"Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном процессе". Формирование культуры здорового образа жизни


Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.

В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДУ.

Сегодня я хочу представить вам систему работы по формированию культуры здорового образа жизни у старших дошкольников.

Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:

1 Укрепление и сохранение здоровья детей

2 Прививание навыков ЗОЖ

3 Способствование формированию физической культуры ребёнка

Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников:

• формировать представления о том,

что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

• воспитывать навыки здорового поведения:

• любить двигаться,

• есть побольше овощей, фруктов;

• мыть руки после каждого загрязнения;

• быть доброжелательным;

• больше бывать на свежем воздухе;

• соблюдать режим;

• помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

• развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

• вырабатывать навыки правильной осанки

• обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

• развивать художественный интерес, эстетический вкус.

Применение в работе ДУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В нашем ДУ мы используем следующие технологии: Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, различные виды гимнастик (пальчиковая, зрительная, «бодрящая», дыхательная, коммуникативные игры, самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Предлагаю выполнить самомассаж биологически активных точек.

Носик, носик! Где ты, носик?

(Провести кулачками по крыльям носа -4 раза)

Лобик, лобик! Где ты, лобик?

(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам -4 раза)

Щечка, щечка! Где ты, щечка?

(Пальцами погладить щеки сверху вниз- 4 раза)

Будет чистенькая дочка,

(Погладить ладонями шею)

Будет чистенький сынок,

(Растереть ладошками уши)

И котенок малышок.

(Потереть ладони друг о друга)

В оздоровлении детей большое значение имеет правильная организация прогулок, физкультурных занятий, закаливания, спортивных праздников.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы) .Используется во всех режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности. Например:

Давайте изобразим хитрых, голодных и жадных мышат, покажем, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем изобразим спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. Одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность.

Важной составляющей формирования культуры ЗОЖ являются «Уроки здоровья и безопасности».

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Игровые беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, строения тела человека, полезных привычек, не предполагают наличия оценивания. Никаких нравоучений! Необходимо отмечать искренность детей, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. В беседу включают оздоровительные минутки, упражнения для релаксации.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса предлагаю сделать релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Сказкотерапия и пескотерапия способствуют раскрепощению ребёнка и стимулируют развитие творческих способностей дошкольника.

Таким образом, при соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Надеюсь, что представленный опыт будет полезен Вам в работе по сохранению и укреплению здоровья наших детей.

ddu-indura.schools.by

Формирование культуры здорового образа жизни

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Жигулёвск»

Доклад по теме:

«Формирование  культуры здорового образа жизни» 

Воспитатель:

Печиннова Тамара Александровна

2017 год

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей школьного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. 

Основы здорового образа жизни у детей школьного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

infourok.ru

Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни » Мир учителя

Год: 2012

Страна: Россия

Республика Саха(Якутия), Хангаласский улус(район), город Покровск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Покровская средняя общеобразовательная школа №2" Хангаласского улуса(района) Республики Саха(Якутия)

Учитель физической культуры

 Ефимов Петр Петрович

                                         

 

Публикация

«Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни»

         Содержание:                                   

                                                                                                              Стр.

 

  1. 1.       Введение………………………………………………………………. 3
  1. 2.       Учение здоровом образе жизни.  Основные понятия………....    5
  1. 3.       Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни…….6

4.Формирование здорового образа жизни – приоритетное         

направление современной школы………………………….. 12

    5.Заключение …………………………………………………………   15

6. Список использованной литературы……………………………  16

 

 

Введение

 

Актуальность. Проблема ЗОЖ развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально государственных задач. В последние годы поступают все более тревожное информация о не благоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит формирование ЗОЖ.  Повышение интенсивности учебной деятельности, имеющее место в большинстве современных школ, как правило отрицательно сказывается на уровне работоспособности и состоянии здоровья учащихся (Ю.Н. Вавилов 1990; Frahke Е., 1990; В.И. Лях, 1998, В.К. Бальсевич, 2000 и другие). Основными причинами отрицательных тенденций развития детей и подростков являются существенно возросшие умственные и психические нагрузки, низкая эффективность занятий физической культурой, отсутствие информации о резервах работоспособности учащихся. Дефицит двигательной активности современных школьников стал угрозой для их нормального физического развития, подготовленности, состояния здоровья. Различные стороны школьной физкультурно-спортивной жизни нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес учащихся к занятиям, сформировать культуру ЗОЖ, повысить уровень физической ,умственной и культурной работоспособности.

После упразднения государственной системы контроля за ЗОЖ  отсутствует механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния ЗОЖ, в связи с чем у руководителей образовательных учреждений и преподавателей  нет полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс ЗОЖ, определять неотложные меры по предупреждению и устранению негативных воздействий.

Одним из перспективных направлений организации работы по укреплению здоровья школьников является комплексный мониторинг их физического развития . Система мониторинга, активно разрабатываемая в настоящее время  в России, позволяет не только проводить анализ, оценку и прогноз физического здоровья школьников, но и разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья.

Усиливающееся противоречие между объективной потребностью теории и практики физического воспитания в осуществлении системы мониторинга для объективной оценки современного состояния управления процессом физической подготовки в школе, его оптимального информационного обеспечения и отсутствием научно-теоретических и практически обоснованных рекомендаций; между возрастающими потребностями общества в гармонически развитом молодом поколении, готовом в будущем успешно решать задачи повышения благосостояния России, и неуклонным снижением в последние годы уровня его физических кондиций, заставляет педагогов искать резервы повышения эффективности ЗОЖ учащихся.

 Решение перечисленных проблем особенно важно для учащихся 1-11 классов, так как в этом возрасте у них происходит биологическое созревание организма и оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку.

Среди возможных направлений разработки технологий повышения эффективности ЗОЖ учащихся следует отметить перспективность обоснования возможностей комплексного наложения процессов воздействия различных форм занятий на организм детей с целью получения более выраженного, чем при традиционных подходах. Отсутствие в научно-методической литературе разработанной технологии повышения эффективности ЗОЖ учащихся 1-11 классы, базирующейся на комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных занятий с детьми и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Все это в совокупности и обусловило актуальность выбора темы исследования «Формирование  у учащихся ЗОЖ».

      Объект исследования: процесс воспитания учащихся ЗОЖ в общеобразовательной школе. 

Предмет исследования: содержание и технология проведения педагогического исследование развития ЗОЖ у учащихся в общеобразовательной школе

Цель исследования — изучение закономерностей поддержания здоровья, формирования  и достижение ЗОЖ.

Задачи исследования:

  1. Исследовать и количественное оценка состояния здоровья и резервов здоровья школьников.
  2. 2.                       Изучить сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья школьников через приобщение его к ЗОЖ. 

Методологическую основу исследования составили труды учёных в области валеологии и  здорового образа жизни (И.П. Павлова, И.И. Мечникова Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова,), современников (И.В. Давыдовского, Я.С. Френкеля), исследование состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский, С.И. Изаак), антропологии (Б.А.Никитюк), спортивной медицины (В.И. Дубровский, В.Л.Карпман)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно–методической литературы; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; мониторинг физического развития и подготовленности учащихся; педагогическое тестирование и методы математической статистики.

База исследования: в проведении опытно-экспериментальной работы принимали участие учащиеся 7-11 классов общеобразовательных школы №2 г.Покровска.

  1. 1.      Учение здоровом образе жизни.  Основные понятия

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества наук (история,философия,социология,психология,экономика,биология,генетика,химия и др.) Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной сторон его жизни и жизнедеятельности-здоровью.

Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетиче­ских, психофизиологических резервах систем организма и орга­низма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологическо­го, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Объем информации в мире удваивается каждые 10—12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой ин­формации, сколько накопила вся предыдущая история человече­ства. А это означает, что она расширяет и углубляет познания че­ловека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть — вы­ходит за очерченные предметом и методом данной науки грани­цы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в XX  и начало ХХI веков.

Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о чело­веке и в особенности — имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривает­ся под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К со­жалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как предста­вители каждой науки видят в человеке только свой предмет..

  1.  Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни

В связи со своими целями и задачами валеология имеет осо­бое социальное значение, поскольку важнейшей функцией госу­дарства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис челове­ка, - единственный, универсальный и высший предмет филосо­фии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека.

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социаль­но-экономическую политику государства, несомненен приори­тет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древ­ней Спарте занятия физическими упражнениями предписыва­лись (и строго контролировались государством) для всех граж­дан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.

Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социаль­но-экономической зрелости, культуры и преуспевания государ­ства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, со­хранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Ес­тественно, что это требует серьезнейшей планирующей, коорди­нирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на бу­дущее.

Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по бо­льничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового на­ционального продукта. С другой стороны, работник, системати­чески занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.

Право граждан России на здоровье утверждается Конститу­цией Российской Федерации. К сожалению, это право не нахо­дит своего реального подтверждения. Реализация права на здоро­вье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы органон здравоохранения, предприятий, физкультурных органи­заций, государства и др.  Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании ЗОЖ населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и от­дыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а так­же условиям жизни и образу жизни. Функциональной же струк­турой   понятия  ЗОЖ  являются  такие  аспекты,   как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая уста­новка, характер умственной деятельности), физическая и меди­цинская активность. То есть в проблеме ЗОЖ прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь ~- медицинские. В этом отношении пред­ставляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов.

Решение вопросов здоровья на государственном уровне тре­бует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:

Правовые: разработка законодательных и нормативных подза­конных актов, подтверждающих право граждан России на здоро­вье и регламентирующих механизмы его реализации через все го­сударственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреж­дений и самих граждан.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-эконо­мических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспече­ние нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формиро­вание жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни  и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандист­скую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов, на финансирова­ние в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоро­вья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первич­ную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры ЗОЖ, организацией досуга населения, популяризацией во­просов здоровья и З

worldofteacher.com

"Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном процессе".

«Формирования культуры здорового образа жизни в образовательном процессе».

Никитина Ольга Владимировна, учитель ОЗОЖ и музыки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза З.И.Маресевой с. Черкасское Вольского района Саратовской области».

Проблема здоровья подрастающего поколения является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества.

Здоровье – это центр жизни. Это одно из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги, его надо сохранять и оберегать с первых шагов жизненного пути маленького человека, в период обучения в школе, а затем в течение всей жизни. Вот этому должен научить предмет, дающий детям информацию по сохранению здоровья. Этот предмет называется ОЗОЖ, программа которого является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания наших детей здоровому образу жизни, она призвана сформировать новое отношение ребёнка к своему здоровью, чтобы у него возникла потребность в здоровом образе жизни. Этот предмет является одной из главных составляющих по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном процессе. Основатели и составители этой программы М.А.Павлова, М.М.Орлова, М.В.Лысогорская очень продуманно подошли к формированию и последовательности пяти блоков каждого года обучения. Складывается ощущение, что темы одного блока мягко перетекают в другой. Каждый год обучения имеет свой девиз, который определяет общую направленность занятий. Мне нравится, что авторы в составлении учебной программы применили спиральный принцип. Ведь с какой радостью дети обнаруживают в себе познания предыдущих лет. При изучении этого предмета они получают не только знания и навыки, но и потребность вести здоровый образ жизни. Занятия можно проводить в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий. На практических занятиях проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование. Учителя не загоняют в определенные рамки, а предоставляют полную свободу действий и творчества на своих уроках.

Да, я согласна с тем, что основу знаний и поведения ребенок получает дома, в кругу общения и в более широком кругу среды проживания. Как семья, так и школа есть духовный организм, совмещающий поколения. Учитель в школе – друг и помощник, а задача школы – разумно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Каждый учитель считает, что его предмет самый главный. А я думаю, что мой предмет важнее всех. И вы вправе задать мне вопрос почему? Да потому, что это не только знания о здоровье, которое получают наши дети, но и подготовка их к взрослой жизни. И наша педагогическая задача – формирование личности, способной максимально и эффективно реализовать себя в современном мире, умеющей творчески относится к возникающим проблемам, обладающей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Этический блок включает в себя философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. На этих уроках я стараюсь формировать у детей такие нравственные ценности как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, смысл жизни.

Блок психологического характера формирует понятие о строении и проявлении психики человека, развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Все темы направлены на развитие чувства собственного достоинства, профилактику болезней и умение быть здоровым.

Не менее важным является и правовой блок. Дети должны знать о своих правах и обязанностях, о своём положении в семье и обществе. Нам необходимо научить ребят навыкам правового поведения, правильному пониманию свободы инеобходимости. В нашей школе есть уполномоченный по правам участников образовательного процесса и школьный адвокат. Если ученик считает, что в школе нарушены его права (занижены оценки, недовольство учителей) он вправе просит адвоката защищать его права. Уполномоченный по правам вместе с адвокатом встречаются с одноклассниками и уточняют сложившуюся ситуацию. Далее ребята с правозащитной приемной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав обучающегося ребенка. Во всех случаях вопрос решался внутри класса и школы.

Ученическое самоуправление наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры. Школьная приемная через собственную активность делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Главное, чтобы у каждого ребенка в школе была возможность защищать свои права.

Содержание семьеведческого блока даёт комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье, способствует развитию мужественности и женственности.

Медико - гигиенический блок даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за ним, навыки правильного питания, режима труда и отдыха.

Вот сколько жизненно-важных проблем ставит наш предмет перед учащимися и помогает решать их. Родной язык, литература, математика, естествознание, история, иностранные языки – древнейшие и точные дисциплины. Но мой урок (ОЗОЖ) включает в себя знания по всем этим названным предметам, он помогает детям синтезировать разрозненные знания.

Чтобы сформировать твёрдое убеждение в чём-то, научить детей думать о своём здоровье и здоровье близких, учитель ОЗОЖ должен выбрать такие формы и методы, которые помогут ребятам чувствовать себя свободными и раскрепощёнными, расположить их к себе так, чтобы вызвать откровенность и помочь им раскрыться. Для этого в своей практике я использую нестандартные уроки: уроки-лекции, уроки-игры, уроки творчества, уроки-экскурсии, семинары, беседы, дискуссии. Огромное влияние оказывают практические, групповые занятия, на которых используются тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование.

Итогом этой работы является осознание старшеклассниками необходимости такого предмета в школе. Вот некоторые отзывы выпускников прошлого года:

- «Я считаю, что уроки здорового образа жизни важны и необходимы, так как они воспитывают в человеке те качества, которые впоследствии ему помогут в жизни. Это такие качества как самоуверенность, развитие логического мышления, правила поведения в критических ситуациях. Этот предмет является «хорошим проводником» в самостоятельную взрослую жизнь».

Ученик 9класса в своём мини-сочинении написал: «На уроках ОЗОЖ мы узнали много нового, учились общаться друг с другом, размышлять, наблюдать, фантазировать и творить. Он учит нас жизни, подготавливает к жизненным трудностям».

- «На уроках раскрывается и укрепляется характер, совершенствуется личность, оцениваются наши поступки».

И ещё одно мнение ученицы 9 класса: «Могу сказать одно: на уроке здорового образа жизни я отдыхала мыслями, состоянием».

После таких высказываний можно с уверенностью утверждать, что наш предмет жизненно необходим. Необходим он и не только детям, но и нам, учителям. Потому что мы тоже не умеем беречь своё здоровье. Учитель – это актёр и режиссёр небольшого театра. От его психологического настроя, доброй поддерживающей улыбки зависит настроение каждого ребёнка, входящего в школу. Я призываю всех учителей беречь и заботиться о своём здоровье, чтобы показать детям положительный пример. Ведь наше здоровье и здоровье ребят зависит от состояния нашей души.

Зло, ненависть – это болезнь, Любовь и добро – это здоровье. Закончить свою статью мне хотелось бы словами «Я люблю вас». Повторите эти слова и вы почувствуете тепло души, в вас откроются новые силы и возможности для работы с молодым подрастающим поколением.

infourok.ru

Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

Имени Максима Танка»

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Минск, 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Культура здорового образа жизни как социально-

педагогическое явление.

1.1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей

1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Классный час по воспитанию здорового образа жизни.

2.2. Тест на тему: «Вредные привычки и твое здоровье».

2.3. Методика проведения физкультурных минут.

Заключение.

Список используемых источников.

Приложение.

Введение

Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от образа жизни.

С начала 90-х годов в Беларуси отмечается резкое ухудшение медико-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, негативными тенденциями в состоянии психического здоровья, существенными изменениями в области формирования и стабильности семьи, низкой санитарно-гигиенической культурой населения.

На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод - по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.

Объектом исследования данной работы является формирование здорового образа жизни в современной школе.

Предметом – способы, методы, приемы формирования здорового образа жизни.

Целью данной работы является установить эффективные формы и методы организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· раскрыть сущность, значение и основные понятия здорового образа жизни;

· определить основные задачи и функции формирования здорового образа жизни;

· выделить принципы физического воспитания;

· раскрыть формы организации физического воспитания на уроке и во внеурочное время.

· Задачи практической части работы:

· разработать классный час по воспитанию здорового образа жизни

· разработать методику проведения физкультурных минут

· разработать тест на тему: «Вредные привычки и твое здоровье»

ГЛАВА 1. Культура здорового образа жизни как социально-

педагогическое явление.

1.1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей.

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, а ключевой. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма.

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы заметили, что здоровье зависит от образа жизни.

В целях гармоничного развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К.Маркс писал : «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»[6., C.185]

Здоровье человека во многом зависит от образа жизни , который он ведет. И.П. Павлов писал :

«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом» [7., C.38]

Вот цитата из журнала Вестник ЗОЖ:

« Друзья долой таблетки:

В них силу не найдешь,

И взрослые, и детки –

Спасет нас только «ЗОЖ»!» [4., C.1]

Эта цитата должна стать, на мой взгляд, главной в каждой семье.

« Авария на ЧАЭС сделала республику Беларусь одной из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете, что в первую очередь сказывается на здоровье детей и подростков. Показатели здоровья детей и подростков характеризуются ростом первичной и общей заболеваемости. Однако ухудшение здоровье детей республики обусловлено не только не только нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, но и несбалансированностью питания по основным нутриентам, интенсификацией обучения и воспитания, слабым внедрением здорового образа жизни, широким распространением вредных социальных привычек и рядом других причин.

В связи с этим составной частью комплексной программы мероприятий, направленных на профилактику экологически зависимой патологии среди детей, должно стать широкомасштабное, постоянно действующее эколого-гигиеническое просвещение родит елей, включающее беседы о гигиенически рациональной организации питания и режима дня и факторах, повышающих психо-эмоциональную нагрузку у детей. Необходимо создание и внедрение в учебно-воспитательных учреждениях республики комплексной программы систематического обучения детей и подростков здоровому образу жизни». [1., C.151]

Важную роль в сохранении здоровья детей и подростков играет оздоровление детей в летнее время, проведение физкультурной работы в летнем оздоровительном лагере. «В очередной раз в Республике Беларусь проходит акция «Здоровый я – здоровая страна!», которая предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового образа жизни». [2., C.24]

Проведение таких дней в нашей республике оказывает положительных эффект: «В процессе подготовки и проведения Дней здоровья, спорта и туризма закрепляется и совершенствуется учебный материал, изученный на уроках физической культуры. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта. [2.,C.24]

1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков.

Мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, вернее, большая часть населения делает вид, что борется. К великому сожалению, рост хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики людей говорит о том, что наша борьба идет в пользу сплошного нездоровья.

Всем известна пословица: «Береги честь смолоду!» Изменим ее смысл: «Береги здоровье смолоду!» Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но ведь именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания, правилам гигиены. Именно с самого начала нашей сознательной жизни должны быть заложены основы здорового образа жизни.

На мой взгляд, именно когда дети приходят в школу начинается игра в « Слабое звено». В роли проблем выступают и увеличивающаяся учебная нагрузка, и отсутствие мебели, не портящей осанку, и не понятно какое питание, ведь зачастую качество питания в школе оставляет желать лучшего.

К тому же физкультура в школе предмет не главный. Как правило, школьники живут в условиях дефицита двигательной активности. Нетрудно догадаться, кто становится слабым звеном: наши дети.

Существующие сегодня программы по физкультуре должны обеспечивать физическое развитие школьников. Но даже если в школе есть спортзал, учитель физкультуры, спортивный инвентарь (это не всегда встречается в областных городах, не говоря уже о сельских школах) – это не означает, что школьники физически развиваются и улучшают свое здоровье.

Показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных уроков по болезни, количество детей занимающихся зарядкой.

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность