НОВОСТИ |
Разработка комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дня. Гимнастика до занятийГимнастика до учебных занятий
Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов обще развивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-20 минут. Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе. Гимнастика выполняется в повседневной одежде. Верхние пуговицы у рубашек и платьев - расстегнуты. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками. Физорги классов (групп), физкультурные активисты обязаны хорошо знать соответствующие комплексы (в порядке домашнего задания они разучиваются заранее). Во время проведения гимнастики они находятся перед своими классами (группами), напоминая упражнения, демонстрируя правильность их выполнения. Учитель следит за осанкой учащихся. Для учащихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа учащихся старших классов, у которых первый урок физическая культура. Приводим примерные комплексы упражнений гимнастики до занятий и утренней гигиенической гимнастики: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Комплекс 1.
Разработка комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дняАвторская разработка комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дня, учителя физической культуры СШ им. Сайлау Серикова, г.Есиль Владимира Вячеславовича Мушкетова Гимнастика до учебных занятий и в режиме школьного дня — важная составная часть физкультурно-оздоровительной работы. Ее цель —организованно начать и результативно закончить учебный день, снизив до минимума негативные последствия гиподинамии. проявляющиеся с середины учебного дня. Кроме этого, такая гимнастика содействует формированию у учащихся привычки к систематическим физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач: улучшение настроения и самочувствия, активизация обменных процессов, стимуляция и укрепление мышечной системы, повышение работоспособности учащихся на уроках. Организация гимнастики на открытом воздухе, наиболее предпочтительна, так, как происходит закаливание организма и увеличение его сопротивляемости к простудным заболеваниям. Гимнастика до занятий дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику, проводимую дома. Основа гимнастики до занятий — это комплекс физических упражнений, воздействующих на различные группы мышц. Комплекс состоит из 5—7 упражнений. Разрабатывая комплексы я исходил из следующих медицинских рекомендаций: упражнения на мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса, нижних конечностей, а также подскоки. Двигательные действия надо начинать и заканчивать ходьбой на месте. Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляется учителем физической культуры(разработка комплексов, инструктаж физоргов, подготовка общественных инструкторов). Учителя общеобразовательных предметов инициируют проведение "физкультминуток" в том классе, с которым занимаются после 3его урока (по необходимости). Для того чтобы такая мобилизующая гимнастика проходила наиболее организованно и эффективно, учителю физической культуры необходимо всемерно привлекать к ее проведению физкультурный актив — иметь в каждом классе, начиная с V, кроме физорга одного - двух помощников, подготовленных им для показа и правильного исполнения упражнений очередного комплекса. Хорошо подготовленным помощникам можно доверять и проведение гимнастики. Общественным инструкторам из числа учащихся старших классов следует поручать проведение гимнастики в I — IV классах. Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физической культуры. Их смену следует осуществлять не реже одного раза в месяц, лучше через каждые две недели. Если школа радиофицирована, гимнастику можно сопровождать ритмичной мелодией. Для организации гимнастики целесообразно учащихся объединять по группам классов I— IV, V—VII, VIII— IX, X—XI. Вместе с тем в зависимости от условий и по усмотрению администрации школы, педагогов она может проводиться с каждым классом отдельно, Проводить гимнастику, как уже было сказано, желательно на открытом воздухе, а в плохую погоду (дождь, холод) — в проветренных коридорах, рекреациях, физкультминутки - естественно, в проветриваемом классе. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6—7 мин., а с младшими классами — не более 5—6 мин. Построение классов для гимнастики выполняется по условиям в которых находятся ученики: в классных комнатах по проходам и на открытых местах; в более свободных условиях: колоннами по 3, 4, 6, в шеренгу, круг и т. д. При любом построении девочки становятся в задние ряды. Зарядка выполняется в повседневной одежде и обуви, поэтому в комплексы включают только упражнения в положении стоя.. Интервал и дистанция между учащимися вытянутые руки (как минимум) - чтобы не мешать соседу. По возможности - девочек строят отдельно от мальчиков, настоятельно рекомендуется всему присутствующему руководству выполнять упражнения вместе с классом. Когда комплекс упражнений разучен, ведущий подает основные команды, объявляет упражнения и ведет подсчет. При музыкальном сопровождении (только музыка) также подаются основные команды и объявляется упражнение, подсчет вести не обязательно. Если гимнастика проводится на открытой площадке с рядом групп классов, то уход их после окончания упражнений должен быть организованным и быстрым. Для этого организаторы называют последовательно классы, учащиеся которых попарно входят в здание школы. Для большей заинтересованности учеников гимнастикой следует "предложить" "соревнование" классов на лучшее ее проведение. Для этого целесообразно привлечь физкульт. актив (физоргов и т.п.) для оценки правильности выполнения упражнений, дисциплины, активности и т. д. в каждом из классов. Подводить итоги лучше за неделю, а затем освещать их в уголке ЗОЖ. Для наибольшей результативности комплексов гимнастики. я включал в них наиболее элементарные упражнения, не требующие особой координации и силовой нагрузки. Ниже даются примерные комплексы упражнений для разных групп классов. Один комплекс состоит из 6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения, входящего в данный комплекс,— по усмотрению учителя (рекомендую от 6 до 8 раз). I — IV классы Комплекс 1.
Комплекс 2.
Комплекс 3.
V—VII классы Комплекс 1.
Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями рук вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс. Комплекс 2.
Комплекс 3.
VIII—IX классы Комплекс 1.
Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с различными движениями (круги внутрь, наружу, вперед, назад; дуги внутрь, наружу и т. д.). Комплекс 2.
Комплекс 3.
X—XI классы Комплекс 1.
Комплекс 2.
Комплекс 3.
Следующая подборка из девяти комплексов упражнений разработана мною для большего разнообразия в выборе. Эти комплексы больше подходят для младших школьников. Комплексы физических упражнений для проведения утренней зарядки Примечания: "И.П." - исходное положение; "О.С." - основная стойка: прямо, пятки вместе, носки врозь, руки по швам, грудь вперёд, смотреть прямо; "Ф.С." - физкультурная стойка: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Где не указано иное, упражнения выполняются на четыре счёта и из О.С. Iый комплекс
IIой комплекс
IIIий комплекс
IVый комплекс
Vый комплекс
VIой комплекс
VIIой комплекс
VIIIой комплекс
IXый комплекс
Разработал к внедрению учитель физической культуры СШ им. Сайлау Серикова, г.Есиль - Мушкетов Владимир Вячеславович infourok.ru Комплекс гимнастики до начала учебных занятий с применением ИКТРазделы: Спорт в школе и здоровье детей Гимнастика до начала учебных занятий является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель: - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействуя на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется “вхождение” организма школьников в учебный процесс. - воспитать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, формировать навыков правильного их выполнения [1]. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня, а спокойное и ритмичное музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение у школьников и педагогов, что, согласитесь, немаловажно. В практике нашего лицея № 1560 гимнастика до занятий представляет собой ежедневное проведение в 8.20 комплекса из 8-10 общеразвивающих упражнений продолжительностью 6-7 минут. Гимнастика озвучена через радиосеть лицея, проводится с учащимися 5-11 классов в хорошо проветренных классах. Музыкальное сопровождение выполнено с помощью компьютерных технологий. Широко используются песни и марши спортивной тематики, современная обработка классических произведений и т.п. Предлагаю Вашему вниманию одну из нескольких версий гимнастики. Звуковой файл -7 мин.27 сек. прилагается (Приложение № 1). Комплекс гимнастики до учебных занятий. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (30 сек.). Упр. 2. И.п.- стойка ноги врозь, кисти в “замок” перед грудью. На 8 счетов круговые вращения кистями в одну и другую стороны. Упр. 3. И.п. – то же. 1- руки вперед ладонями наружу (вдох), 2 - и.п., 3 – руки вверх ладонями наружу, встать на носки, потянуться (выдох), 4 – и.п. (4-6 раз). Упр. 4. И.п. – стойка ноги врозь, правая к плечу, левая в сторону ладонь вверх (кисть “натянута”). 1 - с поворотом головы вправо сменить положение рук; 2- тоже в другую сторону; ( 4-6 повторений). Упр. 5 . Дыхательное упражнение по методике А.Н. Стрельниковой. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, 1- короткий, шумный вдох носом одновременно со сведением локтей вперед; 2 – и.п. одновременно с коротким, активным выдохом через рот. (6 повтор.). Упр. 6. И.п.- стойка ноги врозь, правая на затылок, левая на пояс. 1 – с поворотом вправо поменять положение рук; 2 – то же в другую сторону (8 повторений). Упр. 7. И.п. – о. с.; 1 – правая назад на носок, руки вверх ладони вперед, прогнуться, посмотреть вверх, 2 – и.п.; 3 – то же другой ногой; 4 – и.п. (4 повтор.) Упр. 8. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной в “ замок”; 1-2 – пружинистые наклоны вправо; 3-4 – то же в другую сторону. Поменять положение рук (8 повтор.) Упр. 9. И.п. – основная стойка. 1-2-3 - пружинистые полуприседы, руки вперед; 4 – и.п.(4-6 повторений). Упр. 10. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2-3-4 - перекаты с пятки на носок. (4-6 повторений). Используемая литература: 1. “Двигательный режим в образовательном учреждении”. Издание 2. ЦАО Департамента образования г. Москвы, к.п.н. Николаичева И.М.; к.п.н. Карасик А.Л.; Фищенко А.В.; Механюк Л.В.; Сазонова Л.А. Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Примерные комплексы гимнастики до занятий.Примерные комплексы гимнастики до занятий 1. Для учащихся I—II классов Комплекс 1. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. Исходное положение (и. п.) — основная стойка (о. с). 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.). Упр. 4. «Петрушка». И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены, 2 — и. п. (6— 8 повт.). При четвертом повторении — руки вверх-наружу, при 5—6-м — руки вперед. Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание (I—2 — вдох, 3—4 — выдох). Упр. 6. И. п.— о. с. 1 — руки через стороны вверх, 2 — руки в стороны, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (4—6 повт.). Комплекс 2. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— руки перед грудью. 1—2 — рывки согнутыми руками назад, 3—4 — рывки прямыми руками назад с поворотом туловища вправо, 5—8 — то же с поворотом влево (4—6 повт.). Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола, 2 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. И. п.— о. с. 1 — правая рука вперед, 2 — то же левой, 3 — правая рука вверх, 4 — то же левой, 5 —правая рука в сторону, 6 — то же левой, 7 — правая рука вниз, 8 — то же левой (4—6 повт.). Комплекс 3. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2, «Гиревики». И. п.— о. с. 1 — с усилием правую руку к плечу, пальцы сжать в кулак, 2— то же левой, 3 — с усилием правую руку вверх, 4 — то же левой, 5 — правую руку к плечу, 6 — то же левой, 7— правую руку вниз, 8 — то же левой (4— 6 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1—наклон влево, 2 — и. п., 3 — наклон вперед, 4 —и. п., 5 — наклон вправо, 6 — и. п., 7 — наклон назад, 8 — и. и. (4—6 повт.). Упр. 4. И. п.— о. с. 1—выпад правой вперед, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку, (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте сохранять ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 4. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. «Косари». И. п.— стойка ноги врозь, руки как бы держат косу. Поворот туловища, имитирующий движение косаря. 1 — взмах косой, 2— «скашивание травы» (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.—о. с. 1 — выпад правой вперед, руки на пояс, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— о. с. 1—руки в стороны, 2—3 — два пружинящих наклона вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п. (6— 8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. И. п.— о. с. 1—шаг левой вперед, руки вверх, 2 — шаг правой вперед, руки на пояс, 3 — шаг левой назад, руки в стороны, 4 — шаг правой назад, руки вниз (4—6 повт.). Комплекс 5. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. «Ванька-встанька». И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — наклон влево (6—8 повт.). Упр. 3. «Штангисты». И. п.— стойка ноги врозь. 1—согнуть руки вперед, локти вниз, пальцы сжать в кулаки, 2 — руки вверх, 3 — руки к плечам, локти вниз, 4 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 4. «Пружина». И. п.— о. с. 1—3 — приседания, 4— прыжок вверх, руки вверх (4—6 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 6. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 3. «Дровосек». И. п.— стойка ноги врозь, руки в «замок». 1—наклон вперед («колка дров»), 2 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— о. с. 1 — присед, руки вперед, 2 — и. п., 3 — присед, руки в стороны, 4 — и. п., 5 — присед, руки вверх, б— и. п., 7 — присед, руки вперед, 8 — и. и. (4—6 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 7. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— о. с. 1—2 — шаг правой вправо, подняться на носки, прогнуться, 3—4 — и. п., 5—8 — то же в другую сторону (4—6 повт.). Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, левую руку вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево со сменой положения рук (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, подняться на носки, руки через стороны вверх, 2 — и. п. (8—10 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). 2. Для учащихся III—IV классов Комплекс 1. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку и высоко поднимая согнутую ногу (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— о. с. 1—руки к плечам, локти в стороны, лопатки свести, 2 — и. п. (8—10 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — наклон вправо, согнуть левую руку и коснуться подмышечной впадины, 2 — и. п., 3—4— то же влево (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вверх, правую вперед на пятку, 2— и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 2. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— руки на пояс. I—2 — выпад вправо, руки через стороны вверх, хлопок над головой, 3—4 — и. п., 5—8 — то же влево (4—6 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь руки на пояс. 1 — наклон вперед, руки в стороны, 2 — и. п., 3 — правая рука вверх, наклон влево, 4 — и. п., 5 — левая рука вверх, наклон вправо, 6 — и. п., 7 — наклон вперед, руки в стороны, 8 — и. п. (4—6 повт.). Упр. 4. И. п.— руки за голову. 1 — поднять правую, согнутую в колене и прижать ее руками к груди, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов): 8 шагов — на всей стопе, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. И. п.— руки за голову. 1 — правую руку в сторону, 2 — левую руку в сторону, 3 — правую руку вперед, 4 — левую руку вперед, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — правую руку за голову, 8 — и. п. (2—4 повт.). Комплекс 3. По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— руки в стороны. 1—руки за голову, 2 — руки вверх, 3 — руки за голову, 4 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. Круговые движения туловища: 1—4 — в правую сторону, 5—8 — в левую (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4— 6 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 4. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— о. с. 1—2— руки через стороны вверх, подняться на носки, 3—4 — и. п. (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки за голову. 1—поворот туловища вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повг.). Упр. 4. И. п.— о. с. 1 — выпад правой, руки на пояс, 2—3— пружинящие покачивания, 4 — и. п., 5—8 — то же левой (4— 6 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). Комплекс 5. По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, 2 — то же влево (8—10 повт.). Упр. 3. И. п.— о. с. 1—шаг правой в сторону, 2—3 — наклон вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п., 5—8 — то же шагом левой (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— руки на пояс. 1 — присед, руки в стороны, 2— и. п. (10—12 повт.). При повторениях менять положение рук: вперед, вверх, в стороны. Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. И. п.— о. с. 1—правую руку к плечу, 2 — левую руку к плечу, 3 — правую руку вверх, 4 — левую руку вверх, 5—8 — хлопки над головой, 9 — левую руку к плечу, 10 — правую руку к плечу, 11—левую руку вниз, 12 — правую руку вниз (2— 3 повт.). Комплекс 6. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1—выпад правой в сторону, руки вперед, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4—6 повт.). Упр. 4. И. п.— о. с. 1—упор присев, 2 — наклон вперед, не отрывая рук от пола, 3 — упор присев, 4—и. п. (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов —на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. И. п.— руки к плечам. 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.). Комплекс 7. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—7 секунд. Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Упр. 2. И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.). Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, 2 — и. п., 3—4 — то же с поворотом влево (6—8 повт.). Упр. 4. И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — полуприсед на правой, левая прямая, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же на левой (6—8 повт.). Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание. Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.). multiurok.ru План: Гимнастика до учебных занятий Физкультурные минутки и физкультурные паузыЛЕКЦИЯ № 2 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение: содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Гимнастика до начала учебных занятий Имеет большое воспитательное, гигиеническое и оздоровительное значение, является содержанием режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку. Решает следующие специфические задачи:
Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учителя. План по организации и проведению утренней гимнастики разрабатывается перед началом нового учебного года учителем физкультуры. Он обсуждается педагогическим коллективом, согласовывается с врачом школы и утверждается директором. При составлении плана необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10-15 минутам. В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1-4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 градусов по Цельсию - без ветра). Следует заранее предупредить родителей, рассказав им о значении и роли мероприятия и попросив отправлять детей в школу за 15-20 мин до начала уроков. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Для проведения гимнастики учащихся можно объединить по группам классов: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11. Однако в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы занятия могут проводиться с каждым классом отдельно. Занятия в 1-4 классах проводят учителя. В 5-11 классах гимнастику проводят организаторы (2-3 ученика от каждого класса) под наблюдением учителя, ведущего первый урок. Инструктаж преподавателей и отдельно инструкторов проводит учитель физической культуры. Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15-20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: отрывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений. Для музыкального сопровождения занятий подбирается спокойная ритмичная музыка. Построение школьников для занятий произвольное - в круг, в шеренгу, в колонну по три и т. д. При построении в колонну девочки становятся в задние ряды. Упражнения выполняются в школьной форме без пиджаков. Учащиеся становятся на таких дистанциях и с такими интервалами, чтобы не мешать друг другу. Чтобы упражнения, составляющие комплексы гимнастики, соответствовали возрастным особенностям и возможностям школьников, их подбор должен проводиться с учетом уже усвоенных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. Комплексы упражнений разучиваются во время подготовительной части первых 2-3 уроков физической культуры и составляются отдельно для 1-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов. В комплекс гимнастики включают 6-8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций: а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений; б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы; в) выполняться точно и согласованно; г) исключать возможности испачкать костюм и руки.
Темп выполнения, как правило, медленный и средний, в подскоках - быстрый. Нагрузка должна постепенно нарастать к середине комплекса, а затем снижаться. Дыхание обучаемых должно быть равномерным, при наклонах туловища они делают выдох, при выпрямлении - вдох. Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого. Комплексы упражнений должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения должны соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. Гимнастика до начала занятий будет эффективна лишь в том случае, если обучающиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней ответственно. Для повышения интереса со стороны учащихся к этому виду занятий можно применять форму соревнования между классами. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допущены с разрешения врача к выполнению упражнений при условии умеренной дозировки нагрузки. Гимнастику следует проводить не только утром, но и перед началом занятий второй смены. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самостоятельная работа: Составить комплексы гимнастики до занятий для 1-4, 5-8, 9-11 классов. ЛЕКЦИЯ № 3 Физкультурные минутки и физкультурные паузы Цель этих форм - вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное напряжение и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный настрой учащихся. Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда заметно утомление учеников и появляется задача поднятия работоспособности. Физкультминутка длится 1-3 мин. Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упражнение, сопровождая показ объяснением. После этого он предлагает делать его всем учащимся класса. Упражнение выполняется 3-4 раза в 1-2 классах и 5-6 раз в 3-4 классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения. Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения проводит учитель-предметник, обязательно при открытых дежурным учеником форточках. Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4-6 раз. Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. Упражнения могут выполняться сидя или стоя, амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа. Необходимо включать упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» грудной клетки и т. п. Они к тому же являются профилактическими от возможных искривлений позвоночника. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием коленей. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением.
Упражнения в 1-4 классах проводит учитель, а в 5-9 классах - физкультурный организатор класса либо наиболее подготовленный ученик, которые хорошо знают комплекс и умеют его показывать. Учитель, как уже отмечалось, должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Очень важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причем заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2-3 недели. Физкультпаузы должны проводиться с учащимися и во время продленного дня, и дома. Они проводятся в течение 10-15 мин через каждые 35-45 мин учебной работы. Кроме общеразвивающих упражнений, в паузы включаются бег на месте, прыжки, подвижные игры. Физкультпаузы могут проводиться самостоятельно небольшими группами или индивидуально в зависимости от обстоятельств в зале, на площадке, в домашних условиях. Во время физкультпауз, как правило, выполняют домашнее задание по физической культуре. Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:
Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учащихся более благоприятное воздействие, если проводятся под музыку.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СТИХАХ: Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе) Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх – вдох) В два на кухне крал сосиски. (Наклоны вправо - влево) В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на пояс) Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево - вправо) В пять по коврику катался. (Повороты влево – вправо) В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди - сзади) В восемь хитро щурил глазки. (Приседания) В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте) ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗПАУЗЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Комплекс 1 - стоя около парты 1. И.п. – стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – И.п. 2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – И.п. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – И.п. 3–4 - то же влево. 4. И.п. – стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – то же влево; 4 – И.п. 5. И.п. стойка, руки перед грудью. 1–4 – круговое движение кистями рук вперёд; 5–8 – то же назад. refdb.ru 1.2.Требования к проведению гимнастики до учебных занятийИмеет большое воспитательное, гигиеническое и оздоровительное значение, является содержанием режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку. Решает следующие специфические задачи:
Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учителя. План по организации и проведению утренней гимнастики разрабатывается перед началом нового учебного года учителем физкультуры. Он обсуждается педагогическим коллективом, согласовывается с врачом школы и утверждается директором. При составлении плана необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10-15 минутам. В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1-4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 градусов по Цельсию - без ветра). Следует заранее предупредить родителей, рассказав им о значении и роли мероприятия и попросив отправлять детей в школу за 15-20 мин до начала уроков. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Для проведения гимнастики учащихся можно объединить по группам классов: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11. Однако в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы занятия могут проводиться с каждым классом отдельно. Занятия в 1-4 классах проводят учителя. В 5-11 классах гимнастику проводят организаторы (2-3 ученика от каждого класса) под наблюдением учителя, ведущего первый урок. Инструктаж преподавателей и отдельно инструкторов проводит учитель физической культуры. Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15-20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: отрывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений. Для музыкального сопровождения занятий подбирается спокойная ритмичная музыка. Построение школьников для занятий произвольное - в круг, в шеренгу, в колонну по три и т. д. При построении в колонну девочки становятся в задние ряды. Упражнения выполняются в школьной форме без пиджаков. Учащиеся становятся на таких дистанциях и с такими интервалами, чтобы не мешать друг другу. Чтобы упражнения, составляющие комплексы гимнастики, соответствовали возрастным особенностям и возможностям школьников, их подбор должен проводиться с учетом уже усвоенных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. Комплексы упражнений разучиваются во время подготовительной части первых 2-3 уроков физической культуры и составляются отдельно для 1-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов. В комплекс гимнастики включают 6-8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций: а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений; б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы; в) выполняться точно и согласованно; г) исключать возможности испачкать костюм и руки (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1 рис.2). Темп выполнения, как правило, медленный и средний, в подскоках - быстрый. Нагрузка должна постепенно нарастать к середине комплекса, а затем снижаться. Дыхание обучаемых должно быть равномерным, при наклонах туловища они делают выдох, при выпрямлении - вдох. Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого. Комплексы упражнений должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения должны соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается. Следует помнить, что гимнастика до начала занятий будет эффективна лишь в том случае, если обучающиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней ответственно. Для повышения интереса со стороны учащихся к этому виду занятий можно применять форму соревнования между классами. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допущены с разрешения врача к выполнению упражнений при условии умеренной дозировки нагрузки. Гимнастику следует проводить не только утром, но и перед началом занятий второй смены. studfiles.net Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастикаГимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из 6-8 обще развивающих упражнений, выполняемых в такой последовательности:
Комплексы упражнений необходимо менять не реже одного раза в течение 1-2 недель или последовательно заменять по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром ("зеркальное" выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др. Разучивание упражнений целесообразно проводить в процессе уроков физической культуры. Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов обще развивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-20 минут. Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе. Гимнастика выполняется в повседневной одежде. Верхние пуговицы у рубашек и платьев - расстегнуты. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками. Физорги классов (групп), физкультурные активисты обязаны хорошо знать соответствующие комплексы (в порядке домашнего задания они разучиваются заранее). Во время проведения гимнастики они находятся перед своими классами (группами), напоминая упражнения, демонстрируя правильность их выполнения. Учитель следит за осанкой учащихся. Для учащихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа учащихся старших классов, у которых первый урок физическая культура. Приводим примерные комплексы упражнений гимнастики до занятий и утренней гигиенической гимнастика. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Комплекс 1
Комплекс 2
Литература Физическая культура: 1 – 4 классы общеобразоват. Учреждений. В. И Лях. – 9 – е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 190 с. infourok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |