НОВОСТИ |
Формирование здорового образа жизни младших школьников (стр. 1 из 22). Формирование здорового образа жизни школьниковФормирование здорового образа жизни у учащихсяЦель:
Задачи:
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог. Цель здоровьесберегающей педагогики – вооружить выпускника знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов, кока-колы, лапши «Ролтон», сухариков – «кириешек» – это негативные факторы, постепенно разрушающие здоровье. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.Как реализуется поставленная цель мною в качестве классного руководителя в деле формирования навыков здорового образа жизни? Основной формой организации воспитательной работы с учащимися является классный час: он просвещает, ориентирует, направляет и формирует навыки ребят. Но в целом, конечно, работа ведется незримо и ежедневно, как у всех, потому что воспитательный процесс невозможно уложить во временные рамки (воспитание может проходить и как реакция на ситуацию, совет, разговоры «за жизнь» и др.). Провожу беседы о важности занятия в спортивных секциях («рвутся» на ОФП в тренажерный зал, многие играют на переменах в настольный теннис). Мотивирую, убеждаю в необходимости участия в общешкольных культурно-массовых и спортивных праздниках (в легкоатлетическом марафоне, лыжне, игре – эстафете «Суворовец» и др.). А на уроках как учитель-предметник ( можно также это сделать и во внеурочное время) предлагаю состязания по созданию лучшего синквейна, на знатока пословиц на тему здоровья; на лучший афоризм о ЗОЖ, который коллективно определяется как «цитата дня». Мотивируют ребят и проведенные классные часы «О вреде сквернословия», «О вреде курения» (с обязательной раздачей памяток «Как бросить курить»), просмотр видеофильма «О вреде алкоголизма среди подростков» с последующим обсуждением, беседы с использованием материалов пособия для учащихся «Наш выбор: здоровый образ жизни» (например, оживленно прошел анализ ситуаций из рубрики «Прочитайте и подумайте», «Попробуйте прокомментировать» и др. ) и презентаций ( в том числе подготовленных и с помощью ребят), выступление самих учащихся по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Компьютер - благо или зло?», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением». Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки. Периодически приглашаю школьного психолога для выступления перед учащимися и на родительском собрании по темам «Наркотизация подростков», «Советы по подготовке к экзаменам» и др.. Готовлю тематический лекторий для родителей на собрании с обязательной раздачей памяток «Признаки компьютерной/наркотической зависимости у ребенка». В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний. В уголке взвода размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.). Ожидаемые конечные результаты работы:
Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников. Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. xn--j1ahfl.xn--p1ai Формирование здорового образа жизни среди школьниковСовременного ребенка окружают условия, в которых он нередко испытывает стресс, информационное и эмоциональное перенапряжение, влияние экологически неблагоприятных факторов. Воспитание здорового образа среди учеников — одна из задач школы наряду с интеллектуальным и культурным развитием. Только привитые с детства знания культуры здоровья помогут сформировать здорового взрослого человека и само общество. Обучение здоровому образу жизниУчебные заведения оказывают большое влияние на состояние здоровья учеников. Формирование физического и психологического здоровья учащихся должно происходить как на программно-нормативном, так и на внеклассном уровне. Поэтому сейчас активно внедряются здоровьесберегающие инновационные технологии. Независимо от возраста школьников, основные задачи при воспитании культуры здоровья таковы:
Для каждого школьного возраста нужно использовать методы классного и внеклассного обучения, наиболее подходящие уровню интеллектуального, культурного, эмоционального развития. Младшая школаРеализация валеологических целей должна происходить с самых первых дней обучения. В начальных классах последовательное выполнение программных задач легче, так как с детьми занимается один учитель. Классные часыЖелательно начинать учебный день с небольшой зарядки. Это прогонит сонливость и настроит детей на активный лад. Во время уроков обязательно проводите физкультминутки. Делать упражнения надо на начальном этапе усталости, когда небольшая встряска зарядит энергией физически и эмоционально. Упражнения можно подбирать в зависимости от основного вида деятельности на уроке. Если большая часть занятия предполагает письмо — сделайте зарядку для рук и для снятия общего напряжения, т.к. при письме так или иначе напряжены все мышцы. Когда на уроке в основном необходимо читать — используйте гимнастику для глаз. Внеклассные мероприятияВнеурочные мероприятия должны быть посвящены правилам дорожного движения, технике безопасности при работе с электроприборами, важности гигиены, ежедневной гимнастики, подвижных игр. Они могут проводиться в форме беседы или лекции педагога. С энтузиазмом дети принимают конкурсы рисунков, викторины, спортивные состязания, праздники и небольшие постановки. Работа с семьями включает в себя беседы касательно режима дня, правильного питания, использования компьютеров и разнообразных гаджетов. Важно донести до родственников, что именно их пример в первую очередь перенимают ребята. Поэтому весомым является личный пример. Задействование родителей в организации и проведении мероприятий также дает положительные результаты. Средняя и старшая школаВ 5-11 классах основная работа по формированию культуры ЗОЖ распределяется между несколькими преподавателями: классным руководителем, учителем физкультуры, биологии и психологии. Классные часыНе забывайте о проведении физкультминуток! Они не должны быть такими частыми и носить игровой характер. Но, уделяя пару минут тому, чтобы размять руки, спину и спокойно подышать, вы переключаете внимание школьников и повышаете их дальнейшую продуктивность. Знание подростками особенностей организма улучшает понимание важности гигиены, здорового питания и спортивных занятий. Подобную информацию школьники получают на уроках биологии, ОБЖД и психологии. В некоторых школьных программах существует специальный курс валеологии. Но и на уроках литературы можно обсуждать произведения, в которых затрагивается тема здорового образа жизни и вредных привычек. Наиболее важная роль отводится учителю физической культуры. Ему предстоит сформировать интерес к спорту, закаливанию. Физруку следует быть внимательным при проведении занятия, контролируя уровень нагрузки для разных групп детей. Внеклассные мероприятияТематика конкурсов, бесед и постановок для подростков становится более разнообразной. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, и родители не способны постоянно контролировать компанию и времяпрепровождение своих детей. Поэтому важно донести до детей информацию о вреде курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Обязательно нужно проводить беседы (с девочками и мальчиками отдельно) на тему полового созревания. Помимо программных занятий физкультурой в этом возрасте ребята проявляют интерес к разнообразным спортивным секциям и кружкам. Нужно поддерживать их инициативу, способствовать участию в спортивных состязаниях различных уровней. В этом возрасте дети в меньшей степени склонны копировать поведение старших и следовать их указаниям. Для воспитания подростков необходимо знать их мотивацию, заинтересовывать и побуждать к ЗОЖ. Для ребят 12-17 лет основными мотивирующими факторами являются мотивация самосохранения, социализации и привлекательности. Стоит отметить, что мотивация самосохранения у детей не всегда хорошо развита: они думают, что «со мной-то такого не произойдет». Но информированность ребенка об уровне смертности из-за алкоголя или наркотиков может стать сильным мотивом для отказа от их употребления. Желая социализироваться и стать полноценным членом общества, так или иначе школьник попадает под влияние принятых в его окружении норм. Поэтому здесь огромную роль играет пример семьи и друзей, чей образ жизни, привычки перенимает подросток. Это же касается и первого пункта: вряд ли школьник всерьез воспримет слова о вреде курения от учителя, который каждую переменку бегает «на курилку». Привлекательность особенно актуальна для старшеклассников. Именно желание понравиться противоположному полу мотивирует ребят посещать тренажерный зал, секции боевых искусств или танцы. Психологическое и эмоциональное здоровьеПомимо физической составляющей, школа формирует и психологическое здоровье детей. Занятия должны проходить в доброжелательной и дружелюбной атмосфере. Дети должны знать, что они всегда могут обратиться за помощью к старшим, что любые конфликты решаются мирным путем. Научите детей не только учиться, но и расслабляться, снимать напряжение с помощью дыхательных упражнений. stranatalantov.com Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ Здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание школьников. В последние годы проблема здоровья школьников приобрела новое осмысление. Если ранее ее решение связывалось преимущественно с медико-биологическими или санитарно-гигиеническими факторами, то сегодня доказано, что здоровье человека — это целостное, системное явление природы, которое обусловлено как естественными и социальными внешними факторами, так и внутренними, определяющими психологическое отношение человека к себе и к тем обстоятельствам, в которых он реализует собственную жизнь [Дубровский, 1999]. Проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей [Жулина, 2002]. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению и развитию интеллектуальных и психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды [Терещева, 2001] в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы. Центральное место в формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организация ЗОЖ [Дуркин, Лебедева, 2002]. Одним из таких значимых факторов формирования привычек к здоровому образу жизни и к созданию гармонично развитой личности является физическая культура. На современном этапе развития общества возрастают требования к физической подготовке людей, ведь именно уровень здоровья нередко является значимым фактором работоспособности в процессе жизнедеятельности человека. Занятия физической культурой имеют большое значение в формировании здорового образа жизни, в духовном и физическом развитии школьников, они укрепляют здоровье, повышают нервно-психическую активность, поддерживают физическую и умственную работоспособность. Важнейшая задача программы развития школы — формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью, развивать физический потенциал каждого ученика. Так как слагаемыми физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности именно на уроках физической культуры должна осуществляться работа по формированию здорового образа жизни учащихся. Проблема формирования у школьников ориентации на здоровый образ жизни является многогранной. Анализ науч- ной педагогической литературы и практический опыт выявили проблему нацеленности в процессе обучения школьников, ориентированного на формирование здорового образа жизни. Данная проблема свидетельствует о том, что в этом направлении необходимо разрабатывать теоретические и методические приемы формирования здорового образа жизни школьников. Именно разработка методических приемов и создание педагогических условий для формирования ориентации на здоровый образ жизни школьников явились целью исследования. Для определения уровня сформированное™ здорового образа жизни были выработаны критерии и методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у школьников, выявлены особенности отношения к здоровому образу жизни, разработаны учебные модули, позволяющие последовательно формировать ориентации школьников на здоровый образ жизни в процессе освоения различных учебных дисциплин. Исследование проводилось в Красноярской гимназии № 6 в 2010—2011 учебном году. Для проведения исследования были сформированы 2 группы из учащихся 5 классов по 20 человек (контрольная и экспериментальная). Результаты анализа показали, что у большинства детей первоначальный уровень сформированности здорового образа жизни находился на недостаточном уровне. Формирование основ здорового образа жизни у школьников осуществлялось не только через практические занятия физической культурой, но и через теоретические занятия по программе «Физическое воспитание». В теоретическую часть программы входила демонстрация каждое утро (10—15 минут) разработанных мультимедиа-учебников по следующим темам: — здоровье и вредные привычки; — здоровье и физическое развитие человека; — история олимпизма, особенность зарождения физической культуры; — работа различных органов и систем организма человека; — влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья; — физические качества и их связь с физическим развитием; — формирование правильной осанки; — причины и предупреждения травматизма на занятиях физической культуры; — терминология разучиваемых упражнений. Данный материал был наглядным и доступным. Каждый урок физической культуры нес в себе оздоровительную задачу. Большое внимание уделялось таким темам, как: «Двигательная активность в жизни человека», «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и др. В практической части учащимся предлагалось составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений на развитие быстроты, координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, а также различные игры. Они познакомились с упражнениями для профилактики плоскостопия, на улучшение зрения и слуха, которые применялись как в общеразвивающих упражнениях, так и в заключительной части урока. Существенное значение в формировании здорового образа жизни имеет и внеклассная работа, которая заключалась в посещении различных соревнований, в проведении спартакиад и соревнований, таких как «Веселые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья», тематические викторины и т. д. Невозможно воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью без их родителей. Для них проводились тематические родительские собрания: «Фор- Из опыта работы жирование правильной осанки», «Понятие здорового образа жизни», «Как я влияю на своего ребенка?». После исследования в экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне сформированности здорового образа жизни. Если в начале эксперимента различие уровней сформированности здорового образа жизни у детей экспериментальной и контрольной групп было минимальным, то в конце исследовательской работы оно стало значительным (рис.). 1 2 Рис. Уровень сформированности здорового образа жизни до и после исследования, Действенными средствами в формировании здорового образа жизни у учащихся современной школы являются: — теоретическая часть программы «Физическое воспитание»; — целенаправленная система физических упражнений; - специально организованная внеклассная работа; - совместная с родителями учащихся работа по формированию ЗОЖ. Воспитание здорового образа жизни является длительным, целенаправленным и напряженным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, родителями совместно с врачом и психологом школы, он должен носить систематический характер. Только при таких подходах и условиях можно добиться положительного результата. Библиографический список 1. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. М.: Флинта; 1{<'1<>пка, 1999. С. I 35. 2. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 2—5. 3. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: материалы межрег, науч.-практ. конф., посвященной 55-летию ФФК СГУ. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 179-181. 4. Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2001. № 2. С. 8—12. cyberleninka.ru Формирование здорового образа жизни у школьникаФормирование здорового образа жизни у школьника Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут. Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. ^ Здоровый образ жизни школьника включает:
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Правильное питание школьника должно быть:
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни. У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 %. Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Просмотр содержимого документа «Формирование здорового образа жизни у школьника»Формирование здорового образа жизни у школьника Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут. Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. ^ Здоровый образ жизни школьника включает:
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Правильное питание школьника должно быть:
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни. У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем. kopilkaurokov.ru Формирование здорового образа жизни младших школьниковМинистерство образования Российской Федерации Курский Государственный Университет Специальность: 050706(031000) Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра педагогики начального образования Выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Студентка 3 курса Зиборова Марина Витальевна Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Шуменко Валентина Павловна Курск, 2008 г Содержание Введение Глава I. Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе 1.1 Сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ» 1.2 Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ Глава II. Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ младших школьников 2.1. Характеристика уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ 2.2. Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ 2.3. Анализ эффективности деятельности учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизни Заключение Библиографический список Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И.П. Павлов Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2004 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Современная школа сместила акценты расширить образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах. Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья. В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор» Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Отсюда вытекают проблема формирования здорового образа жизни младших школьников. Поэтому тему нашего исследования мы избрали «Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников». Объектом исследования является процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Предметом исследования является способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Целью нашего исследования является создание условий способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач: 1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни; 2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни; 3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Гипотеза: - Если деятельность учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизни будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер на основе учета межпредметных связей; - Если учитель своей деятельностью будет способствовать формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни; - Если знания и умения учащихся будут способствовать их творческой реализации отвечающей позиции субъекта своей жизнедеятельности в соответствии с принципами здорового образа жизни. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования. Методы исследования: - изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы; - педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ; - анализ рисунков и сочинений детей с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ; - метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья. База исследования: 4 класс Нижнегуровской основной общеобразовательной школы Сроки исследования: 2007-2008 гг. Исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Во введении рассматривается актуальность проблемы на современном этапе развития общества. В первой главе раскрывается сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», проблемы здоровья в образовательном аспекте, описание особенностей компонентов ЗОЖ в младшем школьном возрасте. Во второй главе речь идет о динамике процесса формирования ЗОЖ младших школьников. В заключении сделан вывод об эффективных условиях, способствующих формированию ЗОЖ младших школьников и воспитанию у них потребности к самосовершенствованию и укреплению своего здоровья. Глава I. Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературеЭффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства”. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора”[1] . Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность. mirznanii.com |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |