диверсификации проявляется в распределении ссудного капитала между большим числом клиентов. Иногда банковское законодательство запрещает коммерческим банкам предоставлять одной фирме кредит на сумму, превышающую 10% собственного капитала банка. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных компаний и фондов.

Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Диверсификация делится на 2 типа - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса. Несвязанная (латеральная) диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например, производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например, производитель процессоров начинает производить компьютеры. Горизонтальная - производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом, либо под новым брендом.

Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развивается экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной межгосударственной экономической политики, базирующейся на разделении труда, развитии производственного и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств.

Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему как целостное образование. Применение системного подхода в организациях, к сожалению, чаще всего относилось к статике, к построению структуры и функций организации. Использование концепции систем как бы предполагало, что достаточно единожды определить границы, элементы и связи системы, и так это и будет в процессе функционирования предприятия. Однако реальная практика показала, что просто констатации наличия системы, единства организации мало, нужны подходы, механизмы реального объединения всех элементов предприятия в единую систему.

Постепенно к менеджерам пришло понимание того, что одного системного подхода для эффективного, сильного менеджмента недостаточно и надо внедрять интеграционные процессы. Одними из первых (применительно к расширению функций руководства) за необходимость применения в управлении фирмами интеграционных подходов высказались американские специалисты М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, швейцарец Х. Грютер.

К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация - это интегрированное целое, в котором все системы (основные и вспомогательные) объединены общей деятельностью.

Необходимость в интегрированной теории руководства увеличивается с ростом конкуренции на рынках сбыта, с усложнением структуры предприятия, в связи с Новыми усилиями в области инновационной деятельности, и с неопределенностью, существующей во внешней среде предприятия.

Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руководства, наоборот, именно от передовых руководителей и зависит его применение. Этот подход дает возможность творчески мыслящим руководителям в полной мере испытать самих себя. Сначала руководство выбирает цели развития предприятия, затем определяются необходимые ресурсы для разработки и внедрения инноваций. Руководитель должен сам включиться в разработку системы и отвечать за планирование рабочей стратегии. Успех или неудача всею дела зависят от того, как он сумеет интегрировать деятельность всего предприятия и каждого подразделения для достижения поставленной цели.

С этих позиций интеграция - это условие взаимосвязанности многих частей внутри одной, это объединение частей в единое целое, и предприятие можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждая подсистема участвует в общей деятельности. Проблема интеграции деятельности функциональных подразделений, необходимой для достижения общих целей организации, проявляется наиболее остро для технически сложных отраслей промышленности.

Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое в первую очередь на общей информационной основе. Интеграция должна отражать картину информационной взаимосвязанности подсистем в пределах компании

Раньше в лице предпринимателя мы имели естественную интеграционную систему, однако рост функциональных границ определяет характер данных, используемых различными группами специалистов, и имеет тенденцию к ограничению масштабов проблем и поля зрения отдельных лиц, занимающихся этими проблемами. В такой ситуации руководитель должен заставить глав различных функциональных подразделений координировать свою деятельность, чтобы достичь такой же эффективности, какой достигал один предприниматель. Концепция интегрированных систем является основной формой воплощения в жизнь этой цели. Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого.

Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях ею иерархической структуры. Суть совершенствования процесса управления заключается в уменьшении величины шага управления за счет повышения скорости получения данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управляющих воздействий в самом производстве.

В решении проблемы сущностною определения интегрированной системы управления важное место занимает разработка основных принципов интеграции, среди которых выделим главные.

Концепция интегрированной системы базируется на общности методов управления для всех уровней предприятия. Методы управления обосновываются положениями о функционировании экономического объекта и структурами объектов управления и проявляются в совокупной управленческой деятельности субъектов управления. Управленческие решения принимаются с учетом экономических, правовых, организационно-административных и социально-психологических факторов управления. Принцип единства и интеграции методов предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.

Совершенствование процесса управления осуществляется на всех уровнях управления производством с учетом конкретной структуры объектов управления предприятия и на основе единых функций управления, т. е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами и задачами.

Интегрированная система - это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направленной на поддержание требуемого качества управляющих воздействий на стабильном уровне. другими словами, процесс реализации функции управления в условиях неопределенности и возникающих возмущений на всех уровнях управления с учетом обратных связей будет постоянно обеспечен.

Важная проблема создания интегрированной системы управления предприятием со стоит в выделении однородных организаций и подразделений, характеризующихся неравномерностью развития организации каждой организации соответствуют определенный возраст свои технологические условия, масштабы производства, соответствующий кадровый состав и др. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы, сходные по определенным признакам для создания типовых схем управления.

Совершенствование процесс управления на всех уровнях производства возможно при использовании компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. Интегрированная система охватывает в едином комплексе задачи проектной, инженерной и технологической подготовки производства и задачи управления организационно-производственной деятельностью предприятия. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функционирующих подразделений, углубляется по вертикали взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления модель Нортона-Каплана. Неоднократно было замечено, что руководители частенько отказываются вкладывать средства в долгосрочное развитие предприятия, поскольку это ухудшает текущие результаты деятельности. Конечно, такая практика не может обеспечить предприятию долгосрочный рост и стабильность. Несмотря на то, что идеи стратегического управления уже тридцать лет всё активнее просачиваются в практику корпоративного менеджмента, управленческие решения традиционно базируются в бóльшей мере на финансовых показателях, чем на нефинансовых (немонетарных), хотя последние менее искусственны и не менее важны.

На протяжении 70-90-х годов ряд исследователей пытались решить эту проблему. Ещё в 1975 году Стивен Керр, подбивая итоги деятельности многих компаний, сделал вывод про необходимость существования разных систем измерения результатов хозяйственно-финансовой деятельности для разных целей, но ближе всех к её решению подошли американцы Р.С. Каплан и Д.П. Нортон. Они в 1990 году исследовали системы измерения результатов деятельности 12 крупных компаний, которые стремились расширить свои измерительные системы путём включения в них показателей нефинансового характера, так как это позволило бы им расширить информационную базу для принятия управленческих решений. Результаты проведенных исследований привели к появлению концепции сбалансированной системы показателей - BSC.

Таким образом, предпосылкой появления BSC было стремление руководства компаний к усилению управленческой функции за счёт органического согласования интересов разных групп - акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того, чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления большим бизнесом, нужно было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему стратегического измерения.

Концепция BSC выгодно отличается от других концепций тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учётом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются. Наличие причинно-следственных связей в модели BSC подчёркивали сами авторы Р.С. Каплан и Д.П. Нортон, а М. де Хаас и А. Кляйнгельд указывали, что BSC фактически превращает систему измерения эффективности в систему управления с прямой связью.- это система показателей, которая измеряет то, что не измеряет бухгалтерский учёт. Мы считаем, что профессор Х. Нёрреклит права, когда пишет, что «BSC - это инструмент, который систематически расширяет сферы измерения, которые традиционно связывали с учётом».

В сбалансированной системе следует различать показатели, измеряющие достигнутые результаты, и показатели, отображающие процессы, которые обеспечивают достижение этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны между собой, так как для получения первых (например, некоторого уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, достигнуть необходимой загрузки производственных мощностей). На практике внимание менеджеров, как правило, сосредотачивается на показателях первой категории, а это приводит к тому, что бизнес-процессы остаются неконтролируемыми или слабоконтролируемыми (как по количественным, так и по качественным параметрам).охватывает, в основном, стратегически важные направления, а оперативные (диагностические) сопоставления фактических и плановых показателей остаются предметом внимания других информационных подсистем, хотя в действительности провести между ними границу довольно сложно.

Так называемый «баланс» в концепции BSC имеет многоплановый характер, охватывая связи между монетарными и немонетарными показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия.

В процесс применения BSC превратилась в широкую управленческую систему. Многие учёные видят в ней структуру всего процесса операционного управления или организационную структуру.

BSC можно рассматривать как организационную структуру, которая позволяет расширить возможности измерения, оценки и контроля на уровне стратегического и операционного управления фирмой. Традиционная структура BSC может довольно легко модифицироваться, но она имеет один существенный недостаток: в ней фактически отсутствует конечный ориентир, т.е. базовый показатель, по которому измеряется успешность реализации стратегии и эффективность функционирования фирмы.

 

Читайте также:

lektsia.com

Основные виды управленческих технологий, их характеристика

Технологии ГУ можно рассматривать как определенную форму управленческой практики, которая воплощает в себе мно­гообразные способы, приемы и методы государственного управления. Технологическое содержание государственного управления определяется уровнем развития практики, науки и техники.

Главная цель используемых в ГУ технологий связана с выработкой и реализацией механизмов решения общественных проблем, с разработкой и осуществлением соответствующими государственными и общественными структурами государственной политики.

Большое число соц. технологий, используемых в системе государственного управления, позволяют классифицировать их по различным основаниям.

По критерию иерархичности проблем управления раз­личают технологии решения мировых, континентальных, гос., региональных проблем, проблем местно­го самоуправления, отдельных учреждений и организаций. По сферам жизнедеятельности различают экономические, политические, духовно-культурные и другие тому подоб­ные технологии управления. По видам деятельности раз­личают технологии производственные, трудовые, аграрные, учёбные и др. По масштабу общественных проблем — универсальные и частные.

Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих технологий крайне актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционир-я компонентов субъекта государственного управления.

Разработка технологий здесь включает в себя:

1) установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы;

2) обеспечение согласованности в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизнедеятельности;

3) создание организац-х и технич. условий для операт. и точной передачи нужной инф-ии через все структурные подсистемы, звенья и их подраздел-я и т.д.

В рамках всего гос. аппарата принимается и действует большое число управл. решений как текущего, оперативного, так и стратегич. характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные вар-ты решений, изыскивать альтернативы ресурс. обеспечения и временной реализации, согласовывать различные решения между собой, анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля и т.д. Здесь также нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управл. решений, начиная с унифицированного языка и заканчивая общими требованиями к подготовке конкр. документов, организации их исполнения.

Важное место в системе ГУ также занимают технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением с установленным» стандартами. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий

Значимыми являются также технологии управл. деят-ти. Эти технологии включают в себя ряд аспектов: административно-правовые, организационно-функциональные, социально-психологические, технические и т.д. Все эти аспекты должны быть сведены в одну систему, внутренне согласованы и представлять собой организац. технологию, позволяющую получать необх. результат.

К технологиям, наиболее часто используемым в системе ГУ, можно также отнести: технологии реализации кадровой политики; технологии регулирования и разрешения конфликтов; технологии организации документооборота; технологии ведения переговоров; технологии формирования имиджа; технологии лоббирования; избирательные технологии. Особое место среди технологий в системе ГУ занимают инновационные и информационные технологии.113.Технологии государственного управления.

Технология управления – это приемы и способы реализации процесса управленияв целом и составляющих его функций. Она представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой–либо управленческой деятельности. Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры. Технологии государственного управления выступают по отношению к управленческим технологиям как часть по отношению к целому. Технологии государственного уп­равления можно рассматривать как определенную форму управленческой практики, которая воплощает в себе мно­гообразные способы, приемы и методы государственного управления. Технологическое содержание государственного управления определяется уровнем развития практики, науки и техники.

Главная цель используемых в ГУ технологий связана с выработкой и реализацией механизмов решения общественных проблем, с разработкой и осуществлением соответствующими государственными и общественными структурами государственной политики.

Большое число социальных технологий, используемых в системе государственного управления, позволяют клас­сифицировать их по различным основаниям.

По критерию иерархичности проблем управления раз­личают технологии решения мировых, континентальных, государственных, региональных проблем, проблем местно­го самоуправления, отдельных учреждений и организаций. По сферам жизнедеятельности различают экономические, политические, духовно-культурные и другие тому подоб­ные технологии управления. По видам деятельности раз­личают технологии производственные, трудовые, аграрные, учёбные и др. По масштабу общественных проблем — универсальные и частные.

Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих технологий крайне актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционирования компонентов субъекта государственного управления.

Разработка технологий здесь включает в себя:

1) установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы;

2) обеспечение согласованности в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизнедеятельности;

3) создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения и т.д.

Актуально использование управленческих технологий в практике программирования и планирования комплексного развития территорий. Нужны единые сроки и методики разработки мероприятий на предприятиях, в организациях учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.д.

Современная общественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых, межтерриториальных проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях - от международного (в рамках ряда стран), общегосударственного до местного. Она также требует адекватных управленческих технологий, способных придать деятельности в данном направлении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.

В рамках всего государственного аппарата принимается и действует большое число управленческих решений как текущего, оперативного, так и стратегического характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, согласовывать различные решения между собой, анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля и т.д. Здесь также нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и заканчивая общими требованиями к подготовке конкретных документов, организации их исполнения.

Важное место в системе государственного управления также занимают технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением за управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением с установленным» стандартами. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий

Значимыми являются также технологии управленческой деятельности. Эти технологии включают в себя ряд аспектов: административно-правовые, организационно-функциональные, социально-психологические, технические и т.д. Все эти аспекты должны быть сведены в одну систему, внутренне согласованы и представлять собой организационную технологию, позволяющую получать необходимый результат.

К технологиям, наиболее часто используемым в системе государственного управления, можно также отнести: технологии реализации кадровой политики; технологии регулирования и разрешения конфликтов; технологии организации документооборота; технологии ведения переговоров; технологии формирования имиджа; технологии лоббирования; избирательные технологии.

Особое место среди технологий в системе ГУ занимают инновационные и информационные технологии.

Государственные управленческие технологии включают несколько аспектов деятельности: теоретический, методический и процедурный. Первый этап - теоретический связан с выделением объекта управления, определением его особенностей, состояния, условий и тенденций развития; определением и четкой постановки целей и задач в отношении управляемого объекта и т. д. Второй этап - методический связан с выбором методов, средств воздействия на объект управления, получением необходимой информации и ее обработкой и т. д. Третий этап - процедурный. На этом этапе осуществляется организация практической деятельности по разработке управленческой технологии.114.Информационные технологии в управлении.

В сфере ГУинформационные технологии (ИТ) становятся ключевым фактором повышения эффективности управления, позволяя перейти на качественно новый уровень реализации всех функций ГУ, прежде всего контроля, сбора и анализа информации, организации системы информационно–аналитического обеспечения выработки, принятия, реализации и оценки эффективности управленческих решений. ИТ способствуют установлению оперативной обратной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность гос органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой – появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе, по отдельным социальным группам). ИТ дают возможность свободного доступа широких слоев населения к информации и их активного участия в общественно–политической жизни страны. Вместе с тем активное внедрение ИТ в повседневную деятельность наряду с преимуществами несет в себе вполне реальные угрозы. Менее развитые общественные системы невольно попадают в технологическую и концептуальную зависимостьот мировых лидеров, становятся полигоном для демонстрации превосходства, в том числе и информационно–аналитического. Все чаще в обиходе специалистов в области ИТ фигурируют такие понятия, как «информационное противоборство», «инф-е операции», «инф-е воздействие» и т.д. Среди наиболее серьезных по своим негативным последствиям проблем, связанных с информационным воздействием,можно выделить следующие: снижение уровня информационно–аналитического обеспеченияорганов власти и управления, инспирирование ошибочных управленческих решений, деморализация ЛПР; манипулирование общественным сознанием с целью создания политической напряженности; дезинформированиенаселения о работе государственных органов, подрыв международного авторитета государства, дискредитация ЛПР как внутри страны, так и за рубежом; дестабилизация политической ситуации в целях разжигания социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, инициирования забастовок, массовых беспорядков и т.д.

Стратегическое использование ИТ может помочь организациям:

1) предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам инф-ю, управлять ею и действовать на ее основе.Служащие должны поручать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах;

2) оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов.

В реестре современных ИТ существенное значение имеют системы управления базами данных (СУБД). Это пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить системный, интегрированный и гибкий подход я организации данных и доступ к ним, в том числе в масштабах целого ведомства. СУБД основывается на определенной модели данных, которая отражает взаимосвязи между объектами. В настоящее время широкое распространение также получают автоматизированные системы управления (АСУ), которые представляют собой определенную сеть, использующую компьютеры чтобы поставлять руководству информацию, необходимую для принятия непрограммируемых решений, касающихся проблем, далеких от ясности. Все более востребованной становится методология «интегрирования» информации: чем выше ранг руководи­теля, тем более интегрированная информация может (и должна) им использоваться. В связи с этим большие ресурсы для роста эффективности управленческой деятель­ности заложены в системах поддержки принятия реше­ний(СППР). Они представляют собой комп. информац. систему, которая поставляет работникам высших звеньев управления информацию, используемую для нетрадиционного принятия непрограммируемых уп­равленческих решений.

На первом плане современных ИТ находятся также экспертные системы. опираются на исследования в области искусств. интеллекта, они предназначены для того, чтобы подражать процессам человеческой мыслительной деят-ти. 115.Понятие инновационных технологий. Инновационные технологии в сфере управления.

Выдвижение на повестку дня инновационных технологий вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно хищением их роли в жизнедеятельности общества.

Справедливо, что многие исследователи говорят о том, то нужны не просто технологии управления, а именно инновационные, которые связывают современные научные знания, практический опыт и творческий потенциал лю­дей. Инновационные технологии государственного управ­ления - это целое направление теоретических поисков и практических приемов, направленных на повышение эф­фективности функционирования всей системы государ­ственного управления.

Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упо­рядочить управленческую деятельность и систему госу­дарственного управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важнейшим аспектам их организации и функционирования, прежде всего стратеги­ческого планирования. Причем речь идет не о придании новых наименований старым бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих каби­нетов современными электронными средствами, а о каче­ственно новом осмыслении государственного управления.

Ввиду уникальности управленческих решений в каж­дом конкретном случае необходимо вести речь о необхо­димости генерировать и реализовывать на практике своего рода управленческие ноу-хау» в рамках общего инновационного процесса. Инновационные технологии, если они реально действуют в государственном управлении, долж­ны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленчес­кой деятельности государственного аппарата.

Целями внедрения инновационных технологий в уп­равление могут быть следующие:

а) создание оптимальной структуры управления, когда после осуществления инноваций наблюдаются поло­жительвые сдвиги в возможностях руководителей воздействовать на процесс управления;

б) совершенствование системы целей управления;

в) создание более совершенных технологических усло­вий или действий;

г) формирование более эффективной системы мотива­ция Деятельности;

д) изменение целей управляемой подсистемы.

В современных условиях развития белорусского госу­дарства я общества по всем важнейшим аспектам органи­зация и функционирования государственного управления требуется разработка и освоение инновационных наукоем­ких технологий, способных обеспечить продвижение нашего общества вперед за счет новых знаний, использования ноу-хау и т.д.

 



infopedia.su

Методы управления организацией

Эффективное управление организацией становится возможным при помощи организационных средств и методов, которые направлены на координацию персонала в общем или на какого-то отдельного сотрудника, с целью достижения результатов предприятия в целом. Суть этого процесса заключается в том, что одни только методы не дадут 100% эффективности. Необходимо адекватное воздействие на трудовой коллектив, мотивация персонала и нацеленность на результат. При совмещении этих двух позиций получается идеальное сочетание, которое непременно должно привести к успеху.

Перед управленцами неизбежно стоит большой перечень задач, которые необходимо решить. Этот список довольно обширен и включает задачи, связанные с долгосрочным планированием перспектив развития, а также решением сиюминутных вопросов, которые необходимо реализовать в кротчайшие сроки. Именно для этого придумано большое количество разнообразных методов, но их все можно объединить в зависимости от решаемых с их помощью задач.

Современные методы управления организацией обычно объединяют в себе:

1. регулирование технических систем, осуществляется при помощи автоматических систем управления;

2. регулирование социально-экономических систем, касается урегулирования отношений в коллективе. В свою очередь они также зависят от характера формируемых отношений и бывают:

• экономические;

• административные;

• социально-психологические.

Давайте подробнее остановимся на каждом из предложенных методов. Экономические методы управления организацией - это система способов, при помощи которых возможно воздействие на исполнителей используя конкретные соизмеримые условия. К примеру соотношение затрат и полученных результатов, то есть материальное поощрение и штрафные санкции. Основой этого метода является заработная плата, а дополнением - премии или предполагаемые бонусы, которые на прямую зависят от приложенных усилий и конечных результатов. Прослеживается связь между результатами отдельного менеджера и компании в целом. Эти методы управления организацией весьма эффективны, т.к. довольно гибко воздействуют на людей, влияя на непосредственные интересы. Таким образом, воздействуя на персонал, осуществляется влияние на ход производства. Получается, что у работников стимулируют проявление инициативы, реализацию творческого, а вместе с ним и рабочего потенциала, удовлетворяя материальные потребности. Однако, есть также существенные недостаток, который заключается в неудовлетворении, так называемых, не материальных потребностей, которые также могут способствовать снижению мотивации.

Административные методы управления организацией - это прямое воздействие обязательного характера. Для их реализации управленцы занимаются: организационным проектированием, регламентированием, нормированием. Основа заключается в установлении обязательных к выполнению правил, которые определяют порядок и дисциплину деятельности сотрудников в организации, своеобразные внутрифирменные стандарты. Мощный метод управления, направленный на решение коллективом определенных задач. Основным преимуществом является обеспечение воли руководства для достижения цели, кроме того, не требуют эти методы управления организацией значительных материальных затрат. К недостаткам можно отнести ущемление инициативы и творческого подхода.

Методы управления организацией социально-психологические - осуществляются при помощи воздействия руководства на социальные принципы работы коллектива. С их помощью решается вопрос «текучки кадров». Основой является совершенствование и повышение уровня компетентности сотрудников в частности и коллектива в целом. Для эффективного достижения цели руководитель поднимает уровень нравственной зрелости команды.

fb.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность