НОВОСТИ |
Рабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни». Экологическая культура и здоровый образ жизни 8 класс дзятковскаяРабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни»«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»Рассмотрено Утверждено на методическом объединении Приказом директора школы Протокол от ____№_____ от ____________ № ____ Рабочая программа Элективного курса Экологическая культура и здоровый образ жизни8 класс (класс, параллель) Разработчик программы Петернева Л.П. учитель химии и биологии педагогический стаж 2 года квалификационная категория 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Экологическая культура и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс./Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, Л.И.Колесникова и др.-М.:Просвящение,2012.-92с.-(Работаем по новым стандартам). Цели: 1.Формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома. Задачи курса: 1)развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания; 2) развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной, технической, прикладной сферах деятельности; 3) формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях; 4)воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия, аккуратности; Элективный курс ведется в 8 классе. Организация деятельности учащихся в форме клуба по интересам «Экология и здоровье». Виды деятельности: научно- исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика. Формы организации: дискуссия, полемика, прения, диспут, дебаты, форум, встреча с интересными людьми, тематический вечер, исследовательские работы естественнонаучной, гуманитарной, технической, технологической направленности, просветительские акции, киноклуб. Содержательные линии: -учусь экологическому мышлению; -учусь управлять собой, моя культура здоровья; -учусь действовать, мои проекты в области экологии и здоровья. Содержание Введение Клуб по интересам как форма общения и совместной деятельности. Клуб «Экология и здоровье», его задачи. Программа работы клуба. Форма работы: тематические заседания, форумы, дискуссии, диспуты, полемика, дебаты, просмотры кинофильмов и их обсуждение; практические и лабораторные работы; работа в Интернете, библиотеке, тематический месячник. Критерии оценки деятельности членов клуба. Портфолио. Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Виды ресурсов здоровья. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья. Формы организации внеурочной деятельности Открытие клуба. Заседание клуба « Здоровье и его ресурсы» Раздел1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов. Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам. Формы организации внеурочной деятельности Клубная гостиная «Этнография о здоровье» Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?» Форум «Культура здоровья местного населения». Раздел2.Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы ,продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч.Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья. Формы организации внеурочной деятельности Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать» Раздел3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища ,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации. Формы организации внеурочной деятельности Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ» Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Формы организации внеурочной деятельности Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?» Раздел 5.Экологическая культура как ресурс здоровья В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводы о том, что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Формы организации внеурочной деятельности Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов. Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результаты внеурочной деятельности формируются на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Личностные результаты: - приобретение опыта нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности; -осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека; -осознание действий по развитию своей экологической грамотности, отказу от вредных привычек, самоограничение на основе экологических. Нравственных и правовых императивов. Метапредметные результаты: 1.Опыт: -применения экосистемной познавательной модели и историко-культурного подхода для изучения здоровья человека и культурных традиций его сохранения; -нравственного выбора и принятия обоснованного решения о стратегии действий в условиях экологического риска, рефлексии и оценки последствий таковых действий; -участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах, общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме. 2.Умения: -находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее; -разрабатывать проект в соответствии с требованиями, принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни, вносить поправки по ходу исполнения, публично оценивать результаты; -работать в команде, осознанно следовать принципам социального партнерства; формулировать мысль. Представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу; -составлять портфолио, отражать в нем работу по повышению грамотности своей и окружения по вопросам экологии и здоровья. Предметные результаты: 1.Представления: -о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, традициях здорового образа жизни коренных народов местной территории, экологической культуре как способе и результате адаптации в конкретной социоприродной среде, целостности телесного и духовного здоровья, ответственных организациях и лицах в области экологии и здоровья, стратегиях поведения в условиях опасности для здоровья в чрезвычайных и повседневных экологических ситуациях; - о видах загрязнения окружающей среды (химическом,физическом, биологическом и информационном), их причинах (природные особенности, нерациональное природопользование, вредные привычки, низкая культура личности), нормировании качества среды, воздействии загрязнения среды на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека; 2.Умения: -раскрывать содержания понятий: здоровье, ресурсы здоровья, здоровый образ жизни, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация; -приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья и экологической безопасности среды, здорового образа жизни человека и его экологической культуры; -оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания; -называть особенности рациона питания, предметов домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового потомства, отношение к вредным привычкам, отраженное в фольклоре и верованиях местных коренных народов; -выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг; -классифицировать загрязнители по их действию на здоровье - проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Учебно-методические средства обучения. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие/ С.В. Алексеев,Н.В.Груздева, Э.В.Гущина.-М.,2005 Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит , кто виноват и что делать/ Ю.М.Арский, В.И.Данилов-Данильян, М.Ч.Залиханов и др.-М.: МНЭПУ,1997. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная/ Н.А. Воронков.- М.,1999. Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие/ С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.,1997 Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: учеб.пособие для постдипломного образования/ Е.Н.Дзятковская .-М.:Образование и экология,2010 Дзятковская Е.Н. Программы внеурочной деятельности.Экологическая культура и здоровый образ жизни.8класс.\ Е.Н.Дзятковская,А.Н.Захлебный и др.-М.: Просвещение,2012. Зверев А.Т. Экология: учеб.пособие для 7-9 кл./ А.Т.Зверев.-М.,1998. Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998. Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995. Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995 Школьный экологический мониторинг/ под ред.Т.Я.Ашимшиной.- М.,2000 eco.na5bal.ru "Экологическая культура и здоровый образ жизни"Министерство образования и науки РФ «Утверждаю» Директор школы _________________ Новоселов П.А. _________________ 2015 г. «Согласовано» Педагогический Совет школы ______________________________ «___» _____________ 2015г. Программа кружка «Экологическая культура и здоровый образ жизни»
Тип профильный Кружок рассчитан на 2015-2016 учебные годы Руководитель: Сорокина И.В..- учитель географии 2015 Пояснительная записка Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры. Программа для творческого объединения "Экологический" рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей. В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи: - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе; - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы; - воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий. Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования. Всего на учебный год - 34 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!"). Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, наблюдения, и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки. Основные направления и содержание деятельности. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы. Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия. Программа состоит из следующих разделов: 1. Удивительное рядом 2. Растения - гениальные инженеры природы. 3. Жизнь лесных дебрей 4. Экология Республики Марий Эл. В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.). В течение года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Курс программы содержит и краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Курс обучения ставит перед собой следующие задачи: - сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе; - научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях; - развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия. Отличие данной программы по экологии в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. Название мероприятияФорма проведения Количество часов 1 Первые встречи в стране «экология»Удивительное рядом. Фенологические наблюдения «Осенние явления». 1 2 Лесовичок –хозяин леса. Экскурсия 2 3 Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет 1 Всемирный день защиты животных. Путешествие в мир животных. Познавательная беседа 1 Красная книга-живой светофор Познавательная деятельность 1 Очистка территории школы от сушняка Вызов мусорному монстру акция 1 Наши природные лекари Беседа. Познавательная деятельность 2 Санитары воздуха Беседа. 1 Растения - гениальные инженеры природы. Живые кондиционеры Беседа. Познавательная деятельность 1 Капризы комнатных растений беседа 1 Зеленые целители экскурсия 1 Живые синоптики Познавательная деятельность 1 Цветочный аттракцион домашних растений Познавательная деятельность 1 Новогодний маскарад 1 Фитостоловая беседа 1 Жизнь лесный дебрей. Дети леса Познавательная деятельность 1 Зеленый щит Познавательная деятельность 1 Человек и природа беседа 2 По законам природы беседа 2 Забота о завтрашнем дне беседа 2 Войди в природу другом 2 Экология Республики Марий Эл. «Что растет в моем краю». Беседа Демонстрация 2 Виды загрязнения Демонстрация 1 Экологические проблемы беседа 1 Дадим вторую жизнь вещам Конкурс рисунков. Круглый стол. Познавательная деятельность. 2 Наш школьный сад акция 1 всего 34 infourok.ru Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс [Текст]Поиск по определенным полямЧтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование Логически операторыПо умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка author:иванов title:разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка author:иванов OR title:разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поискаПри написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование* Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка" Поиск по синонимамДля включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование ГруппировкаДля того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка) Приблизительный поиск словаДля приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~ При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1 По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близостиДля поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2 Релевантность выраженийДля изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервалеДля указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров] Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров} Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru Дзятковская, Захлебный, Колесникова: Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8, 9 классы. ФГОС №VKOXW
Автор: Дзятковская Елена Николаевна, Захлебный Анатолий Никифорович, Колесникова Любовь Ильинична Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2012 г. Серия: Работаем по новым стандартам Программы предусматривают организацию деятельности учащихся в форме клуба по интересам «Экология и здоровье» (8 класс) и малой экологической академии (9 класс), занятия в которых направлены на формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях в школе и дома, формирование опыта применения знаний в трудовой, профильной и профессиональной ориентации подростков.Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, педагогам, специалистам органов управления образованием. Выберите нужный вам формат файла: Внимание! Прочитайте инструкцию внутри! my100books.bid |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |