НОВОСТИ |
"Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном процессе". Формирование культуры здорового образа жизниФормирование культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие. В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДУ. Сегодня я хочу представить вам систему работы по формированию культуры здорового образа жизни у старших дошкольников. Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях: 1 Укрепление и сохранение здоровья детей 2 Прививание навыков ЗОЖ 3 Способствование формированию физической культуры ребёнка Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников: • формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ; • воспитывать навыки здорового поведения: • любить двигаться, • есть побольше овощей, фруктов; • мыть руки после каждого загрязнения; • быть доброжелательным; • больше бывать на свежем воздухе; • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения; • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких; • вырабатывать навыки правильной осанки • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом; • развивать художественный интерес, эстетический вкус. Применение в работе ДУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В нашем ДУ мы используем следующие технологии: Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, различные виды гимнастик (пальчиковая, зрительная, «бодрящая», дыхательная, коммуникативные игры, самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Предлагаю выполнить самомассаж биологически активных точек. Носик, носик! Где ты, носик? (Провести кулачками по крыльям носа -4 раза) Лобик, лобик! Где ты, лобик? (Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам -4 раза) Щечка, щечка! Где ты, щечка? (Пальцами погладить щеки сверху вниз- 4 раза) Будет чистенькая дочка, (Погладить ладонями шею) Будет чистенький сынок, (Растереть ладошками уши) И котенок малышок. (Потереть ладони друг о друга) В оздоровлении детей большое значение имеет правильная организация прогулок, физкультурных занятий, закаливания, спортивных праздников. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы) .Используется во всех режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности. Например: Давайте изобразим хитрых, голодных и жадных мышат, покажем, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем изобразим спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. Одной из главных задач в работе детского сада является организация совместной работы с родителями по формированию у детей устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными координированными усилиями педагогов, медицинских работников, родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную деятельность. Важной составляющей формирования культуры ЗОЖ являются «Уроки здоровья и безопасности». Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Игровые беседы включают в себя вопросы гигиены, питания, закаливания, строения тела человека, полезных привычек, не предполагают наличия оценивания. Никаких нравоучений! Необходимо отмечать искренность детей, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. В беседу включают оздоровительные минутки, упражнения для релаксации. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса предлагаю сделать релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара» Любопытная Варвара Смотрит влево … Смотрит вправо. А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на». А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на». А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на». Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Сказкотерапия и пескотерапия способствуют раскрепощению ребёнка и стимулируют развитие творческих способностей дошкольника. Таким образом, при соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни. Надеюсь, что представленный опыт будет полезен Вам в работе по сохранению и укреплению здоровья наших детей. ddu-indura.schools.by Формирование культуры здорового образа жизниГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулёвск» Доклад по теме: «Формирование культуры здорового образа жизни» Воспитатель: Печиннова Тамара Александровна 2017 год С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей школьного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы здорового образа жизни у детей школьного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
infourok.ru Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни » Мир учителяГод: 2012 Страна: Россия Республика Саха(Якутия), Хангаласский улус(район), город Покровск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Покровская средняя общеобразовательная школа №2" Хангаласского улуса(района) Республики Саха(Якутия) Учитель физической культуры Ефимов Петр Петрович
Публикация «Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни» Содержание:Стр.
4.Формирование здорового образа жизни – приоритетное направление современной школы………………………….. 12 5.Заключение ………………………………………………………… 15 6. Список использованной литературы…………………………… 16
Введение
Актуальность. Проблема ЗОЖ развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально государственных задач. В последние годы поступают все более тревожное информация о не благоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит формирование ЗОЖ. Повышение интенсивности учебной деятельности, имеющее место в большинстве современных школ, как правило отрицательно сказывается на уровне работоспособности и состоянии здоровья учащихся (Ю.Н. Вавилов 1990; Frahke Е., 1990; В.И. Лях, 1998, В.К. Бальсевич, 2000 и другие). Основными причинами отрицательных тенденций развития детей и подростков являются существенно возросшие умственные и психические нагрузки, низкая эффективность занятий физической культурой, отсутствие информации о резервах работоспособности учащихся. Дефицит двигательной активности современных школьников стал угрозой для их нормального физического развития, подготовленности, состояния здоровья. Различные стороны школьной физкультурно-спортивной жизни нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес учащихся к занятиям, сформировать культуру ЗОЖ, повысить уровень физической ,умственной и культурной работоспособности. После упразднения государственной системы контроля за ЗОЖ отсутствует механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния ЗОЖ, в связи с чем у руководителей образовательных учреждений и преподавателей нет полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс ЗОЖ, определять неотложные меры по предупреждению и устранению негативных воздействий. Одним из перспективных направлений организации работы по укреплению здоровья школьников является комплексный мониторинг их физического развития . Система мониторинга, активно разрабатываемая в настоящее время в России, позволяет не только проводить анализ, оценку и прогноз физического здоровья школьников, но и разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья. Усиливающееся противоречие между объективной потребностью теории и практики физического воспитания в осуществлении системы мониторинга для объективной оценки современного состояния управления процессом физической подготовки в школе, его оптимального информационного обеспечения и отсутствием научно-теоретических и практически обоснованных рекомендаций; между возрастающими потребностями общества в гармонически развитом молодом поколении, готовом в будущем успешно решать задачи повышения благосостояния России, и неуклонным снижением в последние годы уровня его физических кондиций, заставляет педагогов искать резервы повышения эффективности ЗОЖ учащихся. Решение перечисленных проблем особенно важно для учащихся 1-11 классов, так как в этом возрасте у них происходит биологическое созревание организма и оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Среди возможных направлений разработки технологий повышения эффективности ЗОЖ учащихся следует отметить перспективность обоснования возможностей комплексного наложения процессов воздействия различных форм занятий на организм детей с целью получения более выраженного, чем при традиционных подходах. Отсутствие в научно-методической литературе разработанной технологии повышения эффективности ЗОЖ учащихся 1-11 классы, базирующейся на комплексной активизации урочных, неурочных и внешкольных занятий с детьми и послужило основанием для проведения настоящего исследования. Все это в совокупности и обусловило актуальность выбора темы исследования «Формирование у учащихся ЗОЖ». Объект исследования: процесс воспитания учащихся ЗОЖ в общеобразовательной школе. Предмет исследования: содержание и технология проведения педагогического исследование развития ЗОЖ у учащихся в общеобразовательной школе Цель исследования — изучение закономерностей поддержания здоровья, формирования и достижение ЗОЖ. Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили труды учёных в области валеологии и здорового образа жизни (И.П. Павлова, И.И. Мечникова Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова,), современников (И.В. Давыдовского, Я.С. Френкеля), исследование состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский, С.И. Изаак), антропологии (Б.А.Никитюк), спортивной медицины (В.И. Дубровский, В.Л.Карпман) Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно–методической литературы; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; мониторинг физического развития и подготовленности учащихся; педагогическое тестирование и методы математической статистики. База исследования: в проведении опытно-экспериментальной работы принимали участие учащиеся 7-11 классов общеобразовательных школы №2 г.Покровска.
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества наук (история,философия,социология,психология,экономика,биология,генетика,химия и др.) Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной сторон его жизни и жизнедеятельности-здоровью. Валеология — это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Объем информации в мире удваивается каждые 10—12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть — выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в XX и начало ХХI веков. Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке и в особенности — имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет..
В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, - единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека. В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений. Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее. Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания. Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы органон здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании ЗОЖ населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия ЗОЖ являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме ЗОЖ прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь ~- медицинские. В этом отношении представляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов. Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов: Правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан. Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности. Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни. Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов, на финансирование в семье ЗОЖ. Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику. Культурологические, связанные с формированием культуры ЗОЖ, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и З worldofteacher.com "Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном процессе".«Формирования культуры здорового образа жизни в образовательном процессе». Никитина Ольга Владимировна, учитель ОЗОЖ и музыки. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза З.И.Маресевой с. Черкасское Вольского района Саратовской области». Проблема здоровья подрастающего поколения является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества. Здоровье – это центр жизни. Это одно из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги, его надо сохранять и оберегать с первых шагов жизненного пути маленького человека, в период обучения в школе, а затем в течение всей жизни. Вот этому должен научить предмет, дающий детям информацию по сохранению здоровья. Этот предмет называется ОЗОЖ, программа которого является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания наших детей здоровому образу жизни, она призвана сформировать новое отношение ребёнка к своему здоровью, чтобы у него возникла потребность в здоровом образе жизни. Этот предмет является одной из главных составляющих по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном процессе. Основатели и составители этой программы М.А.Павлова, М.М.Орлова, М.В.Лысогорская очень продуманно подошли к формированию и последовательности пяти блоков каждого года обучения. Складывается ощущение, что темы одного блока мягко перетекают в другой. Каждый год обучения имеет свой девиз, который определяет общую направленность занятий. Мне нравится, что авторы в составлении учебной программы применили спиральный принцип. Ведь с какой радостью дети обнаруживают в себе познания предыдущих лет. При изучении этого предмета они получают не только знания и навыки, но и потребность вести здоровый образ жизни. Занятия можно проводить в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий. На практических занятиях проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование. Учителя не загоняют в определенные рамки, а предоставляют полную свободу действий и творчества на своих уроках. Да, я согласна с тем, что основу знаний и поведения ребенок получает дома, в кругу общения и в более широком кругу среды проживания. Как семья, так и школа есть духовный организм, совмещающий поколения. Учитель в школе – друг и помощник, а задача школы – разумно подготовить детей к самостоятельной жизни. Каждый учитель считает, что его предмет самый главный. А я думаю, что мой предмет важнее всех. И вы вправе задать мне вопрос почему? Да потому, что это не только знания о здоровье, которое получают наши дети, но и подготовка их к взрослой жизни. И наша педагогическая задача – формирование личности, способной максимально и эффективно реализовать себя в современном мире, умеющей творчески относится к возникающим проблемам, обладающей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков. Этический блок включает в себя философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. На этих уроках я стараюсь формировать у детей такие нравственные ценности как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, смысл жизни. Блок психологического характера формирует понятие о строении и проявлении психики человека, развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Все темы направлены на развитие чувства собственного достоинства, профилактику болезней и умение быть здоровым. Не менее важным является и правовой блок. Дети должны знать о своих правах и обязанностях, о своём положении в семье и обществе. Нам необходимо научить ребят навыкам правового поведения, правильному пониманию свободы инеобходимости. В нашей школе есть уполномоченный по правам участников образовательного процесса и школьный адвокат. Если ученик считает, что в школе нарушены его права (занижены оценки, недовольство учителей) он вправе просит адвоката защищать его права. Уполномоченный по правам вместе с адвокатом встречаются с одноклассниками и уточняют сложившуюся ситуацию. Далее ребята с правозащитной приемной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав обучающегося ребенка. Во всех случаях вопрос решался внутри класса и школы. Ученическое самоуправление наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры. Школьная приемная через собственную активность делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Главное, чтобы у каждого ребенка в школе была возможность защищать свои права. Содержание семьеведческого блока даёт комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье, способствует развитию мужественности и женственности. Медико - гигиенический блок даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за ним, навыки правильного питания, режима труда и отдыха. Вот сколько жизненно-важных проблем ставит наш предмет перед учащимися и помогает решать их. Родной язык, литература, математика, естествознание, история, иностранные языки – древнейшие и точные дисциплины. Но мой урок (ОЗОЖ) включает в себя знания по всем этим названным предметам, он помогает детям синтезировать разрозненные знания. Чтобы сформировать твёрдое убеждение в чём-то, научить детей думать о своём здоровье и здоровье близких, учитель ОЗОЖ должен выбрать такие формы и методы, которые помогут ребятам чувствовать себя свободными и раскрепощёнными, расположить их к себе так, чтобы вызвать откровенность и помочь им раскрыться. Для этого в своей практике я использую нестандартные уроки: уроки-лекции, уроки-игры, уроки творчества, уроки-экскурсии, семинары, беседы, дискуссии. Огромное влияние оказывают практические, групповые занятия, на которых используются тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование. Итогом этой работы является осознание старшеклассниками необходимости такого предмета в школе. Вот некоторые отзывы выпускников прошлого года: - «Я считаю, что уроки здорового образа жизни важны и необходимы, так как они воспитывают в человеке те качества, которые впоследствии ему помогут в жизни. Это такие качества как самоуверенность, развитие логического мышления, правила поведения в критических ситуациях. Этот предмет является «хорошим проводником» в самостоятельную взрослую жизнь». Ученик 9класса в своём мини-сочинении написал: «На уроках ОЗОЖ мы узнали много нового, учились общаться друг с другом, размышлять, наблюдать, фантазировать и творить. Он учит нас жизни, подготавливает к жизненным трудностям». - «На уроках раскрывается и укрепляется характер, совершенствуется личность, оцениваются наши поступки». И ещё одно мнение ученицы 9 класса: «Могу сказать одно: на уроке здорового образа жизни я отдыхала мыслями, состоянием». После таких высказываний можно с уверенностью утверждать, что наш предмет жизненно необходим. Необходим он и не только детям, но и нам, учителям. Потому что мы тоже не умеем беречь своё здоровье. Учитель – это актёр и режиссёр небольшого театра. От его психологического настроя, доброй поддерживающей улыбки зависит настроение каждого ребёнка, входящего в школу. Я призываю всех учителей беречь и заботиться о своём здоровье, чтобы показать детям положительный пример. Ведь наше здоровье и здоровье ребят зависит от состояния нашей души. Зло, ненависть – это болезнь, Любовь и добро – это здоровье. Закончить свою статью мне хотелось бы словами «Я люблю вас». Повторите эти слова и вы почувствуете тепло души, в вас откроются новые силы и возможности для работы с молодым подрастающим поколением. infourok.ru Формирование у учащихся культуры здорового образа жизниМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет Имени Максима Танка» Кафедра педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Минск, 2009 Содержание Введение Глава 1. Культура здорового образа жизни как социально- педагогическое явление. 1.1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей 1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков. Глава 2. Практическая часть. 2.1. Классный час по воспитанию здорового образа жизни. 2.2. Тест на тему: «Вредные привычки и твое здоровье». 2.3. Методика проведения физкультурных минут. Заключение. Список используемых источников. Приложение. Введение Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от образа жизни. С начала 90-х годов в Беларуси отмечается резкое ухудшение медико-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, негативными тенденциями в состоянии психического здоровья, существенными изменениями в области формирования и стабильности семьи, низкой санитарно-гигиенической культурой населения. На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. На основании вышеизложенного можно сделать вывод - по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике. Объектом исследования данной работы является формирование здорового образа жизни в современной школе. Предметом – способы, методы, приемы формирования здорового образа жизни. Целью данной работы является установить эффективные формы и методы организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: · раскрыть сущность, значение и основные понятия здорового образа жизни; · определить основные задачи и функции формирования здорового образа жизни; · выделить принципы физического воспитания; · раскрыть формы организации физического воспитания на уроке и во внеурочное время. · Задачи практической части работы: · разработать классный час по воспитанию здорового образа жизни · разработать методику проведения физкультурных минут · разработать тест на тему: «Вредные привычки и твое здоровье» ГЛАВА 1. Культура здорового образа жизни как социально- педагогическое явление. 1.1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей. Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, а ключевой. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы заметили, что здоровье зависит от образа жизни. В целях гармоничного развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К.Маркс писал : «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»[6., C.185] Здоровье человека во многом зависит от образа жизни , который он ведет. И.П. Павлов писал : «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом» [7., C.38] Вот цитата из журнала Вестник ЗОЖ: « Друзья долой таблетки: В них силу не найдешь, И взрослые, и детки – Спасет нас только «ЗОЖ»!» [4., C.1] Эта цитата должна стать, на мой взгляд, главной в каждой семье. « Авария на ЧАЭС сделала республику Беларусь одной из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете, что в первую очередь сказывается на здоровье детей и подростков. Показатели здоровья детей и подростков характеризуются ростом первичной и общей заболеваемости. Однако ухудшение здоровье детей республики обусловлено не только не только нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, но и несбалансированностью питания по основным нутриентам, интенсификацией обучения и воспитания, слабым внедрением здорового образа жизни, широким распространением вредных социальных привычек и рядом других причин. В связи с этим составной частью комплексной программы мероприятий, направленных на профилактику экологически зависимой патологии среди детей, должно стать широкомасштабное, постоянно действующее эколого-гигиеническое просвещение родит елей, включающее беседы о гигиенически рациональной организации питания и режима дня и факторах, повышающих психо-эмоциональную нагрузку у детей. Необходимо создание и внедрение в учебно-воспитательных учреждениях республики комплексной программы систематического обучения детей и подростков здоровому образу жизни». [1., C.151] Важную роль в сохранении здоровья детей и подростков играет оздоровление детей в летнее время, проведение физкультурной работы в летнем оздоровительном лагере. «В очередной раз в Республике Беларусь проходит акция «Здоровый я – здоровая страна!», которая предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового образа жизни». [2., C.24] Проведение таких дней в нашей республике оказывает положительных эффект: «В процессе подготовки и проведения Дней здоровья, спорта и туризма закрепляется и совершенствуется учебный материал, изученный на уроках физической культуры. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта. [2.,C.24] 1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков. Мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, вернее, большая часть населения делает вид, что борется. К великому сожалению, рост хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики людей говорит о том, что наша борьба идет в пользу сплошного нездоровья. Всем известна пословица: «Береги честь смолоду!» Изменим ее смысл: «Береги здоровье смолоду!» Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но ведь именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания, правилам гигиены. Именно с самого начала нашей сознательной жизни должны быть заложены основы здорового образа жизни. На мой взгляд, именно когда дети приходят в школу начинается игра в « Слабое звено». В роли проблем выступают и увеличивающаяся учебная нагрузка, и отсутствие мебели, не портящей осанку, и не понятно какое питание, ведь зачастую качество питания в школе оставляет желать лучшего. К тому же физкультура в школе предмет не главный. Как правило, школьники живут в условиях дефицита двигательной активности. Нетрудно догадаться, кто становится слабым звеном: наши дети. Существующие сегодня программы по физкультуре должны обеспечивать физическое развитие школьников. Но даже если в школе есть спортзал, учитель физкультуры, спортивный инвентарь (это не всегда встречается в областных городах, не говоря уже о сельских школах) – это не означает, что школьники физически развиваются и улучшают свое здоровье. Показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных уроков по болезни, количество детей занимающихся зарядкой. mirznanii.com |
Цельнозерновые злаковые
Цельнозерновые злаковые – это «медленные» углеводы. Тут и хлеб, и макаронные изделия, хотя бы на 50% состоящие из цельнозерновой муки, и нешлифованный коричневый рис.
Жиры
Только полезные жиры! Оливковое, рапсовое, подсолнечное и другие растительные масла подойдут для салата.
Фрукты
Употребляйте достаточно фруктов – всех цветов и размеров. Они обеспечивают вас витаминами и микроэлементами и отлично заменят десерт. |