Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…". Литература здоровый образ жизни


Вопросы ЗОЖ на страницах литературы

Описание слайда:

* * Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку. Я сам курю, но жена моя велела читать сегодня о вреде табака, и, стало быть, нечего тут разговаривать. О табаке, так о табаке — мне решительно всё равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. (Поправляет жилетку.) Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение... Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша — ну, да что толковать! В пансионе я состою заведующим хозяйственною частью. Я закупаю провизию, проверяю прислугу, записываю расходы, шью тетрадки, вывожу клопов, прогуливаю женину собачку, ловлю мышей... Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит еще преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее. За танцы, пение и рисование жена берет особую плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я. Исходя из того положения, что табак заключает в себе страшный яд, о котором я только что говорил, курить ни в каком случае не следует, и я позволю себе, некоторым образом, надеяться, что эта моя лекция «о вреде табака» принесет свою пользу. А.П. Чехов «О вреде табака».

infourok.ru

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

  • Михалков, С.В. Про девочку, которая плохо кушала /С.В. Михалков //Михалков,С.В. А что у вас?: стихи /С.В. Михалков. - М.: Изд-во «Бамбук», 2000. - С. 19-21.

  • Чуковский, К.И. Обжора /К.И. Чуковский // Русские поэты — детям. - М.: Дрофа-Плюс, 2007. - С.195-196. - (Хрестоматия для детского сада).

  • Яковлев, Л. Полезный совет /Л. Яковлев //Классики: лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003. - С.59.

о физкультуре и спорте

  • Барто, А.Л. Зарядка /А.Л. Барто // Барто, А.Л. Детям /А.Л. Барто. - М.: Изд-во АСТ;Изд-во Астрель, 1999. - С.188-189. - (Писатели — детям).

  • Берестов, В.Д. Как я научился плавать /В.Д. Берестов // Берестов, В.Д. Любимыестихи /В.Д. Берестов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.15.

Февраль 2014г.

МКОУ «ОСОШ»

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

hello_html_m6dcae304.jpg

  • Катаев, В.П. Цветик-семицветик: сказки /В.П.Катаев. - М.: «СТРЕКОЗА-ПРЕСС»,2003. - С.5-21.

  • Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. - М.: Дет. лит.1981. - 20 с.

  • Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.

  • Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.

  • Чуковский, К.И. Мойдодыр. Федорино горе /К.И. Чуковский // Чуковский, К.И.Сказки /К.И. Чуковский. - М.: СТРЕКОЗА, 2000. - С.38-45, 62-71.

Если хочешь быть здоров...:

тематический список стихотворений, которые можно использовать в работе с младшими школьниками по ЗОЖ

о здоровье и болезнях

  • Барто, А.Л. Володя болен /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2:Стихи и поэмы /А.Л. Барто. - М.: Худож. лит., 1981. - С.369.

  • Барто, А. Л. Мы с Тамарой /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Мы с Тамарой /А.Л. Барто. - М.:Изд-во «Бамбук», 1999. - С.91-96.

  • Михалков, С.В. Грипп. Как у нашей Любы... Прививка. Про девочку, котораясама себя вылечила. Тридцать шесть и пять /С.В. Михалков //Михалков, С.В. Стихии сказки /С.В. Михалков. - М.: Планета детства; Изд-во АСТ; Изд-во Астрель, 2000. -С.18-20, 46, 49-50, 58-60. - (Хрестоматия школьника).

  • Михалков, С.В. Письмо ко всем детям по очень важному делу: по Ю.Тувиму /С.В.Михалков //Любимое чтение для детей от 5 до 7 лет: сказки, стихи, рассказы:хрестоматия. - М.: «Планета детства», 2002. - С.9-10.

  • Мошковская, Э.Э. Любимые стихи /Э.Э. Мошковская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.120, 121, 122.

о борьбе с вредными привычками

  • Барто, А.Л. В мороз /А.Л. Барто //Барто, А.Л. Стихи детям /А.Л. Барто. - М.: Дет. лит.,1981. - С.565. - (Б-ка мировой литературы для детей. Т.22, кн.4).

  • Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. - М.: Дет. лит.,1981. - 20 с.

  • Г.Б. Остер //Остер, Г.Б. Вредные советы: книга для непослушных детей и их родителей /Г.Б. Остер. - М.: РОСМЭН, 1999. - 120с.

о правильном питании

  • Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи современных детских писателей. - М.: Дет. лит., 2003. - С.58-59.

infourok.ru

Список литературы

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы

1. Jesse, Russell Здоровый образ жизни / Jesse Russell. - М.: VSD, 2012. - 195 c.2. Адамович, Г.Э. II Международная научно-практическая конференция "Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни" / ред. С.Э. Ермакова, Г.Э. Адамович. - М.: Минск: Белхардгрупп; М.: Ладога-100, 2007. - 204 c.3. Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 c.4. Анна, Якуба Ежедневник Здоровый Образ Жизни. Гимнастика, питание, голодание, очищение / Якуба Анна. - М.: Питер, 2014. - 206 c.5. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2008. - 221 c.6. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Москва: ИЛ, 2011. - 179 c.7. Все о здоровом образе жизни. - Москва: Наука, 2015. - 145 c.8. Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - Москва: РГГУ, 2011. - 144 c.9. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2005. - 184 c.10. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 224 c.11. Здоровый образ жизни семьи. Информационный стенд. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 176 c.12. Здоровый образ жизни. - М.: Мой мир, 2005. - 208 c.13. Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. - Москва: Машиностроение, 2013. - 224 c.14. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - Москва: Огни, 2008. - 144 c.15. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - Москва: РГГУ, 2013. - 176 c.16. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - Москва: Машиностроение, 2008. - 256 c.17. Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. - М.: Медицина, 2012. - 232 c.18. Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. - Москва: Мир, 2008. - 232 c.19. Эй, Джей Джейкобс До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни / Эй Джей Джейкобс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 223 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:
Источник: Jesse Russell. Здоровый образ жизни
Jesse RussellЗдоровый образ жизни
Источник: ред. Ермакова, С.Э.; Адамович, Г.Э.. II Международная научно-практическая конференция "Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни" ред. Ермакова, С.Э.; Адамович, Г.Э.II Международная научно-практическая конференция "Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни" Источник: Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А.. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А.Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие
Источник: Анна Якуба. Ежедневник Здоровый Образ Жизни. Гимнастика, питание, голодание, очищение
Анна ЯкубаЕжедневник Здоровый Образ Жизни. Гимнастика, питание, голодание, очищение
Источник: Байер К., Шейнберг Л.. Здоровый образ жизни Байер К., Шейнберг Л.Здоровый образ жизни Источник: Воронова Е.А.. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры
Источник: [автор не указан]. Все о здоровом образе жизни [автор не указан]Все о здоровом образе жизни Источник: Гуменюк Е.. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) Гуменюк Е.Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) Источник: Дубровский, В.И.. Валеология. Здоровый образ жизни
Дубровский, В.И.Валеология. Здоровый образ жизни
Источник: Елжова Н.В.. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении Елжова Н.В.Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении Источник: [автор не указан]. Здоровый образ жизни семьи. Информационный стенд [автор не указан]Здоровый образ жизни семьи. Информационный стенд Источник: [автор не указан]. Здоровый образ жизни [автор не указан]Здоровый образ жизни
Источник: Красоткина И.Н.. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни Красоткина И.Н.Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни Источник: Митяева А. М.. Здоровый образ жизни Митяева А. М.Здоровый образ жизни Источник: Морозов М. А.. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний Морозов М. А.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
Источник: Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.. Здоровый образ жизни и его составляющие Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.Здоровый образ жизни и его составляющие Источник: Трча Станислав. Искусство вести здоровый образ жизни Трча СтаниславИскусство вести здоровый образ жизни Источник: Эй Джей Джейкобс. До смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни Эй Джей ДжейкобсДо смерти здоров. Результат исследования основных идей о здоровом образе жизни

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…"

Разделы: Литература

Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и уроков внеклассного чтения, помогут решить поставленные задачи.

В последние годы, несмотря на активные разговоры о необходимости сохранения здоровья подрастающего поколения, мы с тревогой отмечаем: наши дети становятся все уязвимее для всякого рода заболеваний. И такая озабоченность вполне понятна. Мы, педагоги, несем огромную ответственность за сложившуюся ситуацию. Невозможно представить себе современное качественное образование без сохранения здоровья всех его участников. Постановка такой задачи перед учителем определяет необходимость ее решения.

Здоровье – состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова – действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности.

В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку – презентация.

Цели урока:

  • воспитание чувства ответственности за свое физическое и нравственное здоровье;
  • учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;
  • привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

Предварительное домашнее задание (распределить по группам):

1 группа: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.

2 группа: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.

3 группа: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”

4 группа: “М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”.

5 группа: “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”.

Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.

Комментарии по выступлению, вопросы
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа Я

(моя позиция)

     

 

     
Оценка за выступления Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал?
           

Структура урока

Презентация

1. Урок может начаться с беседы.

Вспомните эпизод из своей жизни, когда вы или ваши близкие осознали ответственность за собственное здоровье, почувствовали потребность заботиться о нем? Когда человек начинает задумываться о собственном здоровье? Как вы относитесь к высказыванию А.Платонова: “Слово, имея материальные корни, может производить материальные изменения в организме человека”? (Слайд №1)

2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)

“Мне хочется вам сказать, что здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово... Но самая суть чисто человеческого здоровья это, когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо— то должно быть и всем хорошо.

Если поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, то один пишет другому письмо или поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, хотя пусть он на костылях или ему много лет, и за молодым бежать он не может.

Это нужно понять молодым, что при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье образуется внутри его какая-то замена, и часто замена эта ведет его к такому лучшему, что о старом он не горюет и молодым не завидует” (М.М.Пришвин)

Учитель: Предлагаю вам внимательно прочитать слова М.М.Пришвина. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важным и значимым, заставляет задуматься?

3. Выступление 1 группы: “Здоровье физическое и духовное в Библии”.

Мы помним, что “сначала было Слово…”. В самой главной книге христиан – Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. (Слайд №4, икона “Воспитание”)

Как Библия рассматривает болезнь? (Слайд №5)

В Моисеев закон входили правила гигиены, совершенно приемлемые с точки зрения современной науки. В этих правилах видна мудрость народа, поэтому нет ничего удивительного в словах Моисея о том, что израильтяне его дней жили в среднем 70-80 лет (Псалом 89).

XXI век – век компьютерных технологий. Мы легко можем получить квалифицированный совет практически по всем проблемам современной жизни, строим наши отношения, основываясь на собственном мировоззрении и нравственных нормах. И всё же история человечества доказывает, что люди всегда будут обращаться к “Книге Жизни” - Библии как к мудрому советчику и нравственному идеалу. (Слайд № 6)

4. Выступление 2 группы: “Полезные советы от писателя, врача Ибн Сины”.

В своих трудах знаменитый ученый, врач, писатель пишет, что в организме все является основой, а лучше сказать: сам организм - основа. Он пишет о пяти чувствах - от слуха до зрения, которые нам даны для общения. А мысль и память служат человеку внутри, они определяют все решения. Особо хочется остановиться на стихотворениях, непосредственно посвященных нашей теме. Их главный герой - врач, который от своего лица ведёт повествование. Примером может послужить следующий бейт: (Слайд №7)

Основной сюжет еще одного стихотворения - здоровый образ жизни: "С гимнастикой дружи, всегда веселым будь ", "Природою лечись - в саду и в чистом поле ", "Ожиренье - опасный, коварный недуг'"; "Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным ". В "Поэму о душе " поэт-врач вводит мудрые советы: (Слайд №8)Литературное мастерство Ибн-Сины ярко проявилось и в научных сочинениях. Ученые - арабисты подчеркивают, что "Канон " написан прекрасным литературным языком, что тоже способствовало его славе. Многие мысли сформулированы в виде афоризмов: “Остерегайся сахара, который смешан с ядом; берегись мухи, которая сидела на дохлой змее”. Кроме того, в соответствии с общей средневековой традицией ряд научных и дидактических трактатов были написаны им в стихах. При этом использовался особый стихотворный размер - “раджаз”.

5. Выступление 3 группы: “Сохранение здоровья и мотивы исцеления в русских народных сказках”

Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям. (Слайд №9)

В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой – добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа. (Слайд № 10)

Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть”. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают. (Слайд №10)

Разнообразные функции в сказках выполняет вода, В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играет живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы. В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия — свидетельства первых шагов лечебной магии.

6. Выступление группы №4: “М.Булгаков – человек, подчинивший порывы и капризы сознанию и воле”. (Слайд №11)

Д

о сих пор произведения М.А.Булгакова не утратили своей притягательной силы, вызывая интерес многочисленных почитателей и поклонников творчества писателя, а его жизнь таит в себе множество загадок. Хотелось бы попытаться разобраться, понять хотя бы отчасти дух, проявившийся в обстоятельствах жизни и творчества этого великого писателя.

В 1913 году, будучи уже женатым студентом, он однажды принес домой кокаин, предложив попробовать его и своей молодой жене. Плодом этого опыта явилась странная галлюцинация, сильно поразившая воображение Булгакова, - огненная змея, убивающая человека. Возникшие при этом переживания Булгаков попытался отразить в своем первом, видимо, самом раннем, но незаконченном и несохранившемся рассказе "Зеленый змий".

Закончив университет, Михаил уезжает вместе с женой в глухое село Никольское Смоленской губернии для работы в качестве земского врача. Однажды к молодому доктору привезли больного дифтеритом мальчика, которому пришлось через трубочку отсасывать дифтерийные пленки из горла. Одна из них по неосторожности попала в рот врача. Наспех сделанная неудачная прививка вызвала страшный зуд во всем теле, для избавления от которого был испробован укол морфия, затем еще и еще. Надобность в морфии уже давно пропала, а доктор Булгаков все продолжал его принимать.

- "Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был прием, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой", - писал муж сестры Булгакова Леонид Карум. Наркоманом Булгаков стал именно осенью 1916-го.

В период наркотической зависимости страдал не только Булгаков, но и его верная супруга Татьяна, ухаживавшая за мужем даже в самые критические моменты. Имея двухлетний наркотический стаж, Булгаков употреблял морфий часто, и в очень больших дозах. Ломка могла наступить среди ночи, и тогда будущий писатель вынуждал бежать в ближайшую ночную аптеку свою супругу.

Кто спас опустившегося молодого врача, чтобы подарить миру великого писателя - до сих пор окончательно не установлено. Но, по крайней мере, есть небезосновательное предположение, что этим человеком стал пожилой известный в Киеве доктор медицины Воскресенский, также живший на Андреевском спуске.

От наркотиков Михаил Афанасьевич действительно освободился и больше никогда не прибегал к их помощи.

Вызывает сомнение: а возможно ли, имея громадный стаж, так быстро отказаться от морфия, как это сделал Булгаков? Этот факт наглядно показывает силу любви писателя Булгакова к жизни, но последствия употребления наркотиков сказывались на его здоровье.

7. Выступление 5 группы. “Доктор А.П.Чехов ставит диагноз”. (Слайд № 12)

Мы много можем рассказать о Чехове-писателе, а что мы знаем о Чехове-враче?

Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Почему он выбрал этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: “…это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе — “в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить” — против имени А.П.Чехова значится: “В Московский университет по медицинскому факультету”.

Сам Чехов в своей краткой биографии, переданной Г.И. Россилимо, пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе никогда не раскаивался. Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две “тройки”). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: “Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога...” Будучи уже известным писателем, Чехов дважды принимает участие в спасении журнала “Хирургия”. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям “третирования медицины или недостаточной осведомлённости”.В своих же произведениях (“Именины”, “Припадок” и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, — писал доктор Чехов в автобиографии, — что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями”. Что особенно запомнил будущий врач? Когда Чехов учился на втором курсе, русская и зарубежная общественность отмечала юбилей Пирогова, произнёсшего обращение к молодёжи: “Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий родину. Служить правде — как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком”. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова. (Слайд №13)

Медицинская практика начинающего доктора развернулась ещё в университетские годы, когда Чехов работал студентом у земского врача Архангельского. Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как “Беглец”, “Мёртвое тело”, “Сельские эскулапы”, “Хирургия”, “Неприятность”, “По делам службы” и другие. Современники Чехова отмечали, что он “ревниво относился к своему званию доктора”, а в паспорте жены, по словам И.А. Бунина, написал: “жена лекаря”.

В 1884 году А.П. Чехов, окончив медицинский факультет Московского университета, решил посвятить себя врачебному искусству..

Гражданским подвигом (помимо поездки на остров Сахалин с инспекцией) стала деятельность А.П. Чехова в 1892 году, когда в средней полосе России свирепствовала эпидемия холеры. Доктор Чехов счёл своим долгом организацию врачебного пункта и оборудование его на личные средства. Впоследствии Чехов вспоминал: “Летом трудненько жилось, но теперь мне кажется, что ни одно лето я не проводил так, как это. Несмотря на холерную сумятицу и безденежье, мне нравилось и хотелось жить“.

Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия... Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом. В письме к писателю Д.В. Григоровичу он писал: “…Я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне”. Врачу И.И. Островскому Чехов писал из Лопасни: “Медицина — моя законная жена, литература — незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключить друг друга”.

Врачи в рассказах А.П. Чехова — это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, а порой с ограниченностью ума и сердца. Таков доктор Старченко (“По делам службы”), который в страшную вьюгу едет исполнять свой служебный долг, только теперь он никого, к сожалению, не спасёт: человек кончает жизнь самоубийством, и доктор выезжает только для вскрытия.

Таков ординатор Королёв, приехавший вместо профессора (“Случай из практики”) к дочери госпожи Ляликовой, владелицы фабрики. Для Чехова врач - это прежде всего профессионал, человек высокого интеллекта, уникальной работоспособности и заинтересованности своим делом, чья жизнь — самопожертвование во имя науки; это человек щедрой души и золотого сердца, это настоящий интеллигент.

Сам А.П.Чехов является ярким примером для подражания, и, несомненно, как завещание звучат сегодня его слова: “Я хотел бы быть свободным художником и - только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником”. Чехов утверждает идеалы равенства, свободы творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы. "Мы высшие существа, и, если бы в самом деле мы познали всю силу человеческого гения, мы стали бы как боги" - пишет Чехов в одном из своих дневников.

8. Итоги урока.

Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.

В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

  • “Почему я болею?”
  • “Что бы я рассказал своему другу о здоровом образе жизни?”
  • “Роль литературы в формировании здорового образа жизни”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

За здоровый образ жизни (обзор литературы)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ. Тема: Цели урока: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ. 1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье». 2. Развивать умение анализировать, сопоставлять,

Подробнее

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Директор МКОУ ВСОШ 1 от 2013г. Т.Н. Симонова 2013г. ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1 Наименование программы Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Подробнее

п/п Тема Группа Ф.И.О.

п/п Тема Группа Ф.И.О. Темы для выполнения аналитической работы по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов 4 курса стоматологического факультета на 2017/2018 учебный год п/п Тема Группа Ф.И.О. 1. Алкоголизм.

Подробнее

Бросай курить выбирай здоровье!

Бросай курить выбирай здоровье! Бросай курить выбирай здоровье! «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» Оноре де Бальзак Бросай курить выбирай здоровье! http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 142515/

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы

Подробнее

-Федеральный закон Об образовании от

-Федеральный закон Об образовании от Работа по профилактике табакокурения и алкоголизма. «Берегите здоровье смолоду!» Подготовила: учитель начальных классов Иванова Е.Е. Профилактика наркомании и токсикомании, табакокурения, алкоголизма,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Биология как учебный предмет неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание»

Подробнее

Проект «Мое здоровье мое будущее»

Проект «Мое здоровье мое будущее» Проект «Мое здоровье мое будущее» Кураторы проекта: главный специалист отдела образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга О.А. Постнова; методист ИМЦ Красногвардейского района,

Подробнее

16+ Ȁǰ ȝȟȝȑȟȏțțȏ ȼɵɩɭɫɤ ɦɚɪɬɚ ɝ

16+ Ȁǰ ȝȟȝȑȟȏțțȏ ȼɵɩɭɫɤ ɦɚɪɬɚ ɝ 16+ Ȁǰ ȝȟȝȑȟȏțțȏ ȼɵɩɭɫɤ ɦɚɪɬɚ ɝ ɉɪɨɝɪɚɦɦɚ ɬɟɥɟɩɟɪɟɞɚɱ Ɉɛɴɹɜɥɟɧɢɟ Ɋɟɤɥɚɦɚ ɉɉɇȿⱦȿʌɖɇɂʉ ɆȺɊɌȺ Ɍɟɥɟɤɚɧɚɥ Ⱦɨɛɪɨɟ ɭɬɪɨª ɇɨɜɨɫɬɢ Ʉɨɧɬɪɨɥɶɧɚɹ ɡɚɤɭɩɤɚ ɀɢɬɶ ɡɞɨɪɨɜɨ Ɇɨɞɧɵɣ ɩɪɢɝɨɜɨɪ ɉɪɨ ɥɸɛɨɜɶ ȼɪɟɦɹ ɩɨɤɚɠɟɬ ɇɨɜɨɫɬɢ

Подробнее

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Речник» СОГЛАСОВАНО Протокол методического совета 1 от «11» января 2016 г. УТВЕРЖДЕНО Директор

Подробнее

«Здоровье школьника»

«Здоровье школьника» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 541 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ на 2011 2015 гг. Подпрограмма «Здоровье школьника» Подпрограмма «Здоровье школьника» ГОУ СОШ

Подробнее

профилактика вредных привычек

профилактика вредных привычек профилактика вредных привычек С людьми живи в мире, а с пороками сражайся Наркомания, алкоголизм и табакокурение по праву считаются самыми опасными привычками человечества. Беря истоки из глубокой древности,

Подробнее

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа 7» г. Лысьва Пермкого края СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по воспитательной работе -у.-,, Т.Б.Асанова «3 0» 2013

Подробнее

спортивная-медицина.рф

спортивная-медицина.рф РЕЦЕНЗИЯ на методическое пособие «Образ жизни, движение, здоровье», подготовленное Д.Н. Гавриловым и А.В. Малининым Современный этап развития нашего общества ставит каждого человека в новую проблемную

Подробнее

Содержание программы

Содержание программы Содержание программы 1.Пояснительная записка. 2. Общая характеристика учебного предмета. 3. Место учебного предмета в учебном плане. 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание учебного предмета. 6. Учебно-методическое

Подробнее

Программа целью настоящего исследования

Программа целью настоящего исследования Программа Проблема раковых заболеваний в настоящее время стоит остро не только в России, но и во всём мире. Мировое медицинское сообщество выражает особую обеспокоенность ростом заболеваемости раковыми

Подробнее

Целевая воспитательная программа

Целевая воспитательная программа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени М.В. Гордеева г. Орла Утверждаю Директор школы 15 г. Орла С.В. Столярова Протокол педагогического совета

Подробнее

Пять шагов к долголетию и молодости

Пять шагов к долголетию и молодости Серия «Тайны вашего здоровья» Г.М. Кибардин Пять шагов к долголетию и молодости 2-е издание Москва Амрита-Русь 2010 УДК 615.89 ББК 53.59 К38 К38 Кибардин Г.М. Пять шагов к долголетию и молодости / Г.М.

Подробнее

Рабочая программа. внеурочной деятельности

Рабочая программа. внеурочной деятельности Краснодарского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Рабочая программа внеурочной деятельности

Подробнее

УДК 613 ББК Б90 ISBN

УДК 613 ББК Б90 ISBN УДК 613 ББК 51.204.0 Б90 Художественное оформление Р. Фахрутдинова Фотографии на обложке С. Синцова Во внутреннем оформлении использованы фотографии из личного архива автора, Е. Шевардиной, С. Синцова

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность