Обзор литературы, посвященной здоровому образу жизни, «В ПОИСКАХ СТРАНЫ ЗДОРОВЬЯ» провели в детской библиотеке N3. Здоровый образ жизни обзор литературы


Динская Межпоселенческая библиотека - Здоровый образ жизни (Обзор литературы)

«Надо непременно встряхивать себя физически,  чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н.Толстой

Болотов, Борис Васильевич. Здоровье человека в нездоровом мире

. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 512 с. : ил.

Бориса Болотова недаром называют украинским волшебником! Академик Болотов - биолог, химик, физик, отдавший 40 лет научному поиску. Его понимание физиологии человека и исцеления болезней - дерзкий прорыв в науке. Медицина будущего будет основываться на учении Болотова, на его теориях клеточного омоложения организма и лечения сдвиговых нарушений. Используя его систему лечения, за полгода удалось восстановить пальцы на руках и ногах после сильнейшего обморожения. И таких "чудес" в арсенале ученого-волшебника немало! Рекомендации Бориса Болотова просты и доступны. Любой человек в состоянии приготовить ферментные препараты и другие лекарства, чтобы излечиться от самых тяжелых недугов. 

Исаев, Игорь. Парадоксальное дыхание для начинающих. - Москва : АСТ, 2016. - 288 с. - (Народная книга здоровья). Аннотация к книге "Парадоксальное дыхание для начинающих"

Данная книга сосредоточена только на одном, хотя и узком, но предельно важном аспекте жизненных процессов человека - это дыхание. Авторзанимается дыхательными техниками регулярно более 20 лет.Игорь Исаев создал собственную методику, более 10 лет апробировал и испытывал ее на себе, и с определенного момента начал включать в состав своих тренингов.Это очень мощные и предельно эффективные техники. Физическим итогом применения таких техник является высокая мобилизация всего объема легких во всех их отделах, а так же значительное увеличение капиллярного кровотока во всем теле, что ведет к значительному укреплению потенциала здоровья.  Гимнастика способствует восстановлению репродуктивной функции у мужчин и женщин.

 Методики доктора Д.В.Наумова. - 2-е изд.,испр. - Москва : Редакция вестника "Здоровый   образ жизни", 2015. - 208 с. - (Библиотека ЗОЖ). -

Он один из немногих представителей официальной медицины, который с энтузиазмом воспринял идеи Бориса Болотова, касающиеся лечения болезней. Многие вещи, которые Болотов только наметил теоретически, Дмитрий Власович реализовал и дополнил своими методиками. В этой книге речь пойдет, в основном, о болезнях органов пищеварения, крови и лимфы. Все материалы рассчитаны на широкий круг читателей, содержат большое количество практических рекомендаций и не требуют для их понимания специальных знаний.

Мясников, Александр Леонидович. О самом главном с доктором Мясниковым. - Москва : Эксмо, 2015. - 272 с. - (О самом главном с доктором Мясников).  

Здоровье - главная тема, касающаяся каждого без исключения, и ее нельзя замолчать или недоговорить. Обычные врачи не хотят или не могут правильно, а главное - доступно объяснить положение вещей, а реклама лекарств и медицинских услуг окончательно запутывает людей! Новая авторская книга А.Л.Мясникова уникальна. Она выходит в год его юбилея и содержит квинтэссенцию его разностороннего лечебного опыта. Книга полностью посвящена решению проблем со здоровьем обычного человека и дает взвешенные и откровенные ответы врача на все наиболее частые вопросы, которые задают доктору Мясникову во время его радиоэфиров и телепередач, в письмах и телефонных звонках в редакцию. Впервые авторитетный доктор, потомственный врач Александр Мясников сумел понятно донести ценную медицинскую информацию, которая абсолютно необходима, но которую нельзя больше нигде получить. 

Неумывакин, Иван Павлович. Горчица. На страже здоровья. - Санкт - Петербург : Диля, 2015. - 96 с.

В очередной книге профессора И. П. Неумывакина рассказывается о лечебном использовании горчицы - растения, известного и применяемого в оздоровительных целях с глубокой древности. Приводятся рецепты приготовления и применения лекарственных средств на основе горчицы, которые в комплексе с разработанной автором системой активизации внутренних ресурсов организма помогут противостоять различным болезням. Кроме того, представлены наиболее интересные рецепты кулинарного использования горчицы.

Неумывакин, Иван Павлович. Кисломолочные продукты. Кефир. Йогурт. Простокваша. Ацидофилин... Мифы и реальность. - Санкт - Петербург : Диля, 2015. - 368 с.

Вопрос о пользе кисломолочных продуктов считается решенным положительно. Они намного полезнее молока. Вот, к примеру, за час молоко усваивается организмом человека лишь на 32%, в то время как кефир, простокваша и другие кисломолочные напитки - практически полностью.

Неумывакин, Иван Павлович. Медь. Мифы и реальность. - Санкт - Петербург : Диля, 2015. - 160 с.

Новая книга профессора И.П.Неумывакина посвящена целительным свойствам меди, металла, который исстари используется в народной медицине, в частности для лечения заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и других систем, опорно-двигательного аппарата, нормализации обмена веществ и во многих других случаях. Современная медицина подтверждает лечебные свойства меди и дает им научное обоснование. О том, как правильно использовать целебную силу металла, рассказывается в книге. Также вы познакомитесь с оздоровительной системой И.П.Неумывакина и особенностями работы его центров, где за три недели пациентов освобождают от таких проблем со здоровьем, с которыми не может справиться официальная медицина, а в том числе — и от лекарственной зависимости.

 Неумывакин, Иван Павлович. Молоко или кефир? Мифы и реальность. - Санкт - Петербург : Диля, 2016. - 160 с.

Почему взрослый человек пьет молоко, хотя молоко - это еда только для младенцев? Что он при этом получает: действительно пользу или вред? Давайте разберемся...

Румянцева, Татьяна. Кулинарная книга диабетика. Неотложная кулинарная. - перераб.изд. - Москва : Центрополиграф, 2015. - 447 с.

Татьяна Румянцева — эндокринолог, имеющий огромный практический опыт работы с диабетическими больными. Сахарный диабет — это болезнь, которая лечится не только таблетками, диетой и инсулином. Самое главное — он лечится изменением самого образа жизни. Все страдающие этим недугом знают, что для того, чтобы преодолеть заболевание, необходимо соблюдать определенный режим питания. Для того, чтобы вам было легко соблюдать диету, необходимо выполнять три условия: знать все о своей болезни, любить себя и не бояться фантазировать. Автор книги рассказывает о разных типах диабета и о том, какая диета показана для каждого, почему медики настойчиво запрещают больным употреблять сладкое. В книге приводится большое разнообразие оригинальных рецептов супов, солянок, пюре, соусов, компотов, чая, кофе и безвредных для организма сладостей.

 Тарабукин, Юрий. Азбука здоровья и долголетия. - 4-е изд.,доп. и перераб. - Донецк :  Донеччина, 2014. - 768 с.

Книги Ю.Тарабукина собирательно-обобщительного характера, они полюбились читателям, поэтому автор постоянно в поиске новой нужной и полезной информации для людей.Его книги содержат огромное количество рекомендаций и рецептов, опробованных многими целителями Украины и людьми, которые понимают и ценят истинную ценность Божьих даров Природы.Можно рекомендовать эту книгу как настольное пособие для каждой семьи. Она поможет вам взглянуть на жизнь другими глазами, поможет приобрести здоровье и счастье бытия.

Шерман, Жан-Клод. СПИД: правда, которую должен знать каждый :пер с фр. - Москва: Метафора, 2016.

Нужно все время находиться в поиске. Нужно иметь смелость исследовать области, которые находятся вне сферы интересов других людей… Именно благодаря такому подходу 25 лет назад Жан-Клод Шерман со своими коллегами из Института Пастера открыл вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД. В продолжение данного подхода, основываясь на результатах проводимых им в настоящее время исследований, возможно, будет разработана первая в мире универсальная вакцина от ВИЧ инфекции. Это история об "охотнике за вирусами", которому пришлось противостоять, во-первых, времени; во-вторых, системе, т.е. людям, деньгам и праву сильного. Системе, правила которой Жан-Клод Шерман никогда не принимал. Через 25 лет после открытия Шерманом ВИЧ "система" жестоко отомстила ему: ученый оказался "обойденным Нобелевским комитетом". Нобелевская премия за открытие вируса иммунодефицита человека была присуждена его коллегам за исследования, которые велись в лаборатории Шермана под его началом. Эта история несет в себе надежду. Надежду для тех, кто считает, что родился не в то время и не в том месте; для тех, у кого есть мечта; для тех, кто не отчаивается. Эту историю должен знать весь мир.

 

Составила библиограф Рубцова М.А. декабрь 2016

dinskmpb.ucoz.ru

Обзор литературы, посвященной здоровому образу жизни, «В ПОИСКАХ СТРАНЫ ЗДОРОВЬЯ» провели в детской библиотеке N3

DSC058894 апреля к Всемирному дню здоровья в детской библиотеке-филиале №3 состоялся обзор литературы, посвященной здоровому образу жизни «В поисках страны здоровья».

DSC_4293Вы любите спорт? Как стать здоровым и сильным? Как научиться правильно питаться? На эти и другие вопросы ребята смогли найти ответы, обратившись к книгам, стоящим на выставке («Дорога к доброму здоровью»). Обзор книг проводился библиотекарем читального зала Евстратовой Т.А.

DSC05891Каждый человек должен следить за своим здоровьем, ведь, как утверждали древние греки: «В здоровом теле – здоровый дух». Спорт и здоровье тесно связаны друг с другом, и без одного нет и другого. В книгах о спорте («Как стать сильным» М.Залесский, «Спорт» С. Герен и др.) ребята смогли прочитать не только о том, как были раскрыты секреты силы, но и найти подробные рекомендации, как правильно тренироваться, чтобы занятия приносили максимальную пользу. А книги по здоровью и правильному питанию («Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветров; «Уникальный учебник защиты и восстановления здоровья» Ю. Хван и др.) рассказали ребятам, как правильно выстраивать свой распорядок дня, не есть вредную пищу, освоить комплекс упражнений для укрепления своего здоровья.

Мы уверены, что эти и другие книги помогли ребятам приоткрыть дверь в огромный и разнообразный мир здорового образа жизни, и теперь они будут тщательно следить за своим питанием и станут сильными и закаленными.

DSC_4289

DSC_4291 DSC_4292DSC05887

cbse.ru

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Проблеме организации физического воспитания в ДОУ посвящено много научных трудов. Наиболее значительными исследованиями в этой области можно считать работы: Е.И.Вавиловой, Л.Л.Глазыриной, Т.И.Маханевой, Т.И.Осокиной, Д.В.Хухлаевой, А.П.Щербака, Э.Я.Степанковой.

Большую работу в области физического воспитания дошкольников провела Д.В.Хухлаева. В ее теоретических и практических пособиях показана важность физических занятий, которые являются средством воспитания и укрепления здоровья, обеспечивают полное физическое развитие. Исследователь отмечает, что систематические занятия физической культурой, проведенные с эмоциональным подъемом и увлечением, являются наиболее простым путем к психологическому и физическому совершенствованию организма. Труды Д.В.Хухлаевой помогают уяснить взаимосвязь общеразвивающих упражнений с основными движениями в процессе обучения. Наряду с классическими занятиями предполагаются занятия, которые построены в форме игры с использованием предметной наглядности, а также простейших поисковых ситуаций.

Исследователь А.Д.Глазырина на основе своей работы показала взаимосвязь между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных направлений, раскрыла образование новых структур занятий по физической культуре дошкольников. Она считает, что физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются главным образом в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую способность.

Практический материал Л.Д.Глазыреной раскрывает следующие задачи:

  • дать общую характеристику условиям психолого-педагогической системы в оздоровительном, воспитательном, образовательном плане;

  • показать логическую природу и реальные возможности взаимоотношения педагога и ребенка на занятиях;

  • наглядно продемонстрировать методику работы с детьми дошкольного возраста.

Стиль работы в ее системе в высшей степени индивидуален. Предложенная ею система занятий по физической культуре; определяет основное содержание каждого из направлений:

  • образовательного;

  • воспитательного;

  • оздоровительного.

Естественно, здесь нет какого-либо выпячивания одного из направлений, так как в основе лежит физическое воспитание ребенка, стремление найти такие приемы в организации занятий со всей группой детей, чтобы по возможности обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Этим объясняется нетрадиционный характер проведения данных физкультурных занятий с детьми.

Ведущее место в инновационных программах занимает физическое воспитание. В программе "Старт", разработанной Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной, Л.К.Михайловой, представлено немало материала, который поможет инструктору физкультуры разнообразить и творчески обогатить физкультурно-оздоровительную работу с детьми.

В этой программе особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок, занимаясь физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, познавал себя, свои возможности, способности, интересы, учился помогать самому себе в любых экстремальных ситуациях, повышал сопротивляемость своего организма к различным заболеваниям.

Задача программы: через физическое воспитание научить ребенка познавать и совершенствовать себя, беречь то, из чего черпаешь здоровье.

Данная программа дает возможность не только оздоровить детский организм, но и выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой, что очень важно для поддержания здоровья на протяжении всей жизни.

Вызывает интерес научное исследование В.Г.Алямовской и разработанная ею программа "Здоровье", которая представляет собой комплексную систему воспитания ребенка - дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Она включает в себя следующие направления:

  • обеспечение психологического благополучия.

  • охрана и укрепление здоровья детей.

  • духовное здоровье.

4. Нравственное здоровье ребенка, приобщение к общественным ценностям.

В работах В.Г.Алямовской, как в теоретических, так и в практических, показано, что для того, чтобы поддерживать в детях интерес к физкультуре, необходимо проводить занятия каждый день, сочетая в игровой форме тренинговые, обучающие и развлекательные элементы. Это позволяет, не перегружая детей, добиваться хорошей физической подготовки. Ежедневные физкультурные занятия дают возможность целенаправленно учить детей, организовывать индивидуально-подгрупповое обучение по различным программам с учетом состояния здоровья, интересов детей. Так же В.Г.Алямовская советует проводить физкультурные занятия в конце прогулки. В ходе таких занятий, дети накапливают двигательный опыт самостоятельной деятельности и для утренней гимнастики.

Очень важно, по мнению В.Г.Алямовской, сочетание занятий с воздушными ваннами и водными процедурами, включая элементы дыхательной гимнастики. Не менее важно создавать эмоционально-психологический фон, давать детям почувствовать, что они ловкие, сильные, красивые, показывать свою явную заинтересованность в их успехах.

Познакомившись с работой Т.И.Миханевой "Новые подходы к организации физического воспитания" и другими работами, можно увидеть внедрение нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию. Ее работа строится на отказе от традиционной организации занятий физическими упражнениями. Исследователь предлагает использовать разнообразные формы работы с детьми в зависимости от их здоровья и уровня физического развития. Это и ежедневная гимнастика, и занятия на воздухе с оздоровительным бегом, разнообразные подвижные и народные игры на занятии и в течение всего дня, а также ежедневные физкультурные упражнения.

Причем педагоги вправе по своему усмотрению выбирать форму и содержание физкультурных занятий:

  • занятия по традиционной структуре;

  • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

  • ритмическая гимнастика;

  • занятия - соревнования, где дети в ходе разных эстафет выяв-ляют победителей в основных видах движений;

  • занятия - зачет, во время которых дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;

  • самостоятельное занятие, когда ребенку предлагают вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется (в конце данного отрезка времени воспитатель проверяет данное задание).

Отличительной особенностью программы «Радуга» является целостность системы, воспитания, развития и обучения детей. Преследуется цель на протяжении всего дошкольного детства, формировать двигательные способности ребенка в непринуждённой, радостной обстановке, что я считаю главным условием для проведения любой воспитательной и образовательной деятельности в детском, саду. В программе дан необходимый перечень двигательных действий, которым следует обучать дошкольников, но в подробных описаний тех методических приёмов, которые смогут сразу применить практики... Это программа для опытных, творческих педагогов. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте предполагаются в основном урочные формы работы, что приводит к значительной утомляемости детей, и делает недостижимой одну из основных задач программы - «охране и укрепление здоровья детей» на должном уровне.

infourok.ru

Проблемы влияния образа жизни на формирование здоровья школьников (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Проблемы здоровья и экологии

27

27. Жаботинский, К. М. Источники ошибок при морфологических исследованиях / К. М. Жаботинский. — Л.: Медицина, 1970. — 319 с.

28. Chen, W. Assessment of the Virchow-Robin Spaces in Alzheimer Disease, Mild Cognitive Impairment, and Normal Aging / W. Chen, X. Song, Y. Zhang // American Journal of Neuroradiology. — 2010. — Vol. 32. — P. 1490-1495.

29. Correlation of hypointesities in susceptibility-weighted images to tissue histology in dementia patients with ceredral amyloid angiopathy: a postmortem MRI study / M. Schrag [et al.] // European Radiology. — 2010. — Vol. 29. — P. 291-302.

30. Dilation of Virchow-Robin spaces in CADASIL / М. Scott [et al.] // European Journal of Neurology. — 2006. — Vol. 13. — P. 187-190.

31. Features of Virchow-Robin spaces in newly diagnosed multiple sclerosis patients / М. Etemadifar [et al.] // European J. of Radiology. — 2011. — Vol. 80. — P. 104-108.

32. Трофимова, A. B. Периваскулярные пространства: МРТ-патоморфологическое строение, гигантские расширения, изменения при диффузионно-тензорных изображениях и МР трактографии / A. B. Трофимова, Н. И. Ананьева, О. Н. Гайкова // Матер. Невского радиол. форума. — СПб., 2009. — С. 540-541.

Поступила 01.07.2013

УДК 614.2:613.955

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (обзор литературы)

Л. Г. Соболева

Гомельский государственный медицинский университет

В обзоре литературы проанализированы публикации, где рассматриваются особенности образа жизни детей школьного возраста г. Гомеля. Изучена частота встречаемости заболеваний по основным классам болезней у детей.

Ключевые слова: заболеваемость, здоровье детей, факторы риска.

BAD EFFECT OF LIFESTYLE ON SCHOOLCHILDREN’S HEALTH

(literature review)

L. G. Soboleva

Gomel State Medical University

The review of literature analyzes the publications which cover the peculiar features of the schoolchildren’s lifestyle in Gomel and studies the incidence rate of the main classes of diseases among them.

Key words: incidence, children’s health, risk factors.

Введение

Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей — среда образовательного учреждения» в настоящее время приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей и подростков в Беларуси за последние десятилетия, а во-вторых — с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании. В школьной популяции увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, заболеваниями крови, нарушениями зрения, растет гастроэнтерологическая, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патология.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

Обсуждая проблему школьной перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах, или в объеме материала. Она сущест-

венно зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может спровоцировать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала.

Сравнительная характеристика образа жизни школьников

Здоровье, как известно, непосредственно связано с образом жизни, поэтому его высокого уровня нельзя достичь без развития и внедрения в повседневную жизнь определенных мотивов и стереотипов поведения. Первоначальной социальной микросредой, где формируется личность, ее жизненные ценности, является семья, и здоровье детей в первую очередь определяется ее образом жизни. Перспективы воспитания здорового поколения строятся, прежде всего, на главной роли семьи в передаче родителями ценностных ориентиров, знаний и практических умений, элементарных навыков поведения в процессе формирования здорового образа жизни у ребенка.

Понятие «здоровый образ жизни» предполагает соблюдение совокупности следующих элементов: соблюдение режима дня, правиль-

Проблемы здоровья и экологии

28

ное сбалансированное питание, регулярные занятия спортом, отсутствие вредных привычек, полноценный отдых и т. д.

В системе образования важное место отводится начальному периоду обучения: именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Однако следует сказать, что все первоклассники готовят дома уроки (это начало учебного года), в среднем до 1 часа, причем на трудности при выполнении домашних заданий жалуются 34 % детей [1]. Практически все первоклассники бывают на воздухе меньше нормативного времени. При этом необходимо подчеркнуть, что времяпрепровождение детей на улице крайне плохо организовано практически во всех семьях. На улице дети не занимаются играми, а просто гуляют, при этом, как правило, без какого-либо контроля со стороны взрослых, зачастую проводя время в подъезде.

И. И. Халяминой (2007) был изучен образ жизни подростков 15-17 лет, обучающихся в средних учебных учреждениях г. Минска. Результаты исследования позволили установить наличие неблагоприятных социальных факторов в семьях, в которых проживали городские подростки, нарушений режима дня и питания, склонность к вредным привычкам (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических препаратов), а также недостаточную информированность по вопросам сохранения собственного здоровья.

Результаты проведенных исследований (Н. В. Фарино, 2007, Л. Швецова, 2007) свидетельствуют, что у 90 % школьников наблюдается недостаточная длительность ночного сна. Выспавшимися и отдохнувшими чувствуют себя утром только 28 % детей; 5 % чувствуют себя хронически усталыми.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Обращает на себя внимание чрезвычайно малое количество детей, занимающихся спортом [5].

Низкая физическая активность обусловливает формирование уже в детском и подростковом возрасте патологии сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, повышенной хрупкости костной ткани, что, в свою очередь, ведет к увеличению травматизма как в быту, так и в школе.

Связь между физической активностью и здоровьем подтверждена многими исследованиями (R. Wolman, 1994; M. V. Chakravarthy, 2002, et al.) [6, 7].

Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания, и в первую очередь, в общеобразовательных учреждениях.

Проводимые ежегодные эпидемиологические исследования выявляют значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энергозатратами, так и с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам [8].

Структура питания детей школьного возраста г. Минска характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, углеводосодержащих продуктов, а также картофеля [9]. Это способствует повышению заболеваемости болезнями органов пищеварения, увеличению частоты белковокалорийной недостаточности, проявляющейся в снижении массы тела и ростовых показателей.

Как установлено, дети недополучают с пищей белок, кальций, йод и витамины. Причем дефицит кальция наблюдается у каждого третьего ребенка, а дефицит одного или нескольких витаминов фиксируется у 90 % детей [10].

Во многих школьных столовых допускаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима, технологии приготовления пищи, правил ее хранения, а также личной гигиены работников. По этой причине в школах ежегодно регистрируются вспышки острых кишечных инфекций и сальмонеллеза [11].

Исследования Julia Brannen и Pamela Storey (1998) выявили особенности питания детей при переходе их из начальной школы в среднюю [12].

J. A. O'Dea с соавт. (2000-2006 гг.) изучили зависимость частоты завтрака и его питательных качеств от возраста, пола и социальноэкономического статуса школьников [13]. В 2012 г. те же авторы писали о питательных качествах завтрака и физической активности подростков с учетом социально-экономического статуса семьи [14].

Основным недостатком в организации питания школьников является то, что меню составляется с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах [15].

Опубликованные научные работы, посвященные проблеме здоровья школьников, в основном содержат отдельные аспекты адаптации к условиям обучения (Л. М. Сухарева, 2001; Н. П. Гребняк, 2008).

Проблемы здоровья и экологии

29

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о необходимости изменения структуры и системы образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка, стандарта подготовки педагога, а также введения курса обучения родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Требуется пересмотреть не только методические подходы к формированию целесообразного гигиенического поведения школьников, но и организацию всего процесса гигиенического обучения и воспитания в школе.

Тревожная ситуация сложилась с распространением среди детей и подростков употребления алкоголя, курения, потребления наркотических средств [18].

Более 70 % старшеклассников курят, многие употребляют алкоголь [19]. В настоящее время каждый десятый школьник зависим от табака, и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением [20].

Следует отметить, что курение, особенно с раннего возраста, является причиной многих хронических заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Так, у курящих девушек, начавших курить в школьном возрасте, возникают нарушения менструального цикла, увеличивается риск развития рака молочной железы, шейки матки, спонтанных абортов [21].

J. B. Bricker (2006), Z. El-Roueiheb (2012) установили, что у детей, родители или другие близкие которых бросили курить, ежедневное курение сократилось на 39 % [22, 23, 24].

J. Perdrix с соавторами в 1999 году указывал на наличие связи между потреблением алкоголя и курением [25]. Исследования B. Schmid и со-авт. (2007) подтвердили данную взаимосвязь [26].

Ряд авторов отмечает, что алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у их детей: они имеют повышенный риск развития расстройства поведения, склонны к правонарушениям, у них возникает синдром дефицита внимания [27], появляются сложности в общении со сверстниками (значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек и т. п.). Более того, дети пьющих родителей с большой вероятностью сами станут злоупотреблять алкоголем [28].

Заметное влияние на ухудшение здоровья школьников оказывает недооценка роли гигиенического обучения и воспитания в системе общего образования. В результате этого у большинства подростков, заканчивающих школу, не сформированы осознанное отношение к своему здоровью и целесообразные гигиенические навыки, способствующие здоровому образу жизни личности [29].

Практически не разработана методика комплексной оценки результативности гигиенического воспитания, а немногочисленные

исследования посвящены характеристике отдельных курсов и программ и происходящим на фоне эксперимента изменениям либо в уровне знаний, либо в выработке отдельных навыков здорового образа жизни, либо в параметрах физического развития [30].

Сравнительная характеристика заболеваемости школьников

Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем подрастающего поколения, которое, в свою очередь, социально обусловлено. В последние годы принят ряд законов, постановлений, обеспечивающих законодательную базу для охраны здоровья детей Республики Беларусь. Вместе с тем на протяжении последних лет определяются отрицательные тенденции в динамике формирования здоровья детей и неблагоприятные демографические процессы.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, поскольку наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается на возрастном отрезке от 7 до 18 лет, совпадающем с периодом получения среднего образования [31].

В последние годы негативная динамика состояния здоровья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам болезней [32].

Так, среди белорусских школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7 % детей наблюдается увеличение щитовидной железы, 23 % имеют различные хронические заболевания, 65% — функциональные отклонения. Среди детей увеличились показатели заболеваний, получившими у медиков название «школьных» (нарушения осанки и зрения). К пятому классу нарушение осанки выявляется у 40 % школьников. У 21 % первоклассников наблюдаются нервно-психические расстройства. К моменту окончания школы этот показатель увеличивается до 93 % [33].

Исследования Т. В. Тронзы (2005) и А. И. Бурханова (2006) выявили стремительное уменьшение числа абсолютно здоровых первоклассников и увеличение количества учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями [34, 35].

В 1991-2012 гг. в исследованиях, проведенных в России, была изучена зависимость уровня здоровья от состояния адаптированности и функциональных резервов организма, распространенность морфофункционалных отклонений в состоянии здоровья и хронических заболеваний [36, 37].

В этот же период проводились исследования в Португалии, Швеции, Дании, США по выявлению риска формирования болезней среди школьников [38-41]. В ряде работ проведен анализ психического здоровья подростков, выявлены пограничные нервно-психические расстройства, включая предболезненные состояния [42, 43].

Проблемы здоровья и экологии

30

Проведенный сравнительный анализ особенностей психического развития первоклассников, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными отклонениями (Д. С. Надеждин, 2009), доказал, что имеющиеся особенности психического развития затрудняют адаптацию в школе [44].

В исследованиях Л. А. Соколовской (1998), Н. А. Рабцун (2003) четко прослеживается рост числа заболеваний, связанных с процессом обучения [45, 46].

Представленные факты роста заболеваемости среди школьников, стремительного уменьшения абсолютно здоровых первоклассников, высокой распространенности морфо-функционалных отклонений в состоянии здоровья и хронических заболеваний свидетельствуют об актуальности проведения комплексной оценки состояния здоровья школьников.

Заключение

Таким образом, из проведенного обзора научных публикаций становится ясно, что, несмотря на проведенные как в Республике Беларусь, так и в других странах исследования по изучению заболеваемости, образа жизни детей школьного возраста, поведенческих факторов риска, гигиеническая оценка влияния факторов риска среды обитания и образа жизни на здоровье школьников требует дальнейшего изучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Профилактика табакокурения у подростков: некоторые итоги / Т. Н. Трегубова [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. мед. наук. — 2006. — № 1. — С. 39-41.

2. Халямина, И. И. Образ жизни подростков: медико-социальные аспекты / И. И. Халямина // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. Сер. мед. наук. — 2007. — № 1. — С. 53-56.

3. Швецова, Л. Реальное состояние здоровья школьников / Л. Швецова // Библиотека статей о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: http://besthealth. spb.ru/?p=31#more-31. — Дата доступа: 08.12.07.

4. Фарино, Н. В. Стратегия формирования здоровья школьников: комплексный подход / Н. В. Фарино // Здаровы лад жыцця. Сер. У дапамогу педагогу. — 2007. — № 1. — С. 3-6.

5. Mortality, severe morbidity, and injury in children living with single parents in Sweden: a population-based study / G. R. Wei-toft [et al.] // BMJ. — 2003. — Vol. 361, № 9354. — P. 289-295.

6. An obligation for primary care physicians to prescribe physical activity to sedentary patients to reduce the risk of chronic health conditions / M. V. Chakravarthy [et al.] // Mayo Clin Proc. — 2002. — Vol. 77, № 2. — P. 165-173.

7. Wolman, R. Osteoporosis and exercise / R. Wolman // BMJ. — 1994. — Vol. 309, № 9. — P. 400-403.

8. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость / С. В. Нотова [и др.] // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — № 5. — С.70-73.

9. Цыбин, А. К. Проблемы и основные направления охраны здоровья детей и подростков / А. К. Цыбин // Министерство здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 1998. — Режим доступа: minzdrav.by/med/docs/journal/St1_1998_5.doc. — Дата доступа: 21.08.07.

10. Зимина, Т. Причины неполноценного питания детей / Т. Зимина // Информационный Центр Правительства Москвы [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: http://www. school-city.by/index.php?option=com_content&task= view&id =9289&Itemid=3. — Дата доступа: 21.08.07.

11. Онищенко, Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. Сер. Мед. наук. — 2005. — № 3. — С. 40^3.

12. Brannen, J. School meals and the start of secondary school / J. Bran-nen // Health Educ. Res. — 1998. — Vol. 13, № 1. — P. 73-86.

13. Increased breakfast frequency and nutritional quality among schoolchildren after a national breakfast promotion campaign in Australia between 2000 and 2006 / J.A. O'Dea [et al.] // Health Educ. Res. — 2011. — Vol. 26, № 6. — P. 1086-1096.

14. Nutritional quality of breakfast and physical activity independently predict the literacy and numeracy scores of children after adjusting for socioeconomic status / J. A. O'Dea [et al.] // Health Educ. Res. — 2012. — Vol. 27, № 6. — P. 975-985.

15. Филиппов, В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения / В. Филиппов // Центр развития русского языка, региональный общественный фонд [Электронный ресурс]. —

1998. — Режим доступа: http://www.ruscenter.ru/236.html. — Дата доступа: 21.08.07.

16. Медико-биологическая и психосоциальная адаптация выпускников средней школы / Л. М. Сухарева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. Сер. мед. наук. — 2004. — № 6. — С. 17-23.

17. Гребняк Н. П. Адаптация старшеклассников к обучению / Н. П. Гребняк // Гигиена и санитария. — 2008. — № 1. — С. 55-58.

18. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков / Е. В. Крукович [и др.] // Педиатрия. — 2007. — № 2. — С. 103-106.

19. Особенности поведенческих рисков, связанных со здоровьем, среди подростков трех регионов РФ / В. Н. Касаткин [и др.] // Школа здоровья. Сер. мед. наук. — 2000. — № 3. — С. 5-15.

20. Оценка информированности педиатров о факторах формирующих здоровье детей Крайнего Севера / С. А. Токарев [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. Мед. наук. — 2007. — № 3. — С. 29-30.

21. Socioeconomic status and orofacial clefts in Scotland, 1989 to 1998 / J. D. Clark [et al.] // Cleft Palate Craniofac J. — 2003. — Vol. 40, № 5. — P. 481-485.

22. Parental smoking cessation and children's smoking: mediation by antismoking actions / J. B. Bricker [et al.] // Nicotine Tob. Res. — 2005. — Vol. 7, № 4. — Р. 501-509.

23. Close friends', parents', and older siblings' smoking: reevaluating their influence on children's smoking / J. B. Bricker [et al.] // Nicotine Tob. Res. — 2006. — Vol. 8, № 2. — Р. 217-226.

24. The role of family influences on adolescent smoking in different racial/ethnic groups / E. M. Mahabee-Gittens [et al.] // Nicotine Tob. Res. — 2012. — Vol. 14, № 3. — Р. 264-273.

25. Patterns of alcohol consumption in the seychelles islands (Indian ocean) / J. Perdrix [et al.] // Alcohol and Alcoholism. —

1999. — Vol. 34, № 5. — P. 773-785.

26. Concurrent alcohol and tobacco use during early adolescence characterizes a group at risk / B. Schmid [et al.] // Alcohol and Alcoholism. — 2007. — Vol. 42, № 3. — P. 219-225.

27. Relationship of child psychopathology to parental alcoholism and antisocial personality disorder / S. Kuperman [et al.] // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. — 1999. — Vol. 38, № 6. — P. 686-692.

28. The influence of sociodemographic characteristics on familial alcohol problems: Data from a community sample / M. Russell [et al.] // Alcoholism: Clinical and Experimental Research. — 1990. — Vol. 14, № 14. — P. 221-226.

29. Проблемы укрепления здоровья в детском и подростковом возрасте / Т. И. Стуколова [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. мед. наук. — 1999. — № 3. — С. 3-6.

30. Ахмерова, С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. мед. наук. — 2001. — № 2. — С. 37-40.

31. Безруких, М. Здоровье современных школьников / М. Без-

руких // Центр «Образование и здоровье» МО РФ [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: http://www.

ruslife.ru/family/Folder_56/1039.smx. — Дата доступа: 08.12.07.

32. Алексеев, П. Санитарные врачи о здоровье школьников / П. Алексеев // Русский медицинский сервер [Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/ 2004/65/ article_1086.html. — Дата доступа: 21.08.07.

33. Кучма, В. Р. О проблемах сохранения здоровья школьников / В. Р. Кучма // НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН [Электронный ресурс]. — 2007. — Режим доступа: http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=11194&Item id=3. — Дата доступа: 21.08.07.

Проблемы здоровья и экологии

31

34. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля / А. И. Бурханов [и др.] // Гигиена и санитария. — 2006. — № 3. — С. 58-61.

35. Тронза, Т. В. И школа и детство / Т. В. Тронза // Здаровы лад жыцця. Сер. У дапамогу педагогу. — 2005. — № 12. — С. 3-7.

36. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / А. В. Леонов [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. — № 5. — С. 14-17.

37. Здоровье и функциональное состояние сердечнососудистой системы школьников, завершивших начальное обучение / М. В. Антропова [и др.] // Школа здоровья. Сер. мед. наук. — 2000. — № 3. — С. 16-21.

38. Back pain in Portuguese schoolchildren: prevalence and risk factors / M. J. Trigueiro [et al.] // Eur J Pablic Health. — 2012. — Vol. 105, № 8. — (5 pages).

39. Functional somatic symptoms and associated impairment in 5-7-year-old children: the Copenhagen Child Cohort 2000 / C. U. Rask [et al] // Eur. J. of Epidemiology. — 2012. — Vol. 24, № 10. — P. 625-634.

40. Parental influences on cardiovascular risk factors in Swedish children aged 5-14 years / A. R. Khanolkar [et al.] // Eur J Pablic Health. — 2011. — Vol. 22, December 13. — (6 pages).

41. Rhinitis as an independent risk factor for adult-onset asthma / S. Guerra [et al.] //J Allergy Clin Immunol. — 2002. — Vol. 109, № 3. — P. 419-425.

42. Childhood and aduithood risk factors for socio-economic differentials in psyhological distress: evidence from the 1958 British birth cohort / C. Power [et al.] // Soc Sci Med. —2002. — Vol. 55, № 11. — P. 1989-2004.

43. Maternal depression and child development / E. Cummings [et al.] // J. of Child Psychology and Psychiatry. — 1994.—Vol. 35, № 1. — P. 73-112.

44. Надеждин, Д.С. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников / Д. С. Надеждин // Гигиена и санитария. Сер. Мед. наук. — 2009. — № 2. — С. 56-63.

45. Распространенность факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в популяции 11-16-летних детей и подростков Томска / Н. А. Рабцун [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Сер. Мед. наук. — 2003. — № 1. — С. 36-40.

46. Состояние и пути совершенствования медицинского обеспечения подростков, допризывной и призывной молодежи в Республике Беларусь / Л. А. Соколовская [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. Сер. Мед. наук. — 1998. — № 2. — С. 25-27.

Поступила 02.07.2013

УДК 54:374]-057.875

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

М. В. Одинцова, А. В. Лысенкова, Е. А. Перминова

Гомельский государственный медицинский университет

В статье отражены вопросы применения активных форм и методов самостоятельной работы студентов при изучении общей химии на первом курсе лечебного факультета для дальнейшего совершенствования методики преподавания естественно-научных дисциплин в медицинском вузе.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, самостоятельная работа, формы и методы обучения.

ORGANIZATION OF SELF-STUDY OF JUNIOR STUDENTS AS A FACTOR TO STIMULATE EDUCATIONAL EFFICIENCY

M. V. Odintsova, A. V. Lysenkova, E. A. Perminova

Gomel State Medical University

The article deals with application of active forms and methods of self-study of junior medical students. The development of new forms of students’ teaching was introduced for studying of general chemistry in order to improve the methods of teaching of natural scientific subjects at a medical university.

Key words: medical students, self-study, forms and methods of studying.

Введение

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

При обсуждении перспектив и тенденций развития высшей школы на современном этапе наряду с совершенствованием образовательных программ постоянно рассматривается реализация эффективных педагогических технологий в учебном процессе, которые усиливают мотивацию студентов к обучению и делают акцент на самостоятельное получение знаний [1, 2].

Применение компетентностного подхода в обучении студентов в высших учебных заведениях предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса и требует создания определенных ситуаций в учебной среде, способствующих развитию мотивационной сферы студентов, их устойчивого интереса, креативных способностей,

cyberleninka.ru

Здоровый образ жизни обзор литературы — SportReview

Комментарии пользователей A Yurickaya 12.01.2018 - 02:08

Привет! ты есть в контакте?

Amnesia 15.01.2018 - 02:02

Первая книга кажется очень полезной. Завтра бегу в книжный за ней, большое спасибо за совет. Продолжай снимать видео, ты большая молодец)

Tony Arty 17.01.2018 - 10:38

Спасибо! Надо и в этой сфере самообразовываться! Я еще записался на бесплатный онлайн курс по вирусологии Вроде бы специфика НЯК может быть связана и с вирусами, для понимания чего планирую сдать всевозможные анализы.

Руслан Браун 20.01.2018 - 00:26

Привет Вика, совсем недавно увидел тебя на ютубе. Ты такой позитивный человечек, несмотря на болячку. Мне еще не поставили диагноз, но тоже ничего хорошего, но после просмотра твоих видео мне на душе становится так тепло, жду твоих новых видео. А это для тебя -

Viktoria Brem 21.01.2018 - 06:28

Руслан Браун спасибо Вам большое! Мне очень приятно! Я буду и дальше стараться делать что то полезное и интересное :)

Lera 22.01.2018 - 01:00

Гарри Поттера обожаю _ Зачитанные и затертые книги храню, как сокровище)) А фильмы обязательно раз-два раза в год пересматриваю. В этот волшебный мир невозможно не влюбиться ♥️ Спасибо за рекомендации! Много слышала про «очаровательный кишечник» и остальные книги тоже добавила в список))

Николай Фоминых 24.01.2018 - 17:50

Оооууу! А я как раз “Очаровательный кишечник” купил, но ещё не дочитал, улетел в ГНЦК на обследование и, когда собирался, забыл ее на столе. Удивился, когда увидел ее в твоём обзоре ) Гарри Поттера не читал, но пересматриваю регулярно (хотя мне уже почти тридцаааатник :-Р) Как всегда, приятно смотреть и слушать ) спасибо, продолжай в том же духе и не болей )

Viktoria Brem 26.01.2018 - 21:34

Николай Фоминых крутая книга. Мне ее подарила подруга, и там реально есть ответы на вопросы - которые тупо неловко или не успеваешь спросить у врача :) Спасибо большое!

Аллексей Хромов 27.01.2018 - 08:29

Спасибо! Тебя очень интересно смотреть и слушать :-) снимай ещё :-)

Viktoria Brem 29.01.2018 - 00:21

Аллексей Хромов спасибо! 🙏🏻

Kei Kurono 28.01.2018 - 17:40

Спасибо вам большое. Вы удивительным образом вселяете оптимизм, несмотря на все трудности. Для меня, оставшись один на один со своей болезнью ваши видео как глоток свежего воздуха. Пожалуйста продолжайте и дальше снимать, вы действительно очень помогаете. Здоровья вам и сил. Еще раз спасибо!

Viktoria Brem 31.01.2018 - 17:02

Kei Kurono вам спасибо! Очень приятно получать такие отзывы, это мотивирует меня идти дальше по этому пути! Спасибо! Держитесь-лечитесь! Все будет отлично!

johnny shut 29.01.2018 - 20:35

Гарри Поттер это одна из лучших книг моего детства) спасибо за видео)

centrzpp.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность