Прописи для исправления почерка взрослого. Как исправить почерк взрослому прописи


Прописи для исправления почерка взрослого

Почерк как история жизни

Сегодня по почерку можно определить характер человека. Как будет выведена та или иная буква, каждый особый завиток расскажет о том, каков темперамент и отношение к жизни. Но все-таки есть возможность изменить почерк во взрослом возрасте, сделать его более красивым. Методов множество: курсы каллиграфии, аутотренинг, самостоятельные занятия и даже нейролингвистическое программирование личности. Остановимся на самостоятельных занятиях.

Процесс осваивания письма в детстве — один из самых сложных. Приходится много тренироваться, применить все навыки, приобретенные раннее (занятия мелкой моторики, раскраски, прописи для малышей). Но это было так давно, и за долгие взрослые годы нелегко вспомнить как же выводилась та или иная буква. Доказанный факт, что у многих с возрастом почерк ухудшается. И не стоит не замечать этих изменений. Они могут сказать о многом. например, проблемы психо-неврологические. Плохой, непонятный и неуклюжий текст работодателю может сказать о неорганизованности и неуравновешенности личности. Конечно, это не категоричная проблема. Но ведь постороннему человеку будет не так просто разобраться в каракулях, закорючках и кружочках на той же самой работе. И тогда уйти в отпуск не получится, только если напечатать заявление.

Специалисты каллиграфии и графисты говорят о том, что, изменив почерк, мир вокруг изменится. Стоит проверить это утверждение. Сегодня совсем не сложно скачать в интернете прописи для взрослых. И методом постоянного повторения, начнут проявляться положительные результаты. И со временем станет заметно, хоть и не значительное, но такое существенное изменение повлияет на ход судьбы.

Работа с прописями для взрослых — увлекательное занятие для повзрослевших учеников

Когда человек занимается даже по 15 минут в день, появляется ощутимая польза от прописи для исправления почерка взрослого человека, он не только вспоминает начальные навыки, но и успокаивается. Ведь в этом деле требуется не малая концентрация, внимание, усидчивость и спокойствие, чтобы карандаш шел по бумаге безотрывно. Заниматься самосовершенствованием можно не только дома, но и в качестве небольшого перерыва на работе. Потому что, когда пытаешься выводить карандашом красивые буквы, дыхание должно быть не прерывистым и спокойным.

Красивые прописные буквы, быстрое написание — не просто. Но именно это даст понять окружающем о собранности и самоконтроле человека. Занятия должны проходить регулярно. И только упорство и желание даст свои плоды. И даже если в начале пути исправления кажется, что это бесполезная трата времени, дальше эти сомнения уйдут.

art-assorty.ru

Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте: как это сделать

Конечно, если появилась в этом необходимость, не лениться и пользоваться предложенным руководством, то это возможно. Для получения красивого почерка нужны:

— тетради;

— компьютер;

— ручки;

— рабочее место;

— интернет;

— сборник со стихами.

Начать следует с подготовки рабочего места. Для выработки красивого почерка понадобится ежедневная тренировка. В удобном положении заниматься правописанием легче.

Чтобы получилась красивая запись, следует правильно расположить свое тело. Ни в коем случае оно не должно быть напряженным. Нужно выбрать такой стул, чтобы спина на нем держалась прямой. Ноги поставить на пол, а не в висячем положении.

Правильное освещение не менее важно. Лучше устроиться возле естественного источника света.

Может показаться, что все эти требования предъявляют к детям, когда их учат писать, но как исправить почерк взрослому человеку, который уже через все это прошел когда-то? Не нужно сразу отчаиваться и отказываться от этой затеи, потому что предстоит немного окунуться в детство.

Следует позаботиться о наличии расходных материалов: шариковой и перьевой ручки. Тетрадь должна быть как у первоклашек, с косой линейкой. Это необходимо для выработки наклона. Затем тренировки перейдут на неразлинованных листах формата А4. Пользоваться рекомендуется стихами, написанными поэтами-классиками. Это поможет не только научиться красиво писать, но и усовершенствовать свой язык.

Торопиться не надо, потому что здесь важно добиться цели. Только после того, как будет достигнуто необходимое качество, понадобится увеличить скорость.

Скачав пример хорошего письма из интернета, можно определить вид каллиграфического почерка, чтобы потом по нему тренироваться.

Когда вся тетрадка будет исписана, ученик переходит к чистым листам без каких-либо линий и начинает тренироваться на них. После того как техника будет выработана окончательно, можно писать перьевой ручкой и чернилами.

www.wday.ru

Как исправить почерк взрослому?

Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:

Подготовка необходимых элементов и полноценного рабочего места.

Обеспечение правильного положения тела за столом: спина прямая, локти лежат на поверхности стола.

На расстоянии примерно 30 см от уровня глаз должна быть разложена бумага, на которой и будут выполняться упражнения.

Шариковую ручку необходимо держать тремя пальцами – большим, указательным и средним так, чтобы расстояние от них до бумаги составляло не более 1 см.

Выбранная буква должна писаться столько раз, сколько потребуется для совершенного результата, если вы серьезно задумались над тем, как исправить свой почерк.

Упражнения для красивого почерка

Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать, предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:

Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.

Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.

Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.

Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.

Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью, но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.

www.polsov.com

Можно ли исправить почерк у взрослых, как писать буквы красиво

Вы давно окончили школу, но ваш почерк, как и в школьные годы далек от идеала? А так хотелось бы писать красиво, подписывать открытки не корявыми буквами, а так, чтобы все просили что-то подписать именно вас? Но школа давно позади, и кажется, что время уже упущено. Не спешите огорчаться – почерк при желании можно исправить! Сейчас мы дадим вам несколько советов, как это сделать.

  • Купите прописи и тетрадки в косую линейку. Как в первом классе. Приобретите также помимо ручки карандаши и фломастеры. Пусть рука привыкает к разным инструментам для письма. Не лишним будет начинать писать не шариковой, а перьевой ручкой, почерк с ней становится «особенным».
  • Устройтесь удобно за столом, так, чтобы свет падал слева, чтобы вам ничего не мешало и не отвлекало вас.
  • Подберите образец письма, который вам нравится, на который вы хотите сделать похожим свой почерк.
  • Начинайте медленно буква за буквой выводить алфавит. Тренируйтесь до тех пор, пока вам не понравится результат.
  • Когда буквы получились почти идеальными, пишите их сочетание, например «ао», «ау», «аи» и т.д.
  • Когда и этот навык освоен – можно писать предложения и тексты.
  • Если вы дошли до идеала и тут – берите лист формата А4, расчертите на нем горизонтальные линии и старайтесь писать так, чтобы все буквы были одного размера, с одинаковым наклоном. Со временем это будет получаться само собой.
  • Не забывайте, что в исправлении почерка одну из главных ролей играет систематичность. Чем чаще вы садитесь за письмо, чем чаще вы повторяете пройденное – тем быстрее ваш почерк будет похож на тот, к которому вы стремитесь.
  • Не надейтесь, что у вас все получится за день или неделю. Процесс корректировки, а не изначального обучения может занять гораздо больше времени.
  • Попробуйте совместить тренировки с аутотренингом – закройте глаза, расслабьтесь, и представьте, как вы пишите на воображаемой доске красивым и каллиграфическим почерком. Такую методику можно скачать в интернете. По словам Гуру аутотренинга уже через месяц таких «занятий» ваш почерк станет меняться в лучшую сторону. Не забывайте – один аутотренинг, без реальных тренировок даст какие-то серьезные результаты.
  • Также можно воспользоваться нейролингвистическим программированием. Метод схож с предыдущим, только теперь вам нужно представить старый почерк во всех подробностях, и мысленно заменить его на новый, каллиграфический.
  • Ну и последний. Практически беспроигрышный вариант – обратиться к профессионалам. Запишитесь на курсы каллиграфии, и вам достаточно быстро «поставят руку».

Видео: Можно ли исправить почерк?

babytoday.ru

Как исправить почерк ребенка - обзор методик и упражнений для школьников

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям почерк их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе.
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв.
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия.  Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.
  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Некоторые педагоги рекомендуют родителям первоклашек заранее приобрести специальную насадку для правильного захвата ручки.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Как исправить почерк у ребенка: прописи для коррекции почерка

Из-за неразборчивого почерка у вашего ребёнка возникают проблемы с учёбой? Если он испытывает трудности при написании прописных текстов и у него заниженные оценки по русскому языку в школе, то предлагаем узнать, как улучшить почерк у ребёнка.

Каллиграфия является особым видом в изобразительном искусстве. Мало кто сейчас может похвастать безупречным каллиграфическим почерком. Но сегодня предъявляются требования не столь к изяществу почерка, столько к его разборчивости и аккуратности.

Если ваш ребёнок только начал учиться писать прописные буквы, то бить тревогу из-за «корявости» письма не стоит – его почерк только вырабатывается. Но если учителя начинают жаловаться на почерк школьника, да и вам самим сложно разобрать написанный им текст, то нужно выяснить причины.

Какой почерк у школьников требует коррекции:

  • слова и предложения «съезжают» вверх или вниз с линейки;
  • ваш ребёнок многие буквы пишет так, что их сложно отличить одну от другой;
  • буквы и слова имеют разный угол наклона;
  • нажим ручки либо слишком сильный, либо слишком слабый;
  • школьник пишет либо очень мелкие, либо чрезмерно крупные буквы;
  • прописные буквы в тексте разного размера;
  • ваш ребёнок начинает писать текст в произвольном месте на бумаге;
  • ученик путает буквы, неверно соединяет их между собой.

Из-за чего почерк вашего ребёнка может стать неразборчивым и неаккуратным. Такое нарушение может быть вызвано:

  • недостаточным развитием мышц кистей и моторики мышц, отвечающих за точность мелких движений рук;
  • чрезмерной активностью;
  • проблемами с концентрацией внимания;
  • неврозами или дислексией.
  • Итак, вы выяснили, какие отклонения в правописании имеются у вашего ребёнка и настроены на их исправление. Что для этого вам понадобится:
  • прописи для исправления почерка у детей;
  • качественная шариковая/гелевая ручка;
  • тетрадь для первого класса, где имеются упражнения с прописыванием различных линий и элементов буков с пунктирными обозначениями.
Продолжительность занятий с ребёнком не должна превышать 40 минут. А упражнения с непрерывным письмом не должны длиться более 10-15 минут.

Несколько полезных рекомендаций:

  • Сделайте ваши занятия увлекательными, чтобы ребёнку было интересно работать над улучшением своего почерка. Расскажите ему, как важно иметь хороший почерк и об искусстве каллиграфии.
  • Особенно хорошо помогает в улучшении почерка классическая чернильная ручка с пером. Она всегда имеет один угол наклона и буквы получаются ровными и красивыми.
  • Ребёнку может понравиться и рисование прописных букв кистью гуашью или акварельными красками.
  • Следите за осанкой ребёнка во время письма. Приучайте его правильно сидеть и держать ручку, чтобы в дальнейшем он всё это делал автоматически.
  • Если ваш школьник слишком давит на ручку или в письмо вовлекается вся рука, то он быстро устанет. Научите его писать более расслабленно.
  • Вы заметили, что нажим слабый, тогда важно уделить время и физическим упражнениям по укреплению мышц верхнего плечевого пояса.
  • Если ребёнок плохо видит линейки или пунктир, то возможно, у него проблемы со зрением. Необходима будет консультация у окулиста.

Для улучшения моторики мышц пальцев занимайтесь с ребёнком лепкой пластилина, складыванием паззлов, рисованием, конструированием или нанизыванием бусинок. 

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Персональный сайт - Как исправить плохой почерк

Как исправить плохой почерк? (скачать)

1.Вступление. Цели и задачи обучения чистописанию. 2.Психофизиологические особенности формирования графических навыков. 3.Принципы, методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма. 4.Недостатки формирующихся почерков и их исправление. 5.Плохой почерк: проблема ли это? 6. Нужно ли исправлять плохой почерк? 7.Передаётся ли плохой почерк по наследству? 8.Советы родителям по исправлению плохого почерка ребёнка. 9.Заключение. 10.Приложеня. Образцы почерка второклассников и учителя. Образец ажурной салфеточки к урокам чистописания в 3 классе.

В нашем постоянно прогрессивно меняющемся мире, в век компьютеризации нам не приходится много писать от руки. Документы, деловая переписка оформляются печатным шрифтом на компьютере. Для многих людей, имеющих некоторые проблемы с почерком, это обстоятельство значительно облегчает жизнь. А для наших детей этот навык, возможно, и вовсе станет третьестепенным. Но существует Инструктивное письмо №364-М от 01.09.80г. "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей", которое никто не отменял. И самое первое из перечисленных в нём требований - это "Писать в тетрадях аккуратным, разборчивым почерком". Поэтому и основной целью уроков письма и каллиграфических минуток на уроках русского языка в начальной школе является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Ведь очевидно, что оной из положительных характеристик личности является обладание удобочитаемым, чётким и по возможности красивым письмом. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное. Поэтому учитель младших классов должен приложить максимум усилий и творчества в своей работе, чтобы выработать у каждого ребёнка хороший почерк. Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и чёткому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

"Корявый почерк" - источник массы неудобств взрослых (как на работе, так и в быту). А школьникам нередко снижают отметки в сочинениях и контрольных работах, засчитывая за ошибку непонятно написанную букву. Выработать у учащихся чёткое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, процесс этот длительный и продолжается и в средней школе. Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3-х лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль - ребёнок что-то рисует (домик, солнце, дерево и др.), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребёнка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребёнка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить её. Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребёнка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека и связан с работой всех участков коры головного мозга. Ведь все мы знаем, что умственные способности ребёнка формируются в деятельности, поэтому его нужно как можно больше вовлекать в разнообразную интересную работу. Неоценимую помощь, прежде всего своему ребёнку, а также учителю, оказывают те родители, которые творчески подходят к воспитанию своих детей, регулярно занимаются с ними, играют в различные развивающие игры, покупают разнообразные игрушки, книжки-раскраски и т.д. Хорошо, если ребёнок посещает детское дошкольное учреждение, где развивающие занятия проводятся регулярно. Однако некоторые трудности в обучении письму у ребёнка всё равно будут. Это обусловлено тем, что, во-первых, у шестилетних детей к моменту поступления в школу ещё не закончено окостенение пальцев кисти; во-вторых, движения, совершаемые во время письма, несколько отличаются от тех, которые нужны при рисовании и лепке (наиболее близких к письму видах деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. Поэтому учителю нужно помочь ребёнку на первых порах преодолеть возникающие трудности и при этом сохранить его интерес к обучению письму.

Медики говорят: "Лучше предупредить болезнь, чем лечить её". Аналогично можно сказать и в отношении обучения детей письму: "Лучше создать благоприятные условия для формирования хорошего почерка, чем потом исправлять плохой". Кратко расскажу о применяющихся в современной школе методических приёмах и принципах обучения каллиграфическим навыкам письма, которыми пользуюсь в работе и я, и всякий творчески работающий учитель, коими являетесь и вы, уважаемые коллеги, в чём я не сомневаюсь. Большая нагрузка на учащихся в обучении письму ложится в 1 классе.

Формирование навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывается на определённых принципах обучения. Принципы обучения чистописанию включают как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к сложному, повторность, наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят своё специфическое воплощение в конкретной работе по чистописанию. Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении чистописанию, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования образцов хорошего письма - один из основных путей формирования чёткого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Это значит, что навыки, приёмы, привычки, которые формирует учитель, обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им. Так учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и т.д.

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения. Упражнение - это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение. Упражнение - самый старый приём приобретения навыка. Но если упражнение превращается просто в повторное исполнение, без анализа исполненного, то оно становится механическим и малоэффективным. Поэтому упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Обязательно результат письма должен быть проанализирован учителем вместе с детьми с целью уточнения недочётов письма и дальнейшего их предупреждения. Для этого можно предложить детям самим подчеркнуть наиболее удачные написания, либо проверить работу соседа. Учитель в мягкой форме указывает на недочёты, стараясь больше найти положительных моментов в письме ученика, чтобы интерес к письму у ребёнка не упал. Особенности развития организма ребёнка учитывается при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Поэтому на первых порах в 1 классе не следует торопить детей. Учитывать возрастные особенности детей необходимо, чтобы обеспечить в течение всего урока интерес их к записываемому материалу, внимание и работоспособность, предупреждать перегрузку мышечного аппарата руки шестилетнего ученика. В этих целях провожу систематическую работу с детьми по выполнению правил посадки, положения тетради, руки как в начале, так и в течение всего урока, особенно перед записью материала. Это могут быть и требования, предъявляемые к коллективу всего класса, и индивидуальная помощь тому или иному ученику в принятии правильной рабочей позы и проведение специальных контролирующих упражнений. Наряду с этим планирую 3 физкультминутки, проводимых обычно после записи 2-3 строк в тетради. Естественно, что после работы над каждыми 2-3 строками чередую письмо с устными видами упражнений (анализ буквы, сличение с написанным образцом, нахождение лучших букв, недочётов, объяснение их причин, показ на доске и пр.) Физкультминутки могут проводиться по-разному: стоя, сидя, в движении; молча, с речёвкой, под музыку, специальные расслабляющие упражнения для глаз и др. У каждого учителя есть свой набор таких физкультминуток. Важно, чтобы эти упражнения были подобраны с учётом их максимального воздействия на группы мышц шеи, спины, груди, рук. Обязательно перед выполнением письменных заданий включаю специальные подготовительные упражнения. Это могут быть такие упражнения, как сгибание и разгибание пальцев руки, имитация пальцами игры на пианино, стука дождя по крыше, вращательные движения кистей рук, рисование фигур в воздухе, имитация руками различных действий человека (колем дрова, пилим бревно, стреляем из лука, срываем с дерева яблоки и т.д.)

Привлекает внимание учащихся к записываемому материалу, снимает усталость, повышает работоспособность и использование в уроке игр, игровых ситуаций, игровых и занимательных заданий. Н-р, игра "Полубуковка", где дети должны узнать букву по её половине; игра " Бюро находок", где дети должны назвать или написать букву, которая потеряла элемент, записанный учителем в "окне находок" и другие дидактические игры, которые знает любой учитель начальных классов.

Возможность увеличения скорости письма зависит от способности совершать лёгкие, свободные движения, что можно характеризовать как плавность письма. Чтобы развить большую свободу и гибкость движения пальцев и кисти при письме, обычно проводятся упражнения в виде рисования бордюров, штриховка мелких форм, росчерков, петель по написанному на доске, плакате, в тетради, требуя от детей "писать" то пальцами, то кистью в зависимости от предлагаемого рисунка, его размера, по мере развития руки, воспроизводить письменно. Одни из них способствуют развитию подвижности руки сверху вниз и обратно или слева направо и обратно, другие развивают подвижность пальцев и т.д. Упражнения такого типа усложняются от класса к классу, выполняются письменно в 3-4 классе и способствуют развитию плавности движений. Так на минутках чистописания в 3 классе мы работаем с детьми над "вязанием" ажурных салфеток. Я заранее заготавливаю из альбомной бумаги для каждого ученика квадрат, на котором черчу строчки по краям в несколько рядов. На уроке мы с детьми заполняем 1-2 строчки разными узорами из разных сочетаний букв, их элементов или интересными росчерками. Узоры предлагаю сама или дети фантазируют их. В результате у каждого ученика получается красивая неповторимая салфеточка.

Обучение письму строится по принципу постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному. Так, дети 6 лет могут выполнять, не отрывая руки, сначала элементы движения, составляющие буквы, затем буквы, затем буквосочетания, где соединения выполняются естественными ритмичными движениями. Позднее и постепенно вводятся более сложные соединения с овальными и полуовальными буквами. Здесь отмечу, что современная методика упростила приёмы безотрывного письма. Верхнее повторное соединение с овальными и полуовальными буквами заменила на нижнее, более удобное, по мнению психологов, для кисти учащихся при построении письменных знаков.

Переход от простого к сложному происходит и в процессе работы над формой букв на минутках чистописания в послебукварный период. В первую группу букв входят графически более простые буквы, в последующие - более сложные по своим начертаниям. Такая организация работы над формами букв - по группам (на основе сходства написания) в порядке нарастания графических трудностей - называется в чистописании генетическим принципом.

Обучая детей чистописанию, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (близорукие, дальнозоркие), замечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подёргивание руки во время письма и др.) Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладёт тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или очень скоро пишет и т.д. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу по чистописанию, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. Обязательно на уроке изучения новой буквы прохожу по классу, смотрю, как пишут дети, кому трудно, помогаю - беру руку ребёнка в свою руку и прописываю букву вместе с ним. Ученик лучше понимает как писать, а я чувствую как ведёт себя рука ребёнка (слишком напряжена или расслаблена). Так потихоньку не спеша овладеваем письмом вместе. Так поступала моя первая учительница, Писанова Екатерина Васильевна, так делаю и я. В период адаптации первоклассников к школьному обучению на первом же родительском собрании рассказываю родителям о том, как им следует организовывать работу с детьми дома, на что обращать внимание, чтобы безболезненно приучить ребёнка к учебному труду.

На первых этапах обучения грамоте важен принцип совместного обучения чтению и письму, введённый ещё К. Д. Ушинским. Этот принцип оправдал себя в практике обучения в течение более ста лет и успешно реализуется в настоящее время. Кратко рассмотрим, какими приёмами должен пользоваться учитель при обучении детей чистописанию, отметим при этом, какие из приёмов являются главными.

1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, предложений во время этого показа. Это и есть основной приём обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова). Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как пишет учитель. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно ещё раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твёрдо не усвоили способы написания букв и их соединений. Если учащиеся впервые пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать часто. Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Здесь следует знать, что не следует вызывать детей к доске с целью дать образец письма, так как движения руки в процессе письма на доске не соответствуют движениям руки в процессе письма в тетради. Обучение письму на доске следует начинать после того, как дети уже уверенно пишут в тетрадях.

2.Другим приёмом при обучении чистописанию следует считать списывание учащихся с готового образца - прописи, образца учителя на доске или в тетрадях. Это очень старый приём, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. При списывании с образца учеником производится его зрительный анализ. Это активный мыслительный процесс и хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец ещё и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено. Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым разборчивым почерком.

3.Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что осуществляется учащимися без достаточного осознавания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении, тогда копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Поэтому учителю нужно следить, как идёт процесс копирования. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения. Однако длительное использование этого способа нежелательно, поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика. Я сама пользовалась этим способом, когда обучение в начальных классах было три года. Тогда в прописях учащимся предлагалось один или два раза обвести по точкам новую букву. Дети боялись писать в прописях, достаточно не поупражнявшись дополнительно. Тут меня и выручала калька. Теперь же в современных прописях даётся обвести по точкам целых две строчки новую букву, и использовать кальку нет надобности.

4.Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот приём отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Недостаток этого приёма заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца. Как копировальный способ, так и воображаемое письмо - это вспомогательные приёмы, которые, помимо прямого влияния - усвоение движения, восприятие формы, привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.

5.Анализ формы букв. Можно анализировать форму буквы, раскладывая её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Но после этого учитель обязательно должен показать образец письма, так как буква может состоять кроме видимых элементов и скрытые от глаз соединительные линии между элементами.

6.Одним из приёмов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма. В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

1)Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном. 2)Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга. 3)Писать надо красиво.

Со 2 класса вводятся такие правила: 1)Буквы в словах надо писать одинаковой высоты. 2)Слог пишется безотрывно. 3)Писать надо красиво.

В 3 классе к этим правилам добавляется требование писать нt только красиво, но и быстро.

7. Важным приёмом обучения чистописанию является письмо под счёт или в такт счёту. Этот приём при обучении письму применялся давно. Письмо под счёт способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Этот приём оживляет работу, организует весь класс, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный приём, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

8.Одним из приёмов обучения можно считать приём показа ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. Все перечисленные приёмы мы с вами активно используем в своей работе. Итак, мы рассмотрели основные методы обучения письму в современной школе. Каждый из них прошёл большой исторический процесс становления и в практике широкого обучения в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.

Недостатки формирующихся почерков и их исправление.

Индивидуальные особенности почерков учащихся, хотя и не до конца сформированные, выявляются с самого начала обучения, и становятся более отчётливо заметны к 3 и 4 классу. И особенности эти зависят от многих причин. Одной из определяющих причин является обучение процессу письма, графическим навыкам. При этом самым решающим образом на качество формирующегося навыка оказывает влияние начало обучения письму, когда впервые формируется образ буквы, образ письменного слова и впервые эти образы реализуются в двигательном исполнении.

Фундамент хорошего почерка закладывается в период обучения грамоте и в 1 и 2 классе. Поэтому учитель должен быть очень требователен к себе, к качеству своего письма. В процессе первоначального обучения неблагоприятно действуют на складывающиеся навыки письма два фактора:

1. Образцы письма учителя. Если почерк учителя на доске и в тетрадях имеет значительные или даже не очень значительные недостатки, ученики невольно копируют эти образцы. Поэтому я всегда стараюсь и контролирую себя. 2. Отсутствие социального обучения со стороны учителя. Дети просто списывают с прописей, не получая обратной связи о том, как они пишут, в чём недостатки их письма, как их надо исправлять, не получая оценки за качество письма. Когда учитель не требует хорошего качества письма. То почерки складываются стихийно. И если при этом предъявляется требование неоправданно большой скорости письма. То формируются небрежные, малоразборчивые почерки.

На формирование почерка учащихся оказывают их индивидуальные особенности. 1. Отношение к обучению письму. Обычно в первые годы обучения дети прикладывают больше старательности. На более поздних ступенях обучения некоторые даже хорошо успевающие ученики не хотят писать лучше, спешат и пишут небрежно. 2. Некоторые дети пишут значительно медленнее, чем этого требует программа по русскому языку. В результате они спешат, нарушая правила каллиграфии. И у этих учащихся начинается ломка почерка, успехи в каллиграфии оказываются очень низкими. 3. Отдельные учащиеся, даже старательные, не могут хорошо писать в силу каких-то заболеваний, нарушения зрения или моторики.

Состояние здоровья детей, наличие таких заболеваний, как ревматизм, неврозы и др., может сказаться на возможности обучения графическим навыкам письма. При наличии диагноза учитель должен соответственно отнестись к таким учащимся, не снижать им оценку за чистописание, разрешать отрывы при письме, если им это удобно, учить их более медленному, но тщательному письму, рекомендовать писать крупнее или мельче. Конкретные указания зависят от индивидуальных почерков.

Следующие случаи должны серьезно насторожить учителя уже в I классе:

1. Учитель не может разобрать ничего из написанного, кажется, что наклон влево. Надо взять листок и посмотреть с обратной стороны на свет. Если при этом учитель все может прочесть, значит, ученик пишет зеркально:

Отдельные зеркальные ошибки в письме (перевертывание букв) обычно исправляются легко самим учителем путем анализа буквы, прописыванием буквы совместно с учеником и др. Если же у ученика полностью зеркальное письмо, надо об¬ратиться к психоневрологу.

2. Ученик правой рукой пишет очень плохо, медленно. Надо проверить скорость его письма, например, одной буквы ш и сравнить со скоростью письма этой же буквы левой рукой. Большая скорость письма левой рукой обычно говорит о том, что ученику легче писать левой рукой. Необходимо ли ему переучивание на письмо правой рукой, или он должен обучаться писать только левой рукой, должен решить врач-психоневролог.

3. Характер письма ребенка говорит о том, что при письме у него дрожит или иногда подергивается рука, почерк нарушен. В таком случае надо обратиться за советом к терапевту и психоневрологу, которые определят характер заболевания, назна-чат лечение, дадут советы учителю, родителям.

Тогда, когда у детей более заметна индивидуальная манера письма, наблюдаются вполне устранимые недостатки почерка. Можно указать на ряд таких недостатков:

Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися (прописывание слов и тетрадях, списывание с прописей анализом). Надо отметить, что в III и IV классах у детей начинает ярко выражаться индивидуальная манера письма, вырабатывается почерк.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся и сформировать почерк более отчетливым, достаточно быстрым, чтобы он приближался к прописным образцам. Учитель должен выявить, в чем причина нарушения в письме того или иного ученика. Возможно, причиной может быть под-ражание стилю письма другого ученика, взрослого; возможно, в основе нарушения лежит небрежность или быстрая утомляе¬мость ученика, слабость руки, неправильная поза во время письма и др. В зависимости от причины нарушения учитель намечает и меры по исправлению индивидуальных недостатков в письме учащихся.

Исправлением плохого почерка младшего школьника должен быть заинтересован не только учитель, но и родители. Вот какие советы можно дать родителям. Необходимо выделять для занятий каждый день на исправление почерка по полчаса. Эти занятия должны проходить в отдельное от приготовления уроков время.

Подберите специальные упражнения для занятий или приобретите в магазине уже готовую тетрадь с упражнениями, но не заставляйте писать ребёнка по принципу "чем больше, тем лучше и без разницы что". Задания должны быть весёлые и интересные для ребёнка, развивающие моторную и зрительную координацию. Это могут быть такие задания, как: - обвести рисунок с внутренней стороны или с внешней; - прочертить путь карандашом между двумя извилистыми линиями; - Рисуйте с ребёнком по клеткам, придумав рисунок сами или взяв за образец узор для вязания; - нарисуйте рисунок без каких-либо элементов и предложите ребёнку дорисовать его.

Если такие занятия регулярно проводить с малышом, то вскоре кривые и неуверенные линии превратятся в чёткие и правильные. Не забывайте тренировать пальчики ребёнка, собирая конструктор с мелкими деталями, складывая узоры из мозаики При подготовке к моему выступлению я поинтересовалась в интернете данной проблемой. И я нашла несколько объявлений от фирм, которые готовы помочь исправить почерк даже взрослому человеку. Секреты своих методик они не раскрывают, говорят, что они авторские и запатентованы. Но я поняла, что они заключаются всё в том же прописывании элементов букв и самих букв по прописям каждый день по несколько часов. Ничего другого здесь придумать и невозможно. Результат такого переучивания зависит от многих факторов. Одни люди очень довольны результатом, другим не помогло, т. к. писать приходится быстро и почерк портится.

Вот что пишут люди по данной проблеме. -Почерк - это черта характера. Над тем и другим надо работать. Учиться писать можно в течение всей жизни.

-Спасибо за поднятую проблему! Работая в школе учителем, постоянно сталкиваюсь с проблемой "плохого почерка" у школьников. Исправить, по моему мнению, "плохой" почерк можно. Моим родителям удалось помочь мне исправить почерк в четвёртом классе. Для этого мой папа купил прописи и сидел рядом со мной, пока я выписывала буквы каллиграфическим почерком. Можно, конечно сослаться, что у современных родителей мало времени. У моих родителей было трое детей - школьников, папа работал на руководящей должности, мама - экономистом. Занятые люди. Но время для решения наших проблем всегда находили.

-Почерк - это индивидуально. Главное, чтобы голова хорошо работала.

-Моя старшая дочь (6 класс) считает, что ее ужасный почерк - очень даже хорош, исправлять его она не видит смысла. Насильно заставлять ее мы не можем. Поэтому я думаю, что каждый сам должен решать исправлять его или нет.

-Почерк во многом зависит от старания ребенка и его усидчивости.

-Обсуждали этот вопрос с коллегами, сошлись во мнении, что если ребенка насильно заставлять писать красиво, т.е. переучивать, это может повлиять на его успеваемость, т.к. ребенок будет затрачивать свое время на красоту, а не на правильность.

-Обсуждали этот вопрос с коллегами, сошлись во мнении, что если ребенка насильно заставлять писать красиво, т.е. переучивать, это может повлиять на его успеваемость, т.к. ребенок будет затрачивать свое время на красоту, а не на правильность.

-С одной стороны, почерк отражает особенности характера человека, а с другой стороны - это качество, которое поддается влиянию, его можно и необходимо исправлять, если почерк действительно небрежный и "нечитаемый". Неразборчивое написание текста - это неуважение к тем, кто будет это "творение" читать, кроме того, писать неразборчиво непрактично, т.к. правильно написанное слово может быть оценено, как написанное с ошибкой. Лучшего средства для исправления почерка, чем прописи и старание самого ученика, наверное, не существует.

-По моему мнению, если ребенок уже переступил порог 6-7 класса, то тут уже исправлять что-то бесполезно, да и не вижу в этом смысла. Но это только в тех случаях, когда у ребенка на самом деле такой почерк, а не просто прихоть ленивого. Но, если он сам хочет его исправить - пусть попробует. К тому же, вполне вероятно, что в будущем, поступив в другие учебные заведения, он может испортить свой почерк быстрым написанием лекций и т.п. Теперь кратко о том, виновата ли генетика в плохом почерке, передаётся ли плохой почерк по наследству? На этот вопрос отвечает психолог Анна Чижова. Действительно, различные характеристики почерка могут дать некоторую информацию о темпераменте и характере человека, психологическом состоянии в момент написания. Существует наука графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего.

В чем же причина проблем с почерком? Часто решающую роль играет генетика. Люди, занимающиеся графологией (наукой о почерке), утверждают, что собственно почерк не передается по наследству. Но могут наследоваться особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. Причины плохого почерка могут быть связаны с социальными ожиданиями. Стремление к совершенству обычно считается женской особенностью. Мальчики же часто не стремятся к улучшению своей внешности или своего почерка. Чтобы исправить почерк, вовсе не нужно заставлять сыновей постоянно писать. Можно увлечь ребенка играми, активно развивающими моторику. Например, конструировать модели и лепить из пластилина, глины. Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. На почерк возбудимых и неусидчивых детей очень влияет их эмоциональное состояние и самочувствие. Нельзя ругать ребенка и кричать на него, когда он пишет, так как у ребенка может начаться "писчий спазм" - зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным.

Почерк может свидетельствовать и о некоторых нарушениях психики и головного мозга. Стоит беспокоиться, если: буквы очень мелкие, похожи на бисер, а строчки жмутся друг к другу; очень сильный наклон вправо или влево, усиливающийся к концу строчки; буквы угловатые, заостренные, все разной величины, а нажим очень сильный.

Научиться писать красиво может любой здоровый человек. Помехой красивому почерку может быть только серьёзная неврология: неврологическая травма - нарушение связи с центром письма в коре, или нарушениями мелкой моторики из-за родовой травмы. Психологи считают, что это не лечится. Но можно перехитрить себя. Н-р, начать писать печатными буквами. Даже написанные плохим почерком они на порядок разборчивее. Есть мнение, что плохой почерк - всего лишь следствие невнимательности и лени ребенка. Но это не так. За письмо отвечает не рука, а голова. Чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков. Поэтому проблемы, связанные с письмом, могут говорить о нарушениях работы мозга. Чаще всего речь идет не о серьезных патологиях, а об особенностях мозговой организации. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные) и амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Но есть гораздо более серьезная проблема - дисграфия (частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках), которая возникает в результате нарушения нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. При дисграфии слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы - перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, огромное количество ошибок и исправлений. В таком случае родителям следует обратиться к специалистам - неврологу, логопеду, психологу. На консультации специалисты определят, в чём именно кроется причина плохого почерка ребёнка. Какие советы можно дать родителям и педагогу по исправлению плохого почерка ребёнка, если это не дисграфия и дислексия. Если взрослые переживают исключительно из-за красоты, то беда не так велика. В конце концов, самое главное - чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. Эстетика - дело десятое. К примеру, в большинстве англоязычных стран давно отказались от понятия "красивый почерк"- там все карябают, как придётся, полупечатными буквами - лишь было бы можно прочитать. От руки пишут лишь коротенькие записочки - основная письменная работа проводится на компьютере. Но в наших школах красивый почерк до сих пор в цене - стало быть, и о красоте пока приходится заботиться.

1. Не следует родителям дошкольников учить детей прописным буквам по прописям. "Раньше" - не значит "лучше". Рука ещё не устоялась, ежедневные интенсивные занятия с малышом нереальны. Учителю придётся переучивать неправильно сформированный двигательный навык. Если родители хотят, чтобы в школе у ребёнка не было проблем с чистописанием, готовить его к письму нужно заранее. Но не при помощи прописей. Для развития мелкой моторики прекрасно подходят лепка из пластилина, рисование игра с конструктором, мозаика, плетение из бисера, нанизывание бусинок, наборы для детского творчества, раскрашивание карандаша

olga-solovyewa.ucoz.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность