Противопоказания к выполнению гимнастики по методу Стрельниковой. Википедия дыхательная гимнастика стрельниковой


В чем суть дыхательной гимнастики стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

В чем суть дыхательной гимнастики стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища). В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны), а выдох – при движениях, ее сжимающих (например, при поворотах).

«Настороженность и даже недоверие к моей гимнастике были вызваны тем, что она идет вразрез со многими теориями, в том числе и с учением йогов, – говорила А. Н. Стрельникова. – Ведь дыхательные упражнения йогов рекомендуется начинать по возможности с наиболее полного выдоха. А их упражнение „Рубка дров“ состоит в основном из интенсивных выдохов. Ну а я рекомендую обратное…»

Первое действие новорожденного – вдох. Выдох – результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? – спрашивает себя Стрельникова и отвечает: – Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился». Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох. По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма – воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, – говорит Александра Николаевна, – оказались куда значимее, чем мы ожидали».

Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом.

Затаить дыхание – означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться. Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.

Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка. Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.

Эмоциональный вдох – активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться. «Без зрения жить можно, – отмечает Александра Николаевна, – без слуха – можно, без дыхания – нельзя! Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно, поэтому современные люди ослабили активность вдоха, важнейшей функции организма. Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность именно потому, что вдох в ней – эмоционален».

Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.

Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5– 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.

Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

История разработки метода. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно!

История разработки метода

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная».

Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.

Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях. Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.

В послевоенные годы Александра Николаевна жила в Москве и работала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а затем педагогом-вокалистом в ДК железнодорожников. Она сама была прекрасной певицей, но же так, как мать, предпочла сцене обучение певческому искусству, используя семейную методику. Ей нравилось наблюдать, как развивались у людей, имевших посредственные от природы данные, прекрасные сильные голоса.

У матери и дочери Стрельниковых занимались многие из прославленных певцов и актеров (к ее помощи в разное время обращались Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Максим Штраух, Лариса Голубкина и многие другие). Отзывы были такие впечатляющие, что Александра Николаевна решилась подать документы на получение патента на дыхательную гимнастику. Этот патент был ей выдан под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Но случилось это спустя полвека, в 1972 г.

Постепенно Александра Николаевна стала замечать, что ее метод не только помогает при восстановлении голоса, но и способствует оздоровлению всего организма, прежде всего органов дыхания. Особое внимание Стрельникова уделяла лечению бронхиальной астмы. Один из излеченных пациентов, Михаил Щетинин, стал ее учеником и последователем. Он до сих пор практикует этот метод, разработал новые комплексы упражнений для различных заболеваний и опубликовал собственные данные, полученные после усовершенствования метода.

До сих пор по поводу метода Стрельниковой врачи не имеют единого мнения. Одни признают его и считают замечательным средством для лечения многих заболеваний, особенно заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем. Другие отрицают его пользу, стараясь не акцентировать внимание на тех случаях, когда гимнастика спасла людям здоровье. Третьи хотят получить то самое научное обоснование, которое так и не дала Александра Николаевна. Она умерла более 20 лет назад, в сентябре 1989 г., а созданная ею гимнастика благополучно «самообосновалась». Теперь любой желающий может ее изучить и применить на практике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Рецензия. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

на книгу Михаила Щетинина

«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»

Главного специалиста по функциональной диагностике г. Москвы, пульмонолога, доктора медицинских наук, профессора кафедры детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова М.И. Анохина

Тысячи больных подтвердили высокую эффективность гимнастики Стрельниковой.

В отношении физиологического обоснования методики можно сказать следующее: различных систем дыхательной гимнастики множество, и, очевидно, все они полезны, так как иначе бы их не практиковали. Положительный фактор, свойственный им всем, — движение. Необходимость и полезность движения неоспоримы.

И.М. Сеченов в своей последней работе «К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека» показал значение импульсов, возникающих в работающих мышцах, для состояния нервной системы. И.П. Павлов писал о «мышечной радости». «Кинезофилия», «аэробика», «гипокинезия» — лишь некоторые из физиологических терминов, относящихся к изучению мышечной активности. Со своей стороны, психологи подчеркивают роль движения в развитии психических функций, и М.Н. Щетинин пишет, что по тому, как пациент выполняет упражнение, иногда можно поставить диагноз. С этим наблюдением сопоставимо указание знаменитого актера М.А. Чехова о том, что для вхождения в образ персонажа важно понять, как тот держит голову. Взаимосвязи психики с движением в французских мединститутах посвящен специальный курс под названием «psychomotrise».

Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Лучше и безопаснее, когда больной занимается с методистом. Тот подсчитывает пульс, чтобы не возникла аритмия и частота сердцебиений не превысила допустимой величины, контролирует артериальное давление (опытный методист умеет ориентировочно оценивать его по пульсу) и следит за общим состоянием больного. В идеале необходимы регистрация электрокардиограммы, измерение потребления кислорода и многое другое, хотя даже самые сложные измерения вопрос оптимизации нагрузки до конца не решают.

Движение полезно всем. В стрельниковской гимнастике оно циклическое, повторяющееся, что наиболее адекватно для вегетососудистой дистонии.

Специфический элемент гимнастики Стрельниковой — изменение стереотипа дыхания. Показано, что любое обучение оказывает трофическое укрепляющее воздействие на нервную систему. Леонардо да Винчи сравнивал мозг с бритвой, которая от неупотребления ржавеет. Трофическое действие может быть объяснено даже на уровне нервной клетки. Та имеет несколько дегенеративных коротких отростков и один длинный, работающий. Длинный отросток — это тот, который обогнал другие в конкурентной борьбе. Передавая нервные импульсы, он подпитывается от клетки, которую иннервирует. Так что для здоровья почти одинаково хорошо учить и астрономию, и астрологию. Другой пример: если шизофреника заставлять говорить на иностранном языке (как бы плохо он его ни знал), у него бред ослабляется. По аналогии, изменение стереотипа дыхания может быть патогенетической терапией логоневроза (заикания), бронхиальной астмы (поскольку при ней нарушена координация дыхательной мускулатуры и, в частности, наступает диафрагмальный спазм) и случаев потери голоса.

Третий элемент гимнастики Стрельниковой — психотерапевтический (в медицине его называют эффектом плацебо). Это эффект веры в исцеление (вспомним евангельское «вера твоя спасла тебя»). Психотерапевтический фактор присутствовал, когда в древности лечили при храмах, он имеет место и сейчас при любом лечении, в том числе медикаментозном и хирургическом. Само по себе обращение к врачу уже часто обеспечивает психотерапевтическое влияние, хотя врачом оно обычно не осознается. Почему трудно лечить самих врачей? Потому что они недоверчивы или даже в глубине души «почти не верят в медицину», т.е. выражаясь научно плацебонегативны. В книге есть знаменательное признание. Хирург, направляя больного к М.Н. Щетинину, говорит: «Только без фанатизма». На что Щетинин отвечает: «Если я буду заниматься без фанатизма, вы не будете присылать своих больных ко мне. Потому что они тогда не будут так быстро выздоравливать!»

Исключительно важен психотерапевтический фактор в ликвидации ощущения одышки, головной боли и других неприятных ощущений. Одышку удается «заговорить» так же, как «заговаривают» зубную боль. Этим объясняется известный факт, что больные астмой, получающие немедикаментозное лечение (по Бутейко, гомеопатию, рефлексотерапию и др.), чувствуют себя неплохо, в то время, как по данным спирографии бронхоспазм сохраняется. При тяжелых формах бронхиальной астмы исключить медикаментозное лечение на фоне немедикаментозного ни в коем случае нельзя. И вообще, любое лечение астмы следует контролировать функциональными методами (простейший из них — пикфлоуметрия).

Книга является также документом, отражающим вечную борьбу таланта с окружающей его посредственностью. Эта борьба была, — перефразируя поговорку, — «не на смерть, а на жизнь». Запоминается сцена осады квартиры целительницы, когда та, наперекор судебно-охранительным органам, раскрывает дверь и впускает больных. И конечно, замечателен портрет автора методики Александры Николаевны Стрельниковой — необыкновенно одаренной артистичной женщины, сохранившей благодаря своей гимнастике молодость в 77 лет!

«Вдох, приводящий в экстаз» — таков заголовок одной из газетных публикаций о гимнастике Стрельниковой. Мать Александры Николаевны занималась у ученицы Полины Виардо. «Если ты, — говорила великая певица, — приготовляясь петь, взяла дыхание и не пришла в экстаз — ты неверно его взяла. Ищи!»

В числе отзывов, приведенных в книге, профессор ларинголог говорит так: «Мы видим до сих пор, а Стрельникова — до сих!» И показывает первый раз до основания шеи, а второй раз до пояса. Правильно было бы показать ниже пояса и выше шеи, тем более, что гимнастика помогает не только при патологии органов дыхания.

Касаясь труднейших вопросов лечения хронических заболеваний, автор напоминает читателю, что болезнь не ограничивается лишь явно пораженным органом, что важно и состояние нервной системы, и половая функция и т.д. Такая позиция соответствует гиппократовскому «лечить больного, а не болезнь». «Холистический», как теперь называют, подход (от английского whole — целый) — едва ли не самая впечатляющая сторона данной книги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Оглавление. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Слово главного редактора

Рецензия

А.Н. Стрельникова: я устала становиться на колени!

Дыхательная гимнастика — традиционная и стрельниковская

Механизмы действия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и ее лечебная эффективность

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение «Ладошки»

Упражнение «Погончики»

Упражнение «Насос»

Упражнение «Кошка»

Упражнение «Обними плечи»

Упражнение «Большой маятник»

Упражнение «Повороты головы»

Упражнение «Ушки»

Упражнение «Маятник головой» или «Малый маятник»

Упражнение «Перекаты»

Упражнение «Шаги»

Как нужно осваивать стрельниковскую гимнастику

Возьмите на заметку

Рекомендации при выполнении основного комплекса

Вспомогательный комплекс упражнений

Упражнения для рук

Упражнение «Взлет вперед»

Упражнение «Взлет вперед с присядью»

Упражнение «Взлет вперед с шагами»

Упражнение «Взлет назад»

Упражнение «Взлет назад с присядью»

Упражнение «Взлет назад с шагами»

Упражнение «Ножницы перед собой»

Упражнение «Ножницы вверху»

Упражнение «Ножницы с присядью»

Упражнение «Ножницы с шагами»

Упражнение «Весы»

Упражнение «Весы с наклоном»

Упражнение «Вертушка»

Упражнение «Вертушка вперед с присядью» и «Вертушка назад с присядью»

Упражнение «Вертушка вперед с шагами» и «Вертушка назад с шагами»

Упражнение «Отжатие от стены»

Упражнение «Отжатие от пола»

Упражнения для ног

Упражнение «Носочки»

Упражнение «Круговые движения носочками»

Упражнение «Гарцевание ступнями»

Упражнение «Гарцевание коленями»

Упражнение «Гарцевание бедрами»

Упражнение «Круговые движения коленями»

Упражнение «Хала-хуп прямыми ногами» (стоя) или «Круговые движения прямыми ногами»

Упражнение «Хала-хуп коленями» (нагнувшись)

Упражнение «Твист»

Упражнение «Чарльстон»

Упражнение «Большой батман»

Упражнение «Батман с присядью»

Упражнение «Батман с объятием»

Упражнение «Сложный батман»

Упражнение «Шаги на корточках вперед»

Упражнение «Шаги на корточках назад»

Упражнение для головы и позвоночника

Упражнение «Боковушки»

Упражнение «Тройной буравчик»

Упражнение «Круговые движения головой»

Упражнение «Круговые движения туловищем»

Упражнение «Круговые движения бедрами»

Упражнение «Цыганочка»

Специальный комплекс упражнений для лечения заболеваний половых органов (урологический комплекс упражнений)

Упражнение «Пружина»

Упражнение «Поднятие таза»

Упражнение «Метроном»

Упражнение «Сесть-встать»

Упражнение «Покачивание»

Упражнение «Подтягивание»

Упражнение «Шаги ягодицами»

Гимнастика экстремальных состояний

Помощь при обострениях и острых состояниях

Как остановить приступ удушья

Острые состояния: подкачка двойными наклонами

Как надо откашливаться

Что нужно сделать, чтобы быстрее отдышаться

Дыхательная гимнастика стрельниковой для лежачих больных

Упражнение «Ладошки» для лежачих больных

Упражнение «Погончики» для лежачих больных

Упражнение «Обними плечи» для лежачих больных

Упражнение «Повороты головы» для лежачих больных

Упражнение «Червячок» для лежачих больных

Особые рекомендации

Гимнастика стрельниковой на ходу

Упражнение «Ступеньки»

Упражнение «Кошка» на ходу

Упражнение «Рок-н-ролл» на ходу

Рекомендации при выполнении упражнений вспомогательного комплекса

Показания к применению вспомогательного комплекса

Ограничения

Ошибки при выполнении дыхательной гимнастики стрельниковой

Качество вдоха

Пассивный выдох

Правильный темпо-ритм

Особенности выполнения гимнастики стрельниковой при различных заболеваниях

Хронический насморк, аденоиды, гайморит

Если у вас заложен нос

О порядке выполнения упражнений

Аденоиды

Гайморит

Бронхиальная астма и бронхит

Сердечно-сосудистые и нервные болезни

Ишемическая болезнь сердца

Гипертония

Вегетососудистая дистония

Неврозы, невриты, депрессия

Заболевания эндокринной системы

Сахарный диабет

Нарушение функции щитовидной железы

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Остеохондроз

Болезни суставов

Артрит

Артроз

Остеопороз

Травмы в пожилом возрасте

Перелом шейки бедра

Ограничения

Заболевания мужской половой сферы

Простатит

Аденома предстательной железы

Импотенция

Варикоцеле

Фимоз

Крипторхизм

Энурез

Бесплодие

Гимнастика стрельниковой и зрение

Храп

Упражнения от храпа

Бессонница

Друзья, недруги и плагиаторы

Не терзайте стрельникову, господа!

И все-таки я надеюсь!

Письма пациентов

Воспоминания друзей и любимых артистов

Анастасия Ивановна Цветаева, писательница

Лев Иванович Водолазов (доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии, заслуженный работник культуры)

Александр Михайлович Ломоносов (солист государственного академического большого театра, народный артист россии)

Анатолий Михайлович Мищевский (солист московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко)

Александр Анатольевич Васильев (певец)

Татьяна Викторовна Овчинникова

Ирина Дмитриевна Дунаева (кандидат педагогических наук, доцент кафедры оркестрового дирижирования московского государственного университета культуры и искусств)

Борис Григорьевич Тевлин (лауреат государственной премии ссср, премии им. Ленинского комсомола и государственной премии РСФСР им. Глинки, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, профессор искусствоведения, зав. кафедрой хорового дирижирования московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского)

Людмила Ивановна Касаткина (народная артистка СССР, лауреат государственной премии СССР и РСФСР)

Маргарита Борисовна Терехова (актриса, народная артистка России)

Анна Савовна Терехова (актриса)

Лариса Ивановна Голубкина (актриса, народная артистка России)

Ольга Борисовна Воронец (певица, народная артистка России)

Максим Максимович Штраух (народный артист СССР, лауреат ленинской и государственной премий)

Заключения специалистов

Интервью с хирургом-оториноларингологом, фониатром, доктором медицинских наук, профессором В.А. Загорянской-Фельдман

Отзыв протоиерея казанского собора на Красной площади отца Валентина (в миру — В.Л. Чаплина, врача-фониатра музыкально-педагогического института им. Гнесиных, кандидата искусствоведческих наук)

Заключение врача-фтизиопульмонолога высшей категории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Н.Д. Егоркиной

Заключение врача-физиотерапевта высшей категории З.П. Мелиховой

Заключение врача высшей категории, заслуженного врача россии, заведующей детско-подростковым отделением цнии туберкулеза РАМН З В. Евфимьевской

Заключение заведующей кафедрой детских болезней российского Университета Дружбы Народов, д.м.н., профессора Л.Г. Кузьменко

Отзыв врача высшей категории, аллерголога клинико-диагностического центра детской городской поликлиники № 69 Т.А. Гращенковой

Заключение врача-терапевта высшей категории Л.А. Моисеевой

Заключения медицинских учреждений

Напутствие тому, кто держит в руках эту книгу

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Практическое освоение. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой

Практическое освоение

Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные пациента, но и его психологический настрой. Врачи установили, что при позитивном отношении человека к выполняемым действиям процесс выздоровления протекает намного быстрее, а вероятность развития осложнений резко снижается. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в выбранном комплексе. Каждый вариант тренировки оказывает определенное воздействие на организм, приводит в движение различные группы мышц, улучшает ту или иную функцию.

Автор методики дыхательной гимнастики педагог-вокалист А. Н. Стрельникова в своих научных работах рекомендует пациентам для начала освоить самые простые упражнения — «Ладошки», «Насос» и «Погонщик». Чтобы обеспечить необходимую ритмичность выполняемых действий, можно повторять про себя мелодию знакомого марша или детской песенки-считалки.

Упражнение под названием «Ладошки» обычно используют в качестве разминки перед началом дыхательной гимнастики. Его выполнение позволяет пациенту за достаточно короткий промежуток времени освоить технику носового дыхания. Обычно рекомендуется провести 24 серии, каждая из которых состоит из 4 вдохов и выдохов, осуществляемых без пауз. После окончания каждой серии необходимо отдыхать в течение 4–5 секунд. Иногда у нетренированных людей через некоторое время после начала тренировки резко ухудшается самочувствие — появляются головокружение, слабость, тошнота. Перечисленные симптомы не являются противопоказанием для продолжения занятий дыхательной гимнастикой, они сигнализируют о том, что организм начал насыщаться кислородом. Для того чтобы уменьшить дискомфорт, можно делать более продолжительные перерывы (до 10 секунд), снижать же интенсивность дыхания не следует.

Основой для эффективного проведения дыхательной гимнастики является «стрельниковская сотня» — 96 дыхательных движений, выполняемых в заданном темпе и ритме. Разумеется, в течение первых нескольких занятий добиться подобного результата невозможно, но уже через 2–3 недели приблизиться к этой цифре становится вполне реальным.

Во время вдоха, чтобы обеспечить беспрепятственное носовое дыхание, необходимо очень плотно сжать губы, а на выдохе, напротив, расслабить мышцы. При выдохе не следует резко выталкивать воздух, он должен выходить свободно. Распространенной ошибкой является выпячивание живота при вдохе с одновременным напряжением брюшного пресса, несмотря на то что дыхательная гимнастика направлена прежде всего на укрепление диафрагмы. Нежелательно также стараться «расширить» грудную клетку, вытянуть шею, поднять плечи, движения должны быть непроизвольными, естественными.

После успешного освоения первого упражнения можно приступать к выполнению следующего варианта методики дыхания под названием «Погонщик», состоящего из 12 повторов по 8 вдохов и выдохов. По завершении первой серии необходимо сделать перерыв на 5-10 секунд (его продолжительность зависит от предварительной подготовки и индивидуальных особенностей организма пациента). Если не наблюдается ухудшения самочувствия и других симптомов неблагополучия, можно попробовать довести число повторений до «стрельниковской сотни» (то есть 96 дыхательных движений).

Сразу же после выполнения упражнения «Погонщик» следует приступить к дальнейшему освоению дыхательной гимнастики, чтобы закрепить полученный результат. Упражнение «Насос» необходимо выполнять так же, как и «Погонщик», — в виде 12 серий повторений по 8 вдохов и выдохов. Продолжительность перерыва между сериями должна составлять от 5 до 7 секунд. Во время выполнения вдохов пациент может ощущать легкую болезненность, а также головокружение. Подобные симптомы не должны вызывать тревоги, поскольку они связаны с резким притоком кислорода к органам и тканям.

После завершения третьего упражнения первое занятие дыхательной гимнастикой по методу А. Н. Стрельниковой можно закончить. Отличным результатом можно считать выполненные в течение 10–20 минут 288 вдохов и выдохов.

Когда пациент в совершенстве освоит три предлагаемых начальных упражнения, можно рекомендовать проведение оздоровительных сеансов дыхательной гимнастики 2 раза в день — ранним утром и за 2 часа перед ночным сном. Одновременно следует сокращать продолжительность перерывов между сериями и постепенно добавлять в комплекс новые упражнения — «Кошечка», «Маятник», «Обними себя», «Поворачиваем голову», «Болванчик», «Наклоны головы вперед-назад», «Перекаты вперед-назад», «Шаги назад», «Шаги вперед».

Каждое новое упражнение необходимо сначала выполнять в виде 12 серий по 8 вдохов и выдохов, после каждой серии следует делать перерыв в 3–5 секунд. Через некоторое время можно довести число непрерывно выполняемых серий до 3, а затем и до 6.

Продолжительность одного занятия дыхательной гимнастикой не должна превышать 30 минут. После определенной физической подготовки необходимо выполнять по 3 серии, состоящие из 32 вдохов и выдохов («стрельниковская сотня»). Длительность перерыва между сериями зависит от индивидуальных особенностей организма пациента: при головокружении, слабости или болезненных ощущениях данный промежуток увеличивают до 10 секунд; по мере привыкания к физическим нагрузкам постепенно уменьшают до 3–5 секунд.

Дыхательная гимнастика будет эффективной только в том случае, если все упражнения выполняют в определенной последовательности и не реже 1 раза в день.

Если пациент жалуется на недомогание, желательно все же не прекращать занятий, но при этом снизить ежедневную нагрузку и увеличить продолжительность перерывов между сериями. В крайнем случае можно ограничиться одной серией, но все же выполнить все рекомендованные упражнения в течение данной тренировки.

Советы по практическому применению дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не содержат возрастных ограничений, детям можно выполнять предлагаемые упражнения уже с 4 лет.

Допустимо заниматься дыхательной гимнастикой в положении лежа, если пациент по каким-либо причинам не может стоять. Чтобы предотвратить развитие осложнений, перед началом выполнения упражнений следует посоветоваться с врачом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой

Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой

Разминка

1. Станьте прямо, руки по швам. Начинайте шумно нюхать воздух. Вдохи повторяйте в темпе прогулочного шага. Не забывайте спрашивать себя: «Гарью пахнет! Откуда?» Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. И ни в коем случае после первого вдоха не выдыхайте воздух! Вдох требует продолжения! И так 4 раза подряд! Вдох-выдох делается в обычной гимнастике, а вы осваиваете парадоксальную.

2. Итак: шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох.

3. Теперь поставьте одну ногу вперед, другую – назад и переминайтесь с ноги на ногу, повторяя одновременно с каждым шагом короткие шумные вдохи. Обратите внимание, что вдох должен быть коротким и резким, вы должны ощутить его только в крыльях носа, которые двигаются очень активно. Следите, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Вдох должен быть «пробивным», словно воздух проходит через голову насквозь, прочищает не только нос, но и мозг. Делайте подряд столько вдохов, сколько сможете сделать без особого напряжения (30-50). Между сериями вдохов отдыхайте, закрыв глаза и по возможности расслабившись (лучше – совсем не дыша), в течение 10-15 с.

4. Сделайте 96 (12 раз по 8) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно делать вдохи стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий, резкий и шумный. 5. Освоив движение, поднимите правую ногу, чуть-чуть присядьте на левой, затем поднимите левую, присядьте на правой. Получится легкое танцевальное движение. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выдохам после каждого вдоха. Не выпячивайте живот, не надавливайте на грудную клетку, не сутультесь. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать без труда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Противопоказания к выполнению гимнастики по методу Стрельниковой

Противопоказания к выполнению гимнастики по методу Стрельниковой

Гимнастика Стрельниковой при всех своих несомненных преимуществах не лишена недостатков и имеет некоторые противопоказания.

Прежде всего это онкологические заболевания, тяжелые нарушения кровообращения, поражения мозга.

Кроме того, необходимо быть осторожным при длительных занятиях этой гимнастикой – в 1999 г. биохимик З. Ф. Фролов отметил, что после многолетней практики парадоксальной гимнастики усиливается атеросклеротическое поражение тканей: «Страдают альвеолы и их капилляры, сердце, почки, мозг, нижние конечности» Дело в том, что при равенстве частоты вдохов частоте пульса (а это одна из особенностей гимнастики Стрельниковой) большая часть эритроцитов энергетически перевозбуждается. Сброс избытка энергии ведет к поражению внутренней оболочки кровеносных сосудов.

Каков же выход? Если гимнастика по Стрельниковой практикуется давно и вошла в привычку, то ее рекомендуется дополнить эндогенным дыханием по Фролову (см. далее). Оно сопровождается небольшим пополнением легких воздухом на фоне очень продолжительных выдохов. Оказывается, что при массовой и умеренной электронной подзарядке эритроцитов кровь восстанавливает внутреннюю поверхность сосудов и капиллярную сеть во всех отделах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность