Программа факультативных занятий в 5 классе о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни программа факультативных занятий


Рабочая программа факультативного курса «Здоровый образ жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУСОШ

_____(Л.П. Петухова) п.Зеленоборск

________ Л.В. Юскова

Пр.№__ от «___» ____2011г. ___ от «___» ____2011г. Пр.№__ от «___» ____2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«Здоровый образ жизни»

на 2011-2012 учебный год

Класс 8

учитель физической культуры

Занина Е.П.

Количество часов по программе 34

п.Зеленоборск, 2011г.

Пояснительная записка

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

Программа «В здоровом теле, здоровый дух» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Факультативные занятия направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности младших школьников.

Цели и задачи:

-сохранение здоровья детей;

-развитие умения общаться и сотрудничать;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

- получение знаний об организме человека и его функционировании;

- формирование основных навыков здорового образа жизни.

Формы организации занятий

Для более эффективной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

*проведение занятия в виде урока

*Беседы

«Что такое гигиена», «Культура питания: самые полезные продукты», « Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Берегите осанку», «Визит к стоматологу», «Начинаем утреннюю гимнастику», «Гигиена одежды», «Берегите зрение», «Лекарственные растения», « Овощи и фрукты- витаминные продукты», «Зубы и наше здоровье»

infourok.ru

Рабочая программа факультативного курса "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа факультативного курса «Здоровый образ жизни»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Наш выбор: без наркотиков» Я.В.Соколова.

Программа рассчитана на 35 часов, в неделю- 1 час.

Основная цель:

Предупреждение потребления наркотиков, курения, пьянства, СПИДа.

Вся программа построена на рассмотрении основных ценностей, к которым проявляют интерес молодые люди. Это: физическая и внутренняя сила человека, его внешняя и внутренняя красота, здоровье как основа успеха в жизни, дружба, любовь, свобода, достаток, познание мира через образование и путешествия и т.д. И лишь на фоне важнейших для человека ценностей жизни рассматривается то, что может лишить его счастья на самых первых подступах к нему.

Календарно-тематическое планирование факультативного курса « Здоровый образ жизни»

Кол-во

часов

Форма занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения по плану/факт

1.

Вводное занятие.

1

Беседа

Цель курса

Знать цели курса

Беседа

Жизнь даётся один раз (13 часов)

2-3.

Человек и его здоровье.

2

Лекция с элементами беседы.

Беседа.

Продолжительность жизни и состояние здоровья. Физические и душевные страдания. Стремление человека к приятному. Ответственное отношение к своему здоровью. Ресурс здоровья. Три заповеди здоровья.

Осознание необходимости ответственного отношения к своему здоровью.

Беседа; подготовка сообщений; тестирование

4-5.

О жизни и смерти.

2

Лекция с элементами беседы.

Беседа.

Качество жизни и «качество смерти». Здоровый образ жизни. Ценности жизни: своё дело, семья, здоровье и воспитанные дети. Алкоголь и никотин- ложные ценности и враги ценностей подлинных. Угроза делу. Разрушение семьи. Опасность для детей.

Понимание истинных и ложных ценностей в жизни. Желание иметь истинные ценности.

Беседа; тренинговые задания; подготовка сообщений

6-7.

Легкомыслие- враг здоровья.

2

Беседа.

Просмотр фильма.

Отравления, травмы и гибель как следствие легкомыслия. Иммунитет- запас прочности организма. Факторы риска- враги иммунитета: никотин, алкоголь, наркотики. Курение- результат легкомыслия. Курильщики и окружающие люди. Легкомысленное отношение к алкоголю. Пьянство- удар по здоровью. Любопытство и легкомыслие- причины первой пробы наркотиков. Наркомания- быстрый путь к гибели.

Осознание главных причин вредных привычек человека.

Умение высказать свою точку зрения.

Беседа; тестирование

8-9.

Алкоголь и никотин.

2

Беседа.

Встреча с врачом.

Телесная боль. Душевная боль. Миф об алкоголе как «друге человека». Опасность, исходящая от ложных друзей. Отвратительный характер поведения пьяницы. Коварство алкоголя. Миф о никотине как друге человека. Последствия курения для курильщиков и окружающих. Закон РФ «Об ограничении курения табака». Снижение престижа курения в мире.

Понимание пагубности курения и употребления алкоголя. Осознание их вреда для здоровья.

Беседа; подготовка рисунков и плакатов

10-11.

Наркотики и СПИД.

2

Презентация.

Встреча с врачом.

Наркотики и ВИЧ-инфекция- типичная зараза. Сущность наркотиков и наркомании. Коварный характер наркотиков. Путь человека к наркозависимости. Страдания наркомана. Сущность ВИЧ-инфекции. Заболевание СПИДом. Наркомания- причина СПИДа. Другие источники заражения ВИЧ.

Осознание вреда наркотиков, отвращение к их употреблению.

Презентация, тестирование

12-13.

Социальные болезни.

2

Беседа

Алкоголизм и наркомания- типичные социальные болезни. Социальный вред курения. Социальная опасность СПИДа. Опасность распространения мифов о наркотиках ( «лёгкие» наркотики, возможность излечения, одна-две пробы не опасны и т.д.). Причины распространения социальной заразы среди подростков. Приёмы наркодилеров: манипуляция, соблазн, провокация.

Понимание вреда курения, алкоголизма и наркомании для окружающих, причин социальных болезней.

Беседа, подготовка сообщений по СМИ

14.

Жизнь даётся один раз.

1

Конференция

Знание материала темы

Подготовка презентации, плакатов, рисунков, докладов

Твой выбор (19 часов)

15-16.

Радости или страдание.

2

Беседа

Физические страдания- плата за стремление к мнимым удовольствиям. Страдания пьяницы. Страдания наркомана. Недоступность для них настоящих радостей. Вера, надежда, любовь- жертвы алкоголя и наркотиков.

Понимание того, что мнимые ценности лишают человека радости, а приносят одни страдания.

Беседа; подготовка сообщений; чтение литературы

17-18.

Красота или уродство.

2

Беседа.

Выставка рисунков.

Красота человека: внешность и внутренний мир. Красота лица, одежды, души, мыслей. Курение, алкоголь, наркотики- друзья внешнего и внутреннего уродства человека. Уродство лица, одежды, души и мыслей.

Понимание вреда курения, алкоголя, наркотиков для внешнего вида и внутреннего мира человека.

Беседа; подготовка рисунков; чтение литературы

19-20.

Сила или слабость.

2

Беседа.

Внутренняя и физическая сила человека. Ценность работы над своим физическим развитием. Воля человека. Развитие силы воли. Удовольствие от ощущения своего тела и силы своей воли. Физическая и внутренняя сила человека- условие успеха в жизни. Сильный человек- опора для близких людей. Внутренняя и физическая слабость- удел пьяниц и наркоманов. Последствия слабости тела и слабости воли для всей жизни человека.

Осознание необходимости заботы о физическом и внутреннем состоянии своего тела. Умение высказать своё мнение, отстоять свою точку зрения.

Беседа; тестирование; игра.

21-22.

Счастье или горе.

2

Беседа.

Устный журнал.

Различия в понимании счастья. Здоровье- основа счастья. Удары по материальному достатку. Удары по близким людям. Удары по отношению с людьми. Пьяницы и наркоманы- несчастные люди.

Понимание того, что курение, пьянство и наркомания- ударяя по здоровью, путь к жизни в несчастье.

Беседа; подготовка сообщений; чтение литературы

23-24.

Дружба или одиночество.

2

Беседа

Ценность дружбы для человека. Дружба истинная и ложная. Друг- дельный и порядочный человек. Друг- опора в жизни. Радость общения с другом. Друг- помощник в достижении успеха. Алкоголь и наркотики- разрушители дружбы. Предрасположенность пьяницы и наркомана к предательству. Трудности общения с ними нормальных людей. Общение собутыльников. Отношение пьяницы и наркомана к образованию. Моральный облик пьяницы и наркомана.

Понимание того, что вредные привычки приводят человека к изоляции.

Беседа; тестирование; чтение литературы

25-26.

Свобода или неволя.

2

Беседа.

Встреча с работником милиции.

Свобода как одна из высших ценностей. Свобода как право выбора. Причины ограничения свободы. Ограничение курения в России. Преступление- причина принудительного лишения свободы. Воспитательная колония для несовершеннолетних. Жизнь в неволе. Пьянство- путь к преступлению в неволе. Уголовная ответственность за участие в незаконном обороте наркотиков.

Понимание того, что вредные привычки- путь к неволе. Знание мер ответственности за преступления, связанные с вредными привычками.

Беседа; чтение литературы, документов

27-28.

Любовь или ненависть.

2

Беседа

Любовь- величайшая ценность жизни. Влечение души. Влечение разума. Влечение тела. Алкоголь и наркотики- угроза и разрушитель любви. Пустота души пьяницы и наркомана: хитрость, лицемерие, трусость.

Понимание, что вредные привычки ведут к разрушению любви. Уметь высказать свою точку зрения.

Беседа; чтение литературы

29-30.

Достаток или нищета.

2

Беседа

Отношение людей к уровню материальной обеспеченности. Богатство и достаток. Экономическая независимость и её достижение. Профессионализм. Разумные потребности и рачительность. Запас средств. Роль экономической грамотности. Алкоголь и наркотики- враги профессионализма. Пьянство и наркомания как пожиратели средств. Жизнь от «дозы» до «дозы».

Осознание материальной несостоятельности алкоголика и наркомана.

Беседа; тренинг; чтение литературы

31-32.

Познание мира или изоляция.

2

Презентация.

Беседа.

Образование и путешествия как ценности жизни и способы познания мира. Образование- дорога к мудрости. «Подростковая мудрость». Алкоголь и наркотики- барьеры на пути к образованию и мудрости. Пьянство и наркомания как причины изоляции человека от мира. Путь в наркотическое рабство.

Понимать, что вредные привычки ведут к изоляции от всего мира.

Подготовка презентации; беседа; выставка фотографий «Как прекрасен этот мир»

33.

Твой выбор.

1

Конференция

Знание материала темы. Умение высказать и отстоять свою точку зрения.

Подготовка выступлений, презентации, рисунков.

34-35.

Итоговые занятия.

2

infourok.ru

Программа факультативных занятий в 5 классе о здоровом образе жизни

Данный учебный курс актуален в настоящее время, так как у школьников наблюдается ухудшение физического и психического здоровье, растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.В этих условиях курсу «Основы здорового образа жизни» отводится особая роль по подготовке подростков к взрослой жизни.

^ Цель курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

^ Задачи курса: 

Образовательные: 

- формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы; 

- формирование у учащихся системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего физического и психического здоровья;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления, сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека;

- создать условия для формирования у учащихся компетентностей: здоровьесберегающей, познавательной деятельности, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданской.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, художественных произведений, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в форме бесед, тематических игр, дискуссий, практических занятий. Программа включает в себя 4 блока: - Что такое здоровый образ жизни.

- Правильное питание – залог здоровья.

- Первая помощь и безопасность жизни.

- Я и мой организм. Возможности моего тела.

Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 35 часов учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастной группе в режиме – 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.

infourok.ru

Рабочая программа факультативного курса "ЗОЖ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Составитель учитель биологии

МБОУ СОШ №6 им. М.В. Ломоносова

Шаповалова Ольга Владимировна.

Ни одно социальное окружение не оказывает

такое воздействие на формирование

здоровой личности, какое может осуществить школа.

Американская Ассоциация Национального Здоровья

Аннотация

Программа рассчитана на 16 часов (рекомендована в 10 классах).

Основная идея курса: «Здоровье не купишь - его разум дарит». Курс помогает осознать, что для человека важны все составляющие здорового образа жизни:

. Здоровое питание

. Оптимальная двигательная активность

. Позитивный психоэмоциональный настрой

. Полноценный сон

. Соблюдение режима труда и отдыха

. Условия труда и условия жизни

. Отсутствие вредных привычек

. Личная гигиена

Знания о том, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, помогут молодым людям адаптироваться в обществе, сохранить своё здоровье и здоровье окружающих.

Программа даёт возможность широко использовать современные технологии обучения.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс рассчитан на 16 часов учебного времени в течение

1 полугодия.

Курс направлен на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о том, как правильно питаться, как организовать свой режим дня и свободное время. Темы курса помогают учащимся не только теоретически создать рацион своего питания, но и позволяет подростку практически применить эти знания не только на уроке, но и дома в своей семье.

С другой стороны, тематика курса помогает ребёнку осознать себя в окружающем мире, понять, что если хочешь прожить полноценную жизнь, необходимо вести здоровый образ жизни. Если хочешь жить в окружении здоровых людей, необходимо побуждать окружающих соблюдать нормы ЗОЖ.

Цель: Воспитание личной ответственности у учащихся за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне- развитой личности.

Задачи: 1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни у школьников.

2. Выработать активное отношение учащихся к укреплению своего здоровья.

Тема

Задача

Кол-во

часов

Примечание

1.

Введение. Вводные понятия основы ЗОЖ.

Познакомить учащихся с понятием ЗОЖ, назначением данного предмета. Определить составляющие здорового образа жизни: здоровое питание, оптимальная двигательная активность, позитивный психоэмоциональный настрой.

1 час

1. Дыхательная гимнастика.

2. Диск: «Золотая классика популярные версии».

2.

Здоровье как ценность.

Раскрыть понятие здоровья: физического, душевного и социального.

Выявить взаимосвязь здоровье и качество жизни; здоровье и успешность; здоровье и красота.

3 часа

1. Фильм о детском алкоголизме.

2. Презентации детей на темы:

«Здоровье и качество жизни». «Здоровье и красота».

3. Дебаты по теме:

«Здоровье и успешность».

3.

Основные гигиенические

навыки.

Сформировать понятия: личная гигиена, гигиена сна, гигиена питания.

Выявить опасности связанные с едой, так как питание необходимо для поддержания умственной работоспособности человека.

Определить необходимость питания в школе.

3 часа

Практическая работа:

1. «Мой режим дня».

Презентации детей.

4.

Питание человека как необходимый компонент здоровья и здорового образа жизни.

Сформировать основные особенности пищевого поведения человека (периодичность питания, калорийность, основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины).

Показать основные способы кулинарной обработки продуктов.

4 часа

Практические работы в рамках «Структуры здорового питания»:

1. Здоровый завтрак.

2. «Здоровый фастфуд»

(здоровые блюда для перекуса).

3. «Салаты, как способ здорового перекуса».

5.

Оптимальная структура питания для поддержания здоровья.

Дать характеристику

основным блюдам: супам, салатам, гарнирам, мясным блюдам, десертам;

2. Сформировать разумное отношение к лакомствам.

4 часа

Практическая работа:

1. «Рацион моего питания»

Презентации детей.

6.

Урок обобщения: «Интеллектуальная мозаика здорового питания».

1. Сформировать у учащихся необходимость в здоровом образе жизни и необходимость планировать свой досуг так, чтобы он компенсировал утомляемость во время учебного процесса, и обеспечивал подготовку к следующему рабочему дню.

1 час

Викторина по полученным заданиям.

Задания по изученным материалам курса.

Работа в группах.

ВСЕГО: 16 часов

Программа составлена на основе примерной программы курса «Здоровый образ жизни». Автор: доктор медицинских наук Гинзбург Михаил Моисеевич.

hello_html_41940272.jpg

infourok.ru

Учебная программа Факультативного занятия здоровый образ жизни (ЗОЖ) для учащихся 7 класса

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».

«Рассмотрено»

рекомендованно «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»

______________ по УВР Полунин В.И.__________

Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__

От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г.

Учебная программа

Факультативного занятия

здоровый образ жизни (ЗОЖ)

для учащихся 7 класса

Учитель-Водяная М.А.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Здоровье – самое ценное достояние человека. В нем важнейший залог радости жизни, трудоспособности, успеха. Здоровый образ жизни - это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Важнейшее условие сохранения здоровья – правильная ориентация жизни, разумное построение труда и быта.

Сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания и тренировки – все это условия для формирования здорового человека, полноценного гражданина.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Программа рассчитана на 34 часа и адресована школьнику. Именно его она знакомит с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой, так как знание собственных сильных и слабых сторон заставляет человека понять и признать сильные и слабые стороны другого. В программе затронуты темы, наиболее актуальные для учеников 7х классов. Форма подачи материала научно-игровая.

Основные цели факультатива:

Разработка системы воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.

  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью школьника;
  • Сформировать у них представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
  • Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Задачи:
  • Внедрить здоровьесохраняющие технологии в образовательный процесс.
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся посредством просвещения по вопросам здорового образа жизни и вовлечения их в активную спортивно-оздоровительную деятельность.
  • Разработать механизм профилактики и раннего выявления учащихся, злоупотребляющих психоактивные вещества.
  • Создать систему сотрудничества всех участников образовательного процесса, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
  • Факультатив «Здоровый образ жизни» формирует адекватное понимание и принятие себя в здоровом обществе без вредных привычек. Знакомит с главными правилами здорового образа жизни, режимом дня, вариантами отдыха после школьных занятий, поведением в стрессовой ситуации экзамена, элементам закаливания, основами личной гигиены и красоты, правилами здорового питания.

Ожидаемые конечные результаты факультативного занятия:

Система воспитательной деятельности, включающая в себя:

  • программы валеологического просвещения учащихся;
  • программы по содержанию спортивно-оздоровительной деятельности;
  • сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие потребности в здоровом образе жизни;
  • модель диагностики физического развития учащихся и состояния их здоровья;
  • модель деятельности по профилактике и раннему выявлению учащихся, злоупотребляющих алкоголь, психоактивные вещества и курение.
  • Реализация программы позволит также обеспечить:
  • осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни как условия конкурентоспособности и успешности современного человека;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • устойчивый интерес и активность в спортивно-оздоровительной деятельности.

Основное содержание факультативного занятия «Здоровый образ жизни»

1.Введение. (2ч)

Понятие здорового образа жизни. Физическое здоровье человека.

Социальное здоровье человека. Образовательная среда и здоровье школьников.

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

2. Здоровое питание:

Режим питания школьника –3 ч.

Определение здоровья. Режим дня. Биоритмы организма. Умственная работоспособность. Утренняя зарядка. Вечерняя гимнастика. Дневной сон. Прогулки на свежем воздухе. Прием пищи. Рацион. Завтрак.

Диета для школьника: за и против. Витамины для ума – 2 ч.

Можно ли школьнику садиться на диету? Вынужденный диеты. Аллергия. Лечебные диеты. Пища для ума. Витамины для успеха в учебе.

3. Культура потребления медицинских услуг:

Основы законодательства РФ об охране здоровья населения.ОМС и ДМС– 3 ч.

Зарплата. Налоги. Платная и бесплатная медицина. ОМС. ДМС. Понятие болезни, её причины и разновидности. Педиатр и терапевт. Поликлиника. Законы нашей страны об охране здоровья населения.

Узкие специалисты – кто, чем занимается? Аптечка школьника – 2 ч.

Каждый врач занимается своим делом. Что нужно иметь всегда при себе на всякий случай в сумочке.

4. Ежедневная двигательная активность и здоровье:

Танцы и спорт – 2 ч.

Презентация вариантов отдыха после уроков в нашем городе. Физическая нагрузка. Лечебная физкультура. Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр.

Закаливание – 2 ч.

Закаливание организма. Воздействие контрастных температур. Повышение иммунитета. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Обливание.

5. Активный отдых:

Летние виды активного отдых – 1 ч.

Презентация вариантов летних видов активного отдыха. Туризм. Пляжный волейбол. Плавание. Скейтбординг . Велосипед. Джампинг. Байдарка. Серфинг. Пинбол.

Зимние виды активного отдых – 1 ч.

Презентация вариантов зимних видов активного отдыха. Лыжи. Коньки.

www.infouroki.net

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

I-IV классыПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения — одна из важнейших задач, стоящих перед учреждениями общего среднего образования.

На протяжении последних лет растет количество детей с хронической патологией и функциональными отклонениями, высокой остается острая заболеваемость. В структуре заболеваний прослеживается тенденция значительного роста болезней нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения.

Стойкая тенденция ухудшения здоровья детей связана не только с экономическим состоянием, но и с нарастающим масштабом загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных привычек, увеличивающих риск возникновения болезней.

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни» для I—IV классов создана с учетом состояния здоровья детей младшего школьного возраста.

Главная цель факультативных занятий «Здоровый образ жизни» — формирование у ребенка ответственности за свое здоровье, личностного отношения к здоровому образу жизни; обучение жизненным навыкам сохранения и охраны здоровья.

Здоровый образ жизни включает:

♦ выполнение элементарных гигиенических правил, формирование здоровых привычек, воздержание от курения и употребления алкоголя и наркотиков;

♦ регулярное выполнение физических упражнений, в том числе занятия физкультурой и спортом, посильный физический труд;

♦ рациональное питание;

♦ профилактику детского травматизма;

♦ раннюю профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;

♦ предупреждение отрицательного воздействия стресса;

♦ принятие положительных решений, полезных для здоровья;

♦ информированность о состоянии здоровья.

Важное значение для детей имеет обучение жизненным навыкам. В число базовых жизненных навыков входят:

♦ самосознание, самоуважение;

♦ личная и социальная ответственность;

♦ понимание ценности жизни и здоровья;

♦ общение;

♦ критическое и творческое мышление;

♦ управление эмоциями;

♦ навык разрешения конфликтных ситуаций;

♦ владение способами выживания;

♦ обращение за помощью в случае насилия или нарушения прав;

♦ практические навыки: умение пользоваться общественным транспортом, вести домашнее хозяйство и т. п.

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни» предусматривает формирование у детей способности осознавать необходимость здорового образа жизни, приобретать вышеуказанные навыки.

Основу программы составляют разделы-курсы:

I класс «Природа и здоровье».

II класс «Питание и здоровье».

III класс «Помоги себе сам», состоящий из двух самостоя-

тельных блоков:

• «О полезных и вредных привычках»;

• «Как уберечь себя от беды».

IV класс «Здоровое сердце».

«Человек в мире стрессов: секреты здоровья». «Школа и здоровье». «Экология и здоровье».

Программа для каждого класса составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся при изучении предмета «Человек и мир».

Курс «Природа и здоровье» является составной частью курса «Здоровый образ жизни» и предназначен для учащихся I класса. В нем реализуется идея о неразрывной связи здоровья человека с богатством и разнообразием природы.

Основная цель данного курса — сформировать элементарные представления об экологических проблемах; воспитать навыки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.

Курс «Природа и здоровье» не дублирует программный материал предмета «Человек и мир», а, напротив, расширяет и углубляет знания детей о природе, сезонных явлениях, основах здорового образа жизни. Большое внимание уделяется формированию умения отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того, которое вредит человеку.

Для учащихся II класса предлагается курс «Питание и здоровье». Его цель — расширить знания и представления учащихся о питании; сформировать общие представления о рациональном питании; воспитать здоровые привычки, умение отличать полезную для здоровья пищу.

Для учащихся III класса предлагается курс «Помоги себе сам», состоящий из двух самостоятельных блоков: «О полезных и вредных привычках» и «Как уберечь себя от беды». Цель курса «Помоги себе сам» — сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, причинах детского травматизма и его профилактике; сформировать образ поведения, исключающего вредные привычки; раскрыть элементарные основы поведения в экстремальных ситуациях.

Для учащихся IV класса предлагается несколько курсов на выбор: «Здоровое сердце», «Человек в мире стрессов: секреты здоровья», «Школа и здоровье», «Экология и здоровье».

Курс «Здоровое сердце» рассчитан на 1 час в неделю.

Основная цель курса «Здоровое сердце» — сформировать у учащихся умения и навыки ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Содержание, предлагаемое в программе, частично изучается в курсе «Человек и мир». Но на такие значимые темы, как «Режим дня», «Азбука питания», «Предупреждение вредных привычек», «Сердце и кровеносные сосуды», отводится недостаточно часов. Таким образом, курс «Здоровое сердце» опирается на знания, умения и навыки, полученные на уроках курса «Человек и мир», расширяет и углубляет их. Курс позволит учащимся, их родителям и учителям обратить внимание как на здоровье детей в целом, так и на раннюю профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, на формирование здорового образа жизни.

Основные задачи курса «Здоровое сердце»:

♦ расширить представления детей о деятельности сердечнососудистой системы;

♦ познакомить учащихся с наиболее распространенными сердечно-сосудистыми заболеваниями;

♦ сформировать представление о здоровом образе жизни как средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

♦ продолжить формирование у детей навыков рациональной организации режима труда и отдыха;

♦ укреплять сердечно-сосудистую систему детей посредством физических упражнений, полезных для деятельности сердца;

♦ формировать у детей представление о здоровом питании;

♦ формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам, умение принимать правильные решения в пользу здоровья.

В курсе предусмотрены экскурсии, практические занятия.

Программа курса «Человек в мире стрессов: секреты здоровья» ориентирует учителя на решение следующего комплекса актуальных задач:

♦ сформировать на доступном для детей уровне систему знаний о стрессовых ситуациях, о процессах, протекающих в организме человека в экстремальных условиях, о неблагоприятных и благотворных воздействиях стресса на организм человека;

♦ создать условия, способствующие воспитанию и самовоспитанию качеств личности, необходимых для формирования благоприятного нравственно-психологического климата в детском коллективе, для сознательного отношения к учению, к учебным нагрузкам, к возникающим в процессе межличностного взаимодействия конфликтным ситуациям;

♦ обучить учащихся продуктивному и здоровому общению, эффективным способам предупреждения и разрешения конфликтов;

♦ сформировать у учащихся умение использовать в повседневной жизни эффективные антистрессовые средства: отдых, сон, движение, общение с людьми, животными, природой, произведениями искусства.

На изучение курса «Человек в мире стрессов: секреты здоровья» отводится 34 часа. При подготовке программы учтено, что в программу курса «Человек и мир» введены соответствующие исходные понятия: «эмоции», «роль положительных и отрицательных эмоций в жизни человека», «стресс» и др.

Основные задачи курса «Школа и здоровье»:

♦ организовать обучение детей в школе в условиях доброжелательности, комфортности и безопасности;

♦ расширить представления учащихся о школе, школьных помещениях;

♦ формировать у учащихся навыки безопасного поведения в помещениях школы и в школьном дворе;

♦ формировать у детей представление о причинах школьного травматизма, учить его предупреждать;

♦ формировать у учащихся элементарные представления о правилах поведения в учреждении образования, умения и навыки общения со сверстниками, старшеклассниками, учителями; учить детей избегать ссор, конфликтов и других опасных ситуаций;

♦ формировать умения и навыки учебного труда, умения организовать отдых после занятий в школе, во время школьных каникул.

Основные задачи курса «Экология и здоровье»:

♦ формировать систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное отношение учащихся к окружающей среде;

♦ целенаправленно организовывать общение детей в природе, используя многообразные средства природы; создавать условия для индивидуального эстетического восприятия учащимися природы;

♦ формировать знания о связи окружающей среды и человека, ее влиянии на его здоровье;

♦ организовывать разнообразную экологическую деятельность; формировать личную ответственность за состояние природной среды.

Курс «Здоровый образ жизни» направлен на становление коммуникативных способностей учащихся, поскольку они постоянно включаются в процесс общения, учатся соотносить действия, поступки людей и свои собственные, что способствует развитию наблюдательности, необходимых жизненных навыков.

Формирование жизненных навыков имеет ряд преимуществ:

♦ способствует здоровому образу жизни. Здоровье учащихся — одно из условий эффективности процесса обучения;

♦ дает детям возможность принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях;

♦ позволяет улучшить их отношения с учителями и воспитателями, атмосферу в классе и в учреждении образования.

Формированию умений и навыков здорового образа жизни способствуют активные методы обучения: специально создаваемые учебные работы в парах, в группах, сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения детей и др.

Учитель имеет право распределить часы по темам с учетом особенностей своего класса.I КЛАСС

^ (32 ч)Здоровье — бесценный дар (1ч). Природа и здоровье. Природа — среда обитания. Природа — источник восстановления сил. Природа — средство духовного развития человека.

^ (12 ч). За что мы любим осень. Прогулка в осенний лес. Красота осеннего леса. Звуки и запахи в лесу осенью. «Портреты» деревьев и кустарников. О чем надо помнить, отправляясь в лес (дикие звери, насекомые, незнакомые люди). Как одеваться для прогулки в лес. Как не заблудиться в лесу. Можно ли пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, другие части растений.

Золотая осень. Экскурсия в лес, парк. Цветы — лекарство для души. Красота осенних цветов. Конкурс на лучший осенний букет.

Грибы — друзья здоровья. Польза «грибных» прогулок. Какие грибы растут поздней осенью. Съедобные грибы. Как правильно собирать грибы. Ядовитые грибы, их отличия от съедобных. Первая помощь при отравлении грибами.

Кладовая здоровья на болотах. Лекарственные растения болот. Клюква. Правила передвижения по болотистой местности.

Кладовая здоровья на огороде. Питательные и целебные качества овощей и фруктов. Что такое витамины. Польза физического труда на огороде. Правила безопасности при выполнении работ на огороде. Осеннее меню. Что можно приготовить из овощей и фруктов.

Экскурсия в сад, поле, тепличное хозяйство на тему «Осенний урожай». Праздник осеннего урожая.

Воздух — источник жизни. Воздух закаливает и лечит. Чистый воздух — залог здоровья. Чем может быть загрязнен воздух. Последствия загрязнения воздуха для здоровья. Можно ли сделать воздух чище. Охрана воздуха — охрана здоровья.

Вода — источник здоровья. Можно ли прожить без воды. Вода для питья. Секреты минеральной воды.

Закаливание — путь к здоровью. Как можно закаливать организм.

Дождь на благо и во вред. Благотворное влияние дождя (польза влаги для кожи, очистка воздуха от пыли и вредных газов). Когда дождь не в радость. Можно ли гулять в дождь. Как надо одеваться для прогулок в дождливую погоду. Промокшие ноги грозят бедой.

Дождь, дорога и... беда. Опасные ситуации на дорогах в дождливую погоду. «Ядовитый дождь»: правда или выдумка.

Экскурсия в природу. Поздняя осень. Целительная тишина предзимья.

^ (8 ч). «Мороз и солнце — день чудесный». За что мы любим зиму. Зимние пейзажи. Звуки и запахи зимы. Экскурсия в зимний лес (парк).

Польза зимних развлечений и спортивных игр. Как одеваться зимой для игр на улице. Правила безопасности при катании на лыжах, санках, коньках.

Закаливание зимой. Чем опасен сильный мороз. Обморожение, как его избежать. Первая помощь при обморожении.

Снег: друг или недруг здоровья? Чист ли белый снег. Чем опасен снегопад на дорогах. Осторожно: лед! Скользкая дорога — угроза для жизни. Падения на льду и его последствия (ушибы, вывихи, переломы). Как обезопасить себя при гололедице.

Невидимый мир вокруг нас. Бактерии — друзья и враги. Простудные заболевания. Народные средства лечения от насморка и кашля. Правила ухода за больным.

Как питаться зимой. Рецепты вкусных и полезных блюд. Как вырастить «витамины» на окне.

Благотворное влияние комнатных растений на микроклимат помещений, здоровье и настроение человека.

О зверях и птицах в нашем доме. Если ты решил завести щенка. Кошка в доме. Правила поведения с домашними животными. Как заботиться о домашних животных. Что умеет твоя собака (кошка). «Собачий» праздник.

^ (7 ч). За что мы любим весну. Весна света, весна воды, зеленая весна. Весенние пейзажи. Запахи, звуки весны. Целебная сила весны. Прогулка в весенний сад, лес или парк.

Сосульки — чудо дивное и опасное. Как рождаются сосульки. Можно ли есть сосульки. Весенний лед — не место для игр. Как избежать опасности.

Питание весной. Весенний авитаминоз. Аптека на грядке. Крапива. Щавель. Зеленый лук. Питательные и лечебные свойства березового сока.

Цветы весны — отрада для души. Раннецветущие растения. Знакомый и незнакомый одуванчик. Весенние цветы на клумбе. Весенние цветы в лесу. Лесная аптека — раннецветущие лекарственные растения. Ядовитые цветущие растения — волчье лыко, ландыш и др. Приятные и неприятные сюрпризы грибов-« подснежников ».

Значение зеленых растений для обогащения воздуха кислородом, очистки его от пыли и дымовых частиц. Роль зеленых растений в борьбе с уличным шумом. Растения и питание.

Как растения защищаются и заботятся о своем здоровье. Фитонциды. Спасительная повязка из смолы. Как растения защищаются от холода и перегрева.

Гроза в начале мая. Первый весенний гром. Загадки молнии. Чем опасна гроза. Чем полезна гроза. Где спрятаться во время грозы.

^ (4 ч). Солнце, воздух и вода — лучшие друзья. Летние уроки закаливания. Зачем нужен загар. Умение загорать. Могут ли ударить солнце и жара. Солнечный удар. Солнечный ожог. Польза прогулок босиком. Замусоренная почва — источник бед. Маленькая ранка — большое несчастье.

Умение дружить с водой. Правила купания. Как предупредить несчастные случаи на воде. Почему нельзя загрязнять водоемы. Чистая вода — залог здоровья.

Ягодная копилка здоровья. Съедобные ягоды и их польза. Целебная малина. Земляника — лекарство от всех болезней. Польша черники для зрения. Ядовитые ягоды (вороний глаз, ягоды ландыша, волчьего лыка и др.)- Умение собирать ягоды. Немытые ягоды грозят бедой. Целебная сила трав. Тысяча секретов тысячелистника. Что скрывает пастушья сумка.

Летняя прогулка в лес. За что мы любим лето. Запахи и звуки летнего леса. Правила безопасного поведения в лесу. Охрана природы — охрана здоровья.^

И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ I КЛАССАУчащиеся должны знать:

здоровье человека зависит от состояния среды обитания;

общение с природой способствует духовному развитию человека, восстановлению сил, отдыху;

лекарственные свойства наиболее распространенных в данной местности растений;

питательные и лечебные свойства овощей и фруктов;

простейшие правила безопасности при выполнении работ в саду и огороде;

воздух — источник жизни, воздух может быть загрязнен пылью, сажей, микробами, радионуклидами, ядовитыми веществами и т. д.;

о значении воды для людей, животных, растений;

какую воду не следует пить и какие напитки полезны для здоровья;

о пользе для здоровья зимних игр и развлечений;

о благотворном влиянии комнатных растений на микроклимат помещений и настроение человека;

о влиянии зимней природы на здоровье человека, его настроение, самочувствие;

какие бактерии, болезнетворные микробы могут наносить человеку вред;

о пользе витаминов в зимнее время, о питательных и целебных свойствах фруктов и овощей;

о пользе весенних прогулок;

о значении солнечного света, воздуха и воды для закаливания;

об опасности весеннего льда, ледохода, сосулек;

о весеннем авитаминозе и его профилактике;

о питательных и лечебных свойствах раннецветущих растений;

об опасности отравления сморчками и строчками;

о значении зеленых растений для обогащения воздуха кислородом, очищения его от пыли и сажи;

о вреде перегрева в жаркую погоду, об опасностях теплового и солнечного удара, солнечного ожога;

правила поведения на воде;

о пользе хождения босиком;

о пользе лесных ягод для здоровья;

наиболее распространенные лекарственные растения данной местности;

типичные ядовитые растения: лютик, ландыш, вороний глаз, волчье лыко и др.;

элементарные сведения о питательной ценности грибов, растущих в данной местности.

Учащиеся должны уметь:

правильно вести себя в природе: знать, как не заблудиться в лесу, принимать меры предосторожности в общении с дикими животными, змеями, насекомыми, с незнакомыми людьми; не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, другие части растений;

отдыхать среди природы, ценить ее богатство и красоту;

беречь природу;

отличать съедобные грибы от несъедобных, соблюдать правила сбора грибов;

отличать загрязненный воздух, поддерживать чистоту воздуха в помещении;

одеваться в соответствии с сезонными погодными условиями;

готовить простейшие фруктовые и овощные блюда;

предупреждать простудные заболевания и несчастные случаи в дождливую погоду;

предупреждать несчастные случаи при катании на лыжах, санках, коньках, при переходе улиц и дорог в ненастную погоду, снегопад, при гололедице;

предупреждать простудные заболевания, обморожения;

применять простейшие закаливающие процедуры;

выполнять основные правила безопасного поведения с домашними животными, заботиться о них;

заботиться о комнатных растениях;

избегать опасных ситуаций в весенний ледоход, при паводках;

находить укрытие во время грозы;

загорать, предупреждать солнечные и тепловые удары, солнечные ожоги;

безопасно вести себя на воде;

не загрязнять водоемы;

оказывать первую помощь при порезах и небольших ранениях;

отличать съедобные ягоды от ядовитых.

referatdb.ru

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

I-IV классы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения — одна из важнейших задач, стоящих перед учреждениями общего среднего образования.

На протяжении последних лет растет количество детей с хронической патологией и функциональными отклонениями, высокой остается острая заболеваемость. В структуре заболеваний прослеживается тенденция значительного роста болезней нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения.

Стойкая тенденция ухудшения здоровья детей связана не только с экономическим состоянием, но и с нарастающим масштабом загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных привычек, увеличивающих риск возникновения болезней.

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни» для I—IV классов создана с учетом состояния здоровья детей младшего школьного возраста.

Главная цель факультативных занятий «Здоровый образ жизни» — формирование у ребенка ответственности за свое здоровье, личностного отношения к здоровому образу жизни; обучение жизненным навыкам сохранения и охраны здоровья.

Здоровый образ жизни включает:

♦ выполнение элементарных гигиенических правил, формирование здоровых привычек, воздержание от курения и употребления алкоголя и наркотиков;

♦ регулярное выполнение физических упражнений, в том числе занятия физкультурой и спортом, посильный физический труд;

♦ рациональное питание;

♦ профилактику детского травматизма;

♦ раннюю профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;

♦ предупреждение отрицательного воздействия стресса;

♦ принятие положительных решений, полезных для здоровья;

♦ информированность о состоянии здоровья.

Важное значение для детей имеет обучение жизненным навыкам. В число базовых жизненных навыков входят:

♦ самосознание, самоуважение;

♦ личная и социальная ответственность;

♦ понимание ценности жизни и здоровья;

♦ общение;

♦ критическое и творческое мышление;

♦ управление эмоциями;

♦ навык разрешения конфликтных ситуаций;

♦ владение способами выживания;

♦ обращение за помощью в случае насилия или нарушения прав;

♦ практические навыки: умение пользоваться общественным транспортом, вести домашнее хозяйство и т. п.

Программа факультативных занятий «Здоровый образ жизни» предусматривает формирование у детей способности осознавать необходимость здорового образа жизни, приобретать вышеуказанные навыки.

Основу программы составляют разделы-курсы:

I класс «Природа и здоровье».

II класс «Питание и здоровье».

III класс «Помоги себе сам», состоящий из двух самостоя-

тельных блоков:

• «О полезных и вредных привычках»;

• «Как уберечь себя от беды».

IV класс «Здоровое сердце».

«Человек в мире стрессов: секреты здоровья». «Школа и здоровье». «Экология и здоровье».

Программа для каждого класса составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся при изучении предмета «Человек и мир».

Курс «Природа и здоровье» является составной частью курса «Здоровый образ жизни» и предназначен для учащихся I класса. В нем реализуется идея о неразрывной связи здоровья человека с богатством и разнообразием природы.

Основная цель данного курса — сформировать элементарные представления об экологических проблемах; воспитать навыки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.

Курс «Природа и здоровье» не дублирует программный материал предмета «Человек и мир», а, напротив, расширяет и углубляет знания детей о природе, сезонных явлениях, основах здорового образа жизни. Большое внимание уделяется формированию умения отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того, которое вредит человеку.

Для учащихся II класса предлагается курс «Питание и здоровье». Его цель — расширить знания и представления учащихся о питании; сформировать общие представления о рациональном питании; воспитать здоровые привычки, умение отличать полезную для здоровья пищу.

Для учащихся III класса предлагается курс «Помоги себе сам», состоящий из двух самостоятельных блоков: «О полезных и вредных привычках» и «Как уберечь себя от беды». Цель курса «Помоги себе сам» — сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, причинах детского травматизма и его профилактике; сформировать образ поведения, исключающего вредные привычки; раскрыть элементарные основы поведения в экстремальных ситуациях.

Для учащихся IV класса предлагается несколько курсов на выбор: «Здоровое сердце», «Человек в мире стрессов: секреты здоровья», «Школа и здоровье», «Экология и здоровье».

Курс «Здоровое сердце» рассчитан на 1 час в неделю.

Основная цель курса «Здоровое сердце» — сформировать у учащихся умения и навыки ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Содержание, предлагаемое в программе, частично изучается в курсе «Человек и мир». Но на такие значимые темы, как «Режим дня», «Азбука питания», «Предупреждение вредных привычек», «Сердце и кровеносные сосуды», отводится недостаточно часов. Таким образом, курс «Здоровое сердце» опирается на знания, умения и навыки, полученные на уроках курса «Человек и мир», расширяет и углубляет их. Курс позволит учащимся, их родителям и учителям обратить внимание как на здоровье детей в целом, так и на раннюю профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, на формирование здорового образа жизни.

Основные задачи курса «Здоровое сердце»:

♦ расширить представления детей о деятельности сердечнососудистой системы;

♦ познакомить учащихся с наиболее распространенными сердечно-сосудистыми заболеваниями;

♦ сформировать представление о здоровом образе жизни как средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

♦ продолжить формирование у детей навыков рациональной организации режима труда и отдыха;

♦ укреплять сердечно-сосудистую систему детей посредством физических упражнений, полезных для деятельности сердца;

♦ формировать у детей представление о здоровом питании;

♦ формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам, умение принимать правильные решения в пользу здоровья.

В курсе предусмотрены экскурсии, практические занятия.

Программа курса «Человек в мире стрессов: секреты здоровья» ориентирует учителя на решение следующего комплекса актуальных задач:

♦ сформировать на доступном для детей уровне систему знаний о стрессовых ситуациях, о процессах, протекающих в организме человека в экстремальных условиях, о неблагоприятных и благотворных воздействиях стресса на организм человека;

♦ создать условия, способствующие воспитанию и самовоспитанию качеств личности, необходимых для формирования благоприятного нравственно-психологического климата в детском коллективе, для сознательного отношения к учению, к учебным нагрузкам, к возникающим в процессе межличностного взаимодействия конфликтным ситуациям;

♦ обучить учащихся продуктивному и здоровому общению, эффективным способам предупреждения и разрешения конфликтов;

♦ сформировать у учащихся умение использовать в повседневной жизни эффективные антистрессовые средства: отдых, сон, движение, общение с людьми, животными, природой, произведениями искусства.

На изучение курса «Человек в мире стрессов: секреты здоровья» отводится 34 часа. При подготовке программы учтено, что в программу курса «Человек и мир» введены соответствующие исходные понятия: «эмоции», «роль положительных и отрицательных эмоций в жизни человека», «стресс» и др.

Основные задачи курса «Школа и здоровье»:

♦ организовать обучение детей в школе в условиях доброжелательности, комфортности и безопасности;

♦ расширить представления учащихся о школе, школьных помещениях;

♦ формировать у учащихся навыки безопасного поведения в помещениях школы и в школьном дворе;

♦ формировать у детей представление о причинах школьного травматизма, учить его предупреждать;

♦ формировать у учащихся элементарные представления о правилах поведения в учреждении образования, умения и навыки общения со сверстниками, старшеклассниками, учителями; учить детей избегать ссор, конфликтов и других опасных ситуаций;

♦ формировать умения и навыки учебного труда, умения организовать отдых после занятий в школе, во время школьных каникул.

Основные задачи курса «Экология и здоровье»:

♦ формировать систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное отношение учащихся к окружающей среде;

♦ целенаправленно организовывать общение детей в природе, используя многообразные средства природы; создавать условия для индивидуального эстетического восприятия учащимися природы;

♦ формировать знания о связи окружающей среды и человека, ее влиянии на его здоровье;

♦ организовывать разнообразную экологическую деятельность; формировать личную ответственность за состояние природной среды.

Курс «Здоровый образ жизни» направлен на становление коммуникативных способностей учащихся, поскольку они постоянно включаются в процесс общения, учатся соотносить действия, поступки людей и свои собственные, что способствует развитию наблюдательности, необходимых жизненных навыков.

Формирование жизненных навыков имеет ряд преимуществ:

♦ способствует здоровому образу жизни. Здоровье учащихся — одно из условий эффективности процесса обучения;

♦ дает детям возможность принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях;

♦ позволяет улучшить их отношения с учителями и воспитателями, атмосферу в классе и в учреждении образования.

Формированию умений и навыков здорового образа жизни способствуют активные методы обучения: специально создаваемые учебные работы в парах, в группах, сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения детей и др.

Учитель имеет право распределить часы по темам с учетом особенностей своего класса.I КЛАСС

ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ (32 ч)Здоровье — бесценный дар (1ч). Природа и здоровье. Природа — среда обитания. Природа — источник восстановления сил. Природа — средство духовного развития человека.

Уроки здоровья Чародейки Осени (12 ч). За что мы любим осень. Прогулка в осенний лес. Красота осеннего леса. Звуки и запахи в лесу осенью. «Портреты» деревьев и кустарников. О чем надо помнить, отправляясь в лес (дикие звери, насекомые, незнакомые люди). Как одеваться для прогулки в лес. Как не заблудиться в лесу. Можно ли пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, другие части растений.

Золотая осень. Экскурсия в лес, парк. Цветы — лекарство для души. Красота осенних цветов. Конкурс на лучший осенний букет.

Грибы — друзья здоровья. Польза «грибных» прогулок. Какие грибы растут поздней осенью. Съедобные грибы. Как правильно собирать грибы. Ядовитые грибы, их отличия от съедобных. Первая помощь при отравлении грибами.

Кладовая здоровья на болотах. Лекарственные растения болот. Клюква. Правила передвижения по болотистой местности.

Кладовая здоровья на огороде. Питательные и целебные качества овощей и фруктов. Что такое витамины. Польза физического труда на огороде. Правила безопасности при выполнении работ на огороде. Осеннее меню. Что можно приготовить из овощей и фруктов.

Экскурсия в сад, поле, тепличное хозяйство на тему «Осенний урожай». Праздник осеннего урожая.

Воздух — источник жизни. Воздух закаливает и лечит. Чистый воздух — залог здоровья. Чем может быть загрязнен воздух. Последствия загрязнения воздуха для здоровья. Можно ли сделать воздух чище. Охрана воздуха — охрана здоровья.

Вода — источник здоровья. Можно ли прожить без воды. Вода для питья. Секреты минеральной воды.

Закаливание — путь к здоровью. Как можно закаливать организм.

Дождь на благо и во вред. Благотворное влияние дождя (польза влаги для кожи, очистка воздуха от пыли и вредных газов). Когда дождь не в радость. Можно ли гулять в дождь. Как надо одеваться для прогулок в дождливую погоду. Промокшие ноги грозят бедой.

Дождь, дорога и... беда. Опасные ситуации на дорогах в дождливую погоду. «Ядовитый дождь»: правда или выдумка.

Экскурсия в природу. Поздняя осень. Целительная тишина предзимья.

Уроки здоровья Зимушки-Зимы (8 ч). «Мороз и солнце — день чудесный». За что мы любим зиму. Зимние пейзажи. Звуки и запахи зимы. Экскурсия в зимний лес (парк).

Польза зимних развлечений и спортивных игр. Как одеваться зимой для игр на улице. Правила безопасности при катании на лыжах, санках, коньках.

Закаливание зимой. Чем опасен сильный мороз. Обморожение, как его избежать. Первая помощь при обморожении.

Снег: друг или недруг здоровья? Чист ли белый снег. Чем опасен снегопад на дорогах. Осторожно: лед! Скользкая дорога — угроза для жизни. Падения на льду и его последствия (ушибы, вывихи, переломы). Как обезопасить себя при гололедице.

Невидимый мир вокруг нас. Бактерии — друзья и враги. Простудные заболевания. Народные средства лечения от насморка и кашля. Правила ухода за больным.

Как питаться зимой. Рецепты вкусных и полезных блюд. Как вырастить «витамины» на окне.

Благотворное влияние комнатных растений на микроклимат помещений, здоровье и настроение человека.

О зверях и птицах в нашем доме. Если ты решил завести щенка. Кошка в доме. Правила поведения с домашними животными. Как заботиться о домашних животных. Что умеет твоя собака (кошка). «Собачий» праздник.

Уроки здоровья Волшебницы Весны (7 ч). За что мы любим весну. Весна света, весна воды, зеленая весна. Весенние пейзажи. Запахи, звуки весны. Целебная сила весны. Прогулка в весенний сад, лес или парк.

Сосульки — чудо дивное и опасное. Как рождаются сосульки. Можно ли есть сосульки. Весенний лед — не место для игр. Как избежать опасности.

Питание весной. Весенний авитаминоз. Аптека на грядке. Крапива. Щавель. Зеленый лук. Питательные и лечебные свойства березового сока.

Цветы весны — отрада для души. Раннецветущие растения. Знакомый и незнакомый одуванчик. Весенние цветы на клумбе. Весенние цветы в лесу. Лесная аптека — раннецветущие лекарственные растения. Ядовитые цветущие растения — волчье лыко, ландыш и др. Приятные и неприятные сюрпризы грибов-« подснежников ».

Значение зеленых растений для обогащения воздуха кислородом, очистки его от пыли и дымовых частиц. Роль зеленых растений в борьбе с уличным шумом. Растения и питание.

Как растения защищаются и заботятся о своем здоровье. Фитонциды. Спасительная повязка из смолы. Как растения защищаются от холода и перегрева.

Гроза в начале мая. Первый весенний гром. Загадки молнии. Чем опасна гроза. Чем полезна гроза. Где спрятаться во время грозы.

Уроки здоровья Чарующего Лета (4 ч). Солнце, воздух и вода — лучшие друзья. Летние уроки закаливания. Зачем нужен загар. Умение загорать. Могут ли ударить солнце и жара. Солнечный удар. Солнечный ожог. Польза прогулок босиком. Замусоренная почва — источник бед. Маленькая ранка — большое несчастье.

Умение дружить с водой. Правила купания. Как предупредить несчастные случаи на воде. Почему нельзя загрязнять водоемы. Чистая вода — залог здоровья.

Ягодная копилка здоровья. Съедобные ягоды и их польза. Целебная малина. Земляника — лекарство от всех болезней. Польша черники для зрения. Ядовитые ягоды (вороний глаз, ягоды ландыша, волчьего лыка и др.)- Умение собирать ягоды. Немытые ягоды грозят бедой. Целебная сила трав. Тысяча секретов тысячелистника. Что скрывает пастушья сумка.

Летняя прогулка в лес. За что мы любим лето. Запахи и звуки летнего леса. Правила безопасного поведения в лесу. Охрана природы — охрана здоровья.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА Учащиеся должны знать:

здоровье человека зависит от состояния среды обитания;

общение с природой способствует духовному развитию человека, восстановлению сил, отдыху;

лекарственные свойства наиболее распространенных в данной местности растений;

питательные и лечебные свойства овощей и фруктов;

простейшие правила безопасности при выполнении работ в саду и огороде;

воздух — источник жизни, воздух может быть загрязнен пылью, сажей, микробами, радионуклидами, ядовитыми веществами и т. д.;

о значении воды для людей, животных, растений;

какую воду не следует пить и какие напитки полезны для здоровья;

о пользе для здоровья зимних игр и развлечений;

о благотворном влиянии комнатных растений на микроклимат помещений и настроение человека;

о влиянии зимней природы на здоровье человека, его настроение, самочувствие;

какие бактерии, болезнетворные микробы могут наносить человеку вред;

о пользе витаминов в зимнее время, о питательных и целебных свойствах фруктов и овощей;

о пользе весенних прогулок;

о значении солнечного света, воздуха и воды для закаливания;

об опасности весеннего льда, ледохода, сосулек;

о весеннем авитаминозе и его профилактике;

о питательных и лечебных свойствах раннецветущих растений;

об опасности отравления сморчками и строчками;

о значении зеленых растений для обогащения воздуха кислородом, очищения его от пыли и сажи;

о вреде перегрева в жаркую погоду, об опасностях теплового и солнечного удара, солнечного ожога;

правила поведения на воде;

о пользе хождения босиком;

о пользе лесных ягод для здоровья;

наиболее распространенные лекарственные растения данной местности;

типичные ядовитые растения: лютик, ландыш, вороний глаз, волчье лыко и др.;

элементарные сведения о питательной ценности грибов, растущих в данной местности.

Учащиеся должны уметь:

правильно вести себя в природе: знать, как не заблудиться в лесу, принимать меры предосторожности в общении с дикими животными, змеями, насекомыми, с незнакомыми людьми; не пробовать на вкус незнакомые ягоды, плоды, другие части растений;

отдыхать среди природы, ценить ее богатство и красоту;

беречь природу;

отличать съедобные грибы от несъедобных, соблюдать правила сбора грибов;

отличать загрязненный воздух, поддерживать чистоту воздуха в помещении;

одеваться в соответствии с сезонными погодными условиями;

готовить простейшие фруктовые и овощные блюда;

предупреждать простудные заболевания и несчастные случаи в дождливую погоду;

предупреждать несчастные случаи при катании на лыжах, санках, коньках, при переходе улиц и дорог в ненастную погоду, снегопад, при гололедице;

предупреждать простудные заболевания, обморожения;

применять простейшие закаливающие процедуры;

выполнять основные правила безопасного поведения с домашними животными, заботиться о них;

заботиться о комнатных растениях;

избегать опасных ситуаций в весенний ледоход, при паводках;

находить укрытие во время грозы;

загорать, предупреждать солнечные и тепловые удары, солнечные ожоги;

безопасно вести себя на воде;

не загрязнять водоемы;

оказывать первую помощь при порезах и небольших ранениях;

отличать съедобные ягоды от ядовитых.

zabika.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность