«Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста». Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни


Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни

Консультация «Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни»

Воспитатель: Соломенцева Валентина Михайловна, МБДОУ «Незнамовский детский сад «Боровичок». Старый Оскол.

 

Основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.

Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку.

В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни — таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.

Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.

Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей.

Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно .герою из произведения В.Маяковского: «…и сказала кроха — буду делать хорошо, а не буду плохо».

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.

В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.

Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Адекватно оценивая актуальные возможности, видя перспективы их роста, ребенок начинает выстраивать образ себя «будущего». Мало того, он начинает любить этот образ и стремится к достижению этого идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об «идеалах» детей и помогать в их актуализации. Они должны уметь «организовать» успех каждому ребенку. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, ребенок стремится к новым физическим и личностным достижениям или, говоря психологическим языком, встает на путь саморазвития и самовоспитания. Управление ребенком в этом случае начинает уступать место самоуправлению.

10 советов здорового образа жизни

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

 

 

Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольные учреждения, наш город и вся наша страна стали: территорией здоровья.

mirdoshkolyat.ru

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра психологии и педагогики детства

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил:

ТРИШИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МБОУ «Гончаровская СОШ»

Выборг

2015 г.

Проект

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

Вид проекта: исследовательский, игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный - 1 год.

Участники проекта: дети, инструктор по физической культуре, врач-педиатр, воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители.

Образовательные области: познание, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Актуальность темы: Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления  здоровья детей не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.

Начинать работу в данном направлении необходимо с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, объяснить важность того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста в данном направлении с учетом возрастных, психологических, индивидуальных  особенностей детей, создание благоприятных гигиенических условий, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. От состояния здоровья зависит овладение детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Цель проекта:

создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья детей.

Задачи проекта:

  1. Формировать у дошкольников понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

  2. Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности.

  3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, занятию спортом.

  4. Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Подготовительный этап:

  1. Подбор методической литературы

  2. Подбор художественной литературы для чтения, стихотворений, загадок, пословиц, потешек, аудио-видеозаписей.

  3. Подготовительная работа с родителями: беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организация практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря

Формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, консультаций по темам:

«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

«Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные советы по питанию», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»

  1. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

  2. Дни открытых дверей.

  3. Показ занятий для родителей: «Учимся чистить зубки», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

  4.  Совместные занятия для детей и родителей. «Делаем массаж», «Дышим правильно».

  5. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада ( инструктора по физической культуре, медицинской сестры): «Я и мой организм»,» Я и движение», «Я и здоровое питание».

  6. Создание фотоальбомов из семейных архивов «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Участие специалистов ДОУ:

Инструктор по физической культуре, врач-педиатр, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ.

Продукт проектной деятельности (предполагаемый результат):

Снижение уровня заболеваемости.

Повышение уровня физической подготовленности.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Создание уголка здоровья, выставки рисунков, альбомов, газет.

Срок реализации: 1 год.

Основной этап работы по теме проекта

Примерное планирование для детей младшей группы по формированию здорового образа жизни через интеграцию образовательных областей (через физические занятия, через чтение художественной литературы, через режимные моменты, через изодеятельность).

Физкультурно-оздоровительная работа, закаливание.

Задачи: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей. 

1. «Закаливание детей в дошкольном  возрасте».

2. Методы закаливания.

3. Занятия по развитию представлений о мире и о себе.

4. Формировать соответственно возрасту координацию движений, интерес к физическим упражнениям.

5. Владение элементарными навыками самообслуживания.

Подвижные игры: «По узеньой дорожке»

«Слышим – делаем»

«Раздувайся мой шар!»

«Поедем в лес»

«Ладушки – оладушки» и др.

Игры малой подвижности на развитие внимания.

1. «Покажите мне…» (Дети показывают те части тела, которые называет ведущий).

2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения воспитателя).

3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).

   Упражнения лечебной гимнастики:   

   «Солдатским шагом»

   Спокойная ходьба по комнате с переходом на маршировку. Высоко поднимаем ноги, согнутые в коленях. Дышать при этом надо через нос, ровно держать спину. Время выполнения – 1 минута.

    «Самолетик»  

     Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. При этом ребенок тянет звук «у-у-у». За 10-15 секунд до окончания бега темп постепенно замедляется.

 «Тикают часики»

  Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – «тик». Наклон влево – «так». Спинка не сутулится, слова произносятся громко. Упражнение выполняется 4-5 раз.

Спортивные развлечения: для детей младшего и среднего возраста «Чтобы ушки слышали», «На солнечной полянке».

Изодеятельность детей и родителей.

Задачи:  Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.

  • Коллективные и индивидуальные работы детей.

  • Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

  • Изготовление уголка здоровья для родителей.

  • Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).

  • Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровыми…»

Темы для детского творчества: «По узенькой дорожке»

«Бублик для куклы Наташи»

«Огуречик, огуречик..»

«Мячи большие и маленькие»

«Овощи в мешке»

«Катаемся на санках»

«Фрукты на тарелке» и др.

Чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.

  2. Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.

  3. Заучить стихотворения о здоровье.

  • Чтение детской литературы.

  • Заучивание потешек, приговорок, пестушек.

  • Заучивание стихотворений.

  • Рассматривание иллюстраций.

Д. игры: «Скажи какая» ( выделяем признаки овощей)

«Угадай посуду»,»катакмся на санках», «Одежда», " Полезное и вредное"; " Угощение для Юли"; " Угадай по вкусу"; " Назови молочные продукты"; "Поход в магазин за полезными продуктами"; " Кто пасется на лугу. ";

Детская литература: К.Чуковского «Мойдодыр»,«Айболит», А.Барто «Девочка Чумазая», Е.Кан «Наша зарядка», Р. Корман «Микробы и мыло», стихи и загадки о здоровом образе жизни.

Оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.

  2. Развивать двигательную активность детей.

  3. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

Дни здоровья

Тематические прогулки

Игровая деятельность:

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Оздоровительные минутки

Физминутки 

Дидактические игры.

1. «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты).

2. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?».

4. «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».

5. «Полезно – неполезно» (полезные продукты питания)

6. «Наши помощники»( принадлежности для купания).

Игры с зеркалом.

1. «Мои зубки»

2. «Мои глазки»

3. «Мои ушки»

Развивающие игры.

1. «Послушаем тишину»

2. «Сравни картинки»

Сюжетно-ролевые игры.

1. «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой).

2. «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»).

3. «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному).

4. «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).

 Потешки, приговорки, загадки:

Водичка, водичка.

Водичка, водичка.

Умой моё личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

                

Чешу, чешу волосыньки,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся…

Дочка, маму слушайся.

 Ай, лады.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

  

 Стихи для заучивания.

 Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку! (А.Барто)

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило!

Ты, водица, лей, лей!

Будут щёки розовей!  (Г. Лагздынь)   Без воды Умылся котик.

Лапкой вымыл глазки, ротик.А вот мне нельзя так мытьсяМама может рассердиться… (В. Науменко)

Любо плавать ВанеВ белом море - в ванне.Только вот обидно -Берега не видно.Видимость пропала,Мыло в глаз попало... (А. Шлыгин)

«Ай – лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Ребятам улыбаемся».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В процессе реализации проекта были достигнуты следующие интегративные результаты у детей :

1. Сформировалось понятие о том, что необходимо заботится о своем здоровье, бережно относится к своему здоровью и к здоровью своих близких, вести здоровый образ жизни.

2. Наличие у детей таких физических качеств, как подвижность, ловкость, гибкость, активность, выносливость.

3. Наличие у детей интереса к физическим упражнениям, к закаливанию, к активному и здоровому образу жизни.

4.  Установление партнерских отношений ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

   Созданные медико-педагогические условия в ДОУ способствовали  снижению уровня заболеваемости,  положительной динамике укрепления мышц.

   В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.

   Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, детский сад имеет высокий рейтинг.

Заключительный этап:

-выставка детских и совместных работ, фотоальбомов, газет

-оформление уголка здоровья для родителей

-пополнение развивающей среды группы спортивными атрибутами, дорожки для босохождения, стаканчики для полоскания полости рта, массажными тренажерами и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты занятий:

Занятие здоровья для детей младшей группы

Тема: «Чтобы ушки слышали»

Задачи:

- дать детям первоначальные знания об органе слуха;

-формировать навыки ухода за ушами;

- развивать слуховую память.

Содержание:

Дети входят в зал под музыку, идут с заданием: под тихую музыку идти на носочках, под громкую ступать твердо, чтобы было слышно.

Под громкие аккорды появляетсяДОКТОР АЙБОЛИТ, здоровается с детьми, спрашивает, слышали ли они, как он шел. После ответов ребят задает вопрос:

•  А что нам помогает слышать все вокруг?

Затем Доктор Айболит предлагает детям поиграть с ним. Проводится игра в кругу «Узнай по звуку»

После игры педагог предлагает детям и гостю сесть на стульчики и показывает макет уха, рассматривает его вместе с детьми, предлагает им потрогать свое ухо, затем хорошо потереть уши, легко подергать мочки ушей. Объясняет,что такая гимнастика улучшает настроение.

Затем ребят просят закрыть руками уши. Педагог тихо продолжает говорить, после чего спрашивает у детей, хорошо ли они слышали ее. Сообщает, что есть люди, которые совсем не слышат, они разговаривают при помощи жестов. По предложению педагога ребята пробуют рассказать стихотворение при помощи рук.

Летит, летит – взмахи руками в стороны

По небу – рука указывает в небо

Шар – руки перед собой образуют круг

По небу шар летит

И знаем мы, что этот (говорят словами) шар-руки перед собой образуют круг

До неба долетит.

Взрослый замолкает на секунду, прислушивается, жестом предлагает детям посидеть в тишине, затем спрашивает, что они слышали. После ответов уточняется, что и в тишине можно услышать много разных звуков: стук сердца, скрип стула, звуки автомобилей с улицы.

П.и.. «Бездомный зайчик» (профилактика плоскостопия), «Елочки». Эстафеты: «Пробеги по шнурку «елочкой»»; «Перепрыгни лужи»

В конце занятия педагог предлагает детям рассказать, как надо ухаживать за ушами, чтобы они не болели и хорошо слышали.

Доктор Айболит говорит, что сам много узнал, хвалит малышей за хорошие ответы, прощается, советует хорошо ухаживать за ушами.

Занятие здоровья в первой младшей группе

Тема: «На солнечной полянке»

Задачи:

1. Вызвать у детей радостные эмоции.

2. Дать первоначальные знания о том, что может повредить здоровью.

3. Развивать координацию движений

Содержание занятия:

В начале урока под спокойную музыку дети с педагогом входят в зал, педагогом спрашивает, любят ли дети путешествовать.

Выслушав ответы детей, педагог предлагает им закрыть глазки и отправиться в лес на солнечную полянку. Когда малыши открывают глаза, им говорят:

-Вот мы и на полянке, давайте погуляем, понюхаем цветочки, посмотрим вокруг» (дети вместе

с педагогом гуляют под музыку, имитируют движения)

Затем педагогом ловит зеркальцем солнечного зайчика, наводит его на детей, предлагает поймать его. Дети бегают, но им не удается это сделать. Педагог читает стихотворение:

Скачут побегайчики - солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут. Были тут - и нет их тут

Прыг, прыг - по углам. Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли? Вы нигде их не нашли?

Ребятам предлагается протянуть ручку к солнышку и поймать лучик.

Затем лучиком они греют щечки, грудку, животик. Педагог спрашивает детей:

•  Какой лучик?

Они отвечают, что он теплый. Далее следует сообщение о том, что весной солнышко пригревает сильнее, лучики становятся теплыми, но еще прохладно на улице, надо одеваться удобно и тепло. После этого взрослый предлагает отпустить лучики, чтобы они прыгали и обогревали всех детей.

На следующем этапе урока педагогом ежится и говорит, что набежали тучки и закапал дождь, а потом берет зонтик и предлагает детям спрятаться под ним.

Проводится игра «Солнышко и дождик».

После игры педагог говорит, что дождик закончился и опять вы-

глянуло солнышко, всем стало весело и захотелось играть. Ребята прыгают весело на солнышке.

В заключение педагогом спрашивает детей, понравилось ли им путешествие на солнечную полянку, предлагает закрыть глазки (детки, спрятались), чтобы вновь вернуться в детский сад.

ДИАГНОСТИКА

К концу проекта дети стали меньше болеть в среднем на 50%,

Выполняют общеразвивающие упражнения и умеют играть в подвижные игры 60%

Знают свой организм и обладают навыками самообслуживания 60%

Знают принципы здорового питания 50%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Н.И.Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ [Текст]/ Крылова Н.И., - М., 2009 г.

Е.Н.Крылова, Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Крылова Е.Н., -  М., 1981г.

Г.Г. Григорьева,  Играем с малышами [Текст]/ Григорьева Г.Г., М., 2003г.

Л.А.Теплякова, С.З.Шишова Учимся быть здоровыми [Текст]/ Теплякова Л.А., - М., 2001г.

К.К. Утробина, Занимательная физкультура в детском саду [Текст]/   Утробина К.К., - М., 2005г.

Л.И. Пензулаева, Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет) [Текст]/ Пензулаева Л.И., - М., 2002г.

И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова, Прогулки в  саду [Текст]/ - Кравченко И.В.,  Долгова Т.Л., - М.,2011г.

Н.Е. Веракса, Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Веракса Н.Е., - М., 2010г.

infourok.ru

Копилка советов "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма. В становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую). Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.

            Здоровье – это не только отсутствие болезненного состояния, оптимальной работоспособности, эмоционального тонуса, но и фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей является формирование у них представлений о здоровье - одной из главных ценностей жизни. Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации: только полезному для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Двигательная деятельность, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил гигиены. Правильное питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма.
  • Следующий фактор здорового образа жизни –закаливание. И действительно использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть плохо.
  • О некоторых признаках здоровья: воспитывать навыки здорового поведения, двигаться, есть побольше овощей и фруктов.
  • Мыть руки, не злиться, не волноваться, быть доброжелательным.
  • Больше бывать на свежем воздухе.
  • Развивать умение рассказывать о своём здоровье, вырабатывать навыки правильной осанки.
  • Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
  • Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.

Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников.

Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.

Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.

Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.

Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.

Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.

Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.

Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.

Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.

Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.

Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.

Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.

Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.

Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.

Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).

Одно из главных условий – нормальный ночной сон.

Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил.

  • Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время. За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
  • За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
  • Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
  • Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.

Родителям не стоит забывать о том,

 что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

sad2volkovysk.schools.by


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность