"Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста! Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни


Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

(обобщение опыта работы)

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стало “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В нашем дошкольном учреждении широко используются передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технологии экологического воспитания, здоровьесберегающие технологии. Приоритетным направлением работы коллектива является физическое воспитание. Сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы. Прежде всего, это тесное взаимодействие всего коллектива.

Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строю на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Методы и приемы, выбранные мною формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей. В результате исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников, мною были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

Основная цель программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы работы. Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми. Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной и групповой комнат. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, семейный клуб “Здоровячок”. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников. Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

 

Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

Музыка для релаксации должна быть негромкой

Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей

Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником

 

megaobuchalka.ru

"Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста!

Формирование основ здорового образа жизни

у детей старшего дошкольного возраста

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Для формирования здорового образа жизни, мы взяли за основу решение следующих задач:

  • Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению, сохранению.

  • Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу жизни

  • Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

  • Повышение компетентности родителей по проблемам формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни

  • Совершенствование функций организма, его защитных свойств через выполнение различных оздоровительных упражнений

Для выявления сформированности представлений у детей знаний о ЗОЖ мы используем диагностические методики (автор Ошкина А.А.).

Данная методика предлагает беседы с детьми на темы: «Здоровый человек», «Как быть здоровым», «Зачем человеку двигаться»; проблемные ситуации: «Рекомендации Незнайке», «Какие предметы нужны?». По окончании проведения диагностики мы определили степень сформированности представлений детей о ЗОЖ.

Главной задачей для нас стало формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, о способах его сохранения и укрепления и формирование культуры здорового образа жизни.

В первую очередь мы обогатили предметно-развивающую среду в группе. В физкультурном уголке оформили экран здоровья «Помоги себе сам», разместили схемы, алгоритмы (на расслабление, для снятия усталости глаз, профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика и др.). При участии родителей дополнили физкультурный уголок современным спортивным инвентарем на развитие различных групп мышц.

infourok.ru

Особенности формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях ДОУ

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. 

   Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

   Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. 

    Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

   Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

    Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. 

    Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. 

   Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 

занятия физкультурой, прогулки.

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

    Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

 

   Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

   Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез,

.  Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников: 

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

Задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является главной в работе детского сада.

 Поэтому особенно важно формировать у них с дошкольного возраста заинтересованное отношения к своему здоровью. Исходя из этого,  целью нашей  деятельности является: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

обеспечение физического и психического благополучия;

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.

 

   Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

  Особое внимание отводиться прогулке детей. На прогулках проводятся различные игры с водой, дыхательные упражнения, ходьба босиком, солнечные ванны.  Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

   Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.  

   Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

   Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

    Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:

- у дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

- педагоги в доступной форме доносят информацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу;

- организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

 

zhuravlyovavb-shat-dou2.edumsko.ru

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

Вавилова Алена Валентиновна

Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

1..Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2..Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

• Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой,окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Цель: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью;

утренняя гимнастика, бег, фитбол-гимнастика, дыхательные упражнения, совместные спортивные игры и праздники с родителями и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре;

подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.

  • Повышение уровня физической подготовленности.

  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья

  • Появление достаточного уровня знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом.

  • Повышение интереса к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.

  • Овладение культурно-гигиеническими навыками, знаний о значении витаминов для здоровья человека.

В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Это каждый должен знать, чтоб здоровым подрастать». Приуроченная ко Дню Всероссийского здоровья детей ./7апреля./

В этот проект включены выставка-плакатов, портрет здорового человека, фото-выставка овощи на тарелке, витаминная корзина и т.д.Это важная форма партнерства ДОУ и семьи -совместная деятельность.

В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников. Разработан план секционных занятий по Фитбол- гимнастике (Танцы на мячах), не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 1-2 раза в неделю от 15-25 мин. С младшего возраста в физкультурном зале, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Фитбол -гимнастика - это оздоровительная гимнастика на мячах способствует развитию у детей двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, тренирует сердечно - сосудистую и респираторную системы, большие гимнастические мячи позволяют включать в работу даже те группы мышц, которые не затрагиваются при выполнении других видов упражнений.

Создан банк консультативного материала для педагогов и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста для повышения грамотности в вопросах физической культуры и здорового образа жизни.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется физиотерапевтическое оборудование, физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении.

Так же в практику нашего сада внедрилось проведение в сентябре месяце Всеобщей гимнастики на улице «На зарядку - становись!»

В этом году мы запустили новые формы гимнастики «Флеш-моб», проводится на улице со всеми воспитанниками, каждую третью пятницу месяца. Цель ощущение причастности к общему делу, эмоциональная и физическая подзарядка, самоутверждение

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

В зимние каникулы разработана программа на неделю зимних забав и развлечений на улице, в недельную программу входят катание на санях, лыжах, изготовление ледяных фигурок и после украшение своих групповых площадок, конкурс на самую красивую постройку из снега, рисунки цветной краской и т.д.

На протяжении всего года проводятся совместные спортивные праздники с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа - лучший друг», «Быстрее, выше, сильнее». Цель - приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, прививать интерес и любовь к физической культуре и спорту, содействовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Совместные спортивные соревнования между подготовительными группами так же нашли достойное место в нашей работе с детьми «Веселые старты»

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. Проводится традиционный праздник «Мыльного пузыря»,где дети танцуют, играют и в конце праздника дети запускают множество пузырей, квест-викторина по ПДД с элементами ориентирования «В гостях у светофора»

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Список использованной литературы:

  1. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г

  2. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.

  3. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.

  4. . Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.

  5. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

ext.spb.ru

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бурменская И.А

Воспитатель МБДОУ д/с №67

[email protected]

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.

Здоровье – одна из сущностных характеристик человека, наряду с духовностью и интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможности реализации биологической и социальной функции.

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф.Аменд, С.Ф.Васильев, М.Л.Лазарев, О.В.Морозова,Т.В.Поштарева, О.Ю.Толстова, З.И.Тюмасева и др.) – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно–педагогическая, так как правильно организованная воспитательно – образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико – гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

- исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

- создание теории и практики разработки и внедрение педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

- определенно содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье», и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образажизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни – основа сохранения и укрепления здоровья» и диагностику определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни.

- разработанамодель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улицах и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

- образовательная деятельность по физическому воспитанию прогулки

- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:

- закаливание, создание условий для полноценного сна

-дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

- бережное отношение к окружающей среде, к природе

-медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

- формирование понятия «не вреди себе сам»

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом , на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Список используемой литературы

1. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. №4

2. Коврин С. С., Меньшиков В.М. Основы методики физического воспитания: Учеб. Пособие. Курган, 2002.

shkolnie.ru


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность