7.4. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальные проблемы современности развернутый план


Урок по теме "Глобальные проблемы современности""

Тема урока: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека; дать представление о различных точках зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: практическая работа (работа с фрагментами из публи­каций и отдельными высказываниями, выполнение проблемно-познавательных заданий).

Задание учащимся: на схеме указаны две черты глобальных про­блем современности. Запишите еще три характерные черты.

ПЛАН

1. Особенности глобальных проблем.

2. Классификация глобальных проблем:

1) политические;

2) экологические;

3) социальные;

4) экономические.

3. Возможно ли решение глобальных проблем?

Оборудование: листы с заданиями для каждого ученика.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Особенности глобальных проблем

Объяснение учителя и выполнение заданий учащимися по ходу объяснения.

Учитель. Каждый человек, как частица целого, неразрывно связан со средой своего обитания, состояние которой определяет условия его суще­ствования. Поэтому направления и перспективы мирового развития при­влекают пристальное внимание ученых.

В последнее время особую тревогу мировой общественности вызыва­ет угроза термоядерной войны, экологические, демографические и ряд других проблем современности, затрагивающих мир в целом и требую­щих неотложных решений.

Учащиеся выполняют задание 1 (см. Приложение 1) и определяют тему и цель урока.

Учитель. Слово «глобальный» происходит от латинского слова globes - шар. Зная происхождение и значение слова, назовите важнейшие признаки глобальных проблем. Что делает проблемы, стоящие перед странами и народами, глобальными?

После обсуждения учащиеся приходят к выводу.

Вывод: понятие «глобальные» охватывает тот круг проблем и про­тиворечий, которые:

1) приобрели планетарный характер и затрагивают интересы всех стран и народов;

2) угрожают разрушением фундаментальных основ человеческой ци­вилизации;

3) требуют для своего решения совместных усилий.

Учитель. Человек - личность автономная, обладающая некоторой свободой мышления и действий. Однако границы этой свободы ограниче­ны совокупностью природных и социальных факторов. Человечество со­здает и преобразует природные условия своего существования, испытывая при этом обратное воздействие. Так складывается сложное взаимодейст­вие между человеком и средой обитания.

Классификация глобальных проблем.

Ученые классифицировали глобальные проблемы.

Глобальные проблемы

Политические

Экологические

Социальные

Экономические

1. Возникнове­ние локальных конфликтов

1. «Парниковый эффект»

1. Демографи­ческая ситуа­ция

1. Продовольст­венная проблема

2. Опасность ядерной войны

2. Загрязнение атмо­сферы, вод Мирово­го океана

2. Перенасе­ленный «юг»

2. Полюса разви­тия

3. Различия

политических

систем

3. «Озоновая дыра»

3. Терроризм

3. Истощение ресурсов

Политические проблемы

Учитель. Узкокорыстная или недальновидная политика одних часто оборачивается ущербом для других. Локальные политические и военные конфликты, как правило, перерастают в региональные и подчас выходят за рамки отдельных регионов. Можно вспомнить, что все мировые войны начинались с конфликтов между соседними государствами.

Ближневосточный кризис начинался с войны между Израилем и ара­бами Палестины, а иракская оккупация Кувейта привела к войне в районе Персидского залива с участием стран, расположенных за тысячи километ­ров от места этих событий.

Учащиеся выполняют задания 2 и 3 (см. Приложение 1) и приходят к выводу.

Вывод: фатальный исход войны с применением оружия массового поражения сам по себе является сдерживающим фактором от его приме­нения, поскольку в такой войне не будет ни победителей, ни побежден­ных. В действительности дело обстоит иначе. История свидетельствует, что накопление оружия никогда не служило предотвращению военных конфликтов.

Учитель. Большинство современных государств осознало преимуще­ства демократии. Количество тоталитарных режимов в мире сокращается, но они не исчезли совсем - тоталитаризм сохраняется в странах Востока (Северная Корея, Ирак) и в Африке; не проведена политическая модерни­зация Китая и Кубы. Есть государства, где демократия слишком незрела, поэтому сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков.

Экологические проблемы

Учитель и учащиеся обсуждают проблемы «парникового эффекта» и загряз­нения окружающей среды и приходят к выводу.

Вывод: последствия загрязнения окружающей среды приведут к тому, что в продуктах природы будут содержаться вещества, созданные человеком и опасные для него.

Учащиеся выполняют задание 4 (см. Приложение 1) и делают вывод.

Вывод: первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количе­ственным и качественным изменениям других элементов.

Второе - абсолютно безотходного производства нет, но важно до­биться того, чтобы отходы использовались в экологически безопасной форме (шумозащитный слой в автомобиле «Тойота» сделан из отходов рентгеновской пленки).

Третье - человек не всегда предвидит последствия своих действий. Этот принцип - призыв: следует меньше всего вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее. В ряде стран существуют природные инди­каторы чистоты воды. Например, если в озере, реке водится форель, зна­чит, можно говорить о чистоте воды. Если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.

Четвертое - за чистую природу надо платить, а за грязную приходит­ся расплачиваться.

Социальные и экономические проблемы

Учитель. В конце XVIII века в Европе значительного развития дос­тигла медицина. Смертность стала уменьшаться, но произошел спад рож­даемости. В развивающихся странах произошел «демографический взрыв». Он стал одной из главных проблем современности. Высокий при­рост населения характерен для стран со слабо развитой экономикой, где государство не может обеспечить нормальных условий жизни своим гра­жданам.

Учащиеся выполняют задание 5 (см. Приложение 1).

Учитель и учащиеся обсуждают экономические проблемы и приходят к выводу.

Вывод: внутренние ресурсы слаборазвитых государств для осущест­вления индустриализации крайне ограничены. Стремление решать эту проблему за счет привлечения иностранных займов вызывает рост внеш­ней задолженности, которая уже превысила 1 трлн. американских долларов. По сей день 800 млн человек живет в абсолютной бедности, 50 млн. еже­годно умирает от голода, треть населения не имеет работы. Проблема за­ключается в технологической пропасти, которая разделяет лидеров и аут­сайдеров мировой экономики.

Возможно ли решение глобальных проблем?

Учитель. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоре­чивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и чело­веческой деятельности. Их решение - задача жителей всей планеты, и ее решение возможно путем мирного, добровольного, осознанного сотруд­ничества.

Учащиеся выполняют задания 6 и 7 (см. Приложение), затем они заполняют схему (см. задание, полученное в начале урока).

Заполненная схема выглядит следующим образом:

1. Являются показателями целостности и взаимосвязанности современного мира.

2. Создают угрозу человечеству.

3. Требуют объединенных усилий для сотрудничества.

4. Побуждают к поиску взаимопонимания и согласованию интересов.

5. Поиск решения этих проблем способствует становлению единой цивилизации.

II. Итоги урока.

Подвести итоги урока можно, используя следующее задание: поду­мать и ответить на вопрос «Как найти выход из тупиков отсталости, угро­зы взаимного уничтожения, деградации природной среды?».

Учитель.

1. «Чтобы иметь будущее, человек должен выжить как вид... Для это­го он должен приостановить, а затем и ускорить существующие сегодня тенденции к разрушению. В определенной степени он должен пересоздать самого себя, свои отношения с другими людьми и свои отношения с ос­тальной природой. Таким образом, наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением» (Г. Парсонс). То есть все проблемы - лишь зве­нья более общей проблемы выживания.

2. Условием выживания цивилизации становится планомерное, орга­низованное на научной основе использование ресурсов планеты.

3. Системный подход к глобальным проблемам требует распределе­ния решаемых задач по иерархическим уровням. В качестве первоочеред­ных сегодня выступают задачи прекращения гонки вооружений.

Бактерии могут жить в таких местах и при такой температуре, какой человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, почему бы им и дальше не жить. Человеческий вид насчитывает всего 100 тысяч лет и уже поставил свое существование под угрозу. Человек должен доказать, что человеческая цивилизация не краткий период земной истории.

Учитель обобщает и подводит итоги урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ

К УРОКУ по теме «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Задание 1.

- Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений:

- экономический кризис;

- научно-техническая революция;

- глобальные проблемы?

Задание 2.

С 3500 г. до н. э. по 2000 г. произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили в мире.

Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.

Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.

Существует также теория, согласно которой, чем более сокруши­тельно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем силь­нее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему.

Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены, поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, и в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.

- Каково ваше отношение к представленным позициям? Ответ обос­нуйте.

Задание 3.

К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядер­ном конфликте погибнет 2 млрд человек. 20—25 % оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изме­нения сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире име­ется около 150 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.

- Насколько реальна угроза этой чудовищной войны?

Задание 4.

Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд тонн различных веществ, из которых 98,5 % превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн тонн пы­ли и др. В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн тонн твердых веществ. Кар­тину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием окисей серы и азота в атмосфере.

В 102 городах СНГ с населением 50 млн человек концентрация вред­ных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.

Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть абстракцией. Уже сегодня 70 % человеческих болезней связано с загрязнени­ем природной среды. По этой причине 20 % флоры и фауны Земли находятся в стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие по­высит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что приве­дет к неблагоприятному изменению климата на Земле.

Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следую­щие законы экологии:

1) все связано со всем;

2) все должно куда-то деваться;

3) природа «знает» лучше;

4) ничто не дается даром.

- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

Задание 5.

На рубеже «до н. э. - н. э.» население Земли составляло около 234 млн человек. К1800 г. - 1 млрд человек, к 1990 г. - 5,5 млрд. человек.

Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает - 100-120 че­ловек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.

Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жиз­ни - самая высокая в Японии (мужчины - 89 лет, женщины - 91 год), са­мая низкая - в Африке (мужчины - 30 лет, женщины - 35 лет). Россия занимает 78-е место по продолжительности жизни (мужчины - 56 лет, женщины — 72 года).

- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?

Задание 6.

По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89 % россиян, 67 % граждан США, 51 % канадцев, 27 % норвежцев, 21 % финнов, 14 % датчан.

- Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?

Задание 7.

Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и воз­можностей спасти себя. Мы обречены».

- Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните.

infourok.ru

Тема 12 глобальные проблемы современности план

Тема 12. Глобальные проблемы современности.

План:

  1. Понятие глобальной проблемы. Классификация глобальных проблем.

  2. Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». «Антропологическая катастрофа».

  3. Пути выхода из кризиса. Будущее человечества.

1. Диалог цивилизаций. Различные аспекты проблемы формирования единой культуры человечества. Характеристики всемирной цивилизации. Глобализация и антиглобализм. Глобализация проблем человечества. Понятие глобальной проблемы. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Необходимость совместного их решения. Проблемы взаимоотношений государств и групп государств. Интерсоциальные глобальные проблемы. Угроза мировой войны. Ядерная зима. Исторические корни войны. Скрытые и открытые причины войн. Возможность мирного сосуществования. Проблема мирового терроризма. Терроризм и мы. Бесперспективность метода террора в решении конфликтов. Альтернативы насилию: христианское ненасилие, буддистское ненасилие, методы разрешения конфликтов в современной конфликтологии. Проблема установления справедливого экономического порядка. Различный уровень экономического развития стран. «Золотой миллиард» и остальная часть человечества. Экономическая политика Развитых стран. Политика «двойных стандартов». Процессы глобализации культуры и проблема сохранения многообразия культур. Глобализм и антиглобализм. Понятие «экология». Сущность экологической проблемы. Экологический кризис. Три основных фактора ухудшенияэкологической ситуации. Собственно экологические проблемы. Стратегии природоохранной деятельности. Законы об охране окружающей среды. Экономические методы охраны окружающей среды и особенности их использования в России. Природа и духовность. Ограниченность ресурсной базы планеты. Проблема голода. Роль различных стран в истощении природы. Возможно ли выживание человечества. Неконтролируемый рост населения .Роль и методы экологического воспитания. Представление об экологической гармонии. Представление об экологической гармонии в восточных культурах. Представление о сосуществовании природы и человека в национальных культурах ханты и манси. Русский экологизм. Возможность коэволюции природы и общества. Современные экологические движения.

2. Повышение интереса к человеку. Проблемы, связанные с индивидуальным бытием человека. Проблема «человеческих качеств». Зависимость судеб мира от духовного развития человечества. «Антропологическая катастрофа»: сущность, причины, динамика. «Восемь смертных грехов человечества» Конрада Лоренца. Духовные процессы современности в произведениях философов. Рост могущества государственного аппарата. Тотальный контроль над индивидом. Проблема тоталитаризма. Инакомыслие. Государство и права человека. Правозащитные движения. Феномен агрессивности. Массы и агрессия. Агрессивный национализм и воинствующий космополитизм. Проблема творческой самореализации личности. Феномен «бегства от свободы». История возникновения массовой культуры. Экономические предпосылки массовой культуры. Сущность и проблемы массовой культуры. Идеалы массовой культуры. Роль средств массовой информации в формировании и распространении массовой культуры. Телевидение и массовая культура. Мыслители о проблемах современной культуры. «Восстание масс». Характеристики «человека массы».

3. Деятельность «Римского клуба». Экологические организации. Глобальные стратегии преодоления кризиса. Принципы «нового гуманизма». Пути выхода из кризиса и их связь с «человеческими качествами». Образование как путь обучения принципам «нового гуманизма». Облик информационного общества: прогнозы и ожидания. Задачи человечества. Предпосылки преодоления кризисных явлений.

СЛОВАРЬ

основных понятий и ключевых слов по курсу

Агностицизм – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Анализ – процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.

Антиглобализм – социально-политическое движе­ние, возникшее в конце XX в., сторонники которого считают необходимым изменить господствующую ныне либеральную капиталистическую форму глоба­лизации. Основной целью движения является разви­тие процессов интеграции экономик, народов и куль­тур на основах демократии, социальной справедливо­сти, уважения самостоятельности и самобытности на­ционально-культурных образований.

Антропология – учение о человеке.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Бытие – мир в целом, реальность как целое.

Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

Гипотеза - допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.

Глобализация – объективный процесс в современных международных отношениях, высшая стадия интернационализации или взаимодействие национальных хозяйств на мировом рынке. Г. характерна для информационно-коммуникационных, торговых и валютно-финансовых отношений, транснациональных корпораций.

Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны.

Гносеология – учение о познании.

Государство – основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур.

Гуманизм – идеология, ориентированная на признание достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, человечность общественных отношений.

Движение – это изменение, способ существования сущего.

Детерминизм – учение об обусловленности всего сущего.

Диалектика – 1. естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства; 2. учение об естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей; 3. метод мышления, раскрывающий единство и борьбу противоположностей.

Дуализм – учение, берущее за основу мира два равнозначных и независимых начала.

Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Знание – результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека.

Идеализм – учение, считающее основой мира дух, сознание.

Идеальное – специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

Интерсоциальные глобальные проблемы – проблемы характеризующие отношения между государствами и группами государств: проблема войны и мира, проблема терроризма, проблема установления справедливого экономического порядка.

Иррационализм – учения, считающие основными источниками познания интуицию, волю, воображение, мистическое озарение, данные которых обрабатывает разум, не способный вместить все многообразие духовной и материальной реальности.

Иррациональное – 1. диалектическая противоположность рационального, то, что еще не вошло в сферу осознанного, продуманного, обоснованного как теоретически, так и практически; 2. нечто неразумное, отрицающее разум, борющееся с ним; 3. нечто по своему внутреннему характеру не способное быть предметом мысли, нечто, что может быть названо, но не объяснено.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания; объективное содержание сознания.

Категории – наиболее общие и наиболее простые утверждения о реальности.

Качество – все, что принадлежит вещи, все, в чем вещи сходны или отличаются друг от друга.

Количество – совокупность однородных элементов, образующих данное качество.

Креационизм – учение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление открыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении со смыслом сущего.

Материализм – учение, считающее основой мира материю, природу, объективную реальность.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Мера – единство количества и качества.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентира и регулятора его поведения.

Мифология – образно-художественный способ объяснения явлений природы, жизни людей, взаимоотношений земного и космического начал.

Монизм – учение, согласно которому в основе мира лежит одно начало.

Мышление – высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности.

Натурфилософия – философия, ориентированная на познание и умозрительное истолкование природы.

Наука – форма духовной деятельности людей по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.

Общественно-экономическая формация – целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.

Плюрализм – учение, согласно которому в основе мира лежат много равнозначных и независимых друг от друга начал.

Познание – обусловленный исторической практикой процесс приобретения и развития знания, процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Политическая сфера общества – это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

Понимание – истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и задачами человека.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях.

Правовое государство – это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Практика – совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и формированию социальных отношений.

Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека.

Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.

Противоположности – то, что по отношению друг к другу выступает как иное.

Развитие – необходимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов приводящее к возникновению нового качества.

Разум – мыслительная способность раскрывать сущность действительности.

Рассудок – способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему.

Рационализм – учение, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональность – способность разума к целостному охвату природы, общества и человеческой субъективности.

Религия – вера в высшие, абсолютные ценности.

Релятивизм – учение об относительности любого суждения и мнения.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Связь – философская категория, отражающая зависимость между явлениями, взаимообусловленность всего сущего

Секуляризация – процесс освобождения государства от влияния церкви, раскрепощения сознания от церковных догм.

Синтез – соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Субстанция – сущность, то, что лежит в основе.

Суждение – форма мышления, отражающая связи, взаимоотношения между вещами.

Сциентизм – позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии правильной ориентации человека в мире.

Творчество – деятельность человека по созданию новых объектов, качеств, образов и знаний.

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о связях и закономерностях определенной области действительности.

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому реальностью определяющей все сущее в мире является Бог.

Умозаключение – логическая форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

Философия как форма мировоззрения – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.

Цивилизация – целостность духовной и материальной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.

Экологический кризис – отчетливо обнаружившееся противоречие между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы выносить нагрузки антропогенного характера.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Эмпиризм – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования.

Язык – система материальных объектов, знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы.

Опорные понятия и ключевые слова выделены в тексте курсивом и подчеркиванием.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Философия, ее роль и место в культуре.

План:

  1. Почему, зачем человек философствует?

  2. Философские вопросы, о чем они?

  3. Из чего и как рождается философия?

  4. Кто же такой философ?

  5. Как, в чем объективируется философское знание?

  6. Какому обществу нужна и какому не нужна философия?

  7. В чем предмет философии?

Задания 2-5 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 2. Онтологизм античной философии.

План:

  1. Предпосылки греческой философии.

  2. Понятие и цель греческой философии.

  3. Милетская школа.

  4. Философия Гераклита.

  5. Элейская школа.

  6. Пифагорейский союз.

  7. Древнегреческая атомистика.

  8. Софисты и учение Сократа.

  9. Философия Платона: учение об идеях, учение о душе и познании.

  10. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, учение о четырех причинах сущего, учение о душе, классификация наук, логика.

  11. Философия Эпикура, стоицизм, скептицизм, кинизм.

Задания 6-11 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

  1. Древнегреческие мудрецы.

  2. Учение о государстве Платона и Аристотеля.

  3. Учение Эпикура о счастливой жизни.

  4. Философия неоплатонизма.

Тема 3. Теоцентризм средневековой философии.

План:

  1. Общая характеристика средневековой философии.

  2. Патристика. Учение А.Августина.

  3. Схоластика. Учение Ф.Аквинского.

  4. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий.

Задание 12 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

  1. Средневековая картина мира.

  2. Соотношение веры и разума в средневековой философии.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

План:

  1. Общая характеристика философии Возрождения.

  2. Гуманизм эпохи Возрождения.

  3. Научная и философская картина мира в трудах Н. Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея.

Задание 13 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

  1. Скептицизм М.Монтеня.

  2. Философия Н.Кузанского.

Тема 5. Гносеологическая направленность философии Нового времени.

План:

  1. Общая характеристика философии Нового времени.

  2. Эмпиризм. Философия Ф.Бэкона.

  3. Рационализм. Философия Р.Декарта.

  4. Французское Просвещение и материализм 18 в.

  5. Общая характеристика немецкой классической философии.

  6. Критическая философия И.Канта.

  7. Идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

  8. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Задание 15 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

  1. Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Т.Гоббса.

  2. Сенсуализм Д.Локка.

  3. Субъективный идеализм Д.Беркли.

  4. Агностицизм Д.Юма.

  5. Философские идеи Ж.-Ж. Руссо.

  6. Материализм П.Гольбаха.

  7. Наукоучение И.Г.Фихте.

  8. Ф.Шеллинг: от «философии тождества» к «философии откровения».

  9. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

textarchive.ru

7.4. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем являются их комплексность, системность и всеобщность, что обусловлено растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей.

Все глобальные проблемы условно можно разделить на четыре группы: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и социально-гуманитарные.

1. Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и «горячих точек» на планете – все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение оружия в мире расширяет зоны терроризма и преступности, способствует «милитаризации» сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни.

Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов и стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия, среди которых – огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военно-промышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост террористических и криминальных организаций и др.

Разоружение – длительный процесс, требующий соблюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; разработка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерывность и эффективность и др. Развитию процессов разоружения может способствовать деятельность многочисленных пацифистских и экологических организаций.

В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особая жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создания «портативного» ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

2. Среди глобальных социально-экономических проблем можно выделить три – проблему экономической отсталости, демографическую проблему и продовольственную проблему.

Первая из этих трех проблем проявляется в огромной отсталости развивающихся стран, их неспособности наладить эффективное производство, обеспечить себя продовольствием, ликвидировать нищету, решить многочисленные социальные проблемы. Разрыв по всем социально-экономическим показателям между этими странами и высокоразвитыми государствами достигает колоссальных размеров и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, создает напряженность в отношениях между ними, порождает в целом нестабильность мировой системы. Решение этой глобальной проблемы требует, с одной стороны, проведения широких прогрессивных преобразований в самих отсталых странах, модернизации их национальных экономик, а с другой – оказания действенной помощи этим странам со стороны мирового сообщества, пересмотра и списания части внешних долгов, предоставления безвозмездных займов и льготных кредитов, перестройки международной торговли на более справедливых принципах, создания и утверждения нового мирового экономического порядка (7.3).

С проблемой экономической отсталости тесно связаны две другие глобальные проблемы – демографическая и продовольственная. В результате «демографического взрыва» во второй половине XX в. мировое население более чем удвоилось за этот период и составило к началу XXI в. 6 млрд человек. При этом более 80 % прироста населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым прогнозам, в ближайшее время в этих странах будет концентрироваться более 90 % всего мирового населения. Подобная демографическая ситуация влечет за собой целый ряд негативных последствий: неравномерность распределения населения по отношению к жизненным ресурсам, усиление разрушительного воздействия на окружающую среду, перенаселение и рост нищеты в отсталых странах, возникновение неконтролируемых миграционных потоков, ухудшение условий жизни людей и т. д.

«Демографический взрыв» особенно обострил продовольственную проблему в развивающихся странах. По данным ООН, здесь 800 млн человек живут на грани голода, а 40 млн умирают от истощения. Было подсчитано, что уменьшение пищевых ресурсов в мире на 20–30 % при непрерывном росте населения будет иметь катастрофические последствия для развивающихся стран. Уже сейчас мировой дефицит зерна ежегодно составляет 10–12 млн т.

Решение этой глобальной проблемы прежде всего связано с созданием высокоэффективного сельскохозяйственного производства в развивающихся странах. Осуществление в них так называемой «зеленой революции» (резкий подъем сельскохозяйственного производства на основе широкого применения передовых технологий) позволило бы прокормить население в 2–3 раза больше нынешнего. Следует также иметь в виду, что современные возможности получения продовольствия в мире в целом реализуются далеко не полностью. Так, из всех пригодных для земледелия площадей по прямому назначению используется только 40 %. Значительно можно увеличить производство и добычу продуктов питания в Мировом океане. Наконец, необходимо пересмотреть во многом несправедливую систему распределения запасов продовольствия в мире, расширить продовольственную помощь экономически отсталым странам.

3. Глобальные социально-экологические проблемы выдвигаются сегодня на передний план в связи с растущей опасностью разрушения природной среды обитания человека. Современный экологический кризис выражается в загрязнении воздушного и водного бассейнов Земли, глобальном изменении климата, уничтожении лесов, исчезновении многих видов растений и животных, эрозии почвы, сокращении плодородных земель и т. д. В настоящее время в атмосферу, воду и почву ежегодно выбрасывается около 1 млрд т отходов, в том числе и токсичных. Вырубка леса в 18 раз превышает его прирост. Один сантиметр чернозема, который накапливается 300 лет, разрушается сейчас за три года. Парниковый эффект, «озоновые дыры», «кислотные дожди», отравленные реки и озера, затопленные огромные территории, зоны экологического бедствия – все это последствия разрушительного воздействия человека на окружающую среду.

Решение экологических проблем предполагает разработку и осуществление природоохранных программ на национальном, региональном и международном уровнях. Особое значение приобретают совместные мероприятия стран мирового сообщества по улучшению состава атмосферы, сохранению озонового слоя планеты, рациональному использованию природных ресурсов, установлению международных экологических стандартов и контроля в области охраны окружающей среды, внедрению безотходных и природосберегающих технологий, созданию экозащитных систем и т. д.

В современных условиях неотъемлемой составной частью внутренней и внешней политики государств мирового сообщества становится экологическая политика, основным содержанием которой являются оптимизация социоприродных процессов, охрана окружающей среды. Наряду с природоохранными экологическая политика включает и другие аспекты – биосоциальные, демографические, социоэкокультурные, природопреобразующие. В ней получают свое выражение общественная мораль, ценностные установки, человеческое измерение прогресса.

Необходимое условие эффективности экологической политики – создание природоохранного законодательства, предусматривающего ответственность за его нарушение и широкую систему мер, побуждающих к охране окружающей среды (например, введение налоговых льгот для экологически чистых производств).

Важной задачей сегодня становится развитие экологического образования, под которым понимается процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможности их решения. Расширение системы экологического образования должно способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры. Необходимо также постоянно и правдиво информировать людей о состоянии среды их обитания.

Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий мирового масштаба, создание системы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т. д. Свой вклад в дело защиты окружающей среды вносят и многочисленные экологические организации и движения, деятельность которых приобретает сегодня значительный размах в разных странах мира.

4. Глобальные социально-гуманитарные проблемы охватывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это – материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдания от войн и насилия и др. Стихийные бедствия, локальные войны, кровавые межнациональные конфликты приводят подчас к настоящим гуманитарным катастрофам, ликвидация последствий которых требует объединенных усилий стран мирового сообщества. Растущие потоки беженцев, общее число которых достигает во всем мире 50 млн человек в год, создают серьезные трудности для многих стран (обеспечение огромных людских масс питанием, жильем, их трудоустройство, опасность распространения эпидемий, преступности, наркомании и т. д.). В значительной степени сходные проблемы порождает нелегальная миграция, которая захлестывает процветающие страны мира.

Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечно-сосудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), от которого уже умерло около 6 млн человек. Озабоченность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вызывают также нездоровый образ жизни, распространение наркомании, алкоголизма, курения, увеличение психических отклонений и др.

В России обострение этих и многих других проблем привело к снижению средней продолжительности жизни населения. Если в 1987 г. она составляла 74,6 лет у женщин и почти 65 лет у мужчин, то во второй половине 1990-х гг. – уже около 72 лет у женщин и лишь 58 лет у мужчин. Такую высокую разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин некоторые исследователи считают специфически российским феноменом и объясняют его преимущественно распространением пьянства и алкоголизма.

Таким образом, глобальные проблемы тесно переплетены между собой и в конечном итоге все они «выходят» на Человека. В их основе – общепланетарного масштаба противоречия, затрагивающие само существование современной цивилизации. Осознание растущих угроз человечеству побудило многих ученых мира объединить усилия для исследования глобальных проблем и поиска путей их решения. В 1968 г. возник Римский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира. Основателем этой организации был видный итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель А. Печчеи (1908–1984).

Широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Цели для человечества» (1977), «Третий мир: три четверти мира» (1980) и др. Они заставили по-новому взглянуть на многие стороны современной цивилизации, изменить традиционные представления о возможностях экономического роста и использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации ученых Римского клуба, их прогнозы и инициативы в области планетарного моделирования, построение первых компьютерных «моделей мира», разработка конкретных вопросов будущего общества оказали большое влияние на мировую общественность и стимулировали деятельность, направленную на решение глобальных проблем современности.

Конечно, реализация программ и планов по решению проблем такого масштаба представляется крайне сложным делом. Прежде всего требуются громадные финансовые средства, которыми не располагает мировое сообщество. Выход здесь видится в развитии конверсии, сокращении военных расходов, перераспределении средств, идущих на содержание многочисленных армий.

Определенные надежды специалисты возлагают на перестройку технологий, использование чистых источников энергии, применение ресурсосберегающих производственных циклов, переход к экологической экономике, предполагающей расходы на охрану и восстановление окружающей среды. Необходимы также меры по оптимизации демографической ситуации, налаживанию механизма рационального природопользования, развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, обеспечению наделе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Разработка мировым сообществом стратегии выживания человечества позволит избежать глобальной катастрофы и продолжить поступательное движение современной цивилизации.

studfiles.net

Пути решения глобальных проблем современности

Категории опрошенных Сторонники неомальтузианцев Сторонники корнукопианцев Не смогли ответить
учёные-глобалисты за
экономисты
демографы
инженеры
гуманитарии
обычные граждане

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

14. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, во­оружённых конфликтов. Многие мыслители относят локаль­ные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед веем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.

15. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн чело­век — в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек — в странах Африки. Сделайте два вывода, на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

16. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ключевым ценностным установкам. Ре­зультаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснова­ния.

Отношение россиян к ключевым ценностным установкам (закрытый опрос, доля респондентов, испытывающих к перечисленным понятиям положительные чувства), в %
Ключевые ценностные установки Март 2004 г. Март 2007 г. Апрель 2009 г.
Порядок
Справедливость
Стабильность
Труд
Свобода
Успех
Достаток
Права человека
Русские
Патриотизм
Россия
Прогресс
Демократия

17. Всероссийский центр изучения общественного мнения в ноя­бре 2010 г. представил данные о том, какие проблемы страны волнуют россиян больше всего. 1600 человек из 46 регионов участвовали в опросе. Их просили выбрать из списка семь наиболее важных для страны проблем. В таблице приводятся семь самых популярных ответов. Статистическая погрешность

Проблемы страны Март 2008 г. Октябрь 2010 г.
Инфляция, рост цен на товары и услуги
Алкоголизм, наркомания
Безработица
Коррупция и бюрократизм 144
Уровень жизни населения
Ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ
Пенсионное обеспечение

не превышает 3,4%. Рассмотрите данные таблицы и сформу­лируйте три любых вывода, один из которых обоснуйте.

§ 4. Составление сложного плана по заданной теме

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Об­щество и его системное строение». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему. План Должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Обще­ство и природа».

3. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Основ­ные институты общества».

4. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Обще­ственный прогресс как совокупность поступательных измене­ний в обществе и его противоречия».

5. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Тради­ционное общество и его особенности».

6. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Ин­формационное общество и его особенности».

7. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Про­цесс глобализации и его противоречия».

8.Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Науч­но-техническая революция — резкий скачок в развитии общества».

9. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Гло­бальные проблемы человечества — угроза XXI веку».

10. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Эколо­гический кризис как глобальная проблема современности».

11. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Про­блема Севера-Юга и пути её решения».

12. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Про­блема международного терроризма как глобальная проблема современности».

§ 5. Написание эссе

1. «Общество ныне — это цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племён — недоедающих и скучаю­щих». Байрон).

2.«Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

3.«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).

4.«Человек вне общества — либо Бог, либо зверь» (Аристотель).

5.«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

6.«Всякий прогресс основан на врождённой потребности всяко­го организма жить не по средствам» (С. Батлер).

7. «Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить ма­шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К.Краус).

8.«Природу побеждают, только повинуясь ее законам» (Ф. Бэкон).

9.«Прогресс — это движение по кругу, но всё более быстрое» (Л, Левинсон).

10.«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У Годвин).

11. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, что­бы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

12. «Всё было встарь, всё повторится снова» (О. Мандельштам).

13. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).

14. «Мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем приспособиться к приспособленному миру» (Л. Кумор).

15. «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изо­бретательного ума, сколько от сознательности» (А. Эйнштейн).

16. «Общество не обязательно соответствует политическим гра­ницам» (С. Тернер).

17.«Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг» (И. Этвеш).

18.«Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Дж. Томсон).

19. «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством» (Дж. Кеннеди).

20. «Прогресс - неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершен­ствование людей общественной жизнью» (А. Герцен).

21. «Ветеранов Третьей мировой не будет» (У Мондейл).

22. «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любо­го человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди).

23. «Общество всегда находится в заговоре против человека. Кон­формизм считается добродетелью; уверенность в себе — гре­хом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи» (Р. Эмерсон).

24. «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит:

она его создала — он её переделывает» (А. Франс).

25. «Революция — варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

studlib.info


Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность