Тренинг для подростков Мы за здоровый образ жизни. Тренинг для подростков здоровый образ жизни


Тренинг для подростков «Здоровье в твоих руках»

Тренинг для подросьтков «Здоровье в твоих руках»

Цель:формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему.

Задача:

- способствовать осознанию ценностей здорового образа жизни для здоровья;

- способствовать усвоению знаний о факторы риска на здоровье;

- помогать осознанию собственного поведения и образа жизни как важнейшего фактора, влияющего на здоровье человека.

Ход занятия.

Приветствие.

Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: закрепление правил работы в группе.

Психолог предлагает участникам по очереди прокомментировать по одному правилу.

Легенда о напыщенном мандарине

Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках-живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое-выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках-живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.

Обсуждение:

- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?

- От кого зависит решение, которое мы принимаем?

Заключение. Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его будущее.

Мозговой штурм «Что такое здоровье?

Цель: активизация знания участников о важности здоровья, определение понятия здоровья.

Психолог говорит, что здоровье очень важно в нашей жизни. Известно более 200 определений понятия «здоровье». Давайте и мы определим, что такое здоровье. Все предложения участников записываются на доске. По определению ВОЗ, здоровье-состояние полного физического, духовного или социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

- Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5).

Слово: Здоровье.

-       И так, здоровье для вас – это…

-       А более подробно о здоровье вы узнаете из моего рассказа.

-       Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

И сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. 

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

Упражнение Что формирует здоровье?

Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.

Психолог предлагает участникам подумать, какие существуют факторы влияния на здоровье человека. Предложения записывают на стикерах. После того, как все предложения записано, психолог предлагает объединить похожие факторы, выделить существенные: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:

- наследственность - 20%;

- уровень медицинского обеспечения - 10%;

- экология - 20%;

- образ жизни - 50%.

Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.

Упражнение «Пути здорового образа жизни»

Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни-такая жизнедеятельность человека, способствует сохранению и укреплению его здоровья.

Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».

Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».

Упражнение «Верю-неверю»

Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1.Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

Упражнение «Улыбка по кругу»

Цель: создание позитивной атмосферы в группе.

Тренер предлагает всем участникам взяться за руки и по кругу улыбнуться своему соседу.

infourok.ru

Тренинг для подростков "Я выбираю Жизнь"

Тренинговое занятие для подростков

«Я выбираю жизнь»

Цель: активизировать осознанность необходимости вести здоровый образ жизни.

Задачи: - обсудить понятия «жизнь», «здоровье»;- развивать критическое мышление;- отрабатывать умения вести дискуссию;

Форма: групповая работа.

Оборудование: листочки для написания имен, цветные карандаши или фломастеры, ручки, бланки для диагностики, бланки «Жизнь –это, здоровье – это.

Участники: учащиеся среднего звена школы

Ход занятия:

1.Вводная часть.

- Я приветствую всех, кто пришел сегодня на это занятие. Для начала я хотела бы с вами познакомится.

-На листочках, которые я вам раздам, вы пишете свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались вовремя нашего занятия. Имя можно как-нибудь украсить.

- Как вы все, конечно, знаете при встрече люди обязательно здороваются. И я предлагаю вам сейчас друг с другом поздороваться, но не просто сказать «Привет», а несколько по-другому.

Давайте поздороваемся с вами:

  • Рукопожатием

  • Погладим друг друга по голове

  • Обнимем друг друга

  • Улыбнемся друг другу

- Молодцы!

2. Основная часть.

-Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, самое ценное в жизни – здоровье».

- Тема сегодняшней нашей встречи «Я выбираю жизнь».Сейчас я предлагаю поиграть в

  • игру «Ассоциация». На листочках бумаги написано жизнь- это…, на другом здоровье- это… Задача участников по очереди написать свои ассоциации на слова жизнь, здоровье. Далее все ассоциации зачитываются.

Для того чтобы отдохнуть мы поиграем с вами в

  • игру «Поменяйтесь местами». Участники сидят по кругу. Задаются вопросы, при положительном ответе, ребята должны поменять место.Примерные вопросы:- У кого здоровые зубы?… поменяйтесь местами- У кого крепкие нервы?- Кто спит 8 часов в сутки?- Кто каждый день ест овощи?- Кто каждый день есть фрукты?- Кто питается 5 раз в день?- Кто ложится спать до 10 часов вечера?- Кто любит физкультуру?- Кто делает утреннюю гимнастику?- Кто больше двух часов в день находится на улице?- Кто любит жизнь?

- А теперь я хотела бы предложить вам пройти небольшой

  • тест «Я и мое здоровье»Предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.6. Последнее время несколько прибавил в весе.7. У меня часто кружится голова.8. В настоящее время я имею никотиновую зависимость.9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

infourok.ru

Тренинг для подростков "Здоровый образ жизни"

Здоровый образ жизни

Цели:

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;

- выработка у участников осознанной социальной позиции по отношению к социальным явлениям «здоровой/нездоровой» жизни.

Состав группы: учащиеся 10-11-х классов в количестве 16 человек (желательно равное соотношение участников мужского и женского пола).

Время на игру: около четырех часов.

1 ЭТАП

Упражнение «Многоликая универсальность»

Материалы: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши по числу участников.

Время: 50 минут.

Ведущий. Множество культур за время существования человеческой цивилизации пытались объединить природные богатства и человеческие возможности. Само духовное начало коренится в единстве человека с природой. И неизменно в культурах присутствовали символы, которые отражали единение людей и природных сил.

Например, четыре стороны света соответствовали четырем временам года: Восток – это весна; Юг – лето; Запад – осень; Север – зима. Кроме того, эти пары связаны с представлениями о типах людей, чьи особенности предопределяют их отнесение к соответствующим сторонам света и временам года.

Я прошу вас буквально несколько секунд подумать, почувствовать, к какой стороне света (и соответственно – временами года) вы сами можете себя отнести … А сейчас разойдитесь по разным сторонам нашей комнаты: здесь будет Север, здесь – Юг, здесь – Запад, а вот здесь – Восток.

Для дальнейшей работы удобней будет, если участники окажутся разделены на четыре равные группы. Если в какой-то группе оказывается значительно больше участников, необходимо попросить членов этой группы подумать, с какими сторонами света они еще могут соотнести себя, и перейти в ту или иную группу для выравнивания численности состава групп. Чтобы избежать подобной ситуации, можно просто разделить участников на четыре равные группы путем расчета: «Юг, Восток, Север, Запад…».

Участники получают карточки: Север, Запад, Юг, Восток.

Ведущий. Таким образом, у нас определились четыре группы, и вы теперь являетесь представителями разных народов! В течении пяти минут я попрошу вас подумать над тем, что именно может служить символом вашей стороны света. И какой девиз может разнестись над вашими просторными землями?

(Участники в группах обсуждают символ своей стороны света и девиз. Рисовать символ и записывать девиз в данном случае необязательно.)

Но ведь у всех народов есть свои особенности, тем более в разных частях света. Климатические и географические условия той местности, где вы живете, различаются и накладываются определенный отпечаток на ваш образ жизни, на вашу внешность, на ваш организм, на ваше здоровье. Какая же она – здоровая жизнь вашего народа и чем здоровье одних народов отличается от других?

Теперь у вас есть возможность познакомиться с этими различиями.

Мы сделаем это особым образом. Всем известно, что у каждого народа есть свои предания, легенды, мифы, сказки и тому подобное. Разумеется, все это есть и у ваших народов. Я предлагаю каждой группе представителей разных народов рассказать нам в одном из этих жанров – мифа, легенды или сказки – об особенности здоровой жизни своих народов. На эту работу у вас есть двадцать минут. Приступайте!

(Участники приступают к выполнению задания. Тексты записываются на отдельных листах.)

Ведущий. А теперь я попрошу представителей каждого народа рассказать свой миф, легенду или сказку, а остальных участников – слушать внимательно и отмечать для себя, что говорят представители других народов, потому что чуть позже нам понадобится эта информация.

Группы начинают представлять созданные ими произведения. Когда все четыре народа озвучат свои мифы, легенды и сказки, организуется обсуждение, основная тема которого – различные проявления и формы здоровья, необходимо для полноценной жизни того или иного народа.

Перерыв 15 минут.

2 ЭТАП

Упражнения - разминка «Рельеф страны»

Время: 15 минут.

Ведущий. Друзья, мы познакомились с замечательными литературными памятниками ваших народов, но упустили маленькую деталь из вашей жизни. Но прежде всего давайте сядем каждый в своей стороне света (все рассаживаются). Что же это за деталь? А вот она: где вы живете? Каков ландшафт вашего места проживания? Давайте восполним этот пробел в наших знаниях. В качестве разминки придумайте за десять минут и изобразите рельеф вашей страны, который необходимо исполнить из ваших тел. Это может быть неподвижная картина, а может – живое изображение, можно представить несколько сменяющихся друг друга картин или что-то иное – все, что вы посчитаете нужным.

Участники приступают к подготовке задания, а затем демонстрируют его результаты.

3 ЭТАП

Упражнение «Мозаика здоровья»

Время: 1,5 часа.

Материал: журналы, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, скрепки, ватман формата А1 (на каждую группу).

Ведущий. Вы уже рассказали о некоторых особенностях здоровой жизни своих народов и проделали это отлично. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И поэтому следующее наше упражнение направлено на то, чтобы показать и увидеть эти особенности.

Пусть каждая группа посмотрит на другие стороны света, немного подумает и в течение определенного промежуточного времени, который я назову, изобразит на листе ватмана черты здоровой жизни каждой стороны света. Располагать изображения на ватмане можно так, как посчитаете нужным. Это могут быть рисунки, фразы, коллажи – любые средства, чтобы охарактеризовать ваших соседей. Помните, что перед вами представители Севера, Запада, Юга, Востока с их особенностями. В вашем распоряжении все имеющиеся на столе материалы: журналы, фломастеры, карандаши, клей, скотч, ножницы, степлер, скрепки. Время на выполнение задания – тридцать минут.

Работы вывешиваются на стены, и представители народов поочередно рассказывают о группах-соперниках. При этом позволяются ассоциации относительно конкретных участников уже не в контексте стороны свтеа и условного

multiurok.ru

Тренинг по теме "Я выбираю здоровье"

Тренинг по первичной профилактике алкоголизма

«Я выбираю…»

Цель: - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

- помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: - Помочь подросткам учиться жизни

- Побудить подростков поделиться своим мнением;

- Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

- Обобщать и комментировать высказывания подростков;

- Пробовать вести групповую дискуссию;

- Уважать мнение другого;

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.

Участники: учащиеся старшего звена школы (8-11классы).

Ход тренинга:

  1. Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь»

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

  1. Знакомство участников тренинга – упражнение «Мое любимое имя».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Содействовать сплочению группы.

Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

3. Принятие групповых правил:

«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай­тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."

4. Упражнение – рисуночный тест «Праздник»

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.

5. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью,

отношение к алкоголю.

Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.

  • Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Общаясь с пьющим человеком, я понимаю…

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к словам «здоровье».

Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения. Обсудить и сделать общий вывод.

7.Просмотр презентации «Спорт-это здоровье!» 8. Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….

9.Подарок участникам от 10 класса (инсценировка стихотворения)

10. Упражнение «СМСка».

Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.

Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и как импульс пустите его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено» .

11. Рефлексия тренинга.

Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)

Литература:

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Приложение 1

Приложение для упражнения «Додумай историю»

История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за самогоном. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились самогоном. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в палату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет...

История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти…

История про Олега

Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.

После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.

Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.

Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…

Приложение 2

Приложение к упражнению «Незаконченное предложение»

  • Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

  • Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

  • Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

  • Когда я вижу пьяного, я чувствую…

  • Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

  • Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

videouroki.net

Программа тренинговых занятий по формированию навыков здорового образа жизни у подростков "Навстречу себе"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

“ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ”

ПРОГРАММА

ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

“НАВСТРЕЧУ СЕБЕ”

 Составлена на основе комплексной программы

“Все, что тебя касается”

разработанной Российской организацией

– Фондом “Здоровье и развитие”.

2014 учебный год

Концепция программы

Здоровье и здоровый образ жизни являются человеческой ценностью. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем своих целей, если ресурс нашего здоровья будет растрачен.

Особенности программы

1. Программа базируется на комплексном подходе к теме здоровья. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии.

2. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений.

3. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения. Это позволит работать по программе даже начинающим тренерам.

4. Кроме того, помимо заявленных образовательных и воспитательных целей, данная программа является еще и альтернативным способом проведения досуга, что является важным фактором в формировании здорового образа жизни.

Основные принципы программы

Принцип актуальности

Программа основана на ценностях, актуальных для человека любого возраста.

 

Принцип позитивности

Одна из задач программы - показать человеку, что все потребности можно реализовывать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения.

Принцип активности

Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы.

Древнее высказывание гласит: “Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поучаствовать- я пойму”.

Цели и задачи программы

Основная цель – способствовать дальнейшему развитию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Описание программы

Тренинговый курс состоит из 7 тематических занятий.

Темы занятий:

  1. Искусство общения.
  2. Жизненные ценности.
  3. Разрешаем конфликты.
  4. Критическое мышление.
  5. Толерантность.
  6. Я абсолютно спокоен.
  7. Мое будущее. Стратегии успеха.

Каждая тема занимает одно тренинговое занятие продолжительностью 1,5-2 часа.

Целевая аудитория – подростки 14-17 лет, волонтеры, педагоги, педагоги-психологи, родители

Основные Принципы Общения

Доброжелательность

Ведущий не высказывает осуждения, отрицательных эмоций по отношению к другим.

Уважение

Ведущий уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.

Терпимость

Ведущий принимает людей такими, какие они есть.

Внимательность

Ведущий умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его.

Точность

Ведущий всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.

Искренность

Ведущий говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что - нет.

Открытость

Ведущий открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Участники имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.

Каждое тренинговое занятие строится по следующей схеме:

  • Приветственное слово ведущего
  • Разминка
  • Блок “Вспомни все”
  • Основная часть занятия
  • Рефлексия всего занятия
  • Итоговый вывод
  • Традиционное прощание “Мы вместе”.

ПЛАН ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. “ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ”

Задачи тренинга:

  1. Познакомить участников с процессом и техниками общения. Показать, что может дать успешное освоение техники общения.
  2. Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и т.д.)

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова. Оглашение темы занятия.

1-2 мин

Разминка

Упр. “Гляделки”

5 мин

Основная часть занятия

- Теория “Барьеры общения”

- Упр. “Слухи”

- Теория “Барьеры общения” (продолжение)

- С чего начать общение или первые 15 секунд

- Упр. “3 плюса”

- Теория: вербальное и невербальное общение

5 мин

15 мин

15 мин

10 мин

10 мин

5 мин

На доске.

Распечатать текст “Марфуша”.

Перерыв

10 мин

Теория “Виды слушания”

Упр. “Я люблю весну”

10 мин

15 мин

Подготовить чистые листочки

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №2. “ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ”

Задачи тренинга:

  1. Определить понятие “ценность” и выявить специфику жизненных ценностей участников.
  2. Сформировать отношение участников к ценностям как очень важной составляющей личности.
  3. Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова. Оглашение темы занятия.

5 мин

Разминка

Упр. “Делимся по признаку”

10 мин

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Основная часть занятия

- Упр. “Ромашка”

30 мин

Распечатать ромашки

Перерыв

10 мин

Обсуждение ценностей. Здоровье как ценность.

Упр. “Конфликт ценностей”

10 мин

20 мин

Заранее распечатать карточки

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №3. “РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ”

Задачи тренинга:

  1. Определение понятия “конфликт”.
  2. Сформировать стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций.
  3. Сформировать умение предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова. Оглашение темы занятия.

5 мин

Разминка

Упр. “Рисунок в парах”

10 мин

Чистые листы и карандаши

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Основная часть занятия

- Теория “Что такое конфликт”

-Упр. “Предупреждаем конфликты”

10 мин

15 мин

Карточки с ситуациями

Перерыв

10 мин

-Теория “Способы выхода из конфликтов”

-упр. “Разрешаем конфликты”

-Дискуссия  “Плюсы и минусы конфликтов”

20 мин

15 мин

15 мин

Карточки с ситуациями

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №4. “КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ”

Задачи тренинга:

  1. Определение понятия “критическое мышление”, его аспектами и нюансами.
  2. Сформировать навыки задавания вопросов и принятия критики. Сформировать позитивное отношение к критике.
  3. Определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова по теме. Чтение и обсуждение статьи. Анализ рекламы.

15 мин

Распечатать статью для прочтения в группе. Реклама на слайде.

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Разминка

Упр. “Запрещенные слова ”

15 мин

По 5 горошин (камушков) для участников

Основная часть занятия

- Упр. “Правда или вымысел?”

20 мин

Бланки для каждого участника

Перерыв

10 мин

- Теория “Принятие критики”

-Упр. “Галерея достоинств и недостатков”

15 мин

15 мин

Бланки для участников

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №5. “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”

Задачи тренинга:

  1. Определение понятия “толерантность”, с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются.
  2.  Способствовать формированию навыков толерантного поведения.
  3. Научить применять поддержку на практике.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова по теме.

5 мин

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Разминка

Упр. “Поздороваться разными частями тела ”

5 мин

Основная часть занятия

- Введение в тему

-упр. ‘Ночевка”

-теория: поддержка и теория “красного карандаша”

10 мин

20 мин

2 мин

карточки

Перерыв

10 мин

- Теория “виды поддержки”

-Упр. “Поддержка”

20 мин

20 мин

Таблицу распечатать

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №6. “Я АБСОЛЮТНО СПОКОЕН”

Задачи тренинга:

  1. Познакомить участников с типами темперамента.
  2. Научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния.
  3. Отработать техники снятия напряжения и релаксации.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова по теме.

10 мин

Распечатать лист гнева для каждого участника

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Разминка

Упр. “Снежки ”

10 мин

Мел или веревка

Основная часть занятия

- Теория “ Типы темперамента”

-упр. “Тряпичная кукла”

-теория “Как справиться с негативными эмоциями”

10 мин

10 мин

20 мин

Карточки с рисунками типов темперамента

Алгоритмы распечатать для каждого участника

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Занятие №7. “МОЕ БУДУЩЕЕ: СТРАТЕГИИ УСПЕХА”

Задачи тренинга:

  1. Сформировать представление о том, как здоровье человека соотносится с его будущим.
  2. Помочь участникам осознать и прочувствовать, что будущее во многом зависит от собственных намерений, целей и действий.
  3. Сформировать навык проектирования собственного будущего.

План занятия

Время

Примечание

Вводные слова по теме.

5 мин

Блок “Вспомним все”

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

Разминка

Упр. “Здравствуй, сегодня ты. ”

10 мин

Основная часть занятия

- Введение в тему.

- Дискуссия “Я через 20 лет”

10 мин

10 мин

Перерыв

10 мин

- Упр. “Я хочу и я могу”

- упр. “Шаг в будущее”

10 мин

5 мин

Чистые листы и ручки участникам

Рефлексия всего занятия

Итоговый вывод.

Прощание.

5-10 мин.

Литература

Комплексная внешкольная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков “Все, что тебя касается” разработана Российской некоммерческой организацией - Фонд “Здоровье и развитие”, 2012 :

Том I “Навстречу себе”

Том II “Твой выбор”

Том III “Будь собой”

Том IV “Добавь красок”

nsportal.ru

Тренинг для подростков Мы за здоровый образ жизни

Тренинг для подростков «Мы за здоровый образ жизни» Цель: - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). - помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем. Задача: - Помочь подросткам учиться жизни - Побудить подростков поделиться своим мнением. - Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов. - Обобщать и комментировать высказывания подростков. - Пробовать вести групповую дискуссию. - Уважать мнение другого. Форма: групповая работа. Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи. Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление. Участники: учащиеся 10-15 лет, объединение «Эковертикаль»Ведущий: Ермакова Е.Ю., педагог дополнительного образования. Дата проведения: 03.03.2016 г. Ход тренинга: Введение и выяснение ожиданий участников группы. Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь» «Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…» Знакомство участников тренинга – упражнение «Мое любимое имя». Цель: Развивать позитивное самовосприятие. Содействовать сплочению группы. Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой. 3. Принятие групповых правил: «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент. «Искренность и от

weburok.com

Тренинг психолога - Я против, профилактика зависимого поведения

Цели: снижение риска аддиктивных форм поведения, профилактика зависимого поведения.

Задачи:

  • актуализация знаний по теме;
  • развитие навыков по снижению риска аддиктивного поведения;
  • актуализация и закрепление правил здорового образа жизни;
  • формирование и развитие навыков по использованию методов и приемов конструктивного отказа.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов.Продолжительность: 35 – 40 минут.Материально-техническое обеспечение: ватман, кисти, краски и карандаши.Занятие разработано и проведено педагогом-психологом ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» Уманец Д.С.План тренинга:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение 1 «На его месте…»
  3. Упражнение 2 «Реклама – двигатель здорового образа жизни»
  4. Упражнение 3 «Пропаганда»
  5. Групповое обсуждение-беседа «Я против…» + ликбез на тему «Методы и приемы (техники) конструктивного отказа»
  6. Рефлексия (обсуждения, ожидания).

Ход тренинга.

Вступление.

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на тренинге по профилактике аддиктивных форм поведения под названием «Я против…». Давайте вспомним, что же такое «аддикция», «аддиктивные формы поведения». (идет обсуждение, предложение вариантов со стороны воспитанников). Хорошо. Я думаю, можно начать наш тренинг, как всегда с приветствия, но для начала вспомним основные правила тренинга.

Приветствие.

Педагог-психолог: итак, ребята, наше приветствие будет немного необычным. Предлагаю вам сесть в круг и начать приветствие, а приветственное слово будет звучать, например, так «Я – Анна, у меня нет вредных привычек» или «Я – Игорь, однажды пробовал курить» и т.д. В общем, согласно теме и цели нашего тренинга необходимо представить себя «в свете нашей связи (или ее отсутствия) с вредными привычками.

После окончания приветствия идет обсуждение задания.

1. Упражнение 1 «На его месте…».

Педагог-психолог: ребята, часто бывает, что мы слышим такое выражение «А на его месте я бы сделал и сказал…».Наше следующее задание дает нам возможность побывать на месте другого человека, а именно: зачитывается инструкция к заданию.

Вы делитесь на три команды: подростки, родители (воспитатели), учителя (врачи).В процессе задания я буду выбирать по два человека (или вы будете выходить по желанию) для инсценировки задания. Задания следующие: разыграть сценку «Мама спалила», «Меня засек учитель», «Врачебная тайна». Каждую сценку мы будем прерывать до момента ее логического завершения, а задача «экспертов» групп «подростки», «учителя (врачи)», «родители (воспитатели)» должны будут давать свои комментарии, варианты разрешения ситуации, способы улаживания конфликта (при необходимости). Если задание понятно, можно начать его выполнять. Итак, сценка первая «Мама спалила» (выходят два человека на роль мамы и ребенка) задача «актеров» показать сценку как мама обнаружила у ребенка сигареты…. (далее сценка прерывается и начинается обсуждение).

Сценка вторая «Меня засек учитель» (инсценируют два человека: учитель, курящий ученик): ситуация, когда ребенка, курящего во дворе школы, застает учитель.

Сценка третья «Врачебная тайна» (для этой сценки необходимо три человека: мама, ребенок, врач): подросток с матерью приходит на прием врачу и узнает, что у него развивается очень неприятное заболевание по причине курения.

После выполнения задания, важно обсудить с воспитанниками: для чего нужно такое задание, чему оно способствует, что им понравилось, что показалось трудным.

Упражнение 2 «Реклама – двигатель здорового образа жизни»

Для упражнения понадобится ватман, карандаши, краски и кисти.

Педагог-психолог: ребята, давайте представим, что вы все сотрудники крупного рекламного агентства. Вам дали ответственное задание – придумать такой рекламный плакат, взглянув на который люди обязательно захотят вести здоровый образ жизни и откажутся от вредных привычек. Ваше задание на этом ватмане нарисовать рекламный плакат. Можете пристпать.По окончанию упражнение происходит его обсуждение, воспитанники делятся мнениями, ощущениями от выполненного задания.

Упражнение 3 «Пропаганда».

Для упражнения понадобятся карточки «Слова для пропаганды»

Педагог-психолог: ребята, я думаю, каждый из вас знает, что такое пропаганда и в чем ее цель. Происходит обсуждение. Хорошо, «рисующими рекламными агентами» вы уже были, а теперь побудете «говорящими рекламными агентами». Вы можете разделиться на три группы, а я раздам вам специальные карточки (из набора «Слова для пропаганды»). Ваша задача создать пропагандистскую речь или листовку на тему «Здоровый образ жизни» или «Я против вредных привычек», но чтобы в вашей речи (листовке) обязательно присутствовали слова, указанные в карточках. Если задание понятно, то на его выполнение я даю вам 5 минут.

Ребята готовят задание, а потом озвучивают свои речи для всех. Затем снова обсуждение задания (речи, листовки).

Педагог-психолог: под занавес нашего мероприятия давайте проведем просто дружескую беседу на тему «Я против…». Начинается беседа, здесь можно обсудить то, как ребята подвергаются вредным привычкам, как с ними борются, о внутренней позиции человека и т.д.. Ребята, мы часто слышим такое выражение «С кем поведешься от того и наберешься», это выражение во многом имеет отношение связывают с пристрастием к вредным привычкам, нередко и вы, наверное, сталкивались с ситуацией, когда ваши сверстники предлагали вам что-то попробовать (алкоголь, сигареты). Давайте с вами вместе подумаем какие могут быть методы и приемы конструктивного отказа от употребления сигареты, алкоголя. (В завершении психолог предлагает опробовать некоторые методы и приемы (техники) конструктивного отказа).

Заключение.

Педагог-психолог: ребята, думаю наш тренинг не пройдет бесследно и каждый из нас и я в том числе возьмут для себя что-то нужное и полезное из него. Я вам желаю быть не только здоровыми, но и быть ответственными за свое здоровье, ведь это в наших силах.

Завершающий этап тренинга: рефлексия (обсуждение тренинга). Воспитанники вместе с педагогом-психологом садятся в круг, каждый из участников (в том числе ведущий тренинга) начинает высказываться по очереди, делится своими эмоциями, отмечает «+» и «-» проведенного тренинга.

Приложение 1

Карточки «Слова для пропаганды».

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

рука, птица, голос,придумать, зеленый,идти, чудесный,злой, думать

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

сковорода, боль, сон,вечный, делать,крутой, играть,рисовать, мирный

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

голова, заноза, труд,красный, лежать,умный, бежать,стучать, мокрый

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

собака, ночь, голод,гладить, теплый,сухой, лгать,драться, колючий

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

ребенок, луч, небо,светит, гулять,узкий, мягкий,высокий, прыгать

В своей пропаганде вы должны обязательно использовать следующие слова:

комната, судьба, дом,гонит, добрый, мудрый, смотреть, дать, золотой

psycholog-school.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность