Статья на тему " Формирование здорового образа жизни". Темы здорового образа жизни


Методическая разработка на тему: Здоровый образ жизни

УО ГИМНАЗИЯ №1

Кафедра физической культуры

Учитель ФК:

ПОГРЕБНЁВА О.А.

Здоровый образ жизни.

Методические рекомендации к теоретическому занятию по физической культуре для учащихся 2-4 классов.

г. Гродно, 2004 год

ЦЕЛЬ: Создать у учащихся представления о положительном влиянии здорового образа жизни. Сформировать знания о вредных привычках и влияние их на организм; о двигательном режиме школьников.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать благоприятный эмоциональный фон и непринужденную творческую обстановку для наилучшего усвоения школьниками излагаемого материала.

  2. Ознакомить учащихся с планом работы на уроке.

  3. Изложить теоретический материал, используя метод рассказа.

  4. Ответить на вопросы, интересующие учащихся.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организация учащихся для предстоящей эффективной работы на уроке.

  2. Ознакомить учащихся с планом урока, предварительно записать его на доске.

  3. Создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, настроить учащихся на усвоение данной темы. Подчеркнуть необходимость вести активный, здоровый образ жизни.

  4. Подведение итогов урока ( просмотреть и отметить учеников, которые наиболее правильно ,ближе к идеальному, составили свой режим дня.

Методы и методические приемы, используемые на занятии:

Организация учащихся .

Перед данным занятием дать домашнее задание на тему: «Мой режим дня», где дети должны проследить и записать свой режим дня в данный период времени. Своевременно войти в класс, написать на доске план теоретического занятия. Урок начать точно со звонком. Проверить у присутствующих подготовленность к уроку: наличие тетрадей, ручек. Настроить школьников на предстоящую работу, рассказав о том, что будет происходить на уроке. Потребовать внимательного, осознанного восприятия материала.

Способы изложения материала.

Использовать рассказ и объяснения. Доходчиво донести основную идею, раскрыть и описать основы здорового образа жизни. Давать под запись основные термины и понятия (для этого перейти на медленный темп изложения). При необходимости подробно остановиться на вопросах вызвавших у учеников сложность. По ходу занятия проверять правильность записей . В процессе урока следить за временем. Оставить несколько минут для проверки домашнего задания ( наиболее удачное выполнение домашнего задания – оценить). Дать домашнее задание.

Проверка сформированных знаний.

Проверку знаний можно осуществить в виде письменного или устного опроса по контрольным вопросам.

Домашнее задание.

Учить конспект. Коррекция собственного режима дня.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

План изложения материала:

  1. Положительное влияние здорового образа жизни.

  2. Понятия здорового образа жизни.

  3. Вредные привычки и их влияние здоровье .

  4. Двигательный режим школьника.

1

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.Борьбу с болезнями ведет медицина — одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни Выдающиеся русские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.

Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек. Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.

Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями —укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес, мышечную силу .Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы

Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.

Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания — закаливание. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде всего нужно посоветоваться с врачом.

2

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1) Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. Наздоровье человека оказывают влияние биологические и социальныефакторы, главным из которых является труд.

  1. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элементздорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режимевырабатывается четкий и необходимый ритм функционированияорганизма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и темсамым способствует укреплению здоровья, улучшениюработоспособности и повышению производительности труда.

  2. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренениевредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушителиздоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращаютпродолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубноотражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровьебудущих детей.

3

НАРКОТИКИ:

Наркотик - это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирова­ние организма. Злоупотребление наркотиками - это их употребление любым неприемле­мым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправиль­ным.

Здесь особенно уместно назвать психоактивные наркотики: те/ которые воздействуют на организм, вызывая поведенческие изменения, вроде эйфории и галлюцинаций. Использо­вание и зачастую производство многих наркотиков, которыми злоупотребляет большое число людей, запрещено во многих странах, но алкоголь и табак, два наиболее широко распространенных наркотических вещества, вполне законны и легко доступны. Однако с тех пор, как была твердо доказана опасность курения, эта привычка сейчас становится все более неприемлемой социально в США, Великобритании и многих странах Запада.

КУРЕНИЕ:

За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обна­руживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм челове­ка проникает 20 - 25 % ядовитых веществ, а 50 % вместе с выдыхаемым дымом поступает в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие - «курят». Появился да­же специальный термин -«пассивное» курение. В США, при всем засилии табачной рек­ламы, десятки миллионов американцев бросили курить. То же самое происходит и в Анг­лии, Швеции, Финляндии. Норвегия твердо решила стать не курящей нацией к новому ве­ку.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. Во многих странах запрещается курить в спортивных сооружениях (бассейнах, спортзалах, стадио­нах), на транспорте, в офисах и других помещениях.

Так почему же все- таки продают сигареты в киосках и магазинах? Да потому, что, к сожалению, категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рола самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабрич­ных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить - можно.

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против пассивного курения. Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, на­пример, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор С. В. Рахманинов и даже ученый -терапевт С. П. Боткин — курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Приве­дем некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А. Дюма -младший: «...Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клят­ву я твердо сдержал. И вполне убежден, что табак вредит мозгу также определенно, как и алкоголь».

Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувст­вовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове».

Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57 лет), он сказал: «если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколь­ко бы еще смог сделать для науки, для спасения людей этот человек, но, увы, не сумел из­бавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти себя.

А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: «Никотин ослабляюще дей­ствует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уве­ренность, выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдаю­щиеся люди. Если же вести речь о подростах, то нужно заявить более категорично: умст­венный труд и курение - не совместимы!

Многократный чемпион России по конькам И. Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычки».

Прислушайтесь к этому совету.

При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется против­ный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Подумай о том, что тебе рассказали на уроке. Если ты считаешь, что вред, наноси­мый курением твоему здоровью маячит где то далеко, а может быть, и вообще минует те­бя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, юношу, на цвет их ли­ца, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на голос. Ты можешь заметить внешние призна­ки табачной интоксикации. Особенно обращаемся к девушкам: некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность. Очень важ­но, чтобы ты сейчас поняла, что в будущем, когда ты станешь матерью, вред, наносимый курением твоему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии ребенка еще задолго до рождения.

АПКОГОЛЬ:

Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребленияалкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

  • потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемогоалкоголя;

  • нарушение деятельности центральной и периферической нервнойсистемы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

4

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические

упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и

строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательноезначение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, какдисциплинированность, аккуратность, организованность,

целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Важно соблюдать следующий распорядок дня:

Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время.

Список используемой литературы:

  1. Физическая культура в школе, М., №2-5,2004 г.

  2. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., "Физкультура и спорт", 1995.

  3. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

infourok.ru

Научная работа на тему "Здоровый образ жизни"

Воспитание здорового образа жизни.

В.А.Наумова, студент

ГБПОУ «Курганский технологический колледж»

Научный руководитель: Т.Г. Иксанова, преподаватель

Человек есть «храм здоровья и красоты»

Маймонид

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверх актуальными.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные:

  1. Физиологически здоровыми рождается не более 14% детей.

  2. Только 8-10% выпускников школ можно действительно считать здоровыми.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы каждый человек умел многое :

- умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ обучающихся.

В работе по формированию ЗОЖ обучающихся обязательно нужно учитывать возрастные особенности, уровень их психического, физического развития. Работа по пропаганде здорового образа жизни в ГБПОУ «КТК» направлена на проведение различных мероприятий, таких как молодежные форумы, лектории и кинолектории, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, плакатов, туристические слеты и встречи с медицинскими работниками. Здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. В рамках факультативных часов мы проводим «Дни здоровья», массовые походы на каток, вылазки на лыжах.

Необходимо весь огромный потенциал физической культуры и спорта в «полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации».

В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.

Анкетирование среди студентов нового набора показало, что курят 34% опрошенных, в том числе 27% девушек. После проведенных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и повторного анкетирования на 5% курильщиков стало меньше.

ЗОЖ - отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир, отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм, развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность стать долгожителем.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас не возможного.

Обучающиеся ГБПОУ «КТК» проходили диспансеризацию на базе медицинского центра. Обследуемым были даны индивидуальные рекомендации:

  • бросить курить - 42%;

  • сделать сбалансированной систему питания – 19%;

  • увеличить массу тела - 50%;

  • снизить вес – 31%;

  • укреплять сердечную мышцу- 23%;

  • заняться спортом – 58%.

После беседы с обучающимися через год после обследования выяснилось, что только 7% опрошенных придерживаются и 24% стараются выполнять советы врачей. Данные исследования показывают, что на занятиях физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих мероприятий.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсиров, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

ЗОЖ - категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то, конечно же, подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Человек - существо социальное. Социальная деятельность человека является определяющим в его жизни, и все биологические системы человека нацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни, чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и создавал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

В целях экологического воспитания молодежи, осознания молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России в колледже проводились классные часы, беседы про «Чистую воду», демонстрации видеофильмов, конференции по вопросам экологических проблем.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье зависит от множества факторов. Человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

С целью воспитания здорового образа жизни я настоятельно рекомендую обучающимся:

- являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам быть в хорошей физической форме;

-быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки»)- враг успехов;

-умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движение является лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие - тайные и явные враги профессионального роста.

Занятое время обучающихся не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы обучающийся выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста средней квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны на нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от обучающихся хорошего, крепкого и стабильного здоровья. Для решения всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста. Поэтому использование физкультурно-оздоровительной деятельности приводит к достижениям жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, в основе воспитания здорового образа жизни обучающихся лежит «система здоровья», и она, на мой взгляд, состоит из нескольких компонентов:

1. Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;

2. Работа над осознанным саморазвитием обучающихся;

3. Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.

infourok.ru

Статья на тему " Формирование здорового образа жизни"

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МОЛОДЕЖИ

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Чаще всего в формировании здорового образа жизни ложится в основу практика социальной работы, осуществляемой сегодня различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми, подростками и молодежью. В данной работе будут рассмотрены методы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:

  • оптимальный двигательный режим,

  • рациональное питание,

  • рациональный режим дня,

  • психофизиологическую регуляцию,

  • тренировку иммунитета и закаливание,

  • отсутствие вредных привычек.

Культура здоровья - это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.

Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации.

В действительности, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая ситуация, связанная с отсутствием действенной системы государственной поддержки физической культуры и спорта, а состояние развития массовой физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Основным препятствием в развитии физкультуры и спорта, формировании здорового образа жизни законодатели видят в административных барьерах, сложившихся в системе исполнительной власти. В то же время отмечается, что в ряде российских регионов есть положительный опыт, где «…усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью».

infourok.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность