Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаим (стр. 1 из 13). Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Козлова Ирина Евгеньевна МБДОУ "Детский сад №76" Воспитатель Нижегородская область, г. Нижний Новгород

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрениеумственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"В. Сухомлинский

ТЕМА: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего до-школьного возраста.

 

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педа-гогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой и др.

Формирование основ здорового образа жизни у детей — важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. А именно: не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Информационно — поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы;
  • Практический этап – создание предметно-развивающей среды, создание и апробация системы здоровьесбережения;
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

Цель: – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

  1. Воспитать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни.
  2. Воспитать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навы-ков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  3. Обогатить представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  4. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

I Этап: В дошкольном возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и сделали следующие выводы: в нашей группе отсутствуют дети с первой группой здоровья, и 100% детей со второй гр. здоровья. Дети имели отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата. Картина довольна печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

Далее мы провели педагогическую диагностику в рамках образовательной программы МБДОУ по образовательным областям «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Использовались диагностические задания: «Разговор по телефону», «Полезная покупка», «Необычное угощение», «Найди витамины». Также нами проводились наблюдение за детьми в режимных моментах и в свободной деятельности.

Наблюдения были направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включали наблюдения за мытьем рук, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Диагностика показала следующие результаты. Большинство детей затруднялись объяснить смысловое значение понятие "здоровье", значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имели единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имели представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. У детей были сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Дети не проявляли инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивали переданный взрослыми опыт и не переносили его в самостоятельную деятельность.

Для исследования социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, мы использовали анкетирование родителей.

По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко пони-мают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в МБДОУ здоровый образ жизни в комплексе.

II Этап: На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми. В системе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД, которые соответствовали программе и возрасту детей.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими уп-ражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумали рецепт «Салата здоровья» который дети совместно с родителями готовили в домашних условиях, рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов.

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «Полезные и вредные привычки», «Заботимся о своем здоровье» и т.д.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Мы побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто — не нравится и почему.

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здо-ровья.

Организовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошко-льников осуществлялись во время прогулок. На групповом участке созданы все условия для двигательной деятельности детей. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы использовали народные по-движные игры, эстафеты, соревнования.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: слушание классической музыки, звуки природы. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии.

В нашем детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления: прием отвара шиповника (ноябрь, март), аскорбиновой кислоты.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

В МБДОУ организован кружок по профилактике плоскостопия и укреплению осанки. В группах мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо — и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ре-бенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и учета группы здоровья детей.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к понима-нию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении по-добную работу мы проводили в форме организации «семейного клуба», в заседании которого включались элементы тренинга.

Вместе с инструктором по физической культуре мы проводили праздни-ки «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвовали дети и их родители. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи».

В родительском уголке размещали консультации, «Как заботиться о своем здоровье», «Витаминная семейка» и т.д., рекомендации.

III Этап: В конце нашей работы мы провели повторную диагностику которая показала, что большинство детей имели четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его; у детей сформировались понятия о вредных привычках; появился настрой на здоровый образ жизни и т.д.

На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в МБДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Глава 1. Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

Ученые уже давно доказали, что главным, определяющим здоровье фактором, является образ жизни, осознанная забота о своем здоровье.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии, педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Интерес учёных к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный, на него влияют, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также воспитание в семье.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

  • Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера (Валеология – это наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения.Как научная дисциплина – это совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни). Это приведёт к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

  • уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; 

  • исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребёнка;

  • выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

  • создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни- категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребёнка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребёнка с внешней социальной и экологической средой.

Н.М. Амосов сказал: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». 

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребёнка происходит в определённой социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчёркивается роль социума как среды формирования у детей определённого образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Формирование культуры здорового образа жизни- это главный рычаг первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Среди многих факторов (социально-экономических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось:

  • снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%)

  • увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%)

  • увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).

Теоретические основы здоровье сберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребёнка ощущения своей неразрывности с природой.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

  • определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

  • спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", «здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья» - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

  • разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Таким образом, к вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников необходимо подходить комплексно, привлекая не только родителей детей, но и узких специалистов дошкольных учреждений.

studfiles.net

Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(обобщение опыта работы)

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наш детский сад № 3 стал  “Школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В нашем детском саду  широко используются передовые педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества,

-технологии экологического воспитания,

- здоровьесберегающие  нетрадиционные технологии.

Приоритетным направлением работы коллектива является физическое воспитание. Сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы. Прежде всего, это тесное взаимодействие всего коллектива.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим  на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Методы и приемы, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей. В результате исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников,  были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

Основная цель нашей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, стенгазеты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в фойе  детского сада, группе. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, динамические паузы, утренние круги, разминки. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников. Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований :

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

Музыка для релаксации должна быть негромкой

Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей

Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником

3. Учет психо - физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др. )

Учет социального анамнеза и опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности.

Проводимая работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даёт следующие результаты: снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.

 

Использование нестандартного оборудования для физического развития детей.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. В группах необходимо создавать здоровьесберегающие условия.

Для развития  движений у нас в детском саду мы используем и нестандартное оборудование.

Хочу предложить вам нестандартное оборудование, которое можно применять на занятии, на утренней гимнастике, ритмических упражнениях, различных видах игр, развлечениях.

Нестандартное оборудование.

“Снежинки” - применяются для ОРУ; выполнены из картона, обклеены клейкой бумагой, прикреплены к использованным фломастерам.

“Листочки” - применяются для ОРУ, для игр “Соберись в букет”, “Найди свой цвет”, “Найди себе пару”; выполнены из картона, обклеены цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплены к использованным фломастерам.

Капсулы от киндер-сюрпризов, крышки от бутылок – применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”, “Собери зерно”, а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь о руки или локти, и пальцами ног собирают предметы).

“Цветочки” - применяются для развития ориентировки в пространстве, сенсорного развития, для профилактики плоскостопия; лепестки цветков сшиты из клеенки, внутри поролон; используются в играх “Собери цветок”, “Найди свой цветок”, “Пройди по лепесткам цветка”.

“Колпачки” - применяются для профилактики нарушений осанки, в игре “Колпачок”, “Кто быстрее к своему колпачку”; выполнены из картона, обклеены оберточной бумагой.

“Следочки” - используются для профилактики плоскостопия, координации движений; выполнены из прорезиненного материала (остатки от туристического коврика).

“Махнушки” - используются для ОРУ, для выступления на праздниках; выполнены из гофрированной бумаги.

“Дорожка со следами” - используется для ползания и координации движений; сшита из клеенки; в “следочки” для коленей и ладоней вставлен поролон.

“Ладонь” - используется на празднике или для подведения итога на занятии; выполнена из картона, обклеена цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплена на палочке.

      Используются на физкультурных занятиях в ОРУ;  утренней гимнастике, с элементами ритмической гимнастики;  как оформление на физкультурных праздниках;   для бега «змейкой» между  «пампушками».

  «Махнушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009.

4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П.  Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008

6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М.:     Т.Ц. Сфера, 2005

7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

Просмотр содержимого документа «Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». »

Павлодар қаласы әкімдігі

Павлодар қаласының білім беру бөлімінің

«Павлодар қ. №3 сәбилер бақшасы»МҚКК

Содоклад

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(обобщение опыта работы)

Воспитатель: Курлиутова Н.Е.

Город Павлодар 2015 год.

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(обобщение опыта работы)

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наш детский сад № 3 стал “Школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В нашем детском саду широко используются передовые педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества,

-технологии экологического воспитания,

- здоровьесберегающие нетрадиционные технологии.

Приоритетным направлением работы коллектива является физическое воспитание. Сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы. Прежде всего, это тесное взаимодействие всего коллектива.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Методы и приемы, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей. В результате исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников, были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

Основная цель нашей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, стенгазеты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в фойе детского сада, группе. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, динамические паузы, утренние круги, разминки. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников. Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований :

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

Музыка для релаксации должна быть негромкой

Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей

Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником

3. Учет психо - физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др. )

Учет социального анамнеза и опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности.

Проводимая работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даёт следующие результаты: снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.

 

Использование нестандартного оборудования для физического развития детей.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. В группах необходимо создавать здоровьесберегающие условия.

Для развития движений у нас в детском саду мы используем и нестандартное оборудование.

Хочу предложить вам нестандартное оборудование, которое можно применять на занятии, на утренней гимнастике, ритмических упражнениях, различных видах игр, развлечениях.

Нестандартное оборудование.

“Снежинки” - применяются для ОРУ; выполнены из картона, обклеены клейкой бумагой, прикреплены к использованным фломастерам.

“Листочки” - применяются для ОРУ, для игр “Соберись в букет”, “Найди свой цвет”, “Найди себе пару”; выполнены из картона, обклеены цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплены к использованным фломастерам.

Капсулы от киндер-сюрпризов, крышки от бутылок – применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”, “Собери зерно”, а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь о руки или локти, и пальцами ног собирают предметы).

“Цветочки” - применяются для развития ориентировки в пространстве, сенсорного развития, для профилактики плоскостопия; лепестки цветков сшиты из клеенки, внутри поролон; используются в играх “Собери цветок”, “Найди свой цветок”, “Пройди по лепесткам цветка”.

“Колпачки” - применяются для профилактики нарушений осанки, в игре “Колпачок”, “Кто быстрее к своему колпачку”; выполнены из картона, обклеены оберточной бумагой.

“Следочки” - используются для профилактики плоскостопия, координации движений; выполнены из прорезиненного материала (остатки от туристического коврика).

“Махнушки” - используются для ОРУ, для выступления на праздниках; выполнены из гофрированной бумаги.

“Дорожка со следами” - используется для ползания и координации движений; сшита из клеенки; в “следочки” для коленей и ладоней вставлен поролон.

“Ладонь” - используется на празднике или для подведения итога на занятии; выполнена из картона, обклеена цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплена на палочке.

Используются на физкультурных занятиях в ОРУ; утренней гимнастике, с элементами ритмической гимнастики; как оформление на физкультурных праздниках; для бега «змейкой» между «пампушками».

«Махнушки»

Список использованной литературы:

1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .

3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников .- Волгоград: Учитель, 2009 .

4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П.  Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .

5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008

6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М.:     Т.Ц. Сфера, 2005

7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .

Павлодар қаласы әкімдігі

Павлодар қаласы білім беру бөлімінің

«Павлодар қаласының №3 сәбилер бақшасы»МҚКК

Перспективті-күнтізбелік

жоспары

2-ші сәбилер «Б» тобының

Календарно- перспективное планирование

второй младшей группы «Б»

.

Воспитатели:

Курлиутова Н.Е.

Кабдыгалиева А.С.

Павлодар қаласы 2014-2015жж.

kopilkaurokov.ru

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Формирование основ здорового образа жизни у детей

дошкольного возраста

Введение

 Здоровье, как одна из проблем находится в центре внимания всех современных наук о человеке. Нарастание тревожных тенденций в состоянии здоровья населения Республики Беларусь вызывает необходимость актуализации проблема раннего формирования культуры здоровья.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

  Целью оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

Приобщение детей с дошкольного возраста к здоровому образу жизни позволит воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным, если:

- создать условия в дошкольном учреждении для формирования у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ в процессе ежедневной образовательной деятельности.

- использовать разнообразные виды образовательной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья у детей;

- работу по формированию основ ЗОЖ у детей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.

Цель исследования: - изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.

Задачи:

- Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

- Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

- Определить основные направления ежедневной и целенаправленной работы с детьми на формирование у них ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.

- Подобрать различные виды образовательной деятельности, направленной на формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Из опыта работы

 

Д.В. Блинова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 42»

 

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 

Работу по формированию основ здорового образа жизни я начала с изучения программ М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», Г.И. Кулик «Школа здорового человека», Р.Б. Стеркиной «Основы безопасно­сти детей дошкольного возраста». Несмотря на несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению работы с детьми, они, на мой взгляд, не охватывают в полной мере всех сторон жизнедеятельности ре­бенка в детском саду.

Цель работы:формирование у детей потребности в сохране­нии своего здоровья и здоровья окружающих через совместную деятель­ность взрослого с детьми.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

  1.   Сформировать у детей навыки ухода за телом, выработать стой- кую привычку к культурно-гигиеническим процедурам.
  2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья детей.
  3. Научить обращаться с опасными для здоровья предметами.

Свою работу я начала с  подбора учебно-методического комплекта, разработки дидактических игр и упражнений: «Составь себе меню на обед», «Одень куклу на прогулку», «Угадай вид спорта», «Составь режим дня», которые использую на теоретических занятиях.

Чтобы деятельность проходила планово и учитывала возрастные особенности детей, составила учебно-методический план, который включает разделы:

«Я человек»; «Дышим правильно»; «Я осваиваю гигиену и этикет»; «Здоровое питание»; «Сохраним зубы здоровыми»; «Органы чувств»; «Режим дня»; «Если ты поранился»; «Здоровый образ жизни».

План  кружка "Уроки здоровья" предполагает наличие теоретических и практических занятий и реализует принцип интеграции образовательных областей: физическая культура, познание, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Совместная деятельность взрослого с детьми организована в соот­ветствии с педагогическими принципами, один из которых - «не навре­ди». В работе используются различные формы и методы: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы, выставки детских работ, просмотр видеофильмов.

Для повышения интереса я использую игровой метод. Занятия про­водятся в игровой форме, так как именно игра способствует созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении и укреплении собственно­го здоровья. Часто в гости приглашаем доктора Айболита, Незнайку, Фе­дору, Машу-растеряшу.

При планировании и проведении совместной деятельности взрос­лого с детьми использую информацию о факторах риска и факторах ус­тойчивости в формировании здоровья человека, создаю вокруг ребенка среду «здоровья», которая влияет на формирование его мировоззрения.

Обязательным элементом занятий являются нетрадиционные мето­ды оздоровления: самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.

Приведу пример на разделе «Здоровое питание».

Дети в средней группе учатся заботиться о своем здоровье через правильное питание. Знакомятся с пользой или вредом различных продуктов, узнают правила приема пищи (за столом не торопиться, не переедать, не есть на ходу, тщательно пережевывать пищу).

В старшей группе знакомятся с понятием «Здоровое питание», «Питательные вещества» учатся правилам поведения за столом.

В подготовительной группе дети получают знания о витаминах группы A, B, C, знакомятся с пищеварительной системой.

В процессе реализации этого раздела я использую дидактические игры «Полезно-вредно», «Сад-огород», «Разложи по группам A, B, C, D».

Чтение художественной литературы «Спор овощей» Ю.Тувим, «Робин Бобин», валеологическая сказка «О путешествии пирожка».

Разучиваем физкультминутка «Овощи», используем пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим-рубим…» и подвижная эстафета «Овощи - фрукты».

 

В работе с детьми  стараюсь соблюдать заповедь, сформулированную К.С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - лег­ким и приятным». Следуя этой заповеди, стараюсь, чтобы занятия вызы­вали у детей положительные эмоции.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является се­мья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливы­ми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. Здоровый образ жизни дает физические и духовные силы, способность противосто­ять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приоб­ретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведе­нии. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как ме­тод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.

Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаётся наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с усло­виями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказать семье практическую помощь.

В целях пропаганды здорового образа жизни для родителей подго­товлены стенды и плакаты валеологической направленности с информа­цией, отражающей самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Подготовлены консультации: «Безопасность дошкольника», «Физ­культурный заслон ОРЗ», «Личная гигиена и режим дня».

Как показала практика, планомерная работа не только приводит к улучшению здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, вос­питывает уверенность в себе, расширяет кругозор.

 

 

 

a2b2.ru

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаим (стр. 1 из 13)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Шадринский филиал ГОУВНО «Московский государственный

Гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Выпускная квалификационная работа

на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями»

Выполнил студент 6 курса

Гетц Ю.В.________________

Научный руководитель: ст.пр.

Допустить к защите к.п.н., Яковлева Наталья Ивановна

Зав. кафедрой психолого- _________________________

педагогического Дипломная работа защищена

образования и дефектологии «___»______________20__г.

Яковлева Н.И._________ Оценка___________________

«___»_____________20__г. Председатель ГАК___________

Шадринск, 2010 год

Содержание

Введение

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Актуальность нашего исследования определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой -имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия обозначили проблему исследования, каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

На основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями».

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью предметом и объектом исследования была сформулирована следующая гипотеза:

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если

- Реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.;

-Взаимодействие ДОУ с родителями осуществляется на основе деятельностного подхода;

- В дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических и валеологических исследованиях и уточнить его содержание.

2. Изучить современное состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей и конкретизировать понятие «формирование здорового образа жизни» в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.

3. Определить сущность взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу и предложить модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составляют: теория формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения Ю.П.Лисицына, Б.Н. Чумакова, В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцева, Ю.Ф.Змановского, М. Л. Лазарева, Л.Г. Татарниковой

Методическое основание исследования составили работы отечественных ученых в области дошкольного воспитания В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцовой, Н.Н.Кондратьевой, Т.Д. Рихтерман и др. исследования в области взаимодействия семьи и ДОУ принадлежат Т.А. Куликовой, О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» города Сургута Тюменской области. В исследовании принимали участие воспитатели, 20 дошкольников старшей группы и их родители.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, медицинской, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме исследования; анкетирование родителей, беседа, изучение продуктов творческой деятельности дошкольников, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

- расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших дошкольников к здоровому образу жизни;

- выявлены основные компоненты здорового образа жизни старших дошкольников, его показатели и уровни;

Практическая значимость исследования: состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально проверены и подтверждены на практике программа и модель взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающие приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, приложения, библиографического списка 82 источника.

Глава I . Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и ДОУ

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность