Основы мед знаний и ЗОЖ. Айзман основы медицинских знаний и здорового образа жизни читать


Основы мед знаний и ЗОЖ

Буянов, В. М. Первая медицинская помощь / В. М. Буянов. — М.: Медицина, 1981. — 48 с.

Вавилов, Ю. Н. Президентские состязания / Ю. Н. Вавилов, Е. Н. Какорина, К. Ю. Вавилов // Физическая культура в школе. — 1997. — № 7. — С.51–57.

Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания / Я. С. Вайнбаум. — М.: Про-

свещение, 1986. — 207 с.

Вайнер, Э. Н. Общая валеология: Учебник / Э. Н. Вайнер. — Липецк:Изд-вогос.

пед. ин-та,1998. — 183 с.

Виноградов, А. В. Активное формирование здоровья — главная задача валеологии / А. В. Виноградов, А. К. Мазепов // Материалы Второй всерос. науч.- практ. конф. «Здоровье и образование». — СПб., 1997. — С.34–36.

Голицына, И. И. Валеология:Учеб.-метод.пособие / И. И. Голицына, Т. В. Карасева. — Шуя: Шуйский пединститут, 1995. — 129 с.

Давыдовский, И. В. Методологические основы патологии / И. В. Давыдовский // Вопросы философии. — 1968. — № 5. — С.84–94.

Зайцева, В. В. Зачем учиться физкультуре / В. В. Зайцева. — М.:Вентана-Граф,2002. — 40 с.

Здоровье населения в Сибири // Под ред. Ю. П. Никитина, Н. Ф. Герасименко. — Новосибирск: СО РАМН, 1995. — 128 с.

Иванюшкин, А. Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. — 1982. — Т. 45, № 4. —

С. 29–33.

Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. — Новоси-

бирск: Наука, 1980. — 191 с.

Коваленко, В. А. Физическаякультура: Учеб. пособие/ В. А. Коваленко. — М.: АСВ, 2000. — 432 с.

Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников / Д. В. Коле-

сов. — М.: УРАО, 1999. — 139 с.

Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 192 с.

Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. — М.: Физкультура испорт, 1979. — 128 с.Кураев, Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России /

Г. А. Кураев и др. // Валеология. — Ростов н/Д. — 1996. — С. 7–18.Ланцберг, Л. А. Физические тренировки как средство укрепления здоровья и про-

филактики сердечно-сосудистойпатологии // Обзорная информация. Сер. Обзоры по важнейшим проблемам медицины. — М., 1988. — Вып. I. — 52 с.

Леонова, Л. А. Компьютер и здоровье ребенка / Л. А. Леонова, Л. В. Макарова. — М.:Вентана-Граф,2002. — 16 с.

Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. — М: Зна-

ние, 1982. — 40 с.

Макеева, А. Г. Какуберечьребенкаоткуренияизнакомствасалкоголем/ А. Г. Макеева. — М.:Вентана-Граф,2002. — 32 с.

studfiles.net

Оглавление

ЛЕКЦИЯ №4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 2

1. Здоровье человека 2

2. Здоровый образ жизни 5

3. Элементы здорового образа жизни 6

4. Наука о здоровье 12

5. Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья 13

Список использованной литературы 15

Лекция №4. Основы здорового образа жизни студентов

1. Здоровье человека

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье». Общее для этих определений то, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни. Оно в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью.

Исходя из этого, можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.

Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Существует ряд показателей индивидуального здоровья характеризующих состояние человека (табл. 2).

 Таблица 1

Показатели индивидуального здоровья (р.И.Айзман, 1996)

Показатели

Характеристика

Генетические

Генотип, отсутствие наследственных дефектов

Биохимические

Показатели биологических жидкостей и тканей

Метаболические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок

Морфологические

Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)

Функциональные

Функциональное состояние органов и систем:

а) норма покоя;

б) норма реакции;

в) резервные возможности

Психологические

Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы:

тип ВНД,

тип темперамента,

тип доминирующего инстинкта

Социально-духовные

Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и потребностей, степень признания.

Клинические

Отсутствие признаков болезни

Уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.

Выделяют несколько видов здоровья:

физическое;

психическое;

нравственное или социальное.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Эти виды здоровья во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития. Они определяют способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов, которая в свою очередь зависит от генетических особенностей адаптивных механизмов.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5–8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать.

При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека.

Происхождение болезни имеет два источника: внутреннее состояние человеческого организма и внешние причины. Следовательно, для предупреждения болезней есть два способа. Первый способ это удаление внешних причин, что невозможно, поскольку человеку, живущему в обществе, практически не устранить все внешние факторы болезни. Второй способ – оздоровление, то есть укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Этот способ заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое выражается не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено.

Противоречия между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым должно решаться на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Отношение к здоровью может быть адекватным, то есть разумным или неадекватным, то есть беспечным. Это дает возможность условно выделить два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.

Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н.М. Амосов (2002) предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

studfiles.net

Основы медицинских знаний

177

Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Учебное пособие

для студентов педагогических вузов

Омск 2003

ББК 5я73

М 438

Печатается по решению редакционно-

издательского совета Омского государст-

венного педагогического университета

Гуреева О.Г., Дементьева Л.В., Макаров В.А., Межов В.П., Субеева Н.А., Шиканова Н.Н. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под общей редакцией кандидата медицинских наук, доцента В.П.Межова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 174 с.

ISBN

В настоящем учебном пособии в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации для педвузов от 2000 года изложены сведения о здоровье, здоровом образе жизни и путях формирования здоровья. Даны понятия об основных заболеваниях, а также о вредных привычках и болезненных пристрастиях у детей и подростков и роли учителя в их профилактике. Описано применение лекарственных средств в домашних условиях. Изложены способы оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях.

Рецензенты: доктор медицинских наук,

зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин

РГПУ им. И.И. Герцена Г.А. Корчагина

доктор медицинских наук, профессор

зав. кафедрой инфекционных болезней ОГМА

Дроздов В.Н.

ISBN

С Омский государственный педагогический

университет, 2003 г.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Как известно, здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни. Образ жизни – очень ёмкое понятие, которое включает в себя многие составляющие: характер питания, двигательную активность, наличие или отсутствие вредных привычек, реакции на стрессовые ситуации и умение снять их последствия и многие другие.

Среди других составляющих, прежде всего надо назвать наличие у людей необходимого минимума медицинских, гигиенических знаний и навыков.

Нередко здоровье человека страдает от его элементарной медицинской безграмотности. Это касается профилактики многих заболеваний, в том числе острых хирургических и инфекционных.

Часто люди не могут грамотно оказать первую помощь при неотложных состояниях, травмах и несчастных случаях, а от этого порой зависит даже жизнь человека.

Многие из нас оказываются несведущими в вопросах хранения и применения лекарственных средств. А чем можно объяснить то, что некоторые люди доверяют своё здоровье людям далеким от медицины, а иногда и просто шарлатанам?

Вдвойне опасно, когда медицински неосведомленным оказывается педагог, который постоянно находится в окружении детей. Поэтому педагоги должны обязательно иметь необходимые знания по вопросам, касающимся сохранения и формирования своего здоровья и здоровья своих учеников.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по основам медицинских знаний. В нем коллективом авторов изложены основные понятия о здоровье и этапы его формирования.

Описана роль учителя в профилактике основных заболеваний у детей и подростков. Настоящее пособие знакомит также читателей с мерами профилактики наркомании и заболеваний, передающихся половым путем.

Авторы надеются, что данное учебное пособие поможет студентам в изучении основ медицинских знаний, значительно расширит кругозор будущих педагогов, повысит их медицинскую грамотность.

studfiles.net


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность