НОВОСТИ |
Модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика». Концептуальная модель здорового образа жизниКонцептуальная модель формирования кульуры здорового образа жизни у студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Вовк Л.В. Восточноукраинскийнациональный университет имени Владимира Даля Аннотация. В статье представлена разработанная теоретико-прикладная системная модель формирования культуры здорового образа жизни у студентов специальной медицинской группы в учебно-воспитательном процессе ВУЗа Модель является проектом педагогической системы. Она базируется на принципах гуманности, научности, субъектности всестороннего гармонического развития, оздоровления, индивидуальности преемственности, технологичности. Она направлена на формирование культуры здорового образа жизни студентов специальной медицинской группы. Ключевые слова: культура здоровый образ жизни, студенты учебно-воспитательный процесс. Анотація. Вовк Л.В. Концептуальна модель формування культури здорового способу життя у студентів спеціальної медичної групи. В статті представлена розроблена теоретико-прикладна системна модель формування культури здорового способу життя у студентів спеціальної медичної групи у навчально-виховному процесі ВНЗ. Модель є проектом педагогічної системи. Вона базується на принципах гуманності, науковості суб’єктності, всебічного гармонійного розвитку, оздоровлення, індивідуальності, наступності, технологічності. Вона спрямована на формування культуриздорового способу життя студентів спеціальної медичної групи Ключові слова: культура здоровий спосіб життя, студенти навчально-виховний процес. Annotation. Vovk L.V. ^nceptual model of the shaping kuliury sound lifestyle beside student of the special medical group. In article is presented designed theorist-applied system model of the shaping the culture sound lifestyle beside student of the special medical group in scholastic process high school. The model is the design of a pedagogical system. She bases on principles of humanity, scientific character, comprehensive harmonic development, improvement, individuality, continuity, adaptability to manufacture. She is guided on formation of crop of an able-bodied mode of life of students of special medical bunch. Keywords: culture, sound lifestyle, students, scholastic process. Введение. Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и воспитание человека. Оттого, какими будут выпускники общеобразовательных школ, вузов, во многом зависит будущее Украины Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. В Украине отсутствует на государственном уровне пропаганда здорового образа жизни. Анализ происходящихв Украине социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности -это помощь не только себе, но и окружающим. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Стратегия перестройки высшего образования Украины в связи с процессом её интеграции в европейское образовательное пространство должно базироваться на усилении образовательного аспекта учебного процесса, при этом назрела необходимостьреформирования образования в области физической культурыи физического воспитания [4]. Поэтому вопрос специфики проведения учебного процесса по дисциплине «Физическое воспитание» в высшей школе с учетом особенностей профессиональной направленности и в условиях внедрения кредитно- модульной системы организации учебы является чрезвычайно актуальным. Внедрение модульной организации учебного процесса с системой зачетных кредитов является одним из важнейших факторов, которые мобилизуют студентов к творческому труду, а также обеспечивают условия для демократизации по срокам сдачи экзаменов, зачетов и графика учебного процесса, а также взаимоотношение между преподавателем и студентом от принципа «преподаватель учит, а студент учится», к принципу «преподаватель и студент - равноправные коллеги»[1]. Решение проблемы эффективной подготовки современного специалиста предусматривает разработку научно обоснованных технологий формирования ку льтурыздорового образа жизни студентовразных специальностей в высших учебных заведениях [2]. Особенности проведения учебно-воспитательного процесса со студентами специальной медицинской группы (СМГ), требуют индивидуального и дифференцированного подхода к решению педагогических задач, которые связаны со спецификой профессии. Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинскогонационального университета имени Владимира Даля. Формулирование целей роботы, Цель данного исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной модели культурыздорового образа жизни студентаспециальной медицинской группы Результаты исследо ваний. На кафедре физического воспитания ВНУ им. В.Даля была разработана теоретико-прикладная системная модель формирования культурыздорового образа жизни (ЗОЖ) студентаспециальной медицинской группы (рис.1), где охарактеризованы её структурные составляющие, обоснована кредитно-модульная технология учебно- воспитательного процесса и рейтинговая технология оценивания учебных достижений по теоретической методической и физической подготовленностистудентовСМГ. Системное моделирование культурыЗОЖ студенческоймолодежи, предусматривает не только проектирование, а и определение путей её внедрения в практику реального учебно-воспитательного процесса, в блочную структуру концептуальноймодели были введены методологический, организационно- содержательный и технологический блоки. Методологический блок является стратегией формирования культуры ЗОЖ личности, выходные методологические и теоретические положения данного процесса. Стратегия формирования культурыЗОЖ студента СМГ, будущеговысококвалифицированногоспециалиста состоит в определении её главных целей: формирование культуры ЗОЖ, как интегральной совокупности знаний, практических умений, гуманистических ценностных ориентаций, самореализации «реального Я». Основными теоретическими положениями, которые обуславливают конструирование концептуальноймодели формирование культурыЗОЖ студента Физические Среда и Закалива- Суточный упражнения экология ние режим 1 1 1 1 1 Конечный резуль тат: здоровый образ жизни личности (ценностные ориентации, теоретические, методические знания, практические умения, навыки, положительная Я - концепция). Рис. 1. Модель культуры здорового образа жизни студента СМГ СМГ, являются следующие принципы: научности, субъектности, всестороннего гармонического развития, оздоровительный, индивидуальности, преемственности, технологичности. Повышение уровня научности формирования культурыЗОЖ должно быть достигнуто на основе интеграции психолого-педагогических знаний в содержании учебно-воспитательного процесса. Обоснование педагогических принципов и методов воспитания и образования должно осуществляться на познании психологических механизмов и закономерностей развития мотивационно-ценностной сферы личности, которые по сути, составляют научную основу педагогической теории. Реализация принципа субъектности предусматривает освоение в учебно-воспитательном процессе общепедагогических знаний и умений, детерминированных личностной системой гуманистических ценностных ориентаций будущегоспециалиста, что, в конечном счете, влияет на формирование его как настоящего субъекта педагогической деятельности, готового не только к выполнению определенного набора профессионально важных функций, а и ведет к успешной профессионально-личностной самореализации. Принцип всестороннего гармонического развития, это естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания - единство физического и духовного развития человека Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органического соединения в нужном направлении всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно использует педагог-специалист объективно существующие взаимосвязи видов воспитания ради достижения единой цели. Средства, методы и условия физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитание физических качеств предоставляют большие возможности эффективного воздействия не только на физическое, но и на духовное развитие человека, позволяя успешно решать ряд задач относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и умственного воспитания [6]. Оздоровительный принцип - общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья. Он требует не только «Не вредить», но и, прежде всего, - «Укреплять, улучшат!, совершенствовать)! Принцип индивидуализации формирования культуры ЗОЖ осуществляется путем активизации самостоятельной деятельности студентов с помощью кредитно-модульной и компьютерной технологии обучения и духовно -физического воспитания, а также авторской программы формирование и воспитание культурыЗОЖ студентовСМГ. Принцип преемственности культуры ЗОЖ осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим, между новыми и прежними специальными знаниями, двигательными умениями и навыками как элементов целостной системы образования и воспитания студентовСМГ. Оценка эффективности воспитания культуры ЗОЖ студентов СМГ на базе технологического подхода предусматривает разработку соответствующейрейтинговой технологии, которая б владела качествами объективности, открытости, гибкости и прогнозированности. Организационно-содержательный блок модели состоит: основных факторов формирования культурыЗОЖ, методов физического воспитания и авторской программы воспитания культурыЗОЖ у студентовСМГ. Объективной основой взаимосвязи нравственного, умственного, эстетического, физического и трудового воспитания является единство физического и духовного развития человека и закономерности организации всей социальной системы воспитания [6, с.245]. Личность преподавателя, как фактор воспитания. Общие требования к воспитанию хорошо выражены в известных словах: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника... или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться» [8,с.75]. Чтобы «уметь воспитывать своим предметов» [7,с.66], специалисту физического воспитания необходимо хорошо знать и любить свое дело, быть отлично методически и физически подготовленным, обладать спортивно-техническим мастерством. Чем выше квалификация преподавателя и чем шире круг специальных знаний, тем больше возможностей у него для решения воспитательных задач. Побуждая к физическому совершенствованию своих воспитанников, преподаватель и сам должен иметь гармонично развитые формы тела, совершенные движения, стройность осанки. В манере держаться естественная простота должна сочетаться с достоинством [6, с.262]. Умение пользоваться словом, образностью речи, хорошая постановка голоса, богатая интонация, по выражению А. С.Макаренко, необходимые черты «воспитательной техники». У спех воспитания во многом зависит от того, в какой мере воспитатель знает своего ученика и проявляет о нем заботу. Специалисту физического воспитания необходимо знать типологические; возрастные, и индивидуальные особенности учеников состояние их здоровья, физической подготовленности черты характера, особенности духовного склада. Педагогический опыт убеждает в том, что правильные оправданные взаимоотношения строятся на основе высокой требовательности наставника в сочетании с глубоким уважением к воспитаннику Требовательность педагога только тогда достигает цели, когда она проявляется в неразрывном единстве с заботливым, чутким, внимательным и сердечным отношением к воспитаннику Благожелательный тон, умение установить нравственно оправданные отношения и определяют так называемый педагогический такт, который позволяет видеть в ученике хорошее, опираться на это хорошее и проектировать лучшее [6, с.262]. Воспитательная роль учебной группы, как известно коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Выдающийся педагог А.С.Макаренко убедительно показал, каким могучим фактором в решении задач воспитания является коллектив организованный на здоровой социально значимой этической основе. «Воспитание в коллективе для коллектива и через коллектив) [3, с. 186]. Самовоспитание, здесь необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательновоспитательных задач. Высшим выражением этой активности является самосознание и самовоспитание, когда воспитуемый выступает одновременно и объектом и субъектомвоспитания, сознательно, целеустремленно и умело воспитывая самого себя: самостоятельно приобретает необходимые знания, вырабатывает у себя полезные умения и навыки, направленно воздействует на свои качества и способности, улучшая их. Один из видных специалистов теории физического воспитания Л.П.Матвеев писал: «Воспитание лишь тогда может считаться достаточно эффективным, если оно перерастает в самовоспитание» [6, с.264]. Самовоспитание не мыслится без самоопределения и самоприучения Основа основ здесь - обязательное выполнение принятого решения. Победа над собой укрепляет веру в свои силы, без чего трудно рассчитывать на самосовершенствование Физическое воспитание постоянно ставит человека перед необходимостью «преодолеть себя» - преодолеть инерцию покоя, побороть чувство страха или неуверенности в себе. Преодолению объективных и субъективныхтрудностей способствует; кроме всего прочего, ряд специальных приемов: самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение. Стимулируя воспитанников к самовоспитанию, важно внушить им, что они должны постоянно соотносить его направленность в результаты с общими педагогическими задачами и социальными требованиями, что все действия и поступки студентов должны согласовываться с нормами и требованиями христианской морали. Иначе говоря, самовоспитание следует рассматривать как органическую часть всей системы воспитания, скоординированнуюс её магистральным направлением. Всегда надо помнить, что « человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается» [3, с.249]. Учебно-воспитательный процесс не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств - слова и сенсорно-образных воздействий («наглядности»). Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в учебновоспитательный процесс. Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания её с отдыхом Успех в решении поставленных задач гарантируется при умелом применении всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий. Авторская программа воспитания культуры здорового образа жизни является одной из важнейших составляющих организационно-содержательного блока, которая построена на компьютерной технологии, где осуществляется диагностика, коррекция, рейтинг физических качеств и способностей, контроль отстающих звеньев организма студентовспециальной медицинской группы. В состав технологического блока концептуальноймодели культурыздорового образа жизни, входят средства воспитания культуры здорового образа жизни: физические упражнения, среда и экология, закаливание, питание, суточный режим: учеба, отдых, сон. Физические упражнения представляют двигательные действия, совершаемые человеком как хорошо известно, многообразны (трудовые бытовые и др.). Через совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляются в конечном счете активное отношение человека к внешнему миру, его потребности и эмоции. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, - писал И.М. Сеченов, - сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» [5, с.71]. Главным аспектом в осмыслении сути физических упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации тех или иных воспитательно-образовательных задач. Рассматривая физические упражнения в этом аспекте, необходимо постоянно помнить, что их воздействие никогда не ограничивается лишь биологической сферой человека, но и распространяется в той или иной степени на психику, сознание, поведение. Среда и экология эти природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышение работоспособности человека. Закаливание является одним из основных средств целесообразного использования естественных факторов среды. Закаливание человека повышает устойчивость организма к влиянию охлаждения, согревания, солнечной радиации, в том числе и при резких колебаниях воздействующих факторов Закаливание необходимо систематически обеспечивать с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект естественных факторов среды может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями. Питание. Назначение пищи - снабдить клетки энергетическим и строительным материалом, чтобы организм мог выполнять свои функции. Потребность в любой пище - как в энергетической так и в строительной - прямо зависит от уровня активности. Потребление пищи и пищеварение регулируются условиями питания и аппетитом. Клеточный обмен в значительной степени автономен, но зависит от нагрузок целого организма и воздействия регулирующих систем. Суточный режим: учеба, активный, пассивный отдых, сон эти компоненты суточного режима имеют важное значения для культуры здорового образа жизни. В организме человека под воздействием внешних и внутренних факторов в течение суток, происходят изменения в работе внутренних органов и систем, что влияет на состояние здоровья в лучшую или худшую сторону. Это значит, что наряду с культурой двигательной деятельности надо соблюдать и культуруучебного труда, отдыха, питания, сна, содержать в надлежащей чистоте тело, одежду, жилище, соблюдать порядок в общественных местах - словом, вести здоровый образ жизни. Особо следует подчеркнуть о вреде и коварстве на первый взгляд «безобидных) забав, таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков Они несовместимы не только с культурой физической, но и вообще со здоровым образом жизни, а поэтому формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков крайне важно для студента Выводы. Таким образом, предложенная модель культурыздорового образа жизни студента специальной медицинской группы является проектом педагогической системы, что базируется на принципах: гуманности, научности, субъектности, всестороннего гармонического развития, оздоровления, индивидуальности, преемственности, технологичности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни студентов специальной медицинской группы и реализуется на практике в учебно-воспитательном процессе через личностно сориентированную кредитно-модульную технологию, а также обеспечивается комплексом соответствующих педагогических условий: единством всех компонентов культуры здорового образа жизни (системного, аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного}; внутренней интеграцией педагогических дисциплин; индивидуализацию учебного процесса по физическому воспитанию; систематическим контролем и объективной обратной связью «студент-преподаватель). Дальнейшие исследования необходимо провести в направлении изучения других проблем воспитания культуры здорового образа жизни у студентовспециальной медицинской группы Литература 1. Г олубенкоО.Л. Етапи інтеграції Далівського університету в Європейський освітній простір // Вища школа, 2005. - № 5. - С.10-20. 2. Коник Г.А., Темченко В. А.,У сова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентоввысших учебных заведений // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей Сборник научных работ ред. Ермакова С.С. - Харьков, 200б. - № 4. - С. 108-114. 3. Maкaренко А.С. Избранные педагогические произведения Учпедгиз, 1952. - 5б7 с. 4. Приходько В.В. Болонський процес і майбутнє вузівського фізичного виховання // Теорія і практика фізичного виховання - 2004. - № 2. - С.31-3б. 5. Сеченов ИМ. Избранные философские и психологические произведения. ГИПЛ, 1947. - 434 с. 6. Т еория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры/ Под общей ред. Л.ПМатвеева и А.Д.Новикова Изд. 2-е, испр. и доп. - Т. 1. - M.: Физкультураи спорт, 197б. - 304 с. 7. Ушинский К. Д. Избр. Пед. соч - M., 1945 .- 548 с. 8. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. - M., Учпедгиз, 1940. - 378 с. Поступила в редакцию 25.05.2008г. cyberleninka.ru Модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»104 • •• Известия ДГПУ, №4, 2014 УДК 371.4 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ THE MODEL OF DEVELOPMENT OF THE STUDENTS’ HEALTHY LIFESTYLE ©2014 Шуайбова М. О. Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Shuaybova М. О. Dagestan State Pedagogical University Резюме. В настоящей статье представлена модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, в которой раскрыто содержание здорового образа жизни, определены основные компоненты здорового образа жизни студенческой молодежи, обоснованы здоровьесберегающая технология и педагогические условия ее реализации в образовательном пространстве вуза. Abstract. The article covers the model offormation of healthy lifestyle of young students. It presents interpretation of healthy lifestyle, deals with the main components of healthy lifestyle of young students, health-saving technologies and pedagogical conditions of their realization in the education space of a higher education institution. Rezjume. Vnastojashhej state predstavlena model’ formirovanija zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi, v ko-toroj raskryto soderzhanie zdorovogo obraza zhizni, opredeleny osnovnye komponenty zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi, obosnovany zdorov’esberegajushhaja tehnologija i pedagogicheskie uslovija ee realizacii v obrazovatel’nom pro-stranstve vuza. Ключевые слова: моделирование здорового образа жизни, студенческий клуб, компоненты здорового образа жизни, образовательное пространство, здоровьесберегающая технология, педагогические условия. Keywords: modelling of healthy lifestyle, student union, components of healthy lifestyle, education space, health-saving technologies, pedagogical conditions. Kljuchevye slova: modelirovanie zdorovogo obraza zhizni, studencheskij klub, komponenty zdorovogo obraza zhizni, obrazovatel'noeprostranstvo, zdorov'esberegajushhaja tehnologija, pedagogicheskie uslovija. Современная система образования предполагает не только усвоение теоретических знаний о сохранении здоровья, но и развитие способностей у личности к овладению методами сохранения и укрепления здоровья, дающими возможность самостоятельно, творчески их использовать в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В связи с этим, необходимо отметить востребованность образовательной среды в приобщении обучающихся к ценностям здоровья и здорового образа жизни, что позволяет выделить следующие направления оздоровительной работы: • создание условий для психологопедагогического, духовно-нравственного, медико-социального и др. обеспечения здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве вуза; • приобретение студентами практического опыта в использовании разнообразных здоровьесберегающих технологий [3; 6]. Как известно, юношеский возраст является наиболее важным для проведения профилакти- ческих воздействий, поскольку именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек и заканчивается формирование ценностной структуры личности. Следовательно, необходимо обозначить всю ответственность образовательной среды за принятие эффективного решения по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи в процессе обучения в вузе. В. К Бальсевич, А. В. Лотоненко и др., рассматривают здоровый образ жизни как элемент творческой развитости личности со сформированной установкой на осуществление здоровьесохраняющей деятельности. В то же время неспособность многих студентов адаптироваться в новых социальных условиях является одной из важных проблем образовательного процесса, что еще больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития молодежи и как следствие отражается на профессиональной готовности. С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни можно отнести к профессионально важным качествам, способствующим развитию профессионала и его успешности в профессиональной деятельности [1; 5]. Психолого-педагогические науки ••• 105 Вышеизложенное позволяет ориентировать систему образования на активный поиск комплекса мероприятий, направленных на укрепление и коррекцию здоровья обучающихся (созда- ние системы скрининга и мониторинга здоровья, формирование мотивации культуры здоровья, разработка индивидуальных программ здоровья и т. д.) в образовательном пространстве вуза [6]. Здоровый образ жизни студента Цель и задачи: обоснование условий формирования ЗОЖ студенческой молодежи, анализ образовательной среды вуза, разработка и реализация здоровьесберегающей технологии, формирование основных компонентов ЗОЖ Содержание 1. Дисциплины федерального компонента «Основы медицинских знаний», «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и др. 2. Программа клуба «Здоровый образ жизни». 3. Программа спецкурса «Здоровый образ жизни личности». Формы организации: круглый стол, аутотренинг, ролевая игра, лечебная физкультура, клуб «Здоровый образ жизни», народные спортивные игры, туристические походы т. д. Условия формирования здорового образа жизни Образовательное пространство Моделирование компонентов, позволяющих построить систему управления процессом формирования здорового образа жизни, для чего необходимы два условия: во-первых, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно усилить или устранить Образовательная среда Ведение здоровьесберегающей деятельности в процессе обучения, на основе принципов адекватности, адаптивности, комплексности, системности, динамичности и т. д. Организационно-методич. обеспечение 1. Мультимедийное сопровождение здоровьесберегающего процесса. 2. Активное привлечение к здоровьесбережению родителей и педагогов. 3. Рациональная организация образовательного процесса. 4. Интернет-обучение здоровому образу жизни. Технология формирования здорового образа жизни 1. Содержательный блок («Основы медицинских знаний», «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.). 2. Деятельностный блок (подготовительный, основной, заключительный этапы). 3. Оценочный блок. Уровни готовности студентов к здоровому образу жизни Низкий Средний Высокий Низкий уровень культуры здоровья, имеет вредные привычки; не поддается педагогической коррекции, направленной на формирование здорового образа жизни Владеет определенными знаниями, но не применяет их на практике, имеет удовлетворительное здоровье; отсутствие воли и мотивации не позволяют заниматься укреплением здоровья Самостоятельно ведет здоровый образ жизни; активно и систематически занимается физической культурой; отсутствуют вредные привычки Мм Результат: личность, готовая к ведению здорового образа жизни Схема. Модель формирования здорового образа жизни студента По нашему мнению, для эффективного решения вопросов формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном пространстве, необходимы разработка и реализация модели формирования здорового об- раза жизни, с учетом комплексных показателей здоровья обучающихся, функционального состояния сфер жизнедеятельности, индивидуальных особенностей, вовлечением родителей и пе- 106 • •• Известия ДГПУ, №4, 2014 дагогов в оздоровительный процесс, полиэтнокультурного пространства и т. д. (схема) [7]. Под моделью понимается упрощенное, приближенное описание объекта. Следует отметить, что многие авторы, разрабатывая модели здорового образа жизни, ориентированы на медикосоциальные подходы к формированию здорового образа жизни. Однако анализ различных источников указывает на необходимость активного привлечения самих обучающихся к решению проблем индивидуального здоровья, принятия ответственности за выбор активной, творческой жизнедеятельности. Опираясь на разработанную модель, нами рассмотрены различные подходы к формированию здорового образа жизни и обоснованы педагогические условия реализации здоровьесберегающей стратегии. Необходимо отметить, что, несмотря на увеличение публикаций в средствах массовой информации, посвященных вопросам профилактики наркомании, распространения венерических заболеваний среди подростков и т. д., студенты испытывают недостаток в знаниях в области укрепления и сохранения здоровья и формировании здорового образа жизни. Исходя из этого, при разработке модели здорового образа жизни, в его основу нами был положен блок мероприятий информационно-просветительского характера, способствующего адекватному восприятию и критическому анализу студентами получаемых знаний. Важным педагогическим условием формирования здорового образа жизни является включение студенческой молодежи в здоровьесберегающий процесс, посредством организации педагогических действий, направленных на овладение знаний и совершенствование физических качеств с ориентированием на формирование имиджа здорового образа жизни. С этой точки зрения, организация студенческого клуба «Здоровый образ жизни» представляется нам, как одно из наиболее перспективных направлений формирования здорового образа жизни, поскольку программа клуба ориентирована на формирование ценностного отношения к здоровью, приобретение навыков движений во время спортивных и национальных игр, умелое применение элементов лечебной физкультуры, восстановление и укрепление психоэмоционального здоровья и т. д. Для реализации программы использовались различные формы и методы (круглый стол, дискуссия, ролевая игра, моделирование, проектирование и т. д.), способствующие повышению мотивации на ведение здорового образа жизни, использованию функциональных возможностей организма для поддержания своего здоровья, формированию и развитию индивидуальности и т. д. В результате участия в деятельности клуба у значительной части студентов снижается уровень заболеваемости, улучшаются функцио- нальные и физические показатели организма, формируется направленность на здоровый образ жизни, приобретается уверенность в себе, улучшается эмоциональное состояние и т. д. На этапе формирующего эксперимента, при апробировании модели формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза, нами было выявлено отношение студентов к здоровому образу жизни, их осведомленность в вопросах сохранения здоровья; определены основные компоненты здорового образа жизни; проведена оценка исходных функциональных показателей физического развития организма и эффективности обозначенных педагогических условий; осуществлена коррекция процесса здоровьесбережения в образовательном пространстве вуза. Для оценки эффективности разработанной модели, проводился мониторинг изменения структурных компонентов здорового образа жизни, в связи с чем, респонденты были распределены на три группы: подготовительную, основную и специальную. Данные, полученные в ходе опытноэкспериментальной работы, свидетельствуют о положительных изменениях по основным структурным компонентам здорового образа жизни, что характеризует эффективность разработанной модели формирования здорового образа жизни (см. таблицу). Таблица Динамика изменения компонентов здорового образа жизни _____студенческой молодежи______ Группы № Компоненты здорового образа Подготови- тельная Основная Специ- альная п/п жизни студентовв нача- ко- на- ко- на- коне- % ло нец чало нец чало не- экс. экс. экс. экс. экс. цэкс. 1 Валеологическая культура 28,4 33,1 49,4 40,9 22,2 26,0 2 Правильное питание 29,9 33,1 45,3 39,2 24,8 28,7 3 Отказ от вредных привычек 24,7 29,7 55,4 41,0 20,9 30,3 4 Управление стрессом 23,5 28,1 56,1 45,7 20,4 27,2 5 Закаливание 29,8 33,3 50,6 39,0 19,6 27,7 6 Двигательная активность 36,5 43,3 42,2 35,3 21,3 31,4 7 Репродуктивное поведение 28,1 33,7 40,3 30,0 32,6 37,3 8 Режим дня 25,3 31,2 49,8 34,3 24,9 34,5 Так, по результатам, полученных в конце эксперимента, в специальной группе 34,5 % студентов признали, что режим дня стал более рациональным, умеют управлять стрессом 27,2 %, объем двигательной активности увеличился с 21,3 % до 37,4 %, начали закаливаться 27,7 % и т. д. [7]. В подготовительной группе отказ от вредных привычек у студентов повысился с 24,7 % в начале эксперимента до 29,7 % в конце экспери- Психолого-педагогические науки ••• мента, 33,7 % респондентов отметили повышение культуры репродуктивного поведения. Обратная картина наблюдалась в основной группе, где показатели репродуктивного поведения наоборот снизились с 40,3 % в начале эксперимента до 30 %, что объясняется тем, что респонденты указанной группы не принимали участие в деятельности клуба «Здоровый образ жизни», считая себя достаточно осведомленными в вопросах формирования валеологической культуры, репродуктивного поведения и т. д. 107 Таким образом, разработанная модель здорового образа жизни подтвердила свою эффективность, способствовала совершенствованию медико-педагогического мониторинга здоровья, улучшению комплексных показателей здоровья, принятию ими здоровья как ценности и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни, ориентации образовательного процесса на активный поиск творческих решений по сопровождению и сохранению здоровья в образовательном пространстве вуза. Литература 1. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-4. 2. Дуркин П. К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. С. 50- 53. 3. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека. Учебно-методическое пособие под общей редакцией академика РАН В. И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М. : Изд. «Гном и Д», 2008. 296 с. 4. Пономарчук В. А. Физическая культура и становление личности (социально- философский подход) : дисс. в форме научного доклада доктора философ. наук / В. А. Пономарчук. М., 1994. 45 с. 5. Лотоненко А. В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Теория и практика физической культуры. 1997, № 6. С. 26. 6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121 с. 7. Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук: Даггоспедуниверситет. Махачкала, 2011. С. 22. 8. Шуайбова М. О. Культура здорового образа жизни студенческой молодежи и технология ее формирования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3 Махачкала: ДГПУ, 2013. References 1. Balsevich V. K. Physical culture: youth and modernity / V. K.Balsevich, L. I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. 1995, # 4. P. 2-4. 2. Durkin P. K. On the problem of formation of personal physical culture of schoolchildren and students / P. K. Durkin, M. P. Lebedeva // Physical culture: upbringing, education, training. 2000. P. 50-53. 3. Innovative technologies of the health preserving human development. Educational-methodical manual under the general editorship of RAS academician V. I. Zhukov. 2nd ed. supplementary and rev. M. : "Gnom i D", 2008. 296 p. 4. Ponomarchuk V. A. Physical education and personal development (socio-philosophical approach): Diss. ... Dr. Philos / V. A. Ponomarchuk. M., 1994. 45 p. 5. Lotonenko A. V. Physical culture and its types in real needs of young students / A. V. Lotonenko, E.A.Stebletsov // Theory and practice of physical culture. 1997, # 6. P. 26. 6. Smirnov N. K. Health- preserving educational technology in the modern school. M. : APK and PRO, 2002. 121 p. 7. Shuaybova M. O. Pedagogical conditions of forming the healthy lifestyle of students. Abstract of thesis: Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, 2011. P. 22. 8. Shuaybova M. O., Omarov M. M. Culture of healthy lifestyle of young students and technology of its formation // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. # 3. Makhachkala: DSPU, 2013. Literatura 1. Bal'sevich V. K. Fizicheskaja kul'tura: molodezh' i sovremennost' / V. K. Bal'sevich, L. I. Lubysheva // Teo-rija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1995. № 4. S. 2-4. 2. Durkin P. K. K probleme vospitanija lich-noj fizi- cheskoj kul'tury u shkol'nikov i studentov / P. K. Durkin, M. P. Lebedeva // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2000. S. 50- 53. 3. Innovacionnye tehnologii zdorov'e so-hranjajushhego razvitija cheloveka. Uchebno-metodicheskoe posobie pod obshhej redakciej akademika RAN V. I. Zhukova. 2-e izd. dop. i pererab. M. : Izd. «Gnom i D», 2008. 296 s. 4. Ponomarchuk V. A. Fizicheskaja kul'tura i stanovlenie lichnosti (social'no- filosofskij podhod): diss. v forme nauchnogo doklada dok-tora filosof. nauk / V. A. Ponomarchuk. M., 1994. 45 s. 5. Lotonenko A. V. Fizicheskaja kul'tura i ee vidy v real'nyh potrebnostjah stu-dencheskoj molodezhi / A. V. Lotonenko, E. A. Steblecov // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1997, № 6. S. 26. 6. Smirnov N. K. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. M. : APK i PRO, 2002. 121 s. 7. Shuajbova M. O. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi. Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk: Daggospeduniversitet. Mahachkala, 2011. S. 22. 8. Shuajbova M. O. Kul'tura zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi i tehnologija ee formirovanija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 3 Mahachkala: DGPU, 2013. 108 • •• Известия ДГПУ, №4, 2014 Статья поступила в редакцию 12.08.2014 г. cyberleninka.ru Практическая модель формирования здорового образа жизни учащейся молодежиСложившуюся к настоящему времени ситуацию c точки зрения проявлений аутодеструкции в молодежной среде нельзя рассматривать изолированно, без учета социальных, экономических и политических тенденций в обществе, вне радикального преобразования интерперсональных отношений. [2, с. 14] Автор разработал программу формирования здорового образа жизни как модель совместной деятельности учащейся молодежи, которая определяет: а) первостепенное состояние рассматриваемой системы; б) образец желаемого будущего состояния данной системы; в) состав и структуру действий при переходе от настоящего к будущему. Согласно «Рекомендациям по экспертизе образовательных программ для высших учебных заведений Российской федерации» от 27.04.2005, автор определил виды и общие требования, принципы и содержание к построению собственной программы формирования ЗОЖ учащейся молодежи: - актуальность — свойственная особенность быть ориентированной на решение более важнейших проблем для будущей системы обучения; - прогностичность — свойственность программы отражается в собственных целях и конкретно планируемых действиях не только на сегодняшний день, но и будущие требования к учебному заведению, то есть способность программы уметь соответствующим образом изменяться требованиям, где она будет реализовываться; - рациональность — конкретно определенное свойство программы определять цели и способы их достижения, позволяющие получить максимальным образом положительный результат; - реалистичность — составляющая программы, которая обеспечивает соответствие между желаемым результатом и возможным; - целостность — свойство программы суметь обеспечить полноту состава действий, которые необходимы для достижения цели, а также согласованность связи между действиями; - контролируемость — составляющая программы, которая определяет конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), таким способом, чтобы существовал метод проверки реальным образом полученных результатов на их соответствие целям; - чувствительность к сбоям — составляющая программы, которая своевременно обнаруживает отклонения реального положения дел, которые не предусмотрены программой. Мы предположили, что процесс формирования здорового образа жизни осуществляется непосредственно с учетом их возрастных особенностей, а также конкретно определенных условий жизни, экономической, природной, климатической, социальной, культурной среды, организационных, педагогических и дидактических условий, уровня готовности всех субъектов образовательной деятельности (преподавателей, студентов) к ведению здорового образа жизни. Одновременно обзор исследований аналитического характера в сфере валеологического образования, практика его реализации и состояние здоровья студентов приводят к выводу об отсутствии обоснованных моделей формирования здорового образа жизни как целостного педагогического компонента рассматриваемого процесса. Частным случаем личностно ориентированного обучения является дифференцированное обучение. Оно закрепляет за каждым студентом индивидуальный путь обучения, формируя интерес к инновационным технологиям, что в конечном итоге делает процесс обучения более эффективным и комфортным. Проблемы формирования основ здорового образа жизни студентов обостряет актуальность дифференцированного подхода в современной системе высшего образования, выдвигая на первый план организацию и управление учебной деятельностью в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся: интересами, мотивационно-ценностными ориентациями, жизненными планами, пониманием смысла жизни и потенциала здоровья. [3, с. 23] С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении включает в себя: цели, содержание образования, методы и технологии обучения, способы организации деятельности преподавания и учения, критерии эффективности образовательного процесса. По нашему мнению, дифференцированный подход в формировании ЗОЖ — это инновационное образование, ориентированное на личностные интересы (желания) и способности студента, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности подрастающего поколения, как решить проблемы поддержки и укрепления его здоровья. Основываясь на трудах Алексеева Н. А., Бондаревской Е. В., Белухина Д. А., Демакова И. Д., Кушнир А. М., Куканова Е. В., Панюкова С. В., Якиманской И. С., Шадрикова В. Д. Антроповой М.В и др. мы рассматриваем сущность дифференцированного подхода в системе педагогических инноваций формирования здорового образа жизни студентов вузов опираясь на понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации. Большое значение для нашего исследования имеет культурологический подход, в котором объединяются свойства культуры как специфического способа человеческой деятельности и работы по формированию принципов здорового образа жизни. Актуализация культурологического подхода обусловлена возвращением образования в контекст культуры. Культурологический подход в нашем исследовании предполагает рассмотрение феномена «культуры» в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. «Культурологический подход даёт возможность считать здоровье человека феноменом культуры и трактовать это понятие через понятие «культура», акцентируя внимание на тех характеристиках здоровья, которые появляются благодаря приложенным человеком усилиям». [1, с. 22] Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического подхода, определяет многообразие его стратегий и тактик. Культурологический подход в контексте нашей концепции — это совокупность методологических и практических приемов, обеспечивающих процесс формирования ЗОЖ в высшем учебном заведении через призму культурологических понятий, ценностно-мотивационных ориентаций, отношений человека с самим собой, с окружающем миром, понимания культуры здоровья и здорового образа жизни, культуры тела. Средовой и комплексный подходы предполагали, что процесс формирования ЗОЖ ориентирован, прежде всего, на создание здоровьесберегающей, воспитывающей, социально-защитной среды ВУЗов, на создание системы взаимоотношений в диаде «взрослый — студент», способствующих социальному становлению и личностно-творческому развитию обучающихся, формированию основ социальной устойчивости, социальной активности студентов. Формирование здорового образа жизни (технологии направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение и совершенствование здоровья индивида; технологии, направленные на становление здоровья индивида и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач; технологии, направленные на решение лечебно-реабилитационных задач и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач, сохранение и совершенствование здоровья индивида; технологии, направленные на решение оценочно-результативных задач здравоформирующей деятельности и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач) рассматривается автором как процесс и результат усвоения студентами систематизированных знаний, умений и опыта при правильной ориентации на соответствующего рода модель и обретает новейшие системные цели и функции. Оно должно стать не простым фактором, который способствует укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, но и приоритетным механизмом их непосредственного достижения. Целью модели является создание благоприятных условий, которые обеспечивают возможность сохранения здоровья, процесс формирования компетенций по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных теоретических знаний на практическом опыте. [5, с. 19] В основу модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся положены принципы: - актуальности, который отражает каждодневные проблемы, которые связаны со здоровьем подростков, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; помогает обеспечивать знакомство молодого поколения с наиболее важнейшей информацией про гигиену; - доступности, в соответствии с которым учащимся предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий понимаемое сочетание изложения информации о гигиене теоретического значения с примерами и демонстрациями, что улучшает его процесс восприятия. Данный принцип дает возможность предусматривать использование наиболее разнообразных ситуационных задач с обязательной необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования. - положительного ориентирования, в соответствии с которым уделяется в значительной мере большое количество внимания позитивной, с точки зрения здоровья, стилистики жизни, их благоприятному влиянию на здоровье. Реализация рассматриваемого принципа, то есть показ положительных примеров, более эффектна, по сравнению с показом отрицательных последствий неблагоприятного по отношению к здоровью и поведению; - последовательности, который предусматривает выделение базовых этапов и блоков, а также их логический преемственный процесс при его осуществлении; - системности — определяет каждодневный, систематический характер его воплощения, как раз это позволяет освоить познания, которые имеют отношение к самочувствию, в виде целостной системы; - сознательности и энергичности, которые ориентированы на увеличение энергичности обучающихся в вопросах самочувствия и здорового вида жизни, что считается вероятным лишь только при полном понимании ответственности за свое самочувствие и самочувствие находящихся вокруг. Данный принцип выступает в качестве главного для исследования форм поведения и стилей жизни. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения о здоровье рассказывается как состоянии о «полном физическом, психологическом и общественном благополучии», а не только лишь как недопутимость заболеваний и телесных дефектов. Просветительская и мотивационная работа, которая нацелена на здоровый тип жизни, содержит назначение на процесс формирования у учащейся молодежи верном представлении о человеке как о необходимой значения общества. Аналогичного рода работа создает простые представления ребёнка о себе самом, о функциях собственного организма, ребятам предоставляются исходные представления о самочувствии, ведущих методиках закаливания организма, о способах закрепления самочувствия своей физической культуры и спорта. [4, с. 10] Задачи: - сформировать знания обучающихся о психологических и физиологических способностях своего организма; - сформировать мотивационные компоненты о здоровье; - пропагандировать здоровый образ жизни; - сформировать добрые взаимоотношения внутри коллектива; - адаптировать образовательные программы с учётом Модели школы «Здоровый образ жизни»; - сформировать связь между домом, образовательным учреждением, родителями, преподавателями, микросоциумом; - создать школьную систему самоуправления для процесса формирования здорового классного и школьного коллектива; - организовать рациональное питание с целью пополнения ресурсов подросткового растущего организма; - организовать учебный и воспитательный процесс в школе, опираясь на результаты медицинского и психологического обследования учащихся; - организовать полноценный летний отдых, трудовое воспитание детей; - возрождать духовные традиции российских семей; - пропагандировать здоровое наследие российского народа. Аналогичного рода подход предполагает, что самочувствие есть продукт большинства обоюдным образом связанных и взаимодействующих между собой конкретных физических, общественных и психологических моментов, нацеленных на процесс формирования аналогичного вида жизни обучающихся, являющийся проводящим компонентом самочувствия и в котором не только лишь физичское окружение, но и способы и отношения обеспечивают климат, который поддерживает подходящее самочувствие и благоденствие.
Литература:
1. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. — Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с. 2. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105–113. 3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 192 с. 4. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. /Пособие./ Валеологические знания и умения детям школьного возраста. Челябинск, 2009. 96с. 5. Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, Изд-во КГПИ, 2008. 58с. moluch.ru Нами выдвинута собственная концептуальная модель здорового образа жизни12активность, соблюдение гигиены и психогигиены, отказ от вредных привычек, полезное проведение досуга и отдыха и последующая организация профилактической работы. На образ жизни влияют следующие факторы: социально-экономические, духовно – нравственные, природно – климатические. Можно выделить несколько различных точек зрения на понятие здорового образа жизни, которые убеждают, что изучаемый феномен рассматривается, с одной стороны, как определенный вид жизнедеятельности, активности человека, направленный на сохранение, укрепление здоровья, с другой стороны, это выполнение различных видов деятельности человеком в наиболее оптимальных условиях для его здоровья, отсутствие вредных привычек. Нами выдвинута собственная концептуальная модель здорового образа жизни. Здоровый образ жизни представляется как многогранное понятие, включающее в себя различные компоненты. Рассматриваются составляющие всех компонентов. Факторный компонент включает наиболее влияющие негативизмы в жизни современного человека: курение, алкогольная зависимость, переедание, малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима труда и отдыха, психосоциальный стресс. Особо подчеркивается формирование здорового образа жизни как основной мотивации и ценности, проникающей во все сферы деятельности индивида. Эмоциональный компонент связан с оценкой значимости для личности действующих на неё других факторов и состоит из эмоций и настроения. Когнитивный компонент имеет не менее важное значение в становлении личности как субъекта здорового образа жизни. Он включает в себя все познавательные процессы: мышление, воображение, внимание, память, восприятие, речь. Ценностно-мотивационный компонент Факторный Эмоциональный компонент компонент Личностно- Здоровый оценочный образ жизни Установочный компоненткомпонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент Образовательный компонент Рис.1. Теоретическая модель здорового образа жизни 13 Все большую роль отводят установочному компоненту как духовной доминанты здорового образа жизни, которая может влиять на механизмы саморегуляции. Выделяют три уровня установок: смысловой, целевой и операциональный Личностно-оценочный компонент строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Проявляется в самооценке, самосознании, самопознании. Поведенческий компонент определяет наличие действий как актов поведения, имеющих определенный смысл, и включает все составляющие деятельности: мотив, цель, поступок, действие, контроль. Образовательный компонент определяет возможность целенаправленного формирования научного мировоззрения, стиля жизни, развития потребности получения информации, интеллектуальную готовность, потребность в самореализации. После проделанной теоретической работы было выделено содержание каждого компонента, которые представлены в данной главе. Таблица 1 Психолого-педагогические условия становления личности как субъекта здорового образа жизни Компоненты Условия Факторный -активный образ жизни компонент -соблюдение режима-владение собой; -наличие самодисциплины. Ценностно- -наличие личности, демонстрирующей образцы здорового образа мотивационный жизни компонент -отсутствие перегрузок -наличие положительного стиля жизни по отношению к здоровью -формирование ответственности за свое здоровье -обеспечение понимания роли здоровья для полноценной, успешной жизни Эмоциональный -наличие позитивного настроения компонент -оптимистичное отношение к окружающему миру -наличие стенических эмоций -наличие отрицательных эмоций как предупреждение от совершенных ошибок Когнитивный -наличие комплексного обобщения компонент -обладание критичностью ума -единство памяти и мышления -возможность самостоятельного целеообразования Личностно- -эмпатийная личностная позиция оценочный -рефлексивная личностная позиция компонент -коммуникативная личностная позиция -интеллектуальная личностная позиция -регуляторная личностная позиция www.shkolaput.ru Тема 5. Концепция здорового образа жизниВасильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Васильева О.С., Филатов Ф.Р.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352с. Мартин, Р.А. Психология юмора [Электронный ресурс] / Р.А. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21912&cat=1044&page=3 Психология здоровья (Школьный возраст): учебное пособие/Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Изд-во С-Петерб.ун-та,2008.-680с. Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер,2006.-607с. Психология профессионального здоровья: учебное пособие/Под ред.проф.Г.С.Никифорова.-СПб.: Речь, 2006.-480с. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья/А.А.Ананьев.-СПб.:Речь, 2006.-384с. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Васильева О.С., Филатов Ф.Р.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352с. Мартин, Р.А. Психология юмора [Электронный ресурс] / Р.А. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21912&cat=1044&page=3 Психология здоровья (Школьный возраст): учебное пособие/Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Изд-во С-Петерб.ун-та,2008.-680с. Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер,2006.-607с. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья/А.А.Ананьев.-СПб.:Речь, 2006.-384с. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Васильева О.С., Филатов Ф.Р.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352с. Мартин, Р.А. Психология юмора [Электронный ресурс] / Р.А. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21912&cat=1044&page=3 Маслоу, А. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / А. Маслоу. 3-е изд., перераб.– СПб.: Питер, 2010. – 352 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22013&cat=1044&page=1 Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер,2006.-607с. studfiles.net 3. Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков. Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагогаПохожие главы из других работ:Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников Глава 1. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста... Исследование влияния факторов школьной среды на здоровье ребенка 1.2.3 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детейЗдоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того... Методы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей 1.2 Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возрастаВ настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна... Организационно-педагогическая деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни у подростков 1.3 Разработка модели организационно педагогической деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни старшеклассниковФормирование здорового образа жизни старшеклассников - сложный и комплексный процесс, который должен включать в себя определенный перечень составляющих. Ниже рассмотрим основные элементы и понятия... Основные направления деятельности школы по вопросу формирования здорового образа жизни школьников 1.1 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детейЗдоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того... Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 1. Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста... Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 2. Опытно-экспериментальное исследование вопроса формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста... Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей 1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детейЗдоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того... Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ... Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п. Стойба Амурской области 2.1 Состояния здорового образа жизни подростковПроведенный анализ психолого-социолого-педагогической, философской и медицинской литературы показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом... Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема 1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростковздоровый жизнь трудный подросток Мотивация интереса к здоровому образу жизни трудных подростков может стать эффективным способом коррекции девиантного поведения. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив... Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков во внеучебной деятельности Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков... Формирование потребностно-мотивационной сферы личности для построения личной стратегии здравотворчества 1.2 Проблемы здорового образа жизни подростковЧтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том... Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением... Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни 1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙЧтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья... ped.bobrodobro.ru Нами выдвинута собственная концептуальная модель здорового образа жизни12активность, соблюдение гигиены и психогигиены, отказ от вредных привычек, полезное проведение досуга и отдыха и последующая организация профилактической работы. На образ жизни влияют следующие факторы: социально-экономические, духовно – нравственные, природно – климатические. Можно выделить несколько различных точек зрения на понятие здорового образа жизни, которые убеждают, что изучаемый феномен рассматривается, с одной стороны, как определенный вид жизнедеятельности, активности человека, направленный на сохранение, укрепление здоровья, с другой стороны, это выполнение различных видов деятельности человеком в наиболее оптимальных условиях для его здоровья, отсутствие вредных привычек. Нами выдвинута собственная концептуальная модель здорового образа жизни. Здоровый образ жизни представляется как многогранное понятие, включающее в себя различные компоненты. Рассматриваются составляющие всех компонентов. Факторный компонент включает наиболее влияющие негативизмы в жизни современного человека: курение, алкогольная зависимость, переедание, малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима труда и отдыха, психосоциальный стресс. Особо подчеркивается формирование здорового образа жизни как основной мотивации и ценности, проникающей во все сферы деятельности индивида. Эмоциональный компонент связан с оценкой значимости для личности действующих на неё других факторов и состоит из эмоций и настроения. Когнитивный компонент имеет не менее важное значение в становлении личности как субъекта здорового образа жизни. Он включает в себя все познавательные процессы: мышление, воображение, внимание, память, восприятие, речь. Ценностно-мотивационный компонент Факторный Эмоциональный компонент компонент Личностно- Здоровый оценочный образ жизни Установочный компоненткомпонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент Образовательный компонент Рис.1. Теоретическая модель здорового образа жизни 13 Все большую роль отводят установочному компоненту как духовной доминанты здорового образа жизни, которая может влиять на механизмы саморегуляции. Выделяют три уровня установок: смысловой, целевой и операциональный Личностно-оценочный компонент строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Проявляется в самооценке, самосознании, самопознании. Поведенческий компонент определяет наличие действий как актов поведения, имеющих определенный смысл, и включает все составляющие деятельности: мотив, цель, поступок, действие, контроль. Образовательный компонент определяет возможность целенаправленного формирования научного мировоззрения, стиля жизни, развития потребности получения информации, интеллектуальную готовность, потребность в самореализации. После проделанной теоретической работы было выделено содержание каждого компонента, которые представлены в данной главе. Таблица 1 Психолого-педагогические условия становления личности как субъекта здорового образа жизни Компоненты Условия Факторный -активный образ жизни компонент -соблюдение режима-владение собой; -наличие самодисциплины. Ценностно- -наличие личности, демонстрирующей образцы здорового образа мотивационный жизни компонент -отсутствие перегрузок -наличие положительного стиля жизни по отношению к здоровью -формирование ответственности за свое здоровье -обеспечение понимания роли здоровья для полноценной, успешной жизни Эмоциональный -наличие позитивного настроения компонент -оптимистичное отношение к окружающему миру -наличие стенических эмоций -наличие отрицательных эмоций как предупреждение от совершенных ошибок Когнитивный -наличие комплексного обобщения компонент -обладание критичностью ума -единство памяти и мышления -возможность самостоятельного целеообразования Личностно- -эмпатийная личностная позиция оценочный -рефлексивная личностная позиция компонент -коммуникативная личностная позиция -интеллектуальная личностная позиция -регуляторная личностная позиция shkolaput.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |