НОВОСТИ |
Глобальные проблемы современности. Глобальными проблемами человечества называют проблемыГлобальные проблемы современностиПонятие «глобальные проблемы современности» и их классификация Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных. Отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем. 1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т. е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. 2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, проблема разумного освоения мирового океана и космического пространства. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек–общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Глобальные проблемы в системе «общество-природа» Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Можно выделить три основных фактора ухудшения экологической обстановки. Первый связан с экологическими проблемами. В XIX веке термин «экология» впервые употребил немецкий ученый Э. Геккель, чтобы обозначить взаимодействие того или иного организма с окружающей средой. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности. Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и, соответственно, потребления. Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов. Второй фактор ухудшения экологической обстановки связан с ограниченностью ресурсной базы нашей планеты. От всех опасностей, наступающих вследствие истощения ресурсов, может спасти только продуманная политика, например, развитие нематериалоемких производств. Неконтролируемый рост населения — третий фактор ухудшения ситуации. Он подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды. По-видимому, отходы человеческой жизнедеятельности и производства будут расти вместе с населением, и кто знает, когда будет перейден критический рубеж допустимого загрязнения. К этой группе глобальных проблем следует отнести и такую, которую можно назвать экстернальной. Речь идет о космических объектах, например, Тунгусском метеорите, способных, в случае столкновения с ними, нанести нашей планете серьезный ущерб. Наличие такой угрозы должно объединять государства, заставляя их совместно разрабатывать методы защиты планеты. Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». «Антропологическая катастрофа» В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Глобальные проблемы в системе «индивид — общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум. Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Вот они: 1. Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас «нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на малом пространстве также является агрессивность. 2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы. 3. Все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно человеческой деятельности — мышления. 4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки». 5. Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде человеческой телесности тоже относится к числу глобальных. 6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чуждой этнической группой. Причина этого — в недостаточном контакте между детьми и взрослыми. 7. Возрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрастает вместе с увеличение числа последователей. Например, люди, сознательно уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей. 8. Восьмым, по выражению К. Лоренца, смертным грехом человечества он считает неослабевающую ядерную угрозу. Говоря о духовном кризисе современности, можно выделить несколько его аспектов. 1. Научно-технический прогресс. Последствия научной революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направлениях. Однако выясняется, что техника сама по себе не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызов того, что создано им самим. 2. Рост могущества государственного аппарата. Государство обнаружило, в ряде случаев, способность подчинить все параметры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население (например, государства периода диктатуры: гитлеровской — в Германии, сталинской — в Советском Союзе). Даже страны, признанные в качестве бастионов демократии, не избежали тенденций к вторжению в частную жизнь граждан, причем, чем более экономически развито государство, тем более оно претендует на всепроникаемость своего внимания. 3. «Восстание масс». «Масса» в индустриальном обществе — это множество способных к развитию людей, подчиненных одной структуре — нормирующему закону. С развитием массового общества постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности бытия «личности», что прежде составляло основу общественной жизни. Личностная культура постепенно замещается культурой массовой. Создается «человек массы» Он является потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации: стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно. Такие массы анонимны и конформны. Стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — таким формируют человека средства массовой информации. «Человек-масса» — это тот, кто не может оценить самого себя ни с плохой, ни с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя таким, как все, и ничуть не переживает из-за этого. Он не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он плывет по течению и довольно успешно решает свои материальные проблемы. С интеллектуальной точки зрения это тот, кто, не затрудняя себя долгими духовными поисками и умственными усилиями, удовлетворяется первой мыслью, пришедшей ему в голову. Вместе с тем возможен и другой сценарий — тот, который открывал бы действительные перспективы как для отдельной личности, так и для общества в целом. Однако для его реализации необходимо как минимум осознание опасных сторон «восстания масс» и умение блокировать развитие негативных тенденций. 4. Агрессивность. Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Для объяснения неудач и трудностей конструируется образ врага. Его легче создать на основе неизвестного — того, информация о чем скудна и недостаточна, питается мифами, слухами, домыслами. Так было во времена «холодной войны» и во многих других случаях. Таким образом возникают и культивируются на волнах общественного сознания две грозные и опасные болезни нашего времени — агрессивный национализм и воинствующий космополитизм. Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, связанные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех к единому шаблону. 5. «Бегство от свободы». Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги, так как теперь ничто и никто, кроме самого человека, не предопределяет его судьбу. Эта изоляция психологически непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимой индивидуальности каждого. Если люди не в состоянии перейти к от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются любым путем избавиться от свободы вообще. Фромм рассматривает три пути такого отказа. Первый заключается в жажде власти — феномен, порожденный не силой, а слабостью, стремлением самоутвердиться за счет подчинения себе других. Это «садизм» — наслаждение от полного господства над людьми. В этом господстве человек и растворяет свою свободу. Второй исходит из осознания человеком себя стоящим перед лицом чужого, враждебного мира. В этой ситуации у человека нет заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорей тот невыносимый дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Испуганный индивид ищет чего-нибудь или кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность, благодаря чему мог бы избавиться от собственной личности, потерять себя. Третий путь, когда человек перестает быть собой, — конформизм. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх между одиночеством и бессилием. Духовные процессы современного общества, как отмечает Э. Фромм, двойственны: существует свобода вероисповедания, но все больше неверующих людей; существует свобода слова, но свои идеи часто отсутствуют; существует политическая свобода, но ее весьма успешно ограничивают здравый смысл и общественное мнение. Необходимо учитывать такое двойственное воздействие современного общества на человека: с одной стороны, он все более независим, а с другой, все более одинок и изолирован. 6. Телесность. Оказывается, что физическое состояние человека тоже находится в большой опасности. Генетики, биологи, медицинские работники все чаще предупреждают нас об опасности разрушения человечества как вида. Если тенденции накопления ущербности в генофонде будут нарастать такими же темпами, то к началу ХХII столетия человечество подойдет к опасному порогу размывания своей телесности, подрыву массового здоровья. Эти явления связаны как с процессом загрязнения среды, так и с нарастанием социальных нагрузок. 7. Наркомания. В случае дальнейшего распространения наркотиков произойдет изменение привычного мира, ибо человеческая цивилизация, несмотря на все ее недостатки, опирается на определенную систему ценностей, норм, правил, которые для наркомана не имеют никакого значения. Нами перечислены далеко не все проблемы, с которыми сталкивается человечество. biofile.ru Глобальные проблемы человечества | Социальная сеть работников образованияСлайд 1 Глобальные проблемы человечества.Слайд 2 « Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит , пересесть из него просто некуда» А.де Сент.- Экзюпери «Мы унаследовали землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков» Слайд 3 Что такое глобальные проблемы человечества? Последние десятилетия поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые стали называть глобальными. Они оказались в центре внимания учёных, политических деятелей, и широкой общественности, изучаются многими науками. Что называют глобальными проблемами? Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов Слайд 4 Причины возникновения ГПЧ. Развитие производительных сил; Научно- техническая революция; Быстрый рост населения планеты; Увеличение взаимовлияния государств. -Резкое и не всегда оправданное использование природных ресурсов; Отрицательное воздействие производительной деятельности на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Последствия. Слайд 5 Глобальные проблемы человечества Экологическая Мира и разоружения Преодоление отсталости развивающихся стран Энергетическая и сырьевая Использование Мирового океана Демографическая Мирного освоения Космоса Продовольственная Слайд 6 Экологическая проблема. Сущность: ухудшение состояния окружающей среды и рост экологической угрозы в результате деятельности человека. Причины возникновения: Нерациональное природопользование, загрязнение окружающей среды отходами. Пути решения: Организация производственной и непроизводственной деятельности, которая обеспечила бы нормальное «экоразвитие»; сохранение и преобразование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека. Слайд 8 Демографическая проблема Сущность: «демографический взрыв» в странах Азии, Африки, Латинской Америки, что приводит к перенаселению Земли. Причины возникновения: сохранение высокой рождаемости в связи с традициями многодетности; проживание в условиях социально- экономической отсталости; влияние религии. Пути решения: проведение демографической политики и улучшение жизни людей. Слайд 10 Продовольственная проблема Сущность: недостаточное обеспечение некоторой части населения мира продовольствием. Причины возникновения: демографический взрыв, нерациональное использование природных ресурсов. Пути решения: повышение биологической продуктивности сельскохозяйственных угодий в сочетании с увеличением их площади. Слайд 12 Проблема мира и разоружения . Сущность: возникновение реальной угрозы уничтожения стран и континентов. Причины возникновения: создание ядерного оружия в сочетании с баллистическими ракетами. Пути решения: создание всеобъемлющей системы безопасности, поэтапная ликвидация ядерных арсеналов, сокращение торговли оружием, разоружение, мирные договоры. Слайд 14 Энергетическая и сырьевая проблема. Сущность: недостаточное обеспечение производства и потребления топливом и сырьём. Причины возникновения: быстрый рост добычи ограниченных запасов сырья; ухудшение горно-геологических условий добычи сырья; увеличение территориального разрыва между районами добычи и потребления; продвижение добычи в районы с экстремальными условиями; растущее потребление ресурсов; экологические проблемы, связанные с добычей. Пути решения: Использование достижений НТР; Рациональное использование ресурсов; Использование нетрадиционных источников энергии; Разведка и разработка новых месторождений. Слайд 16 Проблема использования Мирового океана Сущность: увеличение использования ресурсов Мирового океана и их истощение. Причины возникновения: обострение сырьевой и энергетической проблемы; обострение продовольственной проблемы; увеличение морских перевозок. Пути решения: рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества. Слайд 18 Проблема мирного освоения Космоса. Сущность: истощение озонового слоя, возникновение парникового эффекта, накопление космического мусора. Причины возникновения: выход в космическое пространство многих стран. Пути решения: отказ от военных программ, переход на безотходные технологии, использование энергии Солнца. Слайд 19 Преодоление отсталости развивающихся стран. Сущность: большое количество проблем в беднейших странах мира. Причины возникновения: низкий уровень жизни (нищета, голод, болезни) Пути решения: проведение социально- экономических преобразований на основе НТР и международного сотрудничества. Слайд 20 Глобальные прогнозы Пессимистический подход: В середине 21 века полностью истощатся природные ресурсы Земли и наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный; Загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом- «коней света»; Население планеты начнёт вымирать. Оптимистический подход: Учёные предупреждают о серьёзных кризисах, но в то же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе ещё много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой. Главный путь решения глобальных проблем- в социальном прогрессе человечества в сочетании его с НТП, в потеплении мирового политического климата и разоружении для развития. Слайд 21 Глобальные гипотезы. Гипотеза парникового эффекта; Гипотеза стабилизации численности населения Земли; Гипотеза Ойкуменополиса (или мирового города), который возникнет в результате слияния мегаполисов. Гипотеза- предположение, основанное на закономерной причиной связи явлений nsportal.ru Глобальные проблемы здоровья и долголетия человечества Глобальными называютГлобальные проблемы здоровья и долголетия человечества Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя глобальных проблемах современности. проблема экологии сохранения мира освоения космоса и Мирового океана здоровья и долголетия человечества продовольственная проблема проблема народонаселения проблема преодоления отсталости проблема сырья Глобальные проблемы: Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов Особенности глобальных проблем Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. - с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств; - а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства. В наше время глобальные проблемы: Из всего множества глобальных проблем, я бы хотела остановиться на проблеме здоровья и долголетия человечества. Известно, что инфекционные болезни, уносившие тысячи жизней в древности, к сожалению, продолжают иметь место и в наши дни, хотя медицина с тех пор шагнула вперед благодаря научному прогрессу и великим открытиям медиков, биологов, экологов. В последнее время в мировой практике при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. И это не случайно: ведь именно оно служит основой полноценной жизни в деятельности каждого человека, да и общества в целом Рассматривая данную проблему, мы должны иметь в виду, что при оценке здоровья человека нельзя ограничиваться только его физиологическим здоровьем. Это понятие включает в себя нравственное (духовное), психологическое здоровье, с которым дело также обстоит неблагополучно, в том числе и России. Вот почему здоровье человека продолжает оставаться одной из приоритетных глобальных проблем. Факторы и условия, определяющие жизненный уровень и состояние здоровья Условия жизни, труда и быта Реальная заработная плата Продолжительность рабочего дня Степень интенсивности труда Степень занятости Уровень и характер питания Жилищные условия Состояние здравоохранения В настоящее время демографическая ситуация во Франции выглядит несколько лучше, чем в других европейских странах: естественный прирост - 3,3 на 1 тыс. человек в 1997 г. (рождаемость - 12,4, смертность - 9,1 на 1 тыс. человек). Франция занимает в этом отношении 3-е место среди 15 стран Европейского Союза, после Ирландии и Люксембурга. Этот процент, однако, очень низкий, и если Франция еще не оказалась в одном ряду с Германией, Италией и Испанией, где естественный прирост нулевой или отрицательный, то в конечном счете она достигнет их показателей. Демографические тенденции во Франции, правда, пока находятся под положительным влиянием показателей прошлых лет: еще много женщин детородного возраста, родившихся в период, когда рождаемость была высокой (средний возраст матери - 29 лет), а смертность остается ниже 10 на 1 тыс. человек, вследствие того что население по своей структуре относительно молодое. Изменение численности населения Германии (на 1000 человек в 2000 году) Во многих государствах Азии в настоящее время наибольшая заболеваемость приходится на инфекционные и паразитарные болезни - Оспа - Холера Бразилия. На территории Бразилии описано более 200видов москитов, 35 видов клопов, более 50 видов комаров. Распространена малярия, она была важнейшей проблемой здравоохранения. Мы привыкли думать, что в развитых странах, проблема здоровья стоит, не так остро, как в развивающихся. Но это время ошибочно. В настоящее время в структуре причин смерти населения стран Европы, Сев. Америки и Океании, ведущее место занимают болезни сердца; на втором месте стоит смертность от злокачественных опухолей; на третьем – заболевания сосудов центральной нервной системы. Рост показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний многие зарубежные авторы связывают с увеличением в составе населения процента людей пожилого и старческого возраста. К странам с наиболее высоким уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, могут быть отнесены: Финляндии, Австралия, США, Канада, Новая Зеландия. Ботсвана. Холера СПИД Малярия Зимбабве СПИД Малярия present5.com Глобальные проблемы человечестваСодержание Введение Глава 2. Современные глобальные проблемы . 2.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 2.2 Экологическая проблема. 2.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 2.4 Энергетическая проблема. Глава 3. Перспективы развития человечества. 3.1 Низкая энергетика. 3.2 Подлинная человечность. Заключение. Список использованной литературы. Введение Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем. Платон признавал разделение науки на три рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных. Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде. Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества. Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной цивилизации”. Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны, экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития человечества. В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов. Из учебных пособий для вузов можно выделить: “Введение в философию” под авторством И. Т. Фролова, Э. А. Ораб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. В данном учебном пособии науке, глобальным проблемам и перспективам развития человечества посвящены отдельные главы. Материал, изложенный по этим проблемам, ценен наличием фактов, но требует критического подхода к некоторым теоретическим выводам. Среди научно-популярной литературы особый интерес представляет книга под общей редакцией доктора философских наук А. И. Ракитова “Философия. Основные идеи и принципы”. Автор по новому подходит к рассмотрению причин и сущности глобальных проблем. Книга написана живым языком и содержит богатую информацию о развитии общества. Демографической проблеме посвящены книги П. П. Звилриньш, М. А. Звидриня “Население и экономика” и сборник статей “Проблемы народонаселения” под редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова. Данные книги ценны наличием фактического материала и раскрывают суть демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов. Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей будущего. Опыт систематизации”. Монография написана с принудительных позиций “научного коммунизма”, но в ней рассматриваются конкретные проблемы социальных прогнозов, нормотивистика в сферах труда, семьи и быта, здравоохранения, народного образования, культуры, жизненной среды общества, социальной организации и управления. Из переводных работ наиболее интересны: К. Х. Пройс “Пути к умеренности. Стратегия на будущее”.Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части: “Преджизнь” — условия возникновения жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение и экспансия, “Мысль” — развитие идеи ноосферы В. И. Вернадского, “Сверхжизнь” — преобразование разумной сферы времени-пространства общества. Из материалов периодической печати в работе использованы статьи, опубликованные в журналах: “Международная жизнь”, “Международная экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”, “Вопросы философии” и другие, а также фактологический материал из газетных публикаций. В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных. Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи:1. Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в отдельности.2. Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения.Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце приводится список использованной литературы. Глава 1. Возникновение и сущность глобальных проблем. Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. “Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом”.[2] К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно-историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века. Глобальные проблемы носят антропогенный характер, так как порождены активно-преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам. Глобальные проблемы имеют техногенный характер, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса.Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно.Все эти проблемы, если их вовремя не решить, могут превратиться не только в тормоз развития общества, но и во взрывчатку, способную подорвать основы его существования. И поэтому от решения глобальных проблем зависит судьба всего человечества на Земле и судьба самой Земли. Глава 2. Современные глобальные проблемы . 2.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. К числу наиболее острых глобальных проблем современности относится проблема, порожденная развитием и совершенствованием оружия массового поражения. “В арсеналах ядерных держав находится более 50 тысяч ядерных и термоядерных боеприпасов общей мощностью более 13 000 Мт, что примерно в миллион раз превышает мощность ядерной бомбы, уничтожившей Хиросиму”.[3]При глобальном ядерном конфликте, цивилизация погибнет не только от непосредственного воздействия радиации, но и из-за ее экологических и климатических последствий. Разрушение озонного слоя, “ядерная зима”, сделают Землю непригодной для существования человека. Нельзя так же забывать, что кроме ядерного существуют и другие виды оружия массового уничтожения (химическое, бактериологическое и др.), а совершенствование военной техники позволяет приблизить поражающее воздействие обычного оружия к характеристикам термоядерного. Помимо того, что гонка вооружений может привести к гибели человечества, она требует очень больших экономических затрат, оттягивая на себя более ценные материалы и человеческие ресурсы. “Ежеминутно на совершенствование вооружений тратится 1,8 млн долларов”.[3] “Испокон веков назначение любого действительного оружия было физическое уничтожение людей и материальных ценностей и преград к достижению тех или иных целей, индивидуумами, группами их или государствами”.[4] Ушло в прошлое противостояние двух блоков, заключены крупномасштабные соглашения, осуществление которых ведет к сокращению накопленных арсеналов ядерного и обычного оружия у ряда наиболее крупных в военном отношении стран, но проблемы военного характера не уменьшились. “По прогнозам экспертов, к 2000 году примерно 15-20 государств “третьего мира” будут способны создать баллистическую ракету, а некоторые из них будут обладать потенциалом для производства ядерного оружия”.[5] В кругах широкой общественности по сей день существуют две точки зрения. Одна вытекает из вполне понятной обеспокоенности огромными масштабами накопленных вооружений, связанными с этим экономическим и экологическим аспектами. Из простой, в конце концов, человеческой тревоги постчернобыльского происхождения. Суть ее — “в требованиии скорейшего запрещения и уничтожения ядерного оружия. Однако в некотором смысле ядерный запас , после того, как он произведен “на свет” фактически неуничтожим”.[6] Другая точка зрения сводится к тому, что “ядерное оружие следует рассматривать как средство поддержания глобальной стабильности — вне зависимости от того, противостоят ли в какой либо области межгосударственных отношений державы им обладающие”.[7] Если исторически ядерное оружие возникло и развивалось как средство обеспечения идеологического противостояния, то на сегодняшний момент смысл последнего кардинально меняется: наличие современного ядерного оружия в современных же условиях обеспечивает нужды не войны, а мира. Поскольку повышает уровень ответственности политиков, государственных деятелей, военных при принятии решений в самых острых и кризисных положениях. Можно избежать печальных последствий, которые несет гонка вооружений, если взяться за это всем миром. Только путем переговоров, взаимодоверия, совместной разработкой мер по профилактике и недопущению гонки вооружений можно достичь существенных успехов в деле сохранения мира:1. Решение проблемы войны и мира приведет к снятию угрозы уничтожения всей земной цивилизации в результате термоядерной войны.2. Прекращение наращивания вооружений приведет к высвобождению громадных средств, которые будут направлены на решения других глобальных проблем, имеющих народнохозяйственное значение. 2.2 Экологическая проблема. Проблема взаимоотношения общества и природы — одна из самых острых среди множества проблем, волнующих человечество на пороге XX века. Под понятием “экологическая проблема”, подразумевает не только дефицит основных природных ресурсов, но и возникновение возможных климатических и геологических катаклизм, опасны последствия загрязнения природной среды для здоровья людей и живых организмов планеты. “Из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство 98.5%—99% превращаются в отходы. Это высокотоксичные отходы нефтехимического производства. В атмосферу Земли ежегодно выбрасывается 250 млн. тонн пыли, около 70 млн. кубометров газа, а также множество других вредных веществ. Итогом уже явилось разрушение озонного слоя, защищающего Землю от губительной части спектра солнечного излучения, которое влияет не столько на климат, сколько непосредственно на клетки растений и животных. Ультрафиолетовое облучение разрушает ДНК, увеличивает частоту мутаций”.[9] Меняется химический состав атмосферы — за последние 30 лет содержание в ней углекислоты возросло на 25%. Растущая концентрация углекислоты в атмосфере может привести к “парниковому эффекту”. Другое свидетельство напряженной экологической ситуации: это кислотные дожди, которые “заливают” индустриально развитые страны. Миллионы гектаров лесов в Европе уже погибли в результате этих дождей, около половины всех лесов повреждены и близки к гибели.Огромное количество различного рода веществ, образующихся как побочные продукты производственной деятельности, попадает в гидросферу — океаны, моря, реки, озера, подземные воды. Гидросфера сильно загрязнена — все меньше остается чистой, пресной воды на Земле. Результатом хозяйственной деятельности человека стало также загрязнение почвы различными отходами промышленности и сельского хозяйства, а также отходами военной и ядерной промышленностей. Это отрицательно сказывается на условиях жизни, а главное здоровье населения. Поэтому борьба за чистоту гидросферы и почвы имеет огромное значение. Наряду с загрязнением окружающей среды не менее остро стоит проблема истощения природных ресурсов, которые необходимы человечеству для поддержания его нормальной жизнедеятельности.Острую тревогу вызывают оценки состояния невозобновимых ресурсов.Нефть, уголь, медь, железо, уран и золото на протяжении многих лет играли и играют большую роль в жизни людей. Однако в настоящее время преобладающая часть минеральных ресурсов, обнаруженных близ поверхности земного шара, исчерпана. Потому остро встал вопрос, сколько времени человечество сможет продолжать свою традиционную практику потребления невозбновимых ресурсов. По некоторым расчетам “человечество до 2500 года израсходует запасы всех металлов, причем добыча свинца, цинка, олова, золота, серебра, платины, никеля, молибдена, вольфрама, меди рассчитана до 2000—2100 года, марганца, кобальта, алюминия — до 2100 —2200 годов”.[10] И это далеко не самый пессимистический прогноз. Человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Парадокс заключается в том, что главной и единственной разрушающей силой в природе является человек. Ни одно животное, ни один простейший живой организм в природе не уничтожает среду своего обитания так безжалостно, так необдуманно, так последовательно и масштабно, как человек. В связи с этим возникает вопрос, есть ли пути выхода из сложившегося положения?В настоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет. Мнения разделяются. Одни рисуют перспективы человечества в мрачных тонах, другие считают, что, несмотря на трудности, экологическую проблему решить можно.После работ Римского клуба широкое хождение получили идеи о необходимости прекращения научно-технического прогресса.В противовес этим идеям выдвинута следующая точка зрения. Хотя наступление экологического кризиса во многом обязано развитию науки и техники выход из него немыслим без их развития. “Для преодоления экологического кризиса прежде всего необходима переориентация научно-технического прогресса. Наука может подсказать много разных вариантов дальнейшего развития”.[11] Первостепенной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является международной стратегией выживания.Необходимо создать механизм всемирного мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Следовало бы подумать об учреждении международного суда или трибунала за экологические преступления. На основе вышеизложенного можно умозаключить, что только усилиями всего мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, угрожающую всему живому на Земле. 2.3 Демографическая и продовольственная проблемы. К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится демографическая проблема.В чем сущность демографической проблемы? Еще в XVIII веке английский экономист Т. Мальтус в книге “Опыт о законе народонаселения...”(1798) обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название демографической проблемы. “Мальтус видел проблему в том, что население растет в геометрической прогрессии, то есть увеличивается с невероятной скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии”.[12] Суть ее в том, что темп развития населения не соответствует темпам роста средств к существованию. Мировое население по мере развития истории нарастает. “Так, к 1825 году население Земли составляло 1 млрд. человек, 1930 — 2 млрд. человек, 1961 — 3 млрд. человек, а в настоящий момент численность населения приближается к 6 млрд. человек. По оценкам специалистов ООН, ежегодный прирост населения составляет 80 млн. человек”.[13] Хотя численность населения увеличивается более, чем на миллион человек каждый день, темпы роста медленно снижаются. Однако сокращение наблюдается только в Китае и промышленно развитых странах. Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что показатели рождаемости сохраняются именно в тех странах, которые меньше всего могут себе позволить иметь большую численность населения. “К 2025 году 83% населения будут жить в Азии, Африке и Латинской Америке”.[14]Таким образом, “население, где жизненный и культурный уровни ниже, растет существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых обществах”.[15] Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых странах воспитание ребенка чрезвычайно дорогостоящий процесс, поскольку в условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение. Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяет принять обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения. Кроме того, в настоящее время повсеместно признается, “что одной из основных причин, а также одним из следствий чрезмерного роста населения, является бедность”.[16] Многочисленные семьи для бедных являются своего рода социально-экономической гарантией.По расчетам ученых, “планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду”.[17] Быстрый прирост населения планеты порождает и обостряет проблему обеспечения его продовольствием.И изменения в сфере продовольственной технологии и социальной организации, использование всех достижений современной науки при одновременном подъеме общей и профессиональной культуры населения помогли бы афро-азиатским странам в обозримом будущем решить или по крайней мере уменьшит остроту проблемы. Но это не значит, что прирост населения может продолжаться неограниченно. Во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель ограниченны и площади их в следствии эрозии почв непрерывно сокращаются. Во-вторых, овладеть сельско-хозяйственной технологией, и производственной культурой нелегко, и на это требуется много десятилетий. В-третьих, многие из развивающихся стран продолжают тратить значительную часть своих финансовых и людских ресурсов на региональные войны, внутренние конфликты. В-четвертых, поверхность Земли, пригодная для проживания людей, ограничена, прирост же населения будет вести к созданию новых городов и уменьшению площади сельско-хозяйственных угодий. В-пятых, прирост населения упирается в ограниченность ресурсов: атмосферного кислорода, пресной воды, районов, чистых от химического и радиоактивного загрязнения. Вышеизложенное подтверждает, что проблема регулирования населения и темпов его прироста превратилась в глобальную. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть населения Земли к требованиям научно-технического прогресса, к жизни в техносфере и переходу на стадию информационного общества, где продуктом человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс, будут знания и услуги.[18] Для упорядочивания роста населения в странах афро-азиатского региона необходимо принять меры по планированию семьи. Однако важно, чтобы такие программы осуществлялись лишь с согласия и при содействии тех, для кого они предназначены. Следует уделить больше внимания вопросам образования и подготовки кадров планирования семьи. Демографическая политика должна проводиться в неразрывной связи с программами развития, призванными повысить доходы бедных слоев населения, уровень грамотности и улучшить положение женщин. 2.4 Энергетическая проблема. Особое внимание необходимо обратить на состояние энергетических ресурсов. Ведь ни экономическое развитие, ни укрепление обороноспособности любой страны, ни охрана окружающей Среды, ни современное сельскохозяйственное производство невозможно без крупных энергетических затрат. Энергетическая проблема стоит настолько остро, что возникло даже понятие “энергетический кризис”.До начала 70-х годов доминирующими энергоносителями, дешевыми, эффективными и технологичными, на которых основывается современная современная экономика, являлись нефть и газ. Обострение энергетической проблемы наглядно обнажило не только ограниченность традиционных источников энергии, прежде всего нефти, но и расточительный характер потребления. В последние 15-20 лет создавались преимущественно высокоэнергоемкие технологии и производств, что приводило не только к нерациональному использованию топлива и электроэнергии, но и к увеличению промышленных выбросов загрязняющих окружающую среду.“Среди современных источников энергии ведущее место отводится атомной энергетике. Преимущество ядерных станций перед электростанциями видят многие в том, что они позволяют традиционные энергоресурсы — нефть, уголь, газ, а также они не загрязняют атмосферу и прилегающие территории золой, сернистыми соединениями и другими вредными продуктами сгорания”.[19]Но современные АЭС далеко несовершенны. Путь, который выбрал человек, стремясь добыть энергию из атома путем его расщепления, устаревший и попросту ошибочный, ибо чреват катастрофой, подобной Чернобыльской. Традиционные энергетические ресурсы почти уже все истощились. К тому же происходит непрерывное удорожание производства сырьевых материалов. Необходимо разрабатывать и переходить к использованию новых, альтернативных видов энергии, о чем будет сказано ниже.По мнению геолога Скинера Б. “не существует ни энергетического кризиса, ни дефицита энергии, а есть громадные ресурсы, которые значительно превышают количества, используемые в настоящее время. Кризис же, связанный с нехваткой топлива, порожден нами же: мы слишком полагались на два недорогих источника и в результате столкнулись с нефтяным кризисом”.[20] Переход на новые, альтернативные источники энергии порождает, проблемы, требует коренной перестройки экономики, больших финансовых затрат. Необходимо будет создать межнациональные системы энергоснабжения. Несмотря на наличие альтернативных источников энергии нужно рационально использовать дешевые энергоресурсы, не упуская из виду проблему окружающей среды. Глава 3. Перспективы развития человечества. Наша цивилизация стоит на пороге катастрофы, гибели все жизни на планете. Этого нельзя избежать какими бы то ни было паллиативами, не меняя кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость перехода к “другой цивилизации”. В литературе на эту тему за последние 15-20 лет, беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация:1. низкой энергетики;2. высокой устойчивости;3. полностью демилитаризованная;4. экологически чистая;5. подлинно человечная.Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни — “альтернативной человеческой цивилизации”. 3.1 Низкая энергетика. Этот “блок” — основополагающий. Именно он диктует все остальное. Невозможно на Земле без конца, или хотя бы еще в несколько раз удваивать производство и потребление энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы и достало — природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа АЭС повышает вероятность нового Чернобыля. Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный перевод иссекающего горючего в категорию хим. сырья(перестать топить ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка: солнечное излучение (в том числе транслируемое из космоса в виде микроволновой электроэнергии, полученной при несравненно более высоком КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли ( пока не используется ), разница температур на поверхности моря и в глубинных слоях(пока только первые эксперименты) , а так же гипотетически-экзотические источники, как магнетизм Земли. Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами. При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий. Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни.Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий.Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища.В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи. Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь, планер и другие — мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения.Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем более сверх крупные города.Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация” несовместима не только с гонкой вооружений, но вообще с существовании на Земле бронетранспортеров с солдатами. Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии. Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность. 3.2 Подлинная человечность. Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии. Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего. “Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные изменения.Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим образом:2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание. Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива.Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства. Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих, четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это — знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников — ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды. Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко отличающейся от существующей.Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала. В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам. Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и умелые, заботливые руки. Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего времени всего общества, в котором основными станут воспитание и образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.Заключение. Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти “само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не задумываясь о том, что за все прийдется платить не только будущим, но и живущим сегодня, молодым поколениям. Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного уровня технологического развития цивилизации.Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность которых может привести к его гибели.Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков. Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных) пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды обитания и мирового хозяйства. Список использованной литературы. 1. Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599.2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. — с.105, 173.3. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.: Политиздат, 1990. — с. 348.4. Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты // Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 82.5. Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 1995. — № 6. — с.151.6. Лесков Л. В. Сематическая Вселенная // Вестник Московского университета. — 1994. — № 2. — с. 3.7. Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 1995. — № 6. — с.152.8. Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.: Наука, 1977. — с. 130.9. Колошин М. И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 105.10. Бакланов А. Г. Сломать механизм гонки вооружений // Международная жизнь. — 1992. — № 5. — с. 76.11. Сохранит ил человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. — М. : Международные отношения. — 1989. — с. 39.12. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. — с.312.13. Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М. : Прогресс, 1984. — с. 256.14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука, 1987. — с. 126.15. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные реализации целей будущего. Опыт систематизации. М., Наука, 1997. — с. 214.16. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.: Политиздат, 1990. — с. 361. kitaphana.kz |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |