Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни. Здоровый образ жизни гигиена и спорт основа подготовки воина


Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни 🚩 Военно-медицинская подготовка

Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни

Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни является одним из направлений деятельности медицинской службы, представляющим собой систему мероприятий, направленных на повышение уровня медицинской культуры военнослужащих, гражданского персонала ВС, членов семей военнослужащих.

Основными задачами медицинской службы по этому направлению деятельности являются:

— пропаганда законодательства РФ по вопросам здравоохранения в стране;

— пропаганда медицинских и гигиенических знаний;

— пропаганда здорового образа жизни, мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, приказов, руководств, направленных на сохранение и укрепление здоровья и физического развития личного состава;

— совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Она планируется на год (по периодам обучения войск), на каждый месяц и согласовывается с командованием.

Тематика пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни определяется: задачами войск, временем года, контингентом обучаемых, особенностями военного труда, краевой патологией, заболеваемостью личного состава, санитарным состоянием части.

Пропаганда медицинских знаний, здорового образа жизни проводится с широким использованием средств массовой информации – печати, радио, телевидения и др., во всех медицинских подразделениях, частях и является служебной обязанностью всего медицинского состава. В целях привлечения медицинского состава к участию в этой работе устанавливается обязательный минимум рабочих часов для различных категорий (количество часов в месяц): для начальника медицинской службы части – 2 часа, для врачей войскового звена – 4-6 часов; для врачей лечебно-диагностических подразделений – 2 часа; для среднего и младшего медицинского персонала – 4 часа.

Организационно-методическое руководство пропагандой медицинских, гигиенических знаний и здорового образа жизни осуществляет Главное военно-медицинское управление Министерства обороны и методические бюро при начальниках медицинской службы видов Вооруженных Сил, военных округов в соответствии с действующим положением. Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по пропаганде гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни Военно-медицинского музея Министерства обороны.

Для наиболее эффективного проведения пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни должны быть широко использованы университеты и факультеты здоровья, организуемые медицинской службой при окружных (гарнизонных) домах офицеров и клубах частей (соединений).

Во всех частях с прибывшим пополнением должен проводиться вводный санитарно-гигиенический инструктаж, в содержании которого необходимо включать следующие вопросы: краткая санитарно-гигиеническая характеристика части, военной профессии, значение основных профилактических мероприятий, проводимых в части, профилактических осмотров, диспансеризации, прививок и др. Кроме того, должны быть освещены специальные вопросы по гигиене и физиологии военного труда, промышленной санитарии, разъяснено значение общеоздоровительных мероприятий по укреплению состояния здоровья военнослужащего (режим питания и отдыха, закаливание, физкультура, спорт и т.п.).

Пропаганда гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни должна проводиться не только со всем личным составом подразделения, но и с отдельными группами военнослужащих (отстающими по боевой подготовке, длительно и часто болеющими, работниками питания, водоснабжения, шоферами, парикмахерами и другими специалистами).

В каждом медицинском пункте, лазарете и лечебном учреждении должны широко использоваться наглядные средства агитации – плакаты, фотовыставки.

Ответственность за организацию пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни возлагается на начальника медицинской службы части, который обязан планировать эту работу., учитывать тематику, принимать меры к обеспечению наглядными и методическими материалами, проводить инструктаж руководителей, читать лекции, поддерживать связь с местными центрами здоровья и другими учреждениями службы формирования здорового образа жизни: домом офицеров гарнизона, базой кинопроката, начальником клуба части (учреждения), заместителем командира части, заместителем начальника учреждения по воспитательной работе, а также с учреждениями и общественными организациями, занимающимися пропагандой гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

15.1. Гигиеническое воспитание основ здорового образа жизни военнослужащих

Личная гигиена — система знаний, навыков, мотивов и форм поведения по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном уровне применительно к образу жизни каждого человека. Особое значение соблюдение правил личной гигиены имеет для военнослужащих, поскольку является основой поддержания боеспособности частей и подразделений. Основные правила личной гигиены выработались на протяжении длительной истории развития гигиены. Они отражены в уставных положениях и их выполнение является служебной обязанностью каждого военнослужащего.

Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие военнослужащих – важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Каждый военнослужащий должен заботиться о сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и воздерживаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.).

Выполнение правил личной гигиены включает:

  • утреннее умывание с чисткой зубов;
  • мытье рук перед приемом пищи;
  • умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;
  • своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;
  • еженедельное мытье в бане со сменой нательного белья, портянок и носков;
  • содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, своевременную смену подворотничков.

Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам).

Обязанностью военнослужащих является поддержание чистоты в спальных помещениях и других комнатах общего пользования, а также на территории расположения части, регулярное проветривание жилых помещений.

Личная гигиена военнослужащего включает закаливание и физическое совершенствование, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным изменениям физических факторов окружающей среды, к условиям, связанным с особенностями военной службы и выполнением боевых задач. Закаливание должно проводиться систематически, с учетом здоровья военнослужащих и климатических условий местности путем использования водных, воздушных и солнечных факторов в сочетании с занятиями физической подготовкой и спортом.

Основными способами закаливания военнослужащих являются:

  • ежедневное выполнение физических упражнений на открытом воздухе;
  • обмывание до пояса холодной водой или принятие кратковременного холодного душа;
  • полоскание горла холодной водой;   — проведение в зимний период лыжных тренировок и занятий, выполнение хозяйственных работ в облегченной одежде;
  • в летний период – проведение занятий и спортивно-массовых мероприятий в облегченной одежде, принятие солнечных ванн и купание в открытых водоемах в свободное от занятий и работ время и в дни отдыха.

Занятия физической подготовкой и спортом осуществляются на утренней физической зарядке, учебных занятиях, во время спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности военнослужащих, а также в виде самостоятельных тренировок. На занятиях выполняются физические упражнения с использованием различных способов тренировки и дозирования физической нагрузки с учетом принадлежности военнослужащих к виду Вооруженных Сил и роду войск, возраста и состояния здоровья.

Мероприятия по закаливанию и физической подготовке военнослужащих проводятся командирами подразделений.

Важным элементом личной гигиены является поддержание чистоты тела. Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одного раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно принимать душ. Механики-водители (водители), ремонтники принимают душ по мере необходимости. Для помывки (приема душа) военнослужащие обеспечиваются мылом, полотенцами и продезинфицированными мочалками.

Белье нательное и постельное, полотенца, портянки, носки должны меняться один раз в неделю, в дни помывки в бане; поварам и пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неделю. В подразделении должна быть организована сушка обмундирования.

С поступлением на службу военнослужащий должен быть обучен путем многократных повторных занятий правилам личной гигиены и способам их реализации в конкретных условиях. Выполнение правил личной гигиены систематически проверяется командирами подразделений.

Перечисленные правила личной гигиены военнослужащих включают самые необходимые требования, невыполнение которых влечет ухудшение санитарно-эпидемической обстановки и, в конечном итоге, боеспособности частей и подразделений. Однако гигиеническое сознание современного человека, военнослужащего не может ограничиваться набором правил и рекомендаций соблюдения элементарной чистоты и закаливания.

Человек должен владеть более широким перечнем знаний и навыков по сохранению и укреплению личного здоровья. Совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека, составляет понятие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни, как и здоровье, понятие комплексное, включающее социальные, экономические, биологические, медицинские, этические, психологические аспекты.

Роль военного врача в формировании здорового образа жизни отличается специфичностью воздействия на здоровье человека, поэтому не может быть упущена или компенсирована какой-либо другой деятельностью. Процесс формирования здорового образа жизни — гигиеническое воспитание — не кратковременное мероприятие, а широкое общественное явление, развитие и стимулирование которого — одна из функций государства и его институтов, требующее в силу своей масштабности существенного внимания и затрат Основными средствами формирования гигиенического сознания, понятий здорового образа жизни являются пропаганда, просвещение и обучение. Эффективность этих методов во многом зависит от уровня общественного сознания и культуры. Как показывает опыт, названные методы наиболее эффективны когда реализуются на индивидуальном уровне.

С гигиенических позиций необходимым элементом жизни, формирующим человека как биосоциальное существо и определяющим его соматическое, психическое здоровье и социальное благополучие, является труд. Человеческий организм, как биомеханическая система формировался в процессе эволюции под воздействием труда и его основного компонента — движения.

Взаимодействие различных сфер трудового процесса сложилось давно, однако вклад каждого компонента и их качественная характеристика в последнее время коренным образом изменились. В связи с механизацией и автоматизацией производства, сферы бытовых услуг резко сократилась физическая составляющая труда. Доля физического труда населения в XX веке составляет 1% в сравнении с прошлым веком. Существенно изменилось содержание труда военных специалистов — их среднесуточные энерготраты не превышают легкой или средней степени тяжести труда и составляют 10000-12000 кДж. Отсутствие необходимого генетически обусловленного компонента жизни – движения – сказывается на состоянии здоровья и раннем появлении болезней, связанных с гипокинезией. Ее сочетание с перееданием, употреблением алкоголя и психо-эмоциональной напряженностью оборачивается развитием гипертонической болезни, ожирения, ишемической болезни сердца, преждевременным старением и смертью.

Качественные изменения произошли и в сфере умственного труда. Существенно увеличилась информационная нагрузка в работе военных специалистов, руководителей, ученых, инженеров, творческих работников, врачей и т.п. В условиях дефицита времени человек должен принимать ответственные решения, что ведет к переутомлению, перенапряжению психо-эмоциональных процессов, появлению отрицательных эмоций. Известно, что для их преодоления требуется мобилизация наиболее ранимой и малостойкой тормозной системы, расходование функциональных резервов которой неизбежно ведет к расстройству регуляторных функций всей ЦНС. Таким образом, современный труд во многих сферах производства утратил свою первоначальную гигиеническую сущность — поддержание и укрепление здоровья, а также совершенствование человека как биосоциального существа.

Практически для человека, занятого преимущественно умственным трудом, остались два способа «насыщения» организма двигательной активностью: физическая культура и индивидуально полезный труд вне сферы основной работы. Для реализации своей потребности в движении взрослый человек должен проходить в сутки не менее 20 тысяч шагов (12-15 км) или заниматься не менее 1-1,5 часов физической подготовкой, включающей бег, кросс (1-3 км), силовые упражнения. Наиболее оптимальным является использование игровых физических упражнений. Это связано с тем, что во всяком действии, движении, работе, занятии должны присутствовать реальные мотивы, интерес, целевые установки и результаты труда. Таковые частично имеют место в игровых упражнениях, построенных на соперничестве. В совокупности с основной работой индивидуально полезный труд, применяемый в разумных пределах, компенсирует гипокинезию, снижает психо-эмоциональную напряженность, полученную в течение рабочего дня, недели. При этом важно и оздоровительное воздействие пребывания вне помещений на чистом воздухе. При отсутствии средств механизации, источников электроэнергии выполняемые работы могут быть средней или тяжелой степени напряженности. Это следует учитывать при определении продолжительности работ и их напряженности для людей средних и старших возрастных групп, поскольку могут наступать переутомление, снижение эффективности основной работы, а также обострение скрытой патологии: сердечно-сосудистой, дыхательной недостаточности.

Продолжительность индивидуально полезного труда не должна превышать 3-4 часов в день, 16-18 часов в неделю.

Гигиеническим критерием эффективности работы, физической культуры, являются показатели физического развития и их устойчивость (масса тела, аэробная мощность, физическая работоспособность, мышечная сила и т.п.), гемодинамики (ЧСС, артериальное давление), улучшение психо-эмоционального состояния, повышение резистентности организма, снижение заболеваемости. Установлено, чем проще связь человека с орудием труда, чем более осязаемы предмет и результат труда, тем сильнее положительное влияние физического компонента его на интеллектуальную сферу (по принципу обратной связи), чем ближе эта связь к естественноисторической, тем эффективнее оздоровляющая, гигиеническая функция труда. Однако не следует упрощать роль орудия производства, которое должно стимулировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности. Обычные физические упражнения мотивационного компонента лишены.

В армейских условиях физическая подготовка как один из главных видов боевой подготовки — социально-полезного труда является обязанностью военнослужащего и призвана восполнять физический компонент труда, поддерживая физическое состояние личного состава на должном уровне. Критерием физической способности военнослужащих служат результаты выполнения упражнений военно-спортивного комплекса (ВСК).

Основными упражнениями ВСК являются бег и кроссы, характеризующие общую выносливость. Названный показатель физической подготовленности обуславливается в основном способностью кардиореспираторной системы обеспечивать организм кислородом, что именуется аэробной мощностью. Поэтому в физической подготовке наряду с другими упражнениями и занятиями кроссовым упражнениям, бегу должно уделяться большое внимание.

В контроле физического совершенствования видное место занимает военный врач, который обязан дать командиру объективную оценку физического состояния каждого военнослужащего и обосновать профилактические рекомендации по коррекции трудового процесса, физической активности. В этой работе рекомендации врача должны быть взвешенными, поскольку назначение физических упражнений может иметь негативные последствия, связанные в основном с неподготовленностью кардиореспираторной системы к значительным нагрузкам, возможной ишемизацией миокарда или возникновением гипертонических кризов и т.п. Поэтому применение физических упражнений должно быть постепенным, под медицинским контролем. Критериями могут быть показатели частоты сердечных сокращений, артериальное давление, общее самочувствие. Во время физических упражнений нежелательны тахикардия более 140 ударов, увеличение артериального давления более, чем на 10-15 мм рт.ст. При этом верхние реальные энерготраты организма не должны превышать 5900 ккал (14000 кДж). За названным пределом ежедневный систематический труд может привести к физической и психической деградации, раннему увяданию.

Границы и пределы отдыха, как и труда, известны. Отдых — необходимый компонент здорового образа жизни — направлен на восстановление физических сил и резервов, обогащение жизни в других областях человеческой деятельности. Задачами отдыха являются изменение сложившегося стереотипа жизнедеятельности, снятие стрессовых ситуаций, накопившегося утомления или переутомления.

Основными параметрами отдыха служат его содержание и продолжительность. Отдыхом можно назвать любой род деятельности , отличный от основного труда, он обязан включать периоды физического и морально-психологического покоя в виде сна, чтения, дневного сна, сеансов релаксации. Полезными являются изменение места пребывания, использование возможностей туризма, лечебно-профилактических учреждений. Лучший отдых — это сочетание его с физическим трудом. При этом величина физического компонента должна быть такой, чтобы к началу рабочего цикла происходило полное восстановление физических, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, главными критериями чего являются желание и возможность работать. Достижение такого состояния индивидуально, однако, как правило, оно равно 2-4 неделям. При более продолжительном отдыхе отмечается удлинение периода последующей врабатываемости. Далеко не всегда отпуск решает задачу борьбы с переутомлением.

Отдых военнослужащих регламентирован законом «О статусе военнослужащих», уставом внутренней службы ВС РФ, другими официальными документами. При их выполнении гарантируется достаточная компенсация трудовых затрат. Гигиенически обоснован разрыв отпуска, увеличение его продолжительности для военнослужащих старших возрастных категорий, использование лечебно-профилактических учреждений. В деятельности командира немаловажное значение имеет оценка, контроль за реализацией прав военнослужащих на отпуск, отдых и регламентацию служебного времени.

Комплекс знаний, поведенческая ориентация человека, направленные на рациональное удовлетворение одной из основных потребностей — в пище составляют культуру питания. Питание человека — не механическое потребление необходимых веществ из внешней среды, а сложный процесс добычи, выбора, приготовления, потребления пищи.

Гигиенические аспекты культуры питания составляют понятие «рациональное питание» и включают знания, навыки, убеждения, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Это достигается регулярным поступлением в организм необходимого количества питательных веществ и предотвращением попадания вредных, чужеродных веществ, болезнетворных микроорганизмов.

Необходимые знания о рациональном питании военнослужащий должен получать от медицинского работника. Для этого должны использоваться контакты в ходе диспансерного наблюдения, консультаций, на занятиях по пропаганде гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Каждый человек должен иметь представление о количестве и качестве потребляемой пищи, о том, как предохраниться от заболеваний, передаваемых с пищей. Физиологическим и весьма точным регулятором потребления пищи является чувство аппетита, возрастающее при снижении в крови уровня некоторых питательных веществ (глюкоза, аминокислоты). В молодом возрасте это чувство, как правило, адекватно отражает потребности организма в пище, и при насыщении человек отказывается от дальнейшего ее потребления. Однако с возрастом почти у половины людей аппетит перестает адекватно отражать реальную потребность в пище. В результате человек потребляет избыточное ее количество, что приводит к увеличению массы тела за счет жира, а в последующем — к повышению артериального давления, уровня холестерина в крови, сердечно-сосудистым заболеваниям. Человек должен знать о возможной наследственной предрасположенности к накоплению жира, об основных факторах, способствующих ожирению: снижении физической активности, употреблении алкоголя, психо-эмоциональной напряженности, изменении гормонального статуса.

Все перечисленные факторы поддаются коррекции, за исключением последнего, хотя и уровень гормонов существенно зависит от физической активности, употребления алкоголя и психо-эмоциональной напряженности.

Каждый человек должен уметь оценивать свою массу тела. Наиболее простым методом является определение масса-ростового индекса.

Этот метод является наиболее информативным, он признан ВОЗ, во многих зарубежных армиях его именуют индексом Кетле:

I= m / p2,

где:    m — масса тела, кг;   p — длина тела, м.

Индекс должен находиться в пределах от 20,0 до 25,0. Его превышение в пределах от 25,0 до 30,0 следует интерпретировать как избыточную массу тела, от 30,0 и более — как ожирение. Индекс массы тела менее 20,0 считается дефицитом массы тела.

Таким образом, к основным гигиеническим рекомендациям следует отнести:

  • ограничение потребления пищи — после еды должно оставаться легкое чувство голода и легкости;
  • воздержание от употребления алкоголя как каждодневного явления;
  • употребление в пищу преимущественно растительных продуктов;
  • слежение за собственной массой тела и артериальным давлением;
  • включение для людей умственного труда физической нагрузки в виде физических упражнений или индивидуально-полезного труда;   —
  • исключение ситуаций с выраженным нервно-психическим напряжением.

Не менее важным является раздел знаний человека о качественном составе потребляемой пищи, о приоритетах в выборе пищевых продуктов, о их реальной полезности, о риске болезней и состояний, возникающих при отсутствии в пище незаменимых веществ. Человек должен иметь представления о потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, воде.

Белковая квота питания молодого человека должна содержать не менее 50 г белков животного происхождения, источниками которого являются мясо, рыба, молочные продукты, яйца. Ограничение этих продуктов в диете приводит к снижению физической работоспособности и проявлениям алиментарной дистрофии. Средняя суточная норма потребления молодым человеком мяса должна быть не менее 200-300 г, рыбы — 100 г, 1 яйца, 200-500 мл молока, 20-50 г сыра или творога.

Жир является для организма не только источником энергии. Потребление животных жиров сопровождается поступлением в организм избыточного количества холестерина, которое может нарушить обычный баланс этого вещества в кровотоке и привести к инфильтрации сосудистой стенки — атеросклерозу с последующими более глубокими нарушениями сердечно-сосудистой системы: инфарктам, инсультам.

Гигиеническими рекомендациями должны быть:

ограничение потребления жиров животного происхождения, к числу которых относятся сливочное масло, копченые колбасы, сало и др.;

—         замена естественных животных жиров маргаринами, приготовленными из растительных жиров (соевого, кукурузного и оливкового масел) и свободными от холестерина, с высокими вкусовыми качествами и содержанием витаминов.

Человек ежедневно должен получать не менее 6,0 г непредельных жирных кислот, необходимых для поддержания резистентности, продукции гормонов. Такое количество этих пищевых веществ содержится в 50 г растительных масел, которые должны присутствовать в рационе.

Велика роль в здоровом питании балластных веществ (клетчатки, пектина), количество которых должно быть не менее 25 г. По мнению ученых, поступление в организм этих веществ достигается потреблением в сутки 1 кг фруктов и 1 кг овощей, что должно рассматриваться как минимальная ежедневная норма здорового человека.

Поведенческие ориентиры потребления витаминов следует формировать в отношении, прежде всего, аскорбиновой кислоты (витамин С) и каротина (витамин А). Большинство других витаминов содержится в необходимом количестве в обычном рационе человека и лишь в определенных условиях могут возникать проявления гиповитаминозов и авитаминозов.

Суточную потребность в аскорбиновой кислоте, составляющую не менее 100 мг, можно удовлетворить обязательным включением в рацион овощей и фруктов (картофель, капуста, лук, цитрусовые, ягоды и т.п.), совокупная масса которых должна быть не менее 1,0-1,2 кг).

Витамин А поступает в организм преимущественно с молочными жирами, частично с каротиноидсодержащими овощами — морковью, свеклой, картофелем, которые должны присутствовать в рационе. Каждый человек должен знать, что отсутствие водорастворимых витаминов уже через 3-6 месяцев, а жирорастворимых — через 1,0-1,5 года может обернуться необратимыми изменениями здоровья. Недостаток витаминов в пище должен компенсироваться приемом витаминных препаратов или витаминизированных продуктов.

Человек, как правило, не сталкивается с недостатком необходимых микроэлементов — цинка, меди, железа, марганца и других, поскольку они содержатся в достаточном количестве в обычных продуктах — хлебе, мясе, овощах, и потребность в них невелика — около 1,0-10,0 мг. Проблемы возникают чаще с макроэлементами — натрием, калием, кальцием. Обычный рацион содержит избыточное количество натрия, которое может втрое превышать рекомендуемую норму — около 6,0 г. Поэтому необходимо рекомендовать ограничение в потреблении поваренной соли и соленых блюд. В то же время организм может находиться в состоянии гипокалиемии, поскольку этот элемент содержится в ограниченном числе продуктов (фрукты, мясо, хлеб), потребление которых удовлетворяет организм лишь в обычных компенсированных условиях (около 4,0 г). При высоких физических нагрузках, перегревании, когда с потом теряется большое количество солей (до 1,0 г калия с каждым литром пота), могут возникнуть проявления гипокалиемии в виде сердечной слабости, в том числе и с летальным исходом.

У человека должен быть выработан навык компенсации потерь солей и воды при высоких физических и тепловых нагрузках, которые часто имеют место в учебно-боевой деятельности военнослужащих.

Суточная потребность в кальции составляет 1,0 г. Особенно он необходим молодым растущим людям, а также подвергающимся большим физическим нагрузкам. Основными его источниками являются молоко и молочные продукты, поэтому содержание их в рационе должно быть обязательным.

Одним из элементов здорового образа жизни является обеспечение или достижение безвредности питания. В этом смысле под качеством питания понимается комплекс знаний человека о внешних и органолептических показателях пищевых продуктов, а также элементарных приемах, обеспечивающих безопасность питания. Пища, как наиболее интимный и сильнодействующий фактор среды, может содержать немикробные агенты — соли тяжелых металлов, пестициды, пищевые добавки, продукты производства, загрязняющие окружающую среду, и микробные — бактерии, грибы, вирусы, продуцирующие при размножении и накоплении токсины. В определенных условиях пища может становиться звеном передачи инфекционных болезней, фактором эпидемической опасности. Основным потенциальным фактором вредного воздействия на организм в питании является микробный, который в 1000 раз превосходит опасность загрязнения вредными химическими веществами окружающей среды, в 100 раз — остатками пестицидов и пищевых добавок, в 0 раз — естественными токсическими компонентами.

При нарушениях правил обработки и реализации пищи может происходить размножение и накопление микробов, которые в процессе своей жизнедеятельности разлагают органические соединения — белки, жиры, углеводы — на более простые вещества, в том числе и вредные для здоровья человека, а также токсины.

Размножение неболезнетворных, микробов, как правило, приводит к изменению органолептических свойств пищи (внешнего вида, цвета, запаха, вкуса), что несложно выявляется органами чувств и служит основанием для проявления определенной осторожности или даже отказа от опасной пищи. Большинство болезнетворных микробов, размножающихся и накапливающихся в готовой пище, не изменяют ее органолептических свойств, что затрудняет обнаружение непригодности пищи при визуальном и органолептическом контроле. В этом случае критериями безвредности и безопасности служат термическое состояние и сроки реализации готовой пищи. Определяющим показателем является тепловое состояние пищи. Для каждого вида микробов различают оптимальную, минимальную и максимальную температуру размножения. При оптимальной температуре жизненные процессы в микробной клетке протекают наиболее активно, при изменении температуры развитие микробов замедляется в зависимости от степени ее отклонения от оптимума. Для большинства микробов, в том числе болезнетворных, оптимальной температурой является температура тела человека – 37,5 °С. При температуре 50-60°С микробы погибают в течение 30-60 мин, при температуре 70-50°С – через 5-10 мин, а при 100-50°С – моментально.

В условиях низких температур (менее 4-8°С) микробы, как правило, не размножаются, но и не погибают. Температурный интервал от 8-14°С до 60-65°С можно квалифицировать как зону «санитарного риска». Следует исключать хранение, приготовление, реализацию пищи в этой температурной зоне. Наибольшего внимания человека должны заслуживать продукты и блюда, хранимые и реализуемые в пределах этой зоны, особенно не подвергающиеся термической обработке или употребляемые после ее остывания — салаты, молоко, компоты, кисели, коровье масло.

Пищу следует потреблять в горячем состоянии и достаточно быстро с момента приготовления — 20-40 мин, поскольку в этом случае снижается риск накопления микробов и токсинов. В противном случае обычным приемом должна стать повторная термическая обработка — кипячение, которую не рекомендуется повторять более одного раза.

Достаточная термическая обработка и своевременная реализация готовой пищи гарантируют ее безвредность и безопасность даже при микробном обсеменении. Необходимо помнить, что микробы гибнут под действием прямых солнечных лучей, химических факторов (соль, сахар), дезинфектантов и др. В среде, лишенной влаги, питание микробов прекращается и наступает их гибель.

К наиболее опасным в эпидемическом смысле относятся следующие готовые блюда: салаты, винегреты; молоко и молочные продукты; кисели, компоты; мясные, рыбные блюда; гарниры вторых блюд.

Пропаганда здорового образа жизни должна включать также и представления о гигиенических требованиях к жилищу и его содержанию. Жилище, казарма , должны обеспечивать оптимальный тепловой баланс и поступление кислорода, предусматривать хорошее освещение и поддержание оптимального микроклимата в помещениях — температуру в пределах 18-20°С.

Необходимо, чтобы воздух в помещениях был чистым и свежим. Изменение запаха вдыхаемого воздуха при входе в помещение, ощущаемое как «спертость», свидетельствует о накоплении углекислоты, антропотоксинов, микроорганизмов и требует его обновления, освежения, что достигается оптимальным устройством естественной (форточки, фрамуги, каналы) или искусственной вентиляции. Ежечасно воздух в помещении должен полностью обновляться, при этом «воздушный куб» должен быть не менее 25-30 м2, а площадь жилой комнаты, приходящуюся на 1 человека, желательно иметь не менее 12 м2. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 м3 объема воздуха на одного человека.

Более сл

 

shtab.su

Глава 2 основы военной гигиены

128

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека и разрабатывающая пути и способы сохранения и укрепления здоровья людей методом предупреждения болезней.

Гигиена включает ряд самостоятельных дисциплин - социальную гигиену, военную гигиену, гигиену труда, гигиену питания, водоснабжения и др.

Военная гигиена изучает влияние окружающей среды, особенностей военного труда и быта на здоровье военнослужащих и разрабатывает мероприятия по устранению или уменьшению воздействия вредных факторов. Главная задача военной гигиены—сохранение и укрепление здоровья личного состава армии и флота в мирное и военное время.

Санитарный инструктор должен активно участвовать в гигиеническом обучении и воспитании военнослужащих своего подразделения (части) пропаганде необходимых знаний по вопросам личной и общественной гигиены, предохранения от инфекционных и других заболеваний, способствовать сознательному выполнению личным составом требований уставов, наставлений и приказов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Личная гигиена и здоровый образ жизни

Личная гигиена - это совокупность гигиенических норм и правил поведения каждого военнослужащего, способствующих предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению его здоровья, поддержанию высокой бое- и трудоспособности. Личная гигиена включает правила гигиенического содержания тела, ухода за полостью рта, пользования обмундированием, обувью, закаливания, а также предусматривает исключение вредных для здоровья привычек. Каждый военнослужащий должен строго соблюдать правила личной и общественной гигиены, повседневно закаливать свой организм и стремиться к физическому совершенствованию.

Уход за телом.

Правила личной гигиены предусматривают: утреннее умывание с чисткой зубов и обтиранием тела до пояса прохладной водой; мытье рук перед каждым приемом пищи; умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном, своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей; регулярное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков; содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели.

Уход за кожей.

Регулярное мытье кожи необходимо для очистки ее от внешних загрязнений, пота, избытка кожного сала, чешуек рогового слоя и микроорганизмов. Особо тщательно следует мыть ногти, подрезая их каждую неделю, чтобы под ними не скапливалась грязь. Очень важно защищать кожу от мелких травм, которые служат входными воротами для микроорганизмов. Для защиты кожи используют спецодежду, защитные пасты и специальные моющие средства. Мелкие травмы необходимо смазывать 5% настойкой йода, 2% раствором бриллиантового зеленого или антисептической пленкообразующей жидкостью. На местах обслуживания боевой техники, в парках, цехах, мастерских должны быть умывальники с теплой водой и мылом.

Благоприятное влияние на кожу оказывают свежий воздух, солнечные лучи, купание и другие физические упражнения, которые повышают ее стойкость к внешним раздражителям.

studfiles.net

Лекция 3

19

Основы здорового образа жизни План

1. Физическая культура в образе жизни студентов.

2. Гигиена физической культуры и спорт

3. Личная гигиена

4. Рациональный суточный режим

5. Вредные привычки

1.Физическая культура в образе жизни студентов

Каким специалистом станет сегодняшний студент, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня гражданской сформированности личности. Образ жизни - это социальное лицо студента. Любые высоконравственные принципы, самые современные знания останутся мертвым грузом, если они не реализуются в образе жизни человека - интегральной характеристике личности.

Студент должен знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых.

Студент как человек определенного возраста и как личность может быть охарактеризован с трех сторон. Во-первых, с социальной, во-вторых, с психологической, в-третьих, с биологической.

Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. Им не хватает социальной зрелости.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, максимализм, коллективизм, самовоспитание.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период - “пик” развития физиологических потенциалов.

К 17-18 годам завершается процесс совершенствования двигательной функции, завершается процесс формирования топографии различных мышечных групп. К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций. К этому времени выносливость - важнейшее двигательное качество, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых людей. В возрасте 20-25 лет ее развитие достигает наивысшего уровня.

Таким образом, студенческий возраст - заключительный этап поступательного возрастного развития психологических и двигательных возможностей организма. Вот почему физическая культура и спорт становятся для студентов важнейшим средством укрепления здоровья.

Физическое воспитание (культура) и спорт - фактор, определяющий здоровый образ жизни. Физическое воспитание (культура) и спорт выступают как необходимая часть жизни студентов, ибо они представляют собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, являются областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивают методы и средства решения задачи гармонического становления личности.

Физическая подготовленность выступает не только как личностная, но и как социальная ценность. Физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым условием построения и развития общественных отношений.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты в процессе физического воспитания, будучи конкретной, направленной деятельностью индивидуума, является одним из механизмов слияния общественного и личного интересов.

Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста. Под здоровым образом жизни понимают формы и способы повседневной жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни и физическое воспитание (культура) органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни.

Физическое воспитание (культура) призвано решать, прежде всего, оздоровительные задачи, такие как сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и работоспособности. У студентов должно воспитываться осознанное понимание необходимости бережно относиться к своему здоровью.

Существенным компонентом здорового образа жизни студентов является организация двигательной активности. Самый верный и эффективный путь к высокой трудоспособности, творческой активности, физическому совершенствованию и долголетию - является высокая физическая активность в режиме каждого дня.

Какие же виды физической активности наиболее приемлемы для молодежи?

На первое место, безусловно, надо поставить бег. С точки зрения физиологического воздействия на все системы организма у него нет достойных конкурентов. Бег является естественным двигательным актом. В Древней Элладе говорили: "Хочешь быть сильным - бегай".

Оздоровительный бег наиболее простой и доступный (в техническом отношении) вид циклических упражнений, а потому и самый массовый. По самым скромным подсчетам, бег в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. человек среднего и пожилого возраста. Бег является лучшим природным транквилизатором - более действенным, чем лекарственные препараты.

Бег влияет на ЦНС, он снимает нервное напряжение, изменяет психический статус, улучшая сон и самочувствие, повышает работоспособность. Бег снимает отрицательные эмоции и "сжигает" избыток адреналина.

Бег оказывает влияние на систему кровообращения, увеличивая кислородную емкость крови, повышает защитные свойства организма за счет увеличения в крови эритроцитов, гемоглобина и лимфоцитов, повышает функциональные возможности ССС и аэробной производительности организма.

Под влиянием тренировок на выносливость снижается вязкость крови (облегчается работа сердца), уменьшается опасность тромбо образования, активизируется жировой обмен, углеводный обмен, улучшается функция печени (массаж диафрагмой - улучшается отток желчи в желчных протоках) и желудочно-кишечного тракта.

Циклические упражнения увеличивают приток лимфы к составным хрящам и межпозвонковым дискам, повышая эластичность связок и снижая возможность развития артрозов.

Занятия атлетической гимнастикой с применением различных тренажеров также являются прекрасной формой физической активности. С помощью таких занятии можно тренировать определенные группы мышц и добиться гармонического развития фигуры, а главное — силовые упражнения дают за минимальное время максимум мышечного напряжения, быстрее других снимают умственную усталость и нервно-психическое напряжение.

Большой интерес и распространение нашли среди студентов традиционные виды спорта, особенно игровые, такие как: баскетбол, волейбол, футбол и др. и нетрадиционные виды физических упражнений и спорта. Естественное стремление людей к физическому совершенствованию привело к поиску новых путей, средств и методов достижения этой пели. Условно их можно разделить на следующие группы: технические виды, игры, единоборства, гимнастика и танцы.

Технические видывключают: акватлон, виидсерфинг, пауэрлифтинг, триатлон, фристайл, шорт-трек и др. (скейтбординг).

Акватлон - спортивный и боевой. Спортивный — плавание под водой в ластах на время и ориентирование под водой. Боевой - борьба под водой.

Виндсерфинг - передвижение (гонки) на доске по воде без руля и экипажа под парусом.

Пауэрлифтинг - троеборье (приседание со штангой, жим штанги лежа, тяга штанги).

Триатлон (троеборье) - плавание, велосипедный кросс и бег. Соревнования проводятся в один день. Наиболее распространено плавание -1 км, велосипед- 50 км, бег - 25 км. (3,8 км, 180 км, 42 км).

Фристайл - "свободный стиль" - горнолыжное троеборье (могул -скоростной спуск на лыжах по бугристой трассе, лыжный балет под музыку (прыжки, повороты, вращения), лыжная акробатика - прыжки на лыжах со специального трамплина (двойное сальто, сальто с пируэтом и др.).

Шорт-трек (короткая дорожка) - бег на коньках в хоккейной коробке (4 круга по 500м,1500м и др.).

Игры: бейсбол, сквош, сепактакроу и др.

Бейсбол - "бейс" - база, "бол" - мяч, поле Пм 45 см - квадратное -русская лапта. Все возрасты играют. Ничьих не бывает.

Сквош - бадминтон в коробке с бортами более высокими, чем в хоккее. Ракетки более массивны. Мяч диаметром 4 см из черной резины.

Сепактакроу - волейбол без игры руками (игра йогой или головой в мяч).

Единоборства: армреслинг, каратэ и др.

Армреслинг - борьба руками на столе (левши, правши).

Гимнастика и танцы: гидроаэробика, шейпинг, стретчинг, джаз-гимнастика, диско-гимнастика, акробатический рок-н-рол (элементы акробатики).

Гидроаэробика -выполнение физческих упражнений в воде.

Шейпинг - совершенствование телосложения. Объединяет упражнения аэробики и атлетической гимнастики.

Стретчинг - комплекс поз, способствующих эластичности различных мышечных групп —как вспомогательное средство в различных видах спорта.

Джаз-гимнастика - ритмико-пластическая гимнастика, элементы джазового танца - средство укрепления суставов.

В США под шейпингом понимают любые занятия оздоровительным спортом (бег, плавание, велосипед и т.д.). Существует в настоящее время вид оздоровительных упражнений, которые ввел ученый Каллаа Пикней - калланетик - позотонические упражнения, использующие статическое напряжение мышц. При этом формируются не рельефные мышцы, а как бы удлиненные глубоко интеллигентные и эстетические позы, а также медативная музыка позволяют устранять недостатки фигуры (убирают "защитный пояс", сгоняя подкожный жир). Шейпинг формирует идеальную (спортивную) фигуру. Калланетик формирует фигуру балерины. Недостаток занятий аэробикой - сильные ноги, т.к. все занятия проводятся на ногах.

Большую роль в этом перечне приобретает вопрос разумного чередования труда и отдыха. На здоровье человека, как известно, оказывают влияние биологические и социальные факторы, ведущую роль среди которых занимает труд. Труд является биологической потребностью организма (дает человеку радость самоутверждения, воспитывает целеустремленность, упорство, сознательное отношение к миру и т.д.). Труд - непременное и естественное условие жизни, без него не была бы возможна сама жизнь.

Захватывающая работа увлекает, является прочной основой физического и психического здоровья.

Развитие общества неуклонно ведет к возрастанию работоспособности и повышению доли умственного труда в условиях низкой физической активности. Поэтому повысить работоспособность человека в условиях производства и в быту, снизить заболеваемость можно путем проведения комплекса мероприятий организационно-технологической, санитарно-гигиенической, психофизиологической и лечебно профилактической направленности с использованием различных форм занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня. Это могут быть и вводная гимнастика, физкультурные паузы и минутки и оздоровительно-профилактическая гимнастика.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе и при умственном труде.

Утомление, которое испытывает каждый после трудового дня, можно снять несколькими, далеко не равноценными способами: длительным пассивным отдыхом, употреблением специальных медикаментозных средств и наиболее эффективным и безопасным - физическим упражнениями (бег, плавание и др.).

Итак, здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия. Он содержит в себе следующие основные элементы: гигиену (личную и общественную), рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек.

studfiles.net

Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников.

Лекция 1.21 Тема: Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников.

Вопросы:

1. Физического воспитания как основа развития личности.

2. Цель и основные задачи физического воспитания.

3. Основные средства физического воспитания.

4. Формы и методы организации физического воспитания.

5. Валеологическое воспитание (сущность, пути, функции, критерии).

Литература:

1. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М, 1999. С. 296—303.

2. Педагогика/ [под ред. Ю. К. Бабанского]. М., 1983. С. 468—481.

3. Степаненков, Н. К. Педагогика / Н. К. Степаненков. Мн., 1998. С. 313—330.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. В. Харламов. Мн., 2000. С. 445—454.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

6. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

1. Физическое воспитание как основа развития личности

Физическое воспитание исторически является одной из самых древ­них форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о един­стве физического и духовного в человеке.

Чтобы раскрыть сущность физического воспитания рассмотрим понятия «физическое развитие» и «физическая культура».

Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает область стимулирования личности к занятиям физкультурой и спортом.

Физическая культура – уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Сущность физической культуры личности заключается в ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, каждодневное физическое самосовершенствование. Необходимо понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.

В этом значении физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепления здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Функции физического воспитания:

- физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;

- физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение;

- физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Фи­зическое воспитание связано с другими видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом.

Прежде всего, физическое воспитание создает предпосылки для плодо­творного умственного воспитания, так как именно от общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи­вость, без чего невозможны успешные учебные результаты.

Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удо­влетворенности работой, физического и духовного комфорта. Общеизве­стно, что интеллектуальная деятельность учащегося будет результативнее, если она чередуется с занятиями физическими упражнениями, спортом. Кроме того, такая организация интеллектуального труда позволяет избе­жать переутомления и связанных с ним нарушений психических состояний.

В плане трудовой подготовки физическое воспитание облегчает инди­виду выполнение трудовых операций и процессов, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности силы с целью, помогает нахождению более экономных и рациональных приемов.

Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам, совершенствованию их двига­тельных возможностей, формированию таких волевых качеств, как выдерж­ка, настойчивость, ловкость, умение доводить начатое дело до конца, обеспе­чивая тем самым становление полноценного труженика, способного в полной мере самореализоваться в избранной профессии, достигнуть мак­симально высоких результатов в труде.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного вза­имодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств: коллективизма, товарищества, честности, справедливо­сти, требовательности к себе и другим, ответственности, дисциплиниро­ванности.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эсте­тическом становлении школьников. Выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, придает им гармонию, четкость, строгость и целесообразность, формирует хорошую осанку, под­тянутость, свободное владение телом, внешнюю культуру, ловкость, быстро­ту двигательных реакций, а также развивает способность к эстетическим переживаниям, восприятию красоты гармонически развитого стройного человеческого тела, умелых, ловких, пластически выразительных движений.

Физическое воспитание тесно и непосредственно связано также с валеологическим воспитанием, призванным содействовать формированию валеологического мышления учащихся, в основе которого лежит осознанная потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание на­ходится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспи­тания учащихся и что вне физического воспитания невозможно достиже­ние общей цели воспитания — формирования гармонически и всесторон­не развитой личности растущего человека.

2. Цель и основные задачи физического воспитания

Цель физического воспитания — гармоническое развитие форм и функ­ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор­мулировать основные задачи.

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования по­требности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, зак­репление этой потребности направлено содержание не только физическо­го воспитания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитатель­ного учреждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ставят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценно­сти здоровья на уровне сформированного убеждения и вхождению ее в личностную систему ценностных ориентации школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побуди­тельным стимулом, без которых невозможна сформированность положи тельного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на ос­нове которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, полу­чаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в при­вычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в ус­тойчивую потребность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном, общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физи­ческой культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологиче­ских механизмах влияния их на формирование личности и развитие физи­ческих задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физи­ческими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкого­ля, наркотиков и т. д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков. Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигатель­ные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, упражнения на гимна­стических снарядах и т. п.). Первые и вторые, дополняя друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно дей­ствовать в повседневной трудовой и спортивной деятельности. Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, лов­кости, быстроты, имеющих важное значение: не только в физическом вос­питании учащихся, но и в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществлением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоречий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении отдель­ных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью школь­ников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко заботятся только о достижении спортивных результатов любой ценой. Спорт становит­ся самоцелью, что противоречит его истинному предназначению.

3. Основные средства физического воспитания

Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы: солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы: режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения.

Природные факторы — солнце, воздух, вода не всегда осознаются как важ­нейшее средство укрепления и физического развития растущего организма.

Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнечные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутствовать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределе­ние времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, труда и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражне­ния наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических требований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптималь­но благоприятные условия для занятий физической культурой, содейству­ют укреплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение: приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованности, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чув­ство времени, самоконтроль.

По мнению известного физиолога И. П. Павлова, нет ничего более вла­стного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работа­ет и отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные не­рвные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы воз­буждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой орга­низмом для его нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения — дви­гательные действия, специально подобран­ные и сознательно выполняемые для ре­шения задач физического воспитания.

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12—16 ты­сяч (девочки) и 16—18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Максимальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если жизнедеятельность ребенка будет организована таким образом, что он со­вершает ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечи­вает удовлетворение естественной потребности организма в движениях. У таких детей развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое развитие. Наоборот, снижение уровня двигательной активно­сти в суточном цикле жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно влияет на ухудшение основных характеристик фи­зического развития (вес, рост, окружность груди), и функционального со­стояния организма — сердечно-сосудистой деятельности, жизненной ем­кости легких, обмена веществ, мышечной силы и т. д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны фи­зические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме, спорте. Это классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств воспитания.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с учебной программой по физической культуре) занима­ются преимущественно основной гимнастикой: построение, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалка­ми и др.), лазание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементар­ные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулату­ра, гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные каче­ства: сообразительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры сти­мулируют коллективные переживания учащихся, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или дли­тельные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, со­вершаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природны­ми, историческими и культурными памятниками нашей страны, расшире­ния общего кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения руководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответ­ственного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дости­жением максимально высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют луч­шие результаты в отдельных видах спорта, как командные, так и индивиду­альные. В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство ответственности за свои результаты, учащимся приходится пре­одолевать значительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию морально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как физические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в фор­мировании личности школьника.

4. Формы и методы организации физического воспитания

Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминут­ки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который составляет основу об­щей физической подготовленности учащихся. Развивающий и оздорови­тельный эффект урока достигается тщательным подбором гимнастиче­ских и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, уме­лой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий.

Структура урока физической культуры должна соответствовать как общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществ­лялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с этим требова­нием наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая:

Вводная часть урока (10—15 минут), назначение которой в том, чтобы подготовить учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие упражне­ния на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача, поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего максимума за счет разучивания и выполнения основных физических упражнений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спокойное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся, физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом раз­витии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор упражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соответствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач физи­ческого развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения пре­дусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, орга­низованное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учеб­ного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и про­водится в течение 10—15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, под­готавливает учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоя­щем учебном процессе, помогает быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет собой индивидуальной утренней гигиенической гимнас­тики (зарядки), смысл, значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учитель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы на уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на предупреждение переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической рабо­тоспособности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напря­женной работы, сохранение хорошей осанки, снятие отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учащихся.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и раз­жимания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц ниж­них конечностей и др.(4-5 упражнений с общей продолжительностью 1,5-2 минуты).

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной шко­лы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для других возрастных групп.

Организованное проведение перемен используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. С этой целью на большой перемене может быть организован активный отдых учащихся с помощью разумных движе­ний в форме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся та­кие мероприятия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешколь­ная воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений.

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумно­го режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочув­ствия, о здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигие­не тела, о способах закаливания организма и т. д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также воп­росы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед, докладов, лекций, встреч, вечеров спортивных династий, пресс-конферен­ций с участием выдающихся спортсменов и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а также метод положительного примера.

2.Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные сек­ции, физкультурные кружки. Основным методом при этом выступают физические упражнения или физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от приучения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрят­ности, чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в заня­тиях различными видами физической культуры и спорта, совершенствова­нию способностей в одном из них.

3.Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады, спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т. д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически правильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную активность учащихся.

4.Использование естественных сил природы (солнца, воды, воздуха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, организу­ются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т. д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осуществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, детскими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортив­ными базами (стадионы, катки, бассейны и т. д.), добровольными спортив­ными обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворцами молодежи и т. д.

5. Валеологическое воспитание

Общественная и личностная значимость обеспечения здорового поко­ления обусловили активное развитие в последние годы науки об оздоров­лении организма человека — валеологии. «Валео» (лат.) — означает здрав­ствовать, быть здоровым. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезни или физических недостатков, но и сохранение единства телесного, интеллектуального, нравственно-психологического и духовного благосостояния человеческой личности.

Валеология – интегрированная наука о духовном и физическом здоровье человека и всего человеческого общества на новом этапе его духовно творческой эволюции в его неразрывной взаимосвязи с оздоровлением окружающей природы.

В связи с этим появилось и новое направление в воспитательной деятельности учебно-воспитательных учреждений — валеологическое воспитание. Физическое воспитание является важнейшим условием сохранения, укрепления здо­ровья и обеспечения здорового образа жизни.

Содержание воспитательной работы включает усвоение учащимися сути таких понятий как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей, формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное) воспитание; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье – безопасность уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой.

Валеология как наука о включении человека в формирование своего здоровья, находится в стадии становления. Непрерывное валеологическое образование является целиком инновационным и наиболее эффективным на современном этапе подходом к проблеме формирования здоровья каждого человека и содействия здорового общества в целом. Специфические особенности воспитания культуры здорового образа жизни проявляются в следующих принципиальных идеях и положениях:

- бережное отношение к своему здоровью является главной обязанностью каждого человека;

- каждый гражданин ответствен не только за свое здоровье, но и за здоровье своих детей и внуков. Его образ жизни определяет здоровье будущих поколений;

- охрана здоровья здоровых является общегосударственной задачей и прямой обязанностью тех специалистов, для кого объектом их профессиональной деятельности является человек;

- в условиях экологических отношений успеха в жизни и делах социального благополучия смогут достичь, прежде всего, психически и физически здоровые люди.

Пути осуществления валеологического воспитания учащихся

1. Организация необходимых санитарно-гигиенических условий оздоровления учащихся

- планирование учебной нагрузки учащихся в течение дня, недели, четверти и т.д. с учетом биоритмов развивающейся личности;

-создание базисных условий для полноценной жизнедеятельности учащихся в ходе учебного дня (режим и сбалансированность питания в столовой, соответствие размеров мебели возрасту учащихся, освещенность, проветриваемость и чистота учебных кабинетов и т.д.)

2. Физическое и нравственно-психологическое оздоровление учащихся в ходе учебной и внеклассной деятельности

1. создание благоприятного психологического климата в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

2. создание учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников;

3. организация консультаций и других видов помощи учащимся;

4. устранение монотонности и однообразия обучения;

5. физическое развитие в процессе внеклассных занятий (походы, игры, соревнования и др.)

Функции педагога в процессе валеологического воспитания

1.Диагностическая (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью, соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи).

2.Профилактическая (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдение правил личной гигиены и поведения на воде, влияние на здоровье пагубных привычек и т.д.).

3. Корректирующая (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдение режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.).

4.Консультативная (привлечение к валеологической пропаганде среди учащихся психологов, психотерапевтов, врачей и т.д.).

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Валеологическое воспитание подрастающего поколения задача большой государственной важности. От учителя требуется воспитание не только образовательных функций, но и образовывать тело, психику, ум, нравы и духовную сферу учащихся. Учителю следует наблюдать за здоровьем учащихся, следить за отклонениями зрения, слуха и благосостояния каждой личности.

kursak.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность