Статья: Социальная работа с неполными семьями. Статьи социальная работа


Статьи | Социальная работа

Тимофеев Е.А. – специалист по социальной работе организационно-методического отделения Центра социальной помощи Сегодня связи с общественностью – это новое направление деятельности в работе многих юридических лиц (учреждений, компаний, предприятий). Основной его целью является создание позитивного имиджа и репутации данного юридического лица, что в свою очередь оказывает положительное воздействие как на финансовые результаты деятельности, так и […]

23 Сен 2014 | Размещено в Технологии социальной работы | Читать далее »

МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска» Бажурова Екатерина специалист по социальной работе Все чаще в повседневной жизни мы слышим термин «жестокое обращение с детьми». Ни у кого не вызывает сомнения, что все родители любят своих детей и желают им добра. Но, зачастую, родители, не умея совладать с собой, не найдя словесных аргументов, […]

Функция права, как инструмента социального управления, традиционно рассматривается как регулятивная, и соответственно выясняется в первую очередь понятие правового регулирования. Общественные отношения в совокупности образуют общество, часть которого в цивилизованных развитых государствах составляет гражданское общество. Право является одновременно продуктом общества в целом и гражданского общества, в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует […]

06 Ноя 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

Оказание помощи бедным имеет давнюю историю, содержащиеся в них идеи и ценности влияют на процессы социального обеспечения и сегодня. Согласно религиозной доктрине, которой придерживаются различные традиции, и богатые, и бедные в равной степени должны отдавать другим то, что они могут, побуждаемые любовью, а не страхом. Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки […]

31 Окт 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность» Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и […]

13 Сен 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

Методики оценки эффективности Существует два определения понятия «эффективность социальной работы» (ЭСР): 1) ЭСР — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Основными проблемами при таком определении являются измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты. Соотношения между результатами и затратами бывают […]

26 Мар 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

1. Подготовка и оформление управленческих документов Все формы управленческой деятельности находят отражение в соответствующих документах. Ряд функций управления является типовым, присущим любому управленческому аппарату. К таким функциям относятся прогнозирование, планирование, организационно-распорядительная деятельность, учет и отчет финансирования, материально-техническое обеспечение. Эти функции отражаются в документах, общих для всех учреждений, организаций и предприятий. Совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в […]

26 Мар 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

1. Социально-экономические трудности занятости безработных. Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление свойственное определённой стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чём свидетельствует, в частности, опыт восточно-европейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика […]

25 Мар 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом связаны или с вниманием к молодежи со стороны руководства, или умением найти «общий язык» руководителей служб с местной администрацией. Так, при общей координации деятельности различных ведомств Комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска успешно реализуется около десятка городских молодежных программ, включающих как работу […]

25 Мар 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

Концепция индивидуальности: более или менее полное представление о том, что представляет из себя человек, каковы основные характеристики его жизненного психологического пространства. 1. Концепции индивидуальности — полюсные: на одном полюсе продукты редукционизма (психоанализ, бихевиоризм), на другом — экзистенциальные и гуманистические подходы, опирающиеся на понятия «полноты существования», «смысла жизни», «экзистенцциального вакуума», «самореализации» и т.п. Естественно, что анализ […]

25 Мар 2013 | Размещено в Статьи | Читать далее »

soc-work.ru

Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе

Профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет многолетнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятельности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-политической парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности. Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.

Впервые в мировой практике это понятие появилось еще в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США. Однако в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы XX века.

«Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [3, с. 17].

Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика.

В современном мире рыночный тип экономики является преобладающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.

Поле деятельности социального работника широко — от социально-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе в законотворческой деятельности, они вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке.

Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу. В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В законе закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.

Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и положительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производительностью, надежностью» [3, с. 80]. В качестве основных: дальновидность; находчивость; социальная компетентность; умение использовать диагностические методы; коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерантность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалистами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия.

К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.

Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенство­вание профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления развитием социальной защиты населения производится организация дополнительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работников к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.

В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Сегодня не менее трети квалифицированных работников системы социальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лицами с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот почему система переподготовки и повышения квалификации кадров занимает важное место в системе непрерывного профессионального образования.

 

Литература:

 

1.         Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4–16.

2.         Бадя Л. В. Кадровая политика — на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области) // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2009. — № 4. — С. 54–58.

3.         Основы социальной работы: учебник / отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 560 с.

4.         Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. М.: —2010. — № 3. — С. 101–103.

5.         Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Российская газета от 30.12.2013 № 295.

moluch.ru

Статьи | Социальная работа

Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Долг внутренне закономерно связан с ответственностью. Учение о должном является ядром каждой профессиональной […]

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его […]

Наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством. 1. Основные этические дилеммы в социальной работе. Недостаточное финансирование социальных служб заставляет расширять перечень платных услуг, что […]

Профессиональная этика — наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. П.Э. возникает первоначально как явление […]

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в […]

Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное-социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы. Откуда берутся лица без определенного места […]

Существенно значим и весьма показателен социально-педагогический подход к обоснованию теории социальной работы. Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она — не только адаптация личности к условиям социальной среды, […]

Витально-ориентированную модель комплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболее эффективных. И не только потому, что она дает хорошие основания для опоры на специфически акцентированные теории социальной работы, но и в силу использования генетического подхода к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляет объект забот социальной работы. Концепция жизненных […]

В рамках разрешающей модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов: — консультация по ресурсам, «привязка» клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы; — помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды; — социальный работник выступает как учитель и воспитатель, наставник, способный обучить клиента навыкам […]

Рассмотрим, однако, собственно-комплексные модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.

soc-work.ru

Технологии социальной работы | Социальная работа

Архив категории: Технологии социальной работы

Тимофеев Е.А. – специалист по социальной работе организационно-методического отделения Центра социальной помощи Сегодня связи с общественностью – это новое направление деятельности в работе многих юридических лиц (учреждений, компаний, предприятий). Основной его целью является создание позитивного имиджа и репутации данного юридического лица, что в свою очередь оказывает положительное воздействие как на финансовые результаты деятельности, так и […]

23 Сен 2014 | Размещено в Технологии социальной работы | Читать далее »

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных […]

На исходе XX в. перед человечеством со всей остротой встали радиальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его Существование. Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде. Из-за этих опасных тенденций, явственно ощутимых и в России, демографы […]

С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществ* система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда […]

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Вероятно, следует предположить, что в социальной работе не встречается […]

Учебная дисциплина «Технология социальной работы», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, представляет собой, наряду с учебными курсами «Теория социальной работы», «История социальной работы в России» и «Социальная работа за рубежом». основу общепрофессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Овладение знаниями, предусмотренными содержат пнем этого учебного предмета, является неотъемлемой стороной личностной и профессиональной готовности […]

1. Сущность социальных технологий Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и прежде всего разработки социальных технологий проведения реформ. Технологизация деятельности современного человека, развитии и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного […]

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, на который производится воздействие, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной […]

soc-work.ru

Статьи | Социальная работа

Развитие теории социальной работы проходило в данный период в контексте дальнейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. В 1957 г. было опубликовано исследование Ф.Бистека (F.Biestek), где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и […]

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США. Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе […]

В эти годы происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. “Новая психология”, представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы. В социальной работе этого периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся […]

Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами были следующие: разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; урбанизация и […]

Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 и Концепция государственной национальной политики предусматривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Региональная социальная политика обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее […]

Управление и самоорганизация Итак, мы знаем, что механизмы самоорганизации присущи всякой открытой, динамической, сложноорганизованной системе. Социум, возникший на природной основе — самоорганизующаяся система, по отношению к которой более уместно говорить не столько об управлении, сколько о регулировании социальных процессов. (К.Поппер называет это «социальной инженерией»). Процессы саморегуляции протекают на основе объективных законов развития природы и социума, […]

Рассмотрены основная цель, задачи, принципы, формы и методы кадрового менеджмента как системы управления человеческими ресурсами в условиях современной производственной деятельности. Широко представлен зарубежный опыт кадрового менеджмента. Приведены модели деловых игр и словарь-справочник. Описано около 70 популярных методик и тестов, применяемых в целях самооценки, подбора, расстановки и рационального использования кадров. Для менеджеров, бизнесменов, студентов, преподавателей и […]

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г.№ 134-ФЗ состоит из 8 статей. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ: потребительская норма — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также […]

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией. […]

soc-work.ru

Статья - Социальная работа - Социология

Введение

Социальнаяработа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людями группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальнойреабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляетсобой сложное общественное явление, самостоятельную областьнаучно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальнаяработа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственногокомитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий РоссийскойФедерации был дополнен этой новой специальности.

Профессиясоциального работника становится довольно распространенной, но не всех людейзакончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами вэтой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что этапрофессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого оченьсложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Толькознания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильноерешение.

Проблемуцелостного постижения человека как объекта познания теория социальной работывыносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обоснованииразных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся,технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это неозначает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требованияцелостного видения человека, его разностороннего осмысления.

Важнейшимфилософско-социологическим основанием используемой в социальной работе системыгуманистической психологии является именно требование целостности осмыслениячеловека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.

Повышенноевнимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, инаука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, исоциальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное,а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспектфеноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него егособственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитиикаждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоятьнежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.

Задачейнастоящей работы является изучение структуры социальной работы. Ведь социальнуюработу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее местов системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект,функции.

1.Объектыи субъекты социальной работы

Термин«объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи,описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретномотношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называетсясубъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называетсяобъектом.

Объектомсоциальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики,пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненнуюситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Рассмотримнекоторые объекты социальной работы.

1.Пенсионерыи инвалиды. Демографическая ситуация последних десятилетий характеризуетсязначительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения.Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизациипривлекает внимание к положению пожилых в современном мире. Эта ситуацияобуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы ихсоциаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современныхусловиях.

Пожилыелюди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотойсоциально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных КонституциейРоссийской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старостии инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественнойдеятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой и психологическойадаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболееострой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей иинвалидов.

Врешении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствованиесистемы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Составнымэлементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапеявляется оказание социальной помощи.

Социальнаяпомощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг илильгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государствомсоциальных гарантий по социальному обеспечению.

Важнымусловием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный периодперехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счетповышения размеров пенсий. Одной из эффективных мер социальной реабилитациипожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.

2.Семья – главный объект социальной работы. В семье, в значительной мере,зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить иработать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствиесовременной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтомусемья находится в центре внимания социального работника и составляет одну изважнейших сфер его деятельности.

Реформированиеобщества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Средиее объектов – семьи одиноких матерей; военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми в возрастедо трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетнихдетей и т.д…

Запоследние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся вматериальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей средимногодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условноразделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеряработы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда-являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такиекак алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов.Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность,безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, частонеуравновешен, психологически подавлен. Очень часто дети именно из таких семей– трудные дети, из их числа рекрутируются юные правонарушители.

Государствостремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однакоцентрализованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально.Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счетвнутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.

Семейныеконфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другие проблемы– все это заботы социальной работы.

Задачасоциальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.

Субъектысоциальной работы:

1.Главныйсубъект социальной работы – государство с его органами исполнительной властикак местного, так и регионального уровня.

Спринятием концепции развития социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принциповсоциального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой вевропейских странах. В ее основу была положена забота государства, «включающаякак устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичьоптимального уровня благосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощилюдям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

2.Органыисполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения

Всистеме государственного управления особое место занимают проблемы местныхорганов власти, органов местного саморегулирования. Главной же задачей местныхорганов власти является проведение постоянной, планомерной, организующейдеятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации егоинтеллектуального, творческого потенциала и обеспечению социальной защитынуждающихся в этом граждан.

3.Специалист по социальной работе

Мироваяпотребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи спроявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданныхэкономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущнойи осознанной.

Должностьсоциального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике оннаделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонахсемьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической,психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у нихтрудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает имсодействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграциидеятельности различных государственных и общественных организаций и учрежденийпо оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; проводитпсихолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке ипопечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи имногое другое.

Еслираньше семья практически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчасизменившееся ее модель не может выполнять эти функции.

4.Общественные и благотворительные организации

Разработказаконопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях» был принятГосударственной Думой.

Наиболеемногочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданныеинвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, тоесть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решитьее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам ввыявлении нуждающихся граждан.

2.Основныефункции социальной работы

Поледеятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работаразноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она являетсямногофункциональной.

Понятие“функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, кругдеятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основныефункции этой работы:

-диагностическая– изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени инаправленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

-прогностическая– программирование, прогнозирование, проектирование процесса социальногоразвития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различныхинститутов, участвующих в социальном формировании личности;

-предупредительно-профилактическая(превентивная) и социально-терапевтическая — приведение в действиесоциально-правовых, юридических, психологических и других механизмовпредупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощинуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей,молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;

-организационно-коммуникативная– содействие включению общественности, специалистов различных ведомств,учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказаниюразличных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информациии налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в ихработе с клиентами;

-охранно-защитная- использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересовклиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализацииюридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправныевоздействия на клиента;

-социально-медицинская– организация работы по планированию семьи, формированию общественногоотношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовкемолодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинскойпомощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасностижизнедеятельности;

-социально-педагогическая– выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп вразличных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной,технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д.,привлечение к этой работе различных учреждений, организаций,общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторовкультурно-досуговой деятельности;

-организаторская– организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь втрудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координациядеятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействиюклиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными,спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительнымиорганизациями;

-социально-бытовая– содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другойпомощи, улучшении их жилищных условий;

-психологическая– обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента,семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтамвоспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью иобществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.

3.Содержаниеи средства социальной работы

Следующимобязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Ононепосредственно вытекает из функций работы.

Своюдеятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте.Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способностьсамостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальныйдостаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики,характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

Наоснове собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит«диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности,формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физическиеи материальные затраты и прочее.

Параллельнос «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности:трудно — легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действеннуюпомощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётсязаниматься «пациентом» и т.п.

Взависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру,социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологическогостресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практическойпомощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором илипрактическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматьсяуправленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляетважный и необходимый компонент её содержания.

Социальнаяработа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы,орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются целидеятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие еёсредств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, испециальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии,и личное обаяние и т.д.

Важноиметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеетсоциальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех илииных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальнойработы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Наборсредств в этих случаях существенно различается.

4.Управление и цели социальной работы

Социальнаяработы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себяоценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт иконтроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение,подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все этиуправленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники,независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическимсоциальным работникам.

Чтобыуправление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо многознать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и вомногих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих отсоциальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества,систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственныеправа и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросамсоциального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии,педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

Приэтом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет делос особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую житьбез посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопросаможно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшеготяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причинойнепоправимого последствия.

Перечисленныекомпоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляютструктуру социальной работы. Но структура – это ещё не система. Деятельностьстановится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощьюфункций и целей.

Чтопредставляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек хочет получитьв результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель – это желательноедля человека состояние предмета его деятельности.

Общаяцель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этойцели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складываетсясодержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы иметоды социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальнойработы в единое целое, делает единой системой.

Косновным целям социальной работы можно отнести:

-увеличениестепени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь иболее эффективно разрешать возникающие проблемы;

-созданиеусловий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможностии получить все, что им положено по закону;

-адаптацияили реадаптация людей в обществе;

-созданиеусловий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв илижизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства иуважение к себе со стороны окружающих;

Икак конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощисоциального работника у пациента “отпадает”.

Заключение

Исходяиз вышеизложенного, если рассматривать социальную работу как особую системудеятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, объекта, содержания,средств, управления, объединяемых в целостную систему с помощью целей ифункций.

Этообщее представление о системе социальной работы имеет большое практическоезначение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощьбольному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетнойсемьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобратьособый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление,формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Однимсловом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы являетсянеобходимым. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и кразрушению системы.

Многиетрудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем,что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительноймере разрушена, а новая в её полном объёме не создана.

Самоеглавное, чего не хватает в складывающейся системе, — это подготовленных кадровсоциальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективноработать не может.

Рассматриваясистему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системедеятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.

Списокиспользованной литературы

1. Основы социальной работы: учебноепособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр«академия», 2004.– 288 с.

2. Словарь справочник по социальнойработе. \ Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 1997. – 397 с.

3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теориясоциальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

4. Энциклопедия социальной работы: В3т.-М.,1993.

5. Основы социальной работы: Учебник.Отв. ред. П.Д.Павленок.-2-е издание-М.: ИНФРА-М,2002.

6. Теория социальной работы: Учебник.Под редакцией Е.И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.

www.ronl.ru

Статья - Социальная работа с неполными семьями

Социальная работа с неполными семьями

План

Введение

Социальная работа с неполными семьями в России

1.1 Причины и факторы социального неблагополучия

1.2 Социальная работа по решению проблем неполных семей

Социальная работа с неполными семьями зарубежом

2.1 Малообеспеченность

2.2 Внутрисемейная жестокость

Заключение

Литература

Введение

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей… Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Благополучная семья является основой эффективной деятельности государства. Вся деятельность социального государства рассматривается сегодня как обеспечение нормального функционирования российской семьи, потому что семья — это источник неубывающей силы и энергии, который позволяет входящим в нее взрослым и детям жить, развиваться, преодолевать трудности, с оптимизмом смотреть в будущее.

Какая же семья может сегодня считаться, безусловно, благополучной как с точки зрения внутренних потребностей, так и с точки зрения ее социальных функций? Безусловно, это полная семья. Хотя миллионы семей с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей.

Но если не удалось по какой-либо причине сохранить полную семью, то надо создать все условия, чтобы мама не забывала о воспитании детей из-за загруженностью работой и недостатка времени, чтобы папа не уклонялся от материальной помощи своим детям, чтобы родители заботились о семейном досуге, чтобы члены семьи уважали и любили друг друга.

Чем может помочь социальный работник неполной семье? Цель реферата – поиск ответа на этот вопрос. Задача данной работы – выяснить, как организуется социальная работа с неполными семьями в России и за рубежом. Данная тема актуальна тем, что в неполной семье находит отражение большинство социальных проблем, характерных для современного общества.

Глава 1 Социальная работа с неполной семьей в России

1.1 Причины и факторы социального неблагополучия

«В настоящее время в России насчитывается более 40 млн. семей… Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец)».{3; 50}

«Ежегодно каждый третий-четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи…Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте 18 лет становится детьми «семей риска».{1, 298}

Возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается и на отношениях между детьми и родителями.

«Ежегодно в Москве в результате развода от 25 до 30 тыс. детей остаются без одного из родителей, что составляет источник социальных проблем».{2, 495}

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку. Но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания — это третья проблема). Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость (четвертая проблема). В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей (пятая проблема). Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

«Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения».{3; 510}

1.2 Социальная работа по решению проблем неполных семей

Как уже отмечалось, очень часто неполные семьи являются малообеспеченными.Как помочь?

Для преодоления низкого уровня занятости формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится обучение людей, оставшихся без работы.

Контролируется своевременность выплаты заработной платы.

Выплачиваются государственные пособия на детей.

Нуждающиеся граждане получают финансовую и натуральную помощь (бесплатное горячее питание, продукты по льготным ценам и т.д.)

Чтобы в семье не было недопонимания, отчуждения, обвинений, им оказывается психологическая помощь. Психологическая, педагогическая помощь нужна детям и для формирования правильной полоролевой ориентации. Статистика говорит, что «согласно исследованиям, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели быть похожими на свою мать, 8% — на отца, 2% — на обоих родителей» {2;494}.

В неполной семье встречается и жестокость родителя. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.

Совокупность таких признаков должна стать причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

Необходимо прибегнуть к таким программам помощи, которые ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между родителями и детьми.

--PAGE_BREAK--

У ребенка из неполной семьи могут быть трудности в школе. Для решения этой задачи составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и. выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

В нашей стране становится популярен термин “материнская семья”. За рубежом давно уже используют это выражение, снимая, таким образом, клеймо неблагополучия с семей, где главенствует мама.

Глава 2 Социальная работа с неполными семьями зарубежом

2.1 Малообеспеченность

В Беларуси более 350 тыс. неполных семей, около 35 тыс. несовершеннолетних находятся в социально опасном положении из-за несоответствующих условий жизни и воспитания.

Елена ТКАЧЕВА, начальник управления планирования и экономики здравоохранения Минздрава, пишет, что государство взяло на себя заботу о детях, лишенных возможности жить в полноценной семье. Главой государства 24.11.2006 г. подписан Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». При патронажах к детям 1-го года жизни, вызове на дом, обращении в поликлинику, поступлении в стационар медработники выявляют семьи, в которых недостаточно внимания уделяется воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Информация направляется в управления (отделы образования), комиссии по делам несовершеннолетних.

В США есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан. Причем эти программы действуют на федеральном уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА) и Федеральная корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей.

В Израиле для оказания помощи безработным, малообеспеченным и неполным семьям действует система органов по социальной защите населения, в частности, новых репатриантов. Социальную защиту жителей осуществляет Служба национального страхования. Закон о национальном страховании обязывает граждан Израиля, достигших 18-летнего возраста (за исключением некоторых категорий), вносить часть своих доходов в страховой фонд. В рамках института национального страхования выплачиваются: пособие на детей, компенсации по обеспечению прожиточного минимума, по безработице, оставшимся без кормильца, единовременное пособие учащимся — членам неполных семей.

В Великобритании с приходом к власти «новых лейбористов» социальная экономическая сфера общества изменилась в лучшую сторону. К их достижениям относятся: введение минимальной оплаты труда и ее постоянный рост, активная государственная политика в области занятости, увеличение помощи малоимущим и неполным семьям, грандиозный проект по искоренению детской бедности, вложение больших дополнительных средств в образование и здравоохранение.

В ряде стран предоставляются льготы по оплате за обучение для студентов из неполных семей.

2.2 Внутрисемейная жестокость

Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют специалисты по социальной работе. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка. Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры.

Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это — прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый — немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителем полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителя не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае неподтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка. Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции.

Заметим, что в соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучении навыкам межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для подготовки к экзаменам, оказывается помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать конфликты на работе, тем самым сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т.е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у них поведение в общественных местах.

Согласно § 29a «Полицейского закона» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми.

Во Франции процент неполных семей почти такой же высокий, как и в России. Существует Государственный институт помощи жертвам насилия, который занимается анализом всех случаев проявления насилия над личностью и разработкой мер противодействия этому. По номеру телефона 119 можно связаться бесплатно круглосуточно с профессиональным работником государственной службы. Также можно обратиться к врачу Государственной службы защиты материнства и детства, к инспектору Службы социальной помощи детству в Управлении департамента по санитарным и социальным вопросам, в ювенальный суд. В случаях, требующих немедленной изоляции ребенка от семьи, у инспектора есть выбор: он может поместить ребенка в казенную атмосферу приюта либо в хорошую семейную обстановку.

Давая характеристику видам помощи, отметим, что существует несколько форм. Примером стационарной помощи является такая форма помощи, где ребенок остается в семье, но ему оказывается педагогическая и терапевтическая помощь. О «взятии под присмотр», которое часто связано с расположением на короткое время, указывается Законом о помощи детям и молодежи (§ 42). Оно осуществляется в тех случаях, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи, прося о «взятии под присмотр», или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних, и доставляет их в службы неотложной помощи. Главной причиной самообращения в такие службы и места защиты молодежи является регулярное нахождение в беде, побег из дома, насилие в семье, боязнь возвратиться домой или получение информации о ночлеге.

Каким образом выявляются семьи, которым нужна помощь? Во-первых, родитель может сам прийти в ведомство и попросить о помощи. Во-вторых, работники школ, детских садов и других учреждений могут позвонить и сказать, что успеваемость у ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный или просто ученик агрессивный и пр. Особый акцент делают на то, что надо провести проверку, все ли дома в порядке. В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о наличии проблем в семье.

Как видно, после того как выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье, ведомства по делам детей, молодежи и семьи города проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию.

Заключение

Исходя из вышесказанного, отметим, что изучение российского и международного опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно при наличии родителей. Социальная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей расходов на воспитание и образование детей. Такие стимулы должны включать прямую помощь в виде дотаций и выплат в первую очередь многодетным и малообеспеченным семьям, а также систему непрямого (налогового) стимулирования повышения расходов родителей на воспитание и образование своих детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи — далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Намного важнее психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка.

Литература

1. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М., 1995.

2. Социальная работа. /Под общ.ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д, 2005.

3. Социальная работа: теория и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.В. Сорвина. – М., 2002.

4. Сигида Е.А. и др. Содержание и методика социальной работы. –М., 2005.

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М., 2005.

www.ronl.ru


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность