"Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников". Формирование здорового образа жизни у школьников


Формирование навыков здорового образа жизни у школьников

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников
Общие принципы
Сообщение для заседания методического объединения классных руководителей ГУО «Клепачская СШ»
Косцов А. И.
18.11.2013
Введение

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья. Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.

На основании вышесказанного можно сформулировать цель нашей работы - рассмотреть роль педагогического коллектива в организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни и профессиональных заболеваний среди детей и подростков.

1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

Привитие школьникам навыков здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни.

Школьник приобретает навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила здорового образа жизни и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о правилах здорового образа жизни является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков здорового образа жизни входит в режим дня.

Современная школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Сегодня оно ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы более чем у 40% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания и еще у 36% -- морфофункциональные отклонения. В связи с этим до 35% учащихся имеют различные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недооценкой в практической работе по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Как показывают результаты исследований, более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные навыки здорового образа жизни: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, хотя уже в 11-летнем возрасте школьник должен понимать отдаленные последствия своего поведения для здоровья, а в 13 лет -- уметь принять правильное решение в ситуациях, связанных с угрозой для своего физического и психического благополучия.

Современные требования к формированию здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков и укреплению их здоровья включают в себя: поддержание безопасной среды в школьном здании; организацию медицинского обслуживания школьников, обеспечивающего постоянный контроль за состоянием их здоровья; наличие программы гигиенического воспитания, интегрированной в школьную образовательную программу; четко определенную позицию школы по отношению к основным аспектам образа жизни -- питанию, курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, двигательной активности и т.д.; медицинское обслуживание педагогов и создание в школе условий для сохранения и укрепления их здоровья; профессиональную подготовку учителей к работе по гигиеническому обучению и воспитанию детей; гигиеническое просвещение детей семейными врачами и врачами педиатрами; связь школы и поликлиники с семьей и общественностью в работе по укреплению здоровья детей.

2. Способы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

2.1 Закаливание

Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов - теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.

2.2 Вредные привычки

Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить школьники?

Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок или старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения - любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам и др.

Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе - слабеет память, нередко вместе нарушается зрение. Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться. Важно создать «противотабачный климат» в школе, интернате и т.д. Этому, как уже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами.

Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка - употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная «положительная» установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на «норму» поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:

- ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;

- в семьях должна быть четкая установка: алкоголь - враг здоровья, алкоголь - враг учебы, алкоголь - враг спорта;

- алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.

Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. 2.3 Режим труда и отдыха

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. - В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

2.4 Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

2.5 Физическая нагрузка

Для умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную системуДембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

2.6 Рациональное питание

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.

Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.

Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности.

Жиры и углеводы - основные источники энергии, а суточная потребность организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста - 2300 ккалл/в день. Углеводы - не только источники энергии для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал.

Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как правило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, за исключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многие блюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны.

Витамины - обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% и ужин - 25%.

3. Роль педагогов в формировании навыков здорового образа жизни и

профилактики заболеваний у школьников.

В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов учителем учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией

Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них.

Задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки. Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей затратой времени - хождение к врачам, лечение, а потом «догнать» пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания, лекции по гигиене, специальная литература. Во многих школах родителей школьников сначала собирают вместе для общей беседы, а затем родители расходятся по кабинетам. В некоторых школах можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи, нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.

Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Педагогический работник может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе педагог и родители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований в воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшей беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания.

Заключение

Что же конкретно может сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс взаимодействия со школьником: это беседы на актуальные темы, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены - все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с деятельностью школ и учителей.

Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении с ребенком детей, бережно относится к его ранимой психике. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка.

Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.

В-пятых, педагогический коллектив школы способен организовать наглядные агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить тематические беседы, встречи со специалистами и т.д.

zubstom.ru

"Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников"

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Хайретдинова Гулия Муниповна – учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Татарская гимназия №2 имени Ш. Марджани при КФУ» Московского района г. Казани Республики Татарстан

Здоровье - весьма всеобъемлющее, многозначное слово. Здоровье человека, взрослого или ребенка, школьника или студента - это неотъемлемая часть полноценной жизни, чистой, радостной, успешной, без болезней и страданий, той жизни, которой только достоин человек. Здоровье каждого - это общественное достояние. Здоровье в настоящее время, к сожалению, есть не у каждого.

Формирование ЗОЖ как педагогическая проблема рассматривается в трудах многих отечественных педагогов. Особое значение для её решения имеют философские и гуманистические идеи о ценности здоровья и путях его сохранения, теоретиченcкие основы оздоровительных технологий, разрабатываемые, концепции становления начальных знаний о сохранении здоровья у младших школьников [1].

Школа, являясь социальным институтом, имеет уникальные возможности: направленно влиять на развитие личности ребенка, осуществлять ее коррекцию в процессе обучения, систематически формировать навыки здорового образа жизни у школьников и контролировать их усвоение. Школа находится в тесном контакте с семьей учащегося, что позволяет постоянно контролировать ситуацию. Влияние школы усиливается тем обстоятельством, что она участвует в жизни детей как раз в то время, когда формируется представление о здоровом образе жизни. В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В методическом пособии О.Ю. Ягновой, Н.С. Королевой «Уроки разума» раскрывается тема о развитии внутренних ресурсов личности, формирование у ребенка психологической и нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды [1]. Надо помнить о развитии различных сторон жизни детей: общение с окружающими людьми, интересы и увлечения, жизненные цели, обращение к собственному внутреннему миру.

Кардиохирург с мировым именем, лауреат многих государственных и международных премий, академик Н.М. Амосов писал: «Развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В детском организме еще действуют программа активности, которая является необходимым элементом роста».

Некоторые авторы указывают, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [1]. Об этом же говорится и в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье является состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2].

Состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.

Главное - профилактика.

Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки. Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она» [1].

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому, в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию, - показывают на здоровый образ жизни.

Закрепившиеся привычки к постоянным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Однако, в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Первые познания о здоровье ребенок получает в семье, а затем в школе. В 5-6 лет у ребенка есть первые представления об алкоголе и никотине. Они видят, как курят и выпивают родители, наблюдают подобные сцены на экране телевизора. Сделать выбор сложно даже для взрослых людей, а для ребенка еще труднее. Поэтому очень важно задолго до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство.

У младших школьников отмечается более низкий уровень силы нервной системы, худшие показатели уравновешенности основных нервных процессов – отсюда неадекватная реакция на воздействие внутренних и внешних факторов.

Режим дня – одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарии определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья школьника. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний.

Здоровый образ жизни формируется всеми составляющими гигиеническими нормами. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в младшем возрасте, зависит в последующем здоровье.

Необходимо помнить, что и мышечная система у школьников развита слабо, особенно мышцы конечностей, что объясняется тонкостью мышечных волокон, бедностью их белком, большим содержанием воды.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей являются: принятие правильного положения тела во время длительного сидения; достаточная двигательная активность, недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора; предупреждение утомления. Необходимо объяснить ребенку, что хорошая осанка нужна ему не только для красоты, но и для здоровья.

Утомление на школьном уровне – естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т.е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Именно в младший школьный период формируются навыки здорового образа жизни, навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем человека. Как указывают эксперты ВОЗ, у детей происходит постепенный переход от безоговорочного принятия норм поведения и правил, установленных взрослыми, к стадии критической оценки этих норм, когда ребенок непосредственно осуществляет самостоятельный выбор, наблюдается период смятения в отношении своего „я»; дети склонны к глубоко эмоциональным взаимоотношениям со своими сверстниками и очень нуждаются в их одобрении, наблюдается отчужденность от родителей; отмечается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда обретается или предоставляется правовая и социальная независимость[2].

Одной из главных задач здоровьесберегающей педагогики в начальной школе является воспитание учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Этому должно способствовать формирование ценных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через собственное «Я», его ценность жизни, не только для себя, но и для близких. Интеграция курса «Окружающий мир» общеобразовательными предметами федерального компонента Базисного учебного плана, прежде всего, с предметом «физическая культура» позволяет активизировать предметные знания учащихся, гармонизировать физическое развитие через осознанное выполнение системы физических упражнений, нацеленных на повышение работоспособности органов дыхания, опоры и движения, о строении и функциях которых дети узнают из естествознания.

Заключение

Таким образом, формирование потребности к здоровому образу жизни с первых классах начальной школы имеет педагогическое обоснование и способствует:

- развитию у детей целостных представлений о здоровом человеке;

- зарождению у детей профилактического мышления;

- повышению уровня здоровья детей;

- формирование потребности к здоровому образу жизни;

- повышение мотиваций к образованию.

Педагогической основой формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, являются стимулы, мотивы самого школьника. Главное, чтобы эта проблема решалась целенаправленно и систематично. И на вопрос: Какая школа нам нужна сегодня? Может быть только один ответ - «ШКОЛА ЗОЖ».

Валеологически целесообразный образ жизни необходимо рассматривать как комплекс профилактико – оздоровительных мероприятий, способствующих развитию у школьников основ здоровьесберегающего мышления и навыков ведения ЗОЖ.

Литература:

Книга:

1. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. Поэзия: прочее. Серия: Пишем сочинения… Издательский дом: Астрель, АСТ., 2004. – ISBN: 5-17-023219-5, 5-271-08565-1.

Статья из журнала:

1. Мулявина Э.А. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов в процессе естественного образования [Текст] / Вестн. Южно-Уральского гос-ого ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2007. - №2 (74). – С.10, 11.

Сборники:

1. Уроки разума [Текст] / ГОУ СПО «Казанский пед-ий колледж» О.Ю. Ягнова, Н.С. Королева: Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни у младших школьников. – Казань: 2007. – С.4.

infourok.ru

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников



В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник

Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций. Ее значимость подчеркивается в таких правительственных документах как Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [5], Законе РФ «Об образовании» [8, с.51], а также ряде других. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обращает внимание на вопрос сохранения здоровья как на один из главных вопросов, требующих немедленного рассмотрения. Все это говорит о том, что задача сохранения здоровья — это задача государственного уровня. Однако ее решение должно ложиться на каждого из нас, а если речь идет о подрастающем поколении, то ее решением должны заниматься, прежде всего родители и учителя. Ведь общеизвестно, что здоровье человека на 50 % связано с его образом жизни.

Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей. Так вопросом формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие крупные исследователи как Попов С. В., Амосов Н. М., Кукушин В. С., Зайцев Г. К., Усачев А. У., Виленский М. Я., Татарникова Л. Г., Трещева О. Л., Осик В. И., Брехман И. И., Комков А. Г., Соловьев Г. М. Еще Сухомлинский В. А. утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [6, с.54].

Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние полной физической, психической и социальной обеспеченности. Гармоническое сочетание социальных, эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных граней жизни» [2]. Кроме того, данная организация дает определение и другому понятию, которое напрямую связано с понятием здоровья — это понятие здорового образа жизни и которое подразумевает «поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Оно включает все положительные стороны деятельности людей: активная жизненная позиция, удовлетворенность трудом, отсутствие вредных привычек, социальная удовлетворенность, высокая физическая активность, устроенность быта и т. д» [2].

Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47]. Именно они в совокупности и обеспечивают высокую социальную дееспособность человека. В связи с этим, современные исследователи говорят не только о проблеме сохранения физического здоровья ребенка, но и о его психическом благополучии, которое в силу разных причин вызывает все большее беспокойство у специалистов. К таким причинам относят вредные привычки (курение, алкоголь), зависимость современного человека от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и т. п.), пристрастие молодого поколения к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы приводят к нарушению не только психического состояния ребенка, но также откладывают отпечаток и на его физическое здоровье, выражающееся в ожирении, ослаблении иммунитета, обострении сердечно-сосудистых заболеваний). Кроме того, эти вредные привычки отражаются и на способности ребенка к обучению, т. к. пристрастие к компьютерным играм и другим электронным гаджетам приводит к утрате способности концентрировать внимание и вызывает проблемы с памятью.

Все это говорит о необходимости проведения работы по формированию у ребенка привычки заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Однако, как считает Попов С. В., «сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни» [4, с. 34]. Именно поэтому нами и была выбрана тема исследования, связанная с формированием здорового образа жизни у младших школьников.

В рамках нашей темы было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.

С целью изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни у обучающихся нами были использованы тест-анкета «Расти здоровым» Кукшина В. С. и анкета для учащихся на выявление уровня знаний о здоровом образе жизни Науменко Ю. В. [7]. Кроме этого были изучены медицинские карты обучающихся с целью выявления проблем со здоровьем у обучающихся данных классов. Их анализ показал, что почти у половины младших школьников есть проблемы со здоровьем. Так 13 % второклассников имеют диагноз «ожирение», у 8 % есть аллергия, у 4 % выявлены заболевания органов дыхания и у 13 % другие соматические заболевания.

Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и несформированный режим дня (ненормированное пребывание перед телевизором, компьютером; отсутствие режима дня). Это отражается на здоровье детей: 72 % опрошенных второклассников постоянно жалуются на головные боли.

В результате анкетирования было выявлено и то, что основополагающие аспекты здорового образа жизни и правила личной гигиены (поддержание рук в чистоте, уход за зубами и т. д.) знают и выполняют лишь 39 % обучающихся, что, как свидетельствует анализ медицинских карт детей, приводит к частым инфекционным и простудным заболеваниям. Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.

Однако наше исследование показало и то, что младшие школьники проявляют интерес к активному здоровому образу жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что более 88 % тестируемых проявили желание заниматься каким-либо видом спортом.

С целью получения более полных данных для исследования изучаемой проблемы нами было проведено анкетирование родителей детей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» [7]. Целью данного анкетирования стало выявление отношения опрашиваемых к проблеме формирования здорового образа жизни.

Анализ ответов родителей показал, что лишь 19 % опрошеных занимаются каким-либо видом спорта сами и только 9 % детей из этих семей посещают спортивные секции. Также результаты показали и то, что утренней гимнастикой в семье занимаются только 31 % анкетируемых, при этом нерегулярно.

У большинства родителей отсутсвуют знания основных принципов и методов закаливания, а закаливающими мероприятиями в семьях занимаются лишь 1 % опрошенных.

Основными видами деятельности детей по приходу из школы, по результатам опроса родителей, на первом месте (50 %) стоит просмотр телевизора. Следует отметить, что 33 % родителей говорят, что их дети в свободное время посвещают чтению или настольным играм. Спорту и подвижным играм, по ответам взрослых, посвещают свободное время лишь 17 % детей. Единоглассно родители указали на участие ребенка в работе по дому.

На знание основных принципов здорового питания указало 85 % родителй, но ни один респондент не смог их перечислить, что говорит об отсутствии необходимой информации у опрошенных. Причинами, препятствующими правильному питанию, по мнению родителей, является отсутствие денег — 3 %, нехватка времени — 4 %, при этом 93 % опрошенных не ответили на вопрос, связанный с правильным питанием.

Свое свободное время родители посвящают даче, отдыху на природе и водоемах (55 %), что обусловлено территориальным месторасположением. При этом все они привлекают к этому и своих детей. 18 % опрошенных указали на такое времяпрепровождение, как спортивные прогулки и походы, а 27 % опрошенных родителей посвящают свободное время походам в магазин или отдыху в домашней обстановке.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что проблема сохранения здоровья у младших школьников актуальна. Ее решение возможно лишь при формировании у обучающихся привычек здорового образа жизни. В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы привить подрастающему поколению заинтересованность к здоровому образу жизни, обеспечить его необходимым багажом знаний и умений. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.

Литература:
  1. Валеология: Медицинский портал про здоровье [Электронный ресурс] точка доступа: http://valeologija.ru — 03. 02. 2016.
  2. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] точка доступа: http://www.who.int/dg/speeches/2016–18. 01.2016.
  3. Осик В. И. Валеология в школе: Учебное пособие. — Краснодар, 1997. 127 стр..
  4. Попов, С. В.Валеология в школе и дома [Текст]: учебник: (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. — СПб: Союз, 1997. — 256 с (стр. 34).
  5. Президент России. [Электронный ресурс] точка доступа: http://kremlin.ru — 27. 01. 2016.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа». Киев 1973. 145 с. (стр. 54)
  7. Современный учительский портал. [Электронный ресурс] точка доступа: http://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye/ — 15. 01.2016.
  8. Федеральный закон. [Электронный ресурс] точка доступа: http://www.federalniy-zakon.ru — 27. 01. 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, свободное время, Российская Федерация, ребенок, результат анкетирования, проблема формирования, проблема сохранения здоровья, правильное питание, подрастающее поколение, здоровое питание.

moluch.ru

Формирование здорового образа жизни у школьников. Храковичская средняя школа

Что такое формирование здорового образа жизни у школьников

Каким должен быть правильный режим дня у школьников

Формирование здорового образа жизни у школьников и вредные привычки

    Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей, особенно школьников здоровый образ жизни. Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у школьников протекало правильно.

Что такое формирование здорового образа жизни у школьников

Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек.

1. Правильное питание школьников

    Начнем с питания, так как рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

2. Физическое развитие и занятия спортом

физическое развитие и занятия спортом

    Правильное формирование здорового образа жизни у школьников невозможно без воспитания у детей понимания необходимости для здоровья занятий спортом. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

3. Закаливание и гигиенические процедуры

закаливание школьников

     Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание, которые дает организму возможность сопротивляться всевозможным простудам и вирусам, которые не только ослабляют организм, но и нарушают принятый распорядок дня. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

    То же касается и соблюдения правил личной гигиены, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.

4. Режим дня школьников

    Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.

Каким должен быть правильный режим дня у школьников

каким должен быть правильный режим дня у школьников

    Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты:

— учебные занятия в школе;

— выполнение домашних заданий;

— сон;

— питание;

— занятия физическими упражнениями;

— отдых;

— занятия в свободное время.

Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.

Формирование здорового образа жизни у школьников и вредные привычки

     Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы.

   Желательно оградить школьника от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.

   Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим  комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.

hrakovichi.schools.by

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Статья

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Назарова Светлана Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Актуальность вопроса здорового образа жизни (ЗОЖ ) младших школьников обусловлена запросами общества .Ведь одна из самых болезненных проблем российского общества проявляется в противоречии между потребностью государства в физически , психически и нравственно здоровом населении и статистикой, показывающей , что фактические показатели здоровья россиян находятся на низком уровне.

Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения . то его формирование и профилактику необходимо воспринимать, как социальный заказ общества . Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья , с которым ребёнок приходит в первый класс. Однако результаты исследований говорят о том , что здоровыми можно считать менее 25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья . К сожалению , на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию , У половины школьников отмечаются функциональные отклонения . Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: заболевания костно- мышечной системы , заболевания органов зрения , болезни органов дыхания. Рост числа этих заболеваний среди школьников набирает темп.

Социальные исследования показали, что наряду с экологическими и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение , связанное с условиями жизни и обучения , трудности в организации правильного питания и ряд других факторов. В связи с этим остро встал вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выходом из создавшегося положения должна стать правильная организация оздоровительной работы в начальной школе , направленная на формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни – это образ жизни , основанный на принципах нравственности , рационально организованный , активный ,защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды , позволяющий сохранять нравственное , психическое и физическое здоровье.

Таким образом , можно говорить о трёх видах здоровья : физическом психическом и нравственном ( социальном ).

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга , оно характеризуется уровнем и качеством мышления , развитием внимания и памяти , степенью эмоциональной устойчивости , развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами , которые являются основы социальной жизни человека . Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду , активное непринятие нравов и привычек , противоречащих здоровому образу жизни.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья -это прежде всего процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с экологическими и социальными факторами.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у воспитанников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы по ЗОЖ

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветитель-

ская работа по формированию

здорового образа жизни

 

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни

 

– Проведение уроков здоровья,

формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактичес-

кая деятельность

 

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма

– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

– Профилактика утомляемости: проведение релаксации; оборудование зон отдыха.

 

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

 

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта в семье.

.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной работы: организация подвижных игр; дни здоровья,

 

 

 

 

Прививать навыки ЗОЖ помогает организация работы по программе

« Будь здоров!»

1-й год: Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.

В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку белоснежной.

Надежная защита организма. Забота о коже.

Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

«Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).

Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

Если хочешь быть здоров – закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

2-й год. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Сон – лучшее лекарство.

Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

Физкультура в молодости – здоровье в старости.

Движение и здоровье.

Подвижные игры.

Народные игры.

Доктора природы.

3-й год. Расти здоровым.

Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

Красоты души и тела.

Учение с увлечением.

Лучший отдых – любимое занятие.

Умей организовывать свой отдых.

4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?

Что зависит от моего решения?

Почему некоторые привычки называют вредными.

Зло – табак.

Зло – алкоголь.

Зло – наркотик.

Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.

Телевизор и компьютер – друзья или враги?

Будем делать хорошо и не будем плохо.

 

Немалую роль в привитии навыков ЗОЖ воспитанникам играет привлечение родителей.

Таким образом, здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов , как состояние окружающей

среды , здоровье родителей и наследственность , условия жизни и воспитания ребёнка в семье, в образовательном учреждении.

 

Начинать формировать здоровый образ жизни нужно в детстве , когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка , желание все узнать и попробовать, возрастная двигательная активность.

 

Для обеспечения готовности младших школьников к полноценной жизни и деятельности необходимо работа, направленная на формирование потребностей и мотивов , способствующих овладению знаниями , умениями и навыками , которые позволят детям самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

 

 

 

 

aneks.spb.ru

Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников

2.1 Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ

2.2 Программа для 3 года обучения «Быть здоровыми хотим»

2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [3], Брехман И.И. [7;8], Л.Г. Татарникова [32; 33] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [7;8], Л.С. Выготского [12], Г.К. Зайцева [14;15], П.Ф. Лесгафта [25; 26], Н.И. Пирогова [30], В.А. Сухомлинского [ 31 ], Л.Г. Татарниковой [ 32; 33 ], К.Д. Ушинского [34] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [17], гигиену обучения и воспитания школьников [23], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [28], школьную валеологическую работу [14;15;21; 22].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования : выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования : знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

4. Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

5. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [4, С. 18].

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма»[36, С.42]. В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [10, C.104].

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру[16, С.30]. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей [8, С.27].

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека [37, С.6].

В.П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода . Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [19, С.23].

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

По нашему мнению, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», которыйопределяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1, С.13].

Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничноевзаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [24, С.60].

mirznanii.com


Смотрите также

Цельнозерновые злаковые
Жиры
Овощи
Фрукты
Напитки
Физическая активность