НОВОСТИ |
Разработка урока на тему: " Социальная значимость здорового образа жизни». Значимость здорового образа жизниСоциальная и личностная значимость здорового образа жизниЗдоровый образ жизни - это развития жизнедеятельности человека. Достижения человеком долголетия и полноценного выполнения социальных функций, и активного участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой формах жизнедеятельности.
" Социальная значимость здорового образа жизни»Разработка урока по гражданственности для 7 класса на тему: " Социальная значимость здорового образа жизни» Выполнила: Костенко Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Тема: Социальная значимость здорового образа жизни. Цель: Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать особенности и основные факторы, влияющие на его формирование у подростков. Задачи: Образовательные: раскрыть смысл, особенности, причины выбора того или иного образа жизни современными подростками, какое влияние оказывает образ жизни на людей, какие факторы влияют на образ жизни, познакомить учащихся с проблемами сохранения здорового образа жизни. Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, вносить структуру в изучаемый материал и систему в события повседневной жизни, развивать умение работать самостоятельно, применять теоретические знания на практике, использовать различные источники знания. Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого. Воспитание уважения к традициям страны и народа, готовности понимать объективные процессы, происходящие в образе жизни, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов. Тип урока: комбинированный. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная. План урока:
План-конспект урока: I. Организация начала урока - Здравствуйте, ребята. Наш урок мы начнем с народной мудрости: «Улыбка - это поцелуй души». - Сейчас я улыбнусь, а вы поймайте мою улыбку и украсьте ею свое лицо. Запомните себя таким. А теперь подарите улыбку своему соседу. Я желаю всем нам хорошей работы на уроке и отличного настроения. II. Актуализация опорных знаний 1. Проверка д\з - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Патриотизм и гражданственность) Домашним заданием для вас было выучить, что такое патриотизм и гражданственность. Давайте же вспомним значение этих терминов.( ответы учеников) III. Определение темы Учащимся раздаются рисунки разрезанные, каждый стол должен собрать рисунок из частей. 1 стол – учеба 2 стол – занятия спортом, физкультурой 3 стол – семейный праздник 4 стол – питание или сон - Что объединяет все эти рисунки? (все рисунки говорят нам о том, чем занимается человек в своей жизни, распорядок дня) Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?( понятие образа жизни; о поведении подростков; образ жизни подростка) - Сформулируйте тему урока? (образ жизни) Тема сегодняшнего урока « Социальная значимость здорового образа жизни» Открыли тетради, запишите сегодняшнее число. IV. Изучение нового материала - Как вы думаете, что такое «образ жизни»? (как человек живет, где человек живет, чем человек занимается) Молодцы! - Ребята, скажите, а как вы организуете свою жизнь, что включает в себя ваш обычный день, день мамы или папы? Предполагаемые ответы: Сон, питание, учеба, отдых, занятия спортом, семейные праздники. Молодцы, ребята! Вы назвали составляющие образа жизни человека. - Ребята, как вы думаете, есть ли различия в образах жизни людей в различные исторические периоды? В чем они различны? Предполагаемые ответы: Например, раньше у людей не было транспорта и много времени затрачивалось на дорогу, не было компьютеров, было другое питание и другие виды труда , другая одежда и т.д. Различия в транспорте, в орудиях труда. С чем эти различия связаны? ( с образом жизни человека, развитием техники, способов изготовления и т.д.) Мы убедились, что существуют различия в образах жизни людей в различные исторические периоды. - Скажите, а от чего может зависеть образ жизни человека? Предполагаемые ответы: - профессия - национальность - возраст - пол - место жительства Верно, ребята, жизнь протекает по-разному и зависит от многих факторов. На образ жизни накладывают отпечаток и национальность, и возраст, и пол, и профессия. Например, цыгане не живут на одном месте, а все время перемещаются и кочуют. Образ жизни одного человека меняется с течением времени. В детстве у него один распорядок, а в юности, зрелом возрасте и старости он совершенно другой. Мы убедились, что в образ жизни входит много составляющих. А сейчас с помощью «Понятийного колеса» охарактеризуем основные составляющие образа жизни человека Учитель рисует на доске колесо, ось - это будет образ жизни, а учащимся нужно добавить т.н. «спицы» - составляющие термина Предполагаемые ответы: - быт - культура - привычки - традиции - общество Молодцы! Жизнь человека включает много составляющих – культура, быт, питание, привычки, традиции, учеба, отдых, здоровье. Все это как колесо крутится вокруг человека, составляет его образ жизни. - Ребята, скажите, так много составляющих мы с вами выявили, а на что все-таки в большей мере влияет образ жизни человека? (Здоровье) Верно! На доске вы видите результаты социального опроса, что влияет на образ жизни человека? Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни. От чего зависит здоровье человека? Это видно на схеме. ( дети рассматривают схему и называют от чего зависит здоровье человека. На схеме они видят, что основной фактор здоровья – это ОБРАЗ ЖИЗНИ. Посмотрите на второй слайд. Узнаёте? Это ваши знаки, символизирующие правила здорового образа жизни, которые вы рисовали во время проведения проекта. Давайте эти правила назовём. (дети называют). А вот мыслитель, поэт и философ древности Омар Хайям написал изречение, которое тоже можно считать одним из правил ЗОЖ: Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало. Два главных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Но мы с вами, пройдя все этапы проекта, знаем гораздо больше об этом. Давайте вспомним, какие мы вывели правила ЗОЖ. (презентация «ЗОЖ») Теперь давайте проведем небольшой тест Тест «Твое здоровье». 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом. 6. В последнее время я несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты. 1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно. 7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе… -А как образ жизни может повлиять на здоровье человека? ( плохо или хорошо) Образ жизни может повлиять как положительно, так и отрицательно на здоровье человека. + правильное питание занятия спортом здоровый сон режим дня - изнурительная работа вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики), клубная жизнь, Интернет А теперь я предлагаю поговорить об образе жизни современного российского подростка. Как вы думаете, какие из вышеперечисленных факторов чаще влияют на ваше здоровье и здоровье ваших сверстников? (Отрицательные -интернет, телевизор, наркотики, алкоголь, курение) Социальный опрос:
А)Важно Б)Неважно 2. Кто должен заботиться о твоем здоровье? А) врачи Б) Родители В) учителя Г) ты сам 3. Как ты считаешь, зачем тебе нужно вести здоровый образ жизни? А) не знаю Б) мне не нужен здоровый образ жизни, у меня и так все хорошо В) Чтобы меня не ругали учителя и родители Г) Чтобы быть сильным и красивым Д) Чтобы в будущем у меня были здоровые дети Динамическая пауза Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки, Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе. Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем. Руки вверх над головой, смотрим все перед собой, Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем, Организм оздоровляем, кислородом наполняем. Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать, Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись. Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить. Наша жизнь зависит от того, какой образ жизни мы выберем. Поэтому мы сами должны сделать правильный выбор. - Как должна современная молодежь изменить свой образ жизни, чтобы сохранить свое здоровье и не начать деградировать как личность? (ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, заняться любимым делом, помогать старшим) Разыграем ситуации: Представим, что мы врачи, учителя, родители и даже президенты. Что бы мы могли сказать людям, чтобы посоветовали, для сохранения и поддержания здоровья? 1 стол: Речь президента Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Поэтому, политика государства должна быть направлена на…
Здоровая нация – здоровое государство! 2 стол: речь учителя Школа сегодня должна заботиться о здоровье каждого ребенка, ведь это здоровье всего общества. Поэтому в школе должны проводиться …. 3 стол: речь врача Представьте себе, что вы врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? 4 стол: советы родителей своим детям Здоровое питание Хорошая учеба Достаточный сон Занятия спортом и т.д. Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Итак. Слово президенту…. Заслушаем советы учителя… Наставления родителей своим детям… Советы доктора… Рефлексия Прослушивание заранее подготовленных сообщений 1. Правильное питание—основа здорового образа жизни. После большой перемены в мусорнице лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем? В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит. Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она. Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным. Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас. Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию. История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа. Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле. Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут. Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли. О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти. Для перевозки концентрата кока- колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов. Дистрибьюторы кока- колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков. Все еще хотите бутылочку Колы? Единственный безвредный компонент газировок - вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту. Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам: 1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше. 2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой. 3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю. 4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой. 5. Не давайте газировку детям до 3 лет. Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков. Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат. Салат, укроп, петрушка. Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе. Сельдерей. Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления. Топинамбур. В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных. Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями. Морковь Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. Капуста Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном. Свекла А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором. Баклажаны Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови. Яблоки Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ. Груши Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. Вишня, черешня Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. Малина Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни. Черная смородина Богата общеукрепляющим витамином С. 2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете. Пословицы: 1. От хорошего сна … Молодеешь 2. Сон – лучшее … Лекарство 3. Выспишься - … Помолодеешь 4. Выспался – будто вновь… Родился 3. Активная деятельность и активный отдых. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. 4. Вредные привычки. КУРЕНИЕ Из истории Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы. Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин». Наказания В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади; В Турции курильщиков сажали на кол; В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…» В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика) В табачном дыме содержится много вредных химических веществ и элементов. Всего их примерно 4000!. Среди них аммиак, ацетон, пропилен, А привыкание к курению вызывает НИКОТИН. АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы. НАРКОМАНИЯ Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий). Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон. Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Согласно международному принятому определению, наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество (или вещество из определённой группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость". Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: Сидячее положение в течение длительного времени;
Сидячее положение.Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Электромагнитное излучение.Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше. Воздействие на зрение.Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых вами программах, неправильное расположение экрана. Правила личной гигиены: 1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены. 2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой. 3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. 4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки. 5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек. 6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро. 7. Следите за чистотой своей одежды, обуви. 8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы. 9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке. 10. Соблюдайте режим дня! Дополнительное задание: Вопросы «Да» или «Нет»:
V. Итог урока Давайте построим дом, состоящий из нашего образа жизни. _ что возьмем за фундамент нашего дома? Что больше всего влияет на образ жизни человека? (здоровье) Фундамент дому будет здоровый образ жизни. Каждый должен заботиться о своём здоровье, сделать большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего, фундаментом, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни. У вас на столах лежат по два листа, запишите маркером на листе, факторы, которые способствуют положительному образу жизни.(питание, отдых, занятие спортом, отсутствие вредных привычек, сон, отдых…) . Крышей нашего дома будет ваше хорошее настроение. Ведь хорошее настроение – залог здоровья. Выберите смайлики и зацепите на крышу нашего дома. Вы сами создаете свой образ жизни. И если вас что-то не устраивает в том образе жизни, который вы ведете, никогда не поздно его поменять. Все в ваших руках. И не забывайте, вы сами делаете выбор. Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Получают оценки… Домашняя работа: подготовить сообщение об образе жизни разных народов. Урок окончен. Спасибо за урок. infourok.ru Роль ценностей здорового образа жизни в современном обществеСтатья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в современном обществе, а также первостепенной роли школы, образовательной системы в целом в деле формирования культуры здоровья среди подрастающего поколения. Ключевые слова:здоровье, ценность, школа, ученик, личность.
Конец ХХ начало ХХI столетий ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и формированием новых. Переходный период характеризуется кризисными тенденциями, в результате чего формируются новые и обостряются старые противоречия. Постоянно изменяющиеся, нестабильные условия существования на фоне экологической, экономической, военно-политической, информационной и др. угроз становятся причиной снижения качества жизни человека, что особенно негативно отражается на его здоровье. Снижение уровня здоровья выражается плохой переносимостью предъявляемых социально-биологической средой повседневных психических и физических нагрузок, ранним развитием неврозов, психосоматических и психических заболеваний не только у представителей старших возрастных групп, но и у лиц школьного возраста. Эти процессы фиксируются в разных странах мира, в том числе, и в России, о чем свидетельствуют данные ВОЗ и других международных и отечественных организаций работающих в области здравоохранения. Сегодня появился запрос на формирование новой генерации людей, способных длительно сохранять работоспособность, обладая при этом высокой стрессоустойчивостью к широкому спектру внешних и внутренних воздействий. Поэтому все более востребован новый тип личности — личности когерентной, устойчивой, идентичной самой себе, несущей образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром, имеющей активную творческую жизненную позицию и стремление к духовно-нравственному совершенствованию. Новая культурно-историческая ситуация поднимает значимость и ценность здоровья, так как только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной творческой общественной деятельности. Ценность здоровья при этом должна занимать доминирующее место в структуре человеческих ценностей. Если человек достаточно разумен, то ему стоит позаботиться о своем здоровье, «ибо здоровье — это не все, но все без здоровья — это ничто», — утверждал еще Сократ. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Однако всесторонняя полнота человеческой жизни как непреходящей ценности обусловливается здоровьем, наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Таким образом, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества. С грустью приходится констатировать, что особенно остро проблемы физического и психического здоровья проявляются в Российском обществе, находящемся в тяжелых условиях переходного периода, характеризующегося обострением социальных противоречий и резким снижением качества жизни большинства населения, поскольку индивидуальное здоровье зависимо напрямую от тех экономических, социальных и политических процессов, которые происходят в обществе. Сейчас в стране показатели индекса развития человеческого потенциала оцениваются ниже, чем экономические показатели. В широкой печати все активнее высказываются опасения, что соотношение контингента лиц с ослабленным здоровьем приближается в России к допустимым для выживания популяции пределам. Наблюдения клиницистов также свидетельствуют о переходе уровня физического развития российских детей и подростков к «ретардативному варианту» и это не может не вызывать беспокойства. Сегодня, как считает известный социальный психолог Л. И. Шершнев, одна из главных опасностей — разрушение российского менталитета, культуры, нравственного и психического здоровья нации. Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение здоровья нации через усиленную заботу, в первую очередь, о подрастающем поколении. При этом в обеспечении здоровья граждан, страны нельзя полагаться только на государственные структуры здравоохранения. Необходимо актуализировать и консолидировать возможности других государственных и общественных структур: социальной работы, образования и культуры, разнообразных общественных организаций и движений. Но кроме этого нужны и собственные усилия граждан в деле обеспечения здоровьесбережения. Возрождение активной субъектной позиции каждого в сфере здоровьесбережения — залог нормального существования, духовного и материального процветания общества и государства. Обеспечение здорового развития каждого гражданина определят жизнестойкость государства и общества. Поэтому с целью обеспечения устойчивого безопасного развития личности и общества в государственной политике необходимо переориентироваться от преимущественной аккумуляции сил в «зонах риска» на профилактику их возникновения, на решение проблем воспитания жизнестойкости каждой личности и общества в целом. А для наиболее эффективного достижения данной цели необходимо воздействие на подрастающее поколение. И школа, образовательная система в целом должна сыграть здесь первостепенную роль.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456. 2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45. 3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93. 4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70. 5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17. 6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459. 7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110. 8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943. 9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76. 10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156. 11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732. 12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345. 13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114. 14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0 15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46. 16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116. 17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60. 18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100. 19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0 20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153. 21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14 moluch.ru Здоровый образ жизни как ценность современного человека Текст научной статьи по специальности «Социология»УДК 614:374 Д.А. Кольцов ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Раскрывается понятие ценности в современном мире. Особое внимание уделено ценности здорового образа жизни, его формированию и значимости в повседневной жизни человека. Самой главной ценностью человека является здоровье, его самый важный приоритет в жизни, который определяет возможность для реализации всех его устремлений, как личных, так и социальных. Затронут исторический аспект ценности и здоровья. Раскрывается, насколько здоровье и здоровый образ жизни культивируются сегодня как приоритеты современной жизни. ценность, здоровье, здоровый образ жизни, формирование в современном обществе здорового образа жизни. Жизнь любого человека строится на достижении целей, которые должны соответствовать имеющимся у него ценностям. Только тогда, когда ценность и цель находятся в гармонии друг с другом, достижение цели вполне вероятно. Следует подчеркнуть, что ценностный ряд современного человека должен отвечать требованиям действительности. В этом ряду далеко не последнее место занимает ценность здорового образа жизни. Прежде чем перейти к раскрытию его содержания, считаем необходимым обратиться к определению самого феномена ценности. «Ценность - любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» 1. Как отмечает Б.С. Братусь, ценности выполняют две функции. Первая из них связана с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации. Вторая заключается в том, что деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Опорой нравственной © Кольцов Д.А., 2014 1 Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2005. 720 с. оценки являются смысловые образования, которые становятся личностными ценностями 2. Значимый вклад в развитие теории ценностей внес М. Рокич, который трактует ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» 3. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценность - это состояние человека, сформированное под влиянием окружающего мира, оказывающее положительное влияние на процесс его жизнедеятельности. Доказано, что на разных этапах жизни человека присутствуют доминантные ценности, но есть ряд ценностей, которые не теряют своей доминантности на протяжении всей его жизни. Именно к таким ценностям относится ценность здоровья. Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, видам, структуре и т. д. Аксиологический анализ здоровья предполагает, прежде всего, выяснение его ценностной сущности, структуры и роли в «жизненном мире» человека. По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, то есть тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время здоровье является ценностью-средством, ибо «существует не само по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни. Можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как антиценность. К сожалению, в современном российском обществе сложилась ситуация, когда нездоровых людей становится все больше, а болезни молодеют. При этом люди готовы тратить большие средства и прилагать огромные усилия к излечению, но лишь небольшая часть людей готова заниматься профилактикой, вкладывая силы и средства в свое здоровье. Ценность здоровья, скорее, декларируется, нежели становится реальной целевой установкой. Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентаций, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла. Здоровье - это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности. Носителями здоровья, а следовательно и субъектами ценностного отношения, 2 Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М. : Знание, 1985. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3). 3 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973. могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В этом отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или возрастной группы и т. д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье индивида как ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. Здоровье социума (общества) как ценность - это значимость для общества степени реализации смысложизненных возможностей его членов. По своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента: объективный компонент - совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья; статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т. п. Субъективный компонент здоровья как ценности - отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» 4 Позиция Дж. Локка актуальна и для нашего времени. В современном обществе формирование здорового образа жизни во всех группах населения, достижение физического совершенства - социальная цель воспитания, нормативной основой которого являются общегосударственные программы. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Преодоление низкой потребности у населения в занятиях физической культурой является важной задачей современной физкультуры. Как говорил Пьер де Кубертен, для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом. В связи с эти важно включать население в различные спортивные мероприятия, причем такое включение может быть как активным (непосредственное участие в организации и проведении спортивного мероприятия), так и пассивно-активным (человек является зрителем или болельщиком). Когда человек видит, как спортсмен, пусть даже не самый известный, добивается определенных результатов в спорте, у него непременно усилится желание заняться физкультурой или даже спортом. Очень важно, что именно в России прошло такое значимое спортивное событие - XXII Зимние Олимпийские игры 2014. Все мы с нетерпением ждали Олимпиаду, гордимся, что она была 4 ШЬ : http://diplommm.ru/work042073.html (дата обращения : 19.05.2014) именно в нашей стране. Это привлекло огромное количество людей к спортивной жизни, и, как следствие, повысилась мотивация к ведению здорового образа жизни. Важно начинать прививать населению нормы здорового образа жизни с самого детства. В этом огромную роль играет образовательный процесс в школе. Школьные годы - значительный период жизни человека, когда закладываются основы знаний, формируются ценности, в частности, ценность здорового образа жизни. В школе № 3 города Рязани, где я работаю учителем физической культуры, регулярно проводятся разного рода мероприятия для оздоровления не только учеников, но и их родителей. 15 октября 2013 года в Рязани принимали эстафету олимпийского огня. Наша школа привлекла для этого мероприятия более 400 учащихся и их родителей. В ноябре 2013 года в рамках муниципального конкурса «Педагогический дебют 2013» мною был проведен открытый урок на тематику олимпийского и паралимпийского движения с использованием видеоматериала, объясняющего символику паралимпийского движения. Ученики окунулись в спортивную атмосферу, поняли, насколько важно заниматься физической культурой или спортом. Видя, с каким упорством и желанием борются за спортивные медали люди с ограниченными возможностями, у них самих появилось желание добиться спортивного успеха и вести здоровый образ жизни. С 2010 года в нашей стране по Указу Президента Российской Федерации проводятся крупные спортивные соревнования для учащихся общеобразовательных школ - «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания». Каждый год проходит жеребьевка для определения возрастных групп участников, чтобы охватить как можно больше учеников всех возрастов. Программа «Президентские спортивные игры» включает в себя такие виды спорта, как легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол. Особенностью «Президентских состязаний» является наличие теоретического и творческого конкурса. Творческий конкурс всегда задается на определенную спортивную тематику. Ученики школы № 3 регулярно принимают участие в этих соревнованиях, становятся победителями муниципального и регионального этапов, обеспечивают себе путевку на Всероссийский этап. В 2014 году наша школа заняла первое место в областном этапе «Президентских состязаний» и вышла во Всероссийский финал, который пройдет в лагере «Смена» (Анапа), и третье место в областном этапе «Президентских спортивных игр». Такие соревнования всегда объединяют детей, как непосредственных участников, так и тех, кто болеет за родную школу. Это дает возможность детям понять, насколько важно и полезно вести именно здоровый образ жизни, с раннего детства уделять особое внимание сохранности своего здоровья. Кроме того, те результаты, что на протяжении ряда лет демонстрируют наши ученики в этих состязаниях, свидетельствуют о правильности выбора школой ориентира на привитие ребятам основ здорового образа жизни и продуманной школьной работы по данному направлению. В настоящее время наше государство уделяет особое внимание здоровью населения. Утверждение здорового образа жизни - важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны. Физическая культура и спорт могут не только стать серьезным противовесом негативным тенденциям, прямо влияющим на уровень национальной безопасности нашей страны, но и переломить ее благодаря формированию нового стимула роста жизненной активности населения России, формированию нового стиля его жизнедеятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование) [Текст]. - М. : Знание, 1985. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3). 2. Педагогика : большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. -Минск : Современное слово, 2005. - 720 с. 3. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text]. - N.Y., 1973. REFERENCES 1. Bratus', B.S. Nravstvennoye soznaniye lichnosti (psichologicheskoye issledovaniye) [The moral consciousness of personality (psychological research) [Text]. - Moscow : Knowledge, 1985. - 64 p. - (New in life, science, technology. The series «Ethics». N 3). 2. Pedagogika : bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogics: large modern encyclopedia] [Text] / compiled by Ye.S. Rapatsevich. - Minsk : The modern word, 2005. - 720 p. 3. Rokeach, M. The Nature of Human Values [Text]. - N.Y., 1973. D.A. Koltsov HEALTHY LIFESTYLE AS A VALUE IN CONTEMPORARY SOCIETY The paper treats a modern conception of value and focuses on the value of healthy lifestyle, its formation and its importance for everyday life. The author maintains that health is the major value in life and a priority which enables the implementation of personal and social values. The value of healthy lifestyle is viewed through the prism of the diachronic approach. The paper maintains that health and healthy lifestyle are priority values in contemporary society. Value, health, healthy lifestyle, the value of healthy lifestyle in contemporary society. cyberleninka.ru «СОЦИАЛЬНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», поскольку в образе жизни человека проявляется его здоровье. По определению Э. Н.Вайнера, «Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». В основе теории здорового образа жизни (ЗОЖ) заложен ряд ключевых положений: 1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса. 2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал. 3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей. 4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Структура ЗОЖ (здорового образа жизни) включает следующие факторы: - оптимальный двигательный режим; - тренировку иммунитета и закаливание; - рациональное питание; - оптимальную психофизиологическую регуляцию; - психосексуальную и половую культуру; - рациональный режим жизни; - отсутствие вредных привычек; - валеологическое самообразование. В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т. д.), личностно-мотивационные особенности личности. Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества: положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение; способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной; обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей; является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех; обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток; позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха; обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм. Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям. 1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья: - уровень физического развития; - уровень физической подготовленности. 2. Оценка состояния иммунитета: - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода; - при наличие хронического заболевания – динамику его течения. 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни: - эффективность профессиональной деятельности; - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей; - широту и степень проявления социальных и личностных интересов. 4. Оценка уровня валеологических показателей: - степень сформированности установки на здоровый образ жизни; - уровень валеологических знаний; - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни. yartsevan.blogspot.com |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |