НОВОСТИ |
Цикл открытых лекций Минздравсоцразвития России «Здоровый образ жизни»: Условия формирования здорового образа жизни. Темы лекций по здоровому образу жизниПримерный перечень тем лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни населения1. Здоровый образ жизни, его основные компоненты и пути формирования. 2. Здоровье человека ― общественная ценность. 3. Активное долголетие как цель формирования ЗОЖ. 4. Гигиена физического труда. 5. Труд, быт, отдых и здоровье. 6. Профессии нервно-напряженного труда и здоровье. 7. Рациональный режим труда и отдыха ― модулятор высокой работоспособности и здоровья человека. 8. Вопросы профилактики заболеваний у студентов. 9. Физическая гармония и социально-психологическое равновесие. 10. Психогигиена взаимоотношений. 11. Стрессы: их польза и вред. Способы активного преодоления стрессовых и дистрессовых ситуаций. 12. Суициды: причины и меры предупреждения. 13. Защитные силы организма человека. 14. Физкультура, спорт, активный отдых и здоровье. 15. Гигиеническое воспитание и охрана окружающей среды. 16. Природные факторы и здоровье. 17. Урбанизация и здоровье. 18. Питьевая вода и здоровье. 19. Значение биологических ритмов в жизни человека. 20. Алкоголь ― враг здоровья, труда и быта. 21. Детский алкоголизм, наркомания. 22. Влияние алкоголя на здоровье женщины. 23. О вреде курения. 24. Курение стоит дороже, чем вы думаете! 25. Наркомания, токсикомания и их трагические последствия. 26. Профилактика венерических заболеваний. 27. СПИД, пути заражения, профилактика. 28. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь и здоровье. 29. Донорство ― гуманный долг каждого. 30. Проблемы полового воспитания в формировании ЗОЖ. 31. Аборт и его последствия. 32. О роли наследственности для здоровья человека. ЗЗ. Кожа как защитный медико-биологический барьер, уход за кожей. 34. Профилактика острых кишечных заболеваний. 35. Особо опасные инфекции, их профилактика. З6. Грипп, простудные заболевания, их профилактика. 37. Рациональное питание и здоровье. 38. Избыточный вес как фактор риска. 39. Основы лечебного питания. 40. Профилактика производственного, транспортного и бытового травматизма. Первая помощь при травмах и несчастных случаях. 41. Профилактика детского травматизма. 42. Профилактика отравлений у детей. 43. Первая помощь при травме глаза. 44. Домашняя аптечка. 45. Первая помощь и профилактика отравлений ядохимикатами в сельском хозяйстве. 46. Первая помощь при острых сердечно-сосудистых заболеваниях. 47. Паразитарные болезни (гельминтозы, чесотка, лямблиоз, грибковые микозы и др.), их профилактика. 48. Индивидуальная профилактика микозов стоп. 49. Туберкулез ― вопросы профилактики. 50. Профилактические осмотры и флюорография в профилактике туберкулеза. 51. Профилактика близорукости. 52. Профилактика глаукомы. 53. Профилактика сахарного диабета. 54. Берегите зубы! 55. Плюсы и минусы самолечения. 56. Лекарственные травы, фитотерапия. Обязательства кафедры по организации практики1. Ознакомление студентов: ― с целью и задачами практики; ― с календарным планом прохождения производственной практики; ― с датами и порядком сдачи дифференцированного зачета; 2. Предоставление возможностей знакомства: ― с показателями работы ЛПО и их структурных подразделений; ― с формами и методами работы по формированию у населения здорового образа жизни. 3. Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности. 4. Организация проведения дифференцированного зачета и подведения итогов прохождения производственной практики. Зав. кафедрой, профессор Т.М. Шаршакова studfiles.net
medznate.ru Персональный сайт - Разделы и темы лекцийРазделы и темы лекций:
Разделы и темы лекций: Серия лекций «Здоровье. Здоровый образ жизни. Медицина и здоровье. Общие вопросы». 1. Здоровье. Здоровый образ жизни. Как быть здоровым. 2. Вред табакокурения. Аспекты бросания. 3. Здоровье. Компоненты здоровья. Правильное понимание здоровья. 4. Инфекционные угрозы окружающей среды. Особо опасные инфекции и быт. 5. Вред пищевых добавок. Современные продукты питания. 6. Генетически модифицированные организмы. (ГМО). Генетически модифицированные источники питания. Генетически модифицированные микроорганизмы. Вредное влияние на организм человека. 7. Система здравоохранения. Государственные и частные клиники. Недостатки и преимущества. Система отношений врач – пациент. 8. Особо опасные инфекции в быту и на улице.
Серия лекций по системам органов и группам заболеваний. Сердечно-сосудистая система. 1. Артериальные гипертензии. Этиология. Патогенез. Классификация. Гипертоническая болезнь. Факторы риска. Клиническая картина. Диагностика. Комплексный подход к лечению. Профилактика. 2. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардии. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностические критерии. Комплексный подход к лечению. Профилактика. 3. Атеросклероз. Факторы риска развития атеросклероза. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Профилактика. 4. Нейроциркуляторная дистония. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Подходы к лечению. 5. Кардиомиопатии. Определение и классификация. Алкогольная кардиомиопатия. Ишемическая кардиомиопатия. Дилатационная кардиомиопатия. 6. Миокардиты. Этиология и патогенез. Патоморфология. Клиническая картина. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Лечение. Прогноз и осложнения.
Система органов дыхания. 1. Хроническая обструктивная болезнь легких (Хронические обструктивные заболевания легких). Эпидемиология. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина и диагностика. Методы лечения. Профилактика. Прогноз. 2. Пневмония. Эпидемиология. Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиническая картина. Методы обследования. Организация лечения. Виды терапии. 3. Хронический бронхит. Эпидемиология. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина и диагностика. Методы лечения. Профилактика. Прогноз.
Система органов пищеварения. 1.Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь. Эпидемиология. Классификация. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Осложнения. Лечение. Профилактика. 2. Хронический гастрит. Эпидемиология. Классификация. Этиология и патогенез. Патоморфология. Клиническая картина. Осложнения. Лабораторные и инструментальные методы исследований. Диетотерапия. Лечение. Профилактика. 3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Эпидемиология. Классификация. Этиология и патогенез. Патоморфология. Клиническая картина. Осложнения. Лабораторные и инструментальные методы исследований. Диетотерапия. Лечение. Профилактика. 4. Синдром раздраженного кишечника. Эпидемиология. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Дифференциальная диагностика. Профилактика. Лечение. 5. Алкогольная болезнь печени. Эпидемиология. Патогенез. Алкогольный стеатоз. Острый алкогольный гепатит. Алкогольный цирроз печени. Лечение. Прогноз. 6. Циррозы печени. Этиология. Клиническая картина и течение. Диагностика. Осложнения. Профилактика. Лечение. Прогноз. 7. Хронический безкаменный холецестит. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Профилактика. Лечение. Прогноз. 8. Дискинезии желчевыводящих путей. Классификация. Клиническая карт ина и диагностика. Диетотерапия. Лечение. Прогноз. 9. Желчнокаменная болезнь. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Диетотерапия. Лечение. Профилактика. Осложнения. Прогноз. 10. Хронический панкреатит. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Диетотерапия. Лечение. Профилактика. Осложнения. Прогноз.
Ревматические заболевания. 1.Острая ревматическая лихорадка. Этиология. Патогенез и патоморфология. Классификация. Клиническая картина. Лабораторно-инструментальные исследования. Дифференциальная диагностика. Лечение. Профилактика. Прогноз. 2. Ревматоидный артрит. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Классификация. Клиническая картина. Лабораторные данные. Инструментальные методы исследования. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.
Ряд тем появится в ближайшее время. Также Вы можете заказать интересующую Вас тему, и если будет возможность, она будет подготовлена. semlekcii.narod.ru Условия формирования здорового образа жизни uMEDpДавайте говорить откровенно: как формировать здоровый образ жизни без решения материальных, экономических, организационных, да и моральных проблем? С давних времен доказана роль общества и семьи в создании принципов жизни, воспитания, морали, обеспечивающих душевное благополучие человека. В 2002 году мы предложили объективно оценить значимость тех факторов, о которых я говорил, в жизни 10 тыс. семей из 25 различных регионов страны. Суть программы заключалась в разностороннем изучении зависимости динамики состояния здоровья от образа жизни, психологии, экономики, социального благосостояния и жизненного уклада. Полученные данные могли бы позволить государству четко оценить значимость каждого из этих факторов и строить свою политику по созданию здорового образа жизни. Надо сказать, конечно, что в 90-е годы ни государство, ни общество не интересовалось состоянием здоровья населения нашей страны. Я вспоминаю обсуждения весной 1993 года, тогда еще в Верховном Совете, проблемы нарастающей смертности населения и состояния здоровья нации. На наши обоснованные предложения о необходимости мероприятий, направленных на укрепление здоровья нации, на то, чтобы сохранить, поддержать социальный уровень в обществе, присутствующий на тех слушаниях представитель либеральной экономики (не хочу называть его) заявил, что в настоящий момент происходит в определенной степени революция, в ходе которой может пострадать определенная часть общества, не приспособленная к проводимым реформам. Но она не определяет, как говорил он, развитие страны – ее репродуктивный и трудовой потенциал. Я покажу еще, прав или не прав он был. Но, кстати, эта политика отразилась на жизни большинства населения, привела к угрожающей депопуляции. Естественная убыль населения за эти годы составила около 7 млн человек. Сохранись эта ситуация, и численность населения в России в 2025 году уменьшилась бы до 110–120 млн человек. А в 2050 году составляла бы от 75 до 90 млн человек. Вот почему спасением России стали социально-медицинские программы (и это не реверанс в сторону президентов), предложенные в первые годы XXI века сначала Президентом РФ В.В. Путиным и продолженные Д.А. Медведевым. Мы в силу наших возможностей проанализировали, а по некоторым позициям (в том числе «образ жизни») провели научные изыскания сложившейся ситуации и небывалой в истории медицины сверхсмертности (рис. 1, 2). Сегодня, обсуждая основы здорового образа жизни, в том числе и факторов риска, способных нарушать нормальное физиологическое функционирование органов и систем организма, называют много причин: алкоголь, курение, ожирение, низкую физическую нагрузку. Но почти никто не говорит о проблеме психосоциального фактора. Я не знаю, боятся ли, стесняются ли, но этот вопрос почти не обсуждается ни в научной среде, ни в общественной. В то же время наши исследования показывают, что это одно из важнейших условий, которое необходимо учитывать при формировании здорового образа жизни, где решающую роль играет государство, общество и семья. Анализ кривой смертности – лучшее тому доказательство. Периоды, тяжелые с точки зрения психосоциальной обстановки для страны и народа, сопровождались всегда увеличением смертности. И перед нами стояла задача выяснить причины резкого ухудшения здоровья населения, возникновения смертности. Мы сравнили состояние целого ряда факторов риска (алкоголь, курение и т.д.) и психологических и патофизиологического состояния в конце 1980-х годов и 1990-х годах. Оказалось (как можно видеть на этой ужасающей кривой рисунка 1), пик смертности и тяжелого состояния приходится на 1992–1993 годы. Мне кажется, все ясно. Второй пик приходится на 1998–1999 годы. Надо что-нибудь говорить, обсуждать дефолт и его характер? Надо ли убеждать, что смертность зависела от социальных факторов? Перед нами стоял вопрос – за счет чего именно это происходит? Мы изучали: это стрессы всех уровней, рост озлобленности и агрессивности, выразившийся в росте убийств, безысходности и депрессии, а депрессии сопровождались ростом числа самоубийств. Число самоубийств выросло с 39 000 в 1990 году до 57 000 в 2000 году. Вот эта была характеристика того периода, когда мы не думали о здоровье и думали, как только выжить. В настоящее время накопился большой объем экспериментальных научных знаний, указывающих на связь психологического, психосоциального состояния человека не только с ухудшением состояния здоровья, но и с возникновением целого ряда опасных для жизни заболеваний. Особенно это касается стрессов, играющих большую роль в возникновении инфаркта миокарда, инсульта и появления депрессий (рис. 3). Конечно, мы все прекрасно понимаем, что жизнь невозможна без стрессов. Организм защищен системой адаптации, которая препятствует повреждающему эффекту тех или иных стрессов. Однако эта система может не срабатывать при чрезмерной активности этого стрессового состояния или при хроническом стрессе. История знает такие ситуации. Одна из них описана моим учителем, академиком Александром Леонидовичем Мясниковым, бывшим в годы Великой Отечественной войны главным терапевтом Военно-морского флота. Он и его сотрудники наблюдали в блокадном Ленинграде своеобразную эпидемию тяжелейшей артериальной гипертонии. Люди погибали не только от пуль и снарядов, но и от артериальной гипертонии, которая поразила большую часть оставшегося в Ленинграде населения. И именно тогда Мясников, это было признано во всем мире, создал свою теорию возникновения артериальной гипертонии, связанной с нарушением регуляторных механизмов центральной нервной системы. Особенно стоит подчеркнуть значимость депрессии в состоянии здоровья и недостаточное внимание к ней в борьбе с факторами риска (рис. 4). Это психологическое состояние в 1990-е годы мы тщательно изучали. Было выявлено, что в популяции России 6% (это приблизительно 10–12 млн человек) страдали депрессией. Причем из них 6% мужчин и 3% женщин нуждались в срочном стационарном лечении. Особенно опасны были тревожно-депрессивные расстройства, которые встречались у 30% лиц с артериальной гипертонией, у 35–38% больных ишемической болезнью сердца. Наличие такой тяжелой депрессии, и не только по нашим данным, но и по данным мировой литературы, в 1,7 раза увеличивает риск смертельных исходов. Мы провели подробное изучение состояния целого ряда систем организма больных с депрессией без сопутствующих заболеваний, то есть «чистой» депрессией. Это были в основном молодые люди, они находились на лечении в больнице им. Соловьева. Прежде всего, стоит указать, что при депрессии нарушается функция целого ряда регуляторных систем мозга, в том числе контролирующих кровообращение. В результате депрессии происходит агрегация тромбоцитов, что может привести к образованию тромбов, повышается уровень С-реактивного белка, ПГЕ2, гаптоглобина, цитокинов ИЛ-6 и фактора некроза опухоли альфа. В конечном итоге это может приводить к хронической сердечной недостаточности. Все эти нарушения могут повлиять на состояние здоровья, способствовать развитию атеросклероза, повышению артериального давления, при наличии вялотекущих заболеваний это вызовет обострение, а в тяжелых случаях может привести к летальному исходу. Следует сказать, что депрессивные расстройства чаще ассоциируются с низким доходом, курением и чрезмерным употреблением алкоголя. Эти факторы могут тоже способствовать возникновению депрессии. Тут взаимосвязь существует. Вот почему мы говорим, что нужно думать о состоянии мозга, о состоянии нервной системы. Конечно, психологическое состояние населения зависит от многих объективных и субъективных причин: от порядка жизни каждого индивидуума, жизни в стране, стабильности, благополучия семьи, ясного обеспечения будущего. Обсуждая формирование здорового образа жизни, нужно сказать, что у каждой семьи, у каждого человека свое представление о здоровом образе жизни. Чаще всего это исключение или ограничение алкоголя, исключение курения, физическая активность и диета. К сожалению, очень редко, создавая принципы жизни, люди думают о воспитании характера, взаимоотношении с окружающими на работе и дома, стиле работы и отдыха, то есть о факторах, позволяющих сохранить нормальный психологический режим и нормальное состояние нервной системы. Ясно, что формирование здорового образа жизни начинается со дня рождения ребенка. Алкоголиками и наркоманами не рождаются. Ими становятся. Вот почему несчастны дети, рождающиеся в «неблагополучных семьях» (так сейчас вежливо называют семьи алкоголиков): первое, что они видят, – это пьяная мать и пьяный отец. Алкоголизм – это основная трагедия нашей страны, с которой мы, будем говорить откровенно, еще не умеем бороться. Это зависит не только от воспитания, но и безразличного отношения значительной части общества к этой проблеме, от растерянности государства, на протяжении если не сотен, то десятков лет ищущего пути борьбы с этой проблемой; ну и, конечно, от распространенности психопатологических состояний типа депрессий, потери жизненных сил. Я говорил, что они ассоциируются с курением, алкоголизмом и т. п. Этих людей не пугают цифры увеличения смертности. Объявите им, что если они выпьют 168 г в неделю этилового спирта, то возможность инсульта увеличивается в два раза. Каждые 10 г чистого этанола увеличивают риск смерти от инсульта на 1%. Люди с этим согласятся, но будут продолжать пить… Страшно, что 50% детей в возрасте 12–14 лет и 80% 16–17-летних уже употребляли несколько раз различные алкогольные напитки, включая слабоалкогольные. Сегодня в стране курят 13% детей в возрасте от 10 до 11 лет и 63% семнадцатилетних. А в столице нашей родины (это наши данные), где ведется самая активная борьба с курением, 60% десятиклассников курят, несмотря на антитабачные призывы и другие методы нашей пропаганды. Государство, понимая сложность сложившейся ситуации, конечно, предпринимает меры по формированию здорового образа жизни у населения страны путем создания национальных программ, призванных решать сложные проблемы сложившейся демографической ситуации: улучшается медицинская помощь, принимаются законодательные акты, например, касающиеся курения. Но роль государства и общества не должна ограничиваться этим в формировании здорового образа жизни. Государство должно создавать не только материальную базу формирования здорового образа жизни, но и способствовать воспитанию каждого гражданина в духе борьбы за собственное здоровье, создавая соответствующую атмосферу в обществе и условия по формированию здорового образа жизни. Сегодня престижно быть богатым, в годы моей юности престижно было быть здоровым. Я помню, как молодые люди гордились значком «Готов к труду и обороне». Еще одна сторона – информационные каналы сегодня заполнили сообщения о тысячах беспризорных детях, которых сама жизнь обрекает на употребление алкоголя, наркотиков и потерю здоровья. О каком здоровье может идти речь при таком образе жизни? В истории нашей страны уже был такой период – это 20-е годы. Но были и такие люди, как Макаренко, которые создали идеологию борьбы с таким злом и победили. Надо возрождать это. Но без участия общества и государства невозможно защищать беспризорных детей, воспитать их в духе здорового образа жизни. В понятии «здоровье», определенном ВОЗ, важен для жизни фактор душевного благополучия. Сегодня мы попытались определить значение с точки зрения здорового образа жизни таких психоэмоциональных нарушений, как депрессия, потеря жизненных сил, стресс и других факторы, из-за которых страдает душевное благополучие человека и возникает опасность появления соматических заболеваний. Создание условий, предупреждающих или ограничивающих эти факторы, мы должны широко обсуждать и предпринимать всем обществом, государством, каждой семьей меры для исправления ситуации. Огромное значение имеет характер информационной нагрузки. В борьбе за здоровый образ жизни эту нагрузку мы недооцениваем: ни общество, ни государство. В первую очередь речь идет о телевидении с его колоссальной возможностью воздействовать на психику человека и принципы жизни. Лет 40 назад, на заре телевидения, изучая роль нарушения регуляторных систем мозга и возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, я натолкнулся на работу шведских ученых, которые сравнивали состояние этих систем при просмотре студентами передач различного характера. Они показали, что просмотр «кровавых садистских» боевиков приводит к тяжелым нарушениям симпатоадреналовой системы, к выбросу адреналина. Но надо помнить, что в больших дозах он является повреждающим токсическим веществом и может влиять отрицательно на состояние организма. Мне кажется, что создание этических комиссий из представителей мира культуры, искусства и психологов могло бы сыграть положительную роль в создании здорового образа жизни. umedp.ru Лекция - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИКоличество просмотров публикации Лекция - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - 381
Здоровье — это главна ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального^ нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека на 20-23% —от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов: культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — базе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья; оптимальная двигательная активность - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья; эффективная организация трудовой деятельности - основная форма ' самореализации, формирования и отражения человеческой сущности; здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия; отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья. 1. Факторы риска индивидуального здоровья Индивидуальное здоровье - это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно-широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные. Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления. Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни,- это одно, а практически соблюдать его - совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %. Определенным образом на здоровье' людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в данном случае должна быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализацииʼʼ, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание. Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге ʼʼРаздумья о здоровьеʼʼ: ʼʼВ большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезнейʼʼ. referatwork.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |