НОВОСТИ |
Я — псих! Заметки психолога родителям и детям. Учеба мотивацияМотивация к учебеВсем родителям приходится рано или поздно столкнуться с отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по одиннадцатый класс, у других лишь время от времени случаются периоды нелюбви к урокам. Но даже родители самых прилежных отличников не застрахованы от того, что в один прекрасный день их чадо не начнет приносить в дневнике низкие оценки и замечания учителей, или попросту не откажется идти в школу. Почему ребенок не хочет учиться?Снижение мотивации детей к учебе может происходить по самым разным причинам:
Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Для профессионалов это отдельная тема, требующая большого внимания. На тему мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников проводятся научные исследования, составляются специальные программы. Родители, впрочем, должны относиться к этому вопросу не менее серьезно и знать, какие особенности характерны для мотивации к учебе для первоклашек. Особенности мотивации младших школьников
Как повысить мотивацию к учебе?Повышение учебной мотивации школьников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно. У педагогов на вооружении есть свои, сугубо профессиональные способы повышения мотивации детей. Мы же, родители, должны иметь представление, как мы можем внутри семьи повысить мотивацию ребенка к обучению. Что можно для этого сделать?
Это лишь некоторые общие советы, которыми вы можете воспользоваться. Каждый ребенок индивидуален, и кто как не родители подберет ключ к раскрытию его способностей и потенциала? Желаем вам легкого решения этой задачи, доверительных, дружеских отношений с ребенком и успехов в учебе и во всех делах!
womanadvice.ru Мотивация к учебе - Сайт о кадрах и управленииКаждый школьник или студент рано или поздно сталкивается с проблемами на пути получения образования. Чаще всего причиной этого является недостаточная мотивация к учебе. Содержание статьи: Мотивация учебной деятельности младших школьниковМотивационную сферу можно считать ядром личности. Входя в школьную жизнь, ребенок хочет учиться хорошо, получать высокие оценки. Чаще всего мотивами в этом возрасте являются «хочу узнать больше», «в школе интересно», «хочу радовать родителей». Получая хорошие оценки, ребенок поощряется со стороны родителей, учителей, ставится другим в пример. Продуктивность и успешность учебного процесса определяет мотивация учиться. К учению ребенка побуждает ряд мотивов разного характера. Их можно разделить на 3 блока, каждый из которых рассматривается с точки зрения получаемого результата. 1 — эмоциональный; 2 – мотивационно-целевой; 3 – познавательный. Блоки последовательно сменяют другу друга, становясь на определенном этапе приоритетными и управляющими. Учебная мотивация младших школьников должна целенаправленно формироваться родителями и учителями, т. к. игровые мотивы, присущие детям этого возраста, могут остаться на последующие годы. Мотивация к учебе подростковГлобальные перемены, происходящие в жизни подростков (половое созревание, первая влюбленность, возрастной кризис) неизменно приводят к снижению учебной мотивации. У ребят кардинально меняются жизненные приоритеты, мнение близких людей уже не столь значимо. Дух бунтарства, пробуждаемый в этом возрасте, позволяет ученикам спокойно получать плохие оценки и даже бравировать этим. Опасность заключается в том, что ребята сами не осознают всей сложности ситуации. «Тяжелая артиллерия» со стороны взрослых в виде наказаний, ругани и шантажа может только все усугубить. Мотивация учебной деятельности учащихся будет результативна, если увязать интересы ребенка с учебными предметами. Любит ребенок играть на компьютере – заинтересовать его успехами ведущих компьютерных компаний, подсказать, что такие компании охотятся за грамотными специалистами. Дочь – фанатка иностранных музыкальных групп, ей будет интересно, о чем они поют, а для этого стоит подтянуть в школе «языки». Иногда хорошо мотивирует подростков трудовая терапия, когда они на собственном опыте убеждаются в «прелести» низкоквалифицированного и мало оплачиваемого труда. Мотивация учебной деятельности студентовЧтобы обучение студентов было успешным, наиболее значимыми являются внутренние мотивы, т. к. учебные задачи должны быть им не только поняты, но и внутренне приняты. Мотивация студентов к обучению – процесс достаточно сложный и индивидуальный. Большинство студентов выбрали СУЗ или ВУЗ осознанно, поэтому учиться намерены с целью приобрести желаемую профессию. Те студенты, которые учатся по настоянию родителей, не настолько заинтересованы в положительном результате, но тоже руководствуются определенными мотивами: будет хорошо учиться – отец купит машину; не закончит ВУЗ – не получит места в семейном бизнесе. Можно выделить наиболее действенные методы мотивации учебной деятельности, актуальные для большинства студентов:
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельностиЦелью данных методов является формирование мотивации учения, стимулирующей познавательную активность и способствующей получению учащимися учебной информации. К таким методам относятся:
Мотивация педагогов и профессиональное развитиеПедагоги – взрослые, состоявшиеся в профессии люди, в большинстве своем выбравшие работу по призванию. Несмотря на внутренние мотивы, для каждого из них имеет значение:
Человек любого возраста, любой профессии и социального статуса в своей деятельности руководствуется определенными мотивами. Успех его деятельности зависит от правильности выбранных мотивов. z-motiv.ru Как заставить себя учиться и найти мотивацию для этого?Сегодня все чаще встречаются различные статьи на тему мотивации детей к учебе. Необходимость «вложить» в своего ребенка как можно больше знаний, навыков и умений продиктована сегодняшним жизненным темпом. Однако, о необходимости учиться чему-то новому, должны задумываться сами взрослые. Что же заставляет нас открыть книгу и прочесть что-то или пойти на какие-то курсы? В первую очередь, конечно, хорошая мотивация. Это та сила, которая является стимулом для удовлетворения определенных потребностей. Перед любым человеком, вне зависимости от его возраста, должна быть поставлена конкретная цель. Каждое усилие должно быт оправдано. Зачем узнавать что-то новое?Главный вопрос, который ставит перед собой человек, прилагающий определенные усилия к получению новых знаний, «зачем мне это нужно?». Стать успешным человеком, знающим себе цену, уважаемым, и, в некоторой степени исключительным, неплохая цель для того, чтобы, наконец, поднять себя с дивана и начать приобретать какие-то новые знания. Сегодня, в век стремительного развития технологий, это особенно актуально. Взять, к примеру, людей старшего поколения. Все новые электронные приспособления, оборудование, программное обеспечение, как правило, приводят их в ужас. Поэтому всегда нужно быть готовым к восприятию новых знаний и получению новых навыков. Ведь без мобильных телефонов, компьютеров, современной бытовой техники жизнь станет уже просто невозможной. Но в каждом возрасте свои потребности, поэтому в зависимости от их удовлетворения, меняется мотивация к получению знаний. Эту теорию еще в середине 20 века подтвердил психолог из Калифорнии А. Маслоу. Пирамида потребностей А. МаслоуВ начале своей жизни человек приобретает элементарные навыки для удовлетворения своих физиологических потребностей. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, говорить. Потом появляется необходимость чувствовать себя полноценным членом общества, быть любимым. Для этого человек начинает приобретать все новые и новые знания. Таким образом, он приходит к развитию собственной личности и реализовывает свои цели. В большинстве случаев взрослые люди очень мало учатся. Это связано с тем, что многие долгое время работают, и, увы, не всегда на любимой работе. Но выбор уже сделан и человек подстраивается под обстоятельства, загоняя себя тем самым в очень жесткие рамки, вырваться из которых ему не представляется возможным. Хотя на самом деле достаточно только захотеть и перед человеком любого возраста могут открыться новые горизонты. А одним из главных преимуществ обучения в зрелом возрасте является возможность выбора интересующего предмета. Нет обязательных уроков, изнуряющих контрольных с экзаменами. Можно изучать только конкретную интересующую отрасль науки. Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится — хорошему или плохому — зависит лишь от его природы и от его судьбы. Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить. Что может мотивировать человека к изучению нового?Подтолкнуть взрослого человека к получению новых знаний и навыков могут различные стимулы. Вот некоторые из них:
Учиться никогда не поздно – это доказано столетиями. Человек может найти себе применение и в 25, и 45 и даже в 65 лет. Главное, его деятельность должна приносить в первую очередь моральное удовольствие, а вместе с ним будет и материальное. И, если для занятия любимым делом, не хватает немного знаний – их всегда можно получить самостоятельно или на каких-то курсах. Это позволит чувствовать себя намного моложе и современнее. Человек, постоянно занимающийся умственным трудом, саморазвитием, читающий большое количество книг намного лучше выглядит в преклонном возрасте. С ним интересно общаться – ведь помимо накопленного жизненного опыта, он обладает огромным количеством разнообразной информации. И, самое главное, учеба является отличным способом устранения депрессии. Если получение новых знаний приносит удовольствие, то настроение сразу повышается. А это залог успеха в дальнейшей деятельности и личной жизни. 9psy.ru Мотивация к учебе - ПсихологосФильм "Меч в камне" Волшебнику мотивировать легко: он волшебник. Впрочем, и у него иногда получается не все сразу. скачать видео Кто-то хочет учиться сам, кого-то (когда-то) приходится мотивировать. В любом случае, мотивировать к учебе нужно уметь. Ниже приводится разговор двух умных людей, обсуждающих этот вопрос, мы будем рады вашим комментариям.- Как создавать у детей мотивацию к учебе? - А речь идёт о детях, к которым ты имеешь доступ как родитель, или посторонних детях, к которым ты имеешь доступ как преподаватель? - Давайте начнём с преподавателя. - Тогда я тебе ничего толкового не скажу. - Тогда сразу переходим ко второму пункту. Ситуация – это мой ребенок, я родитель. - Тогда должна быть моя система, главной чертой которой является двухступенчатость. Научно со второй ступени, потому она тебе очень близка. Тут мотивацию к учебе создают рассказ и показ перспектив, которые будет иметь этот ребёнок, если освоит этот учебный материал и в принципе будет хорошо учиться. Учебу нужно делать радостной, сопровождать учебу ощущением успеха, создавать у ребенка понимание, что у него всё получается. Легкое начало и радостный путь к прекрасной цели. Лёгкое начало, прекрасный путь к чудесной цели. Уточнение: прекрасный путь – не халявный путь, а путь с трудностями и возрастающим уровнем сложности. Наши дети должны встречаться с трудностями, уметь их преодолевать и – ощущать себя победителями. Успешное преодоление для ребенка – это кайф! Все это – второй этап. Но чтобы второй этап мы могли реализовать, воплотить как следует, ему должен предшествовать первый этап. И этот первый этап тебе никак не близок, потому что его задача – дисциплина и абсолютное послушание ребенка.Иначе ребенок просто не будет тебя слушать. То есть когда-то он захочет тебя слушать, а когда-то у него будут более интересные развлечения, нежели ты, и ему будет на тебя наплевать. - Ну может быть тогда материальная мотивация. - Материальная мотивация в организации учебы не работает: дети начинают рассказывать, как им всё трудно и сложно, и требуют от родителей все больше и больше. Ребенок начинает с тобой торговаться. Если, конечно, ты хочешь научить его торговаться, то здесь ты это получишь. - Да, понимаю, но у меня есть опасение. На первом этапе, добиваясь дисциплины, ребёнка можно забить, и тогда учиться ему будет не интересно. - Да, это так. Если ребенка забить, никакая учеба уже не возможна. Но ты не тот родитель, который будет забивать своего ребенка. Ты не жестокий, ты нормальный, ты любишь своих детей. - Приведение к абсолютному послушанию требует жертв. - Да, требует, но маленьких и не тяжелых. Для ребёнка это слушаться родителей любящих и разумных родителей вовсе не тяжело, это гораздо проще, чем напороться на сучок или решать ситуации во дворе или классе. Там в разы жестче, чем научиться слушаться родителей. А ты ведь заодно своего ребенка защитишь. Это – нормально. Еще раз – если твой ребенок будет действительно тебя слушаться и принимать то, что ты ему говоришь, ты сможешь ему всё передать, что тебе хочется. У тебя огромный жизненный опыт, интереснейший жизненный опыт, и твой ребенок будет у тебя учиться так, как следует. Без всяких проблем с мотивацией. www.psychologos.ru Как мотивировать ребёнка на учёбуВыбираем мотивацию — внутреннюю и внешнююО внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать. Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это». Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали! Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками. Почему не работает внешняя мотивацияКогда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения. Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий. Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды. Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого. Что влияет на интерес к учёбеКон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:
С чего начатьВернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.
Ищем внутреннюю мотивациюВнутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.
Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой. По материалам книги «Наказание наградой». Бумажная книгаЭлектронная книга lifehacker.ru Мотивация учебной деятельности13 Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) (рисунок 2.8.). Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными (рисунок 2.9.). Успешность (эффективность) учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации - эффективность деятельности падает (рисунок 2.10.). Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация. Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией. Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой; чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний (рисунок 2.11.). Значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана. Выявлена закономерность: «сильные» студенты отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация - освоение профессии на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН, а для слабых студентов - внешняя мотивация - избегание осуждения и наказания за плохую учёбу. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас ЗУН и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов («Под лежачий камень вода не течёт» - пословица). Следовательно, от силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса ЗУН у учащихся. На основе определяющего значения мотивации для учебной деятельности был сформулирован принцип мотивационного обеспечения учебно-воспитального процесса. Целенаправленное формирование мотивации учебной деятельности у учащихся необходимо (рисунок 2.12.) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000). МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ситуации деятельности одновременно существуют как внутренние, так и внешние побудители. Однако их нельзя ни рядополагать, ни тем более отождествлять, так как они имеют различные функции. Внутренний (потребность, мотив) действует как побудитель в силу того, что означает наличие необходимости в осуществлении деятельности, а внешний (адекватные предмет, средство или внешние условия) выступает в качестве побудителя потому, что означает наличие возможности её осуществления (доступность желаемого продукта деятельности). При этом внутренний побудитель первичен, а внешние объекты побуждают лишь при условии наличия внутреннего побудителя. Что же касается мотивов учения, то, как известно, они различны, поскольку оно включается обычно в состав самых разных деятельностей. Помимо приобретения нового опыта учащийся может быть заинтересован и в том, чтобы завоевать уважение других людей (мотив самоутверждения), и в том, чтобы получить те или иные награды, и в удовлетворении самим процессом познания. Вместе с тем в учении как познавательной деятельности обнаруживается некий дополнительный мотив. Он связан с возможностью получения результата, который является основным продуктом «делового» действия. В этом, несомненно, кроется причина более высокой результативности трудового обучения. А.Н. Леонтьев писал, что «нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося. Даже в обучении навыкам, обыкновенным двигательным навыкам, это тоже так». Здесь необходимо требование заинтересованности в «деловом» результате осваиваемой в учении деятельности. Хотя как предмет, так и продукт её является всего лишь имитацией будущих реальных предмета и продукта. Тот же фактор действует, очевидно, во всякой «деловой игре» (А.А. Вербицкий, 1987). В таких ситуациях главной движущей силой остаётся, по-видимому, познавательный мотив. При этом, однако, имеет место некое «удвоение», когда на реальную ситуацию (усвоение) накладывается воображаемая ситуация (будущая трудовая деятельность). Это позволяет сказать, что «деловая» деятельность также выполняется, хотя и в умственном плане. При этом учащийся как её субъект «потребляет» то умение или знание, которое в реальном плане им пока только лишь усваивается. Подобное «потребление» умения и даёт мотивирующий эффект. Из сказанного неправильно было бы делать вывод, что всякое учение должно быть «прагматизированным». Если оно выступает в качестве основного функционального компонента учебной деятельности, а не рассматривается учащимися в составе подготовительных компонентов трудовой деятельности, то оно, действительно, может настолько обособиться, что станет для учащегося как бы независимой деятельностью, обходясь собственным, «внутренним» мотивом. Есть указание на то, что реально действующим мотивом может быть заинтересованность учащихся в приобретаемых умениях: «Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать (А.Н. Леонтьев, 1983). Распространено мнение, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения. Однако наблюдения в определённых жизненных ситуациях, а также теоретические соображения не позволяют безоговорочно принять это положение как аксиоматическое. Следует учитывать, что в самом познавательном мотиве содержится «деловой» мотив. Осуществляя учебную и вообще познавательную деятельность, человек понимает, что её результаты могут пригодиться для того, чтобы впоследствии получать какие-то необходимые ему жизненные блага. Поэтому абсолютизация познавательного мотива как внутреннего по отношению к учению и противопоставление его деловому мотиву кажутся неправомерными. Отметим, что С.Л. Рубинштейн включал оба эти вида мотивов в число основных мотивов учения: «Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и, - поскольку учение - это собственно опосредованное, совершающееся через овладение накопленных человечеством знаний, познание мира, - интерес к знанию» (С.Л. Рубинштейн). Он писал, что эти два типа мотивов часто оказываются настолько тесно связанными друг с другом, что становится невозможным их противопоставлять (рисунок 2.13.). Таким образом, деловой мотив также является «внутренним» по отношению к учению, в отличие от таких, действительно внешних, мотивов, как самоутверждение или получение каких-либо иных благ, к которым учение не имеет прямого отношения. Было бы уместнее отнести к «внешней» мотивации заинтересованность учащегося в процессе учения - в тех случаях, когда последний обеспечивает ему новые впечатления, окрашенные положительными эмоциями. Действительно, это - случайный результат, и не связанный прямо с достижением той познавательной цели, которая определяет инициирование и ход учения. То, какие именно мотивы функционируют в процессе учения и какие из них оказываются доминирующими, зависит от многих причин. Среди них - характер индивидуально-личностных особенностей учащегося. В экспериментах с использованием поэтапной методики формирования умственных действий, было показано, что учащиеся с преобладанием образного компонента мышления над вербально-логическим усваивали учебный материал гораздо более успешно, если к мотиву собственно усвоения присоединялся мотив исследовательского плана. Это обеспечивалось путём исключения некоторых ориентиров из схемы ориентировочной основы, которая им давалась. Эти ориентиры учащиеся находили самостоятельно. Учащиеся же с преобладанием вербально-логических компонентов мышления имели тенденцию ограничиваться мотивом «чистого» усвоения предлагавшегося им материала (Г.А. Буткин, Д.Л. Ермонская, Г.А. Кислюк, 1977) (рисунок 2.14.). Ещё одним обстоятельством, детерминирующим виды мотивов, функционирующих в ходе учения, является тип самого учения. Он определяется типом даваемой учащемуся схемы ориентировочной основы действия, умение выполнять которое подлежит усвоению. При первом типе учения отношение учащегося к учению соответствует его потребности в том, что выступает в качестве подкрепления. При втором типе мотивирует сознание того, что результаты учения понадобятся для чего-то в будущем. Это не собственно познавательный, а, скорее, «прикладной» интерес к учению, Иначе говоря, учение осуществляется ради другой деятельности, которую учащийся намерен совершать в будущем. При третьем типе учения осваиваемый учащимся метод познания раскрывает для него изучаемый предмет с новой, неожиданной стороны и поэтому возбуждает естественный интерес, который по ходу учения возрастает и становится устойчивым. Когда учащийся обладает методом познания дисциплины, она раскрывается перед ним как поле деятельности, и, таким образом, мобилизуется познавательная потребность (П.Я. Гальперин, 1965) (рисунок 2.15.). Однако это не достигается автоматически. Учащегося нужно вовлечь в исследование объекта - возбудить у него познавательный интерес. Отправочной точкой служат, конечно, известные факты. Однако их ему показывают с новой стороны. Затем этот первоначальный интерес постепенно развивают, избегая провоцирования посторонних, утилитарных интересов. В результате учащиеся самостоятельно распространяют усвоенные приёмы исследования на другие разделы той же дисциплины и на другие дисциплины, охотно и активно применяют их. С этим П.Я. Гальперин связывал сдвиг в развитии учащегося, который оказывался недостижимым при первом и даже втором типах учения. Интересно было бы рассмотреть возможность представления обозначенных типов мотивов в качестве последовательных ступеней развития учебной мотивации. Эта проблема является центральной при исследовании как учебной деятельности, так и личностной сферы учащегося. Здесь также имеет место своего рода интериоризация. Её специфика состоит в следующем: «внешнее» и «внутреннее» определяется по отношению не к деятелю, а к самой его деятельности. Типичным исходным пунктом этого движения является состояние, когда учащийся выполняет некую активность. Он руководствуется стремлением реализовать цель, внешнюю по отношении к основному предметному содержанию этой активности, не связанную с ней естественным образом. Конечным же пунктом является выполнение этой активности ради её «внутренней» цели. Это - достижение «смещения мотива на цель», о котором писал А.Н. Леонтьев. Выше были выделены два различных (субъективированных) понятия мотива деятельности. Субъект деятельности учения должен не только знать о том, какие преимущества ему может обеспечить овладение желаемыми знаниями и умениями, но он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности. Содержанием первого, мотивационного этапа, выделяемого в теории поэтапного формирования умственных действий, следовало бы считать не столько создание, сколько актуализацию связанных с этой деятельностью мотивов, которые были сформированы ранее. Создание мотивов учения включается в подготовительный компонент учебной деятельности, обеспечивающий умение учиться, тогда как их актуализация должна быть отнесена уже к области функционирования подготовленных структурных моментом или к основному компоненту учебной деятельности - учению (Т.В. Габай, 2003). Отношение обучаемого к учению даёт первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения: - отрицательное отношение, - безразличное (или нейтральное), - положительное - I (аморфное, нерасчленённое), - положительное - 2 (познавательное, инициативное, осознанное), - положительное - 3 (личностное, ответственное, действенное). Отрицательное отношение к учению: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям. Безразличное отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; способный, но ленивый учащийся. Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуется активностью. Активность (учения, освоения содержания и др.) определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяют следующие компоненты: - готовность выполнять учебные задания, - стремление к самостоятельной деятельности, - сознательность выполнения заданий, - систематичность обучения, - стремление повысить свой личный уровень и другие. С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения - самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц). Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные - более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых. Наибольший эффект активизации достигается в таких ситуациях, в которых обучаемые должны: - отстаивать свое мнение, - принимать участи в дискуссиях и обсуждениях, - ставить вопросы своим коллегам и преподавателям, - рецензировать ответы своих коллег, - оценивать ответы и письменные работы своих коллег, - заниматься обучением отстающих, - объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся, - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), - создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий. Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых (И.П. Подласый, 2000). Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека (interest - имеет значение, важно). Интерес- реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Интерес - положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах (по Л.С. Выготскому): 1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996). 2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» - писал Л.С. Выготский (1996). 3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» (Л.С. Выготский, 1996). Закономерности развития интереса: 1. Зависимость интереса от уровня и качества их знаний, от сформированности способов умственной деятельности. 2. Зависимость интереса от учащихся, от их отношения к преподавателям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет - незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей. Собственные научно-педагогические исследования, проведённые у студентов медицинского колледжа, подтверждают эту зависимость (таблица 2.2.). Таблица 2.2. Взаимосвязи характера и вида отношения студентов ССУЗА к преподавателю и преподаваемому предмету (Р±mр , %)
Педагогическая практика выработала многообразие путей и средств для формирования устойчивых познавательных интересов: - увлеченное преподавание, - новизна учебного материала, - историзм, - связь знаний с судьбами людей, их открывших, - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся, - использование новых и нетрадиционных форм обучения, - чередование форм и методов обучения, - проблемное обучение, - эвристическое обучение, - обучение с компьютерной поддержкой, - применение мультимедиа-систем, - использование интерактивных компьютерных средств, - взаимообучение (в парах, микрогруппах), - тестирование ЗУН, - показ достижений обучаемых, - создание ситуаций успеха, - соревнование (с коллегами), - создание положительного микроклимата в группе, - доверие к обучаемому, - педагогический такт и мастерство педагога, - положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, - гуманизация межличностных отношений и др. Никогда не изведает радости познания тот учащийся, который садится за свой урок без интереса. Интерес - вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души. Проблема воспитания интереса к учению - ещё одна из ключевых дидактических проблем. В трудах многих исследователей познавательные интересы "препарированы" с достаточной тщательностью. Главный вопрос - как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелёгкому процессу познания. Есть теории, есть рекомендации, а вопрос не решён. Интересы прямо связаны с интересами окружающих лиц (в семье, в быту, в группе, в общежитии и др.). Любопытство (интерес) - это бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет. На нём нельзя построить полноценное обучение. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много - завлекательное начало, динамический сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учащихся "между". Буквальный перевод с лат. «inter -est» - «быть между», т.е. чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. Интерес, направляется на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы - неразъединяемое целое. Проф. А.К. Дусавицкий (1989) составил типичные "портреты" заинтересованного и незаинтересованного учащихся. Невербальное считывание может помочь установить тот или иной тип. I. Учащийся работает с_интересом. Удовольствие буквально написано на его лице. Глаза светятся. Движения лёгкие, быстрые. Он раскован, раскрепащён в своих желаниях. Он делает своё дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она - точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение. Мысль работает ясно, чётко. Откуда-то приходят решения, они красивы, точны, отвечают характеру задачи. Мысль поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира, ко всему остальному он глух и слеп в данный момент. Его трудно бывает отвлечь от выполнения других не менее интересных и важных дел. П. Учащийся работает без интереса. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или над заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, словно ищет откуда-то спасения от немилой духовной или другой пищи. Он застывает, погружается в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание. В органической связи с мотивами существуют потребности. Потребности - нужда в чем - либо. Потребности - являются источником активности и её движущей силой. Вначале потребность возникает как чисто энергетический импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к поисковой деятельности. Когда чётко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мотив учения может быть определён и как опредмеченная потребность - активность обучаемого, направленная на предмет обучения. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы, и наоборот за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности. Внутренняя мотивация в настоящее время нуждается в серьёзном совершенствовании. Однако большинство педагогов всё ещё ориентированы на поддержании внешней мотивации в форме контроля. При этом у личности обучаемого своё «Я» не развивается, а наоборот - подавляется. Это отрицательно влияет на внутреннюю мотивацию и снижает интерес к учебной деятельности. Для этого необходима всемерная поддержка любых внутренних стремлений обучаемых, реализация принципов гуманистической педагогики. Приёмам самомотивации должен обучить педагог своих учащихся, основные из которых представлены ниже. Стратегия самомотивации из десяти пунктов:
Расскажите учащимся что: - чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учебе; - успехи в учебе являются катализатором учебного процесса; - неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учебу; - чувство радости и интерес облегчают учение; - страх и напряженность затрудняют процесс обучения. Педагогу необходимо: - поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса; studfiles.net Мотивация к учебе или почему ребенок не хочет учиться?Мотивация… Почему сейчас подавляющее большинство школьников не имеет мотивации к учебе? Не видят смысла? Не получают вознаграждения? Трудно учиться и муторно? Не каждый учитель способен заинтересовать? Не каждый родитель увлечь перспективами? Наверное, все эти причины имеют место быть. Вот посмотрите, на следующей картинке описан цикл мотивации. Если есть какая-то потребность, то надо приложить усилия, а то и много психологических усилий, чтобы все переросло в действие, а не осталось лишь в задумках и неосознанных желаниях, и после предпринятого действия человек получает вознаграждение. И в следствие этого испытывает удовлетворение. Потом рождается новая потребность и цикл закручивается по-новому.
А что же с учебой? На каком этапе цикла возникает ошибка? Возможно, даже на первом, не возникает потребности.. А тогда зачем усилия, напряги, проблемы, если ребенок просто не хочет учиться. Даже больше того, учеба ему скучна, надоела до зубовного скрежета. В школе его ежедневно по 5-6 часов загоняют в рамки, ограничивают его, заставляют… Он приходит домой и тут мы, обеспокоенные родители: «что ты сегодня получил?», » что вам задали?», «а ну, покажи дневник!» Какая уж тут мотивация к учебе… Тут бы в отрицательные значения этой самой мотивации не скатиться. Еще несколько лет назад у первоклассников была мотивация, они хотели идти в школу, понимали, что школьник — это уже не то, что какой-то сопливый детсадовец, это круче и и престижнее, что ли.. Сейчас же, даже уже у шестилеток нет учебной мотивации, потому что они на собственном опыте убедились в подготовительных классах и группах, что ничего хорошего и интересного их в школе не ждет, да и родители, лишь только заходит речь о школе и первом классе, становятся напряженными и нервными. Родителей тоже можно понять, школа — это и для них новый этап, новые траты, новые проблемы, домашние задания, в конце концов. Молодые родители, как по мановению волшебной палочки, в семилетнем возрасте ребенка, принуждены вернуться в свое счастливое или не очень счастливое детство, и снова, и снова делать задания, получать отметки, краснеть перед учителем… Не думайте, что это я отвлеклась, переключилась на родителей… Просто мы с детьми взаимосвязаны, дети видят наше напряжение, наше непонятно с чего изменившееся отношение, нашу озабоченность этим внешним антуражем, какая-то циферка в тетрадке способна изменять наше настроение, приводить в движение машину родительских репрессий, лишать и позволять… Мы, родители, завороженные условностями, перестаем видеть ребенка, самого ребенка… Ведь мы не спрашиваем его, что интересного сегодня было в школе, что ему понравилось, как он себя чувствует, с кем общался…Да мало ли того, чем на самом деле стоит интересоваться… Нас интересует только учеба. Если пятерки, то честь и слава, благополучие в придачу, а вот ежели нет и в дневнике сплошные «пары», то тут вместо того, чтобы осторожно и не навязчиво выяснять причины этого, мы впадаем в тиранический ступор, начинаем истерить, заводиться, вопить, особо эмоциональные доходят и до рукоприкладства… И конечно, этим только усугубляем ситуацию с мотивацией к учебе! А причин, почему ребенок не хочет учиться масса — и его плохое здоровье, и психологические комплексы, и нездоровые отношения с одноклассниками, учителями… А мы, не считаясь с ним, его истинными причинами, уносимся «пророческими» мыслями в далекие дали, красочно нарисованных нашим воображением, представляя наших детей бомжами, криминальными элементами и дворниками. Еще бы, он, мой сын, не умеет решать простейшие уравнения, что ждет его в будущем?! Что касается будущего, то оно в младших и средних классах настолько отдаленно и не определенно, что ребенок просто не в состоянии связать непонимание задач по математике и будущее поступление в институт, получение престижной профессии, становление карьеры… Все это понятно нам, родителям, а вот понятно ли незрелой личности нашего дитяти? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Посещают школу часто номинативно, формально, потому что все туда ходят и отбывают там положенный срок… Прямо, как в тюрьме, право слово! А бывает и того хуже, выполнения заданий родители и учителя добиваются от ребенка принудительно, методом «кнута и пряника». Еще можно учиться по инерции, можно чтобы превзойти одноклассников, чтобы не огорчать родителей, чтобы достигнуть успеха… Редко бывает, чтобы учиться было просто интересно… Так что же делать родителям? Ждать, чтобы эта мотивация чудесным образом однажды утром появилась? Ну, на это надеяться, по меньшей мере, наивно… Вот, например, как стоит поступать родителям и учителям, когда надо решить конкретную задачу: Как видим, мотивация особо нужна, когда ребенка одолевает эта самая «нехочуха», в остальных случаях все более менее ясно. И подменять нашей внешней мотивацией, его внутреннюю бессмысленно, придется, может и долго-трудно, взращивать ее. Познавательный интерес присущ ребенку изначально, и если его не растоптали в нежном возрасте запретами и суровыми наказаниями в ответ на исследовательскую деятельность дошкольника, то он может стать чудесным подспорьем. Найти то, что по настоящему интересует ребенка, расшевелить, раскрыть, найти точки соприкосновения и с собой, любимыми, и с учебными предметами, которые есть в классе. Интересуют ребенка животные, вывозим его в лес, покупаем энциклопедии, подключаем канал Дискавери, ребенок без ума от техники — повести в музей, в гараж, на стройку. Ищем, где и как он сможет применить свои знания, получить удовлетворение… Если все с учебными предметами глухо (как в танке), то остается вспомнить про внеурочную деятельность, кружки, секции, бассейн… Но и это не самое главное, главное, чтобы ваш ребенок хоть где-то, пусть на одном уроке, пусть в одной области, но вошел в ситуацию успеха, победы. Победы над собой, победой над ленью, победой над трудностями. И это будет тот самый первый шаг к реинкарнации интереса к новому, мотивации к познанию, что крайне важно в любой учебной деятельности. japsix.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |