НОВОСТИ |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Управление государственное и муниципальное статьиМуниципальное управление. Государственное и муниципальное управление. Система муниципального управления :: BusinessMan.ruМуниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление. Общие сведенияКонституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе". Основные понятияМуниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию. Классификация должностейВсе они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация. В соответствии с ней, должности могут быть:
Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории. Поступление на службуДля граждан, желающих получить ту или иную должность, устанавливаются определенные требования. Поступить на службу могут лица, которые достигли 18-летнего возраста, владеют государственным языком РФ и обладают соответствующей квалификацией. Требования к профессиональной подготовке граждан установлены в ФЗ №25 . Поступить на муниципальную службу могут лица, не имеющие ограничений, указанных в ст. 13 данного закона. При принятии граждан на должности, а также в процессе профессиональной деятельности, впоследствии не допускается установление никаких прямых или косвенных преимуществ или лимитов в зависимости от расы, пола, происхождения, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным группам, должностного или семейного положения и прочих обстоятельств, не касающихся профессиональных и деловых качеств служащих. Правовой статусВ качестве муниципального служащего признается гражданин, который в порядке, установленном соответствующими актами в рамках ФЗ и законов региона, исполняет обязанности по должности за денежное содержание. Оно выплачивается из местного бюджета. Лица, которые осуществляют техническое обеспечение деятельности местных инстанций, избирательных комиссий МО, не могут замещать указанные должности и не являются служащими соответствующих учреждений. Законом установлен особый правовой статус лиц, осуществляющих муниципальное управление. ОграниченияНормативными актами местной власти устанавливаются обязанности и права служащих, а также гарантии их деятельности и ограничения, связанные с выполнением работы. В процессе проведения выборов и референдума должностные лица не могут пользоваться своим статусом и привлекать подчиненных или находящихся в иной рабочей зависимости к осуществлению ими во время исполнения ими своих трудовых обязанностей деятельности, которая способствовала бы избранию либо выдвижению: сбор подписей, проведение агитации в период командировок. Для муниципальных служащих не предусмотрено преимущественное право доступа к СМИ, они не могут использовать организационно-технические и материальные средства, которые обеспечивают исполнение их полномочий, при проведении предвыборной агитации и сбора подписей. Должностные лица, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период их участия в избирательной кампании освобождаются от выполнения профессиональной деятельности. Муниципальное управление: органыМестная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом. Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования. Роль в социально-экономической системеМестная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население. ХозяйствоНа муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юрлиц, осуществляет глава МО. Культурная сфераЭта сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты. businessman.ru
lib.sseu.ru Эффективность государственного и муниципального управления
В современной России очень важно уметь определять и следовать методам оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления. В работе, уточнен понятийный аппарат регламентации деятельности государственных и муниципальных органов. Заданы стандарты деятельности государственного и муниципального управления. Ключевые слова: результативность государственного (муниципального) управления, эффективность государственного (муниципального) управления, государственная (муниципальная) функция, государственная (муниципальная) услуга
Когда происходит формирование органов государственного и муниципального управления, живущее население требует и ждет от них полное обеспечение товарами и услугами в зависимости от своих потребностей. Абсолютно все слои населения, с разным уровнем дохода должны почувствовать, что качество жизни растет, все органы государственного и муниципального управления работают эффективно, услуги предоставляются качественно и своевременно. Для улучшения, повышения и результативности всех ветвей государственного и муниципального управления, направлены реформы, проводимые в стране согласно системе государственной и муниципальной власти. Задачи и цели реформирования государственной и муниципальной службы были сформированы президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2001 году, в концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации [2]. В переходном периоде, реформирующем структуру организации власти, были заложены экономические, организационные и правовые основы функционирования государственной гражданской службы, а также военной и правоохранительной службы [3,5]. Заданы новые подходы к формированию муниципальной службы в Российской Федерации. [4]. Начиная с 2006 года, в России стало проводиться административное реформирование, предусматривающее внедрение процедур и методов управления, с целью ориентации на результат, а также проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациям [1]. Такая система и разработка государственного управления должна была внедряться параллельно с новыми комплексами, целями, достижениями и бюджетированием основанным на результат. Время шло, и в 2009 году вновь встал вопрос о реформировании всей системы государственной службы в Российской Федерации. Особым указом президента Дмитрия Анатольевича Медведева утверждена федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы). Данная необходимость реформирования системы была обусловлена тем, что граждане России стали предъявлять требования, которые заметно возросли, а вот профессиональная деятельность государственных служащих была еще довольно слаба по качеству предоставляемых услуг [6]. Новейшие методы регламентирования и планирования труда не получили широкой популярности, полное отсутствие заложенных стандартов качества, а главное доступности государственных услуг (например в электроном виде) в Российской Федерации не позволяет внести ясность в действия исполнительной власти перед гражданским обществом, а также внедрить процедуры контроля и оценки общей деятельности исполнительной власти [1]. Все эти факторы не позволяют обеспечить увязку реформы государственной службы с бюджетной, административной, реформой местного самоуправления и другими изменениями в сфере государственного управления. Также фактором реформирования государственной службы является ее закрытость, некоторая недоступность для общества, что способствует развитию бюрократии и коррупции, должного профессионального обучения государственных служащих, отсутствием научно обоснованных и опробованных методик применения норм законодательства Российской Федерации [6]. Как правило, вниманию придаются различные подходы определения эффективности деятельности органов государственной власти. Из них можно выделить два аспекта: либо идет анализ уровня деятельности организации (соотношение «затраты — выпуск»), либо все внимание приковано исключительно к результатам, без рассмотрения учета затрат на их выполнение. При всем этом подходы затрудняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и муниципального управления, для граждан страны делается недоступным понимание ожидаемых результатов. Я думаю, что эти самые показатели результативности и эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти управления обязаны иметь свою собственную смысловую нагрузку. Надо понимать, что под результативностью управления подразумевается степень удовлетворения граждан и их потребностей в нужных им видам товаров и услуг, соответствующих поставленным и согласованным целям управления. Какой смысл конкретно вкладывается в термин «эффективность управления»? Многие ученые интересуются теорией эффективности управления, однако однозначного ответа на наиболее важные вопросы до сих пор не получено. Считаю, что понятие «экономическая эффективность» применяется исключительно для характеристики полученного результата деятельности хозяйствующего объекта или системы. Эффективность управления — это степень результативности управления с наименьшими затратами на выполнение этих самых управленческих функций. Общую эффективность государственного и муниципального управления стоит определять как пропорцию результатов и общественных задач, результатов и затраченных государственных ресурсов. Довольно серьезным и важным можно считать критерий определяющий результативность и эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления при выборе показателей. Что же касается эффективности государственного и муниципального управления, то ее можно определять следующим образом: – затратами на предоставление всему населению в целом услуг, их количество, а главное качество этих самых услуг – затратами на полученный результат профессиональной служебной деятельности гражданского служащего или гражданской и муниципальной власти в целом – уровнем производительности в государственном аппарате – неконфликтностью и согласованностью бюджетирования и результативной деятельностью государственных и муниципальных органов управления. Все перечисленные выше методы определения эффективности государственного и муниципального управления требуют серьезного методологического обоснования, так как в научной литературе еще не выработан общий подход к данной проблеме. Что касается других стран, то например, в Европе, накоплен значительный опыт приближения государственных и муниципальных служб, их внутренних органов и учреждений к гражданскому населению. В ряде государств Евросоюза приняты хартии о предоставлении ряда услуг гражданам, позволившие установить показатели, отображающие деятельность государственных органов. В Финляндии хартия о предоставлении услуг населению была принята в 1995 году. Она основывается на четко выраженных принципах: – обеспечение высокого качества – забота – гибкость предоставления услуг. В Бельгии хартия была принята в 1993 году. В ней прописаны принципы, которые находят реализацию в жизни посредством специальных правовых процедур. Благодаря анализу и исследованиям зарубежного опыта разработки стандартов государственных и муниципальных услуг и их надобности относительно нужд и потребностей населения, позволяет определить основные направления организации такой работы в государственных структурах Российской Федерации. Уверен, что при определении эффективности деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления по количеству и качеству предоставляемых услуг обществу надо различать государственные и муниципальные услуги и государственные и муниципальные функции. Любая государственная услуга определяется как деятельность органа государственной власти по исполнению запроса как юридического, так и физического лица, с последующим получением материальных, либо финансовых средств, в случаях, предусмотренным законодательством, а также полное представление и сопровождение документооборотом и информацией. Общепринято, что государственная функция характеризуется, как деятельность органа исполнительной власти по принятию управленческого решения и его исполнению в установленные сроки. Предоставление муниципальных и государственных услуг, а также предоставление государственных и муниципальных функций на всей территории Российской Федерации должно проходить единообразно и соответствовать всем нормам качества, удовлетворяющим потребности населения. Для этого нужно разработать государственный стандарт и его исполнение. Такой стандарт государственной или муниципальной услуги утверждается самостоятельно или в составе административного регламента нормативно-правового акта органа исполнительной власти. Пошаговые действия в развитии данного процесса можно определить следующим образом: – организационная подготовка – общий сбор информации – полное исследование – разработка проекта требований к порядку предоставления услуги – обсуждение и проверка проекта – утверждение общих стандартов – внедрение регламентов – мониторинг исполнения до полного завершения процесса. Начиная разработку данных регламентов, следует учитывать качество предоставляемой услуги и качество обслуживания. Совокупность предоставляемой услуги, определяющей ее способность удовлетворять потребности граждан, в плане содержания и результата является качеством государственной и муниципальной услуги. Доступность и качество услуги определяется ее конечным получателем. Качество услуги определяется следующими критериями: – доступность получения услуги – потраченное время на получение и реализацию данной услуги – удобство графика работы учреждения – условия и длительность ожидания приема обратившегося – организация очереди – компетентность обслуживающих специалистов. Внедрение административных регламентов и предоставления услуг и исполнения функций является стандартом деятельности органов исполнительной власти и служит основой для разработки показателей деятельности и эффективности органов исполнительной власти и их работников. В данной ситуации рассматриваются показатели максимального снижения бюджетных расходов на предоставление единицы услуги, а также стандартизация выполнения функции и показатели сокращения времени обслуживания получателя услуги. Литература:
moluch.ru Теория государственного и муниципального управленияПонятийный аппаратОпределение 1 Государственное управление - это организованное и практическое воздействие органов государственной власти на общественные отношения граждан для упорядочения и сохранения нормальной жизнедеятельности общества. Определение 2 Местное самоуправление - это управление, которое осуществляется на уровне субъекта страны. Определение 3 Государственное управление - это система знаний, которая содержит основные закономерности организации управления государством. Основы государственного управленияК основам следует относить:
Субъект и объект управления Определение 4 Субъектом общественного управления можно назвать систему органов государственной власти (следует отнести законодательные, исполнительные и судебные органы). Объект управления можно относить как человека в одном лице, так и отдельные отрасли в регионах, и различные формы собственности. Необходимо отметить, что к областям государственного управления относятся:
Направления науки государственного управления
Замечание 1 Таким образом, государственное управление представляет собой деятельность государства, которая выражается в практической и организационной деятельности с целью повлиять на жизнь людей для неё упорядочения, путём опирания на властные полномочия. Органы местного самоуправления основываются на теории дуализма управления, то есть оно представляет собой государственную, но также и социальную власть. Взаимоотношения государственной власти и муниципалитетов основываются на сочетании начал каждого из органов с приоритетом государственной власти. Особенно необходимо чтобы государством были предусмотрены механизмы, которые позволят местному самоуправлению иметь свои полномочия, и ограничат власть государства. Однако многие ученые отмечают, что в стране такие механизмы еще не развиты в полной мере. На всех уровнях публичной власти признано, что на сегодняшний день не выстроена идеальная система взаимоотношений государственной и местной власти. Так, В.В. Путин обратил внимание на то, что грамотное государственное и муниципальное управление является необходимым для качественной жизни граждан, и указал на то, что законодательная база в данной сфере должна быть высокого качества. Замечание 2 Государственное и муниципальное управление являются важнейшей сферой деятельности страны. Их изучение позволит решить многие проблемы, которые имеются в данной сфере. spravochnick.ru Вопросы государственного и муниципального управленияЕжеквартальный научно-образовательный журналИздается с 2007 г.ISSN 1999-5431E-ISSN 2409-5095 «ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES» - научный журнал, издаваемый в Национально-исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), выходит четыре раза в год на русском языке. C 2014 г. издается специальный выпуск журнала на английском языке. По показателю импакт-фактора журнал "Вопросы государственного и муниципального управления" входит в число ведущих российских периодических изданий, включен в ведущие международные базы данных Scopus, RePEc, EBSCO, а также Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по направлениям: экономика, социология, право. Журнал участвует в информационно-аналитической системе «Медиалогия» для составления рейтингов СМИ. Цель журнала – создание профессиональной площадки для обсуждения комплексной проблематики государственного и муниципального управления. Редакционная политика исходит из необходимости обеспечить достаточно четкую фокусировку на специфическом предмете (чтобы избежать дублирования тематики других изданий) и вместе с тем — уделять внимание взаимосвязям проблематики государственного и муниципального управления со смежной проблематикой: экономической, правовой, политологической, менеджериальной и т.д., а также с вопросами взаимодействия государства и гражданского общества. В редакционный совет журнала входят ведущие ученые и эксперты международного и национального уровня в сфере государственного управления, представители органов власти. Читательская аудитория журнала - исследователи, эксперты, практики государственного и муниципального управления, а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами государственного и муниципального управления в России и за рубежом. На страницах журнала ученым и государственным деятелям предоставляется возможность активного обмена идеями, информацией и мнениями по актуальным проблемам государственного управления, таким как: · реформирование и развитие государственной службы, · разработка и проведение в жизнь административной реформы, · совершенствование деятельности органов местной власти, · модернизация бюджетной сферы и государственного сектора в целом.Тематика журнала: - Современная теория государственного управления. - Теоретические основы экономической и социальной политики. - Факторы и оценки эффективности государственного и муниципального управления. - Инновации в системе государственного и муниципального управления. - Планирование и прогнозирование в системе государственного и муниципального управления. - Кадры государственной и муниципальной службы. Управление персоналом в государственных и муниципальных органах и организациях государственного и муниципального секторов. - Финансовые, материально-технические и информационные ресурсы государства и муниципалитетов. - Государственные и муниципальные услуги. - Особенности функционирования организаций государственного и муниципального секторов. - Государственно-частное партнерство. - Взаимодействие государства и муниципалитетов с общественностью. Обеспечение открытости государственных органов. Общественный контроль. - Партнерство государства и муниципалитетов с негосударственными некоммерческими организациями. Экономические и управленческие проблемы развития «третьего сектора». - Развитие образовательных программ по тематике государственного и муниципального управления.
Журнал публикуется в открытом доступе в Интернете (http://vgmu.hse.ru) vgmu.hse.ru Принципы государственного и муниципального управленияПонятие принципа управленияВ общей теории права под принципом понимается точное представление структуры человеческих отношений, которые являются основополагающими началами. К обобщенным понятиям следует относить:
Замечание 1 В качестве принципа управления следует считать основное начало осуществления публичной власти. Принципы управленияКонституция Российской Федерации позволяет выделить следующие принципы:
Замечание 2 Таким образом, мы перечислили основные принципы муниципального и государственного управления. Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен. spravochnick.ru Матюшкина И.А., Михалева О.М. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определенияМатюшкина Ирина Алексеевна1, Михалева Ольга Михайловна21ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровксого", кандидат экономических наук, доцент кафедры управления2ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровксого", кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры управления Matyushkina Irina Alexeyevna1, Mikhalyova Olga Mikhailovna21Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management2Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management Библиографическая ссылка на статью:Матюшкина И.А., Михалева О.М. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3617 (дата обращения: 24.09.2018). Современный уровень развития общества в России требует от органов государственной и муниципальной власти уделять все больше внимания формированию концептуальной модели повышения эффективности работы государственной власти и институтов государства. Для достижения этой цели на протяжении последних лет в России проводится реформа администрирования, которая направлена на внедрения в работу органов государственной власти эффективных методик управления, соответствующих по уровню сложности современным условиям и требующих от системы государственного администрирования прозрачности, открытости, своевременности и адаптивности по отношению к запросам внешней среды. В системе государственного и муниципального управления ключевым моментом, опровергающим или поддерживающим определенные методы и формы деятельности, является эффективность. В связи с этим большую часть проблем механизма государственного управления можно объединить в одну проблему, которая является актуальной и важной как для федерального и регионального уровней, так и межгосударственного уровня, Это проблема эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления. В сфере государственного и муниципального управления ведущим способом оценки эффективности деятельности является измерение эффективности на основе стандартов, нормативов и регламентов, которые разрабатываются самостоятельно органами государственной власти. То есть получается ситуация при которой оценочные шкалы и методы измерения определяются самим государством, что может приводить и как показывает практика приводит к подмене общественных (социальных) целей, и интересов целями и интересами самой бюрократической системы. Главным следствием этой проблемы стал поиск и определение форм и методов государственного и муниципального управления, которые позволяли бы качественно предоставлять государством и муниципалитетами широкий спектр услуг, а также формировать и стимулировать здоровую конкуренцию между службами и ведомствами, представляющими эти услуги. Некоторые ученые отмечают, что выбранная стратегия может привести к коммерциализации ряда отраслей государственного и муниципального управления. Однако более целесообразным будет подход, при котором можно косвенно воздействовать на поставщиков услуг для чего необходимо гражданам предоставлять больше информации о качестве услуг, ценах на услуги и условиях предоставления. Существуют различные концептуальные модели, каждая из которых пытается найти и обосновать механизм повышения эффективности деятельности государственной власти. Рассмотрим основные из них: 1. Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления (К.Левин, Р.Лайкерт, Р.Хауз, П.Херси, и др.) считают, что эффективность организации связана со стилем руководства (управления), лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей министерств, департаментов и ведомств, системами и методами их подбора, критериями оценки выполнения поставленных задач и профессиональным развитием. 2.Подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. Представители данного направления (М. Вебер, Г. Шмидт и др.), акцентируют внимание на разграничении администрирования и иерархической структуры, функциональной специализации, точных правил работы, а также четком регламентировании профессиональной деятельности государственных служащих, что позволяет создать необходимые предпосылки для получения эффективных результатов деятельности государственной власти. 3. Подход, основанный на теории жизненных циклов (И.Адизеси, К.Бланшар, Ф.Модильяни, др.). Основной концептуальной идеей данного подхода является идея взаимосвязи эффективности работы государственных службы и воздействии постоянных или временных коалиций или групп внутри системы управления. Эта взаимосвязь обуславливает процесс и характер принятия решений в государственных структурах, что связывают с жизненным циклом развития организации. 4. Концепция профессионализма (М.Вебер, Г.Беккер, Т.Парсонс, Миллерсон и др.) основано на предположении о том, что эффективная деятельность государственной власти в полной мере зависит от уровня профессионализации представителей органов государственной власти, наличия профессиональных чиновников, от уровня их подготовки, компетентности и профессионализма. 5. Концепция экономической ответственности (модели Харта – Шлейфера – Вишны, Джон Стюарт Милль, Д. Норт) положила в основу эффективности государственной власти экономический подход, который доказывает, что повышение качества деятельности государственной власти обусловлено созданием и развитием механизма конкуренции среди министерств, ведомств, служб и системой внедрения инноваций, а также наличием системы подотчетности государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками. Несмотря на то, что каждая из выше представленных концепций выбирает один из управленческих механизмов, общим для них является то, что они все направлены на поиск путей повышения качества и эффективности государственного управления. В целом можно сказать, что выделяют два основных аспекта подхода к определению эффективности государственного управления. Первый аспект рассматривает положение самих органов государственной власти в системе государственного и муниципального управления. Второй аспект рассматривает результаты работы органов государственной власти, не учитывая при этом вопрос их эффективности. И один и второй аспект подчеркивают большое значение затрат. Однако такой метод оценки эффективности не учитывает тот факто, что конечной целью оказания услуг государственной власти являются не сами услуги как таковые, а то, в какой степени они способны удовлетворять интересы и потребности граждан или потребителей. В течение последнего десятилетия различными организациями систематически и целенаправленно проводится оценка качества государственного и муниципального управления, что в очередной раз подтверждает актуальность и общественное признание важности и нужности качества работы государственных служащих различных уровней. При этом можно отметить, что под качеством государственного и муниципального управления принято понимать совокупность диапазонов характеристик государства и его различных институтов. Ряд авторов под качеством государственного управления понимают целостность трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Исходя из всего выше сказанного основными компонентами эффективности они рассматривают подотчетности власти, четкое соблюдение верховенства закона и прозрачность власти. С точки зрения конечного результата качество государственного управления проявляется в его воздействии на социально-экономическое развитие России, отдельных регионов и сравнении их положения на общероссийском фоне. В более узком понимании государственное управление рассматривают с точки зрения результативности администрирования, оптимальности и рациональности институтов и функций различных ветвей власти [1]. Такой подход к оценке качества в большей степени позволяет учитывать потребности совершенствования государственного управления и дает информацию для проведения мониторинга и разработки направлений реформирования государственной и муниципальной власти. Таким образом, можно сказать, что в первом случае оценивается непосредственно эффективность и результативность деятельности государственных органов власти, во втором – создание в них условий для эффективности, но не эффективность как таковая. С точки зрения последнего подхода определение эффективности государственного управления является необходимым элементом в процессе государственного администрирования, так как позволяет определить как качество работы системы публичного управления по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране [2]. Анализируя различные подходы к определению эффективности деятельности органов государственной власти можно сделать вывод о том, что, принято выделять экономическую и социальную эффективности деятельности органов государственной власти. Следуя утверждению Г.В. Атаманчука, очень важное место для всей государственной власти необходимо отводить социальному эффекту, который получает общество в течение всего жизненного цикла продукта, услуги, идеи. Сущность социального эффекта заключается в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе не только результат, но также источник и средство для последующего развития, выступать постоянным и прочным звеном в цепи непрерывного воспроизводства общественной жизни [3]. Г.В. Атаманчук подразделяет социальную эффективность государственного управления в целом, и деятельности органов государственной власти, в частности, на три вида: 1. Общая социальная эффективность – раскрывает обобщенные результаты функционирования системы государственного управления (то есть совокупности государственных органов и управляемых ими объектов). 2. Специальная социальная эффективность – характеризует состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. 3. Конкретная социальная эффективность – отражает деятельность отдельных управленческих органов и должностных лиц, единичных управленческих решений, действий, отношений. Выше проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что существующие системы оценки ориентированы на решение локальных задач оценки состояния государственного управления с точки зрения основных направлений административной реформы, зафиксированных в ее концепции, что оставляет за рамками исследовательского внимания процессы реформирования системы государственной службы, управления бюджетом и другие важные направления. Поэтому главное внимание при совершенствовании эффективности и качества деятельности государственной и муниципальной власти следует уделять созданию единых и четких критериев оценки. Библиографический список
Все статьи автора «Matyushkina» human.snauka.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |