Разработка комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дня. Гимнастика до занятий


Гимнастика до учебных занятий

скачать Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из 6-8 обще развивающих упражнений, выполняемых в такой последовательности:
  • упражнения для осанки;
  • для мышц плечевого пояса и рук;
  • мышц туловища;
  • мышц ног;
  • упражнения на дыхание и внимание.
Комплексы упражнений необходимо менять не реже одного раза в течение 1-2 недель или последовательно заменять по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром ("зеркальное" выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др. Разучивание упражнений целесообразно проводить в процессе уроков физической культуры.

Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов обще развивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-20 минут.

Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе. Гимнастика выполняется в повседневной одежде. Верхние пуговицы у рубашек и платьев - расстегнуты. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками.

Физорги классов (групп), физкультурные активисты обязаны хорошо знать соответствующие комплексы (в порядке домашнего задания они разучиваются заранее). Во время проведения гимнастики они находятся перед своими классами (группами), напоминая упражнения, демонстрируя правильность их выполнения. Учитель следит за осанкой учащихся.

Для учащихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа учащихся старших классов, у которых первый урок физическая культура.

Приводим примерные комплексы упражнений гимнастики до занятий и утренней гигиенической гимнастики:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Комплекс 1.

  1. "Летающая птица". И.п.о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять левую ногу, высоко поднимая колено; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая правую ногу.
  2. "Натяни лук". И.п.о.с. – 1- вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;
  3. "Ветряная мельница". И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.
  4. "Пружина". И.п.о.с. – 1-2-3 - медленно присесть; 4 - быстро вернуться в и.п.
  5. "Цирковая лошадка". И.п.о.с. – руки согнуты в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей с касанием ладоней рук.
  6. "Подпрыгни выше" – подскоки на месте выпрямившись.
  7. Ходьба на месте.
  8. "Будь внимателен". Выполнение команды, если перед ней сказано слово "класс".
Комплекс 2.
  1. И.п.о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.
  2. И.п.о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.
  3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.
  4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок в ладони над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.
  5. И.п.о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
  6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд (нанести удар), 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 8-10 раз обеими руками в среднем темпе. Наносить удар в одну представляемую точку. Дыхание произвольное.
  7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - наклон вперёд, руки как можно больше вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.
  8. И.п.о.с. – 1 - прыжок на обеих ногах, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп (15-20 сек.)
скачать

nenuda.ru

Разработка комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дня

Авторская разработка

комплексов гимнастики до учебных занятий и в режиме школьного дня, учителя физической культуры СШ им. Сайлау Серикова, г.Есиль

Владимира Вячеславовича Мушкетова

Гимнастика до учебных занятий и в режиме школьного дня — важная составная часть физкультурно-оздоровительной работы. Ее цель —организованно начать и результативно закончить учебный день, снизив до минимума негативные последствия гиподинамии. проявляющиеся с середины учебного дня. Кроме этого, такая гимнастика содействует формированию у учащихся привычки к систематическим физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач: улучшение настроения и самочувствия, активизация обменных процессов, стимуляция и укрепление мышечной системы, повышение работоспособности учащихся на уроках.

Организация гимнастики на открытом воздухе, наиболее предпочтительна, так, как происходит закаливание организма и увеличение его сопротивляемости к простудным заболеваниям. Гимнастика до занятий дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику, проводимую дома.

Основа гимнастики до занятий — это комплекс физических упражнений, воздействующих на различные группы мышц. Комплекс состоит из 5—7 упражнений. Разрабатывая комплексы я исходил из следующих медицинских рекомендаций: упражнения на мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса, нижних конечностей, а также подскоки. Двигательные действия надо начинать и заканчивать ходьбой на месте.

Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляется учителем физической культуры(разработка комплексов, инструктаж физоргов, подготовка общественных инструкторов). Учителя общеобразовательных предметов инициируют проведение "физкультминуток" в том классе, с которым занимаются после 3его урока (по необходимости).

Для того чтобы такая мобилизующая гимнастика проходила наиболее организованно и эффективно, учителю физической культуры необходимо всемерно привлекать к ее проведению физкультурный актив — иметь в каждом классе, начиная с V, кроме физорга одного - двух помощников, подготовленных им для показа и правильного исполнения упражнений очередного комплекса. Хорошо подготовленным помощникам можно доверять и проведение гимнастики. Общественным инструкторам из числа учащихся старших классов следует поручать проведение гимнастики в I — IV классах.

Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физической культуры. Их смену следует осуществлять не реже одного раза в месяц, лучше через каждые две недели. Если школа радиофицирована, гимнастику можно сопровождать ритмичной мелодией.

Для организации гимнастики целесообразно учащихся объединять по группам классов I— IV, V—VII, VIII— IX, X—XI. Вместе с тем в зависимости от условий и по усмотрению администрации школы, педагогов она может проводиться с каждым классом отдельно,

Проводить гимнастику, как уже было сказано, желательно на открытом воздухе, а в плохую погоду (дождь, холод) — в проветренных коридорах, рекреациях, физкультминутки - естественно, в проветриваемом классе. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6—7 мин., а с младшими классами — не более 5—6 мин.

Построение классов для гимнастики выполняется по условиям в которых находятся ученики: в классных комнатах по проходам и на открытых местах; в более свободных условиях: колоннами по 3, 4, 6, в шеренгу, круг и т. д. При любом построении девочки становятся в задние ряды. Зарядка выполняется в повседневной одежде и обуви, поэтому в комплексы включают только упражнения в положении стоя.. Интервал и дистанция между учащимися вытянутые руки (как минимум) - чтобы не мешать соседу. По возможности - девочек строят отдельно от мальчиков, настоятельно рекомендуется всему присутствующему руководству выполнять упражнения вместе с классом. Когда комплекс упражнений разучен, ведущий подает основные команды, объявляет упражнения и ведет подсчет. При музыкальном сопровождении (только музыка) также подаются основные команды и объявляется упражнение, подсчет вести не обязательно.

Если гимнастика проводится на открытой площадке с рядом групп классов, то уход их после окончания упражнений должен быть организованным и быстрым. Для этого организаторы называют последовательно классы, учащиеся которых попарно входят в здание школы.

Для большей заинтересованности учеников гимнастикой следует "предложить" "соревнование" классов на лучшее ее проведение. Для этого целесообразно привлечь физкульт. актив (физоргов и т.п.) для оценки правильности выполнения упражнений, дисциплины, активности и т. д. в каждом из классов. Подводить итоги лучше за неделю, а затем освещать их в уголке ЗОЖ.

Для наибольшей результативности комплексов гимнастики. я включал в них наиболее элементарные упражнения, не требующие особой координации и силовой нагрузки.

Ниже даются примерные комплексы упражнений для разных групп классов. Один комплекс состоит из 6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения, входящего в данный комплекс,— по усмотрению учителя (рекомендую от 6 до 8 раз).

I — IV классы

Комплекс 1.

  1. Ходьба на месте с широкими. свободными движениями рук.

  2. И. п.— стойка боксера (левая рука вперед, кисти сжаты в кулак), На 4 счета попеременное сгибание и разгибание рук.

  3. И. п.— основная стойка (о. с.). 1 — руки к плечам, правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же с другой ноги.

  4. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вперед; 2 — и. п.; 3 — прогиб назад, руки в стороны; 4 — и. п.

  5. И. п.— о. с. 1 — присед, руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же.

  6. И. п.— руки в стороны. 1 — прыжок ноги врозь, руки вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же.

Комплекс 2.

  1. Ходьба на месте с движениями рук вверх, в стороны, к плечам, к груди и т. д.

  2. И. п.— о. с. 1—2 — подняться на носки. руки вверх, потянуться; 3—4 — и. п.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  4. И. п.— руки на пояс. 1 — присед или полу-присед, руки в стороны; 2 — и. п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и. п.

  5. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, правую в сторону на носок, левую руку вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  6. И. п.— руки на пояс, прыжки на месте. 1 — ноги врозь; 2 — и. п.; 3 — правую вперед, правую назад; 4 — и. п.; 5—8 — то же, левую вперед.

Комплекс 3.

  1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедер.

  2. И. п.— о. с. 1 — руки на пояс; 2 — руки к плечам; 3 — руки вверх, потянуться; 4 — и. п.

  3. И. п.— руки за голову. 1—2 — поворот туловища вправо; 3—4 — то же в другую сторону.

  4. И. п.— руки к плечам. 1 — полу-присед, руки вперед; 2 — И. п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и. п.

  5. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон к правой; 2 — наклон вперед; 3 — наклон к левой; 4 — и. п.

  6. И. п.— руки на пояс. 1—3 — 3 прыжка на месте; 4 — прыжок с поворотом на 90°.

V—VII классы

Комплекс 1.

  1. И. п.— о. с. 1 — руки вперед; 2 — руки вверх, прогнуться; 3 — руки в стороны; 4 — и. п.

  2. И. п.— то же. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — то же назад.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — выпад правой вперед; 2—3 — два пружинящих покачивания в выпаде; 4 — и. п.; 5—8 — то же с другой ноги.

  4. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — руки через стороны вверх, наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  5. И. п.— руки за голову. 1 — полу-присед, руки вверх; 2 — и. п.; 3 — присед, руки в стороны; 4 — и. п.

  6. И. п.— руки на пояс. 1—4 — четыре прыжка на двух; 5—8 — четыре прыжка на левой; 9— 12 — четыре прыжка на правой.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями рук вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс.

Комплекс 2.

  1. Ходьба на месте с различными движениями рук.

  2. И. п.— о. с. 1 — руки вперед; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4— и. п.

  3. И. п.— руки за голову. 1—3 — три наклона вправо; 4 — и. п.; 5—8 — то же влево.

  4. И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон к правой; 2 — и. п.; 3 — наклон к левой; 4 — и. п.

  5. И. п.— руки за голову. 1 — прогиб назад; 2 — И. п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и. п.

  6. И. п.— руки на пояс. Прыжки на месте: 1— ноги врозь; 2 — правая скрестно перед левой; 3 — ноги врозь; 4 — левая скрестно перед правой.

Комплекс 3.

  1. Ходьба на месте с различными движениями рук.

  2. И. п.— о. с. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — круги руками назад.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо; 2— наклон влево; 3 — наклон назад; 4 — и. п.

  4. И. п.— руки за спиной «в замок». 1 — присед; 2 — И. п.

  5. И. п.— руки на пояс. 1 — выпад правой вперед, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же с другой ноги.

  6. И. п.— руки на пояс. 1 — прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 — и. п.; 3 — прыжок ноги врозь, руки в стороны; 4 — и. п.

VIII—IX классы

Комплекс 1.

  1. И. п.— руки в стороны. 1 — правую руку к плечу, левую в сторону; 2 — и. п.; 3 — левую руку к плечу, правую в сторону; 4 — и. п.

  2. И. п.— руки вверх. 1 — круги руками внутрь; 2 — наклон вправо; 3 — круги руками наружу; 4 — наклон влево.

  3. И. п.— о. с. 1 — присед руки в стороны; 2 — и. п.; 3 — присед руки вперед; 4 — и. п.

  4. И. п.— руки вверх. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  5. И. п.— руки за голову. 1 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 2 — выпрямиться, руки к плечам; 3 — наклон назад, руки вверх; 4 — и. п.

  6. И. п.— руки на пояс. 1—3 — три прыжка на двух; 4 — прыжок с поворотом на 180°.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с различными движениями (круги внутрь, наружу, вперед, назад; дуги внутрь, наружу и т. д.).

Комплекс 2.

  1. Ходьба на месте с различными движениями рук.

  2. И. п.— о. с. 1 — руки к плечам; 2 — руки вверх, подняться на носки; 3 — руки в стороны; 4 — и. п.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — присед, руки к плечам; 2 — и. п.; 3 — присед, руки в стороны; 4 — и. п.

  4. И. п.— руки перед грудью. 1— выпад вправо, руки в стороны; 2 —и.п. ; 3—4 — то же в другую сторону.

  5. И. п.— руки к плечам. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  6. И. п. — о. с. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе, руки вверх; 3 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 4 — прыжком в и. п.

Комплекс 3.

  1. Ходьба на месте с поворотами.

  2. И. п.— руки на пояс. 1 — руки перед грудью; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и. п.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — выпад вправо, правую руку в сторону; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  4. И. п.— руки за голову. 1 — наклон назад; 2 — и. п.; 3 присед, руки вперед; 4 — и. п.

  1. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  1. И. п.— о. с. На 4 счета прыжки на двух с разнонаправленными движениями рук.

X—XI классы

Комплекс 1.

  1. И. п.— о. с. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — круги руками назад.

  2. И. п.— правая рука к плечу, левая за голову. 1 — руки вверх; 2 — левую руку к плечу, правую за голову; 3—4 — то же со сменой положения рук.

  3. И. п.— о. с. 1 — полу-присед, левую руку в сторону, правую вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же со сменой положения рук.

  4. И. п.— о. с. 1 — руки за голову, правую назад на носок; 2 — и. п.; 3—4 — то же со сменой положения ног.

  5. И. п.— о. с. 1 — выпад вправо, руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  6. И. п.— руки на пояс. Прыжки на месте со сменой положений ног: 1 — правая вперед, левая назад; 2 — левая вперед, правая назад. И т. д.

Комплекс 2.

  1. И. п.— о. с. 1 — руки в стороны; 2 — и. п.; 3 — руки вверх, подняться на носки; 4 — и. п.

  2. И. п.— полу-присед, руки на коленях. 1 — наклон назад, руки вверх - наружу; 2 — руки на пояс; 3 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 — и. п.

  3. И. п.— стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — поворот вправо, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  4. И. п.— стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — наклон влево, руки вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  5. И. п.— о. с. 1 — выпад правой вперед, руки в стороны; 2 — присед или полу-присед, руки на коленях; 3 — выпад вправо, руки вверх; 4 — и. п.; 5—8 — то же в другую сторону.

  6. И. п.— руки на пояс. На 4 счета подскоки на правой с поворотом на 90е (на каждый счет). То же на левой в другую сторону.

Комплекс 3.

  1. И. п.— о. с. 1—2 — руки через стороны вверх, подняться на носки; 3—4 — то же вниз.

  2. И. п.—руки на пояс. 1—4 — круг туловищем вправо; 5—8 — то же влево.

  3. И. п.— руки на пояс. 1 — полу-присед на правой, левая вперед на носок, руки в стороны; 2 — и. п.; 3—4 — то же со сменой положения ног.

  4. И. п.— руки на пояс. 1 — присед или полу-присед, руки вперед; 2 — выпрямиться, правую назад на носок, руки в стороны; 3 — присед или полу-присед, руки вперед; 4 — и. п.; 5—8 — то же со сменой положения ног.

  5. И. п.— стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — наклон вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону.

  6. И. п.— руки на пояс.- Прыжки на месте: 1—4 — прыжок на правой; 5—8 — прыжок на левой.

Следующая подборка из девяти комплексов упражнений разработана мною для большего разнообразия в выборе. Эти комплексы больше подходят для младших школьников.

Комплексы физических упражнений для проведения утренней зарядки

Примечания: "И.П." - исходное положение; "О.С." - основная стойка: прямо, пятки вместе, носки врозь, руки по швам, грудь вперёд, смотреть прямо; "Ф.С." - физкультурная стойка: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Где не указано иное, упражнения выполняются на четыре счёта и из О.С.

Iый комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. "Ф.С." рывки руками от груди в стороны: на "раз - два" - согнутыми в локтях, перед собой, на "три - четыре" - с поворотом туловища влево, вправо. (локти удерживать на уровне плеч)

  3. Махи руками перед собой вверх – вниз назад до отказа.

  4. "Ф.С." Руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо.

  5. Подскоки: ноги вместе – врозь с одновременным махом руками через стороны вверх - вниз и хлопком по бёдрам – над головой «звёздочка».

  6. Махи ногами перед собой до касания носком разноимённой руки (на "раз" и "три" – мах, на "два" и "четыре" – О.С.)

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

IIой комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Круговые вращения руками вперёд – назад в плечевых суставах. (внимание на амплитуду)

  3. "Ф.С." разноимённые (встречные) круговые вращения руками вперёд – назад, в вертикальной плоскости в плечевых суставах (правая вниз, левая вверх и наоборот).

  4. "Ф.С."(вариант: ладони на затылке), вращение туловища по часовой – против часовой стрелки (на"раз" и "три" туловище наклонено вперёд/назад, на"два" и "четыре" туловище наклонено влево/вправо).

  5. Смена ног: вперёд – назад прыжком с одновременным махом руками вперёд – назад, как при ходьбе на лыжах.

  6. Руки в стороны. Махи ногами перед собой с хлопком под ногой, затем мах руками в стороны в и т.д.

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

IIIий комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Руки в стороны, вращение предплечьями в локтевых суставах: перед собой внутрь – наружу (одноимённо, разноимённо).

  3. Сомкнув руки за спиной одна сверху, другая снизу потянуть их друг на друга до лёгкого дискомфорта в плечевых суставах, задержаться в этом положении. Поменять положение рук – тоже. Выполняется четыре раза поочерёдно на каждое положение рук.

  4. "Ф.С.", наклониться вперёд, руки в стороны. Махи руками с поворотом туловища влево – вправо «мельница».

  5. По 20 прыжков на одной (другая в руке), затем на другой ноге с одновременным вращением вокруг вертикальной оси в одну – другую сторону.

  6. Поочерёдное сгибание ног в колене, помогая руками за голень, до касания лбом коленной чашечки(на "раз" и "три" – касание, на "два" и "четыре" – О.С.)

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

IVый комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Горизонтальные «ножницы» вытянутыми перед собой руками с постепенным уменьшением амплитуды и ускорением частоты махов. Произвольно.

  3. Маховые движения руками через стороны вверх – вниз (как крыльями) с постепенным ускорением частоты и уменьшением амплитуды махов и остановкой в положении: руки в стороны.

  4. Прыжки со сменой ног вперёд – назад и одновременными поворотами разно имённого плеча в сторону передней ноги до отказа, руки в замке перед собой.

  5. Бег на месте с захлёстом голени назад, вращаясь вокруг вертикальной оси (по 3 - 4 круга по часовой – против часовой стрелки).

  6. «Ёлочка» - движения ступнями в одну - другую сторону одна пяткой, другая носком попеременно. В начале на "четыре" счёта, затем на "три" и в конце на "два" (для смеха можно и на "раз").

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

Vый комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Вертикальные «ножницы» вытянутыми перед собой руками с постепенным увеличением темпа и частоты махов

  3. "Ф.С." «Большая восьмёрка» - руки друг относительно друга разведены в стороны. Вращательные движения руками над собой прогнувшись и далее - перед собой согнувшись ("раз", "два" – круг вверху, "три", "четыре" – внизу).

  4. "Ф.С." выгибания центральной части туловища (таз и плечи не двигаются), влево, вправо, вперёд, назад.

  5. Бег на месте с высоким подъёмом бедра, вращаясь вокруг вертикальной оси (по 3 - 4 круга по часовой – против часовой стрелки).

  6. Приседания (8 - 10 раз).

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

VIой комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. «Волны» руками от себя, к себе: а) руки в стороны, б) руки перед собой.

  3. Из "Ф.С." махи: руки в стороны – вниз, одновременно поворачивая туловище, в положении лицом назад руки в стороны – вниз и поворот в "И.П.". Тоже в другую сторону. Можно делать с полуприседом. Стопы всё время на своих местах.

  4. Из О.С. выбросы разноимённых руки и ноги в противоположные стороны последовательно с наклоном в сторону руки.

  5. О.С. + руки согнуты в локтях вместе перед собой, предплечья вверх. Подскок с шагом влево, одновременно разводя руки в стороны, подскок возвращаемся в О.С., одновременно сводя руки вместе, тоже в другую сторону.

  6. «Пружинка» - О.С. далее на "раз" - наклон руками на колени, "два" - присед, "три" - поднять вначале таз"четыре" разгибание - прогиб назад одновременно отводя назад поднятые вверх руки и одну ногу.

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

VIIой комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Статическое сжимание рук в ладонях перед собой, поворачивая ладони вверх – вниз.

  3. «Ласточка» - равновесие на одной ноге, другая параллельно полу сзади, руки в стороны, туловище прогнуто, смотреть вперёд.На левой, затем на правой.

  4. Ф.С. вращение тазом по часовой – против часовой стрелки.

  5. Подскоки: ноги врозь - руки в стороны, ноги скрестно – руки: одна впереди, другая сзади на встречу разноимённой ноге.

  6. Приседания на одной ноге. Мальчики – вторая нога вытянута вперёд "пистолетиком", девочки – второй ногой опираясь на голень опорной ноги изнутри, средний вариант: придерживая вторую ногу рукой.

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

VIIIой комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. Руки в стороны. Волна из одной в другую и обратно ("раз", "два" – одна рука, "три", "четыре" – вторая).

  3. Вращение головой по часовой – против часовой стрелки.

  4. «Жернова» - таз в одну, плечи в другую сторону.

  5. Подскоки обеими ногами одновременно: сначала с захлёстом голени назад (4 раза), затем с подъёмом бедра вперёд (4 раза).

  6. Вращение в голеностопном суставе в опорном положении, поочерёдно одной – другой ногой, по часовой – против часовой стрелки. Произвольно.

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

IXый комплекс

  1. Ходьба на месте строевым шагом.

  2. «Малая восьмёрка» - одновременное вращение кистями рук в лучезапястном суставе не скрещивая кисти.

  3. Волна по кольцу из рук сомкнутых в кистях.

  4. Волна по туловищу от плеч к тазу и обратно.

  5. Подскоки на одной ноге, другая на счёт "раз" - вперёд, "два" – в сторону, "три" - назад, "четыре" – в И.П.. На другой ноге тоже.

  6. Взять ногу сзади за голень, "выворачиваем" голень вперёд до лёгкого покалывания в коленном суставе, задержаться в этом положении. С другой ногой тоже. Произвольно.

  7. Потянуться за руками вверх – глубокий вдох диафрагмой, наклониться вперёд – полный выдох животом (3 – 4 раза).

Разработал к внедрению учитель физической культуры СШ им. Сайлау Серикова, г.Есиль - Мушкетов Владимир Вячеславович

infourok.ru

Комплекс гимнастики до начала учебных занятий с применением ИКТ

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Гимнастика до начала учебных занятий является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы.

Ее цель:

- оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействуя на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется “вхождение” организма школьников в учебный процесс.

- воспитать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, формировать навыков правильного их выполнения [1].

Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня, а спокойное и ритмичное музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создает хорошее настроение у школьников и педагогов, что, согласитесь, немаловажно.

В практике нашего лицея № 1560 гимнастика до занятий представляет собой ежедневное проведение в 8.20 комплекса из 8-10 общеразвивающих упражнений продолжительностью 6-7 минут. Гимнастика озвучена через радиосеть лицея, проводится с учащимися 5-11 классов в хорошо проветренных классах. Музыкальное сопровождение выполнено с помощью компьютерных технологий. Широко используются песни и марши спортивной тематики, современная обработка классических произведений и т.п. Предлагаю Вашему вниманию одну из нескольких версий гимнастики. Звуковой файл -7 мин.27 сек. прилагается (Приложение № 1).

Комплекс гимнастики до учебных занятий.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (30 сек.).

Упр. 2. И.п.- стойка ноги врозь, кисти в “замок” перед грудью. На 8 счетов круговые вращения кистями в одну и другую стороны.

Упр. 3. И.п. – то же.  1- руки вперед ладонями наружу (вдох), 2 - и.п., 3 – руки вверх ладонями наружу, встать на носки, потянуться (выдох), 4 – и.п. (4-6 раз).

Упр. 4. И.п. – стойка ноги врозь, правая к плечу, левая в сторону ладонь вверх (кисть “натянута”). 1 - с поворотом головы вправо сменить положение рук; 2- тоже в другую сторону; ( 4-6 повторений).

Упр. 5 . Дыхательное упражнение по методике А.Н. Стрельниковой. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, 1- короткий, шумный вдох носом одновременно со сведением локтей вперед; 2 – и.п. одновременно с коротким, активным выдохом через рот. (6 повтор.).

Упр. 6. И.п.- стойка ноги врозь, правая на затылок, левая на пояс. 1 – с поворотом вправо поменять положение рук; 2 – то же в другую сторону (8 повторений).

Упр. 7. И.п. – о. с.; 1 – правая назад на носок, руки вверх ладони вперед, прогнуться, посмотреть вверх, 2 – и.п.; 3 – то же другой ногой; 4 – и.п. (4 повтор.)

Упр. 8. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной в “ замок”; 1-2 – пружинистые наклоны вправо; 3-4 – то же в другую сторону. Поменять положение рук (8 повтор.)

Упр. 9. И.п. – основная стойка. 1-2-3 - пружинистые полуприседы, руки вперед; 4 – и.п.(4-6 повторений).

Упр. 10. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-2-3-4 - перекаты с пятки на носок. (4-6 повторений).

Используемая литература:

1. “Двигательный режим в образовательном учреждении”. Издание 2. ЦАО Департамента образования г. Москвы, к.п.н. Николаичева И.М.; к.п.н. Карасик А.Л.; Фищенко А.В.; Механюк Л.В.; Сазонова Л.А.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Примерные комплексы гимнастики до занятий.

Примерные комплексы гимнастики до занятий

1. Для учащихся I—II классов

Комплекс 1.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. Исходное положение (и. п.) — основная стойка (о. с). 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — поворот туловища впра­во, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).

Упр. 4. «Петрушка». И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вперед, пальцы разведены, 2 — и. п. (6— 8 повт.). При четвертом повторении — руки вверх-наружу, при 5—6-м — руки вперед.

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание (I—2 — вдох, 3—4 — выдох).

Упр. 6. И. п.— о. с. 1 — руки через стороны вверх, 2 — руки в стороны, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (4—6 повт.).

Комплекс 2.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— руки перед грудью. 1—2 — рывки согнутыми руками назад, 3—4 — рывки прямыми руками назад с поворотом туловища вправо, 5—8 — то же с поворотом влево (4—6 повт.).

Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола, 2 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмич­ное дыхание.

Упр. 6. И. п.— о. с. 1 — правая рука вперед, 2 — то же левой, 3 — правая рука вверх, 4 — то же левой, 5 —правая рука в сторону, 6 — то же левой, 7 — правая рука вниз, 8 — то же левой (4—6 повт.).

Комплекс 3.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2, «Гиревики». И. п.— о. с. 1 — с усилием правую руку к плечу, пальцы сжать в кулак, 2— то же левой, 3 — с усилием правую руку вверх, 4 — то же левой, 5 — правую руку к плечу, 6 — то же левой, 7— правую руку вниз, 8 — то же левой (4— 6 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1—наклон влево, 2 — и. п., 3 — наклон вперед, 4 —и. п., 5 — наклон вправо, 6 — и. п., 7 — наклон назад, 8 — и. и. (4—6 повт.).

Упр. 4. И. п.— о. с. 1—выпад правой вперед, руки в сторо­ны, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку, (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте сохранять ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 4.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. «Косари». И. п.— стойка ноги врозь, руки как бы держат косу. Поворот туловища, имитирующий движение косаря.

1 — взмах косой, 2— «скашивание травы» (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.—о. с. 1 — выпад правой вперед, руки на пояс,

2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— о. с. 1—руки в стороны, 2—3 — два пружинящих наклона вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п. (6— 8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. И. п.— о. с. 1—шаг левой вперед, руки вверх, 2 — шаг правой вперед, руки на пояс, 3 — шаг левой назад, руки в сто­роны, 4 — шаг правой назад, руки вниз (4—6 повт.).

Комплекс 5.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. «Ванька-встанька». И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, 2 — наклон влево (6—8 повт.).

Упр. 3. «Штангисты». И. п.— стойка ноги врозь. 1—согнуть руки вперед, локти вниз, пальцы сжать в кулаки, 2 — руки вверх,

3 — руки к плечам, локти вниз, 4 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 4. «Пружина». И. п.— о. с. 1—3 — приседания, 4— прыжок вверх, руки вверх (4—6 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 6.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).

Упр. 3. «Дровосек». И. п.— стойка ноги врозь, руки в «замок». 1—наклон вперед («колка дров»), 2 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— о. с. 1 — присед, руки вперед, 2 — и. п., 3 — присед, руки в стороны, 4 — и. п., 5 — присед, руки вверх, б— и. п., 7 — присед, руки вперед, 8 — и. и. (4—6 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 7.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1—2 — шаг правой вправо, подняться на носки, прогнуться, 3—4 — и. п., 5—8 — то же в другую сторону (4—6 повт.).

Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1 — наклон вправо, левую руку вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево со сменой положения рук (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, подняться на носки, руки через стороны вверх, 2 — и. п. (8—10 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

2. Для учащихся III—IV классов

Комплекс 1.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку и вы­соко поднимая согнутую ногу (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1—руки к плечам, локти в стороны, ло­патки свести, 2 — и. п. (8—10 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь. 1 — наклон вправо, согнуть левую руку и коснуться подмышечной впадины, 2 — и. п., 3—4— то же влево (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, руки в стороны ладонями вверх, правую вперед на пятку, 2— и. п., 3—4 — то же ле­вой (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходь­бы соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 2.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— руки на пояс. I—2 — выпад вправо, руки через стороны вверх, хлопок над головой, 3—4 — и. п., 5—8 — то же влево (4—6 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь руки на пояс. 1 — наклон вперед, руки в стороны, 2 — и. п., 3 — правая рука вверх, наклон влево, 4 — и. п., 5 — левая рука вверх, наклон вправо, 6 — и. п.,

7 — наклон вперед, руки в стороны, 8 — и. п. (4—6 повт.).

Упр. 4. И. п.— руки за голову. 1 — поднять правую, согнутую в колене и прижать ее руками к груди, 2 — и. п., 3—4 — то же ле­вой (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32— 48 счетов): 8 шагов — на всей стопе, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. И. п.— руки за голову. 1 — правую руку в сторону, 2 — левую руку в сторону, 3 — правую руку вперед, 4 — левую руку вперед, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — правую руку за голову, 8 — и. п. (2—4 повт.).

Комплекс 3.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять ее в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— руки в стороны. 1—руки за голову, 2 — руки вверх, 3 — руки за голову, 4 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. Круговые движения туловища: 1—4 — в правую сторону, 5—8 — в левую (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— упор присев. 1 — встать, руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4— 6 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 4.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и со­храняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1—2— руки через стороны вверх, подняться на носки, 3—4 — и. п. (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки за голову. 1—поворот туловища вправо, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повг.).

Упр. 4. И. п.— о. с. 1 — выпад правой, руки на пояс, 2—3— пружинящие покачивания, 4 — и. п., 5—8 — то же левой (4— 6 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

Комплекс 5.

По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, 2 — то же влево (8—10 повт.).

Упр. 3. И. п.— о. с. 1—шаг правой в сторону, 2—3 — наклон вперед, руками коснуться пола, 4 — и. п., 5—8 — то же шагом ле­вой (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— руки на пояс. 1 — присед, руки в стороны, 2— и. п. (10—12 повт.). При повторениях менять положение рук: впе­ред, вверх, в стороны.

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32 — 48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов — на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. И. п.— о. с. 1—правую руку к плечу, 2 — левую руку к плечу, 3 — правую руку вверх, 4 — левую руку вверх, 5—8 — хлопки над головой, 9 — левую руку к плечу, 10 — правую руку к плечу, 11—левую руку вниз, 12 — правую руку вниз (2—

3 повт.).

Комплекс 6.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—6 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же влево (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.— руки на пояс. 1—выпад правой в сторону, ру­ки вперед, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (4—6 повт.).

Упр. 4. И. п.— о. с. 1—упор присев, 2 — наклон вперед, не отрывая рук от пола, 3 — упор присев, 4—и. п. (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов): 8 шагов — ходьба обычная, 8 шагов —на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. И. п.— руки к плечам. 1—руки в стороны, 2— руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — и. п. (6—8 повт.).

Комплекс 7.

По команде принять положение правильной осанки и сохра­нять его в течение 5—7 секунд.

Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов).

Упр. 2. И. п.— о. с. 1 — правую назад на носок, руки вверх, 2 — и. п., 3—4 — то же левой (6—8 повт.).

Упр. 3. И. п.— стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, 2 — и. п., 3—4 — то же с поворотом влево (6—8 повт.).

Упр. 4. И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — полуприсед на правой, левая прямая, руки в стороны, 2 — и. п., 3—4 — то же на левой (6—8 повт.).

Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку (на 32—48 счетов). Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.

Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2—3 повт.).

multiurok.ru

План: Гимнастика до учебных занятий Физкультурные минутки и физкультурные паузы

ЛЕКЦИЯ № 2

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

План:

  1. Гимнастика до учебных занятий

  1. Физкультурные минутки и физкультурные паузы

  1. Физические упражнения на удлиненных переменах

  1. Спортивный час в группах продленного дня

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение: содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Гимнастика до начала учебных занятий

Имеет большое воспитательное, ги­гиеническое и оздоровительное значение, является содержани­ем режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку.

Решает следующие специфи­ческие задачи:

  • организует и дисциплинирует учени­ков перед учебными занятиями в школе,

  • способствует повыше­нию обмена веществ в организме,

  • улучшает учебную работоспо­собность,

  • закаливает организм,

  • предупреждает искривление осанки,

  • регулирует внимание и эмоциональное состояние,

  • улучшает самочувствие и на­строение.

Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учи­теля. План по организации и проведению утренней гим­настики разрабатывается перед началом нового учеб­ного года учителем физкультуры. Он обсуждается пе­дагогическим коллективом, согласовывается с врачом школы и утверждается директором. При составлении плана необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • подготовка мест проведения гимнастики;

  • порядок ознакомления учащихся, педагогов и родителей с организацией и проведением занятий

  • разработка комплексов упражнений под музы­кальное сопровождение;

  • система контроля.

Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10-15 минутам. В зимний период времени гимнастику мож­но проводить на морозе, в верхней одежде (с 1-4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 граду­сов по Цельсию - без ветра).

Следует заранее предупредить родителей, расска­зав им о значении и роли мероприятия и попросив от­правлять детей в школу за 15-20 мин до начала уро­ков. Общее руководство проведением гимнастики осу­ществляет учитель физической культуры. Для проведения гимнасти­ки учащихся можно объединить по группам классов: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11. Однако в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администра­ции школы занятия могут проводиться с каждым классом отдельно. Занятия в 1-4 классах проводят учителя. В 5-11 классах гимнастику проводят организаторы (2-3 ученика от каждого класса) под наблюдением учителя, веду­щего первый урок. Инструктаж преподавателей и от­дельно инструкторов проводит учитель физической культуры.

Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15-20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: от­рывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений.

Для музыкального сопровождения занятий подби­рается спокойная ритмичная музыка. Построение школьников для за­нятий произвольное - в круг, в шеренгу, в колонну по три и т. д. При построении в колонну девочки ста­новятся в задние ряды. Упражнения выполняются в школьной форме без пиджаков. Учащиеся становят­ся на таких дистанциях и с такими интервалами, что­бы не мешать друг другу.

Чтобы упражнения, составляющие комплексы гимнастики, соответствовали возрастным особеннос­тям и возможностям школьников, их подбор должен проводиться с учетом уже усвоенных двигательных действий, предусмотренных программой по физиче­ской культуре. Комплексы упражнений разучиваются во время подготовительной части первых 2-3 уроков физиче­ской культуры и составляются отдельно для 1-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов.

В комплекс гимнастики включают 6-8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций:

а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений;

б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы;

в) выполняться точно и согласованно;

г) исключать возможности испачкать костюм и руки.

Примерный комплекс гимнастики до занятий для учеников 5-6 класса:

  1. Упражнение на осанку.

  2. Ходьба на месте с различным положением рук (за голову, в стороны, вперед, на пояс).

  3. Движения рук вверх, вперед, в стороны, упражнения на ко­ординацию движений.

  4. Наклоны вперед и назад, в стороны.

  5. Выпады.

  6. Прыжки на месте с небольшой дозировкой.

  7. Ходьба успокаивающая (на месте).

Темп выполнения, как правило, медлен­ный и средний, в подскоках - быстрый. Нагрузка должна постепенно нарастать к середине комплекса, а затем снижаться. Дыхание обучаемых должно быть равномерным, при наклонах туловища они делают выдох, при выпрямлении - вдох.

Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого.

Комплексы упражнений должны постоянно обнов­ляться, их характер и интенсивность выполнения должны соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается.

Гимнастика до начала заня­тий будет эффективна лишь в том случае, если обучающиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней ответственно. Для повышения интереса со сто­роны учащихся к этому виду занятий можно приме­нять форму соревнования между классами. Школьники, отнесенные к специальной медицинской груп­пе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допу­щены с разрешения врача к выполнению упражнений при усло­вии умеренной дозировки нагрузки.

Гимнастику следует проводить не только утром, но и перед началом занятий второй смены.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

доз

Графическое

изображение

Методические

указания

1.

И.П. – руки на пояс

1-2 - правая назад на носок, руки вверх,

прогнуться

3-4 - И.П.

5-8 - то же левой

3-4раза

руки прямые,

смотреть на руки

2.

И.П.- руки на пояс

1- руки в стороны

2 - руки за голову

3 - руки в стороны

4 - И.П.

6-8раз

руки прямые,

спина прямая,

смотреть вперед

3.

И.П. - О.С.

1- шаг вправо, руки в стороны

2 - руки вверх

3 - руки в стороны

4 - и.п.

5- 8 – тоже влево

6-8 раз

руки прямые,

дыхание свободное,

темп средний

4.

И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1- поворот туловища вправо, правую руку

вперед, ладонью кверху

2- и.п.

3-4 – тоже влево

6-8 раз

скручивание сильнее,

не сутулиться,

рука прямая

5.

И.П. – широкая стойка, руки на пояс

1-2 – наклон туловища влево, правая рука за

голову

3-4 – и.п.

5-8 – тоже вправо

3-4 раза

наклон ниже,

рука прямая;

темп медленный,

дыхание не задерживать

6.

И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 - руки в стороны

2 - наклониться вперед-вниз, коснуться

пальцами носков ног

3 - выпрямиться, руки в стороны

4- и.п.

6-8 раз

спина прямая,

наклон глубже

7.

И.П.- руки на пояс

1-2 присед, руки вперед;

3-4 – И.П.

6-8 раз

присед глубже,

спина прямая

8.

И.П.- стойка, руки на пояс

1-8 – прыжки на двух ногах на месте

3-4 раза

прыжки выше, вперед не наклоняться

Самостоятельная работа:

Составить комплексы гимнастики до занятий для 1-4, 5-8, 9-11 классов.

ЛЕКЦИЯ № 3

Физкультурные минутки и физкультурные паузы

Цель этих форм - вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное напряжение и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный настрой учащихся.

Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда замет­но утомление учеников и появляется задача поднятия работо­способности. Физкультминутка длится 1-3 мин.

Перед началом физкультурной минутки помеще­ние проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упраж­нение, сопровождая показ объяснением. После этого он предлагает делать его всем учащимся класса. Уп­ражнение выполняется 3-4 раза в 1-2 классах и 5-6 раз в 3-4 классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения.

Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения проводит учитель-предметник, обязательно при открытых дежурным уче­ником форточках.

Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4-6 раз.

Комплексы упражнений, подобранные для этой це­ли, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность орга­низма и вовлечь в работу группы мышц, несущих ста­тическую нагрузку.

Упражнения могут выполняться сидя или стоя, амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа. Необходимо включать уп­ражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» груд­ной клетки и т. п. Они к тому же являются профилак­тическими от возможных искривлений позвоночни­ка. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием коленей. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением.

Примерный комплекс упражнений физкультурной минуты для учеников III класса:

  1. Упражнение типа «потягивание», руки за голову. В исходном положении зафиксировать правильную осанку.

  2. Три-четыре вращения локтями вперед из положения кисти к плечам (то же назад).

  3. Наклоны влево и вправо, руки на поясе.

  4. Приседания, руки вверх из положения руки на по­ясе. Темп выполнения упражнений средний.

Упражнения в 1-4 классах проводит учитель, а в 5-9 классах - физкультурный организатор клас­са либо наиболее подготовленный ученик, которые хорошо знают комплекс и умеют его показывать.

Учитель, как уже отмечалось, должен следить за правильностью выполнения упражнений и при не­обходимости вносить коррективы. Очень важно разъ­яснить школьникам, как надо дышать во время вы­полнения упражнений.

Для большего эффекта ре­комендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причем заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2-3 недели.

Физкультпаузы должны проводиться с учащимися и во время продленного дня, и дома. Они проводятся в тече­ние 10-15 мин через каждые 35-45 мин учебной работы. Кроме общеразвивающих упражнений, в паузы включают­ся бег на месте, прыжки, подвижные игры. Физкультпаузы могут проводиться самостоятельно небольшими группами или индивидуально в зависимости от обстоятельств в зале, на площадке, в домашних условиях. Во время физкультпауз, как правило, выполняют домашнее задание по физиче­ской культуре.

Комплексы физкультурных пауз должны соответ­ствовать следующим требованиям:

  • режим выполнения упражнений не должен по­вторять режим трудовых действий;

  • упражнения должны быть подобраны так, что­бы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участ­вующие в трудовой деятельности;

  • чем больше физическая нагрузка в процессе тру­да, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

  • при незначительном утомлении учащихся в комп­лекс включаются преимущественно динамические уп­ражнения с элементами расслабления, при выражен­ном утомлении - упражнения на расслабление рабо­тающих мышц;

  • темп выполнения упражнений должен соответст­вовать привычному для учащихся.

Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учащихся более благоприятное воздей­ствие, если проводятся под музыку.

Примерное содержание комплекса физкультурной паузы:

  1. Ходьба на месте с движениями рук.

  2. Упражнения в потягивании.

  3. Подскоки или бег на месте.

  4. Наклоны или повороты туловища.

  5. Приседания, выпады вперед-назад, в стороны.

  6. Разноименные движения руками вверх, в сторо­ны, по кругу.

  7. Упражнения на расслабление мышц рук и туло­вища.

  8. Ходьба на месте в сочетании с выполнением за­даний на внимание.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗМИНУТКИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СТИХАХ:

Кот Антипка жил у нас.

(встали, руки на поясе)

Он вставал с лежанки в час.

(Потянулись, руки вверх – вдох)

В два на кухне крал сосиски.

(Наклоны вправо - влево)

В три сметану ел из миски.

(Наклоны вперед, руки на пояс)

Он в четыре умывался.

(Наклоны головы к плечам влево - вправо)

В пять по коврику катался.

(Повороты влево – вправо)

В шесть тащил сельдей из кадки.

(Рывки руками перед грудью)

В семь играл с мышами в прятки.

(Хлопки спереди - сзади)

В восемь хитро щурил глазки.

(Приседания)

В девять ел и слушал сказки.

(Хлопки в ладоши)

В десять шел к лежанке спать,

(Прыжки на месте)

Потому что в час вставать.

(Шагаем на месте)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗПАУЗЫ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Комплекс 1 - стоя около парты

1. И.п. – стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны;

2 – руки вверх, хлопок над головой;

3 – руки в стороны;

4 – И.п.

2. И.п. – стойка ноги врозь.

1 – руки вверх;

2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям;

4 – И.п.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – поворот вправо, правую руку в сторону;

2 – И.п.

3–4 - то же влево.

4. И.п. – стойка, руки перед грудью.

1 – руки вверх;

2 – наклон вправо;

3 – то же влево;

4 – И.п.

5. И.п. стойка, руки перед грудью.

1–4 – круговое движение кистями рук вперёд;

5–8 – то же назад.

refdb.ru

1.2.Требования к проведению гимнастики до учебных занятий

Имеет большое воспитательное, гигиеническое и оздоровительное значение, является содержанием режима дня ученика. Она выполняется независимо от того, сделал ли ученик дома зарядку.

Решает следующие специфические задачи:

  1. организует и дисциплинирует учеников перед учебными занятиями в школе,

  1. способствует повышению обмена веществ в организме,

  1. улучшает учебную работоспособность,

  1. закаливает организм,

  1. предупреждает искривление осанки,

  1. регулирует внимание и эмоциональное состояние,

  1. улучшает самочувствие и настроение.

Общее руководство гимнастикой до уроков возлагается на учителя физической культуры, впоследствии на дежурного учителя. План по организации и проведению утренней гимнастики разрабатывается перед началом нового учебного года учителем физкультуры. Он обсуждается педагогическим коллективом, согласовывается с врачом школы и утверждается директором. При составлении плана необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  1. подготовка мест проведения гимнастики;

  1. порядок ознакомления учащихся, педагогов и родителей с организацией и проведением занятий

  1. разработка комплексов упражнений под музыкальное сопровождение;

  1. система контроля.

Гимнастика до уроков может проводиться в помещении, но лучше на воздухе: на спортивной площадке, перед входом в школу, на аллеях парка, в роще. В зависимости от возраста учеников и условий проведения продолжительность ее равна 10-15 минутам. В зимний период времени гимнастику можно проводить на морозе, в верхней одежде (с 1-4 классами при температуре не ниже минус 12 градусов, с 5 по 11 классы — до минус 15-17 градусов по Цельсию - без ветра).

Следует заранее предупредить родителей, рассказав им о значении и роли мероприятия и попросив отправлять детей в школу за 15-20 мин до начала уро­ков. Общее руководство проведением гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Для проведения гимнастики учащихся можно объединить по группам классов: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11. Однако в зависимости от конкретных условий и по усмотрению администрации школы занятия могут проводиться с каждым классом отдельно. Занятия в 1-4 классах проводят учителя. В 5-11 классах гимнастику проводят организаторы (2-3 ученика от каждого класса) под наблюдением учителя, ведущего первый урок. Инструктаж преподавателей и отдельно инструкторов проводит учитель физической культуры.

Ученики приходят на занятия гимнастикой за 15-20 минут до начала первого урока (звонит первый звонок). За 5 минут до начала уроков включается второй звонок. Вместо традиционных звонков можно использовать другие сигналы к построению: отрывок песни, горн, барабан. Опоздавшие ученики не участвуют в выполнении упражнений.

Для музыкального сопровождения занятий подбирается спокойная ритмичная музыка. Построение школьников для занятий произвольное - в круг, в шеренгу, в колонну по три и т. д. При построении в колонну девочки становятся в задние ряды. Упражнения выполняются в школьной форме без пиджаков. Учащиеся становятся на таких дистанциях и с такими интервалами, чтобы не мешать друг другу.

Чтобы упражнения, составляющие комплексы гимнастики, соответствовали возрастным особенностям и возможностям школьников, их подбор должен проводиться с учетом уже усвоенных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. Комплексы упражнений разучиваются во время подготовительной части первых 2-3 уроков физической культуры и составляются отдельно для 1-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов.

В комплекс гимнастики включают 6-8 упражнений при условии выполнения следующих методических рекомендаций:

а) упражнения должны быть знакомы ученикам и составлять простейшие сочетания движений;

б) быть динамичными, охватывать большие мышечные группы;

в) выполняться точно и согласованно;

г) исключать возможности испачкать костюм и руки (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1 рис.2).

Темп выполнения, как правило, медленный и средний, в подскоках - быстрый. Нагрузка должна постепенно нарастать к середине комплекса, а затем снижаться. Дыхание обучаемых должно быть равномерным, при наклонах туловища они делают выдох, при выпрямлении - вдох.

Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого.

Комплексы упражнений должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения должны соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается.

Следует помнить, что гимнастика до начала занятий будет эффективна лишь в том случае, если обучающиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней ответственно. Для повышения интереса со стороны учащихся к этому виду занятий можно применять форму соревнования между классами. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, могут быть освобождены от гимнастики до уроков или допущены с разрешения врача к выполнению упражнений при условии умеренной дозировки нагрузки.

Гимнастику следует проводить не только утром, но и перед началом занятий второй смены.

studfiles.net

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из 6-8 обще развивающих упражнений, выполняемых в такой последовательности:

  • упражнения для осанки;

  • для мышц плечевого пояса и рук;

  • мышц туловища;

  • мышц ног;

  • упражнения на дыхание и внимание.

Комплексы упражнений необходимо менять не реже одного раза в течение 1-2 недель или последовательно заменять по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром ("зеркальное" выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др. Разучивание упражнений целесообразно проводить в процессе уроков физической культуры.

Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов обще развивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-20 минут.

Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе. Гимнастика выполняется в повседневной одежде. Верхние пуговицы у рубашек и платьев - расстегнуты. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками.

Физорги классов (групп), физкультурные активисты обязаны хорошо знать соответствующие комплексы (в порядке домашнего задания они разучиваются заранее). Во время проведения гимнастики они находятся перед своими классами (группами), напоминая упражнения, демонстрируя правильность их выполнения. Учитель следит за осанкой учащихся.

Для учащихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа учащихся старших классов, у которых первый урок физическая культура.

Приводим примерные комплексы упражнений гимнастики до занятий и утренней гигиенической гимнастика.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Комплекс 1

  1. "Летающая птица". И.п.о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять левую ногу, высоко поднимая колено; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая правую ногу.

  2. "Натяни лук". И.п.о.с. – 1- вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;

  3. "Ветряная мельница". И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

  4. "Пружина". И.п.о.с. – 1-2-3 - медленно присесть; 4 - быстро вернуться в и.п.

  5. "Цирковая лошадка". И.п.о.с. – руки согнуты в локтях, ладони вниз. Бег на месте с высоким подниманием коленей с касанием ладоней рук.

  6. "Подпрыгни выше" – подскоки на месте выпрямившись.

  7. Ходьба на месте.

  8. "Будь внимателен". Выполнение команды, если перед ней сказано слово "класс".

Комплекс 2

  1. И.п.о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

  2. И.п.о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.

  3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.

  4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок в ладони над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.

  5. И.п.о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

  6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд (нанести удар), 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 8-10 раз обеими руками в среднем темпе. Наносить удар в одну представляемую точку. Дыхание произвольное.

  7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - наклон вперёд, руки как можно больше вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.

  8. И.п.о.с. – 1 - прыжок на обеих ногах, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп (15-20 сек.)

Литература

Физическая культура: 1 – 4 классы общеобразоват. Учреждений. В. И Лях. – 9 – е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 190 с.

infourok.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность