НОВОСТИ |
конспект урока по ОБЖ 10 класс Здоровый образ жизни. 10 класс обж здоровый образ жизниконспект урока по ОБЖ 10 класс Здоровый образ жизни — SCHKOLER.RUПлан-конспект урока по ОБЖ с учащимися 10 класса Здоровый образ жизни Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его составляющими. Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс
ХОД УРОКА I. Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: — Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ? — Что такое иммунитет? Назовите его основные виды. Кратко охарактеризуйте каждый из видов. — Какие мероприятия проводятся в нашей стране по профилактике инфекционных заболеваний? — К каким болезням у вас есть иммунитет? — Какой вид иммунитета не передается по наследству? II. Основная часть — объявление темы и цели занятия — объяснение нового материала: § 20, стр. 98-103 Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Что такое здоровье? Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека: · полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; · нормальное функционирование организма в системе «человек- окружающая среда»; · умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; · отсутствие болезни; · способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения». Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье. Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей. Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но .й ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины». Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже: Конспект урока по ОБЖ 10 класс «Здоровый образ жизни»schkoler.ru Здоровый образ жизни 10 классЗдоровый образ жизни Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основные элементы жизнедеятельности человека
Умственная и физическая нагрузка Умственная нагрузка(труд) – это деятельность человеческого мозга (Читанее книг, учеба в школе, решение задач). Физическая нагрузка – это деятельность человека, которая совершается при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Физические нагрузки делятся на три типа:
Легкие физические нагрузки
Физические нагрузки средней тяжести
Тяжелые физические нагрузки
Что нужно делать, чтобы иметь здоровый образ жизни?
Здоровые привычки и навыки
Употребление вредных веществ. Закаливание организма.
Занятие спортом
Тесты
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье; б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья; в) система жизнедеятельности человека, в которой главным является диетическое питание, отказ от курения и алкоголя; г) систематическое выполнение физических упражнений. ПРАВИЛЬНО Перейти к следующему вопросу НЕ ПРАВИЛЬНО Вернуться к вопросу При малоподвижном образе жизни… а) улучшаются умственные способности; б) повышается работоспособность; в) замедляется процесс старения; г) развивается слабость сердечной мышцы. ПРАВИЛЬНО Перейти к следующему вопросу а) желающий бросить курить; б) выкуривающий одну сигарету натощак; в) выкуривающий две сигареты в день; г) находящийся в одном помещении с курящим. Пассивный курильщик – это человек… ПРАВИЛЬНО Перейти к следующему вопросу Что такое закаливание? а) купание в холодной воде и хождение босиком; б) обтирание снегом по утрам; в) укрепление здоровья посредством купания в проруби; г) постепенное повышение устойчивости (адаптация) организма человека к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды; д) сочетание солнечных и воздушных ванн с подвижными играми. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!! kopilkaurokov.ru Разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности в 10-м классе по теме "Здоровый образ жизни и его составляющие". Урок 1. "Здоровье"Разделы: ОБЖ Эта тема в той или иной степени изучается в рамках предмета ОБЖ во всех классах. Но, ни один из ныне существующих учебников, не дает целостной картины здоровья и здорового образа жизни человека. Из определения, которое дано Всемирной организацией здравоохранения, и цитируется в учебнике ОБЖ 10-го класса издательство “Просвещение” выброшен один компонент из трех – Духовность, духовная составляющая здоровья. Поэтому основная цель, которую я преследовал, готовя этот материал к уроку – расширить содержание урока понятиями, терминами и знаниями, связанными с духовной составляющей здоровья и здорового образа жизни. И, как следствие, основная ценность этой разработки выражается, в первую очередь, в содержании дидактического материала, в том числе в презентации учителя (Приложение 11). Предлагаемые для детей дидактические материалы (приложения 1–9) подразделяются на две группы:
Моя школа является экспериментальной площадкой по апробации курса ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Поэтому в содержании этого урока заметна интеграция с содержанием этого предмета. Предлагаемая мной разработка урока опирается на проблемную технологию, однако содержание этой разработки может оказать помощь педагогам в проведении уроков с использованием других технологий, в том числе технологии проектирования (Приложении 9). Тогда на эту тему необходимо отводить не 1 час, а 2 недели, то есть 2 часа и значительная часть деятельности детей отводится на самостоятельные исследования и подготовку продуктов деятельности (Приложение 10). Цели:
Оборудование:
ХОД УРОКА I. Создание учебного пространства, мотивация. 1. Звучит попурри на известные среди молодежи мелодии, на экране появляется тема урока. 2. Слова учителя: Ребята! Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы чего-то недопонимаем? - Какой смысл мы вкладываем в понятие ЗДОРОВЬЕ? 1, 2, 3, 4 - Дети отвечают в соответствии с тем набором представлений, который у них присутствует на этом этапе развития, т.е. касается в основном физической составляющей. Но из ваших рассуждений можно сделать вывод о том, что только физически здоровый человек может быть успешен, счастлив, благополучен. Но часто в жизни бывает все совершенно иначе. Я привожу примеры из истории о людях, которые смогли превозмочь свои недуги и стать успешными и счастливыми. - Так что же получается? Схема 1 (Рисунок 1) Благодаря каким своим способностям, талантам? Может мы чего-то еще не знаем о возможностях человеческого организма, его личностных составляющих? - Одни, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки – кончают жизнь самоубийством; - Другие, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни, но в критической ситуации, спасая других людей, жертвуют своей жизнью ради других; - Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха; - Четвертые живут, как бы по течению жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу. Давайте попробуем немного отвлечься от темы разговора и вспомним фильм, песня из которого звучала в начале урока. Как вы думаете, что заставило девушку по имени Роза отказаться от заманчивых для многих современных людей перспектив жить в богатстве и достатке и в самый драматический момент сюжета остаться на тонущем корабле со своим не совсем презентабельным спутником, остаться на произвол судьбы? - Ответы 1,2,3,4 Дети должны подойти в своих рассуждениях к тому, что физическое, материальное и даже социальное благополучие для нее отошло на второй план, так как молодой человек открыл ей глаза на то, что она может погубить себя как личность. Ну и конечно же любовь! 3. Слова учителя: Я бы хотел, чтобы и в своих рассуждениях на темы здорового образа жизни вы смотрели несколько шире, чем привыкли это делать, потому что ВОЗ вкладывает в понятие ЗДОРОВЬЕ больше. 4. Представьте себе: Вы собрались идти спать, а в этот момент вам позвонил друг (подруга) и попросил помочь. Вы откажете? Вы собрались идти в кино, деньги есть, но в самый последний момент они понадобились для того, чтобы купить лекарства заболевшему члену семьи, родственнику. Вы будете долго раздумывать? Ответы детей 1, 2, 3, 4 Но бывают и более драматические ситуации выбора. Мой рассказ о нравственном и духовном выборе, который сделал захваченный бандитами в плен военнослужащий Евгений Родионов. Значит есть мотивы, способные побудить человека отказаться не только от определенных материальных благ и комфорта, но и пожертвовать своим здоровьем и жизнью! Я прошу учащихся учесть этот аспект при подготовке своих ответов. II. Основная часть урока. 1. Класс делится на 4 группы. 2. Группы получают портфели с заданиями, инструкциями, справочными материалами и документами. Индивидуальные задания группам:
1 команда. Считаем, что самое главное – это физическое здоровье! Если оно есть, то можно жить в свое удовольствие. Зарабатывать больше денег, иметь дом, машину, отдыхать на море и т.п. 2 команда. Считаем, что самое главное – это уметь хорошо устроиться в жизни. А для этого можно иногда поступиться и правилами здорового образа жизни и даже покривить душой, ведь это всегда можно исправить. То есть главное – это социальная составляющая здоровья! 3 команда. Считаем, что главное – это всегда жить по совести и по законам. Потому, что духовная составляющая – это самое важное. Если будешь верить в Бога, то все придет само собой. 4 команда. Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. 3. Слова учителя: Ребята! Сейчас мы проведем небольшое исследование для того, чтобы, во-первых, дать аргументированный ответ на вопрос-задание, а во-вторых, для того, чтобы сделать вывод, противоречат ли различные стремления людей (к богатству, самовыражению, профессиональному росту, чистоте духовной, нравственной) В чем заключается православная традиция отношения к здоровью? Так же каждая группа должна будет сформулировать свой вариант интерпретации высказывания “Каждый несёт свой крест”. 4. Группы выполняют задание, опираясь на материалы, имеющиеся в портфелях каждой команды. Лейтмотивом звучит песня Celine Dion из к/ф “Титаник. Учитель выполняет функцию консультанта, помощника, сотрудника. Помогает разобраться с целесообразностью использования тех или иных документов. 5. Защита ответов групп. Группы должны прийти к выводу, что:
6. Учитель делает обобщенный вывод результатов исследования, который заключается в том, что здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать. Что бережное отношение к физической составляющей здоровья не противоречит православной традиции, если человек использует свои физические возможности для реализации полезных дел, а не для самолюбования. А вообще, все в человеке должно быть развито гармонично. 7. И последний вопрос: Ребята, перед вашими глазами главный символ христианства – Крест. Я рискнул, опираясь на высказывания богословов живших в разные эпохи, предложить вам взглянуть на этот символ еще и как на символ гармонично развитого человека. Как вы объясните высказывание “Каждый несёт свой крест”. 8. Ответы представителей команд. 1, 2, 3, 4. В идеале должно прозвучать, что от рождения каждому человеку даны духовные, физические и социальные задатки, каждому разные. Все мы имеем право и даже обязаны развивать эти задатки, не завидуя людям, которым дано больше. Мы можем стремиться к благосостоянию и духовному росту, но при этом не должны забывать, что живем среди людей, которые часто требуют нашей помощи и участия. И ради этой любви к людям, обществу и Отечеству мы вынуждены на время забывать и о материальном комфорте и о духовных “упражнениях”, потому что ЛЮБОВЬ ВЫШЕ ВСЕГО! xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Урок ОБЖ для 10 класса по теме «Основы здорового образа жизни»Материал, рассмотренный на уроке позволяет правильно сделать выбор жизненного пути , правильно вести здоровый образ жизни. Разработка урока: преподаватель-организатор ОБЖ Глебов Антон Александрович.Цель: закрепить знания учащихся по разделу «основы здорового образа жизни».Задачи:Обучающие. Способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.Развивающие. Способствовать высказыванию собственных оценочныхсуждений и аргументировать свою точку зрения; формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.Воспитательные. Моделирование собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Методы: частично – поисковый, фронтальная беседа.Время: 45 мин.Место: учебный кабинет.Средства учителя: плакаты по теме, плакат с записанными понятиями и терминами.ТСО: DVD –плеер, диск с сериалом «Кадетство , 3 курс», СД – диск с слайдами и видеоматериалами о ЗОЖ.Интерактивные средства: интерактивный плеер с ПК и экраном.Средства учащихся: тетради с печатной основой, рабочие тетради, учебники «ОБЖ» для 10 класса, изд-ва «ДРОФА», под ред. А.Т.Смирнова.Внутрипредметные связи: обж.Межпредметные связи: история, биология. Ход урока:Вводная часть.построение в 2-шереножный строй, рапорт командира класса (группы, взвода) о готовности к уроку.Осмотр внешнего вида. Форма одежды – школьная.Размещение по учебным местам. Основная часть. Учитель. В настоящий век техники, порой, современный человек, наделенный большими знаниями, вооруженный мощнейшей техникой, становится беспомощным в различных жизненных ситуациях. И поэтому знания в области безопасности жизнедеятельности актуальны как никогда. А на самый передний план выступает здоровье человека и его отношение к нему. Итак, уважаемые учащиеся, давайте попробуем дать определение, что такое здоровье. Ученик. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное духовное, физическое, социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Учитель. Молодец. Правильно!. Статистика утверждает, что здоровье человека зависит от:наследственности – 10%, медицинской поддержки – 20 %, окружающей среды – 20%, от здорового образа жизни – 50%. Итак, что же такое «здоровый образ жизни»? Ученик. ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.Учитель. Вы абсолютно правы. А какие компоненты включает данная система поведения? Ученик.Правильное и сбалансированное питание;Соблюдение режима труда и отдыха;Двигательная активность;Закаливание организма;Отказ от вредных привычек;Правильное и безопасное поведение дома, на улице, в общественных местах, на рабочем месте; Учитель. Верно. А теперь предлагаю вам отрывок из сериала «Кадетство. 3-й курс». Задание: Денису 14 лет. Он не очень хорошо учится, и поэтому родители все время его ругают. После очередного скандала он ушел на улицу, где двое знакомых старших ребят (им по 17 лет) предлагают ему укол героина, «чтоб расслабиться». Денис знает, что от героина можно заболеет наркоманией, гепатитом и даже умереть. Учитель: Вот мы с вами разбирали несколько типичные ситуации. Каждый из вас предложил свой выбор и свое отношение к вредным привычкам. Многие из вас решили вести только здоровый образ жизни и это хорошо. Но, даже соблюдая элементы ЗОЖ, все ли мы делаем так? Из приведенных ниже суждений выберите наиболее на ваш взгляд правильные:1. Самый лучший способ быть в хорошей форме – каждый день делать зарядку с большой нагрузкой.А. верно. Б. неверно.2. Чем больше разрабатывать мышцы, тем слабее они становятся.А. верно. Б. неверно.3. Вы не можете переусердствовать в занятиях спортом: чем больше вы занимаетесь, тем лучше.А. верно. Б. неверно.4. Эффект от спортивных упражнений наступает тогда, когда вы начинаете задыхаться. Выполняя их.А. верно. Б. неверно.5. Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле и на холоде.А. верно. Б. неверно.6. Можно приобрести хорошую форму и поддерживать ее, занимаясь спортом всего лишь несколько минут в неделю.А. верно. Б. неверно.7. Если вы будете интенсивно и постоянно заниматься спортом, то у вас будут сильные мышцы.А. верно. Б. неверно.8. Для того, чтобы окрепнуть, необходимо, делая зарядку, постоянно увеличивать нагрузку.А. верно. Б. неверно.9. Вы не должны отказаться от вашего обычного комплекса упражнений, если не зажила травма.А. верно. Б. неверно. Соотнесите свои ответы с рекомендациями ученых:1. неверно. Вашим мышцам необходимо время, чтобы отдохнуть от большой нагрузки. Лучше всего менять программу: в один день делать легкую зарядку, а в другой – увеличить нагрузку.2. неверно. Что касается мышц то, если вы постоянно разрабатываете их, это идет им только на пользу. Многое из того, что мы считаем старением, на самом деле вызвано не перенапряжением мышц, а недостатком нагрузки на них.3. неверно. Если вы слишком переусердствуете в упражнениях, то это может привести к различным травмам. Занимайтесь спортом не чаще трех-четырех раз в неделю.4. неверно. Никогда не доводите себя до такого состояния, когда не будет хватать воздуха. Это может повредить здоровью.5. неверно. При жаркой погоде вы быстро теряете силы и ослабеваете: увеличивается нагрузка на сердце.6. неверно. Хотя делать зарядку даже несколько минут в неделю лучше. Чем не делать вообще. Для того, чтобы быть в хорошей форме, вам необходимо заниматься спортом как минимум по 30 минут три раза в неделю.7. верно. Да, это известный метод тренировки. Для того, чтобы вы становились сильнее и выносливее, нужно увеличить нагрузки на тело, иначе оно привыкнет к предыдущей программе, которую все легче и легче со временем будет выполнять.8. верно. Прислушивайтесь к своему телу и поддерживайте себя в форме, выполняя упражнения, которые не повредят травмированным местам. Заключительная часть.Напишите о своем отношении к проблеме урока. Насколько актуален и интересен он для вас.Домашнее задание. Подготовить собственную модель ведения здорового образа жизни. xn--j1ahfl.xn--p1ai Здоровый образ жизни - ОБЖЗадание : на каждую букву данного слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. З- Д- О- Р- О- В- Ь Е - Первый изучаемый вопрос: Здоровье - человеческая ценность. РАБОТА В ГРУППЕ. Задание на ассоциации. Задание каждой группе.З-Д-О-Р-О-В-Ь-Е - На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым, например, задор, Например: движение, оптимизм, образ жизни, радость, образованность, восторг, единство души и тела. Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Определение здоровья данное в Уставе ВОЗ записать в тетради) ( из Устава ВОЗ) Модель здоровья школьника Здоровье Физическое здоровье – функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек и т.д. Второй изучаемый вопрос- создание модели здоровья школьника Физическое здоровье Модель здоровья школьника Социальное здоровье – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. Здоровье социальное Модель здоровья школьника Психическое здоровье – умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. Здоровье психическое Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». «… прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение по крайней мере двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры». Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости» Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключения. В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас нужнее! Ешьте больше овощей – Будете вы здоровей! 7.00 – Кофе 10.00 – Бутерброд 12.00 - Доширак 14.00 – Чипсы, Кола 18.00 – Сухарики 20.00 - Плотный ужин . 7.00 – Кофе 10.00 – Бутерброд 12.00 - Доширак 14.00 – Чипсы, Кола 18.00 – Сухарики 20.00 - Плотный ужин . 7.00 – Плотный завтрак. 10.00 – витаминизированный второй завтрак. 13.00 – Обед. 16.00 – Полдник. 19.00 – Лёгкий ужин Здоровый образ жизни в нашей школе Коллектив нашей школы активно пропагандирует здоровый образ жизни. Прежде всего, здоровый образ жизни начинается с уроков физкультуры. Наши учащиеся ежегодно участвуют в различных спортивных соревнованиях. Это и волейбол, и футбол, и лыжные гонки. Накоплено уже много наград. Много полезных советов и знаний нам даёт учитель ОБЖ Сабешкин В.Н. (рисунки, конкурсы, презентации, физкультминутки ) Кроме того, каждый учитель проводит тематические беседы на тему здорового образа жизни. Педагоги стараются донести до учеников, что очень важно быть здоровым, что не нужно следовать моде на сигареты и спиртное. В общем, проводится большая и довольно трудная работа. Конечно, не все вопросы, касающиеся здоровья учеников, учтены и не все планы реализованы. К сожалению, в нашей школе нет, например, организации питания, душа, в школе холодно и т.д. Но наши педагоги знают: важнейшее направление воспитательной работы в школе — формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как выстроить воспитательную работу в классе и школе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью выпускника? Эти вопросы решаются в нашей школе. Выразите свои мысли и чувства по сегодняшнему материалу, употребив одно предложение или словосочетание. Рефлексия учащихся. Домашнее задание: Продумать свои индивидуальные модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке. Всем доброго здоровья! Много не пейте, а больше улыбайтесь! Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. multiurok.ru Урок 16. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. | Поурочное планирование по ОБЖ 10 классУрок 16. Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. 14.10.2013 7052 0Цели урока. Познакомить учащихся и закрепить имеющиеся знания о здоровом образе жизни, роли питания как составляющей здорового образа жизни. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос 1. Государственный санитарный … (надзор) 2.Режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях (обсервация) 3. Бытовое название вакцинации (прививка) 4. Высушенные листья растения Nicotiana tabacum (табак) 5. Тельца, образующиеся в крови человека в результате прививки (антитела) 6. Способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного (иммунитет) 7. Комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих — переносчиков возбудителей болезней (дезинсекция) 8. Медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням (вакцина) 9. Основной способ введения в организм вакцины (инъекция) 2. Ответьте на вопросы: —Что такое иммунитет? —Что является действующим механизмом в иммунитете? —Какие пути используются для укрепления иммунитета? —Что такое вакцинация и иммунизация? —Какие пути используются для выработки искусственного иммунитета организма? —Какие способы прививок существуют? —Что такое санитарно-гигиенические мероприятия? —Что является основой санитарно-гигиенических мероприятия —Назовите основные направления санитарно-гигиенических мероприятий в нашей стране. —Какие мероприятия включает в себя профилактика инфекционных заболеваний? —Что такое дезинсекция? Дезинфекция? Дератизация? —Что такое карантин и для чего он применяется? —Чем обсервация отличается от карантина и когда она применяется? Изучение нового материала. Вводное слово учителя. Прошлый раздел курса был посвящен профилактике инфекционных болезней, которые приносят человеку много неприятностей и горя. Однако инфекционные болезни — это только часть тех заболеваний, которыми страдает человек. Есть множество других недугов, которые губят наше здоровье, а это убивает нас. Всем известно о сердечно-сосудистых болезнях, о болезнях желудочно-кишечного тракта, почек, позвоночника и т. д. Парадокс состоит в том, что на большинство этих болезней мы обрекаем себя сами. Противостоять им может только одно средство — здоровый образ жизни. Он и будет главной темой нового раздела курса ОБЖ, который мы начинаем изучать сегодня. Вопросы для активизации знаний. —Что такое здоровый образ жизни? Из каких составляющих он состоит? —Какое место в здоровом образе жизни занимает правильное питание? Что вы понимаете под правильным питанием? Относится ли к этому понятию только определенное сочетание продуктов? —Попробуйте сформулировать понятие «культура питания». Лекция. «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление же здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия». ЗОЖ подразумевает, что поведение человека направлено на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, повседневная деятельность человека включает профилактику заболеваний, предотвращающую их возникновение и способствует активному образу жизни. ЗОЖ зависит от: — объективных общественных условий, социально-экономических факторов; –– конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести здоровый образ жизни в разных сферах: учебе, труде, семье и быту; –– системы ценностных отношений, способствующих стремлению людей к ЗОЖ. До недавнего времени под «здоровьем» понималось здоровье в узко биологическом смысле, т.е. способность организма к адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни подразумевает правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний, следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства. Здоровый образ жизни включает в себя: –– Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физические нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни. –– Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя и выглядеть лучше. — Отказ от алкоголя и курения, наркотиков. — Умение справляться со стрессом. —Знание основ предоставления первой доврачебной помощи. — Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости. — Потребительская информированность. — Защита окружающей среды. — Эффективное использование времени. Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций. При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека. Интеллектуальное самочувствие — это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах. Физическое самочувствие — способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств. Социальное самочувствие — способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми. Духовное самочувствие — это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним. Культура питания. Сохранение здоровья населения является одной из задач государственной важности. В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической pаботы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энергозатраты. В cвязи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет, подагру. В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, cахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезированные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в тоже время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомикроэлементозов и даже дистрофии. По определению академика А.А. Покровского, рациональное питание — это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении. В последние годы особенно много говорят об опасности чрезмерного потребления жиров и углеводов, в результате которого развивается ожирение со всеми вытекающими последствиями: сахарным диабетом, нарушением функции печени и другими болезнями. Но существенный вред может принести и избыток в пище белков, солей. Поэтому в каждодневное меню необходимо включать разнообразные продукты — молоко и творог, содержащие белок, сыр, рыбу или мясо, богатыми витаминами и минеральными солями овощей, фрукты. Не обойтись и без различных жиров, в числе которых непременно должны присутствовать сливочное и растительное масла. И не имеющая никаких питательных веществ клетчатка овощей и фруктов, необходима организму, т.к. содействует выработке пищеварительных соков, регулирует деятельность кишечника и выводит из организма избыток холестерина. Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, т.е. правильное распределение приемов ее в течение дня. Таким образом, здоровое питание — это питание рациональное, сбалансированное и своевременное. Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом семи основных принципов. —Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний обмен и мышечную работу. —Качественная полноценность пищевого рациона, т.е. необходимый его химический состав, обеспечивающий суточную норму в необходимых питательных веществах. Рацион должен быть сбалансирован по содержанию основных пищевых веществ, чтобы создать оптимальные условия для их усвоения и обмена веществ. —Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Только в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах. —Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, соответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваивается плохо. —Необходимость соблюдения определенного режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ. При этом следует учитывать, что режим питания во многом зависит от климата и условий жизни. —Санитарная безупречность и безвредность пищи. —Способность пищи вызывать чувство насыщения. Это достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления. С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в целом.
Подведение итогов урока. tak-to-ent.net Здоровый образ жизни - ОБЖПросмотр содержимого документа «Здоровый образ жизни»Здоровый образ жизни и его составляющие. Учителя ОБЖ ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» Величко Григория Петровича Здоровый образ жизни - — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. --- создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Здоровье - – это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье – это непременное условие благополучия человека и его счастья. Что влияет на здоровье? Наследственность Медобслуживание Образ жизни Окружающая среда Питание. Рациональное питание - это питание человека, которое учитывает его физиологические потребности в энергетической ценности, полезных питательных веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, микроэлементы, другие полезные вещества) основываясь на данных о возрасте, заболеваниях, физической активности, занятости, окружающей среде. Здоровье человека зависит от того, сколько человек получает энергии и сколько он ее расходует и как гармонично при этом работают все его органы, обеспечивая необходимый уровень жизнедеятельности. Для того чтобы питание отвечало требованиям здорового образа жизни, оно должно обеспечивать организм всеми необходимыми пищевыми элементами в необходимом количестве и нужном сочетании. Активность Закаливание - — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например, низкой или высокой температуры) путем систематического воздействия на организм этих факторов. В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Личная гигиена Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. multiurok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |