НОВОСТИ |
Фитнес для подростков: правила здорового образа жизни. Для подростков здоровый образ жизниФормирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культурыАннотация: в настоящей статье обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию у подростков здорового образа жизни. На основе краткого обзора основных трудов Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др. делается вывод о том, что анализируемая тема всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов прошлого. Доказывается, что интерес к проблеме сохраняется и в настоящее время, объяснением чему служит забота социума о подрастающем поколении. Формирование здорового образа жизни в условиях массового обучения наиболее целесообразно осуществлять на уроках физической культуры. В связи с этим перечислены факторы, способствующие повышению интереса к занятиям физической культурой и, как следствие, осознанному выбору школьниками здоровья как ценности.
Использование любого термина или понятия, каковым, в том числе, является «здоровый образ жизни», предполагает его интерпретацию. В этой связи обратимся к ряду источников. Образ жизни, как следует из пояснения в учебном пособии Л.Н. Войт «Здоровый образ жизни», это «определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [5, с. 6]. Здоровый образ жизни, уточняется в энциклопедическом словаре для педагогов, составленном В.С. Безруковой, это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [4, с. 321]. Формирование здорового образа жизни, комментируется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года, это «комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование к личной ответственности за свое здоровье» [1]. Проблема формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных педагогов. В свое время еще выдающийся чешский мыслитель и гуманист Я.А. Коменский высказывал мысль, согласно которой человеческую жизнь можно считать полноценной при условии здоровья. В сочинении «Великая дидактика» подчеркивается, что для правильного роста и развития ребенка необходимо, чтобы он научился заботиться о тонусе тела. Английский педагог и философ Д. Локк установил взаимосвязь между физическим состоянием личности и ее способностью поддерживать здоровье. В трактате «Мысли о воспитания» перечислены условия, позволяющие воспитать здорового ребенка: питание, сон, закаливание, приемлемая для каждого времени года одежда, режим. К числу факторов, способствующих сохранению здоровья, педагог относил учебную нагрузку, физический труд, ремесленные работы. Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо считал, что в вопросах воспитания необходимо учитывать положительный опыт народов, которые славятся богатырским здоровьем. Что касается физического совершенствования, то оно, по мнению философа, осуществляется в процессе занятий ручным трудом и общением с природой. Швейцарский психолог И.Г. Песталоцци вывел теорию элементарного образования, в основе которой находятся идеи гармоничного развития разных сторон личности – физических, умственных, нравственных. В книге «Как Гертруда учит своих детей» описана система упражнений, направленных на длительное сохранение хорошего самочувствия. Говоря о вкладе российских ученых в решение обсуждаемой проблемы, стоит упомянуть М.В. Ломоносова. В труде «О сохранении и размножении российского народа» он обратил внимание на роль наследственного фактора в появлении здорового поколения. В других работах он писал о значении гигиены и режима питания с учетом возрастных особенностей личности. Основоположник российской педагогики К.Д. Ушинский доказал влияние закаливания и физических упражнений на здоровье. На теснейшую связь между умственным и физическим развитием неоднократно указывал П.Ф. Лесгафт. О гармоничном развитии личности размышлял В.А. Сухомлинский, который обосновал роль учителя в этом процессе: приоритетом в его работе должна стать забота о здоровье воспитанников. Активный поиск форм деятельности по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни продолжается и в настоящее время, о чем свидетельствуют труды Д. Алленсворта, Ю. Кольбе, Э. Лоусона; М.М. Безруких, Н.В. Гороховой, Г.А. Засобиной, Е.В. Кирнасюк, Г.С. Козупица, Л.И. Колесниковой, Л.Ю. Минеева, В.В. Пономарева, В.Г. Рындак, Л.Ф. Тихомировой, Т.В. Шамардиной, О.А. Шкляровой и др. В работах вышеназванных исследователей подчеркивается, что формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства, а затем продолжаться в течение всего периода обучения в школе. При этом «уже на подростковом этапе важно научить управлять поведением и повысить значимость сбережения и укрепления здоровья» [7, с. 58]. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам физической культуры, дидактический потенциал которых должен быть направлен на всестороннее развитие личности школьников, полноценную реализацию двигательной активности, гармонизацию физических, духовных и психических сил. Продолжая мысль о дидактическом потенциале уроков физической культуры, целесообразно обратить внимание на содержание работы исследователя И.Н. Воробьевой, которая посвятила его сходной теме. Автор исследования обосновывает, что такие занятия способствуют развитию не только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку содействуют «становлению и поддержанию такого важного социального течения, как активное физкультурное движение, то есть совместной деятельности людей по формированию, развитию, использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры и спорта» [6, с. 37]. Благодаря организации целостного педагогического процесса физическая культура позволяет вовлекать всех школьников, независимо от физической подготовленности и состояния здоровья, в физкультурно-оздоровительную деятельность, в процессе которой они приобщаются к социальным ценностям, главная из которых – здоровье. Результатом физкультурно-оздоровительной деятельности становится «высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, ориентация на здоровый образ жизни» [6, с. 37]. Характеризуя потенциал уроков физической культуры, исследователь Н.Н. Бачурин пишет о том, что, если посещение занятий является систематическим, то оно обеспечивает школьникам высокую работоспособность при освоении других дисциплин, предотвращает массовые заболевания. Однако описанного эффекта можно добиться при условии дозированных нагрузок в соответствии с нормами возрастного развития. Другим условием Н.Н. Бачурин называет получение удовольствия от занятий [3]. Применительно к оценке уроков физической культуры в подростковой среде добиться систематического посещения занятий достаточно сложно, так как на этом возрастном этапе очень многое подвергается критике. Об этом, в частности, размышляет исследователь А.С. Ананьев, по наблюдению которого подростки либо высмеивают культуру здорового образа жизни либо вовсе ее игнорируют. Это связано с особенностями возраста и самоутверждением тинэйджеров, отсюда «любые призывы к здоровью воспринимаются, как очередная нотация взрослого» [2, с. 4107]. В большинстве своем, комментирует А.С. Ананьев, понятие «здоровье» является достаточно абстрактным для подростков, представление о нем имеет фрагментарный характер, а в системе ценностей ему отводятся не самые высокие позиции: «Вообще проблема выбора здорового образа жизни редко стоит перед подростками. Чаще распространен тот жизненный принцип, когда считается, что можно просто жить, ни о чем не задумываясь» [2, с. 4107]. Именно поэтому необходимо выработать систему мер, направленных на то, чтобы уроки физической культуры стали бы особо привлекательными для школьников. Исследователи описывают различные факторы, способствующие повышению интереса к занятиям: 1) достаточная материально-техническая база (инвентарь, оборудование, стадион), 2) психологически комфортная среда, 3) разнообразие методов тренировки, 4) возможность заниматься любимым видом спорта на уроке, 5) создание вокруг подростка развивающей информационной среды, которая опосредованно влияет на его мировосприятие, стимулирует к овладению знаниями, позволяющими грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, ненавязчивая, разумно дозированная, логично встроенная в образовательный процесс система мер, направленная на формирование представлений подростков о здоровом образе жизни, поможет сделать им осознанный выбор в пользу социально одобряемых форм поведения, связанных с заботой о собственном здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». 2) Ананьев А.С., Смирнова О.В., Ананьев Ю.С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. С. 4106–4110. 3) Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта // Экономика образования. 2011. № 3. С. 200-204. 4) Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с. 5) Войт Л.Н. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. Благовещенск: АГМА, 2008. 28 с. 6) Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. № 1(16) С. 37-40. 7) Созинов М.В. Формирование здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры и спорта // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. Махачкала, 2014. С. 57-59. Шамаева Г. И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры // Juvenis scientia: 2017, № 2. Фитнес для подростков: правила здорового образа жизниЕщё недавно фитнес для подростков считался чем-то странным и излишним, но новые времена диктуют новые условия. И сегодня все больше спортивных клубов предлагают услуги и для младшего поколения. Зачем подросткам фитнесВ сознании большинства фитнес имеет две цели: согнать лишний вес или же нарастить мышечную массу. И ни та, ни другая совершенно не подходят для подростков. Для них есть третья цель – гармоничное физическое развитие, которое жизненно важно в подростковом возрасте. Возраст с 10-12 лет и для девочек, и для мальчиков связан с бурным ростом. Все системы организма подвергаются резкому изменению. В первую очередь это касается скелета, который вытягивается вверх, и мышц, которые не успевают за этим ростом. Сердечно-сосудистая система подвергается повышенным нагрузкам, гормональная и мочеполовая вовсе переходят на новый уровень. В результате, большинство подростков физически находятся не в лучшей форме. Угловаты, нескладные, неуклюжие… Эта картина знакома многим. Исправить её может хорошая физическая подготовка и отлаженная координация движений, которая часто нарушается в этом возрасте. Ещё большая проблема – гиподинамия. Родители современных подростков помнят, сколько времени они сами проводили на улице за подвижными играми. Их дети – другое дело. Половину дня они сидят за партами в школе, вторую – за компьютером дома. Результат такого образа жизни – лишний вес или же слабость мышц, недостаточно хорошая работа сердечно-сосудистой системы, искривление позвоночника и проблемы со здоровьем на всю оставшуюся жизнь. Немаловажен и психологический аспект. Недовольство своим телом – частая проблема подросткового возраста, и фитнес поможет сгладить существующие сложности и бороться с выдуманными. Подходящие виды фитнесаЧтобы тренировки принесли только пользу, важно правильно подобрать подходящий вид. Это бывает нелегко, в каждом случае необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности телосложения, характера, состояния здоровья, а также индивидуальные предпочтения. Но некоторые общие рекомендации все же можно подобрать:
Разумеется, фитнес для подростков существенно отличается от взрослых занятий, но направления чаще всего совпадают. Главное, правильно их подобрать. И важную роль здесь играет пол. Мальчики с удовольствием будут заниматься единоборствами и облегченным силовыми тренировками, девочки же предпочтут аэробику или танцевальные занятия. Хотя из этого правила есть масса исключений, поэтому в первую очередь нужно ориентироваться на характер. Несколько советовЧтобы юный спортсмен надолго подружился с фитнесом, следует соблюдать несколько правил:
Напоследок хочется напомнить, что фитнес – это не только занятия спортом, но и образ жизни. И чем раньше вы покажите все его преимущества подростку, тем проще ему будет потом. 4allwomen.ru Тренинг для подростков "Здоровый образ жизни"Здоровый образ жизни Цели: - формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; - выработка у участников осознанной социальной позиции по отношению к социальным явлениям «здоровой/нездоровой» жизни. Состав группы: учащиеся 10-11-х классов в количестве 16 человек (желательно равное соотношение участников мужского и женского пола). Время на игру: около четырех часов. 1 ЭТАП Упражнение «Многоликая универсальность» Материалы: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши по числу участников. Время: 50 минут. Ведущий. Множество культур за время существования человеческой цивилизации пытались объединить природные богатства и человеческие возможности. Само духовное начало коренится в единстве человека с природой. И неизменно в культурах присутствовали символы, которые отражали единение людей и природных сил. Например, четыре стороны света соответствовали четырем временам года: Восток – это весна; Юг – лето; Запад – осень; Север – зима. Кроме того, эти пары связаны с представлениями о типах людей, чьи особенности предопределяют их отнесение к соответствующим сторонам света и временам года. Я прошу вас буквально несколько секунд подумать, почувствовать, к какой стороне света (и соответственно – временами года) вы сами можете себя отнести … А сейчас разойдитесь по разным сторонам нашей комнаты: здесь будет Север, здесь – Юг, здесь – Запад, а вот здесь – Восток. Для дальнейшей работы удобней будет, если участники окажутся разделены на четыре равные группы. Если в какой-то группе оказывается значительно больше участников, необходимо попросить членов этой группы подумать, с какими сторонами света они еще могут соотнести себя, и перейти в ту или иную группу для выравнивания численности состава групп. Чтобы избежать подобной ситуации, можно просто разделить участников на четыре равные группы путем расчета: «Юг, Восток, Север, Запад…». Участники получают карточки: Север, Запад, Юг, Восток. Ведущий. Таким образом, у нас определились четыре группы, и вы теперь являетесь представителями разных народов! В течении пяти минут я попрошу вас подумать над тем, что именно может служить символом вашей стороны света. И какой девиз может разнестись над вашими просторными землями? (Участники в группах обсуждают символ своей стороны света и девиз. Рисовать символ и записывать девиз в данном случае необязательно.) Но ведь у всех народов есть свои особенности, тем более в разных частях света. Климатические и географические условия той местности, где вы живете, различаются и накладываются определенный отпечаток на ваш образ жизни, на вашу внешность, на ваш организм, на ваше здоровье. Какая же она – здоровая жизнь вашего народа и чем здоровье одних народов отличается от других? Теперь у вас есть возможность познакомиться с этими различиями. Мы сделаем это особым образом. Всем известно, что у каждого народа есть свои предания, легенды, мифы, сказки и тому подобное. Разумеется, все это есть и у ваших народов. Я предлагаю каждой группе представителей разных народов рассказать нам в одном из этих жанров – мифа, легенды или сказки – об особенности здоровой жизни своих народов. На эту работу у вас есть двадцать минут. Приступайте! (Участники приступают к выполнению задания. Тексты записываются на отдельных листах.) Ведущий. А теперь я попрошу представителей каждого народа рассказать свой миф, легенду или сказку, а остальных участников – слушать внимательно и отмечать для себя, что говорят представители других народов, потому что чуть позже нам понадобится эта информация. Группы начинают представлять созданные ими произведения. Когда все четыре народа озвучат свои мифы, легенды и сказки, организуется обсуждение, основная тема которого – различные проявления и формы здоровья, необходимо для полноценной жизни того или иного народа. Перерыв 15 минут. 2 ЭТАП Упражнения - разминка «Рельеф страны» Время: 15 минут. Ведущий. Друзья, мы познакомились с замечательными литературными памятниками ваших народов, но упустили маленькую деталь из вашей жизни. Но прежде всего давайте сядем каждый в своей стороне света (все рассаживаются). Что же это за деталь? А вот она: где вы живете? Каков ландшафт вашего места проживания? Давайте восполним этот пробел в наших знаниях. В качестве разминки придумайте за десять минут и изобразите рельеф вашей страны, который необходимо исполнить из ваших тел. Это может быть неподвижная картина, а может – живое изображение, можно представить несколько сменяющихся друг друга картин или что-то иное – все, что вы посчитаете нужным. Участники приступают к подготовке задания, а затем демонстрируют его результаты. 3 ЭТАП Упражнение «Мозаика здоровья» Время: 1,5 часа. Материал: журналы, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, скрепки, ватман формата А1 (на каждую группу). Ведущий. Вы уже рассказали о некоторых особенностях здоровой жизни своих народов и проделали это отлично. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И поэтому следующее наше упражнение направлено на то, чтобы показать и увидеть эти особенности. Пусть каждая группа посмотрит на другие стороны света, немного подумает и в течение определенного промежуточного времени, который я назову, изобразит на листе ватмана черты здоровой жизни каждой стороны света. Располагать изображения на ватмане можно так, как посчитаете нужным. Это могут быть рисунки, фразы, коллажи – любые средства, чтобы охарактеризовать ваших соседей. Помните, что перед вами представители Севера, Запада, Юга, Востока с их особенностями. В вашем распоряжении все имеющиеся на столе материалы: журналы, фломастеры, карандаши, клей, скотч, ножницы, степлер, скрепки. Время на выполнение задания – тридцать минут. Работы вывешиваются на стены, и представители народов поочередно рассказывают о группах-соперниках. При этом позволяются ассоциации относительно конкретных участников уже не в контексте стороны свтеа и условного multiurok.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |