Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни


«Формирование ценностного отношение к здоровому образу жизни».

«Формирование ценностного отношение к здоровому образу жизни».

Цель: Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Приобретение необходимых знаний в области здорового образа;

2. Мотивировать соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;

3.Снятие психоэмоционального напряжения с помощью релаксации

Участники: Учителя или психологи.

План занятия.

1.Разминка

Упражнение № 2 Ассоциация «Ценность»

Упражнение № 3 Компоненты отношения к здоровью.

Упражнение № 4 Анкета «Забота о себе».

Упражнение № 5 Просмотр мультфильма «Туча и Аист»

Упражнение № 6 «Спички»

Рефлексия.

Ход работы

Сегодня учитель и психолог должен воспитывать у обучающихся мотивацию заботы о здоровье и внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс. Но это возможно, только если мы сами будем заботиться о своем здоровье.

И сегодня в День Психолога, я хочу провести с Вами мои уважаемые коллеги, занятие по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Упражнение № 1 Разминка

Представьте, что вам 75 лет и поздоровайтесь, как 75-летнии, а теперь как 55-летнии, 35-летние, 15-летние.

-Спасибо, присажуйтесь.

- Скажите в каком возрасте вам было трудно себя представить и поздороваться? Почему?

- А в каком легко? Почему?

Мини-лекция

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, — от биоло­гического.

Первый уровень — биологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение жизнедеятельности) +,-

2. функциональное состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровень — психическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье — это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоро­вый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоро­вье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усво­енных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, на­правленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укрепле­нии является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья. Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху — является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

- % валового внутреннего продукта на душу населения

- траты на здравоохранение

- состояние медико-санитарной помощи

- смертность

- средняя продолжительность жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные состав­ляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Упражнение № 2 Ассоциация «Ценность»

Уважаемые коллеги, я прошу Вас назвать ассоциации со словом «Ценность» (по кругу).

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что из перечисленных вами ассоциаций, играет важную роль в нашем с вами здоровье.

- Давайте поставим баллы для каждой ассоциации.

Упражнение № 3 Компоненты отношения к здоровью (приложение № 1)

Перед вами таблица её нужно заполнить, что вы делаете, чтоб быть здоровыми, что не делаю, какие мифы существуют о здоровом образе жизни.

Упражнение № 4 Анкета «Забота о себе» (приложение № 2)

Уважаемые коллеги, пожалуйста, заполните анкету и проставьте баллы. После подсчета баллов, посмотрите, в какой области вы больше или в какой меньше заботитесь о себе. Что нового узнали о себе?

Упражнение № 5 просмотр мультфильма «Туча и Аист»

Упражнение № 6 «Спички»

Каждому участники раздается по 5 спичек, ведущий просит положить столько спичек сколько он считает нужным. Если ведущий видит, что в руках у участника остались спички, то ведущий может сказать или спросить. «Я вижу, что у некоторых остались спички, может вам есть что сказать или добавить…..»

Рефлексия

Приложение 1

Что знаю?

Что помню?

Что думаю?

Мотивационный компонент (желания)

Для чего?

Поведенческий компонент

Что делаю

Практика и пропаганда

Приложение 2

КАК МЫ ЗАБОТИМСЯ О СЕБЕ

Нижеследующий оценочный бланк не исчерпывает всего многообразия направлений, которые мы можем использовать для заботы о себе.

Постарайтесь оценить свои действия по следующей шкале:

5 - часто

4 - иногда

3 - редко

2 - никогда

1 - никогда об этом не думал

Физическая забота о себе:

 Ем регулярно (т.е. завтрак, обед, ужин)

 Ем здоровую пищу

 Делаю зарядку

 Регулярно посещаю врача с целью профилактики

 Беру больничный, когда болею

 Танцую, плаваю, гуляю, играю в спортивные игры или совершаю

 другую физическую активность для удовольствия

 Достаточно сплю

 Беру отгулы

 Ограничиваю время на разговоры по телефону

 Другое (укажите)__________________________________

Психологическая забота о себе:

 Выделяю время для саморефлексии

 Прохожу личную психотерапию

 Веду дневник

 Читаю литературу, не относящуюся к работе

 Имею хобби

 Посещаю музеи, выставки, театры и т.п.

 Охотно делюсь с другими тем, что со мной происходит

 Обращаюсь за помощью к другим

 Могу сказать «нет»

Другое (укажите)_______________________

Эмоциональная забота о себе:

 Провожу время с теми, чье общество мне нравится

 Поддерживаю контакты с важными для меня людьми

 Поддерживаю себя, хвалю

 Люблю себя

 Перечитываю любимые книги, пересматриваю любимые фильмы

 Знаю, что приносит мне приятные переживания и стремлюсь к этому

 Позволяю себе плакать

 Нахожу над чем посмеяться

 Играю с детьми

 Другое (укажите)_______________________________________

Профессиональная забота о себе:

 Делаю перерыв во время рабочего дня (например, обеденный)

 Выделяю особое время для сложных задач

 Идентифицирую планы и задачи, которые вызывают тревогу и которые доставляют удовольствие

 Регулирую рабочую нагрузку в течение дня

 Создаю себе удобное рабочее пространство

 Совершенствуюсь в различных направлениях профессиональной

 деятельности

 Другое (укажите)_________________________________

Итого:

Другие области заботы о себе, которые характерны для меня: Когда Вы закончите, взгляните на то, что получилось. Прислушайтесь к Вашей внутренней реакции по поводу полученных результатов. Проанализируйте, в каких областях заботы о себе Вы более активны, а каким уделяете мало внимания.

infourok.ru

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни

Человека всю жизнь предостерегает опасность, он вынужден бороться за свое существование, здоровье с факторами среды, болезнями. Безопасность человека является важнейшим ценностным фактором развития цивилизации. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое, и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье человека составляет высшую фундаментальную ценность. Для того чтобы обезопасить личность человека от неблагоприятных факторов ,наносящих вред здоровью, необходимо правильно и рационально вести свою жизнь, заниматься спортом .С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [1]. Здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни. В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность.

Обеспечение безопасности жизни каждого человека и повышение его культуры и знаний в области безопасности являются одной из главных составляющих здорового образа жизни. Соблюдая культуру и нормы правильного поведения здорового образа жизни, воспитываются чувство ответственности к сохранению окружающей среды, к своему здоровью. Полученные знания и умения в области безопасности становятся важным аспектом  жизнедеятельности человека, всего государства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из проблем нынешнего времени в России, так как многие дети больше времени уделяют не подвижным играм на улице, а сидячему образу ,играя в компьютер. Ведь ранее, буквально 7-8 лет назад, когда еще не каждый из детей владел компьютером, проводили свое время на улице за подвижными играми. Не имея телефонов, мы знали где находятся наши друзья, в теплую погоду погружались в футбол, а зимой в хоккей.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Здоровый образ жизни предполагает хорошую умственную и физическую работоспособность. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу. Поэтому целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни в работе классного руководителя со старшеклассниками является формирование у них ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. В подростковом возрасте многие школьники познают вредные привычки на себе ,кто-то дальше продолжает баловаться ими ,нанося огромный вред своему здоровью, а кто-то, наоборот, отвергается от них, заботясь о себе и здоровье, занимаясь спортом ,ведя здоровый и активный образ жизни. Учащиеся понимают, что и выбор профессии определяется особыми требованиями к состоянию здоровья.

К сожалению, осознание проблемы и поведение, как показал проведенный опрос, для многих не одно и то же. Проведенное среди старшеклассников анкетирование показало, что практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни, но лишь 20-25% учащихся дали ответы, что стараются придерживаться основных правил соблюдения режима труда и отдыха, занятий физкультурой и спортом. 100% учащихся понимают, что курение наносит вред физическому и психическому здоровью. И все-таки, 31% ответили, что курят по 1-2 сигареты в день, а 9% – курят по целой пачке в день. На вопрос: «Употребляете ли вы пиво или другие алкогольные напитки?» – отрицательный ответ дали 54,5 % анкетируемых, 45,5 % «иногда выпивают с приятелями или дома». На вопрос: «Регулярно ли вы делаете зарядку» положительный ответ дали лишь 18% опрошенных, 54,5% учащихся ответили: «Хотели бы делать, но не всегда удается себя заставить», 27% учащихся вообще не делают зарядку. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Как отмечает отечественный специалист С.А. Хазова для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни необходимо реализовывать системный подход, с опорой на гуманистическую педагогику [2]. Это означает необходимость объединения усилий всех педагогических работников, родителей, самих подростков. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога. В школах применяются программы формирования здорового образа жизни. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве [3].

Как показывают наблюдения, наиболее успешной реализации программы формирования ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни способствовали такие формы работы как игры, тренинговые занятия, дискуссии, проигрывание и переживания ситуаций, формы физической рекреации подвижные игры, туристические походы, спортивные праздники, так как физические упражнения приводят к ослаблению стресса и напряжения организма, улучшает умственную работоспособность и физическую подготовленность. На необходимость организовать воспитательную работу по формированию духовных ценностей обратили внимание такие исследователи как Ярошенко О.Е., Щербина А.И. и др.

В контексте данного исследования считаем целесообразным отметить значимость формироания ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.

Таким образом, формирование ценностного отношения у учащихся играет очень важную роль в жизни каждого из них, так как здоровье является главным фактором жизни людей, а также поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

e-koncept.ru

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе 3

Здоровье и выбор образа жизни 7

Исследование основных характеристик курильщика 11

Формирование навыка правильной осанки 12

Исследование осанки 14

Литература 16

Все чаще мы замечаем, что новое поколение чаще болеет и имеет много различных заболеваний. Большая ответственность лежит на учителе начальных классов. Если учитель будет обращать внимание как дети сидят за партами и, будет делать, сними физические минутки во время урока, то дети будут чаще следить за правильностью осанки. Учитель должен много времени уделять на внеклассных занятиях о вредных привычках и об их вреде. Поэтому я создала проект "формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни".

Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: заболевания костной мышечной системы, заболевания органов зрения, болезни органов дыхания.

Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темп. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома и ряд других факторов.

В связи с этими остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений состоянии здоровья детей.

Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем возрасте закладываются основы здоровья.

Главное условие ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, то есть построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Сюда входят:

Строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул)

Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности)

Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям. (световой, звуковой, воздушный режим).

Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.

Вопросы здоровья затрагиваются на школьных предметах: природоведение, естествознание, ОБЖ, но это не решает проблему.

Во-первых, 1 час в неделю - недостаточно. Во-вторых, проводятся без соответствующей подготовки, и не отвечают требованиям, заложенные в программах данного курса.

Для организационной работы необходим комплексный подход.

Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.

Предлагаем следующие основные подходы к организации организационной работы в начальной школе:

1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.

Организационная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широки, возможности представляют уроки естествознания. Здесь школьники знакомятся о своем организме, о режиме дня, личной гигиене.

На уроках математики и русского языка с правилами гигиены чтения и письма.

Использование различных форм организационной работы.

При организации организационной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками.

Во-первых, это различные формы внеклассной и внешкольной организационной работы:

Экскурсии.

Тематические вечера, олимпиады, викторины.

Праздники здоровья.

Во-вторых, это различные мероприятия в режиме учебного дня.

Профилактика на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. Это:

движение во всех видах

подвижные игры на воздухе

закаливание

правильный подбор мебели

постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий и игр.

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться.

Работа с родителями.

Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Можно порекомендовать учителям организовать "Уголок для родителей", где среди прочих можно поместить и материалы по организации оздоровительной работы в семье.

Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их.

Итак, можно сделать вывод, что только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Здоровье младшего школьника.

Самое ценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка - важное условие успешного условие успешного усвоения школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и организация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а появляются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому нужно уделять этому большое внимание.

В последнее время всё чаще поднимается вопросы обеспечения здоровья, что обусловлено прогнозирующим его снижением у детей. Сегодня в нашей стране среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест вышли экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети.

До недавнего времени считалось, что предотвратить развитие заболеваний можно, лишь устранив отрицательный фактор, воздействующий на организм сам делает, работу органов и систем, нивелируя воздействие внешней среды и оставаясь здоровым.

В этой связи большую роль отводится физическому воспитанию и его оздоровительным возможностям.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровья сберегающих образовательных технологий становится задача сформировать у младших школьников необходимые знание, умения и навыки здорового образа жизни и научить их пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путишествия.

Здоровье и выбор образа жизни

Курить или не курить?

Горящая сигарета - это микрозавод по производству из табака более 3000 опаснейших химических соединений, среди которых - никотин, угарный газ, углекислота, мышьяка и много других обладающих выраженными канцерогенными свойствами, радиоактивных положений.

Человек, выкуривающий 1,5 пачки сигарет ежедневно, за год получает сразу облучения, равную 300-разовому ренгеновскому просвечиванию. За день курильщик поглощает смертельную дозу яда. Его спасает от гибели то, что эта доза попадает в организм не сразу, а отдельными порциями, которые организму удается обезвредить. Постоянное "подстегивание" организма никотином приводит рано или поздно к истощению и даже гибели нервных клеток, которые, как известно не восстанавливаются. В результате - появляются головные боли, бессонница, головокружение, становится постоянными явлениями расслабление внимания и памяти, ухудшение сообразительности и глазомера, снижение умственной и физической работоспособности. У курильщиков нередко наблюдаются нарушения обоняния и вкуса, понижение остроты зрения и слуха.

Общеизвестно, что курение понижает аппетит.д.ля некоторых тучных людей это может быть и хорошо, но оно же одновременно повышает кислотность желудочного сока, что ведет к хроническому гастриту и язве желудка. Установлено, что из каждого 100 человек страдающих язвенной болезнью, 95-98 курильщиков. Сильно влияет курение на печень, не щадит табак и поджелудочную железу.

Курение вредно в любом возрасте, но чем моложе человек, тем более чувствителен его организм к вредному воздействию табака. Особенно беззащитны перед ним дети. Установлено, что растущий организм. Примерно в два раза чувствительнее к никотину по сравнению с взрослыми. Курящие дети отстают в росте и физическом развитии от своих сверстников. Так мышечная сила у них на 15-17% ниже, не отличаются они и координацией движений и ловкостью. У них хуже успеваемость в школе. Среди курящих подростков много нервных и рассеянных. У многих развивается авитаминоз, так как под влиянием никотина усвоение витаминов организмом ухудшается.

Из-за нехватки денег они сигареты докуривают, как говориться "до конца". А при курении двух последних сантиметров сигареты в организм попадает в 4 раза больше, вредных веществ, содержащихся в дыме.

Курение в подростковом возрасте может стать причиной будущего бесплодия.

Курение в любом возрасте постепенно снижает половую способность. Установлено, что более чем у 11% мужчин, страдающих бессилием, это связано с курением. Ни один врач сексопатолог не везьмется лечить половое бессилие, пока пациент не бросит курить.

Курение для девушек и женщин гораздо опаснее, нежели для мужчин. Главная опасность состоит в том, что они наносят значительный вред здоровью будущего потомства. У курильщиц чаще происходит преждевременное прерывание беременности и чаще наблюдается патология при родах. Курение крайне влияет на развитие новорожденных.

Курение вредно не только для самих курильщиков, но и для тех, кто с ними живет или работает в одном помещении.

Вот, пожалуй, и всё о чем мы хотели напомнить. А выбор за вами курить или не курить!

Пить или не пить?

Прежде чем начать разговор об алкоголе как одном из факторов риска для здоровья, следует, по-видимому, обратить внимание на тот факт, что неблагоприятные последствия, связанные с приемом алкоголя, имеют место даже при однократном употреблении самых малых доз спиртных напитков. И это не удивительно, таковы фармакологические свойства алкоголя, вызывающие опьянение.

Типичная картина алкогольного опьянения существенно меняется в зависимости от дозы принятых спиртных напитков. Так, например, при легкой степени алкогольного опьянения в одних случаях состояние человека сопровождается понижением настроения, стремлением к уединению, раздражительностью, в других - возникает желание общаться с окружающими. Важно то обстоятельство, что состояние легкого опьянения вызывает изменение привычного, свойственного конкретному человеку эмоционального фона.

Меняется и поведение опьяневшего: речь его становится излишне громкой, акцентированной, а движения - резкими, порывистыми, точность и координированность их нарушается. Мышление ускоряется, но снижается его глубина, последовательность и логичность. Известная живость мышления, у опьяневшего связана с ускорением ассоциативных процессов. Однако, явление это отнюдь не нормальное, так как качество мышления снижается, наиболее часто отмечаются при этом поверхностные ассоциации, примитивизация чувств.

Собственно, изменение поведения его привычных форм и происходит вследствие таких сдвигов в эмоциональном фоне, в процессах мышления. Безусловно, оно становится менее продуманным, более рефлексивным. Опьяневший с меньшей критикой воспринимает окружающее, снижается возможность его реальной оценки. Уже в состоянии легкого алкогольного опьянения возникает риск эмоциональных непредсказуемых и поведенческих реакций выпившего человека, чреватых конфликтами с окружающими, либо действий, несущих угрозы ему самому - его здоровью. Ведь облегчается импульсивность действий и поступков, часто они непосредственно следуют за любой возникшей мыслью.

Существенно затрудняется при выраженном алкогольном опьянении восприятие окружающего. Так, например, увеличивается порог слухового и зрительного восприятия: до опьяневшего "доходят" только сильные звуки, он видит преимущественно более освещенные предметы. Вместе с тем отмечаются, и расстройства способности правильно оценивать время, расстояния, скорости.

Способность алкоголя быстро всасываться в кровь обусловливает его воздействие практически на все органы, ведь они пронизаны и окружены целой сетью кровеносных сосудов, и проникновение алкоголя в те или иные органы или ткани тем больше, чем обильнее кровеносная сеть, питающая их и тем самым обеспечивающая обменные процессы. Как известно, кровоснабжение головного мозга в 16 раз превосходит таковое мышц конечностей, а значит, и насыщение мозга алкоголем происходит значительно быстрее, чем мышц. При этом и скорость выведения из мозга и спинномозговой жидкости, омывающей головной и спинной мозг, отстает от выведения алкоголя другими органами и тканями - концентрация его в мозговой ткани выше и держится дольше, чем в крови.

Алкоголизм - нередкая причина смерти больных. Смертность больных алкоголизмом почти в 2 раза выше, чем у людей, не употребляющих спиртные напитки. Среди причин смертности населения алкоголизм и связанные с ним заболевания занимают третье место, уступая только болезням сердечно-сосудистой системы и злокачественным опухолям. Таким образом, алкоголизм и сам по себе служит непосредственной причиной смерти или ускоряет ее наступление: пьяницы и алкоголики, как правило, не доживают до преклонного возраста, умирая в трудоспособном возрасте, сокращают продолжительность своей жизни на 10-12 лет.

Наконец, пьянство и алкоголизм не только подрывают здоровье пьющего, но и уродуют душу, его нравственность. Морально-этическая, интеллектуальная деградация приводит к тому, что пьяница и больной алкоголизмом пренебрегают самыми элементарными, известными с детства правилами санитарно-гигиенического поведения. А это чревато последствиями уже не только для них, но и для окружающих.

Таким образом, тяжесть последствий употребления, а тем более злоупотребления спиртными напитками лично для пьющего всегда велика.

Таким образом, можно смело говорить об алкоголе, как о разрушающем факторе здоровья.

Теперь выбор за вами. Пить или не пить.

Исследование основных характеристик курильщика

Мы провели исследование, как младшие школьники знают о вреде курения. Для этого мы составили тест из 10 вопросов и провели его в 3 "Б" классе.

Вопросы:

Одна из главных причин, почему подростки курят - это чтобы "быть как все".

Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы, в результате пассивного курения.

Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

Одной пачки сигарет достаточно чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушилось нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать курить.

Курение является одной из причин заболеваний сердца.

Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят занятие до того, как курение превратится в привычку.

Анализ: что 68% младшего школьника знают о вреде курения и прежде чем начать курить подумают. 32% мало, что знают о вреде курения.

Вывод: надо больше проводить мероприятий о вреде курения и его последствия в будущем. Исследование проводилось в школе г. Славгорода №15

Формирование навыка правильной осанки

исследование осанки;

исследование плоскостопия.

В "списке болезней" школьников заболевания позвоночника занимает ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушение осанки. К сожалению, многие дети даже не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может явиться причиной многих других болезней.

Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища.

Физиологические изгибы позвоночника обычно формируется к 6-7 летнему возрасту. При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного пущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. При правильной осанки хорошо развиты мышцы.

Нарушению осанки способствует неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов; неравномерное распределение нагрузки. Иногда плохая осанка вырабатывается сознательно. Некоторым мальчишкам кажется, что напряженное положение тела есть признак мужества. Вот и стоят, широко расставив ноги, наклонившись вперед, как борцы на ковре. Из-за напряженности мышц теряется свобода движений, непринужденность, сочетание подтянутости и гибкости. Движения получаются размашистыми неэкономными. К нарушению осанки может привести мебель, не соответствующая пропорциями тела, неудобная одежда и обувь, ежедневная длительная езда на велосипеде, неудачно подобранные физические упражнения, неправильная поза при рисовании, игре на музыкальных инструментах.

Различают три степени нарушения осанки. При нарушении 1 степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке. При нарушении 2 степени отклонения от нормы устойчивы, они не исчезают при изменении положения тела, но связаны с нарушением только мышечного аппарата. При нарушениях 3 степени возникают нарушения в костно-связочном аппарате. Такие искривления с трудом поддаются лечению корригирующей гимнастикой.

Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой уплощаются её своды. При поперечном плоскостопии нога опирается на все плюсневые косточки, а не на первую и пятую, как должно быть в норме. При продольном плоскостопии уплощаются продольный свод стопы. Причиной заболевания могут быть неправильно подобрана обувь, Длительное хождение или стояние, заболевание ног с нарушением кровообращения. При плоскостопии страдает мышечный аппарат и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Пятки разворачиваются в стороны, большие пальцы поворачиваются в сторону мизинца и деформируют все остальные. Проявляются болезнь ноющими болями в стопе, мышцах голени, пояснице. Нарушается походка. Ходьба босиком, правильно подобранная обувь, специальные упражнения способствуют профилактике плоскостопия.

Как исследовать осанку.

Для этого нам понадобится тест оценки осанки детей, и освоить методику выявления нарушения осанки.

Выявление нарушения осанки.

Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, икры ног, пятки плотно прилегли к ней. Попросите кого-нибудь измерить изгиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой, около 4 сантиметров, то есть между шеей, поясницей и стенкой проходит ладонь, а если проходит кулак, то осанка нарушена.

Исследование осанки

Исследовав осанку, мы выявили, что глубина прогиба позвоночника в области составляет 3,5 см, при этом между стенкой и шеей проходит только ладонь, а кулак нет. Значит, позвоночник в области шеи не нарушен.

А между прогибом позвоночника в области поясницы проходит кулак, т.е. позвоночник в этой области нарушен.

Советы для сохранения позвоночника – основы правильной осанки:

Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 40 минут обязательно надо встать, походить.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору.

После длительного стояние надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник). На высоких каблуках нельзя ходить более 2 часов подряд.

Лежать (спать) надо только на жесткой постели, подложив под голову небольшую подушку.

При подъёме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину и держать груз поближе к туловищу. Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища. Не следует носить грузы в одной руке.

При падениях надо стараться приземлиться набок.

Исследование плоскостопия.

На подготовленном дома отпечатке стопы измерьте ширину плюсневой части в сантиметрах, а также ширину стопы в её средней и пяточной частях. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если он не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.

Исследование: ширина плюсневой части 10 сантиметров. Ширина стопы в средней части 4,5 сантиметров.

Вывод: небольшое отклонение, наблюдается плоскостопие.

Борьба с плоскостопием.

Вверху – отпечаток следа ступни на бумаге; штриховкой показанный места опоры; АВ – ширина плюсны; СД – ширина следа ступни в средней части. Внизу – упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием:

1 - ходьба на носках; 2 - ходьба на наружных краях стопы; 3 – ходьба на носках по наклонной плоскости; 4 – ходьба по палке; 5 – катание мяча ногой; 6 – катание обруча пальцами ноги; 7 – приседание на палке; 8 – приседание на мяче; 9 – сгибание и разгибание стопы; 10 – захват и перекладывание предметов пальцами ног.

Начальная школа плюс. 2003г., 2002г, 2000г, 2007г.

doc4web.ru

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

Библиографическое описание:

Пашкова М. А. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 176-181. — URL https://moluch.ru/archive/111/27756/ (дата обращения: 17.07.2018).



Проблема развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников обусловлена необходимостью общества в становлении активной и инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать насущные вопросы. Анализ научной литературы показывает, что имеются различные мнения учёных о сущностной характеристике здоровья.

Одна из точек зрения рассматривает данный феномен как способность к выполнению социальных функций, участие в общественно полезном труде. Следовательно, социально здоровым человеком является личность, содействующая развитию общества (В. М. Бехтерев). Другая точка зрения определяет его как отсутствие болезненных состояний, то есть, оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков какого-либо нарушения (В. В. Ермакова).

В основе такого понимания лежит тезис о том, что здоровыми могут быть люди, не нуждающиеся в медицинской помощи. Оно рассматривается также как физическое, духовное, умственное и социальное благополучие и развитие всех качеств личности, как принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Данное понимание предполагает слабую практическую направленность. Здоровье является бесценным достоянием ребёнка, раскрывающая его способность к учёбе, труду гармонии отношений.

Важным для нас является также раскрытие смысла здорового образа жизни, обусловленное сознательно совершаемыми действиями, привычным укладом повседневного поведения школьника. Оно связано с обобщёнными свойствами данного феномена, направленными на формирование социальных, биологических, психических функций, обуславливающих возможность участия ребёнка в различных сферах жизни (Прокопова С. Г.). Содержание данного феномена раскрывается в зависимости от реального участия школьника в сохранении и укреплении здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) основывается на принципах нравственности, рационально организованной, активной, деятельности, защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды [3, с.174]. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
  2. Выполнение профессиональных обязанностей, требующих соблюдения целого ряда условий в организации работы (учёбы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации.
  3. Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
  4. Выполнение семейных и бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  5. Двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек [1, с. 82].

Исходя из необходимости решать указанные задачи, были выделены следующие компоненты здорового образа жизни:

  1. Рациональный режим труда и отдыха, то есть, правильный и строго соблюдаемый порядок, чёткий ритм функционирования организма, создающий оптимальные условия для работы и отдыха детей.
  2. Профилактика вредных привычек: курение, алкоголь, наркотик увлечение нездоровым питанием (чипсы, кола и т. д.), которые являются причиной многих заболеваний, снижают работоспособность, отрицательно сказываются на умственной активности и поведении детей.
  3. Режим питания, предполагающий промежутки (не более 5–6 ч.) между приёмами пищи. Младших школьников необходимо убедить в том, что во время еды вредно читать и решать любые задачи.
  4. Двигательная активность, характеризующая оптимальным движением детей на уроке и переменах.
  5. Закаливание, являющееся оздоровительным средством, которое позволяет предотвратить болезни, сохранять повышенную работоспособность. Оно нормализует обмен веществ, положительно воздействует на организм ребёнка, улучшает кровообращение, укрепляет нервную систему.
  6. Состояние окружающей среды, оказывающей положительное влияние на самочувствие младшего школьника, которое ориентирует на сохранение природы, формирование бережного отношения к ней.
  7. Наследственность, учитывающая генетические особенности субъекта.
  8. Личная гигиена, включающая в себя рациональный режим дня, уход за собственным телом, соблюдение гигиены обуви, одежды.

Иной статус приобретает ребёнок с поступлением в первый класс. Это обязывает родителей следить за чётким режимом питания, организации деятельности. Решение пяти задач оказывает влияние на развитие данных компонентов. Рассмотренные выше термины «здоровье» и «здоровый образ жизни», между собой взаимосвязаны, поскольку первый термин является следствием второго. Однако необходимо подчеркнуть, что развитие этих понятий осуществляется в результате конкретного участия учащихся в процессе сохранения и укрепления здоровья. Поэтому возникает необходимость исследования вопроса о формировании ценностного отношения у младших школьников к ЗОЖ.

Анализируя работы учёных (О. В. Винокурова, Н. Н. Кривых, Н. Н. Никитина, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и др.) мы увидели, что смысл ценностных отношений определяется неоднозначно. Данное понятие включает в себя отношение к миру, сторонами которого являются предметные (все его объекты, оцениваемые с позиций добра и зла, категорий эстетики, материальной и духовной культуры) и субъективные (установки, требования, убеждения, выступающие ориентирами и критериями для людей) ценностями. Таким образом оно ориентирует на общечеловеческие ценности, на личностные потребности и интересы, предпочтения, установки и убеждениях человека, выработанных культурой человеческого общества отношений (совесть, свобода), в которых взаимосвязь любого объекта действительности и субъективного «я» рассматривается и оценивается на уровне, позволяющем осуществить восприятие объекта как ценность.

Ценность данного феномена рассматривается в следующих аспектах: ориентир, идеал к которому должен стремиться субъект, желающий сохранить и укрепить своё здоровье; средство, позволяющее сохранить его; цель, достижение. Это даёт возможность повысить двигательную активность, жизнедеятельность, статус, достигнуть необходимой работоспособности и рационального построения собственной жизни ребёнка, стремящегося максимально приблизиться к реализации собственных жизненных принципов и установок.

Всё вышеизложенное позволило нам определить значение основных ценностей жизнедеятельности обучающихся, выявить совокупность знаний о здоровом образе жизни, сформировать к нему бережное отношение, умение выстраивать личную траекторию здоровьесберегающей деятельности и адекватно оценивать свои действия по укреплению здоровья.

Работа по включению детей младшего школьного возраста в активную здоровьесберегающую деятельность охватывает все направления образования. Она предполагает применение таких активных форм, как: «уголок здоровья», «листовка», «презентация» и другие. Они позволяют организовать здоровьесберегающую среду, обеспечить самосохранение и ответственность, закреплять и совершенствовать практические навыки на уроках физкультуры, во время спортивного часа, в процессе соревнования, спортивного праздника. Очень интересной и результативной формой является презентация, которая готовится учащимися младших классов вместе с родителями и учителем. По форме проведения она может быть либо простой демонстрацией, либо конкурсом презентаций. Приведём пример презентации, которая представляет собой демонстрацию объектов по темам: «Кола, жвачка, чипсы: вредно или полезно?», «Здоровым быть модно!», «Как уберечь себя от болезней?». В течение трёх недель выступления с презентацией готовились совместно с родителями и учителем. Предварительный просмотр учителем подготовленных материалов давал возможность исключения неверной или искажённой информации. Такая организация позволила успешно реализовать задуманное. Получились интересные презентации в плане содержания и подачи материала. По окончании работы учащимся было предложено принять участие в анкетировании. Анкета включала в себя ряд вопросов: «Что ты узнал нового?» «Тебе было интересно?» «Понравилось ли тебе, что информация сообщалась не учителем, а одноклассниками?» «Хочется ли тебе ещё раз принять участие в подобном мероприятии?» Анализ анкет показал, что все респонденты для себя открыли что-то новое, им было интересно слушать своих товарищей и смотреть на экран, т. к. презентации получились яркими, необычными, доступными для учащихся класса. Значительному большинству четвероклассников понравилось то, что выступления делали одноклассники, лишь двум ученикам было всё равно. На последний вопрос все ученики дали утвердительный ответ, мотивируя его по-разному: «Интересно было», «Хорошо выступали», «Были как учитель», «Хочу сам попробовать» и т. д. Выступающим тоже были заданы вопросы, на которые мы получили ответы: «Очень волновался, боялся, что ребята не будут слушать», «Я знал, что всё получится, т. к. хорошо подготовился», «Видел, что меня внимательно слушают, наверное, потому, что им было интересно». Всё это говорит о результативности использованной нами формы как способа ознакомления с новой и важной информацией, приносящей пользу здоровью; как способа включения в деятельность по сбережению здоровья как самих детей, так и их родителей; как способа осуществления рефлексии.

Литература:
  1. Вайнер Э. Н., Флейникова И. А. Организация внеклассных мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни во внеклассное время в условиях введения ФГОС нового поколения //Традиции и инновации отечественной школы: Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения: матер.регион. НПК (29 марта 2011 г.). — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. 40–44 с.
  2. Кривых Н. Н. Психолого-педагогический анализ категории «ценностное отношение». [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4049
  3. Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М: Высшее образование, 2006.- 432 с.
  4. Петросян, А.Т., Мельникова Т. А. Здоровый образ жизни как глобальная проблема в современных условиях. //Внеучебная работа со студентами: опыт, проблемы, перспективы: сборник тезисов, докладов НПК: Екатеринбург: УГГУ — УПИ, 2010, 174–178 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, здорового образа жизни, здоровому образу жизни, ценностного отношения, Здоровый образ жизни, ФГОС нового поколения, Двигательная активность, вредных привычек, реального участия школьника, окружающей среды, самочувствие младшего школьника, повседневного поведения школьника, собственной жизни ребёнка, оптимальное функционирование организма, аспекты ценностного отношения, возможность участия ребёнка, бесценным достоянием ребёнка, смысла здорового образа, развития ценностного отношения, безопасного образа жизни.

moluch.ru

1.3 Особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни.

По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [ 1 с.28].

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому формирование ценностного отношения к здоровью – приоритетное направление современной школы.

Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И.И.Брехмана (1995), состоит в «обучении здоровья с самого раннего возраста». [ 3 c.64 ].

Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

Условия воспитания здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью:

- сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными Министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными;

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда. Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни;

-внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, противодействие распространению вредных зависимостей;

-систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

-организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в процессе формирования здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью.

-формирование представлений об основных способах и методов сохранения и укрепления здоровья.

-занятия в спортивных кружках и секциях.

-формирование культуры здорового питания.

-участие в спортивных соревнованиях и праздниках.

Также нельзя забывать о том, что для организационной работы по формированию у детей основ культуры здорового образа жизни необходим комплексный подход. Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.

Что касается организационной работы в начальной школе, то можно предложить следующие подходы:

Организационная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широки, возможности представляют уроки естествознания. Здесь школьники знакомятся о своем организме, о режиме дня, личной гигиены.

  • использование различных форм организационной работы.

  • проведение различных форм внеклассной и внешкольной организационной работы ( экскурсии, тематические вечера, праздники здоровья, викторины, олимпиады).

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья и ценностному отношению к нему.

Также необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их. Только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Чтобы приобщить ребенка к культуре здорового образа жизни надо в начале сформировать у него мотив. Каждый ребенок видит по-своему относится к своему здоровью и здоровью окружающих. Важной задачей физического воспитания в школе является формирование у школьников потребности в личном физическом и нравственном совершенствование.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

- научить детей определять свое состояние и ощущения;

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль двигательной активности;

- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

- уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Одним из основных принципов мотивации здоровья, это возрастной, когда мотив закладывается с детства и деятельный, когда мотив надо формировать вместе с оздоровительными упражнениями. В совокупности эти принципы формируют мотивацию с полным осознанием того, каким должно быть его здоровье. Благодаря этому и формируется культура здорового образа жизни.

studfiles.net

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе. 3

Здоровье и выбор образа жизни. 7

Исследование основных характеристик курильщика. 11

Формирование навыка правильной осанки. 12

Исследование осанки. 14

Литература.. 16

Все чаще мы замечаем, что новое поколение чаще болеет и имеет много различных заболеваний. Большая ответственность лежит на учителе начальных классов. Если учитель будет обращать внимание как дети сидят за партами и, будет делать, сними физические минутки во время урока, то дети будут чаще следить за правильностью осанки. Учитель должен много времени уделять на внеклассных занятиях о вредных привычках и об их вреде. Поэтому я создала проект "формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни".

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: заболевания костной мышечной системы, заболевания органов зрения, болезни органов дыхания.

Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темп. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома и ряд других факторов.

В связи с этими остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений состоянии здоровья детей.

Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем возрасте закладываются основы здоровья.

Главное условие ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, то есть построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Сюда входят:

Строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул)

Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности)

Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям. (световой, звуковой, воздушный режим).

Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.

Вопросы здоровья затрагиваются на школьных предметах: природоведение, естествознание, ОБЖ, но это не решает проблему.

Во-первых, 1 час в неделю - недостаточно. Во-вторых, проводятся без соответствующей подготовки, и не отвечают требованиям, заложенные в программах данного курса.

Для организационной работы необходим комплексный подход.

Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.

Предлагаем следующие основные подходы к организации организационной работы в начальной школе:

1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.

Организационная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широки, возможности представляют уроки естествознания. Здесь школьники знакомятся о своем организме, о режиме дня, личной гигиене.

На уроках математики и русского языка с правилами гигиены чтения и письма.

Использование различных форм организационной работы.

При организации организационной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками.

Во-первых, это различные формы внеклассной и внешкольной организационной работы:

Экскурсии.

Тематические вечера, олимпиады, викторины.

Праздники здоровья.

Во-вторых, это различные мероприятия в режиме учебного дня.

Профилактика на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. Это:

· движение во всех видах

· подвижные игры на воздухе

· закаливание

· правильный подбор мебели

· постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий и игр.

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться.

Работа с родителями.

Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Можно порекомендовать учителям организовать "Уголок для родителей", где среди прочих можно поместить и материалы по организации оздоровительной работы в семье.

Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их.

Итак, можно сделать вывод, что только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Здоровье младшего школьника.

Самое ценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка - важное условие успешного условие успешного усвоения школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и организация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а появляются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому нужно уделять этому большое внимание.

В последнее время всё чаще поднимается вопросы обеспечения здоровья, что обусловлено прогнозирующим его снижением у детей. Сегодня в нашей стране среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест вышли экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети.

До недавнего времени считалось, что предотвратить развитие заболеваний можно, лишь устранив отрицательный фактор, воздействующий на организм сам делает, работу органов и систем, нивелируя воздействие внешней среды и оставаясь здоровым.

В этой связи большую роль отводится физическому воспитанию и его оздоровительным возможностям.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровья сберегающих образовательных технологий становится задача сформировать у младших школьников необходимые знание, умения и навыки здорового образа жизни и научить их пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путишествия.

Курить или не курить?

Горящая сигарета - это микрозавод по производству из табака более 3000 опаснейших химических соединений, среди которых - никотин, угарный газ, углекислота, мышьяка и много других обладающих выраженными канцерогенными свойствами, радиоактивных положений.

Человек, выкуривающий 1,5 пачки сигарет ежедневно, за год получает сразу облучения, равную 300-разовому ренгеновскому просвечиванию. За день курильщик поглощает смертельную дозу яда. Его спасает от гибели то, что эта доза попадает в организм не сразу, а отдельными порциями, которые организму удается обезвредить. Постоянное "подстегивание" организма никотином приводит рано или поздно к истощению и даже гибели нервных клеток, которые, как известно не восстанавливаются. В результате - появляются головные боли, бессонница, головокружение, становится постоянными явлениями расслабление внимания и памяти, ухудшение сообразительности и глазомера, снижение умственной и физической работоспособности. У курильщиков нередко наблюдаются нарушения обоняния и вкуса, понижение остроты зрения и слуха.

Общеизвестно, что курение понижает аппетит.д.ля некоторых тучных людей это может быть и хорошо, но оно же одновременно повышает кислотность желудочного сока, что ведет к хроническому гастриту и язве желудка. Установлено, что из каждого 100 человек страдающих язвенной болезнью, 95-98 курильщиков. Сильно влияет курение на печень, не щадит табак и поджелудочную железу.

Курение вредно в любом возрасте, но чем моложе человек, тем более чувствителен его организм к вредному воздействию табака. Особенно беззащитны перед ним дети. Установлено, что растущий организм. Примерно в два раза чувствительнее к никотину по сравнению с взрослыми. Курящие дети отстают в росте и физическом развитии от своих сверстников. Так мышечная сила у них на 15-17% ниже, не отличаются они и координацией движений и ловкостью. У них хуже успеваемость в школе. Среди курящих подростков много нервных и рассеянных. У многих развивается авитаминоз, так как под влиянием никотина усвоение витаминов организмом ухудшается.

Из-за нехватки денег они сигареты докуривают, как говориться "до конца". А при курении двух последних сантиметров сигареты в организм попадает в 4 раза больше, вредных веществ, содержащихся в дыме.

mirznanii.com

Конспект выступления " Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ"

Выступление на педагогическом совете

Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ

С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.

Ценность - это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурном отношениях. Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики, обусловливающий специфику отношений человека с окружающей его действительностью и определяющий тем самым поведение индивида в социуме

Ценностные ориентации личности зависят от персональных взглядов, жизненного опыта человека, условий жизни, окружения (семья, друзья, и т.п.), воспитания и образования. Опираясь на собственную систему ценностей, на сформировавшуюся в процессе жизнедеятельности их иерархию, человек определяется с отношением к самому себе и к другим людям, к объектам и явлениям окружающего мира, организует и реализует в дальнейшем индивидуальные модели поведения и деятельности.

Ценность здоровья - это уникальное свойство человека иметь наивысшее и абсолютное значение для него, семьи, общества, государства, обеспечивающее их культуру на основе осмысления биологических, социальных, экономических, эстетических, этических, этнических и религиозных отношений (И. В. Вершинина)

Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом.

Что же такое здоровье. Обобщенное определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В этом контексте категория «здоровье» означает «ведущий к гармонии человека с самим собой и внешним миром». Эта гармония все больше нарушается из-за глубоких изменений духовно-нравственных устоев общества, которые на протяжении длительного времени обеспечивали устойчивое состояние организма людей и их выживание. Чрезмерная индустрия потребления, агрессивность развлечений, а также искаженные представления о материальном благополучии в корне изменили образ жизни подрастающего поколения. Искаженные представления о материальном благополучии расшатали нравственные устои общества, что повлияло на снижение качества здоровья и изменение представлений о нем как высочайшей ценности, выработанной человеческой цивилизацией на протяжении длительного времени.

В создавшейся ситуации возникла объективная необходимость в формировании у подрастающего поколения ответственного отношения к организму на основе осмысления различных ценностей здоровья. Это позволило бы ему в полной мере реализовать свои потребности и обеспечить оптимальный стиль поведения.

Здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25%, состояния системы здравоохранения – на 8-10% генетического фактора - на 15-20%, образа жизни на 50-55%.

Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни понимается совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственная творческая деятельность индивида. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни следует понимать как целоcтный способ жизнедеятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни. Однако представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия человека в процессе сохранения и укрепления здоровья. Здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов.

Ценностное отношение к здоровью - это внутренняя позиция человека, отражающая многообразные его связи с факторами среды жизни, оказывающими воздействие на здоровье в целом и его отдельные аспекты - физический, психический, эмоциональный, интеллектуальный и духовный, имеющие личностную и (или) социальную значимость (И.В. Вершинина).

Поэтому и процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный; духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того, чтобы управлять своим здоровьем, человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходe выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащихся цeнностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Критериями проявления ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста являются:

- осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;

- наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;

- проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;

Высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется наличием у учащихся значительного объема знаний, осознаваемых ими, а также умений и навыков, регулярно используемых учащимися в процессе жизнедеятельности без чьего-либо напоминания; стремлением узнать как можно больше о способах сохранения и укрепления здоровья и убедить окружающих (друзей и одноклассников) в необходимости ведения здорового образа жизни; систематичностью занятий спортом (посещают спортивные кружки, секции), осуществлением закаливания организма, соблюдением режима дня; обладанием навыками самоконтроля, анализом и критической оценкой своей деятельности, способностью организовать общение со сверстниками, предупреждать возникновение конфликтов.

Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих; осознанием важности здоровья как общечеловеческой ценности; пониманием значения двигательного режима в сохранении и укреплении здоровья; наличием определенных знаний и представлений о здоровье, здоровьесберегающих умений и навыков, но не всегда применяемых без контроля со стороны взрослых; умением общаться с окружающими, адекватно оценивать своё поведение и поведение других людей, избегать конфликтных ситуаций.

Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется наличием отдельных знаний о сохранении и укреплении здоровья, недостаточной степенью осознания здоровья как ценности; рядом умений и навыков, выполняемыx нерегулярно при отсутствии контроля со стороны родителей; проявлением выборочного интереса к получению новых знаний, связанных с сохранением здоровья и ведением здорового образа жизни; отсутствием четкого представления о влиянии способов поведения на здоровье, трудностями в общении; недостаточной регуляцией двигательной активности; необъективностью самооценки.

Низкий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется ограниченным объемом знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о здоровье как ценности; неспособностью направить свои усилия на здоровьесбережение, нерегулярной двигательной активности; склонностью к конфликтным ситуациям; осуществлением здоровьесберегающей деятельности только под контролем взрослых.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ

Подготовил

Руководитель физического

воспитания: Ивкин М.Г.

декабрь 2012 г.

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность