План работы по самообразованию на тему: «Формирование здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната». Формирование навыков здорового образа жизни у школьников самообразование


"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников" (5 класс)

ПРОБЛЕМА ШКОЛЫ: «Создание творческой атмосферы, способствующей творческому саморазвитию педагога, личной ответственности и значимости труда в решении задач развития школы».

ЦЕЛЬ: Реализация процесса социализации детей с ограниченными возможностями в общество с помощью коррекционно -

педагогических, психологических и медицинских мероприятий.

Тема самообразования: Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

Цель:

Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

Задачи:

Воспитание у детей потребности в здоровье.        Формирование целостного понимания здорового образа жизни.      Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.       Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни   как  неотъемлемой части существования.      Реализация в условиях образовательного учреждения на   индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, охране психического здоровья.

Направления деятельности

Форма деятельности

Сроки

Форма представления деятельности

1.

Работа по проблеме школы:

-Работа с документаций .

- Изучение закона « Об Образовании,других нормативных документов.

- Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Самостоятельное изучение

В течение года

Применение на практике.

2.

Методика преподавания в коррекционной школе:

- Обучение и воспитание детей сЗПР (журнал дефектология № 4,205г)

-Обучение детей с задержкой психического развития в условиях сельской местности.

Самостоятельное изучение

В течение года

Применение изучение.

3.

Дифференциация и индивидуализация учебно – воспитательного процесса:

-Организация самостоятельный деятельности учащихся.

- Коллективная и групповая организация деятельности учащихся на мероприятии.

Самостоятельное изучение

В течение года

Применение изучение.

4.

Мониторинг образовательного процесса:

-Проведение мониторинговых исследований.

- Сводный лист уровня воспитанности.

-Выявление особенностей личности.

- Изучение личностей учащихся.

- Карта интересов.

Самостоятельное изучение

В течение года

Обследование

5.

Овладения методами применения во внеклассных мероприятиях игро,- арт,-музотерапии:

-Игротерапия: понятие, формы, функции.

- Классный час: “Город здоровья”.

- Игра – средства повышения интереса к учению.

Самостоятельное изучение

В течение года

Накопительный материал.

6.

Организация предметно – практической деятельности на внеклассных мероприятиях:

- Спортивные мероприятия.

- Анкеты, викторина.

- Кружковые работы

- Часы творчества.

Самостоятельное изучение

В течение года

Применение на мероприятии

7.

Пополнение учебно – методического комплекса:

- Пополнение накопительного материала на тему ЗОЖ.

- “ Я выбираю здоровый образ жизни!”.

- Викторина: “Здоровый образ жизни”.

- Сущность девиантного поведения.

Самостоятельное изучение

В течение года

Открытое мероприятие

Накопительный материал.

8.

Повышение педагогического мастерства:

- Доклад: “Формирование навыков здорового образа жизни у школьников”.

- Доклад: “ Общение в коллективе”.

- Взаимопосещение воспитательных мероприятий.

- Посещение уроков.

- Организация и работа кружка «Бумажная фантазия».

Самостоятельное изучение

В течение года

Выступление на МО.

Накопительный материал.

infourok.ru

ОТЧЁТ по теме самообразования «Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни» за 2014-2015 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОТЧЁТ

по теме самообразования

«Формирование у обучающихся

культуры здорового образа жизни»

за 2014-2015 учебный год

Подготовила:

классный руководитель

6 «К»-2 специального (коррекционного) класса VIII вида обучения

Визгалова В.В.

2015 г.

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

У детей с нарушением интеллектуального развития наблюдается наличие разнообразных вторичных дефектов психического, физического и двигательного развития, а так же нарушение функциональных систем организма, что при отсутствии соответствующей коррекционно-оздоровительной работы отрицательно сказывается на успешности развития личности детей данной категории. Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%),окружающей среды (8 - 10%), медицины (8 - 10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции педагогических работников. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию культуры ЗОЖ, как части культуры личности в целом.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

В сентябре 2014 года я начала работать над темой «Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни»

Задачи работы над темой:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.

  4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.

Основные этапы работы над темой самообразования:

  • Изучение состояния здоровья обучающихся; (Школьный врач, классный руководитель).

  • Изучение литературы по теме самообразования;

  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;

  • Изучение опыта работы классных руководителей по здоровьесбережению в сети Интернет

  • Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).

  • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).

  • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Классный руководитель, родители).

  • Реализация программы кружка «Здоровье»; (Классный руководитель).

  • Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).

  • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).

  • Выступление на МО классных руководителей МОУ «СОШ № 1» с докладом «ЗОЖ в системе внеклассных мероприятий в школе восьмого вида».

  • Проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.

  • Составить отчёт по теме самообразования

Формы внеклассной работы в рамках реализации работы над темой самообразования:

  1. Диагностика (анкетирование обучающихся «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (в начале и в конце учебного года)).

  2. Профилактика травматизма во время перемен, уроков, мероприятий, каникул, организация безопасной двигательной деятельности учащихся в школе, дома, на улице.

  3. Организация проведения периодической вакцинации учащихся.

  4. Организация горячего питания в школе.

  5. Беседы классного руководителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», беседы для девочек, для мальчиков.

  6. Праздники Здоровья.

  7. Соревнования («Весёлые старты»).

  8. Беседы на темы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».

  9. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».

  10. Конкурсы рисунков: «Мы за здоровый образ жизни».

  11. Конкурсы пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».

  12. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.

  13. Классные часы по теме «Здоровый образ жизни и вредные привычки».

14. Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».

15. Реализация программы «Здоровье».

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.

  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).

Обучающиеся систематически предупреждаются о необходимости соблюдения правил безопасного для физического здоровья поведения на дорогах, во время перехода через железнодорожные пути, на водоёмах, в лесу, в школе, дома. Всё это фиксируется в журнале по технике безопасности.

Организуется проведение периодической вакцинации обучающихся.

Охват горячим питанием

С начала учебного года организовано льготное питание для детей из малообеспеченных, многодетной семей; для ребёнка из семьи, находящейся в СОП и для девочки, находящейся под опекой (из 7 обучающихся класса

6 пользуются льготным питанием).

Обучающиеся класса в течение учебного года принимали активное участие в общешкольных Днях здоровья.

hello_html_697d5aa3.gif

В первой четверти мною были организованы спортивные соревнования «Весёлые старты», в которых обучающиеся класса соревновались с командами 5-к и 7-к классов. Ребята с большим интересом участвовали во всех эстафетах.

hello_html_49dbb553.jpg

hello_html_1a17e030.jpghello_html_40695115.jpghello_html_m3bcd4a24.jpghello_html_m3cf6e1f1.gif

В течение учебного года были проведены классный час, родительские собрания, внеклассные мероприятия, лекции и беседы школьного врача, направленные на пропаганду здорового образа жизни, индивидуальные беседы с детьми группы риска о вредных привычках, санитарно-просветительская работа с учащимися и их родителями (беседы с учащимися и родителями на темы сбережения здоровья).

Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.

Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто использовала в своей работе по теме самообразования беседу, организуемую с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создавались проблемные ситуации (ставились вопросы, предлагались задания), организовывалось коллективное обсуждение.

Широко в своей практике использовала метод иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске, картинок и т.п.) и метод демонстрации (демонстрация реальных объектов, опытов), презентаций. Всё это позволяло повысить эффективность занятий. Большое внимание уделяла методу примера. На занятиях активно использовала приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий пользовалась дидактическими играми (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

hello_html_85bc3c4.jpghello_html_ddd5907.jpg

hello_html_m5a3b9b0a.jpghello_html_m7a1c72b2.jpg

hello_html_6613fed8.png

hello_html_m1972af19.jpg

В рамках рабочей воспитательной программы «Здоровье» в 2014-2015 учебном году были проведены следующие занятия:

Разумный рацион питания (работа с меню).
  1. Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

Сравнительная диагностика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» в начале и в конце 2014-2015 учебного года.

Результаты диагностики,

сентябрь 2014 г.

Результаты диагностики,

май 2015 г.

Уровень знаний

о ЗОЖ

кол-во человек

%

Высокий

2

29

Средний

4

57

Низкий

1

14

Выводы: тема «Формирование у обучающихся культуры ЗОЖ» мною изучена, осуществлена подборка материала по теме, разработаны беседы, классные часы по вопросам здоровья. Сравнительная диагностика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» в начале и в конце 2014-2015 учебного года показывает положительные результаты работы над темой. Считаю, что добиться положительных результатов удалось лишь потому, что все запланированные мероприятия проводились в системе, было организовано сотрудничество со школьным врачом.

Дальнейшие шаги: Проблема формирования и повышения у обучающихся культуры ЗОЖ не может быть решена на протяжении одного учебного года. Поэтому будет продолжена работа в данном направлении. Буду продолжать формировать банк мероприятий для последующих лет обучения с применением информационных технологий.

infourok.ru

«Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование здорового образа жизни»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение«Плоскошская школа – интернат»

Отчёт по самообразованиюТема: «Формирование здорового образа жизни».

Воспитатель:Кириллова Татьяна Николаевна

п. Плоскошь2017 год.Тема: «Формирование здорового образа жизни».Здоровье - это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Установлено, что здоровье человека зависит от образа жизни, окружающей среды, медицины. Основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры здорового образа жизни. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, изначально отмечается более низкий уровень здоровья, чем у лиц с нормальным интеллектом. Поэтому воспитанники должны быть вооружены целой системой представлений о физических возможностях организма, гигиене тела, питания, режима и т. д., а так же о сущности здорового образа жизни.Над данной темой я работала 5 лет с 2011 – 2016 год.Цель моей работы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания и психического саморазвития.Формами организации здоровье сберегающей работы являются:физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительныефизкультминутки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры.Здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамики и других дезаптационных состояний.- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своём здоровье и формированию культуры здоровья.В своей работе я использовала следующие современные здоровье сберегающие технологии:- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая и т. д.- Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые, коммуникативные игры, занят

schoolfiles.net

Отчёт по самообразованию на тему "Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у детей младшего школьного возраста". 1 этап. Организационно

ГБОУРК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»

Отчёт воспитателя 1класса Булгаковой Е.А. по самообразованию 2016-2017 учебный год.

Тема: « Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у детей младшего школьного возраста через различные методы и формы воспитательной работы».

"Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". В.Л. Сухомлинский.

Сегодня мы говорим в школах о наркомании, бродяжничестве, суициде — как результате неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Ребенок — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Вопрос о создании щадящих здоровье технологий обучения встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации школьного образования, повышения требований к детям отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. Условия питания, йодная и фтористая недостаточность, климатогеографические факторы (перепады температуры, влажности, атмосферного давления, процент неблагоприятных зимних и летних погод) воздействуют на уровень здоровья детей. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Устойчивая мотивация на утверждение здорового образа жизни рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений школьного образования. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление их здоровья и воспитании безопасного образа жизни.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость

Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения: Здоровье человека зависит: 1 - на 50% - от образа жизни; 2 - на 25% - от состояния окружающей среды; 3 - на 15% - от наследственной программы; 4 - на 10% - от возможностей медицины.

Большую часть времени дети пребывают в школе – интернате и возникает необходимость превращения этой среды в оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу, семью и социум.

Первый этап работы.

Организационно – ознакомительный. Прогностический. 2016 – 2017 учебный год.

Задачи: - организация режима дня воспитанников, их питания и правильных нагрузок; - привитие навыков гигиены; - профилактика вредных привычек; - развитие умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия от своих поступков для себя и своих сверстников.

Механизм осуществления программы.

1.Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников. 2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья воспитанников. 3. Обеспечение непрерывного здоровье сберегающего образования воспитанников.

В своей практической деятельности я применяла различные формы работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, общешкольные. Виды деятельности: беседы, познавательные часы, занятия, практикумы, творческие часы, тренинги, викторины, игры-соревнования, праздники. Старалась разнообразить проводимые дела включением, интересных для детей, элементов музыкотерапии, арт-терапии, цветотерапии. Музыкотерапия: использование музыки как оформление фона занятий, т.к. музыка влияет на человека через ритм, которым подчинены все функции организма: ритмично бьётся сердце, дышат лёгкие. Тихая мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечно сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса, оказывает приятное влияние на деятельность внутренних органов. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психо-эмоциональное состояние. Арт-терапия используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения. Цветотерапия: красный цвет - влияет на физическое состояние, действует на организм возбуждающе, ускоряет процессы жизнедеятельности; желтый цвет - цвет хорошего настроения, влияет на умственное состояние, под его воздействием быстро принимаются решения и мгновенно выполняется задача; голубой цвет – влияет на эмоции; зелёный цвет – создаёт чувство лёгкости и успокоения, помогает сохранить зрение, работоспособность детей увеличивается при зелёной гамме цветов; синий цвет – способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

Я уверена, что одним из рецептов здорового образа жизни и безопасной жизни деятельности воспитанников является – Улыбка, так как: - она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно; - располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции.

Важно так же не сбрасывать со счетов – хороший психологический климат, т.е. : - уметь настроить себя и других на положительную волну – «Улыбнись!»; - использовать положительные установки: «Ты сможешь!», «Всё получится!»; - использовать похвалу: «Очень помог», «Молодец», «Горжусь тобой».

Чем больше я работаю с детьми, тем увереннее понимаю, что нельзя обходить стороной их родителей. Поэтому с родителями и лицами их заменяющими провожу информационно- просветительную работу, привлекаю к обучению детей здоровому образу жизни и безопасной жизни деятельности.

«Здоровье – не всё. Но всё без здоровья – ничто».

Сократ.

Ведение учащимися здорового образа жизни выражается: в неукоснительном соблюдении режима дня; в обучении воспитанников элементарным приёмам здорового образа жизни; в привитии им элементарных навыков гигиены; в проветривании и влажной уборки помещений; в чередование занятий с высокой и низкой активностью; в организации массовых оздоровительных мероприятий; в совместной работе с семьей.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха - необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

В следующем учебном году планирую приступить к выполнению 2-го этапа работы над темой «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у детей младшего школьного возраста через различные методы и формы воспитательной работы».

multiurok.ru

«Формирование здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната».

План работы по самообразованию воспитателя

Арженовской Лилии Юрьевны

Тема: «Формирование здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Актуальность данной темы обуславливается тем, что здоровье ребенка с ОВЗ все больше становится социально зависимым, что приводит к возникновению целого ряда негативных изменений:

  • усиление социальной дезадаптации;

  • снижение темпов физического и (или) психического развития.

Приобщение подростков с ОВЗ к проблеме своего здоровья – это создание высокого уровня душевного комфорта, закладывающегося с детства, формирующегося в подростковом возрасте и укрепляющегося на всю жизнь.И, именно, от того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье воспитанников с ОВЗ, каким образом будем формировать и укреплять их навыки ЗОЖ, как приучим их быть здоровыми, зависит его дальнейшая адаптация и социализация.

Цель: «Формирование здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях

специальной школы-интерната».

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования ЗОЖ у подростков с ОВЗ.

  2. Выявить состояние здоровья у подростков с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.

  3. Разработать программу, направленную на формирование ЗОЖ у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната.

  4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Гипотеза: « Процесс формирования здорового образа жизни среди подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната будет эффективным при условии, если:

  • учитывать основные особенности детей;

  • создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков с ОВЗ;

  • применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната;

  • совместными усилиями педагогов, социальных педагогов, медиков, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Ожидаемые результаты:

  • создание воспитательной среды, формирующей у подростков с ОВЗ значимое отношение к ЗОЖ и активное включение в эту среду;

  • профилактика и устранение вредных привычек;

  • снижение показателя заболеваемости и утомляемости;

  • положительная динамика показателей уровня ЗОЖ у подростков с ОВЗ.

Принципы, на которых строится воспитание ЗОЖ у подростков:

  1. Системный подход.

  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью воспитанника.

  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении педагогов, психологов, медиков, соц.педагогов, учителей.

  1. Деятельностный подход.

  • Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогами. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

  1. Принцип «Не навреди»!

  • Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

  1. Принцип гуманизма.

Организуя воспитание в области ЗОЖ, помните:

  • если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

  • если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

  • если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

  • если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната № 16 г. Шахты

Арженовской Лилии Юрьевны.

на 2015-2016 г.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1 этап

Установочно-подготовительный

1. Определение темы

2. Определение целей и задач

3. Подбор источников самообразования

4. Сбор библиографии по выбранной проблеме

Сентябрь,

2015г.

2 этап

Теоретический

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Сбор библиографии по выбранной проблеме

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

4.Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.

- Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .

- Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.

- Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.

- Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176

- Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.

5.Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой.

6.Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях

Сентябрь – октябрь, 2015

Постоянно, в течение года

Ноябрь - апрель

3 этап

Практический

  1. Проведение мониторинговых исследований. Анкетирование.

  2. Проведение коррекционных, практических (открытых) занятий:

- «Здоровым будь – о бедах позабудь!»

- «В здоровом теле – здоровый дух»

- «Спорт нам поможет силы умножить»

- «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

- «Здоровым будь – о бедах позабудь»

- «Вредная пятерка и полезная десятка»

- «Здоровое поколение нового века»

- «Жизнь без сигарет»

- «Эликсир молодости»

- «Мы и наше здоровье»

- «Азбука ЗОЖ»

- «Лицом к здоровью»

Беседы:

- «Личная гигиена человека» 

- «Боди-пирсинг»

- «Ранний опыт половых отношений»

- «Вред здоровью – табакокурение»

- «Здоровье – как общечеловеческая ценность»

- «О правильном питании»

3. Проведение промежуточной диагностики.

4.Коррекция, отслеживание результативности

Ноябрь-май

4 этап

Оценочный

1. Анализ работы по теме самообразования за 2015-2016 год.

Май, 2015

ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната № 16 г. Шахты

Арженовской Лилии Юрьевны

на 2016-2017 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Теоретический

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Сбор библиографии по выбранной проблеме

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

3. Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Абаскалова Н.А. Здоровью надо учит/ Н.А. Абаскалова.- Новосибирск, 2000.

- Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с. - Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.

- Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005. - Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.

3.Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

- «Формирование ЗОЖ у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната».

- «Программа формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья «Азбука ЗОЖ»

Постоянно, в течение года.

Ноябрь-апрель

Практический

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение промежуточной диагностики)

- Анкетирование

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

- «Человек и ЗОЖ»

- «Здоровье - бесценное богатство»

- «Привычки и здоровье»

- «Питание и здоровье»

«Простые правила здоровья»

- «А ты хочешь быть здоров?»

- «Болезни века или сделай свой выбор»

- « Скажи Алкоголю – НЕТ!»

- «Здоровое сердце»

- «ЗОЖ – мода или необходимость?»

- «Где прячутся витамины»

- «В стране Болючке»

- «Вода – источник жизни»

- «Зубы и здоровье»

- «Психологическое здоровье»

Беседы:

- «Учитесь властвовать собой»

- «Клуб здоровья Грация»

- «Болезни века»

- «О здоровье души и тела»

- «Сон и бессонница»

- «ЗОЖ. Рациональное питание».

3.Проведение открытых мероприятий:

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

4. Проведение промежуточной диагностики

Ноябрь-май

Оценочный

1. Анализ работы по теме самообразования за 2016-2017 уч. года

2. Творческий отчет по теме самообразования

Май, 2017г.

ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты

Арженовской Лилии Юрьевны

на 2017-2018 учебный год (НА ПОСЛЕДНИЙ ГОД)

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Теоретический

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Башкирова М.М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех, 2009.

- Иванюшкин А.Я.»Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека// Здоровье, 2012г.

- Константинов В.Б., Копейкин Н.Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества //Здравоохранение РФ, 2011г.

- Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов// Теория и практика физической культуры. 2008г.

- Стратегия ВОЗ Здоровье для всех в 21веке {Электронный ресурс}

3. Подбор видов деятельности в рамках работы над темой самообраз.ования

5. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

- Доклад

В течение года

Практический

  1. Проведение итоговой диагностики

- Анкетирование

2. Проведение практических (открытых) занятий:

- «Пять шагов к здоровью»

«Кто стучится в дверь ко мне»

- «Пять шагов к здоровью»

«Спортивные, умные, сильные!»

«Кто стучится в дверь ко мне»

- «Экология здоровья»

- «Нанотехнологии – польза или вред?»

- «Сквернословие и здоровье»

«Строим дом своего здоровья»

- «Правильная осанка человека»

- «Путешествие в мир Здоровья»

- «Режим труда и отдыха»

- «Сад здоровой жизни»

- «Чистота – залог здоровья»

Беседы:

- «ЗОЖ. Очищение организма»

- «Движение – это жизнь!»

- «Умейте отдыхать»

- «Сон – лучшее лекарство»

- « Учитесь расслабляться»

- « О пользе бани»

Ноябрь-май

Итогово - контрольный

1. Сравнительный анализ за 2015-2018 учебный год (три года)

2. Подготовка к защите творческой работы по самообразованию

2. Творческий отчет (защита творческой работы) по теме самообразования

3. Открытое занятие:

«В здоровом теле – здоровый дух».

4. Представление результатов работы по теме самообразования на сайте учреждения

5. Брошюра, листовка и др.формы работы.

Май

2018 г.

Март-апрель

Анкета "Отношение подростков к здоровому образу жизни"

Наименование вопроса

Наименование вопроса

1

Продолжительность

ночного сна (час)

6

Режим дня соблюдает, не соблюдает

10

Да

8

нет

6

7

Сколько раз питаетесь в день

2

Наличие дневного сна

1

Нет

2

1 час

3

2 часа

Более 3 раз

3

Часы выполнения домашних заданий

8

Что такое на Ваш взгляд

здоровый образ жизни?

1

Не пить

2

Не курить

3

Не принимать наркотики

4

Продолжительность ежедневных

прогулок

Заниматься спортом

1

9

Считаете ли Вы для себя

необходимым поддерживать

здоровый образ жизни

2

да

3

нет

4

частично

Более 4 часов

Эта проблема меня пока

не волнует

5

Занятия внешкольной

физкультурой и спортом

Да

Нет

Анкета-тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»

Чтобы оценить свой образ жизни, выберите вариант ответа по каждой из позиций. 

1. Если утром вам надо пораньше встать, то вы: 

А) заводите будильник; 

Б) доверяете внутреннему голосу;

В) полагаетесь на случай. 

2. Проснувшись утром, вы: 

А) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела; 

Б) встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу; 

В) еще несколько минут продолжаете нежиться под одеялом. 

3. Из чего состоит ваш обычный завтрак: 

А) из кофе или чая с бутербродами; 

Б) из мясного блюда и кофе/чая; 

В) вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. 

4.Какой вариант рабочего распорядка вы бы предпочли: 

А) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время; 

Б) приход в диапазоне 30 минут; 

В) гибкий график. 

5.Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность: 

А) успеть поесть в столовой; 

Б) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе; 

В) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть. 

6. Сколь часто в суете служебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немного пошутить и посмеяться с коллегами: 

А) каждый день; 

Б) иногда; 

В) крайне редко. 

7. Если на работе вы оказались вовлеченными в конфликтную ситуацию, как вы постараетесь разрешить ее: 

А) долгими дискуссиями; 

Б) отстраняетесь от споров; 

В) ясно излагаете свою позицию и отказываетесь от споров. 

8. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после работы: 

А) не более чем на 20 минут; 

Б) до 1 часа; 

В) более 1 часа. 

9. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время: 

А) общественной работе; 

Б) хобби; 

В) домашним делам. 

10. Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей: 

А) возможность встряхнуться и отвлечься от забот; 

Б) потерю времени и денег; 

В) неизбежное зло. 

11. Когда вы ложитесь спать: 

А) всегда примерно в одно и то же время; 

Б) по настроению; 

В) по окончании всех дел. 

12. Как вы используете свой отпуск: 

А) весь сразу; 

Б) часть летом, а часть зимой; 

В) по 2-3 дня, когда накапливается много дел. 

13. Какое место занимает спорт в вашей жизни: 

А) ограничиваетесь ролью болельщика; 

Б) делаете зарядку на свежем воздухе; 

В) находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной. 

14. За последние 14 дней вы хотя бы раз: 

А) танцевали; 

Б) занимались физическим трудом;

В) прошли пешком не менее четырех километров. 

15. Как вы проводите летний отпуск: 

А) пассивно отдыхаете; 

Б) физически трудитесь, например в саду; 

В) гуляете и занимаетесь спортом. 

16. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы: 

А) любой ценой стремитесь достичь своего; 

Б) надеетесь, что ваше усердие обязательно принесет плоды; 

В) намекаете окружающим на вашу истинную ценность.

Каждый ответ оцените количеством баллов, указанных в таблице: 

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

А 

30 

10 

20 

 0 

 0 

30 

 0

30 

10 

30 

 30

 20

 0

 30

 0

10 

Б 

20 

30 

30 

10 

10 

10 

10 

20 

 0

 0

 20

 30

 30

 30

 20

 30

В 

 0

 0

 0

20 

30

 0

 30

 0

 30

 0

 0

 0

 0

 30

 20

 0

Подсчитайте баллы. 

Результаты теста: 

400-480 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму баллов, и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что безусловно положительно сказывается на результатах служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность, напротив сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной. 

280-400 баллов. Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при всякой авральной работе. Важно, чтобы ваша служебная деятельность и семейная жизнь оставались уравновешенными и впредь. Но у вас есть еще резервы повышения работоспособности и производительности труда за счет разумной организации своей работы в соответствии с особенностями вашего организма. 

160-280 баллов. Вы середнячок, как и большая часть людей. Если вы и дальше будете жить в таком режиме, а лучше сказать – в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Задумайтесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные навыки и привычки. Примите совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра. 

Менее 160 баллов. По правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно-сердечно-сосудистые, то смело можете винить свой собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста – врача. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть кризис и, пока не поздно, вернуть здоровье.

АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

  1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

- Иметь много денег.

- Быть здоровым

- Иметь хороших друзей.

- Быть самостоятельным (самому принимать решения и  обеспечивать себя)

- Много знать и уметь

- Иметь  работу

- Быть красивым и привлекательным.

- Жить в счастливой семье

  1. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

       Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

- Регулярные занятия спортом.

- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

- Хорошие природные условия.

- Возможность лечиться у хорошего врача.

- Деньги, чтобы хорошо питаться и  отдыхать.

- Отказ от вредных привычек.

- Выполнение правил здорового образа жизни.

  1. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?                

Режимные моменты

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Занятия спортом

Душ, ванна

Сон не менее 8 часов

  1. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

- Да, конечно.

- Забочусь недостаточно.

- Мало забочусь.

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

- Да, очень интересно и полезно.

- Интересно, но не всегда.

- Не очень интересно.

- Не интересно.

  1. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

        Источник информации

Часто

Иногда

Никогда

В школе

От родителей

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

  1. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

- Уроки, обучающие здоровью.

- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

- Спортивные соревнования.

- Викторины, конкурсы.

- Праздники, вечера на тему здоровья.

- Дни здоровья.

- Спортивные секции.

КЛЮЧ К АНКЕТЕ  ЗОЖ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

ВОПРОС №1.  Показатель: личностная ценность здоровья

Выбор «Быть здоровым»

Если бальная оценка составляет:

6-8 - высокая личностная значимость здоровья

4-5 – недостаточная личная значимость здоровья

менее 4 – низкая значимость здоровья

ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

- Регулярные занятия спортом (2)

- Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)

- Хорошие природные условия (0)

- Возможность лечиться у хорошего врача (0)

- Деньги, чтобы хорошо питаться и  отдыхать (0)

- Отказ от вредных привычек (2)

- Выполнение правил здорового образа жизни (2)

Если сумма баллов составляет:

6-8 – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

4 – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

2 или менее – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья

ВОПРОС №3.  Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ                      

Режимные моменты

Ежедневно

2 балла

Несколько раз в неделю

1 балл

Очень редко, никогда

0 баллов

Если сумма баллов составляет:

16 -14 – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

13 - 9 – неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

8 и меньше – несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Вариант ответа

Сумма баллов, полученных на 3 вопрос

14-16

13-9

8 и меньше

Да, конечно.

4

3

2

Забочусь недостаточно

4

4

3

Мало забочусь

2

4

3

Если бальная оценка составляет:

4 балла – адекватная оценка учащимся своего образа жизни

3 балла – недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

2 балла – неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

ВОПРОС №5.  Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.

- Да, очень интересно и полезно. (4)

- Интересно, но не всегда. (3)

- Не очень интересно. (2)

- Не интересно (0)

Если бальная оценка составляет:

4 – очень интересная и полезная

3- довольно интересна и полезна

2 – не очень интересна и полезна

0 – не нужна и неинтересна

Анкета для учащихся.

1. Что такое здоровый образ жизни?  (Вы можете выбрать несколько ответов)

занятия спортом

отсутствие вредных привычек

здоровый сон

личная гигиена

рациональное питание

положительные эмоции

соблюдение режима дня

предупреждение заболеваний, закаливание

выкуривание в меру сигарет в день

чтение журналов и газет о здоровом образе жизни

полноценная духовная жизнь

просмотр ТВ допоздна

2. Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)

иметь хорошее здоровье

чтобы быть современным культурным человеком

быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру

быть физически сильным, уметь постоять для себя

быть успешным в жизни, добиваться успеха

общаться с любимым человеком, создать счастливую семью

3. Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья? (Вы можете выбрать несколько ответов)

стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе

избегаю вредных привычек, борюсь с ними

занимаюсь спортом

стараюсь выспаться, не переутомляться

делаю зарядку, гимнастику

соблюдаю режим

соблюдаю режим рационального питания

стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором

соблюдаю режим дня

занимаюсь фитнесом, шейпингом, танцами

плаваю в бассейне

закаливаюсь

регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации

4. Выбрать один вариант ответа

Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания?

Завтракаете ли Вы дома перед школой?

Да

Да, всегда завтракаю

Не вполне

Иногда завтракаю

Нет

Нет

5. Выбрать один вариант ответа

Питаетесь ли Вы в школьной столовой?

Оцените, пожалуйста, качество питания в школьной столовой:

Питаюсь в школьной столовой

отлично

Покупаю буфетную продукцию

хорошо

В школе не питаюсь

удовлетворительно

Перекусываю принесённым из дома завтраком

неудовлетворительно

6. Если Вы не получаете горячее питание в школе, то по каким причинам? (Вы можете выбрать несколько ответов)

Не устраивает качество блюд, невкусно

В столовой суматоха и очереди

Не нравится обстановка в столовой (интерьер, санитарное состояние и т.п.)

Слишком дорого для меня

У меня индивидуальный режим питания

Никто из класса не питается, и я тоже

7. Выбрать один вариант ответа

Каково Ваше отношение к учебе?

Какие классные, общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и здорового образа жизни Вам запомнились?

вдохновение

общешкольные соревнования по различным видам спорта

приподнятое настроение

беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков

усталость

никакие

безразличие

беседы о правильном питании

напряжение

волнение, нервозность

депрессия, замкнутость

8. Выбрать один вариант ответа

Курите ли вы?

Употребляли ли Вы наркотики?

Если бы у Вас возникли проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков, к кому бы Вы обратились за советом?

да

Нет, и никогда не буду употреблять

врачи, медсестры

иногда, при случае

Нет, но может стоит попробовать.

психологи

нет

Да (1 или несколько раз).

друзья

Да, употребляю до сих пор.

учителя

родители и другие родственники

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Блиц-опрос учащихся на листочках.

1. Как часто у вас в этом году была простуда?

0-ни разу;

1-от 1 до 4 раз:

2-более 4 раз:

2.Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания? (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит,

ларингит, ангина)

0-нет:

1-одно заболевание:

2-комплекс заболеваний.

3. Бывают ли у вас дни общего недомогания? ( вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли)

0-крайне редко:

1-часто:

2-очень часто.

Если вы набрали 0-1 балл, то ваш организм в порядке, 2-4 балла - вы в группе риска, 5-6 баллов - ваш организм ослаблен.

infourok.ru

Формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.doc - Тема самообразования классного руководителя "Формирование ...

настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что­то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенкаТаким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно­бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия.Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Во­первых, это подвижные игры. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношениедетей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по­новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.Проектная деятельность.

znanio.ru

"Формирование ЗОЖ у школьников" - внеурочная работа, прочее

Анализ по теме самообразования

« Формирование ЗОЖ у школьников»

учителя русского языка и литературы

Савиной Светланы Ивановны

"Если нельзя вырастить ребёнка,чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"

Академик, хирург Н. М. Амосов.

Тема воспитательной работы, над которой я работаю «Формирование у учащихся здорового образа жизни».

В последнее время здоровье школьников вызывает обоснованную тревогу. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Наша задача - научить каждого ребёнка выбору стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто может помочь в этом?

Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. Целью

современного образования является обеспечение не только педаго-

гического, но и здоровьесберегающего эффекта. Актуальность

данной проблемы заключается в необходимости оздоровления

учащихся младшего школьного возраста.

Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.

Задачи:

-способствовать расширению кругозора;

-содействовать формированию первоначального представления о

здоровом образе жизни;

-сформировать первоначальное представление о нормах личной

гигиены;

-познакомить с эстетическими нормами поведения в обществе и

природе;

-сформировать первичное представление о строении своего орга-

низма;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

-учить пользоваться различными источниками информации.

Ребёнок должен знать, уметь:

1.Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

2.Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.

3.Правила личной гигиены.

4.Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

5.Правила поведения при возникновении пожара.

6.Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит

избавить человека от серьёзного нарушения здоровья.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь

между школой и родителями является фундаментальным условием

в личностно-ориентированном образовании. Обсудив проблему

на родительском собрании, обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа.

Провели следующие мероприятия:

1.Беседа с родителями о режиме дня.

2.Классный час на тему: «Режим дня в моей семье».

По этой теме дети готовили проекты, потом их защищали.

3.Классный час на тему: «Здоровое питание», « Правильная еда».

Провели тестирование по этой теме. В этой работе помощь оказывали и родители. Например, продумали домашний рацион

правильного питания на неделю вперёд.

Подготовили сообщения на тему: «Самые полезные продукты»,

«Как правильно есть», «Из чего варят каши?».

4.Классный час на тему: «Вредные привычки».

Вместе с детьми подготовили плакаты: «Курение – опасно для здоровья».

5.Провели спортивные мероприятия вместе с родителями:

«Масленица», «Спортивные эстафеты».

6.Классный час на тему: «Закаливание организма».

Большое значение в вопросах здоровьясбережения детей имеет

организация и проведение двигательных перемен. Двигательные разминки дают возможность разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться на учёбу.

Перед уроками ежедневно проводится утренняя зарядка.

Дети заранее продумывают комплексы упражнений. На уроках большое внимание уделяется физкультминуткам.

В классе с детьми разработали основные заповеди:

1. «Не пропускай уроков физической культуры без уважительной

причины».

2. «Не забывай спортивной формы».

3. « Работай на уроке, не мешая другим».

4. «Оказывай взаимопомощь».

В воспитательную работу включаю мероприятия, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни:

1.Рассказ по кругу;

2.Инсценирование известных сказок;

3.Подготовка и защита проектов.

Тему, над которой я работаю, считаю важной и востребованной.

Обобщая опыт воспитательной работы по реализации здоровьесберегающих технологий, я отметила следующие параметры результативности:

1.Снижение заболеваемости среди обучающихся по сравнению

с прошлым 2013 годом на 30 %;

2.Повышение качества обучаемости.

3.Создание сплочённого коллектива учащихся.

4.Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной

необходимости.

5.Личностный рост учащихся.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность