Рынку труда нужны те, кого нет. Профессии будущего аси


25 профессий будущего: изучаем атлас новых профессий

Какие специалисты будут востребованы через 15-20 лет? Бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили «Атлас новых профессий». Из него следует, что в будущем люди будут ездить на электрокарах по «умным» дорогам, отдыхать в виртуальных мирах и жить в «умных» домах, на крышах которых будут расти овощи и фрукты. Медики смогут менять геном человека и подбирать молекулярную диету. Forbes изучил атлас и отобрал 25 самых интересных профессий будущего, базовое образование по которым можно получить уже сейчас. 

Инженер-композитчик. Подбирает композитные материалы для производства, в том числе с использованием 3D-печати, робототехнических устройств с заданными характеристиками. 

IT-генетик. Программирует геном для лечения наследственных заболеваний и генетических проблем у детей. 

Урбанист-эколог. Проектирует новые экологически чистые города.

Строитель «умных» дорог. Выбирает и устанавливает «умное» дорожное покрытие с датчиками контроля состояния дороги, а также «умные» знаки, разметку и системы видеонаблюдения. 

Оценщик интеллектуальной собственности. Определяет стоимость нематериальных активов: идеи, изобретения, бизнес-модели и т.п.

Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ. Организует работу краудфандинговых платформ, предварительно оценивает проекты для краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и авторами проектов. 

Менеджер космотуризма. Будет разрабатывать туристические программы в околокосмическое пространство, а позднее — на лунные базы и другие космические сооружения. 

Молекулярный диетолог. Диетолог, разрабатывающий индивидуальную схему питания исходя из молекулярного состава пищи и результатов генетического анализа человека. 

Генетический консультант. Специалист по генетическому анализу. Анализирует данные, полученные с диагностических устройств, дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения. 

Сити-фермер. Выращивает овощи и фрукты на крышах и стенах небоскребов. 

Дизайнер виртуальных миров. Создает виртуальные миры со своей природой, архитектурой и своими законами. 

Консультант по здоровой старости. Разрабатывает оптимальные физические нагрузки, образ жизни и систему питания для пожилых людей. 

Прораб-вотчер. Специалист по строительству, который оценивает и, если нужно, корректирует ход строительства с помощью цифровых проектов зданий. 

Экопроповедник. Проповедует экологически осознанный образ жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых.

Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми постепенно: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники. 

IT-медик. Специалист со знанием IT, который создает и управляет базами физиологических данных пациентов, а также проектирует программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. 

Космобиолог и космогеолог. Космобиолог исследует, как ведут себя организмы в космосе, происходят ли генные изменения, и создает экосистемы для орбитальных станций и лунных баз. Космогеолог занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах. 

Проектировщик «умной» среды. Создает программные и технологические решения, позволяющие домам и офисам реагировать на запросы пользователей. 

Сетевой юрист. Разрабатывает законодательство для виртуального мира и сетей, а также разбирается в вопросах защиты виртуальной собственности. 

Мультивалютный переводчик. Организует систему обмена и взаиморасчета традиционных и альтернативных, например электронных, валют. 

Проектировщик медицинских роботов. Специалист, проектирующий роботов и киберустройства для медицины: диагностические роботы, роботы-хирурги, киберпротезы. 

Электрозаправщик. Обслуживает заправки для электротранспорта. Проектировщик 3D-печати в строительстве. Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучшие компоненты для их печати.

Системный горный инженер. Полностью контролирует разработку месторождений: от поисково-разведочных работ до закрытия месторождения. 

Цифровой лингвист. Разрабатывает лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.

omsk.jobsite.ru

10 IT-профессий будущего / Блог компании Атлас новых профессий / Хабр

Потребности человечества при создании информационных систем выходят на новый уровень. Еще несколько лет назад было достаточно уметь в принципе создавать любую информационную систему, действующую с наименьшим числом ошибок и позволяющую автоматизировать единичные процессы деятельности человека. Но уже сейчас разумные информационные системы способны с помощью совершенных алгоритмов заменить собой практически любую деятельность человека.

И именно поэтому требования к информационным системам будущего возрастут в сотни раз — она больше не должна будет просто работать, просто связываться с базами данных и просто хоть как-то реагировать на действия пользователя, сейчас технологии должны быть дружественными к человеку, не отвлекать, не надоедать, не провоцировать неверные действия, автоматически находить проблемы и самостоятельно принимать решения. В данной статье мы проанализируем, почему простого создателя кода в самом ближайшем будущем будет уже недостаточно, чтобы «оживить» информационную систему. А заодно дадим советы, как простому студенту или обычной домохозяйке уже сегодня начинать обретать максимально востребованные в будущем навыки.

Кто: Архитектор информационных систем

Квалифицированный специалист по широкому кругу работ с системами обработки данных. В частности, проектирует базы данных, разрабатывает алгоритмы действия, обеспечивает эффективное обращение пользователей к хранилищам данных, контролирует качество хранения данных, логику хранения и извлечения информации и т.д.

Какие проблемы решает: логика и внутренние алгоритмы любой информационной системы — это ее основа, без которой она просто не сможет существовать. И если ранее за всю структуру отвечали программисты, пишущие конечный код, то уже сегодня схемы взаимодействия, процессы обработки разнородной информации, логика взаимодействия различных блоков стала настолько сложна, что здесь уже не обойтись без отдельно эксперта в данном вопросе

Аналоги: Само название “Архитектор” говорит нам о том, что аналогии стоит искать в строительстве. И если для построения обычной землянки или мазанки на разе развития ИТ отрасли архитекторы не были нужны, то затем. когда здания стали все сложнее, все выше, появлялись все новые приемы, материалы, технологии строительства — именно архитектор, проектирующий общую концепцию здания — начал руководить простыми строителями-каменщиками. На сегодня подобные функции уже выполняют совершенно разные специалисты: ведущие программисты или технические директора, product-менеджеры или даже опытные дизайнеры с системным мышлением.

Какими навыками мышления должен обладать: системное мышление и навыки менеджмента проектами, понимание процессов построения информационных систем и клиентоориентированность. Не помешают также логика 80 lvl, навык четкого определения цели и разбивка пути к ней на несколько фиксированных задач. Отлично поможет профессионалам-архитекторам математический склад ума, техническое образование, навыки построения сложных схем и чертежей.

С чего начать домохозяйке: с планирования домашнего бюджета в табличке excel. Для начала будет достаточно начать ежемесячно составлять план доходов и расходов, определять важнейшие локальные (на месяц) и глобальные (на год) цели и уметь резервировать ресурсы на непредвиденные обстоятельства — это может выпестовать собственное мышление в нужном русле, чтобы в дальнейшем создать развитую архитектуру продуманной до мелочей программы “Семейный бюджет”.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: Трилогия “Матрица”

Кто: Дизайнер интерфейсов

Занимается разработкой и созданием «дружественных», адаптирующихся под человека и безопасных для него интерфейсов оборудования, техники, софта различного уровня. Имеет хорошие компетенции в «юзабилити» (создание интерфейсов, максимально комфортных для пользователя).

Какие проблемы решает: создавать идеальную логику и совершенные алгоритмы обработки информации еще недостаточно для того, чтобы с программой смог взаимодействовать живой человек. А что нужно человеку? — Простой, удобный и эффективный интерфейс, то есть система управления, контроля и принятия важных решений. Информационная система с удобным интерфейсом должна уметь правильно выстроить диалог с конечным пользователем, оповестить его обо всех проблемах или ошибках, дать понять какая именно информация ей нужна на входе и пояснить, что именно получит человек на выходе. Быстродействие и безошибочность управления, эргономика и просто симпатия к происходящему на экране становятся все более важны. Здесь очень важно уметь сглаживать малейшие швы между машинным кодом и особенностями мышления типичного пользователя.

Не стоит забывать также и о том, что интерфейсы будущего — это вовсе не обязательно картинки и пиксели. Умение информативно использовать звуки и запахи, вкус и положение тела в пространстве через 5 лет будут гораздо более важными навыками в профессии, чем навыки иллюстратора.

Аналоги: переводчики с иностранных языков, которые помогают людям понимать чужую речь и вести взаимодействие, невзирая на языковой барьер. Также уже сейчас существуют десятки компаний и тысячи экспертов, так или иначе уже специализирующихся на дизайне интерфейсов. Однако, ввиду низкой престижности таких базовых профессий, изучающих человеческие коммуникации — как педагогика, социология и психология, пока компетенций вышедших оттуда экспертов на сегодня не всегда хватает, чтобы эффективно подружить человека и машину на существующем уровне технологий, что стараются заретушировать с помощью графических иллюстраций.

Какими навыками мышления должен обладать: Способности к идеальной коммуникации, в первую очередь между различными категориями и группами людей, способности поиска общих интересов и выявления первичных проблем. Также очень помогут знания человеческой анатомии, психологии, социологии, большой опыт в педагогике, чтобы правильно обучить человека и систему навыкам общения и даже “дружбы”.

С чего начать домохозяйке: с наблюдений за собственными детьми, с анализа того, как малыши, не зная еще ни одного языка на свете, не умея навыков обращения ни с одним предметом или системой — ловко адаптируются. обучаются, придумывают новые функции и очень быстро обгоняют своих родителей. Именно данный опыт будет потом бесценен при создании адаптированных к людям информационных систем будущего.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: “Робот по имени Чаппи” — сцены с эволюционированием сознания машины при общении с разными людьми.

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: Тот факт, что человек больше не будет должен ежесекундно на протяжении всей своей жизни тянуться к неизведанному, сложному, непонятному. Завтра же сами сложности будут обязаны опустится до его уровня — и это может кардинально поменять всю структуру мышления людей всего за последующие 10-15 лет.

Кто: Архитектор виртуальности

Специалист по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом био- и психопараметров пользователя (в том числе под индивидуальный заказ).

Какие проблемы решает: превращения информационных систем из эпизодических приложений в целые виртуальные миры со своими законами, способами взаимодействия, воплощениями специфических концепций, невозможных в реальности. По сути это творец человеческих грез и мечтаний.

Аналоги: создатели компьютерных игр, создатели MMORG-вселенных, кинематографисты и мультипликаторы. На сегодня создано уже очень много виртуальных вселенных, которые тем не менее плотно вошли в реальную жизнь: это и армия фанатов звездных войн, и ролевики-толкинисты, и геймеры всех мастей.

Какими навыками должен обладать: Мультикультурностью, идеальным творческим началом и совершенным пониманием того, что хочет публика, чего ей не хватает в реальной жизни. Здесь необходимо полное погружение в проблемы, неразрешимые для пользователя в настоящем мире. Здесь никуда не деться от отличных знаний анатомии восприятия человека, его психологии, социологии поведения масс и основ педагогики.

С чего начать домохозяйке: сочиняйте своим детям сказки, придумывайте целые игровые миры, где ребенок сможет фантазировать, обучаться и реализоваться как личность с учетом его индивидуальных талантов и наклонностей

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: Практически любой с хорошей режиссурой и логичным сценарием

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: у данных людей впервые в истории появляются силы и возможности создать для каждого человека и общества в целом индивидуальный ад, наполненный самыми жуткими кошмарами детства

Кто: Дизайнер виртуальных миров

Создает концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир.

Какую проблему решает: детализирует и воплощает все то, что спроектировал Архитектор виртуальных миров

Аналоги: дизайнер обыкновенный, геймдизайнер.

Какими навыками должен обладать: навыками рисования, моделирования, креатива, созданием интересного нарратива и графической детализации

С чего начать домохозяйке: с покупки лицензионного графического редактора 3D Max

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: “Аватар"

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: приземленность человеческого мышления, не позволяющая создавать по настоящему новые уникальные миры, а сводящаяся лишь к попыткам плохо скопировать существующий с теми же законами, фауной и нормами морали.

Кто: Сетевой юрист

Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность).

Какую проблему решает: вносит область норм и права в любые созданные человеком виртуальные миры с поправкой на существующие там изначально установки.

Аналоги: юрист по вопросам авторского права. Также данную профессию в одном лице выполняет Роскомнадзор.

Какими навыками должен обладать: Здесь не обойтись без системного мышления и обширных мультикультурных познаний. Полезно будет также обладать гибкостью мышления, ну и, разумеется, юридическим образованием.

С чего начать домохозяйке: без шансов

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: сериал “Лучше звоните Солу”

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: У людей с негативным настоем, особенно при совмещении с ИТ-проповедником — данная профессия рискует выродится в новый род деятельности “Интернет-инквизитора”, уничтожающего и выжигающего в сети любую мысль, свободу, самовыражение, выходящие за рамки установленных правил.

Кто: Проектировщик нейроинтерфейсов

Специалист, занимающийся разработкой совместимых с нервной системой человека интерфейсов для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами, с учетом психологии и физиологии пользователей.

Какую проблему решает: там где сейчас миром правят рекламные баннеры и броские текстовые слоганы — в скором будущем будет выжженная пустыня, так как предполагается, что в самом ближайшем времени информация человеку будет передаваться прямо в мозг с помощью нейроимпульсов. Минуя всех посредников в виде графических интерфейсов, самого человеческого языка или просто набора образов, в человеческий мозг придут сразу электронные сигналы нужной частоты и силы.Однако такое упрощение и избавление от “посредников” вовсе не будет значить, что передаваемую информацию не нужно будет оптимизировать и наилучшим образом интерпретировать в зависимости от социальных, гендерных и культурных пластов каждого конкретного пользователя.

Аналоги: специалист по UI и UX. Пока проектирование интерфейсов начинается и заканчивается картинками, выполненными в графическом редакторе обязательно на маке последней модели. Как заменить эту технологию на создание уникального кодированного под конкретную личность потока импульсов — пока совершенно не ясно. Вполне возможно, всех сегодняшних навыков будет недостаточно и они будут даже вредить экспертам в попытках взглянуть на процесс обмена информацией по-новому. Все же в “старые меха не влить нового вина” и так далее.

Какими навыками должен обладать: электротехническим образованием с пониманием, что такое единица информации, Знать и уметь использовать методологии и способы шифрования-дешифровки, архивации данных. Помимо этого нужно быть экспертом по человеческому мозгу, чтобы ошибочным импульсом не свести пользователя с ума.

С чего начать домохозяйке: почти все они и так являются гуру по “выносу мозга” всем родным и близким — так что тут ничего прокачивать уже не потребуется.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: “Черное зеркало”, эпизод Белое рождество

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: Экспертам по человеческим нейроимпульсам больше незачем будет помещать в тюрьму всего человека, достаточно будет лишь сковать его сознание.

Кто: Организатор интернет-сообществ

Специалист по организации и модерированию электронных форумов, игровых и образовательных площадок в сети.

Какую проблему решает: самую древнюю — общения и коммуникации между людьми, поиском оптимального решения, умение договориться и направить усилия масс в конструктивное русло.

Аналоги: специалисты по раскрутке групп в социальных сетях, сетевому маркетингу. Уже сегодня в данную профессию уже вовлечены миллионы домохозяек в социальных сетях. Каждый, кто сегодня размещает свое первое фото в инстаграм или создает группу в Одноклассниках — уже может считаться организатором потенциально монетизируемого интернет-сообщества.

Какими навыками должен обладать: отличная устная и письменная речь, харизма и лидерские качества, коммуникабельность и экстравертность, самоорганизованность и экспертные знания по “теории толпы”.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: “Пирамммида”

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: Передовые специалисты в данной профессии получат возможность сформировать из своих рядов состав интернет-правительства будущего. Если предположить такой вариант развития событий, то становится очевидно, что неоткуда больше формировать ряды будущих правителей мира, как не из тех лидеров сообществ, кто уже наглядно продемонстрировал свои организаторские и коммуникативные навыки, и особенно исключительные способности заинтересовать массы, управлять ими и влиять на их настроения.

Кто: ИТ-проповедник

Специалист по коммуникации с конечными пользователями ИТ-продуктов, продвижению новых решений в группы, консервативно настроенные по отношению к передовым технологиям, осуществляющий обучение людей новым программам и сервисам для сокращения цифрового разрыва среди населения.

Какую проблему решает: внедрения новых технологий, решений, методологий.

Аналоги: специалист по обучению, футуролог, преподаватель информационных дисциплин в школах и ВУЗах. Если же смотреть шире, то адептом данной профессии является почти каждый докладчик на тысячах ежегодных ИТ-конференций, симпозиумов и митапов. На сегодня “проповедничество” пока зациклено на самом себе, то есть сегодняшние проповедники тренируются исключительно друг на друге, опасаясь пока выходить с агитационными речами “в народ” — на крупные и разношерстные аудитории людей, далеких от информационных технологий.

Какими навыками должен обладать: Прежде всего это собственно экспертные знания в самой области информационных технологий. также потребуются отличные способности к обучению и самообучению (педагогика), ораторское мастерство и умение заинтересовывать разные категории людей.

С чего начать домохозяйке: попробуйте убедить свою маму завести инстаграм и палку для селфи.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: сериал «Кремниевая долина».

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: Некоторые теологи и историки говорят, что каждая религия в своей жизни переживает период агрессивной экспансии и попыток устранения всех инакомыслящих. Если интернет-религию будет ждать эта же фаза — наступит всемирный Апокалипсис.

Кто: Цифровой лингвист

Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.

Какую проблему решает: делает всех людей ближе и понятнее друг другу

Аналоги: переводчики и сурдопереводчики. На сегодня у экспертов есть опасения, что профессия уже исчезает, так и не успев проявится. Дело в том, что такие мегакорпорации как Microsoft и Google прямо сейчас прикладывают гигантские усилия для создания онлайн-переводчиков, умеющих в режиме реального времени адаптировать потоковую информацию для пользователя в любом уголке земного шара:

Какими навыками должен обладать: филологическое образование, владение несколькими языками, знание культурных особенностей разных стран и народов, корректировка смысловых и эмоциональных оттенков передаваемого текста.

C чего начать домохозяйке: с попытки адаптивно переводить один и тот же англоязычный текст для детей разного возраста.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: Звездные войны (все диалоги R2D2 и C3PO)

Кто: Разработчик моделей Big Data

Специалист, который проектирует системы сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели.

Какую проблему решает: ограничений человеческого мозга в возможностях обработки гигантских потоков информации и нахождении в них едва заметных закономерностей.

Аналоги: архитектор баз данных, программист на бэк-энд. На сегодня уже по всему миру ведутся разработки таких супераналитических систем, собирающих массу разнородной информации и интегрирующих полученные выводы в другие информационные системы для улучшения их работы. наиболее ярким примером такой системы является Watson:

Какими навыками должен обладать: логической организацией ума, физико-математическим образованием, умением выстраивать сложные алгоритмы и модели.

С чего начать домохозяйке: с попыток выяснить у мужа, в какой день недели в какое время суток в каком месте в какую погоду при каком ветре на какой прикорм под какую закуску лучше всего идет пескарик и почему именно эта рубашка у него — самая “счастливая”.

Художественный фильм, наглядно иллюстрирующий суть профессии: Терминатор 3, сцены борьбы человечества с мощным вирусом

Возможные проблемы, которые может создать появление данной профессии: Уже сегодня нужно найти ответ на вопрос: “Как быстро очередная Скайнет поймет, что человек — лишний вирус в ее экосистеме?”

К чему были эти попытки вообразить и проанализировать будущий рынок труда?

Первое — не стоит воспринимать данный прогноз буквально, так как человеческое ассоциативное мышление, свойства обработки информации и индивидуальный опыт значительно выходят за рамки любой существующей или ожидаемой профессии. “Талантливый человек талантлив во всем,” — данная поговорка как нельзя лучше иллюстрирует полную невозможность формализации нескольких миллиардов людских абсолютно уникальных мыслительных систем и навыков — к списку из нескольких профессий.

Второе — деятельность лучших экспертов в любой профессии уже сегодня далеко выходит за рамки существующих ГОСТов и нормативов, проникая в смежные области, создавая маш-ап из собственных способностей и представленного поля для роста и самореализации. Возможно, все вышеописанные профессии будут суммированы в единую “Мастер по искусственному разуму”, а может каждая из профессий текущего списка логически распадется еще на несколько составных, с учетом текущих потребностей того времени: “Специалист по онлайн-образованию”, “Уничтожитель лишних невостребованных информационных систем”, “Борец за права роботов”, “Следователь по поиску неоцифрованной информации” и т.д.

Ну а может, все пойдет совершенно по иному пути и архитекторов и нейродизайнеров заменят интернет-военные или виртуальные хлеборобы, интернет-гипнотизеры или виртуальные роженицы. В любом случае новая эра только приоткрывает нам завесу, дальше обязательно будет жутко интересно — не переключайтесь!

Прочитать подробнее про профессии будущеге можно на сайте атласа новых профессий

habr.com

Новости исследовательских центров - «Атлас новых профессий» от бизнес-школы СКОЛКОВО и АСИ

«Атлас новых профессий» от бизнес-школы СКОЛКОВО и АСИ

18.02.2014

Москва, 18 февраля 2014 года - Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представляют «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030».

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Участники исследования проанализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно эти планы воплощать и развивать.

Представлявший АСИ на пресс-конференции руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» Владимир Солодов отметил важность Атласа как первого шага, направленного на развитие системы профессиональной ориентации молодёжи: «Атлас – это не классификатор профессий, и не носит всеобъемлющий характер, его задача – показать масштаб проблемы и подходы к её решению. В России отсутствуют механизмы ввода в эксплуатацию новых профессий, и мы надеемся, что Атлас станет первым шагом к созданию таких механизмов.»

Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО: «Развитие мировой экономики настолько динамично, что нынешняя система образования и бизнес требуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей. Данный Атлас – сигнал для абитуриентов, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свое время. Для вузов и предприятий - это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить высоко востребованных специалистов к 2020 году».

Справочно: В Атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до 2020 г. и после 2020 г. В исследовании приняли участие свыше 2500 российских и иностранных экспертов.

«Атлас новых профессий» включает:

  • Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики.
  • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде.
  • Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего.
  • Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки.
  • «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? «Атлас» поможет ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку. «Атлас» включает в себя более 160 новых и устаревающих профессий в различных отраслях, в частности:

  • Медицина: 16 профессий
  • Биотехнологии: 6 профессий
  • Экология: 6 профессий
  • Наземный транспорт: 9 профессий
  • Водный транспорт: 3 профессии
  • Авиация: 7 профессий
  • Космос: 5 профессий
  • ИТ-сектор: 10 профессий
  • Индустрия детских товаров и сервисов: 4 профессии
  • Добыча и переработка полезных ископаемых: 3 профессии
  • Новые материалы и нанотехнологии: 5 профессий
  • Строительство: 6 профессий
  • Робототехника и машиностроение: 8 профессий
  • Энергосети и управление энергопотреблением: 9 профессий
  • Энергогенерация и накопление энергии: 7 профессий
  • Образование: 10 профессий
  • Социальная сфера: 7 профессий
  • Менеджмент: 14 профессий
  • Финансовый сектор: 5 профессий

Скачать актуальную версию Атласа можно по ссылке.

www.skolkovo.ru

Игры | Атлас новых профессий

Путь в профессию. Освоение

14.01.2014

Задача быстрой и технологичной профориентационной диагностики решается не первый день. Особенную актуальность она приобретает в быстроменяющихся современных условиях профессиональной деятельности. При этом мероприятия по профориентации направлены даже не на собственно определение будущей карьеры. Учителя и школьные психологи пытаются предложить будущим абитуриентам хотя бы просто задуматься о будущих перспективах. С учетом современных интересов молодежи подобные активности проще всего делать в игровых форматах, поскольку в современном досуге игра занимает первое место.

Группой "Конструкторы сообществ практики" совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) на основе материалов альманаха "Атлас новых профессий" была создана деловая профориентационная онлайн игра для старших школьников "Путь в профессию .Освоение". Игра разработана для двух направлений - Медицина и биотехнологии, ее пилотная реализация была представлена в рамках Первого Всероссийского форума одаренных школьников «Будущие интеллектуальные лидеры России" (http://talentrussia.ru/novosti).

Это форум собрал более тысячи участников и гостей. Форум прошел согласно Указу Президента РФ Владимира Путина и при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. Игра проводилась на секции "Медицина будущего" при поддержке крупнейшей российской фармацевтической компании "Р-Фарм" (r-pharm.com). В игре участвовало около 100 школьников 9 и 10 классов, собирающихся работать в медицине и фармакологии. В течение нескольких часов ребята с интересом знакомились с технологиями будущего в этих отраслях, разбирали школьные и вузовские предметы и курсы, составляли индивидуальные траектории образования, чтобы стать специалистом будущего. По итогам игры почти все они не только захотели провести такие игры в своих школах, но и задумались о правильности и ценности своего профессионального выбора.

Так же игра с самостоятельным проведением детьми была успешно опробована на учащихся экспериментальной школы "Перспектива" г. Москва.

Материалы для самостоятельного проведения игры - организационные требования, инструкции проведения и дидактика будут доступны для скачивания на сайте в августе 2014 г.Скачать материалы игры

atlas100.ru

Рынку труда нужны те, кого нет

Рынку труда нужны те, кого нет

11.05.2015

Вчера правительственное Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило исследование рынка труда "Атлас новых профессий", выполненное в рамках поручения Владимира Путина о разработке профессиональных стандартов. Эксперты советуют выпускникам школ выбирать "профессии будущего": сити-фермеров, инженеров-космодорожников, специалистов по киберпротезированию и робототехников. Профессии логиста, бурильщика, нотариуса и сисадмина в АСИ считают бесперспективными.

О необходимости разработки новых профессиональных стандартов президент Владимир Путин заявил еще в серии майских указов 2012 года, а в декабре 2013 года провел специальное совещание по этому вопросу. "Профстандарты должны служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда",— подчеркнул президент. По итогам совещания господин Путин дал поручение премьеру и АСИ привлечь к разработке стандартов работодателей. Новый классификатор профессий должен появиться в октябре этого года.

АСИ совместно с бизнес-школой "Сколково" провело десятки встреч с представителями бизнес-сообщества. "Они рассказывали, что происходит в отраслях, какие компетенции будут востребованы через пять-семь лет, в какой вуз стоит пойти уже сейчас",— сказал директор Центра образовательных разработок "Сколково" Денис Конанчук. Эксперты пришли к выводу, что выпускникам школ стоит задуматься о выборе новых, малоизвестных профессий. Так, по данным АСИ, уже в ближайшее время прогнозируется спрос на сити-фермеров — "специалистов по обустраиванию агрохозяйств на крышах и стенах небоскребов". "Другие перспективные направления — биоинформатика, генетика, вообще все, что связано с технологиями",— говорит представитель отдела "Молодые профессионалы" АСИ Владимир Солодов. Есть в списке и более экзотические профессии, которые, как считают авторы исследования, появятся после 2020 года: космобиолог, дизайнер виртуальных миров и проектировщик дирижаблей. В докладе перечислены российские вузы, в которых уже есть необходимые кафедры.Вторая часть исследования посвящена малоперспективным, по мнению АСИ, профессиям, на которые школьникам не стоит ориентироваться уже сейчас. В черный список попали, например, машинисты товарных вагонов — составы, считают эксперты, будут управляться автоматически. Из-за увеличения грузопотоков работа логиста станет слишком сложной, уверены в АСИ, поэтому специалистов по перевозкам заменят компьютерные программы, как, кстати, и журналистов, которые не смогут конкурировать с искусственным интеллектом. Уйдет в прошлое и профессия бурильщика: эксперты указывают, что добыча полезных ископаемых будет вестись на Крайнем Севере и морских шельфах, поэтому людей заменят роботы.

Впрочем, представители профессий, попавших в черный список, не согласны с позицией правительственного агентства. "В Москве около 32 тыс. предприятий имеет службы логистики, а специалистов на рынке все равно не хватает,— заявил "Ъ" научный руководитель факультета логистики ВШЭ Виктор Сергеев.— Программы помогают, но полностью заменить человека нигде в мире они не могут. Думаю, действующий спрос не будет исчерпан еще 20 лет". "В обозримом будущем ОАО РЖД не собирается отказываться от труда локомотивных бригад. Ни одна из существующих систем автоматизации не гарантирует стопроцентной безотказности и безопасности, поэтому за процессом движения поезда необходим постоянный контроль специалиста",— ответили "Ъ" в пресс-службе компании.

"Содержание профессии бурильщика действительно меняется,— сказал "Ъ" ректор РГУ нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов.— На производстве нужно меньше людей, увеличилась компьютеризация производственных процессов. Но надо понимать, что именно нефтяники обеспечивают более 50% дохода страны. И говорить, что какая-то нефтегазовая профессия является бесперспективной, неправильно".

Александр Черных

Источник статьи: Коммерсант

atlas100.ru

КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Команда «Атласа новых профессий» запускает проект «Карта образовательных сервисов. Атлас новых профессий». В новом разделе сайта atlas100.ru – «Школьное и дополнительное образование» – планируется собрать информацию о кружках и курсах в различных регионах страны. Посетители сайта - дети и их родители, заинтересовавшись определенной профессией будущего или отраслью в целом, о которых рассказывается на atlas100, дополнительно узнают, где в своем городе или регионе можно начать обучение.

«Раздел сайта связывает существующие практики дополнительного образования с содержанием «Атласа новых профессий» в разрезе таких отраслей, как, например, наземный транспорт, медицина, металлургия – на сайте 25 отраслей и 186 профессий будущего, – сказал руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков. – С помощью карты образовательных сервисов atlas100 будет дополнительно информировать людей об образовательных практиках, чтобы они смогли начать строить свои образовательные траектории в соответствии с «Атласом новых профессий».

Эта информация позволит улучшить работу сайта atlas100.ru. Пилотный проект по сбору информации для «Атласа новых профессий» был успешно запущен в ноябре 2017 года в Екатеринбурге. Уже сегодня в этом регионе можно протестировать новые возможности сайта.

Если вы ведете курсы или кружок в логике профессий будущего и хотите, чтобы об этом узнали жители вашего региона, заполните регистрационную форму и получите возможность в числе первых разместить информацию на сайте «Атлас новых профессий».

Справка

Атлас новых профессий – результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив, Московской школой управления «СКОЛКОВО», Re-engineering Futures и компанией «Конструкторы сообществ практики», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообщества, органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда.

В Атласе 2.0 подробно, по 25 отраслям, рассматриваются изменения в горизонте до 2020 и 2035 гг., представлен перечень и описание компетенций, востребованных работодателем будущего, составлен список высших учебных заведений, готовых дать базовое образование по перечисленным профессиям, и перечень работодателей, готовых принимать на работу специалистов с другой архитектурой навыков и компетенций. Интерес также представляет список 57 интеллектуальных и рабочих профессий – «пенсионеров», спрос на которые будет неуклонно падать в ближайшие 20 лет.

Атлас рассчитан, прежде всего, на родителей детей и подростков, которые оказывают существенное влияние на профессиональный выбор своих детей; педагогов и преподавателей общеобразовательной, средне-специальной и высшей школы.

По возникшим вопросам обращаться на почту: [email protected]

leader-id.ru

Профессии будущего в IT, энергетике, медицине, строительстве

Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030».

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Биотехнологии

Cистемный биотехнологСпециалист по замещению существующих небиотехнологических решений в разных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий (например, биотопливо вместо дизельного топлива, строительные биоматериалы вместо цемента и бетона и др.).

Урбанист-экологПроектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий; специализируется в областях строительства, энергетики и контроля загрязнения среды.

БиофармакологСпециалист по проектированию новых биопрепаратов с заданными свойствами или по замене искусственно синтезированных препаратов на биопрепараты.

Гмо-агрономСпециалист по использованию генно-модифицированных продуктов в сельском хозяйстве; занимается внедрением биотехнологических достижений и получением продуктов с заданными свойствами.

Сити-фермерСпециалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов.

Медицина

ИТ-медикСпециалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.

БиоэтикСпециалист по нормативно-правовым и этическим аспектам деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование.

Клинический биоинформатикВ случае нестандартного течения болезни строит модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровне).

Генетический консультантПроводит первичный и плановый генетический анализ в диагностических центрах, обрабатывает данные с диагностических устройств, дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения (выявление наследственных заболеваний, онкомаркеров и т.д.)

Медицинский маркетологСпециалист по исследованию рынков в сфере фармакологии, медицинских услуг и медицинского оборудования, разрабатывает маркетинговую политику предприятия или исследовательского центра.

R&D Менеджер здравоохраненияCпециалист по обеспечению коммуникации между исследовательскими, лечебно-диагностическими и профилактическими учреждениями, управляющий программами кооперации и совместными проектами.

Оператор медицинских роботовСпециалист по программированию диагностических, лечебных и хирургических роботов.

Молекулярный диетологСпециалист по разработке индивидуальных схем питания, основанных на данных о молекулярном составе пищи, с учетом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов.

ИТ-генетикСпециалист, который занимается программированием генома под заданные параметры, в том числе, лечением наследственных заболеваний и других генетических проблем у детей.

Специалист по киберпротезированиюБудет заниматься разработкой и вживлением функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями. Так называемый «продвинутый нейрохирург».

Специалист по кристаллографииПрофессионал с хорошим знанием диагностических и клинических аспектов использования кристаллов в медицине (диагностика опухолей, замещение костных тканей, проектирование медицинских инструментов).

Проектант жизни медицинских учрежденийПрофессионал, занимающийся разработкой жизненного цикла медицинского учреждения и управляющий им – от проектирования до закрытия.

Эксперт персонифицированной медициныСпециалист, анализирующий генетическую карту пациента, разрабатывающий индивидуальные программы его сопровождения (диагностика, профилактика, лечение) и предлагающий соответствующие страховые медицинские продукты.

Консультант по здоровой старостиСпециалист медико-социальной сферы, разрабатывающий оптимальные решения по проблемам стареющего населения, например, образ жизни, питание, физические нагрузки и др.

Сетевой врачВысококлассный диагност, владеющий информационными и коммуникационными технологиями, способный ставить диагнозы в онлайн-режиме. Ориентирован на диагностику предболезней, профилактику. Именно такие врачи могут быть включены в процесс массовой дистанционной диспансеризации или будут обслуживать центры обработки данных персональных диагностических устройств, порталов здоровья и т. д.

Энергогенерация и накопление энергии

Менеджер по модернизации системэнергогенерацииУправляет модернизацией электростанций: ТЭЦ, ГЭС, АЭС; внедряет современные методы обеспечения безопасности, экологичности и эффективности использования ресурсов.

МетеоэнергетикСпециалист, занимающийся оптимизацией режимов эксплуатации генерирующих мощностей с учетом климатических условий. Прогнозирует уровень производства энергии в зависимости от долгосрочных метеопрогнозов.

Разработчик систем микрогенерацииСпециалист по разработке и проектированию новых технологических решений, связанных с микрогенерацией энергии под требования пользователя.

Проектант систем рекуперацииСпециалист по технологическим решениям для «улавливания» избыточной энергии движущихся средств, в первую очередь при торможении, например автомобильный транспорт, метро, городской электрический транспорт.

Дизайнер носимых энергоустройствДизайнер носимых энергоустройств – дизайнер мобильных/носимых генерирующих систем, занимается созданием товаров индивидуального пользования (одежда, обувь и т. д.) с функцией микрогенерации энергии.

Специалист по локальным системам энергоснабженияЗанимается разработкой, внедрением и обслуживанием систем малой энергогенерации (ветряная, солнечная, био, атом-ные микрогенераторы и т. д.).

Проектировщик энергонакопителейПроектировщик систем накопления энергии: высокоемкостные аккумуляторы, тепловые накопители, маховики и др., позволяющие сберегать энергию для перераспределения в «умных сетях» между пиками и падениями.

Энергосети и управление энергопотреблением

Маркетолог энергетических рынковСпециалист с хорошим знанием глобального и российского рынка энергопотребления, занимающийся решением задач энергосбыта. Необходимость такого рода специалистов связана с ростом конкуренции на энергетическом рынке и появлением большого числа частных игроков.

ЭнергоаудиторСпециалист, который проверяет частные дома, жилые комплексы, офисы, заводы и другие сооружения на наличие энергопотерь с целью оптимизации энергопотребления, дает рекомендации по замене оборудования и модернизации зданий.

Системный инженер интеллектуальныхэнергосетейСпециалист, занимающийся проектированием и моделированием «умных сетей», микрогенерационных систем, «умных» энергетических сред под ту или иную задачу, а также разработкой технологических и инфраструктурных требований к системам на протяжении всего их жизненного цикла.

Разработчик систем энергопотребленияСпециалист, проектирующий системы энергопотребления в жилых, офисных и производственных помещениях с учетом задач экономичности, безопасности и удобства управления для потребителя.

ЭлектрозаправщикСпециалист, который осуществляет обслуживание инфраструктуры для заправки электромобилей и других транспорт-ных средств (например, грузовых БПЛА).

Наладчик/Контроллер энергосетейдля распределенной энергетикиСпециалист, обладающий компетенциями в области анализа возможных сбоев системы, прогнозирования оптимальных режимов эксплуатации, обеспечения расчетной безопасности энергосетей и утилизации отходов. Владеет методами неразрушающего контроля, умеет вводить в эксплуатацию «умные сети».

Наземный транспорт

Оператор автоматизированных транспортных системСпециалист, управляющий обслуживанием беспилотных и роботизированных наземных транспортных систем, конфигурацией компьютерных программ для роботизированных транспортных средств.

Инженер по безопасности транспортной сетиСпециалист по анализу, расчету и мониторингу информационных, экологических и технологических угроз для транспортных сетей.

Оператор кросс-логистикиПрофессионал, в компетениции которого входят подбор оптимального способа доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, контроль и отладка движения потоков через сеть разных видов транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов, перераспределение потоков транспортных сетей.

Строитель «умных дорог»Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.

Проектировщик интермодальных транспортных узловРазрабатывает проекты интермодальных транспортных узлов (системы пересадки с одного вида транспорта на другой), рассчитывает их пропускную способность (для грузов и пассажиров), износостойкость и оценивает потенциал их развития.

Техник интермодальных транспортных решенийРешает задачу обслуживания технологически неравномерной транспортной структуры, интермодальных грузовых и транспортных узлов, инфраструктуры и вокзальных помещений.

Проектировщик композитных конструкций для транспортных средствЭто специалист, который разрабатывает конструкции (каркасы, обшивка, детали) из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности, износостойкостью и др.

Проектировщик высокоскоростных железных дорогСпециалист, занимающийся проектированием путей, транспортных развязок и станций для высокоскоростных железных дорог с учетом особенностей территорий и климатических условий. В России будет эта профессиональная специализация будет в ближайшие годы актуальна в связи с началом строительства новых высокоскоростных дорог в Европейской части страны.

Архитектор интеллектуальных систем управленияРазрабатывает программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контролирует интеллектуальные системы управления.

Водный транспорт

Портовый экологСпециалист, занимающийся мониторингом и контролем показателей экологической безопасности порта, судов, окружающей среды (водной акватории, воздушной среды, прилегающих территорий, популяции растений и животных в акватории и на прилегающих территориях). Занимается разработкой программ по восстановлению экологии окружающей среды порта и акватории.

Системный инженер морской инфраструктурыПрофессионал, занимающийся разработкой и внедрением технологий, повышающих устойчивость береговых сооружений и судов к различным типам угроз (природные, техногенные).

Специалист по навигации в условиях АрктикиХорошо понимает особенности ледовой навигации в условиях Крайнего Севера, умеет прокладывать оптимальные маршруты для плавательных средств и принимать быстрые решения об их изменении в нестандартных ситуациях.

Авиация

Проектировщик интерфейсов беспилотной авиацииСпециалист по разработке интерфейсов и программных технологических пакетов для управления беспилотными летательными аппаратами, отвечает за программирование и работу систем обеспечения, навигации и безопасности беспилотных летательных аппаратов.

Аналитик эксплуатационных данныхСпециалист, занимающийся обработкой данных и подготовкой экспертных заключений на основе мониторинга состояния летательного аппарата и околополетного пространства.

Инженер производства малой авиацииЗанимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности.

Проектировщик инфраструктуры для воздухоплаванияСпециалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей.

Проектировщик дирижаблейСпециалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые / пассажирские) и условий воздухоплавания.

Технолог рециклинга летательных аппаратовСпециалист, занимающийся разработкой схем вторичной переработки материалов, сырья, оборудования и каркасных элементов летательных аппаратов.

Разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризациейПрофессионал, который занимается разработкой программных решений для управления движением в воздушном пространстве городов и регионов с интенсивным движением (в ситуации бурного развития беспилотной и малой авиации, когда резко возрастает загрузка воздушного пространства и происходит переход к гибкому управлению транспортными потоками).

Космос

Проектировщик жизненного цикла космических сооруженийСпециалист по проектированию сооружений в условиях открытого космоса (околоземных станций и станций на Луне и астероидах).

Менеджер космотуризмаСпециалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, в последствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).

Инженер-космодорожникСпециалист, обслуживающий околоземную транспортную сеть и отвечающий за разработку коридоров транспортных потоков (как рейсы на орбиту, так и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям) и синхронизацию запусков/пусков на Земле (при росте числа запусков, с учетом многократного увеличения количества объектов, находящихся на орбите).

КосмогеологСпециалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.

КосмобиологСпециалист, исследующий поведение разных биологических систем (от вирусов до животного и человека) в условиях космоса (в сооружениях, летательных аппаратах, на планетарных станциях), изучающий физиологию и генные изменения организмов, разрабатывающий устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов.

Новые материалы и нанотехнологии

ГлазирСпециалист по разработке и производству стекольных продуктов на основе стекло-композитных функциональных материалов.

Системный инженер композитных материаловСпециалист по замещению традиционных решений при выборе материалов на композитные в строительстве, машиностроении и робототехнике, медицине и др.

Проектировщик нанотехнологических материаловПрофессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых моделей. Высокопрофессиональный программист с хорошими знаниями по нанофизике и нанохимии.

Проектировщик «умной среды»Занимается проектированием программно-технологических решений для «умных сред» (пространств, комбинирующих композитные материалы и «интеллектуальные» компоненты типа чипов, способных реагировать на запросы пользова-теля): формированием заданных свойств, подбором композитного материала, определением условий существования среды, интеграцией среды в общее пространство дома / офиса / промышленного предприятия, выявлением и заданием параметров безопасности, созданием «дружественного» интерфейса и т. д.

Специалист по безопасности в наноиндустрииОтвечает за безопасность работников сферы, конечных пользователей продукта и окружающей среды. Разрабатывает программы, позволяющие быстро отреагировать на возникновение негативных последствий производства/применения нанопродуктов.

ИТ-сектор

Архитектор информационных системКвалифицированный специалист по широкому кругу работ с системами обработки данных. В частности, проектирует базы данн

9net.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность