НОВОСТИ |
Статья "Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни обучающихся и воспитание бережного отношения к своему здоровью". Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьниковФормирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖОбобщение опыта работы классного руководителя. Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.» Актуальность : Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой – сохранение и укрепление здоровья школьников. По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» - от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов. Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее. Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении: Цель: - формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни. Задачи:
Степень новизны состоит :
Краткое описание опыта : Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе) Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».[1] Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:
Мероприятия по направлениям.
Практическая значимость. Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями Эффективность работы: ( информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей )
2011-2012-12% учащихся класса Ожидаемый результат:
1.Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году. Сейчас ребята учатся уже в 7 классе , и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью. Отрадно было читать сочинение ученика 7 класса Цицулина Валерия : «…Здоровье – сокровище, которое нельзя найти, но можно заработать, занимаясь спортом, кушая здоровую пищу, гуляя на свежем воздухе..» 2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни 3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой Теоретическая база:
11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999. 12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»
[1] Торохова Е.И. Валеология: Словарь.М.:М.: Флинта.Наука.1999. [2] Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя» nsportal.ru
infourok.ru Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»УДК 371.72-053 «465.06/.11» ББК 4420.055+4420.061 ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01 С. Н. Малафеева Н. А. Вершинина Екатеринбург, Россия ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация. Рассматриваются основные подходы к понятиям «мотив» и «мотивация», их роли в формировании здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Приведены результаты анкетирования. Ключевые слова: мотив; мотивация; здоровый образ жизни; здоровье; младшие школьники. Сведения об авторе: Малафеева Светлана Николаевна, кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и ва-леологии, Институт специального образования. Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Сведения об авторе: Вершинина Наталья Александровна, ассистент кафедры анатомии, физиологии и валео-логии, Институт специального образования. Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Контактная информация: 620017, к. 328. E-mail: [email protected]. Проблема мотивации и мотивов поведения человека, в том числе в сфере сохранения своего здоровья, © Малафеева С. Н., Вершинина Н. А., 2014 S. N. Malofeeva N. A. Vershinina Ekaterinburg, Russia FORMATION OF MOTIVATION FOR HEALTHY LIFESTYLE IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN Abstract The article deals with the basic approaches to the concepts “motive” and “motivation” as well as their role in the process of formation of healthy lifestyle with the purpose of maintenance and strengthening of the health of schoolchildren. The results of the survey are presented. Key words: motive; motivation; healthy lifestyle; health; primary schoolchildren. About the author: Malafeeva Svetlana Nikolaevna, Candidate of Biology, Professor, Head of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Institute of Special Education. Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. About the author: Vershinina Natalia Aleksandrovna, Assistant Lecturer of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Institute of Special Education. Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, рассматривается в работах психологов, педагогов, физиологов (В. Г. Асеев, П. В. Симонов, М. Ш. Магомед-Эми- нов, А. Маслоу, X. Хекхаузен, И. П. Павлов, П. К Анохин, К. В. Судаков). К одной из основных проблем изучения мотивации во всех видах деятельности можно отнести отсутствие единого подхода к самому понятию «мотивация» и исследованию данного явления. Ряд исследователей (К. Мадсен) рассматривает мотивацию как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, как совокупность мотивов (К. К. Платонов, М. В. Матюхина, В. Г. Асеев и др.), как побуждение, вызывающее активность организма, как сложную систему отношений, побуждений, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, стремлений, которые определяют направление активности человека [Цит. по: 9, с. 21]. Мотив деятельности выступает как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает в роли смысла деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний и связан с эмоциями. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Таким образом, мотив является ключевым понятием деятельности и напрямую связан с мотивацией. П. К. Анохин и К. В. Судаков отмечают, что мотивация определяет энергетическую силу целенаправленной деятельности человека и тесно связана с формированием таких последовательно развертывающихся стадий центральной архитектоники поведенческих актов, как афферентный синтез, принятие решения, предвиденье потребных результатов [14, с. 77]. С физиологической точки зрения мотивация представляет собой активное состояние мозговых структур, побуждающее человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Мотивация, таким образом, является ведущим компонентом системной организации деятельности человека, в том числе и связанной с сохранением и укреплением своего здоровья. Следует отметить, что зачастую авторы отождествляют мотивацию и мотивы, потребности, влечения. Так, Г. К. Зайцев понимает под мотивацией к здоровому образу жизни (ЗОЖ) потребность в здоровье, Л. Г. Татарникова, Н. Н. Куин-джи — осознание ценности здоровья, комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни [5; 7; 15]. В. Г. Леонтьев говорит о том, что понятие мотивации значительно шире и должно рассматриваться как иерархизированная динамическая мотивационная система, в которой потребности, мотивы и цели определенным образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены, т. е. составляют «мотивационную сферу» человека [9, с. 19]. С этой точки зрения, мотивация к ведению здорового образа жизни у учащихся может быть связана с другими мотивациями, на- пример мотивацией к благополучию, подчинению общественным требованиям, одобрению со стороны взрослых. Многие авторы (И. Е. Мельникова, В. С. Быков, В. Г. Каменская и др.) отмечают, что формирование мотивации, в том числе и к здоровому образу жизни, происходит в первые пятнадцать лет жизни, т. е. в основном в период обучения в школе [Цит. по: 16, с. 103]. Становление мотивационно-потреб-ностной сферы в данный возрастной период является особенно значимым для развития личности ребенка. В то же время системообразующим фактором мотивационной сферы ребенка являются общественные отношения, особенно если он сам их создает и непосредственно в них включен [Цит. по: 1]. Для младших школьников такие общественные отношения прежде всего связаны с семьей и школой, сверстниками и формируют мотивационное ядро личности ребенка в отношении к своему здоровью. Школа — это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной чем, обучение [8, с. 7]. Таким образом, формирование мотивации к ЗОЖ является важным условием успешной деятельности не только по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей, но также по полноценному формированию их личности. Система непрерывного образования (детский сад — школа — вуз), сопровождающая человека на всем его жизненном пути, содержит необходимые предпосылки для формирования ответственного отношения к здоровью, активной мировоззренческой позиции, здорового образа жизнедеятельности и в целом валео-логической культуры личности. В то же время необходимо отметить, что проблема формирования, сохранения, укрепления здоровья детей в период обучения в общеобразовательной школе является одной из наименее решенных в настоящее время. Это связано как с отсутствием единого подхода к самому понятию «мотивация к здоровому образу жизни», единой системы ее формирования в рамках образовательных учреждений, так и с противоречиями, которые возникают между современными требованиями к процессу обучения и необходимостью не только сохранить, но и укрепить здоровье детей в ходе обучения в школе. Сама образовательная среда в силу различных причин представляет риск для здоровья подрастающего поколения вследствие высокого объема учебных и внеучеб-ных нагрузок, интенсификации процесса обучения, а также дефицита времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы, в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм. Если в 1998 г. к I группе здоровья, т. е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8 % обследованных учащихся младших классов, то в 2008 г. — всего 1,8 %, в 2012 г. — 1,7 % Численность детей, страдающих хроническими заболеваниями и относимых к III или IV группе здоровья, в 2008 г. оказалась выше на 4,7 % по сравнению с 1998 г. Общая заболеваемость детей до 14 лет за период с 1997 по 2012 г. выросла на 54,5 % (со 154 тыс. до 239 тыс. болезней на 100 тыс. населения), а значит, на каждого ребенка (независимо от пола) приходится 2,3 зарегистрированной болезни в год [10]. Следствием этого является большая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к возникновению утомления и снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения. Так, например, по данным В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой, М. И. Степановой, И. К. Рапопорта, П. И. Храмцова, И. В. Звездиной, Л. Ф. Бережкова и др. в первом классе в начале года среди школьников 17,3 % детей относятся к I группе здоровья, в конце первого года — лишь 4,3 % [8, с. 7]. Ряд авторов (Д. С. Надеждин, Е. В. Иващенко, В. Н. Турчинский и др.) отметили, что адаптационные показатели сопровождаются низким уровнем адаптационных и социометрических возможностей, снижением функциональных резервов организма у каждого третьего первоклассника в начале обучения [Там же, с. 8]. И. Е. Мельникова выявила интересный факт, отмеченный рядом психофизиологов (А. С. Дамадаева, Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, В. Д. Лобашев): мотивация, а главное, степень ее выраженности будут определять степень мобилизации резервных возможностей организма при действии неадекватных факторов среды [12, с. 52]. Кроме того, в начальной школе трудности для учащегося могут представлять значительные эмоциональные и умственные нагрузки, высокая интенсивность учебного процесса, несоответствие требований учебной программы возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Таким образом, формирование устойчивой мотивации к ЗОЖ у учащихся младших классов не только позволит снизить риск влияния негативных факторов окружающей школьной среды, но и в дальнейшем повысит эффективность адаптации к учебному процессу. В различных литературных источниках (Р. Д. Гаджиев, О. Ю. Кам-кина, В. Р. Кучма, С. В. Савинова, Л. Г. Татарникова и др.) указывается, что целью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по сохранению здоровья учеников является осознание каждым учащимся индивидуальных потребностей и особенностей развития: лишь на их основе возможно создание индивидуального здорового образа жизни. Г. К. Зайцев считает, что эта цель может быть достигнута с помощью внедрения разумного сочетания психолого- педагогического, медико-биологического и экологического воспитания и образования в рамках системы формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей школьного возраста [5]. Исходя из вышеизложенного, определяется роль учителя по формированию мотивации к ЗОЖ. Его деятельность должна базироваться на общепедагогических принципах целостности, т. е. в рамках единого процесса обучения, воспитания и формирования личности. Л. И. Божович отмечает, что всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность [3]. При формировании мотивации здорового образа жизни школьников необходимо опираться на данную потребность, актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной. Принцип сознательности и активности предполагает осознание собственной ответственности и активное участие самого ребенка в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Как указывает Е. Б. Черникова, без актуализации потребности в знаниях о здоровом образе жизни невозможен переход к другим, более активным формам побуждений, например к постановке целей. Потребность в здоровом образе жизни не может возникнуть при отсутствии умения у школьников ставить самостоятельные цели, например желания быть здоровым; умения осознавать свои цели и соотносить их с мотивами деятельности, в кото- рую эти действия включены, также является важным условием формирования мотивации [17, с. 13.] К. В. Судаков отмечает: чем более обучен организм, тем меньше этапных действий он совершает на пути удовлетворения своих потребностей, тем богаче его аппарат акцептора действия и тем успешнее удовлетворение возникшей потребности. Соответственно школьников необходимо обучать способам удовлетворения потребности в здоровом образе жизни [14]. Кроме вышеуказанных принципов, необходимо учитывать принцип доступности и индивидуального подхода, предполагающий учет возрастных, гендерных, физиологических и психологических особенностей школьников при отборе содержания, методов, форм и средств формирования мотивации ЗОЖ. Как отмечают некоторые авторы (Е. Б. Черникова, В. С. Шаро-мова, И. Р. Алтунина, Р. С. Немов), для достижения успеха при развитии мотивации здорового образа жизни школьников учителю необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы ребенка, поскольку она представляет собой динамическую, постоянно меняющуюся противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение — в зависимости от условий образа жизни, обстоятельств общения с окружающими, возраста, пола ит. д. [1; 17; 18]. Такие авторы, как Р. Д. Гад-жиев, С. В. Савинова, предлагают принцип комплексности, сводящийся к вовлечению всех институтов социализации ребенка и координации их деятельности (участие школы, семьи, окружения ребенка). Кроме того, авторы указывают, что формирование положительной мотивации младших школьников к здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов и медицинских работников [4; 13]. Немалую роль, как указывают В. М. Кравченко и О. Ю. Камакина, в формировании мотивированной потребности в здоровье играют интересы и потребности семьи, формирующие отношение детей к здоровью как к одной из главных ценностей. При этом отношение к здоровью матери оказывает влияние на когнитивный и ценностный компоненты, отношение отца — на эмоционально-волевой и деятельностный компоненты отношения к здоровью младшего школьника. Стиль воспитания отцов больше влияет, чем стиль воспитания матерей, на формирование отношения к здоровью у детей данной возрастной группы [6]. На наш взгляд, формирование мотивации к ЗОЖ в рамках учебновоспитательного процесса возможно как через учебные дисциплины биологического цикла («Природоведение», «Окружающий мир», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология»), так и во внеурочное время. Как считает В. С. Шаромова, наиболее часто при исследовании мотивации к ЗОЖ применяются проективные методики и анкетирование. В тех и других случаях о мотивации можно судить по высказываниям испытуемого, что помогает с определенной долей уверенности установить наличие или отсутствие, характер и выраженность той или иной мотивации [18, с. 182]. Для установления сформированное™ мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни нами была разработана анкета, которая включала вопросы, касающиеся отношения школьников к факторам, влияющим на состояние здоровья. Анкетирование было проведено в период 2010—2013 гг. с учащимися 2—4-го классов школ г. Екатеринбурга. Всего обследовано 298 школьников в возрасте 8—12 лет: 165 девочек и 133 мальчика (табл.). Таблица Распределение испытуемых по полу и возрасту Возраст, лет Пол мальчики девочки 8 24 17 9 34 44 10 37 55 11 26 27 12 12 22 Всего опрошено 133 165 На вопрос анкеты о том, какие привычки вредны для здоровья, 92,5 % мальчиков и 90,9 % девочек считают, что курение является самой пагубной привычкой для здоровья. Следующей по значимости привычкой у мальчиков считается низкая двигательная активность (78 %), а у девочек (83 %) — недосыпание; 58,6 % школьников и 64,8 % школьниц отмечают, что нерегулярное питание имеет большое значение в ухудшении состояния здоровья. Об отношении младших школьников к вредным привычкам можно судить по следующим ответам. Среди учащихся младших классов не пробовали курить 93.2 % респондентов мужского пола и 98,2 % — женского пола; пробовали курить 6,7 % школьников и только 1,8 % школьниц (рис. 1). Следует отметить, что все дети начальных классов, пробовавшие курить, отказались от этой вредной привычки. На вопрос о подверженности учащихся младших классов влиянию со стороны друзей и сверстников в отношении курения ответили отрицательно 89,4 % мальчиков и 95,7 % девочек, положительно — 5.2 % мальчиков и 4,2 % девочек; около 5 % опрошенных не уверены в своем ответе. Следует отметить положительное отношение учащихся начальной школы к запрету на курение в общественных местах. Поддерживают запрет 75,9 % учеников и 87,8 % учениц. Относятся отрицательно и затрудняются с ответом 24,1 % мальчиков и 12,2 % девочек. Большинство детей считает, что курение является вредной привычкой, вызывающей привыкание, о чем свидетельствуют ответы 87,2 % школьников и 93.9 % школьниц. Не менее пагубной привычкой является употребление алкогольных напитков. На вопрос анкеты «Пробовал ли ты алкоголь?» ответили утвердительно 38,3 % респондентов мужского пола и 34,5 % женского пола; только чуть более 60 % отвечавших обоего пола не пробовали алкоголь (рис. 2). На вопрос о зависимости употребления алкоголя от влияния друзей и сверстников ответили «да» 13,5 % мальчиков и только 2,4 % девочек. Не подвержены влиянию в вопросе употреблении алкоголя 84.9 % учеников и 97,6 % учениц младших классов. Двигательная активность является важным условием полноценного физического, психического и интеллектуального развития организма учащихся младших классов. На вопрос «Как часто ты делаешь утреннюю гимнастику?» среди мальчиков ответили, что делают ее ежедневно, 23,3 % опрошенных, нерегулярно занимаются — 52,6 %, никогда — 24 %. Среди девочек утреннюю гимнастику делают ежедневно 36,3 %, иногда — 55,1 %, не делают ее вовсе — 7,8 %. Физическими упражнениями, помимо физкультуры в школе, регулярно занимаются 73,6 % респондентов-маль-чиков и 74,5 % девочек; остальные учащиеся этим не занимаются. І 40 Ш Мальчики Ш Девочки Не пробовали курить Пробовали курить Рис. 1. Количество школьников, пробовавших курить Не пробовали алкоголь Пробовали алкоголь Рис. 2. Количество детей, пробовавших алкоголь Что касается осведомленности школьников в вопросах о вредных привычках, преимуществах правильного питания, регулярной дви- гательнои активности, а также занятиях спортом и т. д., были получены следующие результаты. Около 60 % опрошенных получают инфор- мацию о вредных привычках от членов семьи, а на уроках в школе — 69,1 % мальчиков и 83,6 % девочек. О важности здорового питания и пользе свежих фруктов и овощей из уроков в школе знают около 80 % мальчиков и 90 % девочек. На вопрос о пользе занятий спортом ответили положительно 86,4 % школьников и 93,9 % школьниц. Более 80 % респондентов имеют представление том, как предупредить несчастный случай во время дорожного движения во избежание получения травм. Вопрос по соблюдению правил гигиены среди учащихся обоего пола позволил выявить, что соблюдают правила гигиены и моют руки перед едой более 60 % детей, регулярно чистят зубы 66,1 % мальчиков и 75,1 % девочек, а остальные школьники следуют правилам гигиены полости рта не регулярно. Изучение режима отдыха детей младшего школьного возраста показало, что проводят на свежем воздухе не менее двух часов 70,7 % учеников и 84,8 % учениц. В то же время более 51 % мальчиков и 20,6 % девочек проводят у телевизора не менее двух часов в день. Как свидетельствуют полученные результаты анкетирования, младшие школьники достаточно информированы о важности здорового образа жизни, правильного питания и занятий спортом, но не имеют сформированных навыков ведения такого образа жизни и устойчивой внутренней мотивации к ЗОЖ, здоровье для них не является ведущей ценностью в данном возрасте. Учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и его негативными последствиями для здоровья. На наш взгляд, данные анкетирования позволили в некоторой степени выявить сформирован-ность мотивации детей к здоровому образу жизни. Следует отметить, что у большинства школьников возникла потребность в деятельности по сохранению своего здоровья, но устойчивая осознанная мотивация, которая является одним из ведущих условий, движущей силой такого поведения, только начинает формироваться. Это связано с психологическими и возрастными особенностями младших школьников: мотивационно-потребностная сфера, с одной стороны, характеризуется ситуативностью и неустойчивостью, а с другой — высокой пластичностью и направленностью на усвоение новых знаний. Таким образом, эффективная, целенаправленная и систематическая деятельность учащихся по формированию, сохранению и укреплению своего здоровья невозможна без осознания цели такой деятельности и мотивации к ЗОЖ. Мы согласны с мнением В. Г. Асеева о том, что благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, норм поведения происходит изменение, расширение деятельности, отношений между личностью ребенка и окружающей его действительностью [2]. Особую роль в этом процессе играют учителя, родители, старшие друзья, которые не только могут удовлетворить потребность детей в новых знаниях о своем здоровье и способах его поддержания, в одобрении со стороны взрослых своего поведения, но и осуществлять сознательное педагогическое воздействие, в ходе которого будут формироваться новые потребности и интересы учащихся и тем самым изменяться и формироваться по-требностно-мотивационная сфера младшего школьника, в том числе в отношении здоровья. Это особенно важно, так как после окончания начальной школы последующие возрастные периоды могут оказаться критическими для здоровья учащихся, и требуются дополнительные усилия для профилактической работы с целью сохранения здоровья для последующего обучения в средних и старших классах. Литература 1. Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения как проблема социально-психологических исследований / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов // Современная социальная психология: теоретические подходы и социальные исследования. — 2009. — №1, —С. 7—17. 2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976. —158 с. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968, —208 с. 4. Гаджиев, Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 19 марта 2007 г. / Гаджиев Рафик Дашбекович. — Махачкала, 2007. — 212 с. 5. Зайцев, Г. К. Школьная валеоло-гия: пед. основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г. К. Зайцев. — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 160 с. 6. Камакина, О. Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : защищена 22 мая 2010 г. / Камакина Ольга Юрьевна. — Ярославль, 2010. — 160 с. 7. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод, пособие / Н. Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 139 с. 8. Кучма, В. Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей) / B. Р. Кучма, Л М. Сухарева, И. К. Рапопорт, М. И. Степанова, П. И. Храмцов и др.— М.: Просвещение, 2011. —142 с. 9. Леонтьев, В. Г. Категории мотивации и мотива и их психологические модели / В. Г. Леонтьев // Психологический журнал. — 1992. — № 2. — C. 19—40. 10. Российский статистический ежегодник. 2012 : статист, сб. / Росстат. — М., 2012. — 786 с. cyberleninka.ru Для формирования у школьников мотивации к ЗОЖРеализуемые подпрограммы по физическому воспитанию для формирования у школьников мотивации к ЗОЖ Подпрограмма «Воспитание культуры здоровья» Цель: формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни. Задачи:
Содержание деятельности:
3.7.4. Подпрограмма «Здоровье - главная драгоценность». Цель: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, через сотворчество педагога и ученика и нестандартных форм проведения уроков. Задачи:
Содержание деятельности:
3.7.5. Подпрограмма «Семья и здоровье ребёнка» Цель: объединение усилий семьи, школы, всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения. Задачи:
Содержание деятельности:
Форма: родительские собрания, родительские конференции, «Круглый стол» 3.7.6. Подпрограмма «Мы за ЗОЖ». Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и саморазвития личности одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи:
3.7.7. Проектная деятельность Цель: формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию через реализацию проектов. Задачи:
Содержание деятельности:
План подпрограммы «Воспитание культуры здоровья» организации работы по здоровьесберегающим технологиям и формированию мотивов ЗОЖ № Проводимая работа Сроки выполнения 1 Проведение тренингов В течение уч.года 2 Проведение физкультминуток, физкультпауз Ежедневно 3 Привлечение родительского актива к организации профилактической работы В течение учебного года 4 Проведение работы в урочное и внеурочное время по коррекции осанки В течение учебного года 5 Разработка плана образования обучающихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни сентябрь 6 Разработка плана мероприятий, конкурсов, посвященных ЗОЖ сентябрь 7 Разработка плана по профилактике ДДТТ сентябрь 8 Организация работы с родителями по вопросам здоровья В течение уч.года 9 Использование инновационных технологий: компьютерных обучающих программ, деловых игр, психодиагностик, интернет-технологий, ИКТ В течение учебного года 10 Проведение мониторинга эффективности модели май 11 Проведение диагностик, анкетирований обучающихся В течение уч.года № Тема беседы Классы 1 Проблемы игромании среди детей и подростов 4-6 класс 2 Злоупотребление пивом, слабоалкогольными и энергетическими напитками 7-9 класс 3 Злоупотребление крепкими спиртными напитками 9-11 класс 4 Проблемы табакокурения 6-8 класс 5 Наркотические вещества и последствия их употребления 7-11 класс 6 Здоровье юношей и девушек в период полового созревания 7-9 класс 7 Заболевания, передающиеся половым путем (по группам) 10-11 класс № Тематика классных часов 8-11 кл 1 Формирование физиологической и социально-психологической зрелости юношей и девушек 8-11 класс 2 Режим труда и отдыха современного молодого человека 10-11 класс 3 Рациональное и сбалансированное питание 8-11 класс 4 Двигательная активность подростков 8-11 класс 5 Гигиена тела и одежды 8-11 класс 6 О гармонии телесного и духовного в жизни 10-11 класс 7 Профилактика употребления алкоголя и табакокурения 8-11 класс 8 Профилактика наркозависимости 8-11 класс 9 Влияние образа жизни на здоровье человека 8-11класс План подпрограммы «Здоровье - главная драгоценность». № п/п Мероприятия Ответственный Срок выполнения 1 Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:
МО здоровьесбережение
классные руководители учителя-предметники физорги в течение года сентябрь сентябрь ежедневно 2 Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня:
воспитатель ГПД
физорг ежедневно 2-3 раза в неделю 3 Организация спортивной работы:
кл. руководители учителя физической культуры педагоги ДО сентябрь в течение года 4 Агитация и пропаганда:
учителя физической культуры
спортивные волонтеры сентябрь в течение года 5 Подготовка физкультурно-спортивного актива: учителяфизической культуры министр спорта, волонтеры в течение года 6 Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом кл. руководители учитель физ-ры в течение года 7 Внеурочная работа в школе: фестиваль «Молодая и сильная Россия» учитель физ-ры физорги в течение года 11 Санитарно-просветительная работа:
Медработник Волонтеры Представители социальной сферы в течение года План фестиваля «Молодая и сильная Россия» № Сроки Мероприятия Участники Ответ-нные 1. сентябрь Осенний марафон 1- 4 класс 5-7класс Учителя физической культуры 2 Легкоатлетический кросс 8-11 класс 3 Веселые старты 1-4 класс 4 Школа безопасности 8-11 класс 5 октябрь Пионербол 2- 6 класс 6 Весёлые старты 1- 4 класс 7 Баскетбол 5-11 класс 8 ноябрь Волейбол 7-11 класс 9 декабрь Баскетбол 5- 7 класс 8-11 класс 10 Дартс 8-11 класс 11 январь февраль «Югорские забавы» 1-7 класс 8-11 класс Президентские тесты 1-11 класс 12 февраль Шахматы 1-11 класс 13 февраль День здоровья «Зимние виды спорта» 1-11класс 14 март Волейбол 5-11 класс Экшен-тренинг 15 Весёлые старты 1- 4класс 16 апрель Легкоатлетическое четырёхборье 5-11класс. 17 апрель Всемирный День здоровья 1-11класс 18 Май Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности 1-11 класс Выявление «Спорткласса» и «Чемпиона года» 1-11 класс 19 В течение Участие в Спартакиаде работников Педагоги План подпрограммы «Семья и здоровье ребёнка» взаимодействия с семьями воспитанников Направление взаимодействия Формы взаимодействия, примерная тематика Информационное Оформление стендов «БЖ» и «Здоровье». Индивидуальное консультирование кл. руководителей (по текущим вопросам состояния здоровья). Традиционные родительские собрания: «Особенности физического развития школьников», «Как укреплять здоровье ребенка» и др. Аналитическое Анкетирование родителей: «Что я знаю о ребенке», «Семейные традиции». Практическое Совместная двигательная активность. Дни здоровья. Нетрадиционные формы родительского собрания: тренинги, семинары, круглые столы с целью обучить родителей приемам и методам оздоровления, с привлечением социальных партнеров Сроки проведения Тема занятия Сентябрь «Распорядок дня и двигательный режим школьника» Октябрь «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей» Ноябрь «Личная гигиена школьника» Декабрь «Психологические особенности внутрисемейных отношений» Февраль «Воспитание правильной осанки у детей» Март «Профилактика и предупреждение «школьных» болезней» Апрель «В здоровом теле – здоровый дух» «О правилах закаливания, питания, режима дня» школьников. План подпрограммы «Мы за ЗОЖ» с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями Цель: Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей. Задачи:
Направления: физическое здоровье; психическое здоровье; нравственное здоровье; социальное здоровье; духовное здоровье. Мероприятия Комментарии Физическое здоровье
Работа ведется совместно с учителем ФК Психическое здоровье
психолог и классный руководитель Нравственное здоровье Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:
формирование нравственных качеств ребенка Социальное здоровье
Работа ведется совместно с социальным педагогом, педагогом –организатором, учителем ФК, социальных партнеров Кл. руководители Духовное здоровье Проектная деятельность Положение 1. Общие положения
III. Процедура и формы защиты проекта
защищаться следующим образом:
IV. Оценка проектной деятельности
СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
infourok.ru "Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у подростков"Д.А.Прокопенко, Учитель начальных классов МОУ «Миасская СОШ №1» Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у подростков Здоровье - высшая человеческая ценность. Однако сохранять и укреплять свое здоровье умеет далеко не каждый, хотя народная пословица утверждает: «Здоровье - это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.[1] Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.[3] Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Взаимодействие школы с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. [4] Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Поэтому во ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, в котором выделен пункт, говорящий о том, что выпускник должен выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Отличительной особенностью ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий («Универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта). УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: * коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность; * познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы; * личностные – определяющие мотивационную ориентацию; * регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: · самоопределение; · смыслообразование; · нравственно-этическая ориентация. Одним из пунктов самоопределения является самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни и готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.[5] В настоящее время наблюдается противоречие между потребностями общества в здоровых детях и тем, насколько эффективно это решается. Недостаточно внимания уделяется работе педагога с семьей по формированию здорового образа жизни. Необходимо более активное включение учителей и семей в процессы образования, воспитания и развития младших школьников. Таким образом, необходимо более активное включение учителей и семей в процессы образования, воспитания и развития младших школьников. В задачи данного проекта входит разработка программы работы педагога с семьёй по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни. Библиографический список 1. Лаптев, А.П. Береги здоровье смолоду [Текст]/А.П.Лаптев. – М.:Медицина,1988; 2. Лебедева, Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника [Текст] / Н.Т.Лебедева. - Минск: Народная асвета, 1996; 3. Лисицин, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка [Текст] / Ю.П.Лисицин. – М.,1982; 4. Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие [Текст]/М.Н.Недвецкая.-М.:АПК и ППРО, 2006; 5. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. infourok.ru Статья "Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни обучающихся и воспитание бережного отношения к своему здоровью"Тема опыта: «Формирование положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью» Актуальность: интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в школе ставят вопрос о сохранении здоровья обучающихся. Сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени»- от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов. Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей республике приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшения состояния здоровья обучающихся, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния республики на будущее. Цели и задачи: Цель: - формирование положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни. В своей работе я поставила следующие задачи: - добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни; - воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; - развивать навыки управления своим здоровьем; - формировать культуру питания; - формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом; - популяризация здорового образа жизни; - повышение уровня осведомленности обучающихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения. Над своей темой я начала работать в 2013 году, в тот момент я являлась воспитателем 1 класса. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % различных, в том числе психических заболеваний взрослых, закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Губительные для организма привычки — курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого. Неправильная организация времени пребывания ребенка за компьютером может привести к негативным последствиям. Для минимизации вредного воздействия необходимо соблюдать некоторые правила. Через каждые 30–40 минут работы за компьютером необходимо делать 10–15-минутный перерыв, во время которого выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далекой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером необходимо заранее оговорить с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию. Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности. При развитии представлений о ЗОЖ я отдала предпочтение простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым»,и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила ЗОЖ. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил. Проведение практических занятий является важным методом формирования ЗОЖ. Такие занятия можно проводить вместе с родителями, некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Беседы — очень нужная форма работы с детьми. Круг тем для них может быть самым широким, и в первую очередь затрагивать вопросы, наиболее волнующие детей, например, охрана природы и профилактика вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Ещё одно направление — «азбука здоровья», которое включает темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и другие. В качестве еще одного метода формирования знаний о ЗОЖ может быть использовано литературное чтение.В ходе такого воспитательного часа мною поставлены следующие цели: познакомить с отрывком какого-либо произведения, учить анализировать поступки героев, развивать навык осознанного чтения и речь учащихся, их внимание, воображение, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Основное содержание процесса формирования ЗОЖ младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. Наибольшей эффективности воспитания можно ожидать, если педагог будет сам являться примером для подражания, и работа будет проводиться в системе. infourok.ru Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни.Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих. МОУ « Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области – с 2008 года является опорной базовой школой, основными требования которой является создание необходимых условий для качественного образования сельских школьников. Важное направление деятельности школы – охрана и укрепление здоровья учащихся. Школа реализует воспитательную систему «Школа Успеха» – школа Здоровья». Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. C 1 сентября 2009 года школа является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание модели тьюторского сопровождения процесса сохранения и укрепления здоровья сельских школьников». В ходе опытно-экспериментальной деятельности с 1 декабря 2010 года в школе организован Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, который мы назвали «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых!»), обеспечивающий взаимодействие и координацию всех его участников, охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы. Важной целью работы нашего образовательного учреждения является подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья. Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Работа над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в школе ведётся по следующим направлениям: - мы даём элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; - о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья; - об оздоровительном влиянии природы на человека; работаем над : - пониманием важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - над знанием и выполнением санитарно-гигиенических правил, соблюдением режима дня; - прививаем интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; воплощаем это : - в изучении учебных предметов и проведении внеурочных мероприятий о роли здоровья и правилах его сохранения с участием врачей- специалистов, о режиме дня и правилах профилактики заболеваний; - в проведении семейных праздников, спортивных мероприятий; - в выполнении презентаций и творческих проектов на тему здоровья; - в обучении подвижным играм, применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - в проведении бесед, классных часов о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, вредных привычках - в организации выставок рисунков, газет, просмотр видеоматериалов, презентаций; В школе созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья. Педагоги школы эффективно используют элементы здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности: на кружках, секциях Каким должен быть современный урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, необходимо помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием. Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Прежде всего, в нашей школе огромное значение уделяется организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устную речь. Во избежание усталости учащихся используется смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Приведу некоторые примеры. Для снятия усталости и повышения работоспособности проводятся короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку внимание обращается на: - сочетание грамматического и лексического материал с темой урока; - на подборку стихов и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения; - воспроизведение текста в записи или проговор учителем, особенно в 5х и 6х классах, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание ( Two little feet go tap, tap, tap.) Музыкальные физкультминутки позволяют сделать урок насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. (Дети выполняют танцевальные движения) «Come, my friend and dance with me» Использование пальчиковых игр - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр вводятся новые лексические единицы, отрабатывается фонетика и речевые образцы. « Tommy Thumbs, up» Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например: - при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе. - при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями. Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные». “ I have a father, I have a mother» Релаксация- состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки проводится преимущественно с обучающимися средней и старшей школы. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку. Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. Итак, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения. В нашей школе созданы все условия для формирования мотивации ведения здорового образа жизни. И , хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Мы осознаем, что еще далеки от полного достижения поставленных целей, но «Дорогу осилит идущий!» и потому наша школа будет продолжать бороться за здоровье своих учеников. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию. Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д. Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)». Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п. Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д. Медитативно-релаксационные упражнения. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения. Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице. «Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на стул». Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, приготовить презентацию или сделать задание в письменной форме. Также важный этап в работе это поддержание интереса к изучению английского языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные моменты обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все? А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», «Любимые животные» предлагаю детям игру «Модники и модницы» и «Давайте похвастаем». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома и любимыми животными или игрушками. Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов исследовательские, творческие и информационные. Например, проект «Легко ли быть молодым». Группа 11 класса провела ряд исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, как складываются отношения со старшими, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портрет идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования. Проект группы 9 класса посвящен дню рождения школы, он состоял из видеофильма о нашей школе. Проект 9 класса «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких презентаций в Power Point посвященных поговоркам и пословицам, вредным привычкам, правильному питанию и здоровому образу жизни. Провели анкетирование своих сверстников о правильном питании, организации рабочего времени и отдыхе. Подготовили свои творческие работы и организовали выставку на тему ЗОЖ. А учащиеся 3 класса подготовили полезные советы своим друзьям и любимым животным по теме «Здоровая еда». Ученики 2 класса подготовили творческие проекты на тему «Английский алфавит». Они рассказывали стихи и рифмовки на каждую букву алфавита. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению в проектной работе она всегда положительная, так как проект отражает интерес учащихся, их собственный мир. На своих уроках систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует: Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; Повышению уровня комфортности обучения; Повышению активности и инициативности школьников на уроке; Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности; Приобретению навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности. Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ ("Английский с Винни Пухом" “Уроки тетушки Совы”). Так при изучении различных разделов (фонетики, грамматики, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника. Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. На своих уроках английского языка я использую презентации в Power Point. Они мне помогают правильно и четко строить план работы на уроках, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с применением ИКТ. При организации любой из видов деятельности, групповой или индивидуальной, реализуется работа с классом. На начальном этапе обучения английскому языку при введении алфавита, животных, цвета, глаголов действия, прилагательных и различных предметов очень удобно использовать презентации. В презентациях всегда красочные картинки, что положительно влияет на восприятие учебного материала, особенно младшими школьниками. При проведении фонетических зарядок, отработки произношения например пословиц и поговорок, при отгадывании кроссвордов, предлагается ответить на вопросы или прослушать загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с темой урока. Затем на экране появляются правильные ответы и отрабатывается или закрепляется лексический материал. Также для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов. Возможности ИКТ позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся. Для закрепления лексики по теме выполняется упражнение на определение лишнего слова в группе данных слов. Учитель просит проанализировать, почему слово не подходит. При закреплении темы «Меню» в 3-м классе успешно используются слайды с продуктами и блюдами на завтрак, обед и ужин, где отрабатывается лексико-грамматическая конструкция. После такого закрепления дети успешно справляются с выполнением домашнего задания. При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках - что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спортом. 17 слайд По договору с районным центром психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района на базе лицея работают представители центра: психолог и логопед. 18 слайд Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей. 19 слайд В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемые УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века» содержат материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного здоровья. 20 слайд Лицей является школой–лабораторией по внедрению саногенетического мониторинга состояния здоровья учащихся, дающего комплексную оценку состояния здоровья школьника для последующей коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни. 21 слайд В лицее строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров, интерактивных досок и аудиовизуальных средств. 22 слайд Педагогический коллектив кафедры начальной школы учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся. 23 слайд Учителя организуют дифференцированную работу: Это: разработка разноуровневых заданий; индивидуальные домашние задания; задания на выбор; творческие проекты. 24 слайд Направление работы начальной школы лицея по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлены в виде: 25 слайд медосмотров и профилактических прививок; составления рационального расписания уроков, не допускающего перегрузок учащихся; проведения уроков здоровья и мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья, Международному дню Красного Креста и Красного полумесяца; бесед и классных часов о здоровье с учащимися и родителями; выставок рисунков, творческих работ, выпуска стенгазет и плакатов, информационных листов; школьных спортивных праздников, спортивно-массовых мероприятий; участия в районных спортивных соревнованиях Спартакиады школьников Выборгского района; 26 слайд инструктажей, бесед по изучению ОБЖ; профилактики вредных привычек; физкультурно-оздоровительной работы это-физкультминутки на уроках; подвижные игры на переменах и ГПД; организации питания учащихся; внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий: это- работа секций доп. образования; прогулок и экскурсий на природу; психологической помощи ученикам; 27 слайд Сложившаяся система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: 28 слайд привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; создание творческих работ, проектов по соответствующей тематике; 29 слайд В лицее проводится множество конкурсов, викторин, игр, позволяющих учащимся реализовать и продемонстрировать свои знания, умения и навыки в вопросах здоровьесбережения. Команды лицея активно участвуют в мероприятиях районного и городского уровня, в различных соревнованиях, конкурсах, проектах. 30 слайд Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного здоровья. 31 слайд Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. 32 слайд Потенциальными партнерами лицея в ее здоровьесберегающей работе являются семьи учащихся, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественные организации, традиционные религиозные организации. 33 слайд Становление учащегося как субъекта учебной деятельности означает превращение его в субъект самооздоровления. 34 слайд Предметом приложения сформированных у учащегося универсальных учебных действий становятся реальные жизненные ситуации, содержащие проблемы здоровья, безопасности, нравственного выбора. 35 слайд Здоровья всем нам! www.metod-kopilka.ru |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |