НОВОСТИ |
Какие цвета действуют на человека успокаивающе или возбуждающе? Какие цветовые тона действуют успокаивающе на нервную систему человекаПсихофизическое действие цветовКаждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Еще И.-В.Гёте отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б) порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым – сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый – с зеленью, голубо-зеленый – с водою, оранжевый – с пламенем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм. Французский невропатолог Ч.Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном цвете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В.М.Бехтерева, И.Н.Спиртова и других установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных. Ф.Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая – успокаивающей. По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый – веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый – спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий – спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов – одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть. Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть результат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых. Восприятие цветаОщущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет "вообще", но цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов мы воспринимаем среду, через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающие видимые нами предметы. Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или "мутными". В этом случае они могут освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное стекло, полупрозрачные камни). Если цвет не локализуется вовсе, то он воспринимается как цвет пространства. Цвет прозрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета пространства. Цвет, видимый нами как цвет определенного предмета, обладает специфическими свойствами. Основным из этих свойств является относительная его константность при изменяющихся условиях освещения. Хотя, будучи освещенной различным по яркости и цвету светом, цветная поверхность предмета отражает различный цветовой поток, воспринимаемый цвет поверхности, так же как и объективная окраска самого предмета, при этом не изменяется. Мы как бы "снимаем" освещение, воспринимаем цвет в его нормальном освещении. Это "снятие" освещения и как бы перевод его в условия нормального освещения обозначается обычно как трансформация цвета. Не существуй у нас подобной трансформации, белый цветок, находящийся под зеленой листвой, должен был бы казаться того же цвета, что сама листва под открытым небом; клубок белых ниток при свете лампы должен был бы иметь для нас цвет апельсина. Однако в естественных условиях наших восприятии этого нет: лист белой бумаги остается белым при желтоватом освещении электрической лампы и под зеленой листвой, хотя физически состав отражаемого им света в обоих случаях различен. Писчая бумага воспринимается нами как белая и в сумерки, а шрифт печатного текста как черный и при ярком солнечном освещении, хотя свет, отражаемый белой бумагой, слабее света, отражаемого шрифтом при солнечном освещении. Еще Э.Геринг отмечал, что кусок угля в полдень отражает в несколько раз больше света, чем кусок мела на рассвете; между тем и в полдень уголь воспринимается нами как черный, а мел на рассвете как белый. Это постоянство цвета в некоторых отношениях особенно примечательно: при постоянстве величины и формы изменяется лишь изображение на сетчатке: в данном случае изменяется и объективный раздражитель – физический состав световых лучей, отражаемых поверхностью воспринимаемого цвета, в соответствии с цветом самого предмета, хотя этот последний является лишь одним из условий, определяющих действующий на глаз раздражитель. Явление константности и трансформации цвета – по-видимому, сложный процесс, обусловленный как центральными, так и периферическими факторами. Для того чтобы правильно и достаточно дифференцированно определить их роль в константности, нужно прежде всего различать кроме хроматической и ахроматической константности цвета поверхностей еще и константность освещенности.86 Константность освещенности объясняется тем, что к цвету освещения прибавляется контрастный цвет. Вследствие этого как хроматическое, так и ахроматическое освещение нивелируется по своей силе, приближаясь к среднему дневному, а хроматическое освещение, сверх того, становится менее хроматическим. Явление хроматической константности цвета выражается в тенденции воспринимать цвет поверхности как освещенной средним дневным светом и объясняется явлением константности освещенности. Проблема ахроматической константности – это проблема восприятия светлоты поверхности. При одинаковом освещении изменения в светлоте поверхности совпадают с изменениями в яркости света. Однако явление константности освещения вызывает только тенденцию к нивелировке освещенности. Но так как, несмотря на константность освещения, различие в восприятии освещенности все же существует, то проблема восприятия светлот не может быть объяснена только константностью освещенности. Светлота поверхности определяется отношением между отраженным и полным световыми потоками. Поэтому восприятие светлоты поверхности определяется осознанием соотношений между цветовыми свойствами предметов и цветовыми свойствами освещающего их света. Это осознание соотношений между освещенностью и собственным цветом поверхности возникает на основе опыта – предшествующих восприятии. Существенную роль при осознании этих соотношений играет осознание качества фактуры поверхности (микрорельеф и микроцвет), а также осознание качества материала поверхности. Поэтому светлота воспринимается не независимо от условий освещения, а обратно – вследствие осознания условий освещения. Хроматическая константность определяется автоиндукцией от света. Светлотная константность определяется главным образом влиянием центральных факторов и лишь отчасти влиянием периферических факторов.
Восприятие studfiles.net Какие цвета действуют на человека успокаивающе или возбуждающе?Какие цвета действуют на человека успокаивающе или возбуждающе? Зависит от цвета и яркости оттенка, а так же личного предпочтения человека. Стандартно сине-зеленая гамма считается успокаивающей, а желто-красная заставляет возбуждаться. У людей, различающих огромное количество оттенков, желтый цвет вызывает раздражение. Я могу судить по себе. Женщины в красном сразу привлекают мое внимание, ровно как и красный авто или красная надпись. Я испытываю не то, что возбуждение, но организм как бы встряхивается и готов к чему то. очень люблю зеленый цвет (только сочные) и яркие, голубые цвета. Голубое небо это как бы отдушина для меня, я испытываю успокоение, отвлекаюсь от тревог и напряженности. Да и в моей одежде больше присутствуют спокойные синие и серые тона, никогда не носил ярко-красную и оранжевую одежду. Наверное этим стараюсь удержать себя, ведь я по натуре вспыльчивый человек, который принимает мгновенные решения и потом жалеет об этом)). Наиболее возбуждающе на человека действует красный цвет. Этот цвет способен активизировать все функции нашего организма, очень активный цвет, подталкивающий к действию, повышающий давление . 2.Оранжевый- тоже возбуждающий цвет, но не так сильно, как красный 3.Желтый цвет- наименее возбуждающий , но все равно способен тонизировать, стимулировать нервную систему, вызывать приятное чувство благополучия, душевную легкость. К успокаивающим цветам относятся : 1 Зеленый -снимает раздражение , усталость , успокаивает и умиротворяет. Все мы знаем, что по зеленому лесу можно бродить часами, успокаивая свою нервную систему , понижая давление и чувство тревожности. Воздействие зеленого цвета на организм очень положительно, и прямо противоположно красному. 2.Голубой- так же успокаивающий цвет.В цветотерапии его используют для понижения давления , замедления дыхания, понижения температуры . Это цвет воды, спокойного неба над головой.Голубое небо рассеивает чувство тревожности.Помогает при бессоннице. 3 Синий -тоже цвет покоя и миролюбия, одухотворения. В больших количествах способен вызвать депрессивное состояние, угнетает. Зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает. На счет других цветов не знаю. В вашем вопросе, логически, уже есть ответ - успокаивающие успокаивают, возбуждающие возбуждают. Если под действием мы подразумеваем влияние на настроение - то действуют все цвета, и их отсутствие тоже. Мягкие и успокаивающие тона приятней видеть дома, типа голубого, нежно зелного, бледно розового. Возбуждающие цвета используются в маркетинге, при создании формы и упаковки продукта, типа красного и жлтого. Я бы так ответил на этот вопрос про цвета, которые действуют на человека. Известно, то, что обычно цвета красного оттенка действуют на человека возбуждающе, а светлые цвета зеленого и голубого оттенков, действуют на человека успокаивающе. Наверное, не все цвета действуют одинаково на разных людей. И это выглядит логично, если учесть глубинные природные моменты этого вопроса, разнообразие жизненной среды, культуры. Например, мне довольно трудно представить одинаковую реакцию северных народов (например, шведов, датчан) и южных или юго-восточных: тех же арабов или китайцев, или - другая крайность - племн амазонских лесов..., на красный цвет. Из моих наблюдений, приятно и успокаивающе действуют ненасыщенные и неяркие оттенки зелного (тплый цвет хризопраза), голубого (глубокое бездонное небо), жлтого (цвет стога соломы, вобравшей солнечные лучи). Белый цвет воспринимается нейтрально. Чрный выглядит немного quot;депрессивноquot;. В то же время, красный, оранжевый, синий несколько quot;активизируют и возбуждаютquot;. Приведу фрагмент из стихотворения С.Есенина: Мне кажется, что безмятежность этого отрывка выражают не только слова quot;нежноеquot;, quot;тих мой крайquot;, но и quot;синееquot;. Но, в данном случае, я его ощущаю, как нежный оттенок синего. Как на самом деле - знал, конечно, только сам поэт info-4all.ru Влияние цвета на работоспособность человека Психология цветаДавно известно влияние цвета на работоспособность человека и его настроение. О влиянии цвета на работоспособность написано немало теоретических и практических трудов, в которых ученые обоснованно указывают на эффективность использования полученных результатов в коммерческих и личных целях. Восприятие цветовой гаммы настолько индивидуально, что декораторы и дизайнеры все чаще отмечают специфические нюансы, связанные с возрастом человеком, его полом и профессией. Различий масса, но при этом ими уже разработаны обобщенные характеристики, по которым можно легко определить цвет, влияющий на работоспособность, а также ответить на вопросы, какой цвет ее повышает и какой снижает. Влияние цвета на работоспособность человека и его эффективностьЦвет влияет на человека постепенно, хотя он может и не подозревать об этом, всецело полагая, что все принятые решения исходили исключительно из рациональных соображений. То же самое относится и к трудолюбию, которое то есть, то нет. В отсутствии должной работоспособности может быть виноват цветовой оттенок окружающего интерьера, который совсем не способствует деловой активности. Воздействуя на подсознание, такой цвет заставляет человека всеми способами отлынивать от выполнения своих рабочих функций, переключая внимание на что угодно, только не на рабочие моменты. «Цвета-отличники» и «цвета-двоечники»1. Голубой цвет.Рекордсмен в оформлении рабочей зоны, поскольку задействует те участки мозга, которые отвечают за усвоение новой информации и установление деловых контактов. Создает благоприятную атмосферу в помещениях, где ведутся бизнес-переговоры. 2. Синий цвет.Казалось бы, что «роднее» цвета у голубого нет, поэтому он тоже должен отлично подходить для повышения работоспособности. Но нет. Синий цвет настолько рассеивает внимание, что работоспособность всего персонала снижается в несколько раз. Руководители даже могут и не догадаться, почему дела фирмы так резко пошли вниз после проведенного в офисе евроремонта, но психологи сразу отметят негативное воздействие стиля «небесной синевы» на квартальные результаты. Хорошо воздействует на центральную нервную систему, успокаивая и снимая напряжение. В зеленых стенах редко болит голова, а раздражительность остается, как правило, за порогом помещения. 4. Красный цвет.Повышает работоспособность, но поскольку это происходит из-за выброса адреналина в кровь, то его рекомендуется чередовать с более спокойными оттенками. Красный цвет категорически не стоит применять в коллективе, члены которого отличаются вспыльчивостью и азартом. А вот для медлительных и вялых работников красный цвет станет настоящим спасением от вечных дедлайнов. Стоит опасаться комбинации зеленого и красного в интерьере рабочего помещения. Такой микс заставляет человека постоянно думать о материальной выгоде, усиливая жажду наживы до критических пределов. 5. Фиолетовый цвет.Благотворно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы и легких. Делает организм более выносливым. Но злоупотреблять фиолетовым особо не стоит: в больших количествах он приводит к хронической усталости. Работник может даже не понять, почему ему постоянно требуется отдых, а катализатором этого состояния будет выступать как раз фиолетовый оттенок. Захотелось купить фиолетовую блузу? Организм сигнализирует, что пора в отпуск, и лучше этот «звоночек» не игнорировать, поскольку работоспособность в этот период все равно будет практически на нуле. 6. Микс желтого и синего.Такая комбинация успокаивает и убирает излишнюю агрессивность. 7. Если пол выкрашен в розовый, это настораживает, вызывает подсознательную тревогу и страх. Коричневый добавляет уверенности, повышает веру в свои силы и возможности. 8. Белый свет люминесцентных ламп - очень раздражает нервную систему. Солнечный желтый, наоборот, способствует созданию доброжелательной ауры и вдохновляет на творческие свершения. 9. Психологам удалось установить, что человек подсознательно спешит покинуть помещение, в колористике которого нет других цветов, за исключением серого, белого и черного. Только крайняя необходимость заставляют людей проводить здесь больше времени, чем нужно. 10. Людям, которые любят тепло, комфортно будет в красной комнате, поскольку этот цвет имеет «согревательный» эффект. Такими же свойствами обладает и оранжевый оттенок. А вот синее или зеленое помещение будут напоминать холодное время года, поэтому в нем будет казаться, что реальная температура воздуха значительно ниже, чем есть в действительности. 11. Чтобы заставить персонал трудиться на полную катушку, нужно выбирать красный, желтый, синий и зеленый. Причем не поодиночке, а в комплекте. Оптимальное сочетание цветов в рабочем помещенииПредпочтения психологов относительно работоспособности сводятся к желтым тонам, так как он стимулирует интеллектуальную деятельность. Но количество желтого не должно быть слишком большим, иначе в людях проснется алчность, и сотрудники всегда будут недовольны своей зарплатой. Включать желтый в интерьер нужно точечно, но при этом на него должен приходиться основной акцент. Желтый в небольших дозах принесет успех в переговорах, поскольку основным его «требованием» будет поиск компромиссов, устраивающих все стороны. Вывод. Учитывая особенности действия цветовой гаммы помещения и рабочего места на человека, можно подобрать оптимальное сочетание красок, чтобы сохранить здоровье и поддерживать высокую эффективность деятельности. Мои страницы в социальных сетяхschastliviymir.ru Влияние цвета света (спектра) на организм человекаСвет как элемент жизненной среды человека представляет собой один из основных факторов важнейшей медико-биологической проблемы современности - организм и среда. Выдающийся естествоиспытатель, создатель учения о биосфере В.И. Вернадский писал, что "кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волн - от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами". Свет - видимое излучение - является единственным раздражителем глаза, вызывающим зрительные ощущения, обеспечивающие зрительное восприятия мира. Однако действие света на глаз не ограничено только аспектом видения - возникновением на сетчатке глаза изображений и формированием зрительных образов. Помимо основного процесса видения, свет вызывает и другие важные реакции рефлекторного и гуморального характера. Воздействуя через адекватный рецептор - орган зрения, он вызывает импульсы, распространяющиеся по зрительному нерву до оптической области больших полушарий головного мозга (в зависимости от интенсивности) возбуждает или угнетает центральную нервную систему, перестраивая физиологические и психические реакции, изменяя общий тонус организма, поддерживая деятельное состояние.
Рассмотрим рисунок: + тонизирующее воздействие,– успокаивающее. Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение. Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций). med-premium.ru 2.2. Воздействие цвета на центральную нервную систему и психическую деятельность человекаТо, что цвет оказывает воздействие на деятельность Центральную нервную систему, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от вегетативной нервной системы, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире. Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной нервной системы могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, т.н. цветовой агнозии (Е.Д. Хомская — 1987). Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты цветоощущения. Собственно цветовая агнозия не исключает цветоощущения и правильного различения отдельных цветов. Но больные с цветовой агнозией неспособны, решать задачи по цветовой классификации, предметной отнесенности цвета. Например, они не могут сказать, какой цвет у апельсина, морковки и т.д. Цветовая агнозия имеет центральное происхождение. При цветовой слепоте наблюдается либо тотальное, либо парциальное отсутствие цветоразличения. Этот дефект может иметь как периферическое происхождение (поражения сетчатки), так и центральное, в частности, при поражении 17 поля затылочной коры головного мозга. Таким образом, воздействие цвета на Центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал). Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития (В.Е. Демидов — 1987). Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета. 2.2.1. Цветовые предпочтенияПеречисление всех вероятных факторов, определяющих цветовые предпочтения людей, заняло бы достаточно много места. Часть из них связано с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя. Не исключено выделение и другого рода подобных факторов. Так, например, Л.П. Урванцев (1981) выделяет пять факторов: утомление и адаптация; размеры цветового образца; принцип аффективного контраста; фон, на котором предъявляется цветовой образец; насыщенность и яркость. Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, три из пяти перечисленных факторов связаны с энергетическими свойствами цвета. По данным многомерного анализа цветовых предпочтений психически здоровых испытуемых, проведенного А.Н. Румянцевой (1986), их цветовые симпатии определялись, как минимум, двумя факторами: эмоциональной оценкой цвета, как определенной «неразложимой» целостности (1) и осознаваемой или неосознаваемой эмоциональной оценкой цветовых ассоциаций (2). Несмотря на несколько неудачную формулировку, выделенные А.Н. Румянцевой факторы также оказались связанными с двумя сторонами цветового воздействия — энергетической и информационной. Авторами цветового теста отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом (1984; 1985) на основе экспериментальных данных, полученных при изучении эмоционально-личностного значения цветов с помощью методики личностного семантического дифференциала (ЛСД), делается вывод о возможности описания цветов в терминах семантического дифференциала Ч. Осгуда (1957). Каждый цвет (из 8-ми цветового варианта теста М. Люшера) имеет определенное сочетание оценок по факторам силы (Р) и активности (А), по которым его можно дифференцировать. Разброс значений факторов оказался для этого достаточным. В то же время, различия по фактору оценки (Е) были значительно меньшими. Ч. Осгуд (1957), изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору «А», практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору «А» отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки цветов по фактору «Р» оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета как насыщенность. В нашем исследовании (1991) также подтверждена ведущая роль факторов «Р» и «А» семантического дифференциала Осгуда в организации семантического пространства цветовых стимулов у здоровых и психически больных испытуемых, а также выявлена зависимость между оценками цвета по данным факторам и его предпочитаем остью испытуемыми. Результаты данных экспериментальных работ дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии цвета. Косвенно это подтверждается данными изучения корреляций между различными показателями электроэнцефалографического (ЭЭГ) исследования и цветовыми симпатиями испытуемых, проведенного нами. Было выявлено, что показатель активации ЦНС (уровень биоэлектрической активности — УБА) достоверно связан с предпочтением определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось предпочтение фиолетового, красного и желтого цветов, тогда как при торможении, наоборот, эти цвета отвергались. В целом, низкому УБА соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над сине-зеленой, а для высокого УБА наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция проявилась в диапазоне альфа ритма. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы. Подобный вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных слоев и групп населения. studfiles.net |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |