Дискуссия с детьми на тему: "Формирования здорового образа жизни". Дискуссия на тему здоровый образ жизни


Дискуссия "Формирования здорового образа жизни"

ФОРМИРОВАНИЕ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

(дискуссия)

Цель: Приучать детей к правильному образу жизни.

Здоровье.

Почему во всем мире уделяется ему такое внимание? А потому что здоровье —

самый драгоценный дар, который человек получает от природы, чтобы укрепить

организм, правильно питаться, стремиться к физическому совершенству быть стой-кими, сильными и выносливым.

Послушайте, сколько мудрости таят в себе народные пословицы и поговорки о

значении здоровья:

• Здоровье всего дороже.

• Болезнь человека не красит.

• Здоровому врач не нужен.

• держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

— А вы знаете пословицы о здоровье? (Ответы детей.)

— Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь — все потеряешь». Но давайте

задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар. Представим себе такую ситуацию.

Учитель спрашивает школьников, почему они пропустили уроки, В ответ слышим:

Голова болела...

— Простудился...

— Отравился, наверное...

И так может продолжаться без конца.

— Почему же мы болеем и теряем свое здоровье?

Причин здесь немало. Это и плохой воздух. отравленный выхлопными газами авто-мобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Сильно начинена различными удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода, которую мы пьем.

Но болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Обрати-те внимание на слово «простуда» в перечне

причин отсутствия учеников в школе. Из-за нее, оказывается, школьники чаще все-

го и пропускают занятия. Но есть школьники и взрослые, которые полностью избавились от простуды благодаря своей закаленности. И добились ее они сами.

У Пети сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не

болеть, если он ежедневно подолгу смотрит телевизор, ложится спать поздно, на свежем воздухе почти не бывает?.. А головная боль может быть лишь первым призна-

ком начинающегося более серьезного заболевания.

Зуб больной удалили. Во многих случаях ученик тоже сам Виноват. Не чистил зубы или делал это плохо, от случая к случаю. А совет стоматолога пропускал мимо ушей. Он советовал чистить зубы не меньше З-х минут, и внешнюю и внутреннюю поверхности зубов, старательно удаляя налет на зубах и массируя десны. К тому же

многие из вас любят плюшечка да булочки, печенье, сухарики, чипсы, конфетки,

леденцы и карамельки, тортики и пирожные, а морковку погрызть забывают.

На осмотр к стоматологу тоже не каждый идет, а болезнь не ждет — зубы разрушаются. Пережевывание пищи ухудшается, а это дополнительные трудности для желуд-ка Больные зубы способствуют возникновению болезней сердца, суставов, горла и

других органов. А умеете ли вы правильно чистить зубы?

Правила гигиены.

Ребята, сохранить бодрость, высокую работоспособность на долгие годы можно толь-ко при неукоснительном соблюдении гигиенических правил.

Существует специальная наука о сохранении и укреплении здоровья людей - гигиена. Что же подразумевается под понятием личная гигиена? Это прежде всего режим дня, сбалансированное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек,

двигательная активность, соблюдение мер, предупреждения инфекционных заболеваний. А теперь мы поговорим об этих составляющих частях гигиены человека поподробнее. Мы знаем о режиме дня, но все ли вы его выполняете? (Ответы учащегося.)

Режим, ребята, воспитывает организованность, волю, дисциплинированность. Особенно он важен вам, детям.

Ваш режим дня примерно должен быть таким;

Вставать не позднее 7ч.

-В течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем,

принимать душ.

Необходимо принимать пищу в одно и то же время, чтобы она лучше усваивалась.

Помните кушать следует за 1,5—2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужинают за 2— 2,5 ч до сна. Кушать 4—5 раз в день.

Есть больше овощей и фруктов, меньше соленого, жир, сладкое.

Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 минут устраивайте 10 минутные перерывы, во время которых нужно вставать из-за стола, походить, выполнить несколько физических упражнений, а не включать телевизор и сесть перед ним. Каждый школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать свою комнату, выносить мусор, мыть посуду. В сво-бодное время можно почитать, погулять на воздухе, заняться любимым делом. Нельзя в ущерб учебным занятиям или сну много времени проводить перед телевизором или компьютером. Систематическое недосыпание опасно. Оно приводит к истоще-

нию нервной системы, снижению работоспособности, ослаблению защитных сил

организма. Но и чрезмерно долгий сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста. дети 10—11 лет должны спать 10—10,5 ч. В период напряженной учебы, тренировок и соревнований спать нужно больше. Нужно рано ложиться и рано вставать: спать с 22 часов до 6—7 часов.

Чистота — залог здоровья. На протяжении всей своей жизни каждый человек должен тщательно ухаживать за своим телом — кожей, волосами, ногтями, полостью рта, мыть руки перед едой и после посещения туалета, не меньше 1 раза в неделю мыться горячей водой, а лучше, принимать душ утром и вечером каждый день, содержа

ть в чистоте одежду и обувь, помещение, где ты живешь.

Расписания учащихся.

В ходе классного часа учащиеся рассказывают, как они берегут

свое здоровье. Например:

—2 раза в день я чищу зубы;

— каждый день я гуляю один час на улице;

— я всегда вовремя ложусь спать;

— я всегда одеваюсь по погоде.

Рассуждения по теме «Что вредит здоровью?».

Учитель : Ребята, а что разрушает здоровье детей, подростков, взрослых детей?

Правильно, курение, алкоголь и наркотики.

Они несовместимы с понятием здорового образа жизни.

Кое-кто из ребят ошибочно полагает, что курение — безвредно, оно, мол, даже стимулирует умственную деятельность, придает бодрость. Неверно! Курение — вредная и опасная привычка. При курении в организм человека с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты — никотин, сероводород, уксусная, муравьиная, синильная и масляная кислота, этилен, угарный и углекислый газы, различные смолы,

радиоактивные вещества. Они оседают в легких, попадают в кровь. Особой токсичностью обладают смолистые вещества и никотин, который является сильнейшим ядом. При выкуривании одной сигареты в организм поступает около 1 мг никотина.

У курильщиков часто отмечаются головные боли, головокружения, нарушения сна, снижение умствённой и физической активности. Курение способствует возникновению различных заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем

(инфаркт, язва желудка, рак легких).

Особенно опасно курение для здоровья детей и подростков. Замедляются рост и

развитие организма, отрицательно он воздействует на функции центральной нерв

ной системы и других важнейших органов. Заодно снижается сопротивляемость

организма различным инфекциям.

К сожалению, отряд юных курильщиков не уменьшается. Статистика показывает,

что 95 % курящих мужчин пристрастились к табаку до 15 лет.

Но знаете ли вы, что курильщик отравляет не только себя но и других людей? Ведь

лишь 25 % табачного дыма поступает в легкие курильщика, все остальное поступает в воздух и отравляет окружающую среду, наносит вред здоровью тех, кто находится рядом, так возник термин «пассивное курение».

Английские врачи подсчитали, что каждая сигарета сокращает жизнь на 5,5 минут. Словом, хотите жить — не курите.

Пагубно влияет на организм человека и алкоголь. 89 % алкоголя, принятого внутрь, всасывает желудок, остальную часть— кишечник. Больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. В крови алкоголь находится недолго. Зато он накапливается и задерживается (на срок от 28 ч до 15 дней — даже после однократной выпивки)

в важнейших органах — центральной нервной системе, печени, сердце, желудке.

«Прилив свежих сил» с принятием водки, вина, пива — обманчивое чувство, так как алкоголь, который в них находится это наркотическое вещество.

Человек, употребляющий спиртные напитки, не может быстро и точно мыслить,

становится невнимательным, допускает много ошибок. У него снижается скорость двигательной реакции, ухудшается точность движений,

учащается пульс и дыхание.

В состоянии опьянения человек теряет контроль над собой, ведет себя развязно,

способен совершить правонарушения и преступления.

Среди причин смертности людей, алкоголизм и связанные с ним болезни, занимают З-е место, уступая только сердечно- сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Говоря о вредных привычках, нужно вспомнить еще одну страшную беду нашей

жизни -- наркотики. Их употребление ведет к тяжелому, страшному заболеванию — наркомании.

Наркотики коварны тем, что при систематическом их употреблении возникает пот-ребность в постоянном увеличении дозы.

Большие дозы вызывают сильнейшее отравление организма с глубокими нарушениями психической и физической деятельности.

Для наркоманов характерны повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, дрожание рук, потливость, нарушенная координация движений. У них снижаются умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность,

слабеет воля, теряется чувство долга. Наркоман деградирует как человеческая

личность и нередко совершает опасные преступления.

"Осторожно — инфекции!"

— часто приходится слышать и читать это предупреждение.

Источники инфекции: больные люди, животные. Болезнетворные микробы передаются через воздух, загрязненные пищевые продукты, питьевую воду, бытовые пред-

меты, их переносят мухи, насекомые.

Заключительное слово.

Каждый человек с ранних лет должен хорошо знать и непременно выполнять

следующее:

— строго соблюдать правила личной гигиены и ухода за телом;

— систематически проводить влажную уборку помещений и проветривать их;

— обращать внимание на доброкачественность продуктов, выполнять правила их

хранения;

— тщательно мыть кипяченной водой овощи и фрукты;

— не уклоняться от назначенных прививок и делать их в установленные сроки.

Если же вы не убереглись, почувствовали себя плохо, то немедленно скажите об

этом родителям, учителю, тренеру, обратитесь к врачу.

infourok.ru

Дискуссия "Будьте здоровы!"

Разделы: Работа с родителями

Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

Задачи: Выявить условия, благоприятно влияющие на здоровье. Создать условия для обмена семейным опытом по оздоровлению детей. Познакомить родителей с методической литературой и практическим материалом по приобщению к здоровому образу жизни.

Предварительная работа.

  1. Подготовка кроссворда.
  2. Приготовить для каждого родителя памятку “Двигательная активность дошкольников”.
  3. Оформить выставку литературы по закаливанию, физическому развитию, здоровому питанию детей.
  4. Провести анкетирование родителей на тему “О здоровье вашего ребенка”, которое поможет определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребенка, правильно организовать дискуссию по данной теме, выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления.
  5. Оформить выставку атрибутов и пособий по оздоровлению детей в группе.
  6. Макет “Дуба”, листочки, клей, маркеры.
  7. Зал украшен пословицами и поговорками, тезисами о здоровье.

Организация мероприятия предусматривает демонстрацию слайдов физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. “Здоровье – не все, но без здоровье – ничто”, – говорил Сократ.

Что такое здоровье? Обратимся к “Словарю русского языка” Е.И.Ожегова: “Правильная, нормальная деятельность организма”. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. По данным российской статистики, только 5–7% детей рождаются здоровыми,

2–3% имеют первую группу здоровья; 60% детей в возрасте 6–7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

От чего же зависит здоровье человека?

Здоровье
Наследственность 20%  экология  20%  развитие Здравоохранения  10%  образ жизни  50%

Как вы видите, наибольшее влияние на здоровье оказывает наш образ жизни. Подумаем вместе, каким должен быть наш образ жизни, чтобы мы были здоровы, что помогает нам укрепить здоровье?

ЗДСОР ЧИСТО ДВЬПИТАНИЕ

АКАЛИВАНИЕН ЕЖИМ ТА ИЖЕНИЕ  

Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Поэтому в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит немалую часть своего активного времени.

В нашем детском саду физкультурно-оздоровительная работа – приоритетное направление. Познакомьтесь, пожалуйста, как она организуется. (Показ слайдов на презентации.)

2. Презентация физкультурно-оздоровительной работы.

Выступление медицинской сестры.

1) Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями(кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей готовят их натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Ежедневно включают в рацион каши и творог. Немаловажное значение имеет и режим питание, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. 2) Профилактическая работа: витаминизация, фиточаи, прививки, кислородные коктейли. 3) Здоровая гигиеническая среда: уборка помещения, проветривание.

Выступление психолога.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенку способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. А наше раздражение механически переходит на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Выступление инструктора по ФИЗО.

Как часто мы повторяем: “Движение – это жизнь”. Но движение – это и огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности человека в движении, от познания окружающего мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле. Дети 4–5 лет уже освоили ведущие элементы азбуки движений: они свободно ходят, держась прямо, не опуская головы; непринужденно бегают в разном темпе; чувствуют ритм. Они овладевают техникой всех основных движений: в прыжках в длину с места, в лазании по гимнастической стенке, в ловле мяча двумя руками.

Движения детей носят произвольный и направленный характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения заданий, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. Совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено развитием таких физических качеств, как быстрота, ловкость, координация, выносливость. Отличительной особенностью детей 4–5 лет является их познавательная активность, стремление действовать. Они проявляют инициативу в выборе игр, упражнений, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе двигательной деятельности. Чаще всего во время игр соревновательного характера дети выражают свои эмоции криком, смехом, различными движениями.

Двигательная активность – это естественная потребность ребенка, такая же важная, как сон, еда. Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тысяч движений в день. В детском саду организации двигательного режима уделяется большое внимание. Этому служат: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, динамические паузы на занятиях, чередование статических и динамических видов занятий, подвижные игры на прогулке, самостоятельная активность детей в течение дня. Важным условием укрепления здоровья является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома. Уважаемые родители, как вы проводите выходные дни, какое место отводите спорту, активному отдыху? (ответы родителей). У нас в группе создан центр Здоровья, который включает направления: двигательная активность и ЗОЖ (демонстрация атрибутов, игр по валеологии и способов действия с некоторыми из них).

Выступление воспитателей.

Другим, не менее важным компонентом Здорового образа жизни является закаливание. Закаливание представляет собой своеобразную тренировку всего организма к действию различных метеорологических факторов. Сущность закаливания заключается в том, чтобы путем воздействия на организм высокими и низкими температурами выработать в нем способность быстро и безотказно реагировать на различные влияния.

Начинать закаливание можно в любом возрасте. Однако чем раньше это сделать, тем здоровее и устойчивее к простудным заболеваниям будет ребенок.

Закаливание будет успешным только при соблюдении следующих правил:

  1. Систематичность в течение года. Закаливающие процедуры следует проводить ежедневно, а не от случая к случаю. Перерывы ведут к утрате приобретенных качеств.
  2. Постоянное усиление раздражителя, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
  3. Комплексность. Можно быть закаленным в воде и простыть от сквозняка и, наоборот, так как повышение устойчивости организма происходит только к тому раздражителю, действию которого он подвергается.
  4. Учет индивидуальных особенностей. При выборе форм и средств закаливания нужно учитывать возраст, состояние здоровья и функциональное состояние организма.
  5. Спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.

Традиционные способы закаливания.

  1. Воздушные ванны – могут быть холодные(+14 и ниже) и теплые(+20 и выше). Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя способами: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре.
  2. Сон на воздухе.
  3. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону погоды, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.
  4. Солнечные ванны.
  5. Водные процедуры: а) обтирание – проводят мокрым полотенцем, рукавичкой из фланели или просто рукой (32–25 С). Обтирают ребенка по частям: сначала руки, потом грудь, затем спину. Вытирают насухо и растирают. Вся процедура продолжается не более 5минут; б) обливание – может быть местным (ножные ванны, обливание ног с использованием контрастных температур) или общим (обливание всего тела, душ, купание в открытых водоемах).

Нетрадиционные способы закаливания.

  1. Испарительное закаливание – обтирание горячей водой, высыхание не вытираясь.
  2. Босохождение – хорошо сочетать с рефлексотерапией стоп: ходьбе по массажным коврикам, растирание на массажных тренажерах.
  3. Полоскание горла – начинают с температуры 22–23 С и постепенно снижают ее до 10–12 С. Можно добавлять в воду травы, раствор морской соли.
  4. Игровой массаж А.Уманской (выполнение комплекса), К.Динейки (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв). “Морские прогулки” – основан на раздражении рецепторов Кохи стоп прохладной морской водой. На дно большой ванны насыпают мелкие камешки, ванну наполняют 1–2% раствором соли, так, чтобы вода перекрывала лодыжки ребенка. После ванны с солевой водой дети встают в таз с простой водой: температура воды соответствует температуре в первой ванне.
  5. Ходьба по мокрым дорожкам – одна дорожка намачивается йодо-солевым раствором, вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке. Затем по сухой и тщательно вытирают ноги.

Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна в течение суток. Он удовлетворяет потребности детей в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формировании многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа. Летом – неограниченно. Немаловажной частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтоб ребенок засыпал в одно и тоже время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Положительного результата в вопросах оздоровления детей детский сад может добиться только совместными усилиями. Какие способы закаливания вы предпочитаете? (Ответы родителей.)

3. Заключительная часть.

У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот “Дуб” листочками, на которых вы напишите свое мнение от сегодняшней встречи: что вы узнали нового, что возьмете в жизненную практику, какие способы оздоровления считаете наиболее эффективными.

Уважаемые родители! Сегодня мы увидели и обсудили организацию физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду, вы поделились собственным опытом оздоровления. Помните, здоровье ребенка в ваших руках! Желаем всем крепкого здоровья, бодрого настроения. Всем присутствующим выдается памятка “Двигательная активность дошкольников”.

Решение дискуссия “Будьте здоровы!”

  1. Использовать информацию, полученную на встрече, для сохранения и укрепления здоровья детей.
  2. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
  3. Домашний режим ребенка устанавливать в соответствии с режимом дня детского сада.
  4. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
  5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее двух раз в день. Предоставлять ребенку на прогулке возможность больше двигаться.
  6. Воспитателям совместно с инструктором по физкультуре разработать и провести совместные оздоровительные мероприятия.

.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-дискуссия на тему «Твоё здоровье» в 3 «Б» классе по направлению «Здоровый образ жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»

Тема: Твоё здоровье.Основная цель: формирование гармоничной личности каждого обучающегося физически, нравственно, умственно развитой, владеющего культурой здоровьесбережения.

1. Создание условий для наиболее полной и всесторонней организации здоровьесберегающей деятельности.

2. Интеграция деятельности всего педагогического коллектива, родителей и детей в формировании культуры здоровья младших школьников.

3. Укрепление здоровья, содействие

4. Выявление и оценивание положительных и отрицательных тенденций, влияющих на формирование всех видов здоровьесохраняющих компонентов образовательного процесса.

5. Определение уровня сформированности ценностного отношения к соб-ственному здоровью и здоровью окружающих.Оборудование:

Делимся на группы. Каждая группа призванная углубить начатую дискуссию и обобщить ее результаты в форме кратких письменных рекомендаций.

1. Оргмомент

Определяет готовность обучающихся к работе. Подведение к теме урока. Объяснение целей и задач урока.

Создаются группы с помощью жетонов разных по цвету.

Готовят компьютеры с выходом в интернет. Мини - сообщения с созданием слайдов.

2. Целеполагание и мотивация

2.Активизация мыслительной деятельности (5 мин.)

4.Экспериментальные задачи, решение и обсуждение результатов

(5 мин.) Выполнение практической работы по группам.

5. Информационный блок (5мин.)

6. Практическая задача, решение и обсуждение по группам (10 мин.)

7.Решение практических задач, обсуждение.

8.Обобщение и завершение работы (2-3 мин.)3. Учитель дает справку, определяет проблему, формулирует задание. Слайд 1

Здоровье до того перевешивает все блага жизни,

что воистину здоровый нищий счастливее больного короля»

- Мы сегодня поговорим о вашем здоровье. Проведём урок – дискуссию по теме «Твоё здоровье»Слайд 3(Девиз)

Девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

- Как вы считаете, мы должны с вами заботиться о своём здоровье?

- А зачем её сохранять? Мы попробуем с вами в этом разобраться.Слайд 4 (схема пустая)

4. Прием «Сбор ассоциаций»

-У вас на партах карточки, подчеркните только то что, по вашему мнению, относится к понятию здоровье.Смех

Слайд 5 (схема заполненная)

Слайд 6 (Планета «Здоровячков)

  1. Рефлексия
- Сегодня мы совершим с вами небольшое космическое путешествие на планету «ЗДОРОВЯЧКОВ»

- Вы все разные. Бойкие и тихие, прилежные и озорные. Но всех вас сегодня объединяет то, что вы хотите помочь своему здоровью.- Возьмитесь за руки.

Когда ладошки наши касаются,

душа с душою встречаются,

И сердце теплом наполняется -

Так красота на земле рождается.Взлетаем.

Закройте глаза.

Представьте себе эту цветущую планету. Светит солнышко, дует тёплый ветерок. Вы сидите на полянке. Вокруг вас много, много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох. Постарайтесь одновременно встать. Поднимите руки вверх. А вместе мы самый красивый цветок на этой планете. Откройте глаза.

Слайд 7 (цветок)Слайд 8 (Обращение планеты)

6. Обращение планетыЧтобы были вы красивы.

Чтобы не были плаксивы.

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело.

Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней!

Нужно сильным быть, здоровым.

Эти истины не новы!8. Сейчас мы проведём небольшой диспут по теме «Здоровье»

Каждой группе дано было задание подготовить вопросы и дать на них ответ.

Сегодня среди вас находятся психологи, врачи, которые помогут ответить на вопросы.

Ученик 1:

- Скажите, Можно ли справиться с раздражительностью? Научить себя успокаивать?

Психолог:

- Да. Для этого необходимо умение расслабляться, снимать мышечное напряжение.

Стресс может вызывать много причин, одна из них – это нехватка кислорода. От этого страдает головной мозг, ребёнок быстро утомляется.

Вот поэтому нужно правильно учиться дышать, а тем самым успокаивать себя.

Я вам покажу несколько упражнений, которые помогут вам снять стресс.Дыхание

- СТОЯ. СДЕЛАВ ВДОХ (НОСОМ), ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО НЮХАЕТЕ ЦВЕТОК, НА ВЫДОХЕ СКАЖИТЕ «АХ»

- ВЗЯТЬ ДЫХАНИЕ И НА ВЫДОХЕ МЫСЛЕННО ПРОИЗНЕСТИ ПОЛНОЕ СВОЁ ИМЯ

Массаж

1-я на лбу между бровями «Третий глаз»

2-я парная (по краям крыльев носа) Восстанавливает обоняние, устраняет гаймориты.

3-я находится на осевой вертикали, делящей лицо пополам. Между губой и верхней линией подбородка.

4 –я парная. У края бровей, в височной части.

Просто почувствуйте себя счастливыми.

Сценка: «Шёл по улице парнишка, не спеша»Шёл по улице парнишка, не спеша

И тужурка на распашку, и душа.Подарил плаксивой девочке он цветок –

Залилась весёлым смехом как звонок.До подъезда сумку бабкину донёс –

Бабка строгая растрогалась до слёз.А мальчишка шёл всё так же, не спеша,

И тужурка на распашку, и душа.

Ученик 2:

- Скажите, а как важно заботиться о своём зрении?

Врач - окулист

- Да, частое переутомление и напряжение глаз, неправильное освещение комнаты могут привести к различным заболеваниям.

Большое напряжение глаз приводит к ухудшению зрения. Поэтому следите за нагрузкой по своим ощущениям, и практикуйте расслабляющие упражнения.

Слайд 9 (Кошкин глаз, схема зрительных траекторий)

- Поморгайте как кошечка.

- Проследите глазами по схеме как показывают стрелки по кругу. (Схема зрительно-двигательных траекторий)

Цветотерапия

Слайд 10 – 25 (цветотерапия)

- Особенно портиться зрение когда вы долго сидите у компьютера, телевизора на близком расстоянии. Низко наклоняетесь при письме, читаете лёжа.

Слайд 26 (нельзя смотреть телевизор)Ученик 3:

- Нам, Любовь Николаевна, часто делает замечание, что нужно правильно сидеть за партой? А почему?

Врач

Если вы не следите за посадкой, то у вас вырабатывается неправильная осанка, происходит искривление позвоночника. Мучат боли в спине. При правильной осанке легче работать сердцу. Правильная осанка вырабатывается в детстве, а после 18 лет исправить уже невозможно. Поэтому важно сидеть с максимально выпрямленной спиной. Через каждые 15 минут надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться. Через 30 минут встать, походить или полежать.

Слайд 27 (Сяду прямо – не согнусь)Массажные коврики

- Идём по горячему песку.

- по льду

- покачаемсяСлайд 28

Психолог - врач

- А я вам предложу ещё очень интересное задание.

Слайд (арттерапию)

Учитель

- Вот мы постарались вспомнить лишь небольшую часть упражнений, которые нам помогают сохранить наше здоровье.

- Сегодня, ребята приготовили несколько советов по сохранению и укреплению здоровья.Советы по укреплению здоровья

В мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом не разлучен,

Проживёшь ты до ста лет.По плечу победа смелым.

Ждёт того большой успех

Кто, не дрогнув, если нужно

Вступит в бой один за всех.Надо навести порядок в классе

Подмести, пропылесосить,

Вытрем пыль и я и ты.

Добиваемся всегда мы

Превосходной чистоты.Телевизор не смотреть

Больше с гирями потеть.

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.Ну а вам, гости желаем

Не стареть и не болеть.

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить!Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.Учитель

- А теперь вам дам я несколько советов

Слайд 29 (Вредные привычки) Нет вредным привычкам.

Слайд 30 (Долой авитаминоз)

Слайд 31 - 32 (До здравствуют спортивные залы!)

Слайд 33 (Посещаем центр Здоровья)

Слайд 34 (И конечно любим свой кабинет)

Слайд 35 (Какой праздник и отдых без сладкого ароматного чая из лекарственных трав)

Слайд 36 (Ученики пьют чай)

Слайд 37 (До новых встреч, ребята)9. Песня

10. Создание коллажа

11. Анкета

Выберите ответ, который характеризует ваше состояние на уроке:

А) интересно И) устаю

Б) скучно К) волнуюсь

В) весело Л) радуюсь

Ж) неинтересно М) огорчаюсь

З) доволен Н) не доволен

5-bal.ru

Дискуссии: «Здоровье – это здорово!»

  • Тема дискуссии: «Здоровье – это здорово!»

 

Задачи:

-  Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

-  Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

- Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

- Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

 

План дискуссии:

•                    Организационный момент

•                    Вступительное слово педагога

•                    От чего зависит наше здоровье?

•                    Здоровье и привычки человека.

•                    Дискуссионные качели: «за» или «против» (обсуждение понятия «мусорная еда»)

•                    Мифы и правда о популярных продуктах (просмотр видеоролика)

•                    Рефлексия

•                    Подведение итогов.

 

  • Трудности при организации и проведении дискуссии

 

  • Правильный выбор темы, тема должна быть актуальна.
  • Подбор вопросов, вызывающих интерес детей.

3. В процессе дискуссии очень часто возникает момент, когда дети не отвечают на вопросы, не могут высказать свое мнение (момент «затухания» дискуссии). В данном случае педагог должен использовать следующие приемы:

- демонстрацию непонимания

-сомнения

-альтернатива

- «нет-стратегия»

4. Недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений ведения дискуссий.

5. Нежелание участников дискуссии выступать. В этом случае педагог спрашивает конкретного участника, а тот в свою очередь должен высказать согласие или несогласие с выдвинутой идеей.

 

 

При проведении дискуссии преподавателю необходимо:

– направлять обучаемых на то, чтобы они научно раскрывали свои тезисы, логически и последовательно обосновывали свои доказательства; – поощрять участников, активно и заинтересованно обсуждавших поставленные проблемы; – следить, чтобы план семинара не был перегружен второстепенными вопросами.

 

  • Проблемно-конфликтные вопросы для данного мероприятия

Какое место занимает здоровье в жизни человека?

Какой из факторов здоровья в наибольшей степени зависит от самого человека?

 Какой образ жизни можно считать «здоровым»?

 Какой образ жизни нельзя определить, как здоровый?

 Как «образ жизни» может повлиять на наследственные свойства и качества человека?

Фаст-фуды – полезно или вредно?

 Как образ жизни может помочь человеку сохранить здоровье даже в суровых экологических условиях?

Почему говорят: «Здоровье человека — в его руках», согласны ли вы с этим утверждением?

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа «дискуссии: «Здоровье – это здорово!» »

Задачи:

- Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

- Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

- Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

- Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

План дискуссии:

  • Организационный момент

  • Вступительное слово педагога

  • От чего зависит наше здоровье?

  • Здоровье и привычки человека.

  • Дискуссионные качели: «за» или «против» (обсуждение понятия «мусорная еда»)

  • Мифы и правда о популярных продуктах (просмотр видеоролика)

  • Рефлексия

  • Подведение итогов.

  • Правильный выбор темы, тема должна быть актуальна.

  • Подбор вопросов, вызывающих интерес детей.

3. В процессе дискуссии очень часто возникает момент, когда дети не отвечают на вопросы, не могут высказать свое мнение (момент «затухания» дискуссии). В данном случае педагог должен использовать следующие приемы:

- демонстрацию непонимания

-сомнения

-альтернатива

- «нет-стратегия»

4. Недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений ведения дискуссий.

5. Нежелание участников дискуссии выступать. В этом случае педагог спрашивает конкретного участника, а тот в свою очередь должен высказать согласие или несогласие с выдвинутой идеей.

При проведении дискуссии преподавателю необходимо:

– направлять обучаемых на то, чтобы они научно раскрывали свои тезисы, логически и последовательно обосновывали свои доказательства; – поощрять участников, активно и заинтересованно обсуждавших поставленные проблемы; – следить, чтобы план семинара не был перегружен второстепенными вопросами.

Какое место занимает здоровье в жизни человека?

Какой из факторов здоровья в наибольшей степени зависит от самого человека?

 Какой образ жизни можно считать «здоровым»?

Какой образ жизни нельзя определить, как здоровый?

 Как «образ жизни» может повлиять на наследственные свойства и качества человека?

Фаст-фуды – полезно или вредно?

 Как образ жизни может помочь человеку сохранить здоровье даже в суровых экологических условиях?

Почему говорят: «Здоровье человека — в его руках», согласны ли вы с этим утверждением?

kopilkaurokov.ru

ЗОЖ. Диспут "Твоя жизнь"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

города Фрязино Московской области

141190, Московская область, Тел. 8(496) 255-43-20

г. Фрязино, ул. Дудкина, 12. 8(496) 255-43-30 ИНН: 5052008338 e-mail: [email protected]

ОГРН:1025007068019

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фурсов В.Ф.,

заместитель директора МОУ СОШ № 3 с УИОП

г. Фрязино Московской области по безопасности,

преподаватель-организатор ОБЖ,

высшая квалификационная категория.

«Твоя жизнь – твой выбор»

(диспут)

Цель. Познакомить подростков с важнейшими жизненными ценностями; убедить в необходимости здорового образа жизни; развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников, формировать негативное отношение к вредным привычкам.

Предварительная работа

1. Каждому участнику диспута на грудь поместили эмблему «Здоровая Россия» (образец приложен)

2. Анкетирование среди учащихся 10 класса по теме «Здоровый образ жизни».

3. Блиц-опрос учащихся 10 класса по 2- м номинациям: «закаливание», «гигиена».

4. Выпуск газет «Мы за здоровый образ жизни!» и «Бой вредным привычкам!»

5. Деление класса на 2 команды.

Оформление читального зала

  1. Плакаты с пословицами и изречениями о здоровье.

«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».

Р. Роллан.

«Первое богатство – это здоровье».

Р. Эмерсон.

«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все».

Арабская пословица.

«Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты».

И. Мюллер.

2. Газеты, выполненные учащимися.

«Мы за здоровый образ жизни!»,

«Бой вредным привычкам!»

3. Материал для тестирования:

а) «жизнь со знаком «+», «жизнь со знаком « - »

б) результаты блиц – опроса учащихся 10 класса по 2 номинациям: «закаливание”, “гигиена».

Ход Диспута.

  1. Вступительное слово ведущего.

Наше здоровье — в наших руках. И чем больше мы будем знать о том, что может сделать нас нездоровыми — тем лучше сумеем защитить себя и своих близких от их непрошенного вторжения в нашу жизнь.

-Ребята, вы любите жизнь? Как вы понимаете, что это такое? (это богатство данное изначально и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага).

Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.

Еще великий Гёте сказал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье». И народ славит здоровье в пословицах. Назовите их (ответы учащихся):

Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.

Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.

Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.

Учащаяся читает стихотворение «Здоровье наш бесценный дар»:

Здоровье - наш бесценный дар.

Оно не безгранично.

Оно напоминает шар,

И все в нем гармонично.

В нем есть любовь и красота,

Есть ценность и величье.

Все укрепляет доброта.

А символ - наша личность.

Здоровье – наш бесценный дар,

Который дан от Бога.

И все готовы мы отдать

Лишь только б быть здоровым.

Но так бывает не всегда –

Сердиться мы не будем,

И если вдруг придет беда,

Мы встанем все, поможем людям.

Ведущий: Мы видим, что здоровый человек счастлив. Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде Дерева жизни, которое вы видите на демонстрационной доске. (Рисунок 1). Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я буду».

- А что человек может? (понимать других, любить, быть честным и т.д.)

- Я хочу? (ответы учащихся)

- Я должен? (соблюдать законы, жить, любить и.т.д.)

Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни (ведущим читаются определения, а учащиеся выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: интересная творческая работа, активная жизненная позиция, курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, пессимизм, оптимизм, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность, употребление наркотиков).

  1. Конкурс « Жизнь со знаком «+» и жизнь со знаком «-» 2 команды:

«Спортсмены» и «Экологи»

а) Приветствия команд.

б) Объяснение названия команды.

3. Конкурс “Кто больше вспомнит высказываний и поговорок о здоровье”.

4. Психолог Центра психологической помощи «Эйдос» провела сюжетно-ролевую игру «Уверенный ответ - отказ».

Существуют определенные формы давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется, нужно уметь их распознать и принять правильное решение:

- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»;

- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не будь маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?»;

- Тяжелое давление: «Боишься? Ты - трус!», «Ты нам больше не друг, слабак!» и т.д.

(ответы учащихся).

Учащиеся записывают в тетради:

Уверенность - это способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другим, это эффективный путь сопротивления давлению.

Инструкция к игре. Вызывается учащийся и предлагается ситуация, когда нужно в компании друзей отказаться от предложенной сигареты с марихуаной.

Учащиеся определяют, какой отказ был наиболее уверенный.

Вывод игры: уверенность помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отстоять свои права, сохранить индивидуальность, сказать «Нет!».

Врач-педиатр детской больницы рассказала о пользе витаминов в питании растущего организма.

Врач-нарколог выступил о вреде психотропных препаратов нового поколения.

Ведущий.

«Самое главное - не будьте равнодушны к окружающим вас людям. Может быть, рядом с вами находится человек, у которого большие проблемы, который сам их разрешить не может. Ваш добрый внимательный взгляд, нужное слово, вовремя протянутая рука помощи окажутся спасительными для человека, стоящего на один шаг от пропасти».

Затем подросткам были зачитаны письма тех, кто употреблял наркотики, а также письма их родных, близких, стихи А. Ахматовой, В. Высоцкого, посвященные проблеме наркомании, отрывок из рассказа М. Булгакова «Морфий».

Отдел по делам молодежи и спорта пригласил на мероприятие футболиста спортивного клуба «Нефтехимик» Минсафина Раниса, который рассказал о значении спорта в жизни человека для сохранения физического и духовного здоровья. Призвал подростков заниматься спортом и пригласил в свой спортивный клуб.

5. Вниманию аудитории представлена книжная выставка «Береги здоровье смолоду», с разделами:

- «Азбука здоровья»;

- «Выбери жизнь».

Ведущий. Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром и вы многое почерпнули из нее. Не зря говорят: "Здоров будешь – все добудешь". Так будьте все здоровы, до свидания!

Приложение

Анкета «Здоровый образ жизни»

Инструкция

Каждый из нас слышал выражение “здоровый образ жизни” и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения различий в этих представлениях просим Вас принять участие в нашем опросе.

Вам предлагается анкета, которая состоит из двух частей: части А и части Б.

Часть А включает вопросы двух видов. 2-а вопроса представляют собой начало предложений. Прочтите их внимательно и завершите.

Другие 2-а вопроса содержат варианты возможных ответов, из которых Вам следует выбрать тот ответ, который Вы считаете верным в отношении себя. Затем напишите, почему Вы выбрали именно этот ответ.

Часть Б включает всего 2 пункта.

В пункте 1 представлен список из 15 ценностей. Прочтите их внимательно и расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни является самой главной, присвойте номер 1 и поставьте его в скобки рядом с этой ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную и поставьте напротив нее номер 2. Таким образом, оцените по степени важности все ценности и поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей.

В пункте 2 Вам предлагается список из 12 составляющих здорового образа жизни. Прочтите их внимательно и выберите тот признак, который Вы считаете самым главным для здорового образа жизни. В клетке рядом с ним поставьте номер 1. Затем из оставшихся составляющих выберите тот, который, по Вашему мнению, является самым главным, и поставьте напротив него цифру 2. Таким образом, оцените важность для здорового образа жизни всех признаков. Наименее важный останется последним и получит номер 12.

Часть А

1. Я считаю, что здоровый образ жизни – это…

2. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим?

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

Почему Вы так считаете?

3. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на. %, потому что я

4. Я хотел бы вести:

a) более здоровый образ жизни

б) такой же образ жизни, как в данный момент

Часть Б

1.Ценности:

материальная обеспеченность ( )

здоровье ( )

семья ( )

дружба ( )

красота ( )

счастье других ( )

любовь ( )

познание ( )

развитие ( )

уверенность в себе ( )

творчество ( )

2.Составляющие здорового образа жизни

занятие спортом ( )

правильное и полноценное питание ( )

режим дня ( )

гигиена ( )

не употреблять наркотики ( )

не употреблять алкоголь ( )

не курить ( )

соблюдение инструкций по технике безопасности ( )

соблюдение правил дорожного движения ( )

доброжелательное отношение к другим ( )

саморазвитие, самосовершенствование ( )

videouroki.net

Конференция по здоровому образу жизни

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей

В последние годы отмечен повышенный интерес населения к собственному здоровью. Однако, обращает на себя внимание, что интерес к собственному здоровью просыпается в зрелом возрасте, чаще всего уже тогда, когда организм можно только лечить. И вся информация, находящаяся в газетах, журналах, телепрограммах, направлена именно на это.

Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего здоровья. Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни должны занять доминирующее положение, что является одной из первейших задач работы Всемирной организации здоровья.

По результатам опроса ребят 11 – 14 лет (всего было опрошено 108 человек) 29,63% считают, что здоровье это “спорт”, 23,15% считают, что здоровье это “полноценная, веселая жизнь”, 21,3% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют”.

На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 60,19% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики.

Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество детей (42,6%) готовы заниматься спортом, 17,6% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться, 13% - отказаться от курения и приема алкоголя. Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.

Предлагаемая конференция призвана обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.

Цель: создание условий для возникновения потребности сохранения собственного здоровья у детей 12 –15 лет.

Задачи:

    • поиск и систематизация информации о здоровье и здоровом образе жизни
    • анализ полученной информации
    • формирование собственной точки зрения на проблему
    • организация дискуссии о путях сохранения здоровья
    • создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
    • использование результатов дискуссии на уроках биологии.

Необходимые термины:

Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) – согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.

Примечание: это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышения ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) – побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention) – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Примечание: система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика. Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами, групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы), и популяционная (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний может быть массовой или популяционной, высокого риска. Оптимальным является сочетание этих стратегий.

Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Синоним используемого за рубежом понятия третичная профилактика.

Укрепление здоровья (Health promotion) – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его (ВОЗ, 1986, Оттавская Хартия укрепления здоровья). Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни (син. поддержка, продвижение здоровья).

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Цель:

    • поиск и систематизация информации о здоровом образе жизни
    • анализ полученной информации
    • формирование собственной точки зрения на проблему
  1. За две недели до предполагаемой дискуссии перед детьми ставится проблема: “В мировом сообществе степень успешности государства оценивается по состоянию здоровья его граждан. На данном этапе правительство России принимает активные меры по укреплению и сохранению здоровья своих граждан: принят закон о запрете курения, организовано министерство по физкультуре и спорту, выпускаются газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи на тему здоровья, выпускается реклама. Однако статистика остается плачевной: количество заболеваний и травм неумолимо растет. Вот только несколько фактов: в 1990 году количество неинфекционных заболеваний составляло 55% от числа всех зарегистрированных заболеваний, а к 2020 году прогнозируется увеличение их числа до 73% (если ситуация и скорость роста заболеваемости останутся прежними). Самая распространенная форма рака – это рак легких (чаще всего встречается у курильщиков). Основной причиной потери трудоспособности у мужчин на сегодняшний день является алкоголизм. Таким образом, с одной стороны государство прилагает определенные усилия по изменению сложившейся ситуации, с другой стороны – ситуация ухудшается”.
  2. Педагогом формулируется первый проблемный вопрос: “Каковы причины возникновения этой ситуации?”, на который дети тут же спонтанно пытаются дать ответы. В процессе возникшей дискуссии, как правило, дети сами задают второй проблемный вопрос: “Каковы пути выхода из этой ситуации?”. Если этого не происходит, на вопрос их может вывести преподаватель. Данные вопросы записываются на доске.
  3. Педагог отмечает существование различных социальных и профессиональных групп людей, которые могут иметь свое мнение, и задает вопрос: “Кто может быть заинтересован в решении этой проблемы?”. После чего дети называют различные группы людей, которые фиксируются на доске.
  4. Примечание. В зависимости от возраста и подготовленности детей к подобной работе могут называться различные группы людей. Мы считаем, что количество сформированных впоследствии групп зависит от времени, уделенного проекту, и количества детей, в нем участвующих. Педагог может в процессе дискуссии “подтолкнуть” детей к называнию некоторых групп. В нашем случае детьми были названы врачи, пациенты, ученые, психологи, спортсмены, политики, экономисты, журналисты.

  5. Затем педагог предлагает детям выбрать наиболее интересную для них группу.
  6. Примечание. Некоторые группы могут остаться незаполненными. Мы считаем, что принуждать детей к работе в этих группах не стоит, так как выход на значимость этих групп возможен в процессе дальнейшей работы, или возможно пригласить на дискуссию представителя данной профессии в качестве гостя.

  7. После разделения группам выдается задание: рассмотреть проблему с точки зрения представителей выбранной ими группы и подготовить краткое выступление (5 – 7 минут), которое содержало бы ответы на поставленные вопросы:
  8. - Почему здоровье граждан не улучшается, невзирая на все усилия государства?

  • Каковы пути выхода из этой ситуации?
  • Что же такое “здоровье” и “здоровый образ жизни”?

Примечание. В течение подготовительного периода педагог регулярно интересуется процессом работы в группах, давая консультации по мере необходимости.

  1. Для того, чтобы показать, что эта проблема не нова и имеет исторические корни, на дискуссию приглашается гость, которым может быть учитель истории или ребенок, интересующийся историей. В его задачу входит подготовка информационного сообщения.
  2. Отдельное задание выдается группе журналистов: подготовить и провести социологический опрос, выясняющий уровень представлений граждан о здоровом образе жизни и их отношение к проблеме сохранения здоровья.

2 этап. ДИСКУССИЯ.

Цель:

    • корректировка и формирование собственной точки зрения на проблему
    • определение понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни”

    Дискуссия проводится в форме конференции “Здоровый образ жизни” с участием групп и приглашенных гостей.

    Конференция оформляется, исходя из ресурсов места ее проведения. Обязательным в оформлении являются результаты проведенного группой журналистов социологического опроса и вопросы, над которыми работали группы.

    Минимальное время конференции – 120 минут.

    1. Ведущий выступает с приветственным словом, в котором отмечается актуальность темы конференции и регламентируется ход конференции:
    2. - каждая группа для выступления получает 5 - 7 минут;

      • после каждого выступления в течение 1 – 2 минут группы обсуждают и записывают в специальном листе появившиеся у них вопросы по этому выступлению;
      • после всех выступлений организуются прения: группы задают друг другу вопросы и имеют право предложить свои варианты ответов на них. Вопросы также могут задавать гости.
      • участники дискуссии уважают чужое мнение и выслушивают все приводимые аргументы.
  1. Выступление историка с информационным сообщением.
  2. Представление групп и их выступления.
  3. Прения, результатом которых является определение понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” с точки зрения представителей разных социальных и профессиональных групп. Формулировка единых определений предложенных понятий. Здесь же определяются пути сохранения здоровья.
  4. Примечание. Процесс дискуссии, по нашему мнению, во многом зависит от подготовленности самого ведущего к подобной групповой работе.

  5. Участникам конференции в заключение предлагается создать образ здоровья из подручных материалов (цветной бумаги, газет, журналов, упаковок от витаминов, лекарств, этикеток от бутылок с минеральной водой и т.д.). Представление группами своих работ.
  6. Заключительное слово ведущего, вручение дипломов участникам конференции.
  7. 3 этап. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.

    Цель:

      • создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
      • использование результатов дискуссии на уроках биологии.

    Название данного этапа условно, поскольку нами предполагается проведение ряда мероприятий с использованием результатов групповой работы. На сегодняшний день это создание “журналистами” газеты по итогам конференции, подготовка и защита рефератов на школьной научно-практической конференции (темы: “Вредные привычки и их влияние на организм человека”, “Здоровый образ жизни и его формирование”), практические работы и обобщающие уроки по курсу “Анатомия и физиология человека” с акцентом на сохранение здоровья. В планах проведение Недели здоровья, социальная акция “Здоровый образ жизни”.

      Анкета для учащихся, проводившаяся по окончании конференции, и ответы на нее.

    Всего опрошено 39 учащихся.

      1. Была ли тебе интересна подобная форма работы (работа по группам, дискуссия)?да, очень 76,9% да 15,38% не очень 7,72% работа по группам 51,28% дискуссия 48,72%
      2. Запиши, пожалуйста, “плюсы” той формы проведения занятия, которую ты выбрал во втором вопросе.
      3. свободное общение 17,95% интересно 53,85% учит думать 12,82% учит самостоятельности 7,69% можно проявить себя 25,64% можно работать вместе 25,64% в спорах рождается истина 2,56% можно самому выбрать, с кем работать 23,08% можно придумать что-то интересное 12,82% приятно почувствовать себя взрослым 10,26% это весело 30,77%

      4. Интересна ли была тема конференции и почему?
      5. А) да 33,33% я часто болею 2,56% это важно 10,26% это современно 20,51% Б) сначала не очень, потом да 33,33% узнали новое 28,21% интересный материал 17,95% это связано с моими родителями 2,56% совместная работа интереснее 5,13% вы на многое открыли глаза 2,56% В) нет, не очень 28,21% я пока здоров 2,56% это неактуально 10,26% просто так 10,26% все и так об этом говорят, сколько можно 4

      6. Что полезного для себя вы узнали в процессе работы?
      7. о психологическом здоровье 48,72% надо думать об этом раньше 35,9% только спорта недостаточно 20,51% общение тоже должно быть здоровым 7,69% данные о вредных привычках 17,95% лучше узнала своих друзей и родителей 2,56% что здоровье зависит от экономики и политики 5,13% что спортсмены – больные 2,56% что болеть – “выгодно” 2,56% я все это знал 5,13% многое зависит от моего отношения 25,64% все взаимосвязано 30,77% если хочешь сохранить здоровье, надо перестраивать всю жизнь 10,26% это должно стать регулярным и постоянным 15,38%

      8. Изменилось ли ваше отношение к здоровью? Если “да”, то каким образом?
      9. А) да 92,31% я понял, что за ним нужно следить 20,51% я понял, что беречь здоровье надо начинать рано 20,51% каждый в ответе за свое здоровье 51,28% Б) нет 7,69% я здоров 2,56% я за ним слежу 5,13%

      10. Что вы сейчас готовы сделать для сохранения собственного здоровья?
      11. правильно питаться 89,74% заниматься спортом 82,05% отказаться от вредных привычек 48,72% соблюдать гигиену 46,15% посещать врачей, прислушиваться к их рекомендациям 17,95% правильно отдыхать 2,56% вести здоровый образ жизни 53,85% уехать в здоровую страну 2,56% все, что надо 2,56%

      12. Что вы реально с сегодняшнего дня будете делать для сохранения собственного здоровья?
      13. правильно питаться 66,67% делать зарядку 46,15% ходить в спортзал 10,26% ходить в бассейн 5,13% носить шапку 2,56% выполнять простейшие гигиенические требования 43,59%

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Игра-дискуссия по пропаганде ЗОЖ "Новое поколение"

    Игра-дискуссия по пропаганде ЗОЖ

    "Новое поколение"

    Цели:

    • дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

    • приобщить к здоровому образу жизни;

    • добиться формирования активной позиции по данной проблеме;

    • развивать творческие способности, память, внимание, познавательный

    интерес.

    Ход мероприятия

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это

    значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том,

    почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

    Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня мы с вами отправимся

    путешествовать по Стране Здоровья. В нашем сегодняшнем плавании мы будем опровергать переместительный закон сложения. Можете ли вы назвать формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменяется…

    Формула жизни:

    Жизнь = здоровье + семья + учеба + друзья.

    Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

    Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, нужно приобрести билеты на наш автобус, а для этого необходимо поучаствовать в необычных конкурсах.

    Конкурс 1. “Народная мудрость”

    Составить из рассыпанных слов-карточек пословицы, объяснить их смысл.

    • “Здоровый человек-богатый человек”

    • “Здоровьем слаб, так и духом не герой”

    • “Чистым жить – здоровым быть”

    • “В здоровом теле – здоровый дух”

    • “Здоровье – дороже золота”

    Конкурс 2. “Загадки”

    Два соседа-непоседы.

    День на работе,

    Ночь на отдыхе. (Глаза)

    Ношу их много лет,

    А счету им не знаю. (Волосы)

    Всю жизнь ходят в обгонку,

    А догнать друг друга

    Не могут (Ноги)

    Оно много меньше нас,

    А работает всякий час

    (Сердце)

    Между двух светил

    В середине я один (Нос)

    У пяти братьев

    Одна работа. (Пальцы)

    Конкурс 3. “Что? Где? Когда?”

    1. Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка.)

    2. Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги.)

    3. Что на свете дороже всего? (Здоровье.)

    4. Что без языка, а сказывается?(Болезнь.)

    5. Что никогда не лень делать? (Дышать.)

    6. Что такое фитотерапия? (Лечение травами.)

    7. Когда необходимо проводить физкультминутки? (В период утомления.)

    Ведущий:

    Молодцы, вы все достойны получить билет в Страну Здоровья. Мы будем

    путешествовать под девизом:

    Я умею думать,

    Я умею рассуждать,

    Что полезно для здоровья,

    www.prodlenka.org


    Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность