НОВОСТИ |
Статья "Профилактика здорового образа жизни в начальной школе". Здоровый образ жизни в школеКонспект «Формирование здорового образа жизни в современной школе»Конспект «Формирование здорового образа жизни в современной школе» Содержание: 1. Состояние здоровья школьников в современной школе. 2. Формирование здорового образа жизни. 3. Приемы и методы направленные на сохранение здоровья учащихся. 4. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках биологии. 5. Гигиенические показатели, характеризующие урок. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. К сожалению большинство людей не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамики), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, с почти неизбежным в этих случаях развития ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге, приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, укорачивают свою жизнь. Здоровье индивидуума – это динамический процесс приспособления к окружающей среде. Идеального, абсолютного здоровья не бывает. Критерии оценки здоровья могут быть: 1. уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2. наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3. социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды, реакции организма на воздействие внешней среды; 4. питание; 5. нарушение гормональной регуляции со стороны эндокринной системы, накопления метаболитов, микробных токсинов и др. 6. радиация и отравление; 7. состояние психики человека. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения проведенной в 2002 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии. По результатам профилактических осмотров учащихся 5,9 11 классов ежегодно проводимых в школах наблюдается нарушение осанки, понижение зрения, дефицит массы тела, хронический гастрит. Сегодня перед школой стоит важная задача – создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» РАСПОРЯДОК ДНЯ. Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня- определенному ритму и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна и отдыха. Перерывами между приемами пищи не должны превышать 5- 6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский философ И.П.Павлов указывал, что сон своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого сна необходимо за 1- 1,5 часа до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветриваемом помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, а также те или иные расстройства в деятельности нервной системы. Сокращение продолжительности сна у детей и подростков ( норма13-16 лет -9 часов) на 2 -4 часа и более, резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность организма, быстрее наступает переутомление, резко снижается сопротивляемость организма к различным инфекциям. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА. Хорошо известно, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, придерживающимися норм рационального питания, не обремененные вредными для здоровья привычками, - трудятся с полной отдачей и редко болеют. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Особенно сильно занятия физической культурой влияют для правильного формирования скелета мышц и для развития осанки. Осанка не относится к числу наследственных признаков. Она начинает формироваться с раннего детства в течение жизни может изменяться. Для формирования осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее, и все из-за отсутствия занятий спортом. Избыточная масса тела, развивающий склероз и связанные с ним сердечно- сосудистые нарушения- следствие гипокинезии. Под влиянием тренировок увеличивается жизненная емкость легких. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Пища является не только основным источником энергии, но и «строительным материалом» для новых клеток. Пища должна быть разнообразной и полноценной, то есть содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные, питательные вещества. Здоровому человеку необходимо питаться 3 – 4 раза в день. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски, плохо пережевывать. Плохо влияет на организм систематическая еда в сухомятку, без горячих блюд. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь. Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Различают следующие сферы здоровья: Физическое: - соблюдение санитарно – гигиенических и эргонометрических норм; - внедрение специфических методов профилактики физического здоровья. Социальное : - создание благоприятных условий для индивидуального развития; - содействие развитию творческой активности; - содействие развитию навыков адаптации в социуме; Нравственное : - содействие выработке нравственных норм поведения и отношения к жизни; - содействие развитию мировоззренческой позиции. СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. По статистическим данным специалистов, каждый из нас вынужден обращаться к офтальмологу по поводу ухудшения зрения. Наши глаза постоянно испытывают интенсивные зрительные нагрузки и на работе, и дома. Заметно падает зрение у детей и подростков. Но если все нарушения вовремя выявлены, и врач выписал нужные оптические очки, это всего лишь компенсация, а не восстановление зрения. Для предупреждения зрительного утомления и близорукости для учащихся 5 – 10 классов рекомендуются следующие упражнения: Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 – 6 раз. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть леаой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз. Исходное положение – сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем, против часовой. Повторить 5 – 6 раз. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох ) , следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 – 5 раз. Исходное положение – сидя. Смотреть на классную доску 2 – 3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз. Исходное положение сидя, закрыть веки, в течение 30 секунд. Массировать их кончиками указательных пальцев. Гимнастика для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Проведение на уроках физминуток снимает напряжение спины, благоприятно влияет на самочувствие, оказывает профилактическое воздействие на позвоночник. СОХРАНЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. Важной задачей работы педагога является создание благоприятных условий для становления и сохранения здоровья, творческого развития, обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования. Программа сохранения нравственного здоровья включает в себя образовательно – воспитательный комплекс заданий и упражнений, направленных на : - развитие понимания и принятия общечеловеческих ценностей - развитие мировоззренческой позиции - формирование социального опыта ребенка СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. Приоритетным в данном направлении работы является создание условий для эмоционального благополучия учеников на уроке, когда наиболее полно можно реализовать творческий потенциал, развить интеллектуальные способности и личностные качества, которые необходимы в общении и совместной деятельности. Необходимо создать в классе атмосферу естественности и взаимного доверия. В центре внимания находится индивидуальность каждого ученика, его развитие. В рамках реализации данного направления стоят следующие задачи: - развить навыки общения в различных ситуациях взаимодействия, прежде всего, умение слушать других, умение работать с людьми разных ценностей ориентаций в режиме взаимоуважения - развивать речь ребенка в диалоге, дискуссиях, в свободной беседе - создавать ситуации, способствующие творческому развитию и появлению индивидуальных способностей - развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и социальную ответственность. Данное направление реализуется через систему использования различных форм и методов, а именно – выполнение творческих научно – исследовательских проектов, как индивидуально, так и режим групповой деятельности; и через широкое использование метода профильной и уровневой дифференциации, последняя задает различную глубину освоения фиксированного содержания или достижение различных уровней планируемых результатов обучения. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ): Здоровьесберегающие образовательные технологии: А) организационно – педагогические технологии (ОПТ) - построение уроков согласно требованиям методики и технологии ведения урока. Б) психолого – педагогические технологии (ППТ) - учет индивидуальных психо – физических особенностей учащихся - создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе - минутка для шутки - релаксационные паузы. В) учебно – воспитательные технологии (УВТ) - технология сотрудничества - групповые технологии - интерактивные игровые технологии - технология личностно – ориентированного обучения - педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса. Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ) - физминутки - смена видов деятельности - аэрация воздуха - зарядка для глаз. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОК Обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных звуков, неприятных раздражителей. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий и др. Однообразие урока способствует утомлению школьников, как бывает при выполнении контрольной работы. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 мин. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма не менее трех. Чередование видов преподавания. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию (свободная беседа, выбор действия, ученик в роли учителя, ролевая игра, дискуссия и др.) Позы учащихся, их чередование (реально ли следит учитель за посадкой учащихся) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке и используемые учителем методы повышения этой мотивации. Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональной разрядки: шуток, улыбок, афоризмов. Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использования новых форм и технология обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, неспособных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием «пограничных» состояний и хронических заболеваний. Негативные тенденции усугубляются неблагоприятными социально – экологическими условиями. infourok.ru Статья "Профилактика здорового образа жизни в начальной школе"ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Проникова И.М., Несветаев В.С. МКОУ Садовская СОШ №2, [email protected] ФГОС НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. МКОУ Садовская СОШ № 2 уделяет внимание реализации комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Одной из главных задач нашей школ ы является формирование личности, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании. Решение данной задачи начинается с начальной ступени образования. В рамках ООП НООО реализуется программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. К сильным сторонам реализации этой программы можно отнести работу по обеспечению выполнения «Гигиенических требований к условиям обучения школьников…», систематический мониторинг состояния здоровья учащихся и регулярное медицинское обследование детей, реализацию мероприятий программы «Здоровое детство» в рамках инициативы «Наше общее дело». К сожалению, следует отметить и слабые стороны работы, к ним относятся: недостаточный охват учащихся начальной школы оздоровительными мероприятиями во внеурочное время, отсутствие стремления к здоровому образу жизни в семье (наличие неблагополучных семей), недостаточно эффективно организована работа социально-психологической службы, обеспечивающей психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Хотя имеются ограничения, из-за низкой культуры семьи в вопросах формирования здорового образа жизни, но мы стараемся привлечь общественность и другие заинтересованные структуры к данной проблеме, расширяем сотрудничество с различными спортивно-оздоровительными учреждениями (ДЮСШ, сельский стадион, районный ФОК). Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. Программа реализуется в том числе и средствами урочной деятельности. Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. В курсе «Окружающий мир» по учебникам Плешакова А.А. обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом проводится по темам: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?». При выполнении упражнений на уроках русского языка с учащимися обсуждаем вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике по Технологии авторов Цирулик Н.А., Проснякова в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. В курсе «Физическая культура» весь материал учебника автора Лях.В.И. способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе оборудована раздаточная, где осуществляется питание учащихся 1-11 классов. Обеды поставляются из столовой ООО «Садовое», с которой заключен соответствующий договор. Питанием охвачены учащиеся начальных классов (100%), дети из остронуждающихся семей (100%), дети из семей колхозников ЗАО им. Ленина (100%). В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, необходимое игровое и спортивное оборудование и инвентарь. В школе имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимым оборудованием. В кабинете проводятся плановые прививки и профилактический осмотр детей. Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов. Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводится День здоровья. Программы кружков «Олимпийцы» и «Ритм» рассчитаны на овладение учащимися начальной школы ритмическими движениями с музыкальным сопровождением, развитие двигательных навыков, координации движения, укрепление физического здоровья учащихся. Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: - проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; - привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; - создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей, памяток для родителей и т.п. Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Каким мы видим выпускника начальной школы? Ученик должен быть физически, нравственно, духовно здоровой личностью; личностью образованной, адаптированной к условиям нестабильного социума. Осознавать себя как биологическое, психическое и социальное существо; осознавать необходимость здорового образа жизни и безопасность жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека. Правильно организовывать свою жизнедеятельность; иметь стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности; устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями; потребность в самостоятельной двигательной активности; обладать самоконтролем, личностным саморазвитием и творческой продуктивностью. infourok.ru Здоровый образ жизни в школе / Открытый урокИстория о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Борется, перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь! Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Старинные рецепты сохранения отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и, не дай Бог, наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдении элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние как на дух, так и на тело. А сколько содержится в наших умах информации о методах и способах лечения, о лекарственных препаратах традиционной и нетрадиционной медицины? Но почему-то с ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением суперсовременных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни! А нарастающий темп жизни, полный стрессов, экологическая обстановка с загрязненной атмосферой и гидросферой, загубленной биосферой, которые относят к издержкам развития постиндустриального общества, здоровья населению так и не прибавили! А если взять продолжительность жизни россиян, особенно мужчин, становится вообще не по себе. 59 лет! Не случайно наша страна находится в восьмой десятке (!) в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющемуся сейчас основным показателем качества жизни населения. Получается, нет его, качества! Говорят, что это издержки нашего бурного развития и их влияние неизбежно. И даже наши знания не изменят ситуации? А может быть, давайте скажем честно, мы не хотим особо ничего менять? "Утруждать себя оздоровлением или с самого начала своей сознательной жизни вести только здоровый образ жизни? «Мы» - это и государство в лице правительства, принимающее очень красивые на бумаге глобальные программы по оздоровлению и населения, и природной среды. «Мы» - это и корпорации с многочисленными заводами и фабриками, портящими здоровье и населения, и окружающей среды. «Мы» - это и отдельно взятые индивиды, желающие быть здоровыми более на словах, чем на деле. Когда же все мы всерьез задумаемся и возьмемся за решение самой насущной, самой основной проблемы - здоровья, которое формируется только при ведении здорового образа жизни? Ведь мы знаем, что ... И снова возвращаемся к началу текста. Замкнутый круг какой-то! Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики у населения нашей страны говорит о том, что наша борьба пока идет со счетом «три - ноль» В пользу сплошного нездоровья! И вот уже здорового человека в пору занести в Красную книгу! Однажды знакомый терапевт с двадцатилетним стажем на вопрос о том, встречал ли он абсолютно здорового пациента, подумав минут пять, сказал: «Была одна женщина лет десять назад. Здоровая, правда, в очках!» Простим этот грустный юмор специалисту по болезням. Он просто констатировал факт: наше здоровье, здоровье россиян, как, впрочем, и большинства жителей планеты, катастрофически ухудшаются! Дело сохранения и приумножения здоровья нации становится государственной политикой! «Береги честь смолоду!» - предостерегает нас народная мудрость. Изменим немного ее смысл: «Береги здоровье смолоду! » Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. Именно с детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество. Именно с самого начала нашей сознательной деятельности должны быть заложены основы здорового образа жизни. Образовательные учреждения в решении этой задачи занимают почетное первое место. Главной целью всех воспитательных систем является прежде всего развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. Отличная, замечательная цель! Но как ее достичь? Как сориентировать весь образовательный процесс, всё культурно – воспитательное пространство, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники получали и сертификат здоровья с пометкой «Заболеваний нет»? В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы по ой же тематике, встречи со специалистами – всё направлено на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения. Твоё здоровье Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов. Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т. д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе ,активной самореализации личности в процесс е творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий. Формирование культуры здоровья - это активный процесс воспитания и саморазвития подростков. Поэтому предлагаемая программа «Твое здоровье» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности. Министерство образования Российской Федерации предложило образовательным учреждениям разработать программы, направленные на сохранение здоровья учащихся, составленные в соответствии с физиологическими и гигиеническими нормативами. Главные цели nрограммы: - формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью; - формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам; - формирование личной стратегии жизни подростка. Рекомендуемые формы занятий по реализации программы: - психологические упражнения, направленные на актуализацию имеющегося опыта и знаний ребят, психологические игры с элементами психодрамы, тренинги; - «мозговой штурм», «аукцион идей,, «круглый стол, «свободный микрофон, дискуссионный клуб; - «классный лекторий, устный журнал «Наше здоровье, беседы «поговорим откровенно», творческие конкурсы; - выработка личной стратегии поведения, «Я-концепции», рефлексия. Формы воспитательной работы по формированию здорового образа ЖИЗНИ. Итак, важное условие формирования любого качества личности заключается в осознании и убеждении личностью необходимости принятия этого качества. Знания о здоровом образе жизни ребята получили и продолжают получать в ходе бесед классных руководителей, приглашенных врачей-специалистов, постоянных назиданий родителей. Большую часть информации о пагубном влиянии на организм человека ПАВ, нарушении режима дня и питания они черпают из учебного материала по окружающему миру, ОБЖ и другим предметам, на уроках физкультуры, а также из СМИ. Хотя последние зачастую решают совершенно обратную задачу. Чего стоит реклама чипсов, гамбургеров и чизбургеров, которые нам предлагают сделать своей постоянной пищей! А телевизионное вечернее представление пива разных сортов или напечатанная в глянцевых журналах привлекательная и, ничего ,не скажешь, красивая сигаретная реклама?! Профессионалы-рекламодатели мастерски используют эмоциональный фактор формирования привычки. Интересная, зачастую неожиданная тема подачи информации, яркие образы и зажигательные современные ритмы - все действует на мотивацию пробы и пива, и сигарет. Поэтому педагогам необходимо использовать те же приемы и никак нельзя забывать о мотивации формирования качеств личности через мощные эмоции. Следовательно, все мероприятия по формированию ЗОЖ - от обыкновенного классного часа до масштабного спортивного праздника - должны быть подготовлены и проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия, которыми являются музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, хорошо подобранный фактический материал, медиасредства и т. д. Кроме того, формы мероприятий должны не только соответствовать поставленным задачам (например, развивать туристские навыки), но и быть интересными для подростков, отвечать их запросам и интересам (не просто отработка методов преодоления препятствий с помощью турснаряжения и установка палатки на уроке физвоспитания, а проведение настоящего турслета). Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием ребят. Чем большее место в деятельности подростков ,занимает творческое начало, ориентированное на личностных способностях, включены инициатива и самостоятельность, тем большее удовлетворение приносят проведенная работа и выступление. И, как следствие, повышается устойчивость и к заболеваниям, и к вредным привычкам. Все правильно: развитие и обогащение духовного мира подростка является основой сохранения его здоровья, умения противостоять негативному воздействию социальной среды. В «реальном» режиме проходят соревнования по разнообразным видам спорта, спортивные игры в виде эстафет, отдельных силовых конкурсов. Очень популярны турслеты и турпоходы,прогулки на «природе» для младших школьников. Несомненно, привлекают внимание учащихся и шоу-программы в виде Праздников здоровья, Дней здоровья, конкурсов плакатов по пропаганде полезных привычек и ЗОЖ, творческих работ и проектов. open-lesson.net Школа за здоровый образ жизниРазделы: Спорт в школе и здоровье детей Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М. Амосов. Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Об этом говорится на всех уровнях, вплоть до Президента. Естественно, что возросло внимание и к здоровью учащихся. В школах продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, что приводит к нарушениям осанки, гиподинамии. Многие школьники предпочитают проводить свободное время у телевизоров и компьютеров. Тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Так возникла необходимость создания системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Здоровьесберегающая деятельность МОУ-СОШ № 35 направлена на выполнение гигиенических рекомендаций, способствующих оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Основные направления деятельности школы – образование и воспитание. Их необходимо осуществлять вместе с другой важной задачей – оздоровлением. На базе МОУ-СОШ № 35 была разработана оздоровительная программа «Крепыш», разработанная с учетом всех индивидуальных особенностей учащихся и направленная на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. (Приложение 1) Основными задачами деятельности педагогического коллектива в рамках данной программы являются:
Спортивно–оздоровительное направление предусматривает совместную деятельность педагогического и ученического коллективов в урочное и внеурочное время. (Приложение 2) Проводимые на уроках и переменах физминутки и физпаузы, позволяют учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Внешкольная спортивно- оздоровительная деятельность более разнообразна. В данном направлении работает школьный Совет физкультуры и спорта, созданный из числа классных физоргов. Его функции - участие в разработке и проведении спортивно- массовых мероприятий, проведение физкультминуток и динамических пауз в закрепленных подшефных классах начальной школы и среднего звена. Создан Фанклуб – клуб болельщиков, основными задачами которого является активная моральная поддержка спортсменов и формирование потребности участвовать в спортивных соревнованиях. Примером здорового образа жизни являются достижения спортсменов-выпускников школ Белгородчины, имеющие мировое имя в спорте: Белоусов Константин (кикбоксинг), Хоркина Светлана (художественная гимнастика), Даниленко Оксана (пулевая стрельба), Светлана Соколова (лёгкая атлетика). На пропаганду здорового образа жизни направлены традиционно проводимые мероприятия, посвященные знаменательным датам: «Добры молодцы», «Девицы-красавицы». В последнем конкурсе традиционно принимает участие и команда учителей, что служит примером подражания для учащихся школы (Рисунок 1, Рисунок 2). Рисунок 1 Рисунок 2 Конкурс «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» - конкурс, который сразу полюбился детям и стал традиционным. В нём участвуют ученики 1 - 6-х классов. Под музыку исполняется композиция из спортивно – танцевальных упражнений. Жюри оценивает внешний вид, участие всех учеников класса, выразительное, одновременное исполнение спортивно- музыкальной композиции. (Рисунок 3) Рисунок 3 Когда перед педагогическим коллективом школы встал вопрос: «Как объединить детей, привлечь их к проведению мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни?», было решено создать агитбригаду «За здоровый образ жизни». В её состав вошли все желающие ученики 4 – 11-х классов. Руководителем коллектива был разработан ряд мероприятий, целью которых стала пропаганда и формирование здорового образа жизни. Программа деятельности предусматривала цикл выступлений, посвященных профилактике и искоренению вредных привычек, пропаганде спорта, интересного досуга. После проведения мероприятий было необходимо выявить эффективность проделанной работы. Учащимся школы был задан один вопрос: «Хотел бы ты вести здоровый образ жизни?» и три варианта ответов «да, нет, все равно». Мы увидели, что тенденция в потребности здорового образа жизни намечается уже с первого класса. Вместе с тем, тревожит та часть детского коллектива, которая выбрала ответы «нет» и «всё равно» (Приложение 3). Это ещё раз доказало необходимость создания программы, направленной на пропаганду и формирование здорового образа жизни. В 2007 – 2008 учебном году был проведён общешкольный праздник, посвящённый Международному дню Школьного молока. Интерес был вызван уже тем, что подобное мероприятие проводилось впервые. Учащимися были подготовлены и проведены интересные Молочные гостиные, весело и увлекательно прошел смотр агитбригад «Пейте, дети, молоко!», состоялся конкурс рисунков и газет. В программе «Крепыш» особое внимание уделяется проведению «Дней здоровья». Основная ответственность в их проведения возлагается на учителей физкультуры, Совет физкультуры и спорта, агитбригаду «Здоровый образ жизни», Экологический театр. Также организационную помощь оказывают классные руководители, Совет отцов. «Дни здоровья» представляют собой большие мероприятия: это показательные выступления спортивных секций, представление экологического театра, выступление агитбригады. Но основная часть праздника – спортивные соревнования. Завершается День здоровья подведением итогов, вручением Почётных грамот и Благодарственных писем. Результаты проведённого анкетирования показали, что проведение подобных мероприятий, в которых участвуют ученики, учителя, родители, оказывает на них положительное влияние: они готовятся к этому дню, ждут его, невольно активизируя в памяти полученную ранее информацию о здоровом образе жизни. Вся спортивно - массовая работа школы состоит в том, чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни. В перспективе планируется продолжать работу в проведении спортивно-массовых мероприятий в виде игр, соревнований, спортивных состязаний, для чего активнее привлекать родителей учащихся. В программе предусмотрены курсы «Профилактика вредных привычек», «Правила дорожного движения», «Школа экологической грамотности», которые предусматривают такие виды работ как экскурсии, беседы, классные часы, творческие работы. Экологическое направление работы играет важную роль в пропаганде и формировании потребности в здоровом образе жизни, в воспитании экологически грамотной личности. С этой целью в школе проводятся тематические недели, зеленые десанты, ведутся кружки «Мир, в котором я живу», «Цветоводство». (Приложение 4) Эстетика играет немаловажную роль в формировании здорового образа жизни. Как известно – чистота залог здоровья. Направление предусматривает формирование экологической чистоты и красоты и соответственно направлено на формирование здорового образа жизни. Актеры «Экологического театра» готовят выступления, раскрывающие проблемы экологии и пути их решения. Для профилактики дорожно–транспортных происшествий с участием детей разработана программа «Правила дорожного движения». (Приложение 5). На её занятиях учащиеся изучают права и обязанности водителей и пешеходов, знакомятся с правилами дорожного движения, узнают о статистике дорожно-транспортных происшествий в Белгородской области. В школе действует отряд Юных инспекторов движения, который занимается пропагандистской деятельностью по соблюдению правил дорожного движения пешеходами и водителями. Его члены осуществляют рейды к наиболее опасным местам проезжей части в районе школы, сотрудничают с работниками ГИБДД и других правоохранительных органов, проводят конференции, беседы, рейды, режимные линейки, выпускают газету «Перекрёсток», участвуют в городских соревнования «Безопасное колесо». (Рисунок 4) Рисунок 4 Так, после проведения нескольких рейдов, целью которых было выяснить соблюдение учащимися и родителями правил дорожного движения по пути в школу, была выпущена фотогазета «Жизнь детей в руках родителей». Это привело к положительным результатам: количество нарушителей резко уменьшилось. Организация досуга учащихся играет большую роль в пропаганде и формировании здорового образа жизни. Коллективом педагогов и учащихся МОУ-СОШ № 35 был разработан ряд внеклассных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Для изучения потребностей и интересов своих сверстников был создан Комитет здоровья, в состав которого вошли представители школьного самоуправления, члены агитбригады, Совета физкультуры и спорта, отряда ЮИД и другие учащиеся- активисты. Созданный Комитет здоровья разрабатывает планы проведения спортивно- массовых и развлекательных мероприятий (соревнований, дискотек, акций), проходящих под девизом «За здоровый образ жизни». Это способствует организации досуга подростков, отвлечению их от употребления спиртных напитков и курения, а так же пропаганде здорового образа жизни. Реализуя программу «Крепыш», педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, экологические и природоохранные организации, медицинские учреждения, правоохранительные органы. (Приложение 6) xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai "ЗОЖ" - Здоровый образ жизни в школеЗдоровый образ жизни (ЗОЖ) Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины. Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека. В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ. Понятие здорового образа жизни, или что это такое? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний. Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний. Владеть способностью вести здоровый образ жизни – это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу. Зачем вести здоровую жизнь? У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни. Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:
Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества. Как этому научиться
Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно. Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила, которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно бытьцеленаправленным и системным. Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой конкретную цель. Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину. Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний. Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека. kopilkaurokov.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |